Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 28 сентября 2012 г. N 46-п в название настоящего приложения внесены изменения
Приложение
к приказу Министерства труда и
социального развития Омской области
от 11 мая 2011 года N 63-п
Ведомственная целевая программа
"Психолого-профориентационная помощь населению и дополнительное профессиональное образование специалистов социальной сферы Омской области" на 2011 - 2012 годы
29 декабря 2011 г., 28 сентября, 29 декабря 2012 г.
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 29 декабря 2012 г. N 81-п в паспорт настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт Программы
2. Проблемы, решение которых осуществляется путем реализации Программы
Программа направлена на развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области и отраслевой системы повышения квалификации специалистов социальной сферы Омской области.
Программа создаёт условия для реализации конституционных прав на труд, свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии, способствует процессу социальной адаптации отдельных категорий граждан, а также обеспечивает возможность развития профессиональной компетентности и повышения квалификации специалистов социальной сферы Омской области.
Проблемы выбора профессии, трудоустройства и социальной адаптации в современных условиях характеризуются рядом противоречий: между потребностями рынка труда и профессиональными устремлениями молодёжи, существующим спросом и предложением на рынке труда, требованиями работодателей к квалификации работников и отсутствием её у соискателей вакансий, необходимостью активной деятельности в новых конкурентных условиях и традицией полагаться на социальную поддержку со стороны государства. Наиболее востребованным на рынке труда сегодня считается работник, не только обладающий высоким уровнем профессиональных знаний, но и способный осваивать новые технологии, рационально организовывать и планировать работу, быстро адаптироваться к изменениям в профессиональной деятельности, творчески подходить к делу, умеющий работать в команде и обладающий ответственным отношением к делу. Становление такого работника - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека и требующий постоянного психолого-профориентационного сопровождения.
Профессиональная ориентация в современном её понимании базируется на концепции развития человеческих ресурсов и обеспечении социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости, достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психологическими и физиологическими особенностями и потребностями рынка труда. Психологическая поддержка, являясь частью комплекса специальных мер содействия человеку, призвана способствовать разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов его жизни.
Эффективная система профориентации и психологической поддержки должна обеспечивать комплексное психолого-профориентационное сопровождение человека на всех этапах его жизни: на этапе выбора профессии, профессионального образования, адаптации на рынке труда, профессионального развития, в случае необходимости - корректировку профессионального будущего, а также в процессе изменения профессионального статуса. В результате такого сопровождения каждый выпускник школы должен быть подготовлен ко вступлению в мир профессий, каждый выпускник профессиональной школы - к выходу на рынок труда, и каждый работающий должен уметь адаптироваться к новым структурным изменениям на рабочем месте, а в случае возникновения проблем в социально-трудовой адаптации успешно с ними справляться.
В особенной психолого-профориентационной помощи нуждаются отдельные категории граждан, такие как граждане с ограниченными возможностями, получившие инвалидность и вынужденные сменить профессию, демобилизованные военнослужащие, безработные, незанятое население и другие граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию, а также соотечественники, переселившиеся из-за рубежа. Мероприятия с этими категориями граждан должны предусматривать не только профконсультационные услуги, но и комплекс психологических услуг, направленных на развитие профессиональной мотивации, формирование внутреннего ресурса и навыков социально-трудовой адаптации на рынке труда.
Поэтому эффективная система профориентации и психологической поддержки населения должна обеспечить доступность и своевременность получения качественных психолого-профориентационных услуг для различных социальных и возрастных групп населения: как молодежи, так и взрослого населения.
Разработка и внедрение Учреждением новых программ профессионального информирования, профконсультирования, психофизиологического отбора (подбора) и психологической поддержки населения Омской области, учитывающих профессиональные интересы, психологические, физиологические, возрастные особенности человека и потребности рынка труда, позволят повысить эффективность системы профориентации и психологической поддержки населения Омской области.
