Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
финансов Омской области
от 31 декабря 2009 года N 50
Доклад
о результатах и основных направлениях деятельности Министерства финансов Омской области на 2010 - 2012 годы
9 марта 2011 г.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства финансов Омской области на 2010 - 2012 годы (далее - Доклад) подготовлен в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 14 марта 2007 года N 31-п "Об утверждении Положения о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Омской области".
Подготовка Доклада осуществлена в целях расширения применения в бюджетном процессе метода бюджетирования, ориентированного на результат, а также исходя из реализации задачи по достижению максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля, установленной Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 25 мая 2009 года "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах".
Министерство финансов Омской области (далее - Министерство) осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 24 февраля 2004 года N 36.
Министерство является органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики Омской области и координирующим деятельность иных органов исполнительной власти Омской области в этой сфере.
Правовую основу деятельности Министерства составляют Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Устав (Основной закон) Омской области, иные акты федерального и областного законодательства.
I. Соответствие целей деятельности Министерства приоритетам социально-экономического развития Омской области
Деятельность Министерства в среднесрочной перспективе будет осуществляться в рамках реализации следующих стратегических документов:
- Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 года N 18;
- Программы социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу (2009 - 2012 годы), утвержденной Законом Омской области от 6 октября 2009 года N 1186-ОЗ;
- Бюджетного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 25 мая 2009 года "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах";
- Основных направлений бюджетной и налоговой политики Омской области на 2010 год, утвержденных Указом Губернатора Омской области от 1 июля 2009 года N 66;
- Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 1123-р.
Согласно указанным документам основными приоритетами в сфере финансовой, бюджетной и налоговой политики Омской области на среднесрочную перспективу определены:
- адаптация бюджетной системы к изменившимся условиям и создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития региона в посткризисный период;
- рациональное использование имеющихся ресурсов Омской области при безусловном учете критериев результативности и эффективности бюджетных расходов;
- повышение эффективности и качества управления бюджетным процессом в Омской области.
Исходя из приоритетов социально-экономического развития Омской области и полномочий Министерства определены цели его деятельности на 2010 - 2012 годы:
1) обеспечение выполнения расходных обязательств Омской области;
2) совершенствование межбюджетных отношений в Омской области;
3) повышение качества управления региональными финансами Омской области.
Специфика деятельности Министерства состоит в существенной роли правоустанавливающей (регулятивной) деятельности, которая не направлена непосредственно на потребителей государственных услуг.
Соответствие целей деятельности Министерства на 2010 - 2012 годы приоритетам социально-экономического развития Омской области отражено в приложении N 1 к настоящему Докладу.
II. Цели, задачи и результаты деятельности Министерства на 2010 - 2012 годы
Цель 1. Обеспечение выполнения расходных обязательств Омской области.
В условиях снижения темпов социально-экономического развития Омской области в 2009 году особое внимание в финансово-бюджетной сфере региона уделено сбалансированности бюджета Омской области.
Снижение темпов роста поступлений доходов в областной бюджет уже в текущем году обусловило необходимость проведения антикризисных мер в сфере бюджетной политики Омской области и исключению рисков по неисполнению расходных обязательств Омской области и увеличению просроченной кредиторской задолженности.
В результате параметры областного бюджета на 2009 год, подлежащие финансированию за счет налоговых и неналоговых доходов, подверглись сокращению в целом на 3,4 млрд. рублей или на 9,1 процента к уровню 2008 года.
Ключевая функция Министерства в условиях кризисных явлений в экономике региона состоит в обеспечении полного и своевременного исполнения расходных обязательств Омской области посредством формирования эффективного бюджетного процесса на территории Омской области, усиления механизмов финансового администрирования, соблюдения размера дефицита областного бюджета, совершенствования механизмов управления государственным долгом Омской области.
При этом основой повышения эффективности бюджетного процесса является комплексная автоматизация составления и исполнения областного и местных бюджетов с использованием автоматизированной системы "Единая система управления бюджетным процессом".
В результате приоритетной целью деятельности Министерства в 2010 - 2012 годах остается обеспечение выполнения расходных обязательств Омской области.
Показателем конечного результата данной цели является степень исполнения расходных обязательств Омской области.
В целях реализации указанной цели Министерство обеспечивает решение следующих задач:
Задача 1.1. Своевременное и качественное составление проекта закона Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Закон Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год является основным инструментом проведения бюджетной политики на территории Омской области.
