Решение Омского областного суда от 15 апреля 2010 г. N 3-10/2010
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 июня 2010 г. N 50-Г10-18 настоящее решение оставлено без изменения
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи,
при секретаре,
с участием прокурора
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 апреля 2010 года в г. Омске гражданское дело по заявлению Б.С.Е. о признании недействующим постановления Правительства Омской области от 25 ноября 2009 г. N 224-п "О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области" (в ред. постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 N 12-п) в части абзацев первого и второго пункта 4, установил:
Б.С.Е. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Правительства Омской области от 25 ноября 2009 г. N 224-п "О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области" (в ред. постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 N 12-п) в части абзацев первого и второго пункта 4.
В обоснование требований указал, что является ветераном военной службы и относится к категории ветеранов, указанной в ст. 5 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Подпунктом 1 пункта 3 постановления Правительства Омской области от 25 ноября 2009 г. N 224-п "О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области" (в ред. постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 N 12-п) установлена мера социальной поддержки в виде предоставления права бесплатного проезда гражданам, указанным в п. 1 оспариваемого постановления, в том числе ветеранам труда, а также приравненным к ним гражданам по состоянию на 31 декабря 2004 года.
При этом абзацами 1 и 2 пункта 4 постановления предусмотрено, что установленная подпунктом 1 пункта 3 настоящего постановления мера социальной поддержки по проезду предоставляется в размере не более 30 поездок по одной электронной транспортной карте, предусмотренной в приложении N 1 к настоящему постановлению, в течение календарного месяца независимо от вида транспорта и населенного пункта, в котором осуществлена поездка, за исключением категории граждан, предусмотренной подпунктом 22 пункта 1 настоящего постановления; не использованные в течение календарного месяца поездки не переносятся на следующий календарный месяц и не суммируются с приходящимся на него количеством поездок.
По мнению заявителя, положения абзацев 1 и 2 пункта 4 оспариваемого постановления нарушают его права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в действующей редакции), Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку изменяют объем и содержание мер социальной поддержки ветеранов, гарантированных государством на всех этапах предоставления ветеранам соответствующей льготы.
Утверждал, что в оспариваемой части постановление противоречит положениям преамбулы и ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в соответствии с которыми законодатель установил принцип недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан при перераспределении полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предмету совместного ведения в области социальной защиты.
Просил признать постановление Правительства Омской области от 25 ноября 2009 г. N 224-п "О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области" (в ред. постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 N 12-п) в части абзацев первого и второго пункта 4 недействующим с 01 января 2010 года.
В судебном заседании Б.С.Е. участия не принимал, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (том 2 л.д.67-68).
Представители заявителя - Д.К.Э., С.Я.А. заявленные требования поддержали.
Представитель Правительства Омской области и Губернатора Омской области Ф.В.В. против удовлетворения требований возражал. Пояснил, что в силу ст. 13 Закона Омской области от 04 июля 2008 года N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" Правительство Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти по установлению мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан; оспариваемое постановление принято без нарушения требований законодательства, предъявляемых к процедуре подготовки, согласования, рассмотрения, представления проектов правовых актов, их опубликования и вступления в силу.
Полагал ошибочными доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений постановления Правительства Омской области от 25 ноября 2009 г. N 224-п нормам чч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, а также положениям ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Указал, что в соответствии с пп. "ж" ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, положениями Федерального закона РФ "О ветеранах" законодатель наделил субъект РФ правом самостоятельно определять тот перечень социальных льгот, которые предоставляются ветеранам труда на территории Омской области. Такая льгота как бесплатный проезд на общественном транспорте не предусмотрена для ветеранов труда ни одним нормативным правовым актом, обладающим высшей юридической силой, является дополнительной мерой социальной поддержки, предоставляемой субъектом федерации указанной категории граждан. При этом оспариваемые положения постановления не свидетельствуют об уменьшении совокупного объема финансирования соответствующих мер социальной поддержки либо ухудшении условий их предоставления.
