Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к приказу Министерства
здравоохранения Омской области
от 18 июня 2007 г. N 23
Инструкция
по контролю организации и качества платных медицинских услуг и иных платных услуг, а также медицинских услуг по договорам добровольного медицинского страхования в государственных учреждениях здравоохранения Омской области
I. Общие положения
1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 года N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" с целью разъяснения порядка и условий предоставления платных медицинских услуг и иных платных услуг (далее - платные услуги) и медицинских услуг по договорам добровольного медицинского страхования государственными учреждениями здравоохранения Омской области (далее - Учреждения) на территории Омской области в соответствии с федеральным законодательством, осуществления контроля соблюдения законодательства Учреждениями, оказывающими услуги по договору возмездного оказания услуг, договору добровольного медицинского страхования (далее - ДМС).
2. Под платной услугой понимается медицинская и иная, не запрещенная законодательством, услуга, оказываемая Учреждением гражданам и (или) организациям за плату на основании договора возмездного оказания услуг.
Под платной медицинской услугой понимается совокупность профессиональных действий Учреждения, направленных на удовлетворение потребностей потребителя в профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи, совершаемых на основании договора возмездного оказания услуг.
II. Условия предоставления платных услуг
3. Учреждения, оказывающие бесплатную медицинскую помощь, могут предоставлять потребителям за плату медицинские услуги на основе соответствующих договоров.
4. За плату предоставляется медицинская помощь сверх объемов, предусмотренных расчетными нормами нагрузки (обслуживания) на осуществляемые виды деятельности, утвержденные руководителем Учреждения в соответствии со штатным расписанием, расчетными нормами времени на отдельные трудовые операции при проведении вспомогательной лечебно-диагностической работы, плановым уровнем числа дней занятости койки в году, но не менее государственного задания на выполнение Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Омской области, бесплатной медицинской помощи (далее - Территориальная программа), утвержденного в установленном порядке, а также мероприятий целевых программ Омской области.
5. За плату предоставляются:
1) медицинские услуги, не входящие в Территориальную программу, в том числе:
а) медицинские осмотры, в том числе:
- предварительные при поступлении на работу и периодические осмотры, медицинские осмотры, проводимые для получения водительских прав, выездной визы, по направлению спортивных обществ, предвахтовые и предсменные медицинские осмотры, на право приобретения оружия, и другие, за исключением:
- профилактических мероприятий детям до 18 лет, учащимся и студентам очных форм обучения, инвалидам всех категорий, пенсионерам, участникам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам;
- профилактических мероприятий по раннему выявлению социально значимых заболеваний, а также связанных с проведением диспансеризации граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
б) все виды медицинского обследования, освидетельствования, консультаций, экспертиз и лечения, оказание которых необязательно в рамках Территориальной программы, проводимые по личной инициативе граждан (при отсутствии противопоказаний), в том числе:
- коррекция зрения с помощью контактных линз;
- лечение логоневрозов у лиц старше 18 лет;
- косметологические услуги (за исключением пластических и реконструктивных операций по медицинским показаниям);
в) при оказании стоматологической помощи:
- применение лекарственных средств, не входящих в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения, расходных материалов, применяемых при реализации Территориальной программы;
- реставрация зубов;
- зубное протезирование;
- детям до 18 лет - изготовление несъемных дуговых ортодонтических аппаратов;
- взрослым - применение композиционных пломбировочных материалов;
г) анонимная диагностика и лечение (за исключением обследования на СПИД);
д) продление по желанию больного пребывания в стационаре при наличии показаний по состоянию здоровья для перевода его на лечение в амбулаторных условиях;
е) скорая медицинская помощь по договорам с организациями при проведении массовых мероприятий;
ж) судебно-медицинская экспертиза по личной инициативе;
2) медицинские услуги, предоставляемые на условиях, не предусмотренных Территориальной программой, в том числе:
а) плановое получение медицинской помощи в более ранние сроки при несогласии потребителя с отсроченной датой госпитализации, диагностического исследования или амбулаторного приема. В случае согласия потребителя на ожидание очереди Учреждение обязано назначить дату получения бесплатной медицинской помощи и вести журнал ожидания оказания бесплатной медицинской помощи;
б) при стационарном лечении:
- предоставление дополнительного питания;
- предоставление условий повышенной комфортности при оказании медицинской помощи, установленных Перечнем предлагаемых платных услуг и положением о порядке предоставления платных услуг в Учреждении;
- предоставление индивидуального ухода;
в) медицинское сопровождение при транспортировке больного без медицинских показаний;
г) предоставление плановой медицинской помощи лицам, не имеющим страхового медицинского полиса обязательного страхования граждан, выданного на территории Российской Федерации;
3) медицинские услуги, предусмотренные целевыми программами Омской области, представляемые лицам, постоянно не проживающим на территории Омской области.
