Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 3.1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости областного бюджета
Реализация мероприятий данного направления будет осуществляться в рамках решения следующих задач Программы:
- повышение финансовой устойчивости областного бюджета;
- совершенствование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Омской области.
В Омской области за последние три года обеспечено стабильное исполнение областного бюджета.
В условиях мирового финансового кризиса в Омской области были приняты масштабные антикризисные меры, позволившие обеспечить сбалансированность бюджетной системы Омской области:
- проведена оптимизация расходов на содержание органов исполнительной власти Омской области и государственных учреждений Омской области, на осуществление бюджетных инвестиций;
- понижены ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, отменены льготы по арендной плате для всех категорий арендаторов (в отношении имущества, находящегося в собственности Омской области);
- обеспечено частичное сокращение размера дефицита областного бюджета на 3,1 процентного пункта в сравнении с первоначально принятым прогнозом;
- обеспечено своевременное погашение долговых обязательств Омской области;
- обеспечено значительное сокращение просроченной кредиторской задолженности областного бюджета (более чем в 2 раза);
- подписаны дополнительные соглашения с банками-кредиторами по снижению процентных ставок за пользование кредитами и досрочному рефинансированию кредитных ресурсов на более выгодных условиях.
В сфере долговой политики привлечение кредитных ресурсов Омской областью осуществлялось исходя из необходимости минимизации финансовых рисков. В результате проведенных аукционов по кредитованию Омской области, подписания дополнительных соглашений с банками-кредиторами по снижению процентных ставок по кредитам, частичного уменьшения объема государственного долга Омской области за счет использования технологии с открытием единого счета бюджета фактические расходы на обслуживание государственного долга Омской области в 2010 году были сокращены на 692 млн. рублей.
В течение 2008 - 2010 годов был принят ряд мер, направленных на сокращение и ликвидацию просроченной кредиторской задолженности областного бюджета:
- подписаны соглашения с кредиторами о реструктуризации задолженности за выполненные работы, предусматривающие рассрочку платежей и перевод этой задолженности из просроченной в текущую;
- проведена реструктуризация задолженности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 581 "Об утверждении Правил проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, числящейся за бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными бюджетными учреждениями по состоянию на 1 июля 2008 года, а также по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности".
В целях укрепления доходной базы областного бюджета, сокращения недоимки, изыскания дополнительных доходных источников образована областная межведомственная комиссия по координации деятельности по обеспечению дополнительных поступлений доходов в консолидированный бюджет Омской области.
В рамках работы указанной комиссии органам исполнительной власти Омской области ежегодно доводятся рекомендации по обеспечению поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Омской области по видам экономической деятельности. Прогнозируемый объем поступлений налоговых доходов консолидированного бюджета Омской области на 2010 год в рамках доведенных рекомендаций составлял 40 млрд. рублей, фактический - 42,6 млрд. рублей (106,5 процента).
Одним из инструментов проведения государственной политики в сфере развития экономики Омской области является предоставление налоговых льгот.
Потери областного бюджета от предоставления налоговых льгот на протяжении последних трех лет не превышают 5 процентов налоговых доходов областного бюджета:
- в 2008 году - 1 200 млн. рублей (4,6 процента);
- в 2009 году - 1 083,1 млн. рублей (4,5 процента);
- в 2010 году - 1 116,1 млн. рублей (3,5 процента).
Оценка эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 173-п "Об оценке эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот".
Несмотря на систематизацию законодательства Омской области, в отношении предоставления налоговых льгот сохраняются отдельные недостатки:
- отсутствие четкой связи оценки эффективности предоставления налоговых льгот с результатами деятельности организаций;
- недостаточность показателей определения степени эффективности налоговой льготы.
В имущественной сфере одной из основных задач остается повышение эффективности управления государственными предприятиями и государственными учреждениями Омской области.
По состоянию на 1 января 2011 года в Едином банке данных объектов собственности Омской области учтено 9 776 объектов.
На 1 января 2011 года стоимость имущества, находящегося в собственности Омской области, составила 72,9 млрд. рублей. Существенное влияние на увеличение стоимости имущества, находящегося в собственности Омской области, оказала актуализация кадастровой стоимости земельных участков, а также увеличение количества земельных участков, зарегистрированных в собственность Омской области в установленном порядке.
За государственными предприятиями и государственными учреждениями Омской области на праве хозяйственного ведения и оперативного управления закреплено 95 процентов объектов недвижимости от общего количества объектов, находящихся в собственности Омской области. Основную долю затрат Омская область несет на содержание объектов недвижимости, находящихся в казне Омской области. По состоянию на 1 января 2011 года казну Омской области составляют 829 объектов недвижимого имущества. Кроме того, в казне учтены 2 533 земельных участка. Общая стоимость объектов недвижимости, включая земельные участки, составляет 15,6 млрд. рублей.