Вместе с тем, со ссылкой на постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 года N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации", п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 утверждал, что преамбула Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не является правовой нормой, а оспариваемое постановление Правительства Омской области не может быть проверено на предмет соответствия преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Представители Министерства труда и социального развития Омской области Л.Е.Н., Т.Н.Ю. против удовлетворения заявления Б.С.Е. возражали, поддержав позицию по делу представителя Правительства Омской области и Губернатора Омской области. Дополнительно пояснили, что ветеранам труда в соответствии с Законом Омской области от 04.07.2008 года N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлена совокупность мер социальной поддержки в натуральной и денежной форме, в том числе ежемесячная денежная выплата в размере 250 рублей. Поскольку ветеранам труда мера социальной поддержки по льготному проезду в пассажирском транспорте общего пользования по городу, пригороду и межгороду предоставляется в натуральной форме, а также эта льгота вошла в размер ежемесячной денежной выплаты, постановлением Правительства Омской области в 2010 году количество поездок на городском пассажирском транспорте ограничено до 30. Таким образом, общий объем мер социальной поддержки сохранен, субъект федерации действовал в пределах предоставленных полномочий, его действия соответствуют федеральному законодательству, законодательству Российской Федерации. Согласно статистической информации среднее количество поездок ветеранов труда и приравненных к ним лиц составляет 29,84 поездок в месяц.
Представитель Министерства финансов Омской области К.А.С. против удовлетворения требования возражал по аналогичным основаниям.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Жигаловой Т.М., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995 (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу положений ст. 13 Закона Омской области "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", принятого постановлением Законодательного Собрания Омской области от 19 июня 2008 года N 225 (в ред. от 06.05.2009), к полномочиям Правительства Омской области в сфере социальной защиты населения отнесено установление порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, установление мер социальной поддержки категорий граждан, не предусмотренных настоящим Кодексом, а также дополнительных мер социальной поддержки категорий граждан, предусмотренных настоящим Кодексом, установление порядка возмещения расходов организациям или индивидуальным предпринимателям по предоставлению льгот.
Постановление Правительства Омской области от 25 ноября 2009 г. N 224-п "О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области" (в ред. постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 N 12-п) устанавливает категории граждан, проживающих на территории Омской области, которым предоставляются меры социальной поддержки по проезду, содержание мер социальной поддержки по проезду, условия и порядок их предоставления, порядок возмещения затрат, связанных с предоставлением указанных мер.
Данная мера социальной поддержки является дополнительной мерой социальной поддержки категорий граждан, предусмотренных "Кодексом Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан".
Частью 1 ст. 51, статьей 56 Устава (Основного закона) Омской области, принятого Постановлением Законодательного Собрания Омской области от 26 декабря 1995 г. N 193 (в ред. от 24.11.2008, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления), предусмотрено, что Правительство Омской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Омской области и возглавляет систему органов исполнительной власти Омской области. Нормативные правовые акты Правительства Омской области издаются в форме постановлений Правительства Омской области. Правовые акты Правительства Омской области подписываются Председателем Правительства Омской области или лицом, его замещающим. Правовые акты Правительства Омской области подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
Согласно пункту 4 Регламента Правительства Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 24.02.2004 года N 34 (в редакции от 12.11.2009 года), правовые акты Правительства Омской области подписываются Председателем Правительства Омской области (реквизиты подписи: Губернатор Омской области, Председатель Правительства Омской области"), а в его отсутствие во время отпуска, командировки, болезни или по иным причинам в соответствии с федеральным и областным законодательством - первым заместителем Председателя Правительства Омской области (реквизиты подписи: "Исполняющий обязанности Председателя Правительства Омской области").
Указом Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области" (в ред. от 16.07.2009) установлено, что официальным опубликованием правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области является публикация их полного текста в газетах "Омский вестник" или "Омская правда". Указы Губернатора Омской области, постановления Правительства Омской области, приказы органов исполнительной власти Омской области вступают в силу на следующий день после дня официального опубликования их полного текста, если указанными правовыми актами не установлен иной порядок вступления их в силу (пп. 3, 7).
Постановление Правительства Омской области от 25 ноября 2009 г. N 224-п "О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области" подписано Губернатором Омской области, Председателем Правительства Омской области Полежаевым Л.К., завизировано первым заместителем Председателя Правительства Омской области Вдовиным Е.М., заместителем Председателя Правительства Омской области и министром государственно-правового развития Омской области Матненко А.С. (том 1 л.д. 68-104).
Указанное постановление опубликовано в газете "Омская правда", N 126 от 04 декабря 2009 года (том 1 л.д. 15-17).
Пунктом 10 постановления предусмотрено, что постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования, за исключением положений, для которых пунктом 11 настоящего постановления предусмотрен иной порядок вступления в силу. В свою очередь, пунктом 11 постановления установлено, что абзацы первый и второй пункта 4, оспариваемые заявителем, вступают в силу с 1 января 2010 года.
В дальнейшем постановлением Правительства Омской области от 27 января 2010 года N 12-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 25 ноября 2009 года N 224-п "О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области" подпункт 22 пункта 1 постановления Правительства Омской области от 25 ноября 2009 года N 224-п изложен в другой редакции. Изменения касаются детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных образовательных учреждениях Омской области, а также муниципальных образовательных учреждениях Омской области. Данное постановление подписано и завизировано в аналогичном порядке, опубликовано в газете "Омская правда", N 9 от 05 февраля 2010 года.
