Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Приказу Министерства сельского хозяйства
и продовольствия Омской области
от 26 февраля 2009 года N 8-п
Ведомственная целевая программа
"Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Омской области на 2009-2012 годы"
1. Паспорт программы
Наименование программы |
"Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Омской области на 2009-2012 годы" |
Основание для разработки программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. N 1096 "Об утверждении правил распределения и предоставления в 2009 - 2011 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации". |
Заказчик программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области |
Основные разработчики программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области, ГНУ СибНИИСХ СО Россельхозакадемии |
Цель программы |
Создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока с 852,2 тыс. тонн в 2008 г. до 1032,0 тыс. тонн в 2012 г. |
Основные задачи |
Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач: - создание устойчивой кормовой базы, позволяющей обеспечить производство необходимого количества высококачественных кормов для достижения запланированных объемов производства молока; - стимулирование развития племенного скотоводства, повышение генетического потенциала молочного скота; - создание условий для роста поголовья коров, производства и реализации молока; - стимулирование роста производства молока в фермерских и личных подсобных хозяйствах и реализации его излишков на перерабатывающие предприятия. |
Участники программы |
Сельскохозяйственные товаропроизводители |
Основные мероприятия программы |
Комплекс мероприятий по стимулированию развития молочного скотоводства Омской области включает в себя: - создание устойчивой кормовой базы; - повышение обеспеченности полноценными комбикормами высокопродуктивных коров; - стимулирование приобретения и содержания племенных животных; - совершенствование системы воспроизводства стада; - модернизация систем доения, поения и навозоудаления; - приобретение новых высокопроизводительных машин для производства, заготовки и раздачи кормов; - приобретение современного оборудования для доения, охлаждения, хранения и транспортировки молока; - стимулирование производства, реализации и заготовки молока; - переподготовка и повышение квалификации специалистов и рабочих массовых профессий; - проведение научных исследований по наиболее актуальным темам: - нормализация продуктивной жизни коров интенсивного типа - разработка адаптивной системы кормопроизводства и кормления высокопродуктивных коров - разработка и внедрение высокоэффективных технологий производства молока |
Сроки и этапы реализации программы |
2009 - 2012 годы, в один этап |
Исполнители программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области, сельскохозяйственные товаропроизводители, СибНИИСХ СО Россельхозакадемии |
Объёмы и источники финансирования |
Объем финансирования на реализацию программы на период 2009-2012 гг. составляет в текущих ценах 6090,6 млн. руб., в том числе: - за счет областного бюджета 1617,1 млн. руб., из них по годам: 2009 г. - 301,3 млн. руб., 2010 г. - 400,6 млн. руб., 2011 г. - 436,6 млн. руб., 2012 г. - 478,6 млн. руб.; - за счет привлеченных средств 4473,5 млн. руб., из них по годам: 2009 г. - 1082,0 млн. руб., 2010 г. - 1048,6 млн. руб., 2011 г. - 1098,5 млн. руб., 2012 г. - 1244,4 млн. руб. Объем привлеченных инвестиционных ресурсов составит 2470,2 млн. руб., в том числе по годам: 2009 г. - 871,8 млн. руб., 2010 г. - 645,4 млн. руб., 2011 г. - 468,9 млн. руб., 2012 г. - 484,1 млн. руб. |
Целевые индикаторы и показатели программы |
1. Создание устойчивой кормовой базы, позволяющей обеспечить производство необходимого количества высококачественных кормов для достижения запланированных объемов производства молока: - производство кормов на условную голову: 2009 - 50,8 ц к. ед.; 2010 - 53,4 ц к. ед.; 2011 - 54,9 ц к. ед.; 2012 - 56,6 ц к. ед. - доведение удельного веса кормов 1 класса по сену до 53%, сенажу - до 55%, силосу - до 80%. |
|
2. Стимулирование развития племенного скотоводства, повышение генетического потенциала молочного скота: - удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота к 2012 г. до 15%, - удельный вес племенных коров в общем поголовье коров - до 17%; - приобретение племенного молодняка: 2009 г. - 1200 гол.; 2010 г. - 1283 гол.; 2011 г. - 1411 гол.; 2012 г. - 1552 гол. - создание центров по оказанию сервисных услуг - 20 шт. ежегодно; - создание информационно-селекционного центра по племенной работе с крупным рогатым скотом; 3. Создание условий для роста поголовья коров, производства и реализации молока в рамках исполнения программ развития молочного скотоводства муниципальных районов: - поголовье коров на конец года. 2009 - 220 тыс. гол; 2010 - 225 тыс. гол.; 2011 - 230 тыс. гол.; 2012 - 235 тыс. гол. - выход телят на 100 маток довести до 82 голов в 2012 году; - производство молока: 2009 г. - 869 тыс. т; 2010 г. - 931 тыс. т; 2011 г. - 981 тыс. т; 2012 г. - 1032 тыс. т; - удой на корову в год 2009 г. - 3985 кг 2010 г. - 4185 кг 2011 г. - 4310 кг 2012 г. - 4440 кг; - товарность молока 2009 г. - 60,7 % 2010 г. - 67,5 % 2011 г. - 68,0 % 2012 г. - 68,5 %; 4. Стимулирование роста производства молока в фермерских и личных подсобных хозяйствах и реализации его излишков на перерабатывающие предприятия: - производство молока: 2009 г. - 513 тыс. т; 2010 г. - 521 тыс. т; 2011 г. - 546 тыс. т; 2012 г. - 572 тыс. т; - объем закупок молока: 2009 г. - 55 тыс. т; 2010 г. - 58 тыс. т; 2011 г. - 61 тыс. т; 2012 г. - 64 тыс. т. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
1. Увеличение поголовья коров до 235 тыс. гол., удоя на фуражную корову до 4440 кг, валового производства молока до 1032 тыс. т. 2. Доведение производства молока на душу населения до 511 кг в год. 3. Повышение производительности труда на 8,1%. 4. Увеличение поступления налогов в бюджеты всех уровней на 40,9 млн. руб. |
Система управления и контроля |
Ответственными за реализацию программы являются: - управление развития животноводства, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, охраны и использования объектов животного мира; - главное управление ветеринарии Омской области; - управление земледелия и инженерно-технического обеспечения; - департамент экономики, финансирования, бухгалтерского учета и налогообложения; - управление правовой и кадровой работы. Контроль осуществляется посредством мониторинга выполнения программных мероприятий и достигнутых результатов. При не достижении ежегодных прогнозных результатов производится корректировка мероприятий программы |
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Отраслевая целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Омской области на 2009-2012 годы" (далее - Программа) направлена на модернизацию отрасли молочного скотоводства. Увеличение производства высококачественного молока является частью достижения приоритетных целей развития АПК Омской области, на реализацию которых направлена деятельность Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области.
