Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Порядок рассмотрения и принятия правовых актов
§ 1. Правотворческая инициатива
Статья 13. Субъекты правотворческой инициативы
Проекты правовых актов могут вноситься депутатами Совета муниципального района, комиссиями Совета муниципального района, Главой муниципального района, Администрацией муниципального района, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными Уставом муниципального района.
Статья 14. Направление проекта правового акта на рассмотрение Совета муниципального района
1. Проект правового акта направляется субъектами правотворческой инициативы Председателю Совета муниципального района. Председатель Совета муниципального района включает его в повестку ближайшего очередного заседания Совета муниципального района, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом, Решениями Совета муниципального района. Одновременно с включением в повестку заседания Совета муниципального района Председатель Совета муниципального района вправе направить проект правового акта в комиссию, если заседание комиссии состоится до начала заседания Совета муниципального района, на которое вносится проект.
2. Председатель Совета вправе вернуть проект правового акта субъекту правотворческой инициативы в следующих случаях:
1) если проект оформлен без соблюдения требований настоящей главы Регламента;
2) если проект внесен ненадлежащим субъектом правотворческой инициативы;
3) если проект в соответствии с Уставом муниципального района, настоящим Регламентом не может быть рассмотрен на текущей сессии.
3. Возвращение Председателем Совета муниципального района проекта правового акта инициатору по другим основаниям, кроме указанных в части второй настоящей статьи, не допускается.
Не допускается возвращение Председателем Совета муниципального района правового акта, внесенного в порядке правотворческой инициативы граждан.
4. Решением о бюджетном процессе может быть предусмотрен иной порядок направления на рассмотрение Совета муниципального района проекта местного бюджета и решений о внесении изменений и дополнений в местный бюджет.
5. Федеральным законодательством, настоящим Регламентом, Решениями Совета муниципального района может быть предусмотрен иной порядок направления на рассмотрение Совета муниципального района проектов правовых актов.
Статья 15. Документы, представляемые вместе с проектом правового акта
1. К проекту правового акта прилагаются:
- пояснительная записка, содержащая в себе обоснование необходимости регулирования тех или иных общественных отношений и изложение концепции предлагаемого проекта;
- финансово-экономическое обоснование внесенного проекта;
- перечень правовых актов Совета муниципального района, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного акта;
- заключение Главы муниципального района в случае, если получение такого заключения необходимо в соответствии с Уставом муниципального района;
- список разработчиков проекта с указанием контактных телефонов;
- иные документы, необходимые в соответствии с действующим законодательством, правовыми актами Совета муниципального района.
2. Проект правового акта и указанные в настоящей статье документы должны быть представлены на бумажном носителе и в электронном виде.
При необходимости пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование, перечень правовых актов Совета муниципального района, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного акта, а также список разработчиков проекта могут быть оформлены в виде одного документа.
§ 2. Юридическая техника
Статья 16. Структура нормативного акта
1. Нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:
- указание на то, что он был принят Советом муниципального района;
- дату принятия;
- номер;
- наименование, которое в краткой форме отражает предмет правового регулирования.
2. Нормативный акт может иметь преамбулу, в которой отражается цель правового регулирования, основания принятия нормативного акта. Преамбула должна быть изложена кратко.
3. Нормативный акт может иметь вводную часть в виде общих положений, в которой определяется предмет правового регулирования, формулируются понятия и категории, правовые принципы и т.д.
4. Нормативный акт может иметь заключительные и переходные положения, если возникает необходимость в поэтапном регулировании общественных отношений и в других необходимых случаях. В заключительных и переходных положениях может содержаться перечень нормативных актов, утрачивающих юридическую силу.
5. Нормативный акт может иметь приложения (таблицы, схемы, перечни, графики и т.п.). В нормативном акте указывается на утверждение приложения либо дается ссылка на него. Приложение является неотъемлемой частью нормативного акта. Если нормативным актом предусматривается несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами.
На первом листе приложения, в верхнем правом углу указываются: слово "Приложение", номер приложения (если их несколько), форма, дата и номер нормативного акта. Приложение должно иметь название, включающее указание на его форму (таблица, схема, перечень, график и т.п.).
6. Структура текста нормативного акта разделяется на элементы самого нормативного акта и элементы статьи нормативного акта в соответствии со статьей 21 настоящего Регламента.