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемое постановление содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, принято Правительством Омской области в пределах своих полномочий и официально опубликовано в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
Подпунктом 1 пункта 3 постановления Правительства Омской области от 25 ноября 2009 г. N 224-п "О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области" (в ред. Постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 N 12-п) установлена мера социальной поддержки в виде предоставления права бесплатного проезда гражданам, указанным в п. 1 оспариваемого постановления, в том числе ветеранам труда, а также приравненным к ним гражданам по состоянию на 31 декабря 2004 года.
При этом абзацами 1 и 2 пункта 4 постановления предусмотрено, что установленная подпунктом 1 пункта 3 настоящего постановления мера социальной поддержки по проезду предоставляется в размере не более 30 поездок по одной электронной транспортной карте, предусмотренной в приложении N 1 к настоящему постановлению, в течение календарного месяца независимо от вида транспорта и населенного пункта, в котором осуществлена поездка, за исключением категории граждан, предусмотренной подпунктом 22 пункта 1 настоящего постановления; не использованные в течение календарного месяца поездки не переносятся на следующий календарный месяц и не суммируются с приходящимся на него количеством поездок.
Из материалов дела следует, что Б.С.Е. является ветераном военной службы, пользуется льготами, установленными для ветеранов труда и приравненных к ним лиц, в том числе правом бесплатного проезда в общественном транспорте (том 1 л.д. 12-13, 32).
Таким образом, постановление Правительства Омской области от 25 ноября 2009 г. N 224-п "О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области" (в ред. постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 N 12-п) обладает перечисленными выше существенными признаками нормативного правового акта и в соответствии с положениями ст. 251, ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации может быть признано в оспариваемой части недействующим по заявлению Б.С.Е. при наличии двух условий - противоречии оспариваемого нормативного правового акта или его части федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушении оспариваемым постановлением прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами.
Обращаясь в суд с требованиями о признании оспариваемого постановления недействующим в части абзацев 1 и 2 пункта 4 постановления, заявитель указал на их противоречие положениям преамбулы и ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не допускающим снижения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан при перераспределении полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предмету совместного ведения в области социальной защиты. Одновременно указал, что оспариваемыми положениями постановления нарушаются права заявителя на бесплатный проезд на всех видах городского, пригородного транспорта на территории Омской области.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2, пунктами 3.1 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
По вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Статья 13 Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах" от 12.01.1995 года N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ) устанавливала, что социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы, в том числе по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда; меры социальной защиты ветеранов определяются статьями 14 - 23 настоящего Федерального закона.
В статье 22 Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах" от 12.01.1995 года N 5-ФЗ (в указанной редакции) были перечислены меры социальной защиты ветеранов труда. В частности, подпунктом 4 пункта 2 указанной статьи предусматривалось предоставление ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности права бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 23 Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах" указанная мера социальной поддержки распространялась и на ветеранов военной службы по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Статьей 44 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в статьи 13 и 22 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах", статья 23 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" признана утратившей силу.
С вступлением в силу указанного Федерального закона изменился принцип установления системы мер социальной защиты льготных категорий граждан, к которым относятся, в том числе, ветераны труда.
При этом новая система предоставления мер социальной поддержки основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты.
С учетом указанных изменений мерами социальной поддержки ветеранов в настоящее время являются:
пенсионное обеспечение;
выплата пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ);
получение и содержание жилых помещений, оплата коммунальных услуг;
медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
В новой редакции статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" по сравнению с ранее действующим законодательством отсутствуют такие меры социальной поддержки ветеранов, как бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, на автомобильном транспорте общего пользования пригородных и междугородных маршрутов.
В соответствии с новой редакцией статьи 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах").
Пунктом 3 статьи 21 Закона Омской области "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" определены меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года:
1) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию;
2) внеочередное оказание медицинской помощи по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Омской области, бесплатной медицинской помощи;
3) денежный эквивалент скидки по оплате в размере 50 процентов общей площади жилых помещений;
4) денежный эквивалент скидки по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления));
5) денежный эквивалент скидки по оплате в размере 50 процентов услуг по вывозу бытовых и других отходов;
6) внеочередное предоставление социального обслуживания государственными учреждениями социального обслуживания населения Омской области;
7) оплата в размере 50 процентов стоимости дополнительных социальных услуг, не входящих в перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственной системе социальных служб Омской области;
8) ежемесячная денежная выплата (том 2 л.д. 193, 219-220).
