Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению
Правительства Омской области
от 28 октября 2009 года N 206-п
Государственный стандарт
предоставления реабилитационных услуг и консультативной помощи в реабилитационных центрах (отделениях реабилитации) для детей и подростков с ограниченными возможностями
N п/п |
Наименование социальной услуги |
Содержание социальной услуги |
Основные требования к объему предоставления социальной услуги (кратность и периодичность предоставления социальной услуги) |
Основные требования, предъявляемые к качеству социальной услуги |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Социально-бытовые услуги | ||||
1 |
Предоставление помещений для организации реабилитационных и лечебных мероприятий, культурного и бытового обслуживания |
Обеспечение реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации в помещениях учреждения, которые должны быть обеспечены всеми видами коммунально-бытового благоустройства, оснащены телефонной связью |
Постоянно в период пребывания в учреждении |
Жилая площадь и помещения должны соответствовать установленным законодательством санитарно-гигиеническим нормам, требованиям безопасности, в том числе противопожарным требованиям, а также требованиям охраны труда. При размещении детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями (далее - дети) в помещениях учитываются особенности их психического и физического состояния |
2 |
Приготовление и подача пищи, включая диетическое питание |
Приобретение продуктов питания в пределах норм, предусмотренных законодательством; приготовление пищи; подача пищи; мытье и дезинфекция посуды |
Не менее 5 раз в день |
Горячее питание должно быть приготовлено из продуктов, имеющих сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие качество и безопасность продуктов, удовлетворять потребности клиентов по калорийности, соответствовать диетическим столам, соответствовать установленным законодательством нормам питания, санитарно-гигиеническим требованиям и быть предоставлено с учетом состояния здоровья детей |
3 |
Предоставление в пользование мебели |
Согласно установленным законодательством нормативам |
Постоянно в период пребывания в учреждении |
Мебель должна соответствовать установленным законодательством санитарно-гигиеническим нормам и правилам, быть удобной в пользовании, подобрана с учетом возраста, физического состояния детей |
4 |
Поддержание условий проживания в соответствии с установленными законодательством санитарно-гигиеническими требованиями |
Уборка жилых помещений, помещений общего пользования; влажная уборка |
Не менее 2 раз в день |
Содержание помещений и прилегающей территории должно осуществляться в соответствии с установленными законодательством санитарно-гигиеническими нормами и требованиями, обеспечивать комфортные условия пребывания детей |
Проветривание |
По мере необходимости, но не менее 2 раз в день |
|||
Уборка территории |
1 раз в день |
|||
5 |
Предоставление постельных принадлежностей |
Смена, стирка, сушка и глажение постельных принадлежностей |
По мере загрязнения (не реже 1 раза в неделю) |
Услуги по предоставлению постельных принадлежностей должны оказываться с соблюдением противоэпидемических и санитарно-гигиенических норм и правил, установленных законодательством, обеспечивать полное и своевременное удовлетворение нужд и потребностей детей |
6 |
Обеспечение сохранности вещей, принадлежащих детям, находящимся на стационарном обслуживании |
Соблюдение условий и норм хранения личных вещей. Контроль за сохранением личных вещей |
Постоянно в период пребывания в стационарном отделении учреждения |
Услуги по обеспечению сохранности личных вещей детей, находящихся в учреждении, должны оказываться с соблюдением условий и норм хранения вещей. Личные вещи и ценности должны храниться в условиях, исключающих их порчу, утерю, пользование ими другими лицами |
7 |
Обеспечение транспортом для доставки детей в учреждение и обратно |
Организация работы транспорта для доставки детей при организации реабилитационных курсов в учреждение и обратно |
2 раза за период реабилитационного курса |
Транспортное средство подлежит регистрации в органах ГИБДД, должно быть технически исправным (обязателен технический осмотр, наличие санитарного паспорта). Услуга должна обеспечивать безопасное передвижение клиента на транспорте |
8 |
Услуги индивидуального обслуживания и гигиенического характера детям, ограниченным в самообслуживании (находящимся в стационарном отделении) |
Оказание помощи детям в одевании, раздевании, вставании и укладывании в постель, умывании, мытье тела, пользовании туалетом, передвижении по территории учреждения |
Постоянно в период пребывания в стационарном отделении учреждения |