В молочном скотоводстве Омской области в последние годы идет процесс сокращения поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров (табл. 1). Эта тенденция связана в основном с недостаточной рентабельностью отрасли (менее 25 %), обусловленной диспаритетом цен на энергоресурсы, комбикорма, технику и продукцию животноводства.
Таблица 1
Анализ состояния молочного скотоводства.
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2008 г. к 2006 г., % |
Поголовье молочных коров на конец года, тыс. гол. |
226,9 |
221,1 |
216,0 |
95,2 |
Удой на корову в год во всех категориях хозяйств, кг |
3611 |
3770 |
3795 |
105,1 |
Валовое производство молока, тыс. т |
853,0 |
852,6 |
852,2 |
99,9 |
Производство молока на душу населения, кг |
420 |
422 |
422 |
100,5 |
Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород, гол. |
957 |
355 |
1199 |
125,3 |
Выход телят на 100 маток, гол. |
80 |
79 |
78 |
97,5 |
Удельный вес племенных коров в общей численности коров молочных пород, % |
7,5 |
7,9 |
8,0 |
106,7 |
Рентабельность производства молока, % - с господдержкой |
20,0 |
22,3 |
16,9 |
х |
- без господдержки |
17,9 |
21,6 |
13,8 |
х |
Уровень доходов большей части сельскохозяйственных товаропроизводителей Омской области не позволяет им выйти на качественно новый этап развития с использованием современных технологий кормления и содержания животных.
В сельскохозяйственных организациях Омской области за период с 1990 по 2008 г. поголовье КРС сократилось на 1204 тыс. голов (на 72,7%), в том числе поголовье коров - на 354 тыс. голов (на 62,1%). Производство молока снизилось на 680 тыс. т (на 44,4%), потребление молока в расчете на душу населения - на 61 кг.
Учитывая, что развитие молочного скотоводства имеет стратегическое значение для реализации потенциальных возможностей Омской области на региональном и российском рынках, в 2006 - 2007 гг. в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" по ускоренному развитию животноводства приняты меры по его поддержке и развитию. Это принесло свои результаты: в 2008 г. удой молока на корову достиг в среднем по области максимального уровня - 3795 кг, что на 888 кг (30,5%) больше по сравнению с 1990 годом.
Таким образом, ускоренное развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока следует рассматривать как стратегическую проблему, решение которой позволит в перспективе удовлетворить спрос на молоко и молочные продукты области за счёт собственного производства.
Для модернизации отрасли молочного скотоводства Омская область располагает всеми необходимыми ресурсами:
- достаточные площади земельных угодий и пастбищ для производства высококачественных кормов;
- апробированные в Марьяновском, Павлоградском, Нововаршавском, Крутинском, Кормиловском районах интенсивные технологии молочного животноводства;
- высокопродуктивные породы и внутрипородные типы молочного скота (Сибирский, Приобский, Кулундинский).
Приоритетным направлением при реализации Программы является наращивание объемов производства за счет увеличения продуктивности животных и оптимизации затрат на производство продукции.
Главными препятствиями для устойчивого развития молочного животноводства и успешной реализации потенциала молочной продуктивности являются:
- недостаточный уровень развития кормовой базы, и как следствие нарушения технологии заготовки, хранения и использования кормов, что не позволяет обеспечить животных сбалансированными рационами, соответствующими запланированному уровню продуктивности;
- низкий удельный вес племенных животных в массиве молочного скота;
- недостаточный уровень использования выдающихся быков-производителей;
- низкий выход телят в расчете на 100 коров (78 голов);
- незначительное количество ферм, оснащенных современным оборудованием, соответствующим требованиям передовых технологий (35,6%);
- недостаточная экономическая мотивация для реализации имеющихся в Омской области возможностей ускоренного развития молочного скотоводства.
