Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
финансов Омской области
от 1 февраля 2012 года N 6
Методические рекомендации
по организации внутреннего контроля, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях реализации статей 157, 158, 269, 270.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и организации внутреннего контроля за соблюдением финансово-бюджетного законодательства, осуществляемого органами исполнительной власти Омской области в рамках полномочий главных распорядителей средств областного бюджета.
I. Общие положения
Государственный финансовый контроль предполагает регламентированную нормами права деятельность государственных органов по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений при осуществлении операций с государственными финансовыми и материальными ресурсами, включающую контроль за эффективностью и результативностью их использования.
Государственный финансовый контроль в Омской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), Уставом (Основным Законом) Омской области, иными актами федерального и областного законодательства.
Финансовый контроль предлагается подразделять на внешний, осуществляемый органами законодательной (представительной) власти, и внутренний, осуществляемый органами исполнительной власти.
Внутренний финансовый контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета и материальных ценностей, находящихся в собственности Омской области, осуществляется Министерством финансов Омской области и органами исполнительной власти Омской области в рамках полномочий главных распорядителей средств областного бюджета (далее - главные распорядители бюджетных средств, ГРБС).
Министерство финансов Омской области осуществляет внутренний финансовый контроль на основании Положения о полномочиях органа исполнительной власти Омской области, осуществляющего государственный финансовый контроль, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26 декабря 2007 года N 186-п.
Внутренний контроль, осуществляемый ГРБС, подразумевает осуществление ведомственного финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Главные распорядители бюджетных средств организуют и осуществляют ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности в соответствии с положениями статьи 158 БК РФ, в том числе в рамках полномочий по обеспечению:
- результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
- контроля за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных БК РФ, условий, установленных при их предоставлении.
Право ГРБС при осуществлении ведомственного финансового контроля на проведение проверок подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных унитарных предприятий установлено статьей 269 БК РФ и предусматривает обеспечение правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств, а также контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета.
Внутренний финансовый аудит осуществляется ГРБС в части разработки и контроля за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовки и организации осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.
II. Порядок организации ведомственного финансового контроля
Порядок организации ведомственного финансового контроля распространяется на главных распорядителей бюджетных средств, осуществляющих контроль в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Ведомственный финансовый контроль осуществляется главными распорядителями бюджетных средств в форме предварительного, текущего и последующего финансового контроля.
Предварительный и текущий финансовый контроль осуществляется посредством анализа проектов правовых актов, иных документов, предполагающих осуществление финансово-хозяйственных операций со средствами областного бюджета, сопоставления их с утвержденными лимитами бюджетных обязательств, объемами бюджетных ассигнований, согласования или утверждения указанных документов, а также путем совершения иных действий в пределах их полномочий.
Последующий финансовый контроль осуществляется по факту совершения финансово-хозяйственных операций со средствами областного бюджета путем проверки соблюдения условий предоставления средств областного бюджета, использования и возврата средств областного бюджета, соблюдения требований законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций со средствами областного бюджета, в том числе полноты и своевременности их поступления в областной бюджет.
Результаты последующего финансового контроля тесно связаны с итогами предварительного и текущего финансового контроля, вместе с тем последующий контроль отличается углубленным изучением финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля за определенный период.
Последующий финансовый контроль осуществляется в виде проверок планового и внепланового характера. Проведение главным распорядителем бюджетных средств проверок подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств, иных получателей субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, а также оформление результатов проверок рекомендуется осуществлять в соответствии с Положением о формах и порядке осуществления финансового контроля органами исполнительной власти Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 14 апреля 2010 года N 65-п (далее - Положение), и локальными нормативно-правовыми актами ГРБС.
Плановые проверки осуществляются в соответствии с планом проверок ГРБС, включающим перечень планируемых к проведению проверок с указанием сроков их проведения и ответственных исполнителей.
Решение о проведении внеплановой проверки принимается руководителем органа исполнительной власти Омской области, являющегося главным распорядителем средств областного бюджета, либо его заместителем на основании поручения Губернатора Омской области, Правительства Омской области, при наличии информации о нарушениях бюджетного законодательства и в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Внеплановая проверка осуществляется в соответствии с требованиями Положения.
Проверка осуществляется в соответствии с программой проверки, утвержденной руководителем органа исполнительной власти Омской области, являющегося главным распорядителем средств областного бюджета, либо его заместителем с указанием объекта контроля, темы и цели проверки, проверяемого периода, перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе проверки, срока проведения проверки.
При необходимости к участию в осуществлении мероприятий по внутреннему контролю могут привлекаться специалисты научных и иных организаций, в том числе на договорной основе.
В ходе проведения проверки проводятся действия по документальному и фактическому изучению совершаемых объектом контроля финансово-хозяйственных операций со средствами областного бюджета.
В соответствии с положениями статьи 269 БК РФ ГРБС осуществляют также контроль за использованием субсидий их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета.
В целях повышения эффективности внутреннего финансового контроля при заключении соглашений, договоров и иных документов на предоставление субсидий рекомендуется включать положения по осуществлению внутреннего контроля в отношении бюджетных средств, предоставленных в виде субсидий:
- по проведению у получателя субсидии органом исполнительной власти Омской области, уполномоченным на осуществление государственного финансового контроля, и главными распорядителями бюджетных средств проверок по использованию средств областного бюджета в соответствии с условиями, определенными при предоставлении указанных средств;
- по порядку возврата средств областного бюджета в случаях выявления фактов нарушения условий, установленных при их предоставлении.
III. Методы последующего ведомственного финансового контроля
Методология государственного финансового контроля формулируется как комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, нормативной и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.
Методы финансового контроля представляют собой выработанные практикой специфические приемы, используемые при осуществлении контрольных мероприятий, в зависимости от целевой функции контроля. К основным методам, используемым в процессе последующего финансового контроля, относится проверка (ревизия).
Проверка (ревизия) представляет собой систему обязательных контрольных действий по проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в конкретном периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правомерности действий должностных лиц. Проверка основана на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей.
Проверка включает проверку обязательных вопросов, связанных с организацией и состоянием бухгалтерского учета, осуществлением объектом контроля операций с денежными средствами, расчетных и кредитных операций, расчетов по оплате труда, начисления налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами, расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, а также операций с основными средствами, нематериальными активами, запасами, товарно-материальными ценностями и обеспечения их сохранности.
Проверкам подвергаются вопросы финансово-хозяйственной деятельности путем сопоставления полученных фактических данных с данными, отраженными в документах (балансовых, отчетных, расходных, налоговых).
В зависимости от места проведения проверки делятся на камеральные и выездные. Камеральная проверка осуществляется субъектом финансового контроля без выезда на проверяемый объект путем изучения представленной финансовой отчетности и приложенных к ней документов. В отличие от камеральной, выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого объекта.
По полноте охвата проверяемых документов различают проверки сплошные, когда проверяются все документы данного учреждения и наличие материальных ценностей, и выборочные (частичные), когда проверяется только часть документов (определенная выборка). Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу программы плановой проверки принимает руководитель проверяющей группы (руководитель проверки), исходя из содержания вопроса программы проверки, объема финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к этому вопросу, состояния бухгалтерского (бюджетного) учета, срока проверки.
В случае если нарушения, устанавливаемые в ходе проведения выборочной проверки, являются характерными для всего объема документов контролируемого объекта, выборочная проверка может приобрести характер сплошной.
По объему вопросов проверки могут быть комплексными, выборочными и темат
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства финансов Омской области от 1 февраля 2012 г. N 6 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.