Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства труда
и социального развития
Омской области
от 06.05.2008 г. N 21
Ведомственная целевая программа
"Профориентационное сопровождение и психологическая поддержка населения Омской области на 2008 - 2010 годы"
28 января, 4 августа 2009 г., 22 марта 2010 г.
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 22 марта 2010 г. N 24-п в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
ведомственной целевой программы "Профориентационное сопровождение и психологическая поддержка населения Омской области на 2008 - 2010 годы"
1. Содержание проблемы
Ведомственная целевая программа "Профориентационное сопровождение и психологическая поддержка населения Омской области на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа) направлена на создание системы комплексного психолого-профориентационного сопровождения человека в целях реализации его права на труд, свободный выбор рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда, на удовлетворение потребности в профессиональном самоопределении, выборе оптимального вида занятости с учетом потребностей и возможностей гражданина и социально-экономической ситуации на рынке труда, определении профессии (специальности) для прохождения профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации.
Особенно актуальной является проблема дефицита кадров. Вакансии в таких сферах, как промышленность и строительство, занимают более 50% среди всех заявленных на рынке труда.
Результаты исследования профессиональных намерений молодежи и их сравнение с рейтингом профессий на рынке труда ежегодно показывают противоречия между потребностями рынка труда и профессиональными устремлениями молодежи.
Кроме того, в условиях появления новых предприятий, внедряющих прогрессивные формы деятельности, появляется проблема формирования нового типа работника, конкурентоспособного на рынке труда. Работодатели предъявляют требования не только к профессионально-функциональным, но и личностным качествам молодого специалиста. Наиболее востребованным на рынке труда считается специалист, способный рационально организовывать и планировать работу, быстро адаптироваться к изменениям, творчески подходить к делу, умеющий договариваться с людьми и работать в команде, обладающий организаторскими способностями и ответственным отношением к делу.
Профессиональное становление такого работника - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека и требующий постоянного психолого-профориентационного сопровождения. Причем психолого-профориентационное сопровождение должно осуществляться не только традиционными приемами, но и с использованием современных технологий, направленных на достижение баланса между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и потребностями рынка труда.
Однако сегодня вопросами психолого-профориентационной помощи полноценно занимается лишь незначительная часть субъектов системы профориентации и психологической поддержки населения Омской области. Во многих учреждениях недооценивается роль профориентационного компонента как полноценной составляющей образовательного процесса, не учитывается, что психолого-профориентационное сопровождение должно вестись системно, в процессе всего периода обучения в учреждении. В таких учреждениях проводятся единичные профориентационные мероприятия и используются неэффективные формы работы.
Развитие системы психолого-профориентационного сопровождения населения Омской области возможно путем осуществления комплекса мер, направленных на создание условий согласованного взаимодействия субъектов этой системы в процессе обеспечения различных социальных и возрастных групп населения психолого-профориентационными услугами.
Определение четких целевых показателей психолого-профориентационной деятельности приведет не только к увеличению количества граждан, получивших психолого-профориентационную помощь, но и будет способствовать увеличению количества учреждений Омской области, активно внедряющих в своей деятельности современные психолого-профориентационные технологии.
Программа представляет собой комплекс мероприятий отраслевого характера, согласованных по содержанию, исполнителям, участвующим в реализации мероприятий Программы, организациям и срокам исполнения. Мероприятия Программы направлены на психолого-профориентационную помощь населению Омской области и научно-методическое сопровождение специалистов различных ведомств, оказывающих услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке.
2. Цель и основные задачи Программы
Цель Программы - формирование и развитие комплексной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области.
Основные задачи Программы:
- формирование и реализация системы мероприятий, направленных на обеспечение населения Омской области профинформационными услугами;
- формирование и реализация системы мероприятий, направленных на обеспечение населения Омской области психолого-профконсультационными услугами;
- формирование и реализация системы мероприятий, направленных на обучение и методическое сопровождение специалистов различных ведомств, являющихся субъектами системы профориентации и психологической поддержки населения Омской области.
3. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации Программы
Для цели и каждой задачи Программы определены целевые индикаторы и их значения на 2008 - 2010 годы. Описания целевых индикаторов Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 22 марта 2010 г. N 24-п в пункт 3.1 раздела 3 настоящей программы внесены изменения
3.1. Значение целевого индикатора "Количество граждан, обеспеченных психолого-профориентационными услугами" определяется как общее количество человек, получивших практическую психолого-профориентационную помощь в бюджетном образовательном учреждении Омской области дополнительного профессионального образования "Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения" (далее - Омский центр профориентации).