Важными факторами, сдерживающими достижение необходимого уровня рентабельности молочного скотоводства являются:
а) неурегулированность экономических отношений между сельскохозяйственными производителями, молокоперерабатывающей промышленностью, оптовой и розничной торговлей, в результате которой на долю непосредственного производителя продукции приходится лишь 30-35 % розничной цены на молоко;
б) недостаточная государственная поддержка молочного скотоводства, составляющая около 4,9 % от производственных издержек.
Необходимость участия государства в развитии молочного скотоводства обусловлена:
- социальной значимостью молока, как наиболее доступного по цене и необходимого для здоровья нации продукта питания;
- значительными затратами, связанными с длительным сроком выращивания животных до начала получения продукции;
- необходимостью осуществления существенных капитальных затрат на модернизацию существующих и строительство новых животноводческих помещений, а также приобретение соответствующего современного технологического оборудования.
Острота вышеизложенных проблем усугубляется недостатком комплексных научных разработок с системным подходом, что сдерживает инновационный процесс развития интенсивного молочного скотоводства, особенно в вопросах повышения эффективности отрасли за счет внедрения новых энерго- и ресурсосберегающих технологий.
На решение указанных проблем и направлена ведомственная целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Омской области на 2009-2012 годы".
3. Цель и основные задачи программы
Целью программы является создание условий для стабильного развития молочного скотоводства, увеличения объемов производства молока с 852,2 тыс. тонн в 2008 г. до 1032,0 тыс. тонн в 2012 году.
Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:
- создание устойчивой кормовой базы, позволяющей обеспечить производство необходимого количества высококачественных кормов для достижения запланированных объемов производства молока;
- стимулирование развития племенного скотоводства, повышение генетического потенциала молочного скота;
- создание условий для роста поголовья коров и производства молока в рамках реализации программ развития молочного скотоводства муниципальных районов;
- стимулирование роста производства молока в фермерских и личных подсобных хозяйствах и реализации его излишков на перерабатывающие предприятия.
4. Ожидаемые результаты реализации программы и целевые индикаторы
В результате реализации программы ожидается увеличение базовых показателей развития отрасли молочного скотоводства Омской области. Реализация программы позволит обеспечить:
- увеличение производства кормов на условную голову до 56,6 ц. к. ед.;
- удельный вес кормов 1 класса по сену до 53%, сенажу - до 55%, силосу - до 80%;
- удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота до 15%;
- удельный вес племенных коров в общем поголовье коров - до 17%;
- приобретение племенного молодняка до 1552 голов в год:
- создание центров по оказанию сервисных услуг - 20 шт. ежегодно;
- создание информационно-селекционного центра по племенной работе с крупным рогатым скотом;
- поголовье коров на конец 2012 года до 235 тыс. голов;
- выход телят на 100 маток довести до 82 голов в 2012 году;
- производство молока до 1032 тыс.т. в год;
- удой на корову до 4440 кг в год;
- товарность молока до 68,5 %;
- производство молока в фермерских и личных подсобных хозяйствах к 2012 г. до 572 тыс. т;
- объем закупок молока к 2012 г. до 64 тыс. т.
Результаты реализации программы описываются количественными индикаторами.
Таблица 2
Основные целевые индикаторы программы.
Целевой индикатор |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2012 к 2008, % |
Производство кормов на условную голову, ц к. ед. |
41,0 |
50,8 |
53,4 |
54,9 |
56,6 |
138,0 |
Удельный вес кормов 1 класса: сено |
25 |
40 |
43 |
47 |
53 |
212,0 |
сенаж |
30 |
40 |
45 |
50 |
55 |
183,3 |
силос |
57 |
60 |
65 |
70 |
80 |
140,4 |
Удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота, % |
14,0 |
14,0 |
14,0 |
14,0 |
15,0 |
х |
Удельный вес племенных коров в общем поголовье коров, % |
17 |
17 |
17 |
17 |
17 |
х |
Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород, гол. |
1199 |
1200 |
1283 |
1411 |
1552 |
129,4 |
Создание центров по оказанию сервисных услуг по воспроизводству сельскохозяйственных животных, ед. |
37 |
20 |
20 |
20 |
20 |
х |
Создание информационно-селекционного центра по племенной работе с крупным рогатым скотом |
|
|
|
|
1 |
х |
Поголовье коров на конец года, тыс. гол. |
216 |
220 |
225 |
230 |
235 |
108,8 |
Выход телят на 100 маток, гол. |
78 |
79 |
80 |
81 |
82 |
105,1 |
Валовое производство молока, тыс. т |
852 |
869 |
931 |
981 |
1032 |
121,1 |
Удой на корову в год во всех категориях хозяйств, кг |
3795 |
3985 |
4185 |
4310 |
4440 |
117,0 |
Товарность молока, % |
60,0 |
60,7 |
67,5 |
68,0 |
68,5 |
х |
Валовое производство молока в ЛПХ и КФХ, тыс. т |
503 |
513 |
521 |
546 |
572 |
113,7 |
Объем закупок молока, тыс. т |
52 |
55 |
58 |
61 |
64 |
123,1 |
5. Перечень и описание программных мероприятий
Для достижения поставленных цели и задач Программы предусматривается реализация следующих мероприятий.
Создание устойчивой кормовой базы молочного скотоводства путем субсидирования сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на посев и производство семян многолетних бобовых трав, а также на приобретение комбикормов, БМВД и премиксов для высокопродуктивных коров.