6. Право на предоставление платных услуг должно быть предусмотрено в учредительных документах Учреждения.
7. Учреждения имеют право предоставлять платные медицинские услуги только по специальному разрешению на право предоставления платных медицинских и иных платных услуг, выдаваемому вышестоящим органом управления здравоохранения (далее - разрешение).
8. Учреждения, осуществляющие оказание медицинской помощи по программам ДМС, обязаны по выбору пациента оказывать также платные медицинские услуги на основании договора о возмездном оказании услуг.
9. Не допускается предоставление отдельных методов профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной помощи, за исключением перечисленных в пункте 5, только за плату. Все методы и методики оказания медицинской помощи, применяемые на платной основе с использованием оборудования и другого имущества, находящегося в государственной собственности, должны предоставляться бесплатно в объемах, рассчитанных в Учреждении в соответствии со штатной численностью и нормами нагрузки соответствующего персонала.
10. Учреждение не вправе оказывать за плату скорую медицинскую помощь при состояниях, требующих срочного безотлагательного вмешательства, при травмах, отравлениях, заболеваниях и состояниях, угрожающих жизни.
11. Учреждение вправе предоставлять все виды медицинских услуг, предусмотренных лицензией на осуществление медицинской деятельности.
12. Учреждение обязано предоставить потребителю в удобном для обозрения месте в наглядной и доступной форме бесплатную информацию:
- о государственной регистрации Учреждения;
- о наличии лицензии на виды деятельности, предоставляемые за плату;
- о Перечне платных услуг, условиях и порядке их предоставления, гарантийных сроках на результат оказания услуг, если они установлены Учреждением;
- о стоимости предоставляемых платных услуг;
- о режиме работы по оказанию платных услуг;
- о квалификации и сертификации специалистов, оказывающих платные услуги;
- о перечне категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, предоставляемых при оказании платных услуг в соответствии с федеральным и областным законодательством.
13. Учреждение обязано оказать платную услугу, качество которой должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии или неполноте условий - требованиям к качеству медицинских и иных услуг, предусмотренным федеральным законодательством.
14. При оказании платных медицинских услуг должны применяться методы, технологии, лекарственные, дезинфекционные средства, иммунобиологические препараты, разрешенные к применению в установленном законом порядке.
15. При предоставлении платных услуг сохраняется установленный режим работы Учреждения, при этом не должны ухудшаться доступность и качество медицинской помощи, оказываемой по Территориальной программе.
16. Отделение (кабинет) платных услуг в своей деятельности руководствуется Положением об отделении (кабинете) платных услуг (приложение).
17. Отделение (кабинет) создается приказом руководителя учреждения по согласованию с Министерством здравоохранения Омской области при наличии разрешения вышестоящего органа управления здравоохранения на оказание платных медицинских услуг.
18. На основании Типового положения об отделении (кабинете) по оказанию платных медицинских услуг по договорам добровольного медицинского страхования руководитель учреждения здравоохранения утверждает Положение об отделении (кабинете) при условии постоянного спроса населения на конкретные виды медицинской помощи, обеспечивающее рентабельность работы данного подразделения.