Своевременность составления проекта закона Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год заключается в:
- соблюдении срока подготовки проекта закона Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год для его внесения в Законодательное Собрание Омской области;
- разработке проекта правового акта Правительства Омской области о сроках составления проекта закона Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год;
- контроле за соблюдением субъектами бюджетного планирования Омской области сроков составления проекта закона Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Качественное составление проекта закона Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год предполагает:
1) разработку нормативной правовой базы по составлению проекта закона Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год, в том числе:
- основных направлений бюджетной и налоговой политики Омской области на очередной финансовый год;
- порядка и методики планирования бюджетных ассигнований областного бюджета;
2) осуществление методологического руководства подготовкой субъектами бюджетного планирования Омской области данных для формирования реестра расходных обязательств Омской области, распределения предельных объемов бюджетных ассигнований, составления обоснований бюджетных ассигнований областного бюджета;
3) ведение реестра расходных обязательств Омской области;
4) непосредственное составление проекта закона Омской области на очередной финансовый год, а также документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Законодательное Собрание Омской области;
5) обеспечение соблюдения при составлении проекта закона Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год требований Бюджетного кодекса Российской Федерации в отношении:
- размера дефицита областного бюджета;
- предельного объема заимствований Омской области;
- предельного объема государственного долга Омской области;
- предельного объема расходов на обслуживание государственного долга Омской области;
- соблюдения норматива формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих Омской области и содержание органов государственной власти Омской области;
6) направление проекта закона Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год в Комиссию по проведению публичной независимой экспертизы проектов областных законов в сфере бюджетного и налогового законодательства, участие в проведении публичных слушаний по нему.
Показателем непосредственного результата решения данной задачи является степень соответствия закона Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Задача 1.2. Обеспечение исполнения областного бюджета и формирования бюджетной отчетности.
Обеспечение исполнения областного бюджета предполагает:
- составление и ведение сводной бюджетной росписи областного бюджета и кассового плана исполнения областного бюджета;
- доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств областного бюджета до главных распорядителей средств областного бюджета;
- ведение сводного реестра получателей средств областного бюджета;
- проведение предварительного контроля за ведением операций со средствами областного бюджета, осуществляемых получателями средств областного бюджета, обслуживаемыми в Министерстве;
- кассовое обслуживание исполнения областного бюджета;
- открытие и ведение лицевых счетов получателей средств областного бюджета;
- организация взаимодействия с органом Федерального казначейства по открытию лицевых счетов, предназначенных для отражения операций по администрированию поступлений доходов в областной бюджет;
- исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета;
- учет использования средств резервного фонда Правительства Омской области.
Составление бюджетной отчетности включает в себя:
а) своевременное и качественное составление ежемесячной, ежеквартальной и годовой отчетности:
- об исполнении областного и консолидированного бюджета Омской области, а также государственных внебюджетных фондов;
- об исполнении бюджета Министерством;
б) подготовку ежеквартальных отчетов об исполнении областного бюджета на рассмотрение Правительства Омской области;
в) своевременное формирование проекта закона Омской области об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год, участие в проведении публичных слушаний по нему.
Показателями непосредственного результата решения данной задачи является:
- удельный вес своевременно исполненных денежных обязательств областного бюджета;
- количество возвратов Федеральным казначейством на доработку отчетов об исполнении консолидированного бюджета Омской области.
Задача 1.3. Оптимизация управления государственным долгом Омской области и финансовыми активами Омской области.
Оптимизация управления государственным долгом Омской области будет проводиться по следующим направлениям:
- разработка программы государственных внутренних заимствований Омской области на очередной финансовый год на основе реалистичных экономических прогнозов по уровню доходов и долговой нагрузки областного бюджета;
- привлечение кредитных ресурсов через проведение открытых аукционов среди кредитных организаций;
- направление кредитных ресурсов на покрытие дефицита областного бюджета, а также на погашение долговых обязательств Омской области.
Оптимизация управления финансовыми активами Омской области предполагает:
- соблюдение установленной процедуры предоставления государственных гарантий Омской области на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности ее потенциальных получателей;
- предоставление бюджетных кредитов муниципальным образованиям Омской области;
- контроль по погашению задолженности по обязательствам перед Омской областью.
Показателем непосредственного результата решения данной задачи будет являться уровень долговой нагрузки на областной бюджет.
Задача 1.4. Совершенствование механизмов формирования доходных источников бюджета Омской области.
В целях увеличения поступлений доходов в областной бюджет Министерство планирует осуществлять следующую деятельность:
- мониторинг поступлений налоговых платежей в областной бюджет;
- внесение предложений по изменению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
- оценку влияния изменений законодательства Российской Федерации на изменение доходной базы областного бюджета;
- разработку методики формирования доходной базы областного бюджета;
- анализ налогового потенциала областного бюджета;
- прогнозирование налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.
Показателями непосредственных результатов решения данной задачи будет являться:
- темп роста налоговых и неналоговых доходов областного бюджета;
- объем недоимки по налогам и сборам в областной бюджет.