Государственная система профориентации и психологической поддержки населения представляет собой совокупность государственных органов, организаций и учреждений, деятельность которых направлена на развитие образования, воспитания, профессиональной ориентации, занятости, здравоохранения, социальной и психологической защиты граждан. Для достижения психолого-профориентационных целей субъекты государственной системы тесно взаимодействуют друг с другом и в пределах своей компетенции исполняют функции в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения. В этой связи необходимо уделять внимание формированию микроструктуры психолого-профориентационной работы в каждой организации и психолого-профориентационные программы должны стать важной составляющей не только процесса обучения молодежи, но и процесса подготовки профессиональных работников, прогнозирования их профессионального развития, социальной адаптации на рынке труда, а также системы управления персоналом. Причем психолого-профориентационное сопровождение человека должно осуществляться не только традиционными приёмами, но и с использованием новых современных психолого-профориентационных технологий.
Формирование эффективной системы профориентации и психологической поддержки населения невозможно без создания единого информационного и образовательного пространства по психолого-профориентационным проблемам. Методическое, образовательное и организационное сопровождение субъектов системы профориентации и психологической поддержки населения Омской области позволит не только развить их деятельность в данной сфере, но и внедрить в их работу новые эффективные психолого-профориентационные методы, средства и программы.
Таким образом, создание условий доступности получения различными социальными и возрастными группами населения психолого-профориентационных услуг Учреждения и развитие на его базе единого информационного и образовательного пространства по проблемам психолого-профориентационной деятельности обеспечат развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области. Развитие же системы профориентации и психологической поддержки Омской области, в свою очередь, будет способствовать повышению конкурентоспособности населения на рынке труда, снижению безработицы и улучшению показателей социального самочувствия отдельных категорий граждан и содействовать развитию кадрового потенциала организаций и предприятий.
Актуальность проблем, связанных с социальной защитой, реабилитацией и психологической адаптацией отдельного человека, различных групп и общностей, также вызывает настоятельную потребность в профессиональных кадрах. Социальная значимость профессиональной деятельности специалистов социальной сферы и повышение их влияния на развитие самосознания конкретных личностей и общества в целом вызывают необходимость профессионального и личностного развития самого специалиста, оказывающего данные услуги.
В связи с требованиями государственных стандартов социального обслуживания населения, выполнением государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки возникает необходимость систематического непрерывного развития профессиональных знаний, умений и навыков работников социальной сферы. От повышения квалификации работников зависит качество и количество оказанных социальных услуг.
Оптимальным применительно к сегодняшним условиям экономики способом решения проблемы непрерывного обучения является формирование и развитие отраслевой системы повышения квалификации специалистов социальной сферы Омской области. Данная система должна обеспечивать всех работников этой отрасли методическими и образовательными услугами, направленными на развитие их личностной, деловой и профессиональной компетентности. Эти услуги должны реализоваться как по программам дополнительного образования в форме разовых лекций, семинаров, занятий и других видов краткосрочного обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, так и по программам дополнительного профессионального образования в форме курсов повышения квалификации с выдачей документа о повышении квалификации.
Развить отраслевую систему повышения квалификации специалистов социальной сферы Омской области позволит разработка и реализация Учреждением курсов повышения квалификации, методических семинаров, семинаров-практикумов, стажировок, комплексных выездных семинаров, занятий, лекториев и других форм образовательной деятельности. Причем эти программы должны включать актуальные знания о социальной помощи различным категориям граждан, а также формировать умения и навыки социальной помощи, основанные на современных научно-исследовательских изысканиях и социальной инновационной практике.
В настоящее время деятельность Учреждения направлена на психолого-профориентационное обслуживание населения с учетом профессиональных интересов, потребностей, возможностей и состояния здоровья человека, исходя из требований рынка труда и складывающихся социально-экономических условий, совершенствование деятельности служб профессиональной ориентации и психологической поддержки населения и развитие профессиональной компетентности работников социально-трудовой сферы. Это в совокупности способствует повышению конкурентоспособности населения на рынке труда, улучшению показателей социального самочувствия отдельных категорий граждан и созданию отраслевой системы непрерывного повышения квалификации.
