Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства труда и
социального развития Омской области
от 20 октября 2008 года N 75
Методические рекомендации
по обеспечению введения отраслевых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях Омской области, бюджетных учреждениях муниципальных образований Омской области
18 ноября 2009 г.
1. Общие положения
1. Методические рекомендации по обеспечению введения отраслевых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях Омской области, бюджетных учреждениях муниципальных образований Омской области (далее - методические рекомендации) разработаны в целях оказания органам исполнительной власти Омской области и органам местного самоуправления Омской области методической помощи при осуществлении перехода бюджетных учреждений Омской области, бюджетных учреждений муниципальных образований Омской области на отраслевые системы оплаты труда работников.
2. Отраслевые системы оплаты труда работников бюджетных учреждений Омской области и бюджетных учреждений муниципальных образований Омской области (далее - бюджетные учреждения), включающие размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, компенсационные и стимулирующие выплаты, устанавливаются:
- в бюджетных учреждениях Омской области коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также Положением об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетных учреждений в Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2008 года N 172-п "О поэтапном введении отраслевых систем оплаты труда бюджетных учреждений в Омской области" (далее - Положение);
- в бюджетных учреждениях муниципальных образований Омской области коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
3. Отраслевые системы оплаты труда работников бюджетных учреждений рекомендуется устанавливать с учетом:
а) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
б) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
в) государственных гарантий по оплате труда работников;
г) минимальных размеров компенсационных выплат, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации;
д) примерных положений об оплате труда работников бюджетных учреждений Омской области, утверждаемых органами исполнительной власти Омской области, осуществляющими функции учредителей соответствующих бюджетных учреждений Омской области, методических рекомендаций по разработке положений об оплате труда работников бюджетных учреждений муниципальных образований Омской области в соответствующей сфере, утверждаемых органами исполнительной власти Омской области;
е) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
ж) рассмотрения решений областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, территориальных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, вынесенных в соответствии с областным законодательством;
з) мнения соответствующего профессионального союза или иного представительного органа работников.
4. При установлении отраслевых систем оплаты труда следует учитывать, что материальная помощь не входит в систему оплаты труда, носит непроизводственный характер и не связана с результатами работы работника бюджетного учреждения. Оказание материальной помощи работникам бюджетного учреждения из фонда оплаты труда может быть урегулировано отдельным локальным нормативным актом бюджетного учреждения.
5. При введении отраслевых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений органам исполнительной власти Омской области и органам местного самоуправления Омской области рекомендуется осуществлять взаимодействие с отраслевыми профессиональными союзами по вопросам участия в разработке и обсуждении проектов правовых актов.
6. При введении отраслевых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений органам исполнительной власти Омской области и органам местного самоуправления Омской области необходимо обеспечить проведение в соответствующих бюджетных учреждениях информационно-разъяснительной работы.
2. Рекомендуемые подходы к подготовке введения отраслевых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений
7. В рамках подготовительной работы по введению отраслевых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях муниципальных образований Омской области органам местного самоуправления Омской области рекомендуется утвердить планы мероприятий по введению отраслевых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений муниципальных образований Омской области.
8. В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 постановления Правительства Омской области от 15 октября 2008 года N 172-п "О поэтапном введении отраслевых систем оплаты труда бюджетных учреждений в Омской области" органам местного самоуправления Омской области рекомендуется принять правовые акты, устанавливающие сроки и порядок введения отраслевых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений муниципальных образований Омской области, предварительно согласовав сроки введения отраслевых систем оплаты труда с органами исполнительной власти Омской области в соответствующей сфере.
9. Органам местного самоуправления Омской области при переходе на отраслевые системы оплаты труда рекомендуется принять меры по обеспечению финансирования заработной платы работников бюджетных учреждений муниципальных образований Омской области в пределах утвержденного фонда оплаты труда за счет всех источников финансирования с учетом соблюдения принципов экономности и эффективности.
10. Для осуществления перехода бюджетных учреждений на отраслевые системы оплаты труда органам исполнительной власти Омской области, осуществляющим функции учредителей соответствующих бюджетных учреждений Омской области, и органам местного самоуправления Омской области рекомендуется создать рабочие группы, в состав которых включаются работники органов исполнительной власти Омской области либо органов местного самоуправления Омской области, руководители и работники финансового, экономического, правового и кадрового подразделений бюджетных учреждений, находящихся в их ведении, представители профессиональных союзов (далее - рабочие группы).
11. Основными направлениями деятельности рабочей группы является определение:
1) основных условий оплаты труда;
2) порядка и условий установления компенсационных выплат;
3) порядка и условий установления стимулирующих выплат;
4) условий оплаты труда руководителя бюджетного учреждения, его заместителей и главного бухгалтера.