Статья 17. Графическое оформление нормативного акта
1. Нормативный акт состоит из следующих элементов (в порядке убывания по объему): часть, раздел, подраздел, глава, параграф, статья. В зависимости от объема и характера правового регулирования нормативный акт может не содержать каких-либо элементов, а в исключительных случаях при небольшом объеме нормативные акты могут не подразделяться на статьи. Каждый элемент нормативного акта должен иметь сквозную нумерацию внутри элемента, большего по объему, за исключением статей, которые имеют сквозную нумерацию внутри всего нормативного акта.
2. Элементы нормативного акта обозначаются соответствующими словами, за исключением параграфа, который обозначается знаком "§".
3. Элементы нормативного акта (за исключением статьи) нумеруются арабскими цифрами и выравниваются по центру. Статьи нумеруются арабскими цифрами и печатаются с красной строки. Номер ставится после названия элемента нормативного акта. После номера ставится точка.
4. Элементы нормативного акта, как правило, имеют названия. После названий точка не ставится.
5. Статья нормативного акта, как правило, состоит из следующих элементов (в порядке убывания по объему): часть, пункт, подпункт. Элементом статьи может быть абзац. В зависимости от объема и характера правового регулирования статья может не подразделяться на элементы, или какой-либо из элементов может отсутствовать.
6. Часть статьи печатается с красной строки и обозначается арабской цифрой, после которой ставится точка. Если статья имеет только одну часть, то часть не нумеруется.
7. Пункт печатается с красной строки и обозначается арабской цифрой со скобкой. После скобки точка не ставится.
8. Подпункт печатается с красной строки и обозначается строчной буквой русского алфавита (кроме букв "ё", "й", "ь", "ы", "ъ"), после которой ставится скобка. Точка после скобки не ставится.
9. Части, пункты или подпункты могут быть заменены абзацами, а также часть статьи может быть разделена на абзацы. Абзац может обозначаться дефисом, обозначение абзаца другими символами не допускается.
10. Если пункты, подпункты, абзацы могут быть объединены в одно взаимосвязанное предложение, то они заканчиваются точкой с запятой, за исключением последнего, заканчивающегося точкой.
Статья 18. Логическая структура нормативного акта
1. Структура и содержание нормативного акта не должны содержать логических противоречий.
2. Нормативный акт должен содержать только положения, регулирующие взаимосвязанные друг с другом вопросы. Изложение нормативного акта должно обеспечивать последовательное раскрытие его положений.
3. В исключительных случаях нормативные акты могут содержать ненормативные предписания.
4. Положения нормативного акта должны быть однозначными и изложены таким образом, чтобы исключалась возможность их произвольного толкования.
Статья 19. Языковое оформление нормативного акта
1. Текст нормативного акта составляется только на русском языке и его изложение должно соответствовать правилам современного русского литературного языка, в том числе установленным федеральным законодательством.
2. Изложение нормативного акта должно быть кратким, ясным, обеспечивать простоту и доступность восприятия.
3. В нормативных актах не применяются изобразительные и выразительные средства языка (тропы, фигуры и т.п.).
4. В нормативных актах, как правило, не применяется диалектная, жаргонная и арготическая, экзотическая, просторечная лексика, а также устарелые слова.
5. Неологизмам, профессионализмам, техническим, научным и иным специальным терминам (за исключением общеизвестных) в нормативном акте должно даваться определение. Определение может не даваться, если оно дано в другом нормативном акте.
6. Использование в нормативных актах иноязычных терминов и выражений допускается в том случае, если отсутствуют имеющие тот же смысл русские термины и выражения или используемые иноязычные термины и выражения стали общеупотребительными.
7. Слова и выражения в нормативном акте используются в том значении, которое они имеют в русском литературном языке, если иное не предусмотрено самим нормативным актом.
8. Не допускается обозначение разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если иное не предусмотрено самим нормативным актом.
9. Аббревиатура может быть использована в тексте нормативного акта в том случае, если ранее словосочетание было приведено полностью и было указано, что в дальнейшем вместо него будет использоваться аббревиатура.
Статья 20. Иные правила юридической техники
1. В нормативных актах используются полные официальные наименования органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностей, организаций или дается их обобщающее определение.
2. При ссылке в тексте нормативного акта на иные правовые акты указываются форма, дата, номер и название акта. При этом дата указывается в следующей последовательности: число (двузначная цифра), месяц (двузначная цифра), год (четырехзначная цифра), слово "год" не указывается. В случае необходимости в тексте может быть указана только форма правового акта либо форма и типовое название правового акта.
3. Даты, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, в нормативных актах обозначаются в следующей последовательности: число (однозначная либо двузначная цифра), месяц (обозначается словом), год (четырехзначная цифра), после обозначения года указывается слово "год" в соответствующем падеже, без сокращений.