Поэтому сегодня требуется не только сохранение уже действующих в Учреждении форм и видов психолого-профориентационных и образовательных услуг, но разработка и внедрение новых эффективных технологий работы, основанных на современных научно-исследовательских изысканиях и инновационной практике.
Для осуществления деятельности Учреждения необходимо обеспечение его финансирования на:
- организацию и проведение работ по профинформированию, профконсультированию, профотбору, профподбору, психологической поддержке населения Омской области на базе Учреждения;
- организацию и проведение выездных мероприятий психолого-профориентационной помощи населению Омской области;
- организацию и проведение для субъектов системы профориентации и психологической поддержки населения Омской области семинаров, лекций, методических консультаций и других видов обучения по вопросам развития психолого-профориентационной деятельности;
- организацию и проведение для субъектов системы профориентации и психологической поддержки населения Омской области программ дополнительного профессионального образования по вопросам профориентации и социально-трудовой адаптации на рынке труда;
- обеспечение субъектов системы профориентации и психологической поддержки населения Омской области информационными и методическими материалами по актуальным вопросам психолого-профориентационной помощи населению Омской области;
- проведение оценки профессиональной компетентности специалистов социальной сферы;
- организацию для специалистов социальной сферы Омской области методических семинаров, семинаров-практикумов, лекций, тренингов и других видов обучения, направленных на развитие их профессиональной, деловой и личностной компетентности;
- реализацию для специалистов социальной сферы Омской области курсов повышения квалификации по программам: "Профессиональная ориентация населения", "Психологическая поддержка населения", "Система социальной защиты населения", "Менеджмент в организациях сферы социальной защиты населения", "Правовое и экономическое обеспечение деятельности в сфере социальной защиты населения", "Социальная работа с гражданами пожилого возраста", "Социальная работа с семьёй и детьми" и другим программам;
- обеспечение специалистов социальной сферы Омской области информационными и методическими материалами по актуальным вопросам социальной помощи населению Омской области.
Выполнение намеченных мероприятий Программы позволит развить систему профессиональной ориентации и психологической поддержки населения на территории Омской области и отраслевую систему повышения квалификации специалистов социальной сферы Омской области.
3. Цель и основные задачи Программы
Целью Программы является развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области и отраслевой системы повышения квалификации специалистов социальной сферы Омской области.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- психолого-профориентационное обслуживание населения с учетом профессиональных интересов, потребностей, возможностей и состояния здоровья человека, исходя из требований рынка труда и складывающихся социально-экономических условий;
- содействие субъектам системы профориентации и психологической поддержки населения Омской области в развитии психолого-профориентационной деятельности;
- развитие системы обучения специалистов социальной сферы Омской области в форме семинаров, лекций, тренингов и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;
- развитие системы постоянно действующих курсов повышения квалификации специалистов социальной сферы Омской области, сопровождающихся выдачей документа о повышении квалификации;
- обеспечение выполнения Учреждением объема государственных услуг в натуральном выражении, установленного Учреждению государственным заданием.
4. Описание целевых индикаторов и ожидаемых результатов реализации Программы
Для каждой задачи Программы определен целевой индикатор Программы.
Значение целевого индикатора "количество новых разработанных и внедрённых программ эффективного профессионального информирования, профконсультирования, психофизиологического отбора (подбора) и психологической поддержки населения Омской области" определяется как общее количество новых разработанных Учреждением программ психолого-профориентационной помощи населению Омской области и внедренных в течение года.
Значение целевого индикатора "количество субъектов системы профориентации и психологической поддержки населения Омской области, прошедших обучение и обеспеченных информационно-методической и практической помощью по вопросам организации психолого-профориентационной деятельности" определяется как общее количество субъектов системы профориентации и психологической поддержки населения Омской области, получивших организационную, информационную, методическую, образовательную или практическую психолого-профориентационную помощь Учреждения.
