Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Управления делами
Правительства Омской области
от 2 апреля 2012 года N 7
Порядок
проведения контрольных мероприятий Управлением делами Правительства Омской области
16 мая 2012 г.
1. Общие положения
1. Настоящий Порядок проведения контрольных мероприятий Управлением делами Правительства Омской области (далее - Порядок) определяет последовательность процедур, порядок взаимодействия между структурными подразделениями и работниками Управления делами Правительства Омской области (далее - Управление делами) при исполнении бюджетных полномочий, связанных с осуществлением финансового контроля.
2. Исполнение Управлением делами бюджетных полномочий по обеспечению организации и осуществлению финансового контроля государственных учреждений Омской области, находящихся в ведении Управления делами (далее - учреждения), осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Приказом Управления делами Правительства Омской области от 16 мая 2012 г. N 11 в пункт 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Основными целями контроля деятельности учреждения является выявление и предотвращение фактов нарушений:
- при оказании учреждениями государственных услуг (выполнении работ);
- законодательства Российской Федерации при осуществлении финансовых и хозяйственных операций, их обоснованности;
- в постановке бюджетного (бухгалтерского) учета и предоставления бюджетной (бухгалтерской) и иной отчетности;
- при учете наличия и движения имущества и обязательств, использования материальных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- в части правомерного, эффективного и целевого характера использования бюджетных средств.
2. Понятия и термины, применяемые в настоящем Порядке
Приказом Управления делами Правительства Омской области от 16 мая 2012 г. N 11 в пункт 4 настоящего приложения внесены изменения
4. В настоящем Порядке применяются следующие понятия и термины:
- предмет контроля - финансовые и нефинансовые активы, материальные и нематериальные ресурсы, используемые учреждением в своей деятельности, первичные документы, регистры бюджетного (бухгалтерского) учета, бюджетная и иная отчетность, бюджетные сметы, планы работ, документы, отражающие организационную структуру учреждения и организацию осуществления процедур по обеспечению исполнения бюджета, отчетность учреждений о предоставлении государственных услуг в отчетных периодах, пояснительные записки и иные документы;
- контрольная деятельность - деятельность Управления делами с применением соответствующих принципов, регламентов и процедур контроля;
- контрольное мероприятие - совокупность действий работников Управления делами, связанных с предварительным изучением деятельности учреждения, проведением проверки, оформлением материалов проверки и подписанием акта проверки.
3. Формы и методы ведомственного финансового контроля
5. Управление делами осуществляет контроль в следующих формах: предварительный, текущий и последующий.
Предварительный, текущий и последующий контроль осуществляется в форме проверок.
Проверка - единичное контрольное действие или анализ состояния дел на определенном участке финансово-хозяйственной деятельности проверяемого учреждения.
6. Предварительный контроль осуществляется на стадии составления, утверждения и распределения объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также подготовки правовых актов, иных документов, предполагающих осуществление финансово-хозяйственных операций со средствами областного бюджета.
7. Текущий контроль осуществляется в процессе исполнения областного бюджета в ходе совершения финансово-хозяйственных операций со средствами областного бюджета и предоставления государственных услуг Омской области.
Предметом текущего контроля является анализ исполнения бюджетного законодательства, правовых актов, иных документов, предполагающих осуществление финансово-хозяйственных операций со средствами областного бюджета, сопоставление их с утвержденными объемами бюджетных ассигнований, лимитами бюджетных обязательств, согласование или утверждение проектов правовых актов, бюджетных смет, а также исполнение показателей государственного задания, правовых актов, регламентирующих деятельность учреждения.
8. Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения финансово-хозяйственных операций со средствами областного бюджета.
Основными задачами последующего контроля за деятельностью учреждения являются соблюдение условий предоставления, использования и возврата средств областного бюджета, контроль за исполнением государственного задания по предоставлению государственных услуг, анализ исполнения бюджетной сметы, контроль за ведением бухгалтерского учета и достоверностью бухгалтерской отчетности, контроль за целевым использованием и сохранностью имущества.