Субсидия на посев многолетних бобовых трав (люцерна, клевер, козлятник, эспарцет) рассчитывается пропорционально площади посева семян многолетних бобовых трав.
Субсидия на производство семян многолетних бобовых трав (люцерна, клевер, козлятник, эспарцет) рассчитывается пропорционально количеству произведенных семян многолетних бобовых трав.
Таблица 3
Расчет субсидии на посев и производство многолетних бобовых трав
Годы |
Площадь посева, га |
Количество произведенных семян, т |
Сумма субсидии, тыс. руб. |
2009 |
20000 |
417,8 |
6000 |
2010 |
22000 |
459,6 |
9900 |
2011 |
24200 |
506,0 |
10900 |
2012 |
26620 |
558,1 |
12000 |
Таблица 4
Расчет субсидии на возмещение части затрат по приобретению комбикормов, БМВД и премиксов для высокопродуктивных коров
Год |
Потребность в комбикормах, тыс. т |
Затраты на приобретение комбикормов, тыс. руб. |
Ставка субсидии, % от затрат |
Сумма субсидии, тыс. руб. |
2009 |
106 |
848000 |
0,35 |
3000 |
2010 |
115 |
920000 |
0,35 |
3200 |
2011 |
120 |
960000 |
0,37 |
3500 |
2012 |
127 |
1016000 |
0,40 |
4000 |
Повышение урожайности кормовых культур будет обеспечено за счет увеличения объемов применения удобрений и средств защиты растений, развития системы семеноводства трав, улучшения природных кормовых угодий, создания культурных пастбищ.
Таблица 5
Мероприятия по повышению урожайности кормовых культур
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Внесение минеральных удобрений, тыс. т действующего вещества |
8,0 |
9,0 |
10,3 |
12,4 |
Внесение органических удобрений, тыс. т |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
Проведение культуртехнических работ на сенокосах и пастбищах, тыс. га |
4,5 |
5 |
11 |
13 |
Производство семян рапса, тыс. т |
33,3 |
40 |
49,5 |
72 |
Производство семян многолетних бобовых трав, тыс. т |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
1,2 |
Ввод в оборот пашни, тыс. га |
20 |
20 |
20 |
20 |
Совершенствование селекционно-племенной работы и повышение генетического потенциала молочного скота будет осуществляться путем использования улучшающих пород, создания новых внутрипородных типов, широкого внедрения искусственного осеменения во всех категориях хозяйств, проверки производителей по качеству потомства и использования быков-улучшателей. В связи с этим предусматривается проведение объективного мониторинга состояния племенного животноводства, прогнозирование его развития, оптимизация селекционных программ (создание селекционно-информационного центра);
Субсидия на приобретение племенных животных (в том числе племенного молодняка).
Размер субсидии рассчитывается по ставке 17 рублей за 1 килограмм живого веса крупного рогатого скота.
Таблица 6
Расчет субсидии на приобретение племенных животных
Годы |
Планируется приобрести животных, гол. |
Ставка субсидии, руб./кг |
Сумма субсидии, тыс. руб. |
2009 |
1200 |
17 |
6000 |
2010 |
1283 |
17 |
9660 |
2011 |
1411 |
17 |
10625 |
2012 |
1552 |
17 |
11685 |
Субсидии на возмещение части затрат организациям, осуществляющим проведение однократного искусственного осеменения коров и телок, принадлежащих ЛПХ.
Субсидия выплачивается в размере 100,4 рубля за одну осемененную голову.
Таблица 7
Расчет субсидии на возмещение части затрат организациям, осуществляющим проведение однократного искусственного осеменения коров и телок, принадлежащих ЛПХ
Годы |
Планируется искусственно осеменить, голов |
Ставка субсидии за 1 голову, руб. |
Сумма субсидии, тыс. руб. |
2009 |
4980 |
100,4 |
500 |
2010 |
4980 |
100,4 |
500 |
2011 |
4980 |
100,4 |
500 |
2012 |
4980 |
100,4 |
500 |
Субсидии СХТП (кроме ЛПХ) на возмещение части затрат по повышению генофонда стада КРС через использование замороженного семени быков-производителей, которые повышают качество потомства.
Размер субсидии рассчитывается по ставке 11,2 рубля за 1 дозу семени быков-производителей.
Нумерация таблиц приводится в соответствии с источником
Таблица 9
Расчет субсидий на возмещение части затрат по повышению генофонда стада КРС.
Годы |
Количество доз, тыс. шт. |
Ставка субсидии, руб. |
Сумма субсидии, тыс. руб. |
2009 |
89 |
11,2 |
1000 |
2010 |
155 |
11,2 |
1740 |
2011 |
170 |
11,2 |
1900 |
2012 |
188 |
11,2 |
2100 |
Субсидии организациям по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных на содержание племенных быков-производителей, проверенных по качеству потомства или находящихся в процессе оценки этого качества.
Размер субсидии рассчитывается по ставке 30000 рублей за 1 голову крупного рогатого скота.
Таблица 10
Расчет субсидии организациям по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных
Годы |
Племенные быки, гол |
Ставка субсидии, руб./гол. |
Сумма субсидии, тыс. руб. |
2009 |
23 |
30000 |
700 |
2010 |
38 |
30000 |
1138 |
2011 |
42 |
30000 |
1250 |
2012 |
46 |
30000 |
1380 |
Субсидии организациям по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных на приобретение быков-производителей.