Значение целевого индикатора "количество новых разработанных и внедренных программ семинаров, лекций, тренингов и других видов обучения специалистов социальной сферы Омской области" определяется как общее количество новых разработанных и внедренных Учреждением в течение года программ семинаров, лекций, тренингов и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.
Значение целевого индикатора "количество организованных курсов повышения квалификации специалистов социальной сферы Омской области" определяется как общее количество организованных и проведенных Учреждением в течение года курсов повышения квалификации для работников социальной сферы Омской области, сопровождающихся выдачей документа о повышении квалификации.
Значение целевого индикатора "степень выполнения объема государственного задания в натуральном выражении по предоставлению психолого-профориентационной помощи и дополнительного профессионального образования в центре профессиональной ориентации и психологической поддержки населения" рассчитывается по формуле:
Оз = Оф / Оп х 100, где:
Оз - степень выполнения объема государственного задания в натуральном выражении, процент;
Оф - значение фактического выполнения объема государственного задания в натуральном выражении, количество человек, получивших услугу в соответствии со своим запросом (основанием обращения);
Оп - значение планового объема государственных заданий в натуральном выражении, количество человек, получивших услугу в соответствии со своим запросом (основанием обращения).
При расчете целевых индикаторов используются сведения Учреждения. При расчёте значения индикаторов используются количественные показатели и процентные соотношения количественных данных за год.
В результате реализации Программы ожидается:
- увеличение количества реализуемых эффективных методов, средств и программ профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области, учитывающих профессиональные интересы, потребности, возможности, состояния здоровья человека, требования рынка труда и складывающиеся социально-экономических условия;
- увеличение количества субъектов системы профориентации и психологической поддержки населения Омской области, организующих психолого-профориентационную деятельность с использованием новых эффективных методов, средств и программ;
- увеличение количества новых разработанных и внедренных программ семинаров, лекций, тренингов и других видов обучения, направленных на развитие профессиональных, деловых и личностных компетенций специалистов социальной сферы Омской области;
- увеличение количества организованных курсов повышения квалификации специалистов социальной сферы Омской области;
- 100-процентное выполнение Учреждением объема государственных услуг в натуральном выражении, установленного Учреждению государственным заданием.
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 28 сентября 2012 г. N 46-п в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы составляет 2 года (2011 - 2012 год).
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 28 сентября 2012 г. N 46-п в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Перечень и описание мероприятий Программы
Перечень программных мероприятий приведен в приложении к настоящей Программе.
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 29 декабря 2012 г. N 81-п в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения
7. Объем и источники финансирования Программы в целом и по годам ее реализации, обоснование потребности в необходимых ресурсах
Программа реализуется за счет средств областного бюджета. Общий объем финансирования на весь период реализации Программы составляет 46 261,16 тыс. рублей, в том числе:
2011 год - 20226,43 тыс. рублей;
2012 год - 26 034,73 тыс. рублей.
Для обеспечения реализации мероприятий Программы ежемесячно проводится анализ исполнения бюджета и планирования расходов для составления графика финансирования.
В случае недостаточного финансирования Программы мероприятия будут реализованы не в полном объеме, что повлияет на достижение всех целевых индикаторов Программы.
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 28 сентября 2012 г. N 46-п в раздел 8 настоящего приложения внесены изменения
8. Описание системы управления реализацией Программы
Исполнителем, ответственным за реализацию мероприятий Программы со стороны Учреждения, является директор Учреждения.
Исполнителем, ответственным за реализацию мероприятий Программы, со стороны Министерства труда и социального развития Омской области является Варнавская Ирина Павловна - заместитель Министра труда и социального развития Омской области, руководитель департамента по труду Министерства.
Оперативное управление и контроль реализации Программы осуществляет департамент по труду Министерства.
В процессе ежегодного мониторинга реализации Программы Министерством осуществляется оценка достижения запланированных целевых индикаторов реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.