Данная статья воспроизводит положения ст. 4 утратившего силу Закона Омской области N 585-ОЗ от 20.12.2004 года "О социальной поддержке в Омской области отдельных категорий граждан", принятого на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения, а также в целях дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан (том 2 л.д. 185-186).
Из пояснений представителей Правительства и Губернатора Омской области, Министерства труда и социального развития Омской области, Министерства финансов Омской области следует, что ежемесячная денежная выплата, введенная с 01 января 2005 года в качестве одной из мер социальной поддержки, являлась способом замены совокупности льгот, предоставлявшихся ранее в натуральной форме, в том числе права на бесплатный проезд в общественном транспорте (том 1 л.д. 113, 155-156, том 2 л.д.69).
В подтверждение указанных доводов в суд представлена брошюра Министерства труда и социального развития Омской области "Социальная поддержка населения в Омской области: что важно знать", содержащая информацию об изменениях в системе социальной поддержки жителей Омской области, состоящих в замене ряда натуральных льгот денежными выплатами в связи с принятием Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года (том 2 л.д. 77-98), изданная тиражом 600 000 экземпляров. В данной брошюре, в частности, до сведения населения доводилась информация о видах льгот, заменяемых выплатой ежемесячной денежной компенсации, в том числе о замене денежной компенсацией бесплатного проезда всеми видами городского пассажирского транспорта. Для ветеранов труда и приравненных к ним лиц размер компенсации составлял с 01.01.2005 года 220 рублей (том 2 л.д. 92).
Вместе с тем, постановлением Правительства Омской области от 14 декабря 2004 года N 89-п "О порядке предоставления мер социальной поддержки в Омской области отдельным категориям граждан" (п. 4) было рекомендовано органам местного самоуправления Омской области, государственному унитарному предприятию "Омскоблавтотранс" обеспечить бесплатный проезд в январе 2005 года всеми видами пассажирского транспорта (кроме такси) гражданам, имеющим право на бесплатный проезд всеми видами пассажирского транспорта (кроме такси) в соответствии с федеральным и областным законодательством по состоянию на 31 декабря 2004 года (том 2 л.д. 48).
В последующем постановлениями Правительства Омской области от 04 февраля 2005 г. N 12-п, от 14 декабря 2005 г. N 134-п, от 13 декабря 2006 г. N 162-п, от 28 ноября 2007 г. N 153-п, от 29 октября 2008 г. N 177-п предоставление меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда определенным категориям граждан, в том числе ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, продлевалось соответственно на 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 годы (том 2 л.д. 49 - 66).
Из пояснительных записок к постановлениям Правительства Омской области от 04 февраля 2005 г. N 12-п, от 14 декабря 2005 г. N 134-п следует, что сохранение права бесплатного проезда отдельными видами пассажирского транспорта (кроме такси) для определенных категорий населения является установлением временного регулирования общественных отношений с целью продления действия переходного периода для адаптация населения к внесенным в законодательство изменениям положениями Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года (том 2 л.д. 26, 42).
Оспариваемым постановлением Правительства Омской области от 25 ноября 2009 г. N 224-п, как указывалось выше, мера социальной поддержки в виде предоставления права бесплатного проезда ветеранам труда, а также приравненным к ним гражданам по состоянию на 31 декабря 2004 года, сохранена с учетом положений абзацев первого и второго пункта 4.
При этом ограничение количества поездок в месяц установлено лишь при реализации права бесплатного проезда всеми видами пассажирского транспорта общего пользования, осуществляющего регулярные перевозки в городском сообщении в пределах территории Омской области; право бесплатного проезда автомобильным пассажирским транспортом общего пользования, осуществляющим регулярные перевозки в пригородном и междугородном сообщении в пределах территории Омской области сохранено без ограничения.
Одновременно ветераны труда и приравненные к ним лица являются получателями ежемесячной денежной выплаты, установленной для данной категории лиц на 2010 год Законом Омской области от 29.12.2009 N 1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год" в размере 250 рублей.
Анализ содержания статей 13 и 22 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004), как указывалось выше, свидетельствует о том, что в сравнении с ранее действующими положениями этих же норм права в настоящее время они не предусматривают такой меры социальной поддержки ветеранов как бесплатный проезд на городском транспорте. Не содержится такой меры социальной поддержки и в иных нормативных правовых актах, обладающих высшей юридической силой.
В этой связи утверждение заявителя о том, что ветераны труда и приравненные к ним лица имеют право на бесплатный проезд при пользовании городским транспортом в силу положений федерального законодательства, является ошибочным.