Цель 2. Совершенствование межбюджетных отношений в Омской области.
Система межбюджетных отношений в Омской области была сформирована в 2006 году одновременно с введением местного самоуправления в Омской области. За период 2006 - 2009 годов ее структура и содержание претерпели значительные изменения, в том числе в части методик распределения межбюджетных трансфертов, условий и порядков предоставления межбюджетных трансфертов.
Кроме того, в регионе усилен контроль за качеством управления муниципальными финансами. Ежеквартальная оценка исполнения местных бюджетов и оперативное принятие мер по устранению выявленных нарушений позволили значительно повысить уровень муниципального финансового управления.
В среднесрочной перспективе цель деятельности Министерства в сфере межбюджетных отношений будет направлена на дальнейшее совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Омской области, методики оценки качества управления муниципальными финансами, усиление контроля за использованием средств межбюджетных трансфертов.
Показателем конечного результата данной цели является степень сбалансированности местных бюджетов.
В рамках реализации указанной цели Министерство выполняет следующие задачи.
Задача 2.1. Совершенствование методов выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований Омской области.
Исполнение данной задачи будет решаться посредством:
- совершенствования методики распределения и предоставления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Омской области;
- использования механизма замены части дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Омской области дополнительными нормативами отчислений от налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет.
Показателем непосредственного результата решения данной задачи будет являться величина разрыва в уровне бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями до и после выравнивания их бюджетной обеспеченности.
Задача 2.2. Создание стимулов к повышению качества управления муниципальными финансами органами местного самоуправления Омской области.
Достижение данной задачи будет обеспечиваться за счет:
- проведения оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований Омской области;
- разработки нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления Омской области;
- осуществление мониторинга соблюдения муниципальными образованиями Омской области нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления;
- подписание соглашений с администрациями муниципальных районов Омской области о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, а также мониторинг их исполнения;
- подготовки заключений о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации проектов местных бюджетов на очередной финансовый год.
Показателями непосредственных результатов решения данной задачи будут являться:
- доля муниципальных образований Омской области, в которых оценка качества управления муниципальными финансами и платежеспособностью составляет более 70 процентов от максимально возможной;
- доля муниципальных образований Омской области, в которых соблюдается норматив формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, утвержденный постановлением Правительства Омской области.
Задача 2.3. Создание условий для эффективной реализации полномочий органами местного самоуправления Омской области.
В целях повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления Омской области Министерство осуществляет следующие мероприятия:
- совершенствование условий софинансирования из областного бюджета полномочий органов местного самоуправления Омской области;
- проведение мониторинга соблюдения условий софинансирования из областного бюджета расходных обязательств местных бюджетов на выплату заработной платы работникам бюджетных учреждений муниципальных образований Омской области, на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов получателями средств местных бюджетов;
- участие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов в случае возникновения временных кассовых разрывов исполнения местных бюджетов.
Показателем непосредственного результата решения данной задачи будет являться объем просроченной кредиторской задолженности по социально значимым расходам местного бюджета (выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, оплата потребления топливно-энергетических ресурсов получателями средств местных бюджетов).
Цель 3. Повышение качества управления региональными финансами Омской области.
Определяющую роль в повышении качества управления региональными финансами в Омской области сыграло участие Омской области в проводимом Министерством финансов Российской Федерации конкурсе на получение средств из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов в 2006 - 2008 годах. В регионе была разработана Концепция реформирования региональных финансов Омской области на 2006 - 2008 годы (далее - Концепция), в которой определены основные этапы и направления проведения бюджетной реформы в Омской области. Ответственным органом исполнительной власти Омской области за реализацию Концепции было определено Министерство.
Реформирование бюджетного процесса в рамках Концепции проводилось по следующих направлениям:
- ведение реестра расходных обязательств Омской области, позволяющего выделить действующие и принимаемые расходные обязательства;
- принятие ведомственных целевых программ, дополняющих программно-целевое планирование в форме областных целевых программ;
- среднесрочное финансовое планирование, обеспечивающее стабильность бюджетной системы;
- формирование рынка государственных услуг Омской области;
- создание условий для функционирования учреждений новых организационно-правовых форм.
Результатом выполнения всех предусмотренных Концепцией мероприятий стало предоставление Омской области субсидий на реформирование региональных финансов из федерального бюджета.
Цель деятельности Министерства финансов Омской области в сфере бюджетной реформы в 2010 - 2012 годах будет направлена на дальнейшее повышение качества управления региональными финансами, в том числе посредством развития информационных технологий в сфере бюджетного процесса и межбюджетных отношений, совершенствования механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, развития государственного финансового контроля в Омской области.