19. Оказание платных медицинских услуг должно проводиться, как правило, в специально организованных структурных подразделениях по оказанию платных услуг (отделения, кабинеты). Оказание платных медицинских услуг медицинским персоналом должно проводиться в свободное от основной работы время. Графики учета рабочего времени по основной работе и по оказанию платных медицинских услуг составляются раздельно.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
18. Оказание платной амбулаторно-поликлинической помощи в основное рабочее время персонала допускается при условии первоочередного оказания бесплатной медицинской помощи по Территориальной программе в случаях:
1) когда технология ее проведения ограничена рамками основного рабочего времени;
2) когда условия работы за счет интенсивности труда позволяют оказывать платные медицинские услуги без ущерба для оказания бесплатной медицинской помощи по Территориальной программе.
19. Внеочередная госпитализация в стационар при предоставлении платных медицинских услуг проводится только на специальные выделенные койки для оказания платных медицинских услуг (далее - внебюджетные койки). Количество внебюджетных коек каждым Учреждением устанавливается самостоятельно.
20. Штаты отделений (кабинетов) платных услуг устанавливаются и утверждаются руководителем Учреждения в зависимости от спроса населения на соответствующие виды услуг и наличия необходимых средств. Для осуществления работы по оказанию платных услуг в Учреждении могут вводиться дополнительные должности медицинского и другого персонала, содержащиеся за счет средств, получаемых от реализации платных услуг.
21. Учреждение обязано оказать платную медицинскую услугу с использованием собственных лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, если иное не предусмотрено договором, заключенным со страховой организацией или потребителем.
22. Потребитель, лично пользующийся медицинской услугой (далее - пациент), имеет право знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, получать сведения о результатах обследования, диагнозе, прогнозе, методах лечения и связанных с ними риске и последствиях. По требованию пациента ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, справки об оказанной услуге и ее стоимости.
24. Учреждение обязано вести статистический и бухгалтерский учет раздельно по основной и внебюджетной деятельности, составлять требуемую отчетность и предоставлять ее в порядке и в сроки, установленные законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
25. Факт предоставления платных медицинских услуг отражается исполнителем в первичной медицинской документации с указанием наименования платной медицинской услуги, даты ее оказания, наименования и номера документа, подтверждающего оплату.
26. Учреждения по согласованию с Министерством здравоохранения Омской области утверждают Положение "Об оплате труда работников, занятых оказанием платных услуг", которое устанавливает:
1) долю средств на оплату труда в общем объеме средств, полученных Учреждением от оказания платных услуг, которая складывается из долей средств на оплату труда в структуре стоимости каждой платной услуги;
2) порядок распределения денежных средств на оплату труда работников Учреждения, занятых оказанием платных медицинских услуг, с учетом индивидуального вклада.
27. Руководителям Учреждений и их заместителям участие в оказании платных медицинских услуг разрешается по совмещаемой должности. Размер материального поощрения руководителей Учреждений и их заместителей за работу по организации оказания платных услуг по основной должности устанавливается при заключении трудового договора в соответствии с действующим законодательством.
28. Порядок предоставления платных услуг в Учреждениях определяется положением "О предоставлении платных услуг", утверждаемым в каждом Учреждении.
III. Порядок заключения договора на предоставление платных услуг и условия оплаты
29. Договор на предоставление платных услуг, исполнение которых осуществляется продолжительное время (далее - договор), заключается в соответствии со ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации в письменной форме и должен содержать следующие сведения:
наименование, юридический адрес Учреждения;
фамилию, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;
наименование и перечень оказываемых услуг;
стоимость, сроки и порядок оплаты услуг;
сроки оказания услуг;
должность, фамилию, имя, отчество, подпись лица, оформляющего договор, подпись потребителя.
30. Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится в Учреждении, другой - у потребителя.