Размер субсидии рассчитывается по ставке 43 рубля за 1 килограмм живого веса крупного рогатого скота.
Таблица 11
Расчет субсидии организациям по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных на приобретение быков-производителей
Годы |
Планируется приобрести быков, гол. |
Ставка субсидии, руб./кг |
Сумма субсидии, тыс. руб. |
2009 |
2 |
43 |
40 |
2010 |
13 |
43 |
276 |
2011 |
14 |
43 |
304 |
2012 |
16 |
43 |
334 |
Субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам, перерабатывающим организациям, индивидуальным предпринимателям, КФХ на приобретение оборудования для создания пунктов по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, принадлежащих ЛПХ.
Размер субсидии рассчитывается пропорционально сумме затрат на приобретение оборудования для создания пунктов по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных в размере до 80% произведенных затрат без учета расходов по его доставке.
Таблица 12
Расчет субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам, перерабатывающим организациям, индивидуальным предпринимателям, КФХ части затрат на приобретение оборудования для создания пунктов по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, принадлежащих ЛПХ
Годы |
Затраты на приобретение оборудования, тыс. руб. |
Сумма субсидии, тыс. руб. |
2009 |
3000 |
1500 |
2010 |
3200 |
1600 |
2011 |
3520 |
1760 |
2012 |
3860 |
1930 |
Субсидии СХТП (кроме ЛПХ) на содержание племенного маточного поголовья КРС.
Размер субсидии рассчитывается по ставке 1200 рублей за 1 условную голову крупного рогатого скота.
При выплате субсидий на содержание племенного маточного поголовья преследуется цель - частично компенсировать издержки на проведение селекционно-племенной работы, содержание, кормление и воспроизводство животных.
Таблица 13
Расчет субсидии СХТП (кроме ЛПХ) на содержание племенного маточного поголовья КРС
Годы |
Количество племенного маточного поголовья КРС, |
Ставка субсидии, руб./гол. |
Сумма субсидии, тыс. руб. |
2009 |
3,3 |
1200 |
4000 |
2010 |
6,1 |
1200 |
7320 |
2011 |
6,1 |
1200 |
7360 |
2012 |
6,2 |
1200 |
7440 |
Таблица 14
Мероприятия по совершенствованию селекционно-племенной работы и повышению генетического потенциала скота
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Количество племенных хозяйств |
15 |
20 |
22 |
25 |
Удельный вес бонитируемых животных в общем поголовье крупного рогатого скота, % |
50 |
55 |
60 |
60 |
Количество проверяемых производителей, гол. |
25 |
30 |
35 |
40 |
Создание центров по оказанию сервисных услуг по воспроизводству крупного рогатого скота |
20 |
20 |
20 |
20 |
Поголовье искусственно осеменяемых коров и телок, тыс. гол. - во всех категориях хозяйств |
111,8 |
116,5 |
120,6 |
124,1 |
- в КФХ |
13,5 |
13,9 |
14,5 |
14,9 |
- в ЛПХ |
10,8 |
11,0 |
11,2 |
11,3 |
Создание условий для роста поголовья коров, производства и реализации молока в рамках исполнения программ развития молочного скотоводства муниципальных районов предусматривает:
- возмещение части затрат СХО, КФХ и индивидуальным предпринимателям на производство и реализацию молока на переработку.
Размер субсидии устанавливается дифференцированно по группам на 1 тн реализованного молока в зависимости от показателя годовой продуктивности коров от 1000 до 1650 рублей. Общий объем финансирования отрасли по данному направлению государственной поддержки на 2009 г. составляет 206000 тыс. руб., на 2010 г. - 260029 тыс. руб., на 2011 г. - 282804 тыс. руб., на 2012 год - 309752 тыс. руб.
Возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования для производства продукции животноводства, заготовки и приготовления кормов.
На приобретение новой техники и оборудования для производства продукции животноводства, заготовки и приготовления кормов ставка субсидии устанавливается в размере до 30% стоимости техники и оборудования, по северной зоне Омской области до 50%.
Таблица 15
Расчет субсидии на приобретение техники и оборудования для производства продукции животноводства, заготовки и приготовления кормов.
Годы |
Затраты на приобретение техники и оборудования, тыс. руб. |
Сумма субсидии, тыс. руб. |
2009 |
69600 |
32000 |
2010 |
107200 |
49300 |
2011 |
117800 |
54180 |
2012 |
129200 |
59420 |
Возмещение части затрат на переподготовку и повышение квалификации специалистов и рабочих массовых профессий для молочного животноводства.
Основной целью мероприятий программы является обеспечение АПК области специалистами и руководителями, уровень подготовки, которых соответствует современным требованиям, способствует уменьшению оттока молодежи из села.
Таблица 16
Расчет субсидии на переподготовку и повышение квалификации специалистов и рабочих массовых профессий для молочного животноводства
Годы |
Количество рабочих массовых профессий |
Сумма субсидии, тыс. руб. |
2009 |
300 |
1500 |
2010 |
330 |
1650 |
2011 |
365 |
1815 |
2012 |
400 |
1990 |
Для решения задачи роста поголовья коров и производства молока предусматривается привлечение инвестиционных ресурсов на строительство новых молочных комплексов.
