Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Омской области от 29 декабря 2011 г. N 274-п в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к постановлению Правительства Омской области
от 10 декабря 2010 года N 245-п
Долгосрочная целевая программа Омской области
"Доступная среда" на 2011 - 2015 годы
29 апреля, 29 июня, 12 октября, 29 декабря 2011 г., 4, 25 апреля 2012 г.
Постановлением Правительства Омской области от 4 апреля 2012 г. N 71-п в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
долгосрочной целевой программы Омской области
"Доступная среда" на 2011 - 2015 годы
Наименование |
Долгосрочная целевая программа Омской области "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке (наименование и номер соответствующего правового акта) |
Распоряжение Правительства Омской области от 5 февраля 2010 года N 14-рп "Об основных итогах работы Правительства Омской области в 2009 году и Плане действий Правительства Омской области по социально-экономическому развитию Омской области на 2010 год" |
Заказчик |
Правительство Омской области |
Исполнитель-координатор |
Министерство труда и социального развития Омской области (далее - Минтруд) |
Исполнители |
Минтруд; |
Основные целевые индикаторы |
- удельный вес инвалидов, получивших медицинские реабилитационные услуги в рамках индивидуальной программы реабилитации инвалида, в общей численности инвалидов, имеющих индивидуальные программы реабилитации инвалида с рекомендациями по медицинской реабилитации; - доля образовательных учреждений Омской области, реализующих программы общего образования, в которых созданы необходимые условия для обеспечения доступности качественного образования для детей-инвалидов, в общем числе образовательных учреждений Омской области, реализующих программы общего образования; - удельный вес зданий государственных учреждений социального обслуживания населения Омской области, оборудованных пандусами, в общем числе зданий государственных учреждений социального обслуживания населения Омской области; - удельный вес зданий государственных учреждений культуры Омской области, предоставляющих услуги населению, оборудованных с учетом потребностей инвалидов, в общем числе зданий государственных учреждений культуры Омской области, предоставляющих услуги населению; - доля инвалидов, систематически занимающихся адаптивной физической культурой и спортом, в общем числе инвалидов, которым показаны соответствующие занятия |
Сроки и этапы реализации |
2011 - 2015 годы. Этапы реализации Программы не выделяются |
Финансовое обеспечение |
Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составит 1 857 256,9 тыс. рублей в ценах соответствующих лет, в том числе: - 2011 год - 187 730,1 тыс. рублей; - 2012 год - 207 647,93 тыс. рублей; - 2013 год - 369 329,5 тыс. рублей; - 2014 год - 270 193,51 тыс. рублей; - 2015 год - 822 355,86 тыс. рублей |
Основные ожидаемые конечные результаты |
Программа позволит к концу 2015 года: - увеличить удельный вес инвалидов, получивших медицинские реабилитационные услуги в рамках индивидуальной программы реабилитации инвалида, в общей численности инвалидов, имеющих индивидуальные программы реабилитации инвалида с рекомендациями по медицинской реабилитации, до 94 процентов; - оборудовать пандусами все здания государственных учреждений социального обслуживания населения Омской области; |
I. Сущность решаемых Программой проблем
Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации и Омской области.
В Омской области отмечается тенденция снижения уровня инвалидизации населения: по состоянию на 1 января 2008 года насчитывалось 169,2 тыс. инвалидов (8,4 процента от общей численности населения Омской области), на 1 января 2009 года - 164,4 тыс. человек (8,16 процента), на 1 января 2010 года - 159,4 тыс. человек (7,92 процента). По состоянию на 1 июля 2010 года проживало 157,8 тыс. инвалидов, из них 7,2 тыс. детей и подростков. Среди взрослых инвалидов одна треть - это лица трудоспособного возраста.
Удельный вес полностью реабилитированных инвалидов в Омской области в течение последних трех лет стабильно увеличивается (в 2007 году - 6,7 процента, в 2008 году - 7,8 процента, в 2009 году - 9,8 процента).
Несмотря на указанные положительные тенденции изменения показателей инвалидности, остается нерешенной важная социальная проблема - устранение барьеров для инвалидов во всех сферах жизни.
Доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию государства.
В Омской области проводится определенная работа по социальной поддержке и созданию условий для полноценной интеграции инвалидов в общество. В этих целях принят ряд нормативных правовых актов, направленных на решение проблем в сфере реализации государственных социальных гарантий инвалидам. Мероприятия по реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов реализуются в рамках различных долгосрочных целевых программ Омской области.
В целях повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и обеспечения дополнительных гарантий занятости инвалидов в 2009 году принят Закон Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области", который предусматривает установление организациям квоты для трудоустройства на работу инвалидов.
В системе здравоохранения Омской области организована работа службы восстановительного лечения и медицинской реабилитации.
В области созданы вариативные условия для получения образования детьми-инвалидами.