9. Проверки могут быть тематическими и комплексными.
Тематическая проверка - контрольное действие, в ходе которого изучаются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности проверяемого учреждения.
Комплексная проверка - контрольное действие, в ходе которого изучается широкий круг вопросов финансово-хозяйственной деятельности проверяемого учреждения.
10. При осуществлении проверок применяют следующие методы:
- документальный контроль (формальный и арифметический контроль, юридическая оценка хозяйственных операций, сплошной и частичный контроль, выборочный контроль, встречный контроль, способ обратного счета, оценка законности и обоснованности хозяйственных операций, балансовый метод, сравнение, экономический анализ);
- фактический контроль (инвентаризация, экспертная оценка, наблюдение).
11. Проверки проводятся посредством осуществления следующих контрольных действий:
- изучения учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и других документов (по форме и содержанию);
- анализа на соответствие осуществляемой деятельности действующему законодательству и учредительным документам;
- проверки обоснованности расчетов сметных назначений;
- анализа исполнения бюджетных смет, соблюдения лимитов бюджетных обязательств;
- проверки организации размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;
- проверки постановки и состояния бюджетного (бухгалтерского) учета;
- анализа бюджетной (бухгалтерской) и иной отчетности по составу и содержанию;
- проверки полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в бюджетном (бухгалтерском) учете и бюджетной (бухгалтерской) отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности с данными аналитического учета;
- проверки фактического наличия, сохранности и использования материальных ценностей, денежных средств и ценных бумаг, достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов;
- проверки эффективности распоряжения бюджетными средствами и имуществом, находящимся в собственности Омской области и закрепленным за учреждением на праве оперативного управления;
- проверки состояния системы внутреннего контроля, в том числе наличия и состояния текущего контроля за движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования, сохранностью и фактическим наличием продукции, денежных средств и материальных ценностей, достоверностью объемов оказанных государственных услуг (выполненных работ);
- проверки соответствия качества фактически оказанных государственных услуг (выполненных работ) утвержденным стандартам;
- проверки принятых проверяемым учреждением мер по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущей проверки;
- иных действий в пределах установленных полномочий органам, осуществляющих финансовый контроль.
12. Проверка может проводиться сплошным и выборочным способом.
Сплошной способ проверки проводится путем изучения, сопоставления и анализа всех документов, отражающих финансово-хозяйственные операции по интересующему (конкретному) направлению деятельности учреждения за весь проверяемый период.
Выборочный способ проверки проводится путем изучения, сопоставления и анализа документов, отражающих отдельные финансово-хозяйственные операции по интересующему (конкретному) направлению деятельности учреждения за определенный период времени.
4. Планирование контрольных мероприятий
13. Контрольная деятельность в Управлении делами осуществляется в соответствии с планом контрольных мероприятий Управления делами на год.
14. План контрольных мероприятий Управления делами формируется с учетом периодичности проведения контрольных мероприятий (не реже одного раза в три года по учреждениям), а также экономической целесообразности их проведения (максимального охвата объема проверяемых средств, объемов выявленных ранее нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере), поручений Управляющего делами Правительства Омской области (далее - Управляющий делами), заместителя Управляющего делами Правительства Омской области (далее - заместитель Управляющего делами), предложений структурных подразделений Управления делами (далее - структурные подразделения).
При составлении плана контрольных мероприятий должен учитываться резерв времени для проведения внеплановых проверок.
15. Сформированный план контрольных мероприятий Управления делами на год представляется на утверждение Управляющему делами не позднее 20 декабря года, предшествующего планируемому году.
Приказом Управления делами Правительства Омской области от 16 мая 2012 г. N 11 пункт 16 настоящего приложения изложен в новой редакции
16. По поручениям Губернатора Омской области и Правительства Омской области, запросам органов прокуратуры, правоохранительных органов, судебных органов, а также в случае наличия информации о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации, поступления жалоб на качество оказываемых государственных услуг (выполняемых работ) могут проводиться внеплановые проверки.
