Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 19. Порядок сбора и проверки подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума
1. Со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума, инициативная группа по проведению референдума вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума в порядке, установленном настоящим Законом. При этом учитываются только подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы.
Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа по проведению референдума.
2. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса (вопросов), выносимого (вносимых) на референдум. В случае вынесения на референдум проекта правового акта лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта гражданину, проставляющему свою подпись.
Законом Омской области от 18 мая 2007 г. N 907-ОЗ в пункт 3 статьи 19 настоящего Закона внесены изменения
3. Подписи могут собираться только среди участников референдума. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
4. Право сбора подписей участников референдума принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума может заключать с лицом, собирающим подписи участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума. Инициативная группа по проведению референдума обязана составить список лиц, осуществлявших сбор подписей участников референдума.
5. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону. Участники референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об участнике референдума, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения участник референдума ставит собственноручно.
6. Каждый подписной лист должен быть удостоверен подписью лица, собиравшего подписи граждан, и уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, даты рождения, серии и номера паспорта или документа, заменяющего паспорт, каждого из этих лиц.
7. Количество подписей, необходимое для поддержки инициативы проведения референдума, составляет 5 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона. Число граждан, имеющих право на участие в референдуме, определяется на основании данных регистрации участников референдума по состоянию на 1 января или на 1 июля соответствующего года. Требуемое количество подписей должно быть собрано инициативной группой по проведению референдума в течение 30 дней со дня выдачи инициативной группе регистрационного свидетельства. В случае если в течение этого срока не было собрано необходимого количества подписей граждан, имеющих право на участие в референдуме, дальнейший сбор подписей прекращается.
8. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума подсчитывает общее количество собранных подписей граждан, имеющих право на участие в референдуме, и составляет итоговый протокол.
9. Количество представляемых для назначения референдума подписей участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для назначения референдума требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для назначения референдума, не более чем на четыре подписи. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы по проведению референдума передаются уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума в избирательную комиссию муниципального образования, которая в течение 10 дней проверяет соблюдение инициативной группой по проведению референдума порядка сбора подписей, оформления подписных листов, установленного Федеральным законом и настоящим Законом, в том числе проверяет достоверность сведений об участниках референдума и подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума.
10. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для назначения референдума количества подписей участников референдума. Подписные листы отбираются для выборочной проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании избирательной комиссии муниципального образования. При проведении жеребьевки и проверки подписных листов в избирательной комиссии муниципального образования вправе присутствовать члены инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое число подписей, или ее уполномоченные представители. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки.
11. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума до представления подписей в избирательную комиссию муниципального образования, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей.
12. По результатам проверки, указанной в настоящей статье, подпись участника референдума может быть признана недостоверной или недействительной.
Законом Омской области от 18 мая 2007 г. N 907-ОЗ в пункт 13 статьи 19 настоящего Закона внесены изменения
13. Не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных. Установление достоверности подписи участника референдума методом опроса запрещается.
14. При проведении проверки подписей, представленных инициативной группой по проведению референдума, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. О соответствующей проверке должен извещаться уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума.
15. Избирательная комиссия муниципального образования для проведения проверки достоверности подписей участников референдума и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, вправе обращаться в органы внутренних дел Российской Федерации, иные государственные органы, а также использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей и участников референдума.
Законом Омской области от 18 мая 2007 г. N 907-ОЗ в пункт 16 статьи 19 настоящего Закона внесены изменения
16. Недостоверными являются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 15 настоящей статьи.
Недействительными подписями являются:
подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме, а также указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, - на основании официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации;
подписи участников референдума, не указавших каких-либо из требуемых в соответствии с Федеральным законом и настоящим Законом сведений или не указавших даты проставления своей подписи;
подписи участников референдума, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
подписи участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист или с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума или лицами, заверяющими подписные листы, в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей участников референдума до их представления в избирательную комиссию муниципального образования;
все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей участников референдума до их представления в избирательную комиссию муниципального образования;
подписи участников референдума, внесенные в подписной лист до дня получения инициативной группой по проведению референдума регистрационного свидетельства;
подписи участников референдума, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций и учреждений всех форм собственности, членов комиссий референдума с правом решающего голоса, либо с принуждением участников референдума в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением участников референдума за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи;
подписи участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими участниками референдума и не лицами, осуществлявшими сбор подписей, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей;
все, кроме одной, подписи участника референдума, неоднократно поставившего свою подпись в поддержку инициативы проведения референдума;
все подписи участников референдума в подписном листе, изготовленном с нарушением требований настоящего Закона.
Законом Омской области от 18 мая 2007 г. N 907-ОЗ в пункт 17 статьи 19 настоящего Закона внесены изменения
17. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о проведении референдума. В случае, если проведенная избирательной комиссией муниципального образования проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом 3 пункта 20 настоящей статьи, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в избирательной комиссии муниципального образования одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии муниципального образования о результатах выдвижения инициативы проведения референдума.
18. Избирательная комиссия муниципального образования, установившая соответствие порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям Федерального закона, настоящего Закона, устава муниципального образования, в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет эти подписные листы, экземпляр протокола и копию своего постановления в представительный орган муниципального образования. Копия постановления комиссии направляется также инициативной группе по проведению референдума.
19. В случае отказа в проведении референдума избирательная комиссия муниципального образования в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в проведении референдума обязана выдать уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию соответствующего решения с изложением оснований отказа.
20. Основаниями отказа в проведении референдума являются:
1) отсутствие среди документов, представленных для назначения референдума, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для назначения референдума;
2) наличие среди подписей участников референдума, представленных для назначения референдума, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом;
3) недостаточное количество достоверных подписей участников референдума, представленных для назначения референдума, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в назначении референдума в случае, когда для назначения референдума требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для назначения референдума;
4) несоздание инициативной группой по проведению референдума фонда референдума (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 58 Федерального закона, статьей 34 настоящего Закона создание фонда референдума необязательно). Отсутствие средств в фонде референдума не является основанием отказа в проведении референдума;
5) использование инициативной группой по проведению референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, помимо средств собственного фонда референдума иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств фонда референдума;
6) превышение инициативной группой по проведению референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, более чем на 5 процентов установленного законом предельного размера расходования средств фонда референдума;
Законом Омской области от 18 мая 2007 г. N 907-ОЗ в подпункт 7 пункта 20 статьи 19 настоящего Закона внесены изменения
7) установленный решением суда факт несоблюдения инициативной группой по проведению референдума в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона;
8) неоднократное использование членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума преимуществ своего должностного или служебного положения.
21. В случае принятия избирательной комиссией муниципального образования решения об отказе в проведении референдума по предложенному вопросу члены соответствующей инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума по вопросу, имеющему такую же по смыслу или содержанию формулировку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.