Продолжена работа государственных учреждений Омской области, деятельность которых связана с предоставлением информационных, культурно-досуговых, социально-реабилитационных услуг для различных категорий инвалидов. Действует бюджетное учреждение культуры Омской области "Омская областная библиотека для слепых", которая является областным методическим и координационным центром по библиотечной работе с инвалидами.
Большим шагом в развитии деятельности по развитию физической культуры и спорта среди инвалидов явилось создание в 2001 году Центра Паралимпийской подготовки.
Для рассмотрения и решения вопросов, связанных с проблемами инвалидов, в 2009 году создан Совет по делам инвалидов при Губернаторе Омской области. В числе рассматриваемых на заседаниях данного совещательного органа ключевых тем - создание инвалидам равных возможностей, в том числе обеспечение доступности для данной категории населения объектов социальной инфраструктуры.
Вместе с тем в Омской области имеется ряд проблем обеспечения доступности для инвалидов среды жизнедеятельности, которые необходимо решать комплексно.
Наиболее острая проблема связана с тем, что ключевые объекты социальной инфраструктуры остаются до сих пор труднодоступными для многих инвалидов. При этом к числу таких объектов относятся государственные учреждения системы здравоохранения, образования, занятости, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
В связи с этим возникает задача внедрения универсального дизайна внешней среды, прежде всего основных объектов социальной инфраструктуры. Такой дизайн предназначен для использования людьми с разными физическими возможностями, а значит, отвечает требованиям инвалидов. При внедрении универсального дизайна должны быть достигнуты принципы равенства, комфорта в использовании, приложения минимума усилий в пользовании объектами.
Другая важная проблема для инвалидов - недостаточный уровень доступности, оперативности и эффективности предоставления гарантированных государством услуг, в том числе медицинских, социальных, образовательных, информационных, а также услуг в сфере занятости, культуры, физической культуры и спорта.
В настоящее время в Омской области отсутствует центр медицинской реабилитации инвалидов, недостаточно подготовленных врачебных кадров по восстановительной медицине.
В 2009 году более 6 тыс. семей с детьми-инвалидами получили реабилитационные услуги в 48 государственных учреждениях Омской области, предоставляющих социальные услуги детям и семьям с детьми. Это более 90 процентов охвата всех семей с детьми-инвалидами по Омской области. Вместе с тем не всегда работа с ребенком-инвалидом носит комплексный целенаправленный характер, в ряде указанных учреждений данное направление ведут один - два специалиста. В большинстве государственных учреждений Омской области не получили развития технологии оказания социальной помощи семьям с детьми-инвалидами на дому, выездные формы работы с использованием переносного реабилитационного оборудования, что особенно актуально для инвалидов, проживающих в сельских поселениях.
Состояние материально-технической базы государственных учреждений Омской области не соответствует современным требованиям, предъявляемым к организации реабилитационного процесса инвалидов. Отсутствует автотранспорт, оснащенный подъемниками. Существует потребность в технологическом оборудовании для создания реабилитационно-производственных комплексов, лечебно-трудовых мастерских, арт-мастерских.
В связи с вышеизложенным большое значение приобретает решение проблемы модернизации материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения Омской области, оказывающих услуги инвалидам.
Полноценной социально-бытовой адаптации и реабилитации инвалидов также будет способствовать их обеспечение техническими средствами реабилитации, сурдопереводческими услугами, создание диспетчерской службы видео- и телефонной связи.
В 2009 году ситуация на рынке труда Омской области стала более напряженной: на 8,8 процента снизилось количество заявленных работодателями вакансий, на 31,9 процента увеличилось количество обращений в государственные учреждения службы занятости населения Омской области по сравнению с 2008 годом.
Сложившаяся ситуация порождает следующий барьер - малообеспеченность как следствие социально-трудовых ограничений.
Также существуют препятствия для полноценного участия инвалидов в культурной жизни в связи с тем, что государственные учреждения культуры Омской области недостаточно приспособлены для посещения инвалидов.
В настоящее время недостаточным остается уровень обеспеченности спортивными сооружениями для занятий адаптивной физической культурой и спортом среди спортсменов-инвалидов.
Услуги общественного транспорта, являющиеся важнейшей предпосылкой к социальной интеграции, в большинстве случаев не приспособлены для нужд инвалидов.
Существует необходимость установки подъемников и другого специализированного оборудования для инвалидов на пригородном железнодорожном вокзале.
Кроме того, социальной интеграции инвалидов препятствует эмоциональный барьер, что затрудняет социальные контакты инвалида и его окружения.
Все эти барьеры в немалой степени обусловливают сниженную социальную активность инвалидов и ограниченные возможности для реализации личного потенциала этих людей.
Выполнение мероприятий Программы обеспечит комплексный подход к решению вопросов, направленных на формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем в долгосрочной перспективе, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.
Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем программно-целевым методом, являются:
- ухудшение социально-экономической ситуации;
- недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий;
- несвоевременность финансирования запланированных мероприятий;
- неэффективное взаимодействие исполнителей.
Указанные риски могут привести к снижению уровня и качества жизни инвалидов, а также снижению их трудовой и социальной активности и, как следствие, снижению социальной независимости и экономической самостоятельности, что, в свою очередь, увеличит потребность в бюджетных средствах для обеспечения жизнедеятельности инвалидов путем предоставления им дополнительных мер социальной поддержки.
II. Цель и задачи Программы
Целью Программы является формирование к 2015 году условий для обеспечения равного доступа инвалидов к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.
Задачи Программы определяются ее целью и заключаются в следующем:
- обеспечение доступности, повышение оперативности и эффективности предоставления услуг инвалидам в сферах здравоохранения, социальной защиты населения, образования, культуры, физической культуры и спорта;
- формирование доступности социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры для инвалидов, в том числе внедрение универсального дизайна внешней среды, прежде всего основных объектов социальной инфраструктуры;
- обеспечение доступности психолого-профориентационных услуг;
- обеспечение доступности для инвалидов информации, связи, услуг электронных и экстренных служб.
Мероприятия, направленные на обеспечение доступности, повышение оперативности и эффективности предоставления услуг инвалидам в сферах здравоохранения, социальной защиты населения, образования, культуры, физической культуры и спорта, позволят создать благоприятные условия для реабилитации и социальной адаптации инвалидов, а также достичь гармоничного развития личности инвалидов через реализацию их творческого, художественного и интеллектуального потенциала.
Мероприятия, направленные на формирование доступности социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры для инвалидов, будут способствовать преодолению самоизоляции инвалидов, повышению их индивидуальной мобильности и социальной активности, созданию условий для ведения независимого образа жизни.
Мероприятия по обеспечению доступности профориентационных услуг позволят повысить конкурентоспособность инвалидов на рынке труда, стимулировать их трудовую и социальную активность, содействовать достижению инвалидами социальной независимости и экономической самостоятельности и, в целом, повышению уровня и качества жизни инвалидов.
Мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов информации, связи, услуг электронных и экстренных служб создадут условия для полной реализации инвалидами своих прав и свобод, а также будут способствовать полноценному участию инвалидов во всех областях общественной жизни. Это, в свою очередь, будет способствовать формированию адекватного восприятия людей с ограниченными возможностями в массовом сознании.
Поскольку отсутствие доступа и средовые барьеры сами по себе являются инвалидизирующими факторами, обеспечение доступной среды позволит эффективно снизить степень ограничений жизнедеятельности.
В целом достижение цели и выполнение задач Программы будет способствовать решению социально-экономических задач, соответствующих приоритетам государственной социальной политики, указанным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 года N 18.
III. Сроки реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться в течение 2011 - 2015 годов. Отдельные этапы реализации Программы не выделяются.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Мероприятия Программы разработаны на основе всестороннего анализа положения инвалидов в Омской области, выявления существующих ограничений и барьеров, препятствующих доступности среды жизнедеятельности для инвалидов, и влияния их на социально-экономическое развитие Омской области.
Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем, обозначенных данной Программой.
Экономический эффект от осуществления Программы будет достигнут за счет реализации потенциала инвалидов вследствие формирования и развития среды, обеспечивающей беспрепятственный доступ данной категории населения к объектам социально-бытовой и производственной инфраструктур, транспорта, связи и информации.
Программой предусматривается комплекс мероприятий, финансируемых за счет средств областного бюджета, по следующим направлениям.
1. В рамках направления "Обеспечение доступности, повышение оперативности и эффективности предоставления услуг инвалидам" будет осуществлено:
- открытие центров медицинской реабилитации, укрепление материально-технической базы центров и отделений восстановительного лечения государственных учреждений здравоохранения Омской области, оказывающих услуги инвалидам;
- создание условий для проведения реабилитации инвалидов в государственных учреждениях Омской области, в том числе развитие существующей сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений, приобретение для них учебного, реабилитационного оборудования, а также организация дистанционного обучения детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, оборудование ученических мест для инвалидов в образовательных учреждениях профессионального образования;
- укрепление материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения, культуры, физической культуры и спорта Омской области, предоставляющих услуги инвалидам;
- переподготовка, повышение квалификации специалистов, обеспечивающих проведение комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации инвалидов.
2. В рамках направления "Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры" будут осуществлены мероприятия по внедрению универсального дизайна внешней среды, прежде всего основных объектов социальной инфраструктуры, приспособлению зданий, помещений, прилегающих территорий для инвалидов. Это позволит создать условия, обеспечивающие указанным категориям населения равные со всеми гражданами возможности в пользовании объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, что повысит уровень их индивидуальной мобильности с максимально возможной степенью самостоятельности.