Услуги предоставляются детям, не способным по состоянию здоровья к самообслуживанию. Услуга требует особой корректности обслуживающего персонала без причинения какого-либо вреда здоровью детей |
2. Социально-медицинские услуги | ||||
9 |
Проведение первичного медицинского осмотра |
Первичный осмотр ребенка врачом-педиатром, в т.ч. проведение антропометрических измерений (рост, вес, окружность грудной клетки, динамометрия) |
1 раз при поступлении в учреждения |
Первичный медицинский осмотр должен определять объективное состояние здоровья ребенка, его физическое и психическое состояние, отсутствие инфекционных заболеваний. Антропометрия, динамометрия проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку |
10 |
Проведение повторного медицинского осмотра |
Повторный медицинский осмотр ребенка (проведение наружного осмотра кожи, слизистых оболочек, перинатальной области, ушей, головы, волосяных покровов, ногтей; пальпация лимфатических узлов, органов брюшной полости, желез, осмотр гениталий и слизистой полости рта, проверка зрения, слуха) |
1 раз в 7-10 дней и по окончании реабилитационного курса |
Повторный медицинский осмотр выявляет изменения в состоянии здоровья ребенка. Медицинский персонал учреждения обязан обеспечить проведение медицинского осмотра корректно, без причинения какого-либо вреда здоровью ребенка |
11 |
Проведение социально-медицинского патронажа |
Проведение социально-медицинского патронажа семей, имеющих детей, проживающих в зоне обслуживания: |
|
Социально-медицинский патронаж осуществляется специалистом по социальной работе, медицинским работником, имеющим соответствующую подготовку. Услуга требует особой корректности обслуживающего персонала без причинения какого-либо вреда здоровью ребенка |
детей, не имеющих способности к самостоятельному передвижению |
Не менее 2 раз в месяц |
|||
детей, передвигающихся самостоятельно |
Не менее 1 раза в месяц |
|||
12 |
Проведение комплекса реабилитационных медицинских услуг |
Проведение физиотерапевтических процедур, занятий по лечебной физкультуре, массажа, механотерапии |
По медицинским показаниям |
Комплексные медицинские услуги должны проводиться в соответствии с назначением врача. Назначения должны строго соответствовать медицинским показаниям. Физиотерапевтическая аппаратура должна быть технически исправна, заземлена. Специалисты должны иметь соответствующие сертификаты на оказание данного вида медицинской услуги |
13 |
Проведение в соответствии с назначением врача медицинских процедур |
Измерение температуры тела; измерение артериального давления, пульса; закапывание капель; пероральный прием лекарственных препаратов; втирание мазей |
По медицинским показаниям |
Проведение медицинских процедур должно быть осуществлено строго по заключению врача (по медицинским показаниям) с учетом пожеланий клиентов. Медицинский персонал учреждения обязан обеспечить проведение медицинских процедур и оказание помощи в выполнении процедур, связанных со здоровьем, корректно, без причинения какого-либо вреда здоровью |
14 |
Организация проведения мероприятий медико-социального характера в соответствии с индивидуальными программами реабилитации детей-инвалидов |
Выполнение для каждого ребенка комплекса мероприятий по медико-социальной реабилитации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации |
В период нахождения в учреждении в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации |
Проведение реабилитационных мероприятий медицинского характера должно осуществляться строго по назначению врача, в соответствии с индивидуальными программами реабилитации специалистами, имеющими соответствующую подготовку. Должно обеспечивать выполнение оптимального для каждого ребенка набора разработанных мероприятий по социальной реабилитации, включающих социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию. Медицинский персонал учреждения обязан обеспечить проведение мероприятий корректно, без причинения какого-либо вреда здоровью |
15 |
Оказание санитарно-гигиенических услуг детям, находящимся в стационарном отделении учреждения |
Услуги индивидуального обслуживания и гигиенического характера детям по состоянию здоровья, ограниченным в самообслуживании (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание) |
По мере необходимости |
Обеспечение ухода с учетом физического здоровья и психического состояния ребенка. При оказании услуги необходима особая корректность персонала по отношению к детям |
16 |
Оказание содействия в прохождении медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ) |
Оказание помощи семьям, проживающим в зоне обслуживания учреждением, в оформлении необходимых документов; организация взаимодействия с учреждениями здравоохранения и МСЭ |