31. Устная форма договора в соответствии с пунктом 2 ст. 159 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена в случае предоставления медицинской услуги непосредственно при заключении договора. Письменным подтверждением предоставления услуги является медицинская карта больного с перечнем предоставленных медицинских услуг, кассовый чек или бланк строгой отчетности об оплате медицинских услуг. Сумма, указанная в кассовом чеке или бланке строгой отчетности, должна соответствовать прейскуранту цен на платные медицинские услуги.
32. При заключении договора на внеочередное оказание медицинских услуг, предусмотренных Территориальной программой, Учреждение обязано письменно информировать потребителя о возможности и сроке получения им данной услуги бесплатно.
33. Договоры Учреждений с иными организациями на оказание платных медицинских услуг их работникам и членам их семей заключаются в письменной форме.
34. Цены на платные услуги рассчитываются непосредственно в Учреждении в соответствии с действующим законодательством и утверждаются приказом руководителя Учреждения.
35. Цена платной услуги устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством установлены льготы для отдельных категорий потребителей.
36. Потребитель обязан оплатить услугу в порядке и сроки, указанные в договоре.
37. Оплата за услугу осуществляется потребителем путем внесения наличных денежных средств в кассу Учреждения или путем безналичных расчетов через учреждения банков.
38. Учреждение обязано выдать лицу, оплатившему услугу, кассовый чек или квитанцию установленной формы, подтверждающие оплату, а также по его требованию "Справку об оплате медицинских услуг для предоставления в налоговые органы" установленной формы.
39. Потребитель вправе отказаться от оплаты оказанных без его согласия услуг.
40. Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании платных услуг, оплатив Учреждению часть цены пропорционально части оказанной услуги и возместив Учреждению расходы, произведенные им до этого момента, если они не входят в указанную часть цены услуги.
IV. Порядок заключения и условия договора на предоставление медицинских услуг по программам ДМС
41. По ДМС предоставляются только медицинские услуги. Медицинские услуги за счет средств ДМС предоставляются Учреждением на основании полиса ДМС в соответствии с договором между Учреждением и страховой организацией (далее - договор ДМС).
42. Основанием для заключения договора ДМС на предоставление медицинской помощи по ДМС между Учреждением и страховой организацией является наличие у страховой организации лицензии на проведение ДМС.
43. Договор ДМС должен включать:
- наименование сторон, должности и полномочия их представителей, номера и даты выдачи лицензий, в соответствии с которыми сторонами осуществляется соответствующая деятельность;
- требования к объему и качеству медицинской помощи, порядок и условия их контроля со стороны страховой организации;
- порядок учета объема работы и порядок расчетов между сторонами;
- срок действия договора;
- ответственность сторон;
- местонахождение, почтовые адреса, банковские реквизиты, подписи, печати сторон.
44. Обязательным приложением к договору ДМС являются:
- программы ДМС, которые содержат сведения о видах услуг, порядке, условиях и сроках их предоставления застрахованным;
- прейскурант цен на медицинские услуги, оказываемые по программам ДМС;
- копия лицензии страховой организации на проведение ДМС.
45. Допускается выполнение функций представителя страховщика работниками, состоящими в трудовых отношениях с Учреждением, допускается только в свободное от основной работы время.
46. За обеспечение граждан доступной и достоверной информацией о видах медицинских услуг, предоставляемых Учреждением за счет средств ДМС, о правилах и программах ДМС, об условиях, порядке страхования несет ответственность страховая организация.
47. Контроль организации и качества медицинских услуг, предоставляемых по договорам ДМС, осуществляется страховой организацией.
V. Ответственность Учреждения при оказании платных услуг
48. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору о возмездном оказании услуг Учреждение несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и договором.
49. Учреждение освобождается от ответственности за неисполнение обязательств по договору оказания услуг, если неисполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
50. Претензии и споры, возникающие между потребителем и Учреждением, разрешаются в соответствии с законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.