3.2. Значение целевого индикатора "Количество учреждений, которым оказана методическая и практическая помощь в развитии психолого-профориентационной работы" определяется как общее количество учреждений, с которыми взаимодействует Омский центр профориентации и оказывает им методическую и практическую помощь в развитии психолого-профориентационной работы.
3.3. Значение целевого индикатора "Количество граждан, получивших информацию о рынке профессий и путях получения профессионального образования, возможностях профессионально-квалификационного роста и потребностях рынка труда в квалифицированных кадрах" определяется как общее количество человек, получивших профинформационную услугу в Омском центре профориентации.
3.4. Значение целевого индикатора "Количество граждан, получивших психолого-профконсультационную помощь" определяется как общее количество человек, получивших психолого-профконсультационную услугу в Омском центре профориентации.
3.5. Значение целевого индикатора "Удельный вес граждан, сделавших выбор профессии, определившихся с формой занятости, разрешивших психологические проблемы, сформировавших план профессиональной и личностной самореализации" определяется (в процентах) как отношение количества человек, решивших соответствующие профориентационные и психологические проблемы, к общему количеству человек, обратившихся за психолого-профконсультационной помощью в Омский центр профориентации.
3.6. Значение целевого индикатора "Количество специалистов различных учреждений, получивших методическую помощь и прошедших обучение по психолого-профориентационным программам" определяется как общее количество специалистов учреждений, получивших методическую помощь и прошедших обучение по психолого-профориентационным программам в Омском центре профориентации.
3.7. Значение целевого индикатора "Удельный вес специалистов различных ведомств, освоивших современные психолого-профориентационные технологии" определяется (в процентах) как отношение количества специалистов, освоивших современные психолого-профориентационные технологии, к общему количеству специалистов учреждений, получивших методическую помощь и прошедших обучение по психолого-профориентационным программам в Омском центре профориентации.
3.8. Значение целевого индикатора "Количество разработанных и опубликованных методических материалов по вопросам психолого-профориентационной помощи" определяется как общее количество разработанных и опубликованных Омским центром профориентации методических материалов по вопросам психолого-профориентационной помощи.
Расчет целевых индикаторов осуществляется по итогам исполнения Программы за отчетный финансовый год и в целом после завершения реализации Программы. При расчете значения индикаторов используются количественные показатели и процентные соотношения количественных данных за год с нарастающим итогом в сравнении с показателем предыдущего года.
Оценка эффективности Программы будет производиться путем определения соотношения фактического и целевого значения показателей.
Мониторинг результативности реализации Программы будет осуществляться посредством сбора и анализа следующей информации:
- количество человек, обеспеченных психолого-профориентационными услугами в Омском центре профориентации;
- количество учреждений, которым оказана методическая и практическая помощь в развитии психолого-профориентационной работы;
- количество человек, получивших профинформационную помощь в Омском центре профориентации;
- количество граждан, получивших психолого-профконсультационную помощь в Омском центре профориентации и в результате сделавших выбор профессии, определившихся с формой занятости, разрешивших психологические проблемы, сформировавших план профессиональной и личностной самореализации;
- количество специалистов различных ведомств, освоивших современные психолого-профориентационные технологии в процессе участия в обучающих семинарах и курсах повышения квалификации, проводимых Омским центром профориентации;
- количество разработанных и опубликованных Омским центром профориентации новых профинформационных материалов, методических пособий и рекомендаций по вопросам психолого-профориентационного сопровождения населения.
Реализация Программы предполагает достижение следующих результатов:
- увеличение количества граждан, обеспеченных психолого-профориентационными услугами;
- увеличение количества учреждений Омской области, внедряющих в свою деятельность современные психолого-профориентационные технологии;
- увеличение количества граждан, получивших информацию о рынке профессий и путях получения профессионального образования, возможностях профессионально-квалификационного роста и потребностях рынка труда в квалифицированных кадрах;
- увеличение количества граждан, получивших психолого-профконсультационную помощь и сделавших выбор профессии, определившихся с формой занятости, разрешивших психологические проблемы, сформировавших план профессиональной и личностной самореализации;
- увеличение количества специалистов различных учреждений, освоивших современные психолого-профориентационные технологии;
- создание базы методических материалов по вопросам психолого-профориентационной помощи населению.