По мнению заявителя, оспариваемые положения постановления Правительства Омской области от 25 ноября 2009 г. N 224-п "О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области" (в ред. постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 N 12-п) противоречат Федеральному закону N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а именно его преамбуле, в которой указано, что при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации необходимо вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств, а также положениям ч. 2 ст. 153 указанного Федерального закона.
Часть 1 ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указывает на то, что лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом.
Часть 2 этой статьи содержит требования, чтобы при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия о том, что вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г., при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Между тем, из представленных участниками процесса аналитических данных во взаимосвязи с Законами Омской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год усматривается, что с 2004 по 2009 годы увеличивается совокупный объем финансовых средств на реализацию социальных льгот и выплат, предоставляемых ветеранам труда и приравненным к ним лицам; такое же увеличение прогнозируется на 2010 год (том 1 л.д.157).
Министерством труда и социального развития Омской области, кроме того, представлены документы, отражающие фактические расходы, перечисленные на счета транспортных организаций в 2008-2009 гг. в связи с предоставлением мер социальной поддержки по проезду ветеранам труда и приравненным к ним гражданам, а также прогнозируемые расходы на 2010 год с приложением подтверждающих документов (том 2 л.д. 1-3, 70-76, 101-168, том 3 полностью, том 4 л.д. 1-232).
Из указанных документов следует, что в 2008 году такие расходы составили 181 873,01 тыс. руб., в 2009 году - 353 296,90 тыс. руб., прогноз на 2010 год - 398 113,94 тыс.руб.
Данные показатели с безусловностью свидетельствуют о росте совокупного объема финансирования соответствующих льгот и выплат.
Ссылки представителей заявителя на то, что при этом объем финансирования льгот, приходящийся на каждого ветерана труда, не увеличивается, для оценки обстоятельств дела в соответствии с положениями ч. 2 ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года правового значения не имеют, поскольку в данной норме речь идет о недопустимости уменьшения совокупного объема финансирования соответствующих льгот и выплат.
Утверждение заявителя о том, что оспариваемые положения постановления ухудшают условия предоставления меры социальной поддержки в виде права бесплатного проезда ветеранам труда, а также приравненным к ним гражданам по состоянию на 31 декабря 2004 года, суд полагает несостоятельным. При этом суд исходит из того, что данная мера социальной поддержки является дополнительной и предоставляется наряду с выплатой ежемесячной денежной компенсации; как в 2009, так и в 2010 году данная мера социальной поддержки сохранена в натуральной форме.
Что же касается объема предоставления этой меры (в виде 30 поездок ежемесячно), то с учетом приведенных выше положений Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года) определение порядка, размера и условий реализации установленных оспариваемым постановлением мер социальной поддержки относится к полномочиям Омской области как субъекта Российской Федерации и зависит от финансовых возможностей бюджета Омской области.
Учитывая изложенное, суд полагает, что постановление Правительства Омской области от 25 ноября 2009 г. N 224-п "О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области" (в ред. постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 N 12-п) в части абзацев первого и второго пункта 4 не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в том числе положениям Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Проверка оспариваемого постановления на соответствие Конституции Российской Федерации к компетенции Омского областного суда не относится.
Заслуживает внимания и то обстоятельство, что ограничение числа поездок 30 поездками, установленное оспариваемым постановлением, не является произвольным, а основано на статистическом анализе информации об общем числе зарегистрированных в течение 2009 года поездок граждан, имеющих право бесплатного проезда, и о среднем числе зарегистрированных в каждом месяце 2009 года поездок граждан, имеющих право бесплатного проезда, приходящихся на каждого льготника (том 1 л.д.150-151).
Оспариваемое постановление прав и законных интересов заявителя не нарушает, поскольку устанавливает дополнительную меру социальной поддержки с целью обеспечения равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, к которым относятся и ветераны труда, направленную на предоставление гражданам возможности в течение разумного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требования Б.С.Е. об оспаривании нормативного правового акта суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решил:
в удовлетворении заявления Б.С.Е. о признании недействующим постановления Правительства Омской области от 25 ноября 2009 г. N 224-п "О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области" (в ред. постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 N 12-п) в части абзацев первого и второго пункта 4 отказать.
На решение могут быть поданы кассационная жалоба, кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в 10-дневный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Омского областного суда от 15 апреля 2010 г. N 3-10/2010
Текст решения размещен на сайте Омского областного суда в Internet (http://oblsud.oms.sudrf.ru)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 июня 2010 г. N 50-Г10-18 настоящее решение оставлено без изменения