Решение о проведении внеплановой проверки принимается Управляющим делами.
Внеплановая проверка осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Порядка.
17. План контрольных мероприятий Управления делами оформляется по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
5. Порядок организации проверок
18. Проверки проводятся Управлением делами как в плановом, так и внеплановом порядке, проверяющей группой специалистов, возглавляемой руководителем проверки или одним специалистом, осуществляющим проверку (далее - руководитель проверки), в соответствии с утвержденным планом контрольных мероприятий Управления делами.
19. Руководитель проверки, проводимой Управлением делами, готовит на имя Управляющего делами служебную записку с указанием:
- наименования проверяемого учреждения;
- основания проведения проверки;
- вида контрольного мероприятия (плановое, внеплановое);
- темы и цели проверки;
- перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе проверки;
- проверяемого периода;
- срока проведения проверки;
- состава проверяющей группы (состав проверяющей группы формируется с учетом предложений структурных подразделений Управления делами).
20. На основании решения Управляющего делами готовится распоряжение о проведении контрольного мероприятия.
21. Сроки проведения проверки, состав проверяющей группы определяются с учетом объема предстоящих работ в соответствии с конкретными задачами проверки и особенностями финансово-хозяйственной деятельности проверяемого учреждения.
Срок проведения проверки должен быть достаточным для выявления нарушений, соответствовать целям контрольного мероприятия и не должен превышать 20 рабочих дней.
Датой начала проверки является день начала работы проверяющей группы в учреждении. Датой окончания проверки считается день вручения акта проверки на рассмотрение руководителю проверяемого учреждения.
22. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований, экспертиз, на основании мотивированного предложения руководителя проверки, срок проведения проверки может быть продлен Управляющим делами, но не более чем на 10 рабочих дней. Служебная записка, а также изменения к распоряжению на продление проверки оформляются в порядке, установленном пунктом 19 Порядка.
23. Основаниями для продления срока проверки являются:
- выявление в ходе проведения проверки необходимости запроса и изучения дополнительных документов;
- непредставление руководителем проверяемого учреждения в срок проведения проверки необходимых для изучения документов;
- отсутствие в срок проведения проверки по уважительной причине материально ответственного лица при осуществлении мероприятий, предусмотренных абзацами 4, 5 пункта 34 настоящего Порядка;
- отсутствие в срок проведения проверки по уважительной причине участника проверяющей группы и (или) руководителя проверки.
Приказом Управления делами Правительства Омской области от 16 мая 2012 г. N 11 пункт 24 настоящего приложения изложен в новой редакции
24. Распоряжение о проведении контрольного мероприятия может содержать требования о заблаговременной (к началу проверки) подготовке необходимых для контрольного мероприятия материалов и документов, а также о проведении других подготовительных мероприятий.
26. При необходимости к участию в проведении проверки могут привлекаться специалисты иных организаций, в том числе на договорной основе.
6. Подготовка программ проверок
27. Проведению проверки предшествует подготовительный период, в ходе которого проверяющая группа и руководитель проверки обязаны:
- изучить необходимые для осуществления проверки нормативные правовые акты;
- изучить отчетные и статистические данные проверяемого учреждения;
- ознакомиться с документами по предыдущей проверке и другими имеющимися материалами, характеризующими финансово-хозяйственную деятельность проверяемого учреждения.
Приказом Управления делами Правительства Омской области от 16 мая 2012 г. N 11 пункт 28 настоящего приложения изложен в новой редакции
28. Проверка проводится в соответствии с программой, которая должна содержать информацию о проверяемом учреждении, теме проведения проверки, проверяемом периоде, цели проверки, перечне вопросов по направлениям деятельности проверяемого учреждения, а также срок проведения проверки.
Программа составляется руководителем проверки по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку и утверждается Управляющим делами не менее чем за 2 рабочих дня до начала проверки."