За последние три года количество государственных унитарных предприятий Омской области в результате ликвидации, реорганизации и приватизации сократилось на 10 единиц. По состоянию на 1 января 2011 года в Едином государственном реестре юридических лиц находится 79 государственных унитарных предприятий Омской области, из них 63 действующие.
Основными проблемами в сфере имущественных отношений являются:
- низкая рентабельность деятельности государственных унитарных предприятий Омской области и хозяйственных обществ, акции которых находятся в собственности Омской области (21 процент из них недействующие);
- недостаточность контроля со стороны органов исполнительной власти Омской области экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Омской области и хозяйственных обществ, акции которых находятся в собственности Омской области;
- передача в казну непрофильных активов государственных учреждений Омской области и, как следствие, возрастание количества объектов казны Омской области и затрат на их содержание;
- наличие низколиквидных объектов казны Омской области;
- недостаточное использование инвестиционных возможностей земельных ресурсов Омской области;
- недостаточный уровень организации взаимодействия между органами исполнительной власти Омской области и органами местного самоуправления Омской области в сфере управления земельными ресурсами.
В сфере межбюджетных отношений в Омской области выстроена формализованная система межбюджетных трансфертов исходя из сложившегося разграничения полномочий, расходных обязательств и доходных источников муниципальных образований Омской области на основе утвержденных методик их распределения.
Ежегодно объем межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Омской области увеличивается:
2009 год - 13 119,9 млн. рублей;
2010 год - 13 529,8 млн. рублей;
2011 год - 13 881,9 млн. рублей.
Вместе с тем эта система не направлена на мотивацию органов местного самоуправления Омской области в целях повышения эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом.
К числу основных проблем в сфере межбюджетных отношений отнесены:
- незначительный удельный вес дотаций местным бюджетам в общем объеме межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета;
- отсутствие обеспечения единого уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований Омской области после распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городского округа) Омской области;
- значительное число узконаправленных субсидий из областного бюджета;
- недостаточность контроля за соблюдением условий предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета и, как следствие, низкий уровень применения санкций к муниципальным образованиям Омской области - нарушителям бюджетного законодательства;
- отсутствие взаимосвязи объемов межбюджетных трансфертов с результатами их использования.
В целях обеспечения сбалансированности и устойчивости областного бюджета необходима реализация комплекса мер в сфере доходов, долговой политики, имущественных отношений и межбюджетных отношений в Омской области:
- минимизация дефицита областного бюджета;
- снижение долговой нагрузки на областной бюджет;
- уменьшение расходов на обслуживание государственного долга Омской области;
- сокращение просроченной кредиторской задолженности областного бюджета;
- повышение качества прогнозирования доходов областного бюджета;
- обеспечение эффективности предоставления льгот по региональным налогам и сборам;
- оптимизация структуры имущества, находящегося в собственности Омской области, а также земельных участков населенных пунктов Омской области;
- совершенствование методологии распределения межбюджетных трансфертов из областного бюджета;
- усиление контроля за соблюдением муниципальными образованиями Омской области условий предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета.
Ожидаемый эффект от реализации мероприятий по обеспечению сбалансированности и устойчивости областного бюджета будет заключаться в следующем:
- отсутствие дефицита областного бюджета в 2013 году;
- сокращение объема просроченной кредиторской задолженности областного бюджета с 0,2 процента от расходов областного бюджета в 2010 году до 0,1 процента в 2013 году;
- снижение долговой нагрузки на областной бюджет с 33,9 процента от доходов областного бюджета в 2010 году до 33,4 процента в 2013 году;
- сокращение объема недополученных доходов областного бюджета по налогам в результате действия налоговых льгот с 3,8 процента от объема налоговых доходов областного бюджета в 2010 году до 1,5 процента в 2013 году;
- сокращение степени отклонения фактического объема поступлений налоговых и неналоговых доходов областного бюджета от прогнозируемого объема (без учета вносимых в течение года изменений) с 30 процентов в 2010 году до 15 процентов в 2013 году;
- увеличение числа объектов недвижимости, содержащихся в Едином банке данных объектов собственности Омской области и зарегистрированных в собственность Омской области, в 2013 году в 2 раза к уровню 2010 года;
- сокращение разрыва бюджетной обеспеченности между наименее и наиболее обеспеченными муниципальными образованиями Омской области после выравнивания с 1,3 раза в 2010 году до 1,1 раза в 2013 году;
- установление системы результативности расходования межбюджетных трансфертов из областного бюджета, имеющих целевое назначение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.