4. При составлении нормативных актов используются и иные правила юридической техники.
Статья 21. Внесение изменений и дополнений в нормативный акт
1. Изменения и дополнения, вносимые в нормативный акт, должны соответствовать его структуре.
2. При внесении изменений в нормативный акт соответствующие элементы нормативного акта или статьи, а также отдельные предложения, слова, знаки препинания исключаются, заменяются либо излагаются в новой редакции.
3. При внесении дополнений нормативный акт или статья дополняются новыми элементами структуры, предложениями, словами, цифрами, знаками препинания.
4. Вновь дополняемые элементы структуры нормативного акта или статьи располагаются там, где находятся близкие по содержанию положения нормативного акта.
5. Вновь включаемым в текст элементам структуры присваиваются порядковые номера предшествующих им структурных элементов того же вида с добавлением к указанным номерам через дефис, точку или верхним индексом дополнительных порядковых номеров, начиная с первого. Новым элементам, включаемым в текст после последнего структурного элемента того же вида, присваиваются номера, следующие за номером последнего.
6. При исключении из текста какого-либо из элементов структуры, а также при дополнении текста элементом структуры изменение нумерации последующих элементов не производится.
Статья 22. Юридическая техника ненормативных правовых актов
1. При составлении ненормативных правовых актов применяются правила юридической техники, предусмотренные настоящим параграфом, если это не противоречит сути ненормативного акта и если иное не установлено настоящим Регламентом.
2. Структура текста ненормативного акта, как правило, состоит из пунктов. Пункты в ненормативном правовом акте печатаются с красной строки и обозначаются арабской цифрой, после которой ставится точка.
§ 3. Подготовка правового акта к принятию
Статья 23. Общие положения подготовки правового акта к принятию
1. Рассмотрение и принятие правового акта, за исключением случаев, указанных в части третьей настоящей статьи, осуществляется в следующих стадиях: принятие проекта к рассмотрению, принятие проекта в первом чтении, принятие проекта во втором чтении (в окончательной редакции).
2. Прохождение всех стадий принятия правового акта возможно без подготовки для рассмотрения в первом и втором чтении (принятие правового акта на одном заседании) в случаях:
1) если после принятия проекта правового акта к рассмотрению Совет муниципального района признает проект правового акта не требующим внесения замечаний и предложений, он может быть принят в первом чтении без подготовки для рассмотрения в первом чтении.
2) если после принятия проекта правового акта в первом чтении Совет муниципального района признает проект правового акта не требующим внесения поправок, он может быть принят во втором чтении без подготовки для рассмотрения во втором чтении.
3. Рассмотрение и принятие решения о местном бюджете регулируется Положением о бюджетном процессе и настоящим Регламентом в части, не противоречащей указанному Положению.
Статья 24. Принятие проекта правового акта к рассмотрению
1. При принятии проекта правового акта к рассмотрению Совет муниципального района определяет срок для внесения замечаний и предложений и передачи их разработчикам проекта правового акта.
2. Нормативные правовые акты Совета муниципального района, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, не могут быть приняты к рассмотрению без заключения Главы муниципального района.
3. В том случае, если проект не принят Советом муниципального района к рассмотрению, он может быть внесен субъектом правотворческой инициативы на рассмотрение Совета муниципального района повторно.
Статья 25. Подготовка проекта правового акта для рассмотрения в первом чтении
1. При подготовке проекта правового акта для рассмотрения в первом чтении проект правового акта со всеми документами, представленными вместе с проектом правового акта в соответствии с настоящим Регламентом, направляется в комиссии Совета муниципального района и Главе муниципального района для подготовки замечаний и предложений.
2. После принятия правового акта к рассмотрению субъекты правотворческой инициативы могут внести свои замечания и предложения.
3. Субъект правотворческой инициативы обобщает поступившие замечания и предложения к проекту правового акта, дорабатывает проект правового акта с учетом поступивших замечаний и предложений и направляет его в Совет муниципального района для рассмотрения в первом чтении.
4. Если комиссия, ответственная за подготовку проекта правового акта, придет к выводу о нецелесообразности либо невозможности дальнейшей подготовки проекта правового акта, она выносит на заседание Совета муниципального района предложение о снятии проекта правового акта с рассмотрения.
Статья 26. Принятие проекта правового акта в первом чтении
1. При рассмотрении Советом муниципального района проекта правового акта в первом чтении представители разработчиков проекта правового акта представляют проект правового акта Совету муниципального района.