Таблица 17
Строительство молочных комплексов (мегаферм)
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Строительство мегафермы |
|
|
|
|
на 1500 голов, шт. (вторая очередь) |
|
1 |
|
|
Строительство мегаферм |
|
|
|
|
на 1200 голов, шт. |
1 |
|
|
1 |
Стимулирование роста производства молока в фермерских и личных подсобных хозяйствах и реализации его излишков на перерабатывающие предприятия предусматривает:
Субсидии на возмещение части затрат ЛПХ на приобретение высокопродуктивных сельскохозяйственных животных.
Размер субсидии рассчитывается по ставке 30 рублей за 1 килограмм живого веса сельскохозяйственных животных.
Таблица 18
Расчёт субсидии на возмещение части затрат ЛПХ на приобретение высокопродуктивных сельскохозяйственных животных
Годы |
Планируется приобрести животных, гол. |
Ставка субсидии, руб. |
Сумма субсидии, тыс. руб. |
2009 |
50 |
30 |
480 |
2010 |
60 |
30 |
560 |
2011 |
70 |
30 |
620 |
2012 |
75 |
30 |
670 |
Субсидирование части затрат КФХ и ЛПХ по приобретению оборудования для животноводческих ферм, зерносушильных комплексов и сельскохозяйственной техники.
Размер субсидии рассчитывается пропорционально произведенным затратам на приобретение оборудования для животноводческих ферм, зерносушильных комплексов и сельскохозяйственной техники с учетом ставки до 50% от произведенных затрат.
Таблица 19
Расчет субсидии на приобретение оборудования для животноводческих ферм, зерносушильных комплексов и сельскохозяйственной техники.
Годы |
Затраты на приобретение оборудования, тыс. руб. |
Сумма субсидии, тыс. руб. |
2009 |
8600 |
3000 |
2010 |
24000 |
8420 |
2011 |
25500 |
8950 |
2012 |
27000 |
9500 |
Субсидирование сельскохозяйственным потребительским кооперативам, перерабатывающим организациям, индивидуальным предпринимателям, КФХ части затрат на приобретение оборудования для создания пунктов по закупке сельскохозяйственной продукции в КФХ и ЛПХ.
Размер субсидии рассчитывается в размере до 80% затрат, произведенных на приобретение оборудования для создания пунктов по закупке сельскохозяйственной продукции без учёта расходов по доставке.
Таблица 20
Расчет субсидии на приобретение оборудования для создания пунктов по закупке сельскохозяйственной продукции в КФХ и ЛПХ
Годы |
Затраты на приобретение оборудования, тыс. руб. |
Сумма субсидии, тыс. руб. |
2009 |
13600 |
6000 |
2010 |
14200 |
7100 |
2011 |
15600 |
7800 |
2012 |
17160 |
8580 |
Субсидия местным бюджетам на создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях.
Субсидии из областного фонда софинансирования расходов предоставляются местным бюджетам для возмещения части затрат гражданам личным подсобным хозяйствам по производству молока и заготовителям по сбору, хранению, первичной обработке и транспортировке молока на промышленную переработку. В целях стимулирования роста объёмов производства и реализации молока ставки субсидий ЛПХ дифференцированы в зависимости от объёмов молока, реализуемых заготовителю и составляет от 0,90 руб. до 1,50 руб. за 1 литр. По северной лесостепной природно-климатической зоне к ставке применяется коэффициент 1,5 и по северной природно-климатической зоне - 2,0.
Ставка субсидий заготовителям дифференцируется в зависимости от уровня закупочной цены и составляет от 0,05 руб. до 0,12 руб. за 1 литр молока закупленного в ЛПХ.
Таблица 21
Расчет субсидии местным бюджетам на создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях
Годы |
Объем закупленного молока, тыс. т |
Сумма субсидии, тыс. руб. |
2009 |
27 |
27870 |
2010 |
29 |
36000 |
2011 |
30 |
40000 |
2012 |
32 |
45000 |
Перечень мероприятий Программы с указанием исполнителей и объемов финансирования из областного бюджета приведен в приложении.
6. Социально-экономическая и экологическая эффективность программы
Реализация программы создаст условия и предпосылки для устойчивого развития молочного скотоводства и производства молока, что позволит сохранить независимость области от ввоза молока и молочных продуктов из-за ее границ.
Реализация программы обеспечит
- дополнительное поступление налогов в бюджеты всех уровней в сумме 40,9 млн. рублей;
- развитие сельских территорий;
- повышение производительности труда на фермах в среднем на 8,1%;
- рост заработной платы на фермах в среднем на 6,5%;
- сохранение существующих и создание новых рабочих мест;
- занятость сельского населения;
- рост числа профессиональных кадров;
- развитие инфраструктуры в сельской местности;
- продовольственную самодостаточность региона.
Расчет социально-экономической эффективности реализации программы приведен в таблице 22.