3. В соответствии с направлением "Обеспечение доступности психолого-профориентационных услуг" планируется проведение информационных акций для молодых инвалидов, а также организация оказания психолого-профориентационных услуг инвалидам на базе государственных учреждений Омской области.
4. Реализация мероприятий направления "Обеспечение доступности для инвалидов информации, связи, услуг электронных и экстренных служб" будет способствовать повышению доступности общего образования детей-инвалидов и усилению информационно-справочной поддержки населения по вопросам инвалидности.
При разработке Программы особое внимание уделено оптимизации затрат на ее реализацию при одновременной ориентации на достижение социально-экономического эффекта при осуществлении мероприятий. В связи с этим средства, предусмотренные на реализацию Программы, будут направлены на осуществление важнейших мероприятий в области реализации государственных социальных гарантий инвалидам.
Реализация запланированных мероприятий будет способствовать эффективному решению проблем и задач, определенных Программой, что обеспечит положительные социально-экономические последствия для развития Омской области.
Постановлением Правительства Омской области от 4 апреля 2012 г. N 71-п в раздел V настоящего приложения внесены изменения
V. Объемы финансирования Программы
Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Общий объем финансирования составит 1 857 256,9 тыс. рублей в ценах соответствующих лет, в том числе:
- 2011 год - 187 730,1 тыс. рублей;
- 2012 год - 207 647,93 тыс. рублей;
- 2013 год - 369 329,5 тыс. рублей;
- 2014 год - 270 193,51 тыс. рублей;
- 2015 год - 822 355,86 тыс. рублей.
Сведения о распределении средств областного бюджета по направлениям финансирования приведены в приложении N 1 к Программе.
VI. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы
В результате реализации Программы ожидаются позитивные изменения значений показателей социально-экономического развития Омской области, характеризующих положение инвалидов, уровень и качество их жизни, снижение уровня уличного травматизма, повышение мобильности, трудовой занятости инвалидов, а также повышение культурного уровня и толерантности в обществе.
Выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить к концу 2015 года:
- увеличение удельного веса численности реабилитированных инвалидов в возрасте 18 лет и старше в общей численности ежегодно переосвидетельствованных инвалидов в возрасте 18 лет и старше в Главном бюро МСЭ до 14,5 процента;
- увеличение удельного веса численности реабилитированных детей-инвалидов в общей численности ежегодно переосвидетельствованных детей-инвалидов в Главном бюро МСЭ до 12 процентов;
- увеличение удельного веса инвалидов, получивших медицинские реабилитационные услуги в рамках индивидуальной программы реабилитации инвалида, в общей численности инвалидов, имеющих индивидуальные программы реабилитации инвалида с рекомендациями по медицинской реабилитации, до 94 процентов;
- создание во всех образовательных учреждениях Омской области, реализующих программы общего образования, необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей-инвалидов;
- увеличение доли образовательных учреждений Омской области, реализующих программы профессионального образования, в которых созданы необходимые условия для обеспечения доступности качественного образования инвалидов, в общем числе образовательных учреждений Омской области, реализующих программы профессионального образования, до 50 процентов;
- увеличение доли детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, в общей численности детей-инвалидов, обучающихся на дому по общеобразовательным программам, до 90 процентов;
- увеличение доли детей-инвалидов, получающих дошкольное образование в образовательных учреждениях Омской области, в общей численности детей-инвалидов до 6,2 процента;
- увеличение удельного веса детей-инвалидов, продолживших обучение на III ступени или в профессиональных классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений Омской области, в общей численности детей-инвалидов, получивших основное общее образование в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Омской области, до 52 процентов;
- увеличение доли трудоустроенных выпускников специальных (коррекционных) групп образовательных учреждений Омской области начального профессионального образования, в общем числе выпускников специальных (коррекционных) групп образовательных учреждений Омской области начального профессионального образования из числа инвалидов, до 78 процентов;
- увеличение численности инвалидов, обеспеченных психолого-профориентационными услугами, до 510 человек в год;
- оборудование пандусами всех зданий государственных учреждений социального обслуживания населения Омской области;
- увеличение удельного веса зданий государственных учреждений культуры Омской области, предоставляющих услуги населению, оборудованных с учетом потребностей инвалидов, в общем числе зданий государственных учреждений культуры Омской области, предоставляющих услуги населению, до 60 процентов;
- увеличение удельного веса инвалидов, систематически занимающихся адаптивной физической культурой и спортом, в общем числе инвалидов, которым показаны соответствующие занятия, до 10 процентов.
Постановлением Правительства Омской области от 25 апреля 2012 г. N 94-п в раздел VII настоящего приложения внесены изменения
VII. Перечень мероприятий Программы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.