По мере необходимости с учетом медико-социальных факторов |
Оказание помощи в своевременном выявлении детей, нуждающихся в проведении МСЭ. Содействие в прохождении МСЭ должно способствовать правильному определению (в установленном законодательством порядке) потребностей освидетельствуемых детей в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма |
17 |
Оказание экстренной доврачебной помощи |
Поддержка жизненно важных функций организма ребенка до момента оказания квалифицированной медицинской помощи (наложение жгута при кровотечениях, осуществление искусственного дыхания, удаление рвотных масс и т.д.) |
По факту наступления несчастного случая, травмы, обострения заболевания, неотложного состояния |
Услуга должна предотвратить угрозу жизни и здоровью ребенка |
18 |
Организация лечебно-оздоровительных мероприятий |
Выполнение физических упражнений, дневной сон (для детей дошкольного возраста), организация занятий физической культурой и спортом |
По медицинским показаниям |
Услуга должна обеспечивать проведение доступного и безопасного для ребенка комплекса физических упражнений в целях их систематического выполнения для укрепления здоровья. Специалисты должны иметь соответствующие сертификаты на оказание данного вида медицинской услуги |
19 |
Оказание помощи в госпитализации клиента |
Оказание помощи в направлении ребенка в учреждение здравоохранения для оказания квалифицированной медицинской помощи, вызов бригады "Скорой помощи" |
По медицинским показаниям |
Услуга оказывается ребенку с учетом согласия его родителей (законных представителей), а при отказе от оказания услуги разъясняются последствия |
20 |
Обучение членов семьи основам медико-психологических и социально-медицинских знаний для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях |
Проведение лекций, практических занятий |
По мере необходимости |
Обучение должно проводиться с учетом индивидуальных особенностей, физического и психического состояния, степени ограничения жизнедеятельности ребенка |
3. Социально-психологические услуги | ||||
21 |
Психологическая диагностика и обследование личности |
Исследование совокупности способностей и задатков личности ребенка для определения условий компенсации или восстановления нарушенных сфер жизнедеятельности в целях его реабилитации; разработка индивидуальной программы социально-психологической помощи ребенку |
При поступлении ребенка в учреждение и повторно в ходе динамического наблюдения за ребенком (по мере необходимости) |
Психодиагностика и обследование личности несовершеннолетнего должны проводиться с использованием специализированной диагностики социального и психологического статуса ребенка (тестирование, анкетирование, наблюдение и т.д.) в целях разработки рекомендаций по проведению реабилитационных мероприятий. Услуга должна содержать анализ индивидуальных особенностей личности ребенка, влияющих на отклонения в его поведении, во взаимоотношениях с окружающими и дать необходимую информацию для составления рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий |
22 |
Психологическая коррекция |
Проведение реабилитационных мероприятий (индивидуальных и групповых), направленных на снятие невротических расстройств, развитие универсальных адаптационных психологических навыков |
В соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации или коррекционной программой |
Психологическая коррекция как активное психологическое воздействие должна обеспечивать преодоление или обследование отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении детей. Услуга должна обеспечивать преодоление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении ребенка. При разработке индивидуальной программы реабилитации обеспечивается соответствие тактики всех реабилитационных мероприятий прогнозу социально-психологического эффекта по восстановлению личностного и социального статуса ребенка |
23 |
Социально-психологическое консультирование |
Первичное консультирование в целях выявления проблем, определения объема и методов предполагаемой помощи в условиях учреждения, направления на иную помощь, не входящую в компетенцию учреждения |
1 раз при поступлении в учреждение |
Социально-психологическое консультирование осуществляется специалистом, имеющим соответствующую специализацию. Обеспечивает оказание квалифицированной помощи по налаживанию межличностных отношений, содействует мобилизации физических, личностных, духовных ресурсов для преодоления трудной жизненной ситуации |
24 |
Оказание психологической помощи |
Психологическая поддержка жизненного тонуса ребенка для самостоятельного решения возникших проблем и преодоления имеющихся трудностей, укрепления уверенности в себе |