Таблица 22
Расчет экономической эффективности
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
% 2012 г. к 2008 г |
Поголовье молочных коров во всех категориях хозяйств на конец года, тыс. гол |
220 |
225 |
230 |
235 |
108,8 |
Удой на корову в год, кг |
3985 |
4185 |
4310 |
4440 |
117,0 |
Валовое производство молока, тыс. т |
869 |
931 |
981 |
1032 |
118,8 |
По отрасли молочное скотоводство, всего |
|
|
|
|
|
Валовой продукт, млн. руб. |
12044 |
13688 |
15301 |
17120 |
161,7 |
Валовой доход, млн. руб. |
3519 |
4147 |
4700 |
5316 |
175,3 |
Чистая прибыль, млн. руб. |
643 |
918 |
1108 |
1312 |
269,0 |
Рабочие места, чел. |
9792 |
8266 |
7783 |
7700 |
84,7 |
Реализация мероприятий программы по увеличению поголовья крупного рогатого скота, продуктивности, улучшению работы по воспроизводству стада, обеспечения отрасли кормами высокого качества, улучшение породной и возрастной характеристик стада позволят довести объём валовой продукции отрасли молочное скотоводство в текущих ценах до 17,1 млрд. рублей.
Рост производственного потенциала к уровню 2008 года составит 61,7%, валового дохода - на 75,3%. Предусматриваемые программой меры государственной поддержки, сохранение существующей налоговой политики позволят увеличить чистую прибыль отрасли на 824,6 млн. рублей или в 2,7 раза.
Достижение технологических и производственных параметров целевых индикаторов Программы при условии финансирования в полном объёме позволит довести основной индикатор - годовой прирост товарной продукции от реализации молока в 2012 году до 1200,4 млн. рублей, против 1112,7 млн. рублей в 2009 году.
В целом за четыре года объём реализации молока составит 33568 млн. рублей, дополнительный доход от производства молока - 4452,3 млн. рублей.
Эффективность расходования средств финансирования определяется по соотношению конечных результатов программы и затрат на ее реализацию по формуле:
,
где Эобщ - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств;
- ежегодный прирост товарной продукции молока в стоимостном выражении;
Ф - объем финансирования производства продукции по программе.
Планируемая эффективность расходования бюджетных средств по программе рассчитана по формуле:
, где:
- планируемая эффективность расходования бюджетных средств по программе;
- ежегодный прирост товарной продукции молока в стоимостном выражении, полученный по программе;
З - расходы регионального бюджета по программе.
Таблица 23
Расчет эффективности вложения финансовых средств, направленных на реализацию программы
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Всего за 4 года |
Выручка от реализации молока (ТП), млн. руб. |
6755 |
7824 |
8894 |
10095 |
33568 |
Ежегодный прирост выручки от реализации молока (DeltaТП), млн. руб. |
1112,7 |
1068,2 |
1070,9 |
1200,4 |
4452,3 |
Финансирование программы (Ф), млн. руб.: - всего |
1383,3 |
1449,2 |
1535,1 |
1723,0 |
6090,6 |
в т.ч. из областного бюджета |
301,3 |
400,6 |
436,6 |
478,6 |
1617,1 |
Показатели эффективности, % : - Эобщ |
80,4 |
73,7 |
69,8 |
69,7 |
73,1 |
- Эб |
369,3 |
266,7 |
245,3 |
250,8 |
275,3 |
Эффективность вложения средств в реализацию программы составляет по годам 69,7 - 80,4 %, в среднем за весь период реализации программы - 73,1%, что свидетельствует о достаточно высокой степени возмещения общих затрат по программе через прирост продукции отрасли - 1,4 года.
Расчет критерия эффективности показал также высокую результативность вложения бюджетных средств. На каждые 100 рублей направленных средств, предусматриваемых принятыми направлениями государственной поддержки, приходится по годам 145,3 - 269,3 рублей дополнительной товарной продукции. Среднеарифметическая эффективность использования бюджетных средств высокая - 275,3% и превышает значение федеральной программы развития молочного скотоводства (110,9%).
Реализация мероприятий Программы не окажет негативных экологических последствий. В тоже время будет способствовать сохранению природных ресурсов за счет выполнения культурно-технических мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий, улучшению состояния пастбищ и сенокосов, используемых для нужд молочного скотоводства. Кроме того, окажет существенную мотивацию для предотвращения выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий. К 2012 году выполнение культурно-технических работ позволит дополнительно получить 65,0 тысяч центнеров кормовых единиц.
7. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Потребность в ресурсном обеспечения программы в целом и ресурсы, которые будут привлечены для ее реализации, финансируемые за счет средств регионального и федерального бюджетов и привлечения средств внебюджетных источников, инвестиционных ресурсов приведены в таблице 23.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду таблица 24
Потребность средств на реализацию запланированных мероприятий по программе рассчитаны с учетом:
- фактических цен на племенной скот в 2008 г. по импорту и внутри страны;
- среднерегиональных расходов на содержание молочных коров в племзаводах и племрепродукторах;
- средних по региону производственных издержек на производство молока и племенного материала крупного рогатого скота;
- экспертных оценок капитальных вложений на технологическое оборудование молочных ферм и центров по оказанию сервисных услуг и др.
Таблица 24
Общая потребность в финансировании мероприятий программы и его источники, млн. руб.