3. Определение основных условий труда
12. Для определения основных условий труда работников бюджетных учреждений необходимо осуществить анализ соотнесения должностей (профессий) работников, предусмотренных штатными расписаниями бюджетных учреждений, с профессиональными квалификационными группами, утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - ПКГ) и квалификационными уровнями.
При осуществлении соотнесения должностей (профессий) работников бюджетных учреждений с ПКГ необходимо учесть, что должности руководителя учреждения, его заместителей и главного бухгалтера не входят в ПКГ.
13. На основании проведенного анализа рекомендуется составить перечни:
1) должностей (профессий) работников бюджетных учреждений, включенных в ПКГ соответствующей сферы деятельности;
2) должностей (профессий) работников бюджетных учреждений, включенных в ПКГ общеотраслевого характера;
3) должностей (профессий) работников бюджетных учреждений, не включенных в ПКГ;
4) должностей (профессий) работников бюджетных учреждений, с которыми могут быть заключены срочные трудовые договоры;
5) трудовых функций, которые могут быть переданы для исполнения юридическим и физическим лицам на условиях гражданско-правовых договоров.
14. При анализе штатных расписаний бюджетных учреждений рекомендуется осуществить работу по оптимизации штатной численности бюджетных учреждений, исходя из необходимости выполнения учреждением функций, задач и объемов работ.
15. На основании проведенного анализа рекомендуется разработать предложения по формированию нового штатного расписания бюджетного учреждения на основе принципа достаточности численного состава работников.
При этом нужно учитывать, что для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых бюджетным учреждением услуг, бюджетное учреждение вправе осуществлять привлечение, помимо работников, занимающих должности, предусмотренные штатным расписанием, других работников на условиях срочного трудового договора (статья 59 Трудового кодекса Российской Федерации) за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
16. При определении основных условий труда необходимо разработать рекомендуемые размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по соответствующим ПКГ и работникам, занимающим должности (работающим по профессиям), не включенные в ПКГ.
17. Рекомендуемые размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников, занимающих должности (работающих по профессиям), не включенные в ПКГ, рекомендуется определять на основании требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, отраженных в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и в едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом сложности и объема выполняемой работы.
18. Рекомендуемые размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников рекомендуется определять с учетом установленной федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для каждой категории работников продолжительности рабочего времени (нормы часов за ставку заработной платы) из расчета полной занятости в течение расчетного периода - календарного месяца, года.
Рекомендуемые размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников рекомендуется определять не ниже действующих на период введения отраслевых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций, финансируемых из областного бюджета (далее - ЕТС).
При этом необходимо учесть требования Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", устанавливающего минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года в размере 4330 рублей.
19. Определение рекомендуемых размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников рекомендуется осуществлять расчетным путем с учетом сформированных предложений по рекомендуемым размерам и условиям осуществления компенсационных и стимулирующих выплат в пределах утвержденного фонда оплаты труда за счет всех источников финансирования.
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 18 ноября 2009 г. N 53-п в пункт 20 настоящего приложения внесены изменения
20. Рекомендуемые размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников по ПКГ общеотраслевых профессий рабочих и общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих следует определять путем умножения рекомендуемого размера оклада по 1 квалификационному уровню ПКГ "Общеотраслевые профессии рабочих первого уровня", который составляет 2200 рублей, на коэффициенты для определения размеров окладов по следующим квалификационным уровням ПКГ. Указанные коэффициенты рекомендуется определять с учетом межразрядных тарифных коэффициентов, применяемых в настоящее время в ЕТС, а также распределения тарифных разрядов ЕТС по квалификационным уровням ПКГ.
При этом следует учитывать, что при переходе на отраслевые системы оплаты труда работников бюджетных учреждений органы исполнительной власти Омской области и органы местного самоуправления Омской области вправе устанавливать рекомендуемые размеры общеотраслевых окладов ниже или выше рекомендуемого в соответствии с настоящим пунктом уровня при условии наличия необходимого объема финансовых средств.
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 18 ноября 2009 г. N 53-п в пункт 21 настоящего приложения внесены изменения
21. Рекомендуемые размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников бюджетных учреждений Омской области указываются в примерных положениях об оплате труда работников бюджетных учреждений Омской области, утверждаемых органами исполнительной власти Омской области, осуществляющими функции учредителей соответствующих бюджетных учреждений Омской области, или в примерных положениях об оплате труда работников бюджетных учреждений муниципальных образований Омской области в соответствующей сфере, утверждаемых органами местного самоуправления Омской области.