7. Порядок проведения проверок
29. Руководитель проверки предъявляет руководителю проверяемого учреждения распоряжение, знакомит с программой проверки, представляет участников проверяющей группы.
Руководитель проверки решает организационно-технические вопросы проведения проверки.
30. Руководитель проверки несет ответственность за качество и сроки проведения проверки.
31. Проверяющая группа обязана:
- соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы проверяемого учреждения;
- своевременно и в полном объеме исполнять предоставленные ему полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений;
- проводить контрольное мероприятие на основании и в строгом соответствии с приказом Управления делами о проведении контрольных мероприятий;
- не препятствовать осуществлению текущей деятельности проверяемого учреждения;
- не препятствовать руководителю проверяемого учреждения и уполномоченным им лицам присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- обеспечить сохранность и возврат оригиналов документов, полученных в ходе проверки;
- документально подтверждать выявленные недостатки и нарушения, определять размер причиненного материального ущерба, причины допущенных нарушений и виновных лиц;
- обеспечивать достоверность материалов проверок и обоснованность изложенных в акте проверки выводов;
- составить акт по результатам проверки;
- ознакомить руководителя проверяемого учреждения с актом, составленным по результатам проверки.
32. Проверяющая группа имеет право:
- на беспрепятственный доступ на территорию и помещения проверяемого учреждения;
- исходя из программы проверки, определять необходимость и возможность применения тех или иных проверочных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных, обеспечивающих возможность сбора требуемых сведений и доказательств;
- требовать от руководителя проверяемого учреждения во время проведения проверки присутствия работников проверяемого учреждения для своевременного ответа на поставленные вопросы и представления соответствующих документов;
- запрашивать от руководителя и других должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемого учреждения информацию, документы (их копии или делать копии), устные и письменные справки, сведения и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки.
33. В случае отказа руководителя проверяемого учреждения или его работниками представлять необходимые для проведения проверки документы либо установления им других препятствий в акте проверки делается соответствующая запись, а руководитель проверки должен направить письменный запрос указанному руководителю с установлением сроков представления запрашиваемой информации (документов) и (или) устранения этих препятствий.
34. Руководитель и другие должностные лица проверяемого учреждения обязаны:
- обеспечить проверяющей группе свободный доступ в помещение проверяемого учреждения в течение рабочего дня;
- предоставить проверяющей группе на период проведения проверки отдельное изолированное служебное помещение, обеспечивающее сохранность документов и оборудованное необходимыми техническими средствами;
- обеспечить возможность сопоставления фактического наличия денежных средств и материальных ценностей с данными бюджетного (бухгалтерского) учета;
- организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей, для чего руководитель проверяемого учреждения издает приказ с указанием даты проведения, участков и объемов инвентаризации, установленных руководителем проверки;
- предоставить запрашиваемую проверяющей группой информацию, документы, при необходимости - их копии (в том числе в электронном виде), а также объяснения, относящиеся к предмету проверки;
- своевременно принимать меры, направленные на обеспечение присутствия материально ответственных лиц при проведении проверки вверенных им ценностей, контрольных обмерах выполненных работ или других аналогичных действиях, направленных на проверку деятельности указанных лиц.
35. Руководитель и другие должностные лица проверяемого учреждения имеют право:
- ознакомиться со всеми документами и материалами, на основании которых сделаны выводы о нарушениях и недостатках в деятельности проверяемого учреждения;
- представлять проверяющей группе письменные мотивированные возражения.
8. Порядок оформления материалов проверки
36. По результатам проверки руководителем проверки составляется акт проверки.
В акте проверки не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.
Приказом Управления делами Правительства Омской области от 16 мая 2012 г. N 11 в пункт 37 настоящего приложения внесены изменения
37. Акт составляется на бумажном носителе, имеет сквозную нумерацию страниц и состоит из следующих частей:
Вводная часть акта должна содержать следующие сведения:
- заголовок с определением темы и проверенного учреждения;
- место составления и дата акта (датой акта является дата его подписания руководителем проверки);
- основание проведения проверки (план проверок или решение Управляющего делами либо его заместителя в случае проведения внеплановой проверки);
- цели проведенной проверки;
- ссылка на программу проверки;
- фамилии, инициалы и должности руководителя и участников проверки;
- проверяемый период;
- срок проведения проверки;
- полное и сокращенное наименование проверенного учреждения;
- фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право подписи денежных и расчетных документов в проверенном периоде.