Итоговым результатом Программы будет формирование и развитие комплексной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области, призванной обеспечить психолого-профориентационное сопровождение человека на всех этапах профессионального и личностного развития с учетом его потребностей, возможностей и социально-экономической ситуации на рынке труда.
4. Перечень мероприятий Программы
Перечень программных мероприятий (приложение N 2) определен на основе предварительного анализа состояния системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области и предусматривает организацию деятельности Омского центра профориентации, в том числе:
- организацию согласованного взаимодействия с учреждениями, являющимися субъектами системы профессиональной и психологической поддержки населения Омской области;
- разработку и внедрение эффективных форм психолого-профориентационной помощи, обеспечивающих доступность услуги для различных категорий граждан Омской области;
- организацию и проведение индивидуального профинформационного консультирования граждан, обратившихся за информацией о рынке труда, рынке образовательных услуг, информацией о профессиях в целях ознакомления с профессиограммами;
- организацию и проведение групповых профинформационных занятий с учащимися общеобразовательных учреждений, школ-интернатов, спецшкол, воспитанниками детских домов и другими категориями молодежи;
- организацию и проведение информационных акций "Ярмарка учебных мест" для выпускников общеобразовательных учреждений, школ-интернатов, спецшкол, воспитанников детских домов и других категорий молодежи;
- организацию и проведение родительских собраний, конференций в общеобразовательных учреждениях, направленных на информирование о востребованных профессиях и способах помощи детям в осознанном выборе профессии;
- организацию и проведение профинформационных акций для учащихся и выпускников профессиональных образовательных учреждений;
- организацию и проведение индивидуальных психолого-профконсультационных занятий с использованием психологического тестирования с учащимися и выпускниками общеобразовательных учреждений, школ-интернатов, спецшкол, воспитанниками детских домов и другими категориями молодежи;
- организацию и проведение групповых психолого-профконсультационных занятий с использованием психологического тестирования с учащимися и выпускниками общеобразовательных учреждений, школ-интернатов, спецшкол, воспитанниками детских домов и другими категориями молодежи;
- организацию и проведение групповых занятий, направленных на формирование психологической готовности к процессу трудоустройства и навыков адаптации на рынке труда, с учащимися профессиональных учебных заведений;
- организацию и проведение индивидуальных психологических занятий, направленных на разрешение личностных и межличностных проблем в процессе социально-психологической адаптации и профессионального развития, для молодых специалистов, работающих специалистов и других категорий граждан;
- организацию и проведение групповых психологических занятий с элементами тренинга, направленных на разрешение проблем, препятствующих процессу социально-психологической адаптации и профессионального становления, для молодых специалистов, демобилизованных воинов, незанятого населения и других категорий граждан;
- организацию и проведение психологического исследования деловых и личностных компетенций, составление плана профессионального развития специалистов, оказывающих услуги населению;
- организацию и проведение методических консультаций для специалистов различных служб, оказывающих психолого-профориентационную помощь населению;
- организацию и проведение семинаров-практикумов для педагогов, психологов, ответственных за профориентационную работу по вопросам формирования и развития системы профориентации в общеобразовательных учебных заведениях;
- организацию и проведение семинаров-практикумов для преподавателей, мастеров, психологов профессиональных учебных заведений по вопросам психолого-профориентационного сопровождения процесса профессионального обучения;
- организацию и проведение семинаров-практикумов по вопросам оказания психолого-профориентационной помощи населению для специалистов, оказывающих социальные услуги населению;
- организацию и проведение курсов повышения квалификации для психологов, педагогов и ответственных за профориентацию общеобразовательных учебных заведений;
- организацию и проведение курсов повышения квалификации для преподавателей, мастеров, психологов учреждений профессионального образования;
- организацию и проведение курсов повышения квалификации для специалистов учреждений, оказывающих социальные услуги населению;
- разработку методических материалов по актуальным вопросам психолого-профориентационной помощи населению.
Мероприятия направлены на формирование и развитие комплексной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области.
Описание целевых индикаторов реализации мероприятий Программы приведено в приложении N 1 к настоящей Программе.
5. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы составляет 3 года (2008 - 2010 годы). Данный срок рассчитан на планомерное формирование и развитие комплексной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области, призванной обеспечить психолого-профориентационное сопровождение человека на всех этапах профессионального и личностного развития с учетом его потребностей, возможностей и социально-экономической ситуации на рынке труда.
6. Социальные, экономические и иные последствия реализации Программы, риски ее реализации
Реализация Программы позволит повысить уровень конкурентоспособности и психологической защищенности различных возрастных и социальных групп населения в условиях социально-экономической ситуации на рынке труда путем обеспечения комплексного психолого-профориентационного сопровождения на всех этапах профессионального и личностного развития.
Итогом реализации Программы станет создание системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области, призванной обеспечить психолого-профориентационное сопровождение человека на всех этапах профессионального и личностного развития с учетом его потребностей, возможностей и социально-экономической ситуации на рынке труда.
В ходе реализации Программы могут возникнуть определенные внутренние риски (недостаточная координация работ и т.д.), которые напрямую зависят от деятельности Министерства, государственных учреждений, территориальных органов Министерства, и могут быть ими предотвращены путем утверждения плана работы по реализации Программы и т.д.
К внешним рискам, которые могут помешать выполнению Программы, следует отнести возможные изменения федерального и регионального законодательства в сфере предоставления профориентационных и психологических услуг.
Таким образом, можно сделать вывод об относительной устойчивости Программы к воздействию внешних и внутренних факторов риска в процессе ее реализации.
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 22 марта 2010 г. N 24-п в раздел 7 настоящей программы внесены изменения
7. Обоснование потребности в необходимых ресурсах
Программа реализуется специалистами Омского центра профориентации общей численностью, согласно штатному расписанию, 83 человека, 65 из которых оказывают методические и практические психолого-профориентационные услуги.
Программа реализуется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерством в областном бюджете на текущий финансовый год Омскому центру профориентации.
Расходы на реализацию мероприятий Программы
Средства по мероприятиям учтены в составе расходов, предусмотренных на обеспечение деятельности Омского центра профориентации в соответствующем финансовом году.
В процессе реализации Программы существует вероятность изменения средств, необходимых на проведение мероприятий Программы. Нейтрализация этих факторов может быть обеспечена за счет перераспределения между указанными мероприятиями лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в соответствующем финансовом году на финансирование Программы.
В случае недостаточного финансирования мероприятия Программы могут быть реализованы не в полном объеме, что повлияет на достижение всех целевых индикаторов Программы.
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 4 августа 2009 г. N 43-п в раздел 8 настоящего приложения внесены изменения
8. Система управления реализацией Программы
После утверждения Программы Министерством разрабатывается план работы по реализации Программы, который устанавливает процедуры внутренней организации деятельности Министерства и его взаимодействия с общеобразовательными учреждениями, детскими домами, спецшколами, школами-интернатами, учреждениями профессионального образования, бюро МСЭ, центрами занятости и другими организациями и предприятиями, являющимися субъектами системы профориентации и психологической поддержки населения Омской области.
Ответственными исполнителями за реализацию каждого мероприятия Программы со стороны Министерства являются:
- Афанасьев Александр Александрович, первый заместитель Министра труда и социального развития Омской области;
- Варнавская Ирина Павловна, руководитель департамента по труду Министерства;
- Федорова Татьяна Владимировна, начальник отдела трудовых ресурсов, миграции и развития кадрового потенциала Министерства;
- Рыбникова Наталья Владимировна, директор Омского центра профориентации.
В процессе ежегодного мониторинга реализации Программы Министерством осуществляется оценка достижения запланированных целевых индикаторов реализации Программы.
Ежегодно Министерство представляет отчеты о выполнении Программы в составе доклада о результатах и основных направлениях деятельности Министерства как субъекта бюджетного планирования.
Исполнители мероприятий Программы предоставляют отчеты в Министерство о достижении показателей Программы ежегодно, не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, по форме согласно приложению N 3 к настоящей Программе.
Министерство организует проверки выполнения программных мероприятий, обращая особое внимание на соблюдение сроков реализации программных мероприятий, эффективное использование выделяемых средств и конечные результаты. По результатам проверок проводится анализ и выносятся замечания о ходе работ по реализации Программы и предложения, направленные на улучшение работы и устранение выявленных недостатков.
Оперативное управление и контроль за реализацией Программы возлагается на департамент по труду Министерства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.