Показателем конечного результата данной цели является доля расходов областного бюджета, по которым установлен результат их использования.
В целях реализации указанной цели Министерство выполняет следующие задачи:
Задача 3.1. Развитие информационных технологий в сфере бюджетного процесса и межбюджетных отношений Омской области.
Реализация данной задачи будет осуществляться путем:
- продолжения автоматизации бюджетного процесса в Омской области в части планирования областного и местных бюджетов;
- автоматизации и внедрения системы бюджетирования, ориентированного на результат.
Показателем непосредственного результата решения данной задачи будет являться объем работ, осуществляемых при помощи автоматизированной системы управления при планировании областного бюджета на очередной финансовый год.
Задача 3.2. Расширение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат.
Внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, будет осуществляться путем:
- развития механизмов среднесрочного и долгосрочного финансового планирования;
- расширения программно-целевых методов бюджетного планирования, в том числе долгосрочных и ведомственных целевых программ Омской области;
- методического руководства по разработке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Омской области;
- оказания методического содействия органам исполнительной власти Омской области в формировании государственных заданий на оказание государственных услуг.
Показателями непосредственного результата решения данной задачи будут являться:
- доля расходов областного бюджета, формируемых в рамках целевых программ;
- доля органов исполнительной власти Омской области, осуществляющих деятельность на основе докладов о результатах и основных направлениях деятельности.
Задача 3.3. Совершенствование системы контроля за эффективным использованием средств областного бюджета.
Совершенствование системы контроля за эффективным расходованием средств областного бюджета предполагает:
- осуществление контроля за использованием средств областного бюджета, имущества, находящегося в собственности Омской области, а также за соблюдением требований бюджетного законодательства получателями средств областного бюджета, бюджетных кредитов;
- организация взаимодействия Министерства финансов Омской области в части контрольной деятельности с Прокуратурой Омской области, правоохранительными органами, Контрольно-счетной палатой Омской области и органами исполнительной власти Омской области;
- разработка методических рекомендаций проведения проверок по вопросам целевого и эффективного использования средств областного бюджета в разрезе направлений и отраслей бюджетной сферы;
- оказание методологической помощи органам исполнительной власти Омской области и органам местного самоуправления Омской области по вопросам осуществления финансового контроля;
- применение к нарушителям бюджетного законодательства мер принуждения в соответствии с законодательством;
- осуществление контроля за своевременностью и полнотой устранения выявленных нарушений по результатам проверок и восстановлением средств в доход областного бюджета.
Показателем непосредственного результата решения данной задачи будет являться доля проверенных средств областного бюджета к общей сумме расходов областного бюджета.
Значения непосредственных и конечных результатов деятельности Министерства приведены в приложении N 2 к настоящему Докладу.
Приказом Министерства финансов Омской области от 9 марта 2011 г. N 26 в раздел III настоящего приложения внесены изменения
III. Распределение объемов бюджетных ассигнований областного бюджета по целям и задачам деятельности Министерства на 2010 - 2012 годы
Бюджетные ассигнования областного бюджета, предусмотренные Министерству как главному распорядителю средств областного бюджета, сгруппированы по следующим направлениям:
- содержание Министерства;
- исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета;
- обслуживание государственного долга Омской области;
- учет использования средств резервного фонда Правительства Омской области;
- предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Омской области.
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию целей и задач Министерства на 2010 - 2012 годы составляет 9 179 088,1 тыс. рублей, из них:
- на исполнение цели 1 - 3 635 274,6 тыс. рублей, из которых 100 274,6 тыс. рублей - ассигнования на исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета, 3 535 000,0 тыс. рублей - на обслуживание государственного долга Омской области;
- на исполнение цели 2 - 5 080 889,4 тыс. рублей, из них 1 526 027,7 тыс. рублей - на предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам, не имеющих целевого назначения, 3 554 861,7 тыс. рублей - на предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам на следующие цели:
а) оплата потребления топливно-энергетических ресурсов получателями средств местных бюджетов;
б) осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты;
в) сопровождение программных продуктов муниципальных образований Омской области;
г) реализация мероприятий по реформированию бюджетного процесса в муниципальных районах Омской области.
На исполнение цели 3 бюджетные ассигнования отдельной строкой не выделяются.
Кроме того, реализация всех целей и задач Министерства будет осуществляться в рамках расходов на содержание Министерства (462 924,1 тыс. рублей).
Информация о распределении объемов бюджетных ассигнований областного бюджета по целям и задачам деятельности Министерства на 2010 - 2012 годы представлена в приложении N 3 к настоящему Докладу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.