Мероприятия |
Источник |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Всего за 2009-2012 гг. |
Государственная поддержка Программы по приоритетным направлениям |
Региональный бюджет |
301,3 |
400,6 |
436,6 |
478,6 |
1617,1 |
Приобретение племенного скота |
Внебюджетные средства |
46,0 |
53,3 |
58,7 |
64,6 |
222,6 |
Дополнительные затраты на увеличение поголовья и продуктивности коров (содержание скота) |
Внебюджетные средства |
1036,0 |
995,3 |
1039,8 |
1179,8 |
4250,9 |
Итого |
Региональный бюджет |
301,3 |
400,6 |
436,6 |
478,6 |
1617,1 |
Внебюджетные средства |
1082,0 |
1048,6 |
1098,5 |
1244,4 |
4473,5 |
|
Финансирование, всего |
|
1383,3 |
1449,2 |
1535,1 |
1723,0 |
6090,6 |
Приобретение техники и оборудования для производства продукции животноводства, заготовки и приготовления кормов |
Внебюджетные средства |
91,8 |
145,4 |
158,9 |
174,1 |
570,2 |
Строительство, реконструкция и модернизация животноводческих помещений |
Внебюджетные средства |
780,0 |
500,0 |
310,0 |
310,0 |
1900,0 |
Инвестиции, всего |
|
871,8 |
645,4 |
468,9 |
484,1 |
2470,2 |
8. Описание системы управления реализацией программы
Комплексное управление Программой и распоряжение средствами областного бюджета осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области.
Система управления реализацией Программы:
- ответственными за реализацию Программы в целом, достижение целей, задач, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в Программе, являются управление развития животноводства, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, охраны и использования объектов животного мира и департамент экономики, финансирования, бухгалтерского учета и налогообложения;
- координацию деятельности подразделений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области, учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы и их согласованные действия по реализации программных мероприятий, осуществляет управление развития животноводства, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, охраны и использования объектов животного мира, управление земледелия и инженерно-технического обеспечения;
- реализацию мероприятий Программы осуществляет управление развития животноводства, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, охраны и использования объектов животного мира;
- направление средств государственной поддержки программных мероприятий осуществляет департамент экономики, финансирования, бухгалтерского учета и налогообложения;
- мониторинг реализации Программы осуществляют управление развития животноводства, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, охраны и использования объектов животного мира;
- ответственным за формирование отчетности о ходе реализации Программы являются управление развития животноводства, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, охраны и использования объектов животного мира.
Финансирование предусмотренных Программой мероприятий будет осуществляться в пределах средств областного бюджета, предусмотренных Законом Омской области "Об областном бюджете на 2009 год" и последующие 2010-2012 гг. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области на соответствующие мероприятия. Составной частью механизма финансирования является выделение субсидий из федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством.
Правовые основания расходных обязательств федерального бюджета в финансировании обеспечения мероприятий Программы возникают в результате подписания соглашений между Минсельхозом России и Омской областью. Оценка рисков реализации программы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
- недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
- неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села, а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию молока и трудностям с его реализацией.
б) внутренние риски:
- организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
- производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации программы будет проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Расчеты возможных рисков представлены в таблице.
Таблица 25
Расчёт потерь от невыполнения основных параметров программы
Виды рисков |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
От невыхода на плановую продуктивность (кг молока на корову) |
80 |
84 |
86 |
89 |
От невыхода на плановое поголовье коров, тыс. гол. |
4,4 |
4,5 |
4,6 |
4,7 |
Отсутствие предусматриваемого финансирования, тыс.т |
44,9 |
46,2 |
38,7 |
39,8 |
Общая оценка рисков: тыс. т |
68 |
71 |
65 |
68 |
млн. руб. |
40,5 |
50,6 |
53,3 |
62,2 |
Общая оценка недополученной продукции в стоимостном выражении проведена из расчёта недополученной чистой прибыли от реализации молока.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей программы.
9. Сроки реализации программы
Реализация программы осуществляется в один этап сроком с 2009 по 2012 годы.
Таблица 26
График реализации программных мероприятий
Разделы программы, мероприятия |
Ответственные за исполнение |
Срок исполнения |
Объем работ |
Примечание |
Совершенствование кормовой базы молочного скотоводства |
Управление земледелия и инженерно-технического обеспечения |
2009-2012 гг. |
Производство кормов - 1304 тыс. тонн к. ед., 56,6 ц к. ед. на усл. голову |
К 2012 году |
Совершенствование селекционно-племенной работы и повышение генетического потенциала молочного скота |
Управление развития животноводства, крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств, охраны и использования объектов животного мира |
2009-2012 гг. |
Производство молока - 1032 тыс. т. Надой на корову 4440 кг |
К 2012 году |
Создание условий для роста и стабилизации поголовья коров, повышения качества и товарности молока |
Управление развития животноводства, крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств, охраны и использования объектов животного мира, Главное управление ветеринарии Омской области |
2009-2012 гг. |
Поголовье коров на конец года 235 тыс. гол., товарность молока 68,5 % |
К 2012 году |
Государственная поддержка из регионального бюджета роста производства молока |
Департамент экономики, финансирования, бухгалтерского учёта и налогообложения |
2009-2012 гг. |
1617,1 млн. руб. |
За 4 года |
в т.ч. разработка научных проектов |
Центр научного обеспечения агропромышленного комплекса Омской области |
2009-2012 гг. |
620 тыс. руб. |
За 4 года |
обеспечение специалистами и рабочими массовых профессий |
Управление правовой и кадровой работы |
2009-2012 гг. |
6955 тыс. руб. |
За 4 года |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.