2. По результатам рассмотрения проекта правового акта Совет муниципального района принимает одно из следующих решений:
1) о принятии проекта правового акта в первом чтении;
2) об отклонении проекта правового акта и направлении его на подготовку для рассмотрения в первом чтении;
3) об отклонении проекта правового акта и снятии его с рассмотрения.
3. Одновременно с принятием проекта правового акта в первом чтении Совет муниципального района поручает подготовку проекта правового акта одной из комиссий Совета муниципального района и устанавливает срок для представления поправок к проекту правового акта.
Статья 27. Подготовка проекта правового акта для рассмотрения во втором чтении
1. При подготовке проекта правового акта для рассмотрения во втором чтении проект правового акта направляется в комиссии Совета муниципального района и Главе муниципального района для подготовки поправок.
2. Каждая поправка представляется в письменной форме, должна иметь соответствующее обоснование и предусматривать изменение редакции конкретной части текста проекта правового акта, либо дополнение текста проекта правового акта конкретным положением, либо исключение конкретной части текста проекта правового акта.
3. Каждая поправка к проекту правового акта рассматривается комиссией, ответственной за подготовку проекта правового акта.
4. Разработчик проекта правового акта совместно с комиссией обобщает поступившие поправки и готовит по ним заключение. Поступившие поправки и заключение по ним направляются в Совет муниципального района для рассмотрения проекта правового акта во втором чтении.
5. Если комиссия, ответственная за подготовку проекта правового акта, придет к выводу о нецелесообразности либо невозможности дальнейшего обсуждения проекта правового акта, она выносит на заседание Совета муниципального района предложение о снятии проекта правового акта с рассмотрения.
Статья 28. Рассмотрение проекта правового акта во втором чтении
1. При рассмотрении проекта правового акта во втором чтении представитель комиссии, ответственной за подготовку проекта правового акта, представляет Совету муниципального района поступившие к проекту правового акта поправки и заключение по ним.
2. При обсуждении проекта правового акта субъекты правотворческой инициативы вправе представлять поправки к проекту правового акта, оформленные в соответствии с требованиями настоящего Регламента.
3. Все поправки к тексту проекта правового акта принимаются или отклоняются голосованием на заседании Совета муниципального района.
4. По результатам рассмотрения проекта правового акта во втором чтении Совет муниципального района принимает одно из следующих решений:
1) о принятии правового акта;
2) об отклонении проекта правового акта и продолжении его подготовки для рассмотрения во втором чтении;
3) об отклонении проекта правового акта и продолжении его подготовки для рассмотрения в первом чтении;
4) об отклонении проекта правового акта и снятии его с рассмотрения.
§ 4. Официальное толкование правовых актов Совета муниципального района
Статья 29. Обращение за официальным толкованием
Граждане, организации, органы государственной власти и местного самоуправления, депутаты и комиссии Совета муниципального района вправе обратиться в Совет муниципального района с просьбой об официальном толковании правовых актов Совета муниципального района, если в ходе реализации правового акта возникла неопределенность в понимании его положений.
Статья 30. Предварительное рассмотрение вопроса об официальном толковании правового акта
1. Председатель Совета муниципального района направляет обращение об официальном толковании правового акта в комиссию, в компетенцию которой входят вопросы, регулируемые данным актом.
2. На заседание комиссии приглашается лицо, обратившееся с просьбой об официальном толковании, которое должно пояснить, в чем возникла неопределенность в понимании.
3. Комиссия, рассмотрев просьбу об официальном толковании, подготавливает проект Решения Совета муниципального района об официальном толковании правового акта Совета муниципального района либо об отказе в толковании и выносит его для рассмотрения на заседание Совета муниципального района.
В официальном толковании может быть отказано, если отсутствует неопределенность в понимании положений правового акта либо если ранее давалось толкование по данным положениям.
4. Результатом официального толкования правового акта должна быть полная определенность смысла положений соответствующего правового акта.
Статья 31. Юридическая сила акта толкования
1. Решение Совета муниципального района об официальном толковании правовых актов подлежит опубликованию в официальном издании.
Толкование, данное Советом муниципального района, является обязательным для всех лиц, реализующих правовые нормы либо положения правовых актов, по которым давалось толкование.
2. Толкование не должно создавать, изменять или отменять норму права.
3. Толкование ненормативного акта не должно изменять объем и характер прав и обязанностей лиц, в отношении которых принят индивидуальный правовой акт.
4. Толкование не имеет самостоятельного значения и применяется только вместе с разъясняемым актом. Изменение или признание утратившими силу толкуемых положений правовых актов означает признание утратившими силу актов официального толкования в целом или в части.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.