4. Определение порядка и условий установления компенсационных выплат
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 18 ноября 2009 г. N 53-п в пункт 22 настоящего приложения внесены изменения
22. При определении порядка и условий установления компенсационных выплат работникам бюджетных учреждений рекомендуется осуществить анализ наименований, условий и размеров компенсационных выплат, применяемых в настоящее время в соответствии с трудовым законодательством.
23. Органам исполнительной власти Омской области, осуществляющим функции учредителей бюджетных учреждений Омской области, рекомендуется определить размеры и условия осуществления компенсационных выплат в соответствующих учреждениях согласно видам компенсационных выплат, указанным в пункте 5 Положения.
Органам местного самоуправления Омской области при определении конкретных наименований, размеров и условий осуществления компенсационных выплат следует руководствоваться видами компенсационных выплат, утвержденными правовыми актами органов местного самоуправления Омской области.
Компенсационные выплаты предусматриваются работникам:
- занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Обязательным видом компенсационных выплат является выплата по районному коэффициенту.
Надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, устанавливается в размере и порядке, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны".
Размеры и условия осуществления компенсационных выплат закрепляются в положении об оплате труда в бюджетном учреждении и в трудовом договоре и устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников в процентном отношении или в абсолютных размерах, не превышающих десятикратный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, если иное не установлено федеральным законодательством.
Размеры компенсационных выплат следует устанавливать не ниже размеров, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При этом необходимо учитывать, что компенсационные выплаты (за исключением выплаты по районному коэффициенту), установленные в процентном отношении, применяются к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы без учета иных компенсационных и стимулирующих выплат.
Выплата по районному коэффициенту начисляется на всю сумму заработной платы.
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 18 ноября 2009 г. N 53-п в пункт 24 настоящего приложения внесены изменения
24. Рекомендуемые размеры и условия осуществления компенсационных выплат (за исключением выплаты по районному коэффициенту), а также порядок их установления указываются в примерных положениях об оплате труда работников бюджетных учреждений Омской области, утверждаемых органами исполнительной власти Омской области, осуществляющими функции учредителей соответствующих бюджетных учреждений Омской области, или примерных положениях об оплате труда работников бюджетных учреждений муниципальных образований Омской области в соответствующей сфере, утверждаемых органами местного самоуправления Омской области.
5. Определение порядка и условий установления стимулирующих выплат
25. При определении порядка и условий установления стимулирующих выплат работникам бюджетных учреждений рекомендуется осуществить анализ наименований, условий и размеров стимулирующих выплат, применяемых в соответствии с законодательством в настоящее время.
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 18 ноября 2009 г. N 53-п в пункт 26 настоящего приложения внесены изменения
26. По результатам проведенного анализа рекомендуется определить количество необходимых критериев, позволяющих оценить результативность и качество работы различных категорий работников.
При этом следует учесть, что критерии, позволяющие оценить результативность и качество работы, должны быть конкретными, измеримыми и достижимыми в определенный период времени.
Порядок осуществления оценки результативности и качества работы работников, на основании которой определяется размер устанавливаемых им стимулирующих выплат, рекомендуется устанавливать локальным нормативным актом бюджетного учреждения.
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 18 ноября 2009 г. N 53-п в пункт 27 настоящего приложения внесены изменения
27. На основании проведенных мероприятий рекомендуется утвердить конкретные наименования, размеры и условия осуществления стимулирующих выплат в бюджетных учреждениях в соответствии с видами стимулирующих выплат, указанными в пункте 6 Положения.
Органам местного самоуправления Омской области при определении конкретных наименований, размеров и условий осуществления стимулирующих выплат следует руководствоваться видами стимулирующих выплат, утвержденными правовыми актами органов местного самоуправления Омской области.
30. Размеры и условия осуществления стимулирующих выплат закрепляются в положении об оплате труда в бюджетном учреждении и в трудовом договоре и устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников в процентном отношении или в абсолютных размерах, не превышающих десятикратный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы.
При этом необходимо учитывать, что стимулирующие выплаты, установленные в процентном отношении, применяются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы без учета иных компенсационных и стимулирующих выплат.
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 18 ноября 2009 г. N 53-п в пункт 31 настоящего приложения внесены изменения
31. Рекомендуемый перечень наименований и размеры стимулирующих выплат, а также показатели для каждой конкретной стимулирующей выплаты, при достижении которых стимулирующие выплаты производятся, указываются в примерных положениях об оплате труда работников бюджетных учреждений Омской области, утверждаемых органами исполнительной власти Омской области, осуществляющими функции учредителей соответствующих бюджетных учреждений Омской области, или примерных положениях об оплате труда работников бюджетных учреждений муниципальных образований Омской области в соответствующей сфере, утверждаемых органами местного самоуправления Омской области.