Индивидуально, с учетом потребности ребенка |
Психологическая помощь должна быть адекватна выявленным в процессе диагностики психологическим проблемам и потребностям ребенка. Предоставляется с учетом трудной жизненной ситуации, в которой находится ребенок, рекомендаций индивидуальной программы реабилитации |
4. Социально-педагогические услуги | ||||
25 |
Социально-педагогическая диагностика и обследование личности |
Проведение социально-педагогической диагностики и обследования личности ребенка |
2 раза за время пребывания в учреждении (в начале и по окончании реабилитационного курса) |
Социально-педагогическая диагностика и обследование личности должны быть проведены с использованием современного инструментария и методик, дающих объективную оценку состояния, для оказания эффективной педагогической помощи ребенку, установления форм и степени его социальной дезадаптации, определения интеллектуального развития |
26 |
Социально-педагогическое консультирование детей и их родителей |
Проведение консультации социальным педагогом, логопедом, специалистом по социальной работе |
1 раз за время пребывания в учреждении |
Социально-педагогическое консультирование должно обеспечивать оказание квалифицированной помощи в решении социально-педагогических проблем (родительско-детские отношения, предупреждение и преодоление педагогических ошибок и др.) |
27 |
Педагогическая коррекция |
Проведение занятий с детьми по коррекции личности |
1 раз в неделю |
Педагогическая коррекция должна обеспечивать оказание квалифицированной помощи в преодолении и исправлении нарушения когнитивных и сенсорных функций, форм поведения |
Проведение занятий с детьми, имеющими нарушения речи |
3 раза в неделю |
|||
28 |
Содействие в получении образования детьми с учетом их физических возможностей и умственных способностей |
Оказание помощи при подготовке документов в психолого-медико-педагогическую комиссию; содействие в оформлении документов на прием в образовательное учреждение |
По мере необходимости |
Оказание помощи в оформлении и направлении необходимых документов, контроль за их прохождением. Услуги по подготовке и оформлению документов для получения образования детьми должны обеспечивать создание необходимых условий для получения ими школьного и дошкольного образования. Организация практической помощи в обучении должна осуществляться с учетом степени социально-педагогической дезадаптации детей, уровня их знаний, физического и психического состояния |
29 |
Организация и проведение социально-педагогического патронажа |
Систематическое наблюдение за ребенком и его законными представителями (родителями, опекунами, попечителями): |
|
Социально-педагогический патронаж должен проводиться на основе систематического наблюдения за семьями, обеспечивать своевременное выявление возникающих проблем, оказание необходимой своевременной социально-педагогической помощи |
дети, не имеющие способности к самостоятельному передвижению |
2 раза в месяц |
|||
дети, передвигающиеся самостоятельно |
1 раз в месяц |
|||
30 |
Организация обучения детей-инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации |
Проведение индивидуальных занятий по подбору и использованию технических средств реабилитации, обучению с их помощью передвижению, ориентации в пространстве и др. |
На протяжении всего периода пребывания в учреждении |
Индивидуальные занятия должны проводиться с учетом индивидуальных особенностей, степени ограничения жизнедеятельности, физического и психического состояния ребенка. По результатам обучения у детей должны развиться практические умения самостоятельно пользоваться техническими средствами реабилитации |
31 |
Содействие в организации обучения детей-инвалидов на дому |
Организация взаимодействия с органами образования, содействие в оформлении документов |
По мере необходимости |
Содействие в организации обучения детей-инвалидов на дому должно проводиться с учетом индивидуальных особенностей, физического и психического состояния, степени ограничения жизнедеятельности, с учетом степени социально-педагогической дезадаптации детей |
32 |
Обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности |
Проведение специалистами учреждения занятий по обучению доступным социально-средовым и бытовым навыкам в целях формирования социального и личностного статуса ребенка-инвалида: |
|
Обучение детей-инвалидов должно проводиться с учетом индивидуальных особенностей, степени ограничения жизнедеятельности, физического и психического состояния |
групповые занятия |
1 раз в день |
|||
индивидуальные занятия |
2 раза в неделю |
|||
33 |
Обучение родителей детей-инвалидов основам реабилитации ребенка |
Проведение бесед, лекций, практических занятий по вопросам реабилитации |