В зависимости от вида проводимой проверки вводная часть акта может содержать следующие сведения о проверенном учреждении:
- имеющиеся лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности;
- перечень и реквизиты счетов, открытых в департаменте казначейского исполнения бюджета Министерства финансов Омской области;
- кем и когда проводилась предыдущая проверка, а также сведения об устранении нарушений, выявленных в период ее проведения;
- иные данные, необходимые, по мнению руководителя проверки, для полной характеристики проверенного учреждения.
При проведении контрольного мероприятия по проверке соответствия оказанных государственных услуг (выполненных работ) утвержденным стандартам государственных услуг (работ) дополнительно указываются:
- критерии оценки стандартов качества государственных услуг (работ);
- нормативные и фактические показатели качества государственных услуг (работ);
- документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе контрольного мероприятия (или отсутствие таковых), со ссылками на нарушенные требования стандартов качества;
- расчет сводной оценки;
- выводы, содержащие интерпретацию оценки результатов соответствия качества государственных услуг (работ) по каждому проверенному учреждению, оказывающего государственные услуги (выполняющего работы), и предложения по устранению выявленных нарушений.
Описательная часть акта должна состоять из разделов в соответствии с программой проверки и содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу программы проверки.
Заключительная часть акта может содержать обобщенную информацию о результатах проверки, в том числе выявленных нарушениях, сгруппированных по видам, с указанием по каждому виду финансовых нарушений общей суммы, на которую они выявлены.
При составлении акта проверки руководителем проверки должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, ясность, доступность и лаконичность изложения текста.
38. Результаты проверки, излагаемые в акте проверки, должны подтверждаться соответствующими копиями документов.
39. В акте проверки при описании каждого нарушения, выявленного в ходе проверки, необходимо указать положения нормативных правовых актов, которые были нарушены, период времени, к которому относится выявленное нарушение, содержание нарушения.
Приказом Управления делами Правительства Омской области от 16 мая 2012 г. N 11 в пункт 40 настоящего приложения внесены изменения
40. В акте не допускаются:
- выводы, предположения, факты, не подтвержденные соответствующими документами;
- морально-этическая оценка действий должностных, материально-ответственных и иных лиц проверенного учреждения.
41. Акт проверки подписывается участниками проверяющей группы и (или) руководителем проверки и вручается руководителю проверенного учреждения под расписку.
Акт проверки подписывается руководителем проверенного учреждения в срок до 5 рабочих дней со дня его вручения.
42. При наличии у руководителя проверенного учреждения возражений по акту проверки он делает об этом отметку перед своей подписью и вместе с подписанным актом проверки направляет Управляющему делами протокол разногласий с обоснованием возражений.
Руководителем проверки в срок до 5 рабочих дней со дня получения протокола разногласий рассматривается обоснованность содержащихся в нем возражений и готовится письменное заключение по ним.
Один экземпляр указанного заключения направляется руководителю проверенного учреждения, один экземпляр заключения вместе с протоколом разногласий приобщается к материалам проверки.
43. В сроки, определенные распоряжением Управления делами на проведение контрольного мероприятия, материалы проверки передаются Управляющему делами для принятия решения по проведенному контрольному мероприятию.
44. При выявлении в проверенном учреждении нецелевого, неправомерного и неэффективного использования средств областного бюджета, а также иных нарушений Управляющий делами информируется о предусмотренной федеральным законодательством административной и дисциплинарной ответственности.
47. Все полученные в ходе проверки учреждения материалы формируются руководителем проверки в дело проверки учреждения и хранятся в Управлении делами в течение пяти лет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.