6. Определение условий оплаты труда руководителя бюджетного учреждения, его заместителей и главного бухгалтера
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 18 ноября 2009 г. N 53-п в пункт 31 настоящего приложения внесены изменения
32. При определении условий оплаты труда руководителя бюджетного учреждения, его заместителей и главного бухгалтера необходимо сформировать перечень должностей (профессий) работников бюджетного учреждения, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности.
При этом указанный перечень рекомендуется формировать из должностей (профессий) работников бюджетного учреждения, в чьи должностные обязанности входит осуществление основных видов деятельности бюджетного учреждения, утвержденных уставом бюджетного учреждения.
Сформированный перечень должностей, профессий работников бюджетного учреждения, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности, утверждается приказом органа исполнительной власти Омской области, осуществляющего функции учредителя соответствующих бюджетных учреждений Омской области, по согласованию с Министерством труда и социального развития Омской области с учетом рассмотрения решения областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, вынесенного в соответствии с областным законодательством, а в отношении бюджетных учреждений муниципальных образований Омской области - правовым актом органа местного самоуправления Омской области с учетом рассмотрения решения территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 18 ноября 2009 г. N 53-п пункт 33 настоящего приложения изложен в новой редакции
33. Расчет средней заработной платы работников основного персонала учреждения рекомендуется осуществлять в соответствии с методическими рекомендациями по определению размеров должностных окладов руководителя, его заместителей и главного бухгалтера бюджетного учреждения Омской области.
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 18 ноября 2009 г. N 53-п в пункт 34 настоящего приложения внесены изменения
34. Должностной оклад руководителя бюджетного учреждения определяется трудовым договором и составляет до 4 размеров средней заработной платы работников, относимых к основному персоналу возглавляемого им бюджетного учреждения по виду экономической деятельности. Конкретный коэффициент кратности должностного оклада руководителя к указанной средней заработной плате устанавливается органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим функции учредителя соответствующего бюджетного учреждения Омской области, а в отношении бюджетных учреждений муниципальных образований Омской области - органом местного самоуправления Омской области.
Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров бюджетных учреждений рекомендуется устанавливать на 10 - 30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
Методика определения конкретного отношения должностных окладов заместителей руководителя и главного бухгалтера к должностному окладу руководителя учреждения определяется органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим функции учредителя соответствующего бюджетного учреждения Омской области, а в отношении бюджетных учреждений муниципальных образований Омской области - органом местного самоуправления Омской области.
35. Компенсационные выплаты руководителям, их заместителям и главным бухгалтерам бюджетных учреждений производятся на общих основаниях в соответствии с пунктами 22, 23 настоящих методических рекомендаций.
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 18 ноября 2009 г. N 53-п в пункт 36 настоящего приложения внесены изменения
36. Стимулирующие выплаты руководителям, их заместителям и главным бухгалтерам бюджетных учреждений устанавливаются с учетом результатов деятельности бюджетного учреждения в соответствии с целевыми показателями эффективности деятельности бюджетного учреждения, устанавливаемыми органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим функции учредителя соответствующего бюджетного учреждения Омской области, или органом местного самоуправления Омской области.
Стимулирующие выплаты устанавливаются к должностным окладам руководителя бюджетного учреждения, его заместителей и главного бухгалтера в процентном отношении или в абсолютных размерах, не превышающих десятикратный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы.
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 18 ноября 2009 г. N 53-п в пункт 37 настоящего приложения внесены изменения
37. Условия оплаты труда руководителя бюджетного учреждения, его заместителей и главного бухгалтера указываются в примерных положениях об оплате труда работников бюджетных учреждений Омской области, утверждаемых органами исполнительной власти Омской области, осуществляющими функции учредителей соответствующих бюджетных учреждений Омской области, или примерных положениях об оплате труда работников бюджетных учреждений муниципальных образований Омской области в соответствующей сфере, утверждаемых органами местного самоуправления Омской области.
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 18 ноября 2009 г. N 53-п настоящее приложение дополнено пунктом 38
38. Размеры должностных окладов руководителей бюджетных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров, устанавливаемые ежегодно органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим функции учредителя соответствующего бюджетного учреждения Омской области, а в отношении бюджетных учреждений муниципальных образований Омской области - органом местного самоуправления Омской области на основании сведений о средней заработной плате основного персонала бюджетного учреждения за предшествующий год, порядок их установления, а также размеры и условия осуществления компенсационных и стимулирующих выплат закрепляются в трудовом договоре.
С этой целью рекомендуется разработать образец дополнительного соглашения к трудовым договорам руководителя бюджетного учреждения, его заместителей и главного бухгалтера.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.