По мере необходимости |
Обучение должно проводиться с учетом индивидуальных особенностей ребенка-инвалида, физического и психического состояния, степени ограничения жизнедеятельности |
34 |
Анимационные услуги |
Организация и проведение мероприятий по социокультурной реабилитации (посещение театров, музеев, выставок и т.д.). |
Не менее 1 раза в месяц |
Анимационные услуги должны быть направлены на удовлетворение социокультурных и духовных запросов детей, услуги должны способствовать расширению общего и культурного кругозора, сферы общения, повышению творческой активности, привлечению их к участию в конкурсах, соревнованиях. Книги, журналы, газеты, развивающие игры, учебные пособия должны соответствовать возрасту ребенка, индивидуальному образовательному уровню детей, должны отвечать санитарно-гигиеническим нормам |
Обеспечение досуга (книгами, журналами, газетами, развивающими играми, учебными пособиями) |
Постоянно в период пребывания в учреждении |
|||
5. Социально-экономические услуги | ||||
35 |
Организация помощи в обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями, техническими средствами реабилитации |
Организация взаимодействия с Омским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, оказание содействия в оформлении необходимых документов |
В соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации |
Содействие в подготовке и направлении в соответствующие инстанции необходимых документов. Содействие в получении реабилитационных изделий надлежащего качества в установленные законодательством сроки |
36 |
Оказание содействия в реализации права на получение установленных законодательством мер социальной поддержки |
Консультирование по вопросам предоставления мер социальной поддержки, помощь в сборе и оформлении документов для их получения |
По мере необходимости |
Оказание услуги должно обеспечивать клиентам разъяснение содержания нормативных правовых актов, сформировать полное представление о мерах социальной поддержки, установленных законодательством, а также способствовать своевременному и в полном объеме получению установленных законодательством мер социальной поддержки |
6. Социально-правовые услуги | ||||
37 |
Содействие органам опеки и попечительства в вопросах жизнеустройства детей-инвалидов, оставшихся без попечения родителей, на усыновление, под опеку, на попечение, в приемную семью, в учреждения социального обслуживания |
Написание заявления (ходатайства) в органы опеки и попечительства; оказание содействия в подготовке документов на устройство детей под опеку, приемные семьи, детские дома |
По мере необходимости |
Оказание содействия в оформлении необходимых документов, направление документов в соответствующие инстанции, контроль за их прохождением |
38 |
Оказание помощи в получении полиса обязательного медицинского страхования |
Оказание помощи в направлении документов в соответствующие организации, контроль за их прохождением |
По мере необходимости |
Оказание услуги должно обеспечить получение полиса обязательного медицинского страхования |
39 |
Оказание помощи родителям детей и их законным представителям в подготовке письменных обращений |
Оказание помощи при подготовке письменных обращений на действие или бездействие различных служб, нарушающих или ущемляющих законные права детей |
По мере необходимости |
Оказание услуги должно обеспечить четкое и по существу изложение претензий к работе различных служб. При необходимости осуществлять контроль за получением ответа из указанных инстанций, решением обозначенных вопросов |
Основные требования к порядку и условиям предоставления реабилитационных услуг и консультативной помощи в реабилитационных центрах (отделениях реабилитации) для детей и подростков с ограниченными возможностями (далее - социальные услуги):
1) социальные услуги должны соответствовать требованиям, установленным федеральными законами "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", иными актами федерального и областного законодательства;
2) при принятии решения о предоставлении клиенту социальных услуг учитываются интересы клиента, состояние его здоровья, специфика имеющейся у клиента трудной жизненной ситуации, содержание индивидуальной программы реабилитации (при наличии такой программы), кратковременность или долговременность потребности в этих услугах и другие объективные факторы;
3) социальные услуги предоставляются на основании обращения несовершеннолетнего, его законного представителя в соответствующие органы или учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности, которые принимают решение о предоставлении (отказе в предоставлении) социальных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.