Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Описание текущей ситуации в области повышения эффективности бюджетных расходов города Омска
Результатом выполнения Плана мероприятий по реализации Концепции реформирования муниципальных финансов муниципального образования городской округ город Омск Омской области (2007 - 2011 годы), утвержденного постановлением Мэра города Омска от 14 декабря 2007 года N 946-п (далее - План мероприятий по реформированию муниципальных финансов), стало формирование в муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области (далее - муниципальное образование, город Омск, городской округ, муниципальное образование город Омск) современной системы управления муниципальными финансами путем:
- организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- введения формализованных методик расчета объемов расходов бюджета города Омска на реализацию соответствующих расходных обязательств;
- формирования достоверной бюджетной отчетности города Омска;
- поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (долгосрочных и ведомственных целевых программ, муниципальных заданий, количественных показателей для оценки хода исполнения планов и конечных результатов деятельности структурных подразделений Администрации города Омска);
- создания предпосылок для перевода бюджетных учреждений на новую форму финансового обеспечения муниципальных услуг (работ);
- создания формализованной методики оценки финансовых последствий предоставляемых льгот по уплате налогов и сборов;
- внедрения формализованных процедур управления муниципальным долгом, принятия долговых обязательств, их рефинансирования;
- осуществления мониторинга просроченной кредиторской задолженности бюджета города Омска, выявления причин ее возникновения, принятия мер к ликвидации задолженности;
- установления стандартов качества оказания муниципальных услуг;
- проведения работы по повышению информационной открытости деятельности органов местного самоуправления города Омска по управлению общественными финансами.
Тем не менее, на сегодняшний день перед органами местного самоуправления города Омска стоит ряд важных стратегических задач (в том числе закрепленных в Программе действий Администрации города Омска по социально-экономическому развитию города Омска на 2010 - 2016 годы, утвержденной постановлением Администрации города Омска от 29 октября 2010 года N 1018-п), требующих финансового обеспечения при ограниченном объеме внутренних ресурсов бюджета города. В связи с этим актуальными становятся проблемы дальнейшей оптимизации внутренних ресурсов, определения и внедрения в практику бюджетного планирования и финансирования новых технологий результативного бюджетного планирования и управления.
Бюджетная стратегия Администрации города Омска на 2012 - 2014 годы направлена на создание условий для устойчивого социально-экономического развития города Омска, повышение качества жизни населения города Омска на основе роста объема и качества услуг социальной сферы, улучшения жилищных условий и повышения качества жилищно-коммунальных услуг, роста предпринимательской активности и развития общественных отношений.
В основе проблемных аспектов сложившейся системы управления муниципальными финансами лежит комплекс факторов, частью которого являются проблемы ограниченности доходной базы бюджета города Омска, зависимости бюджетной и налоговой политики городского округа от политики формирования доходной базы бюджета субъекта Российской Федерации, эффективности расходования бюджетных средств и оказания муниципальных услуг (выполнения работ), качества управления бюджетными ресурсами. Обоснованность проведения реформы, направленной на повышение эффективности расходов бюджета города Омска, связана с необходимостью решения комплекса проблем системного характера.
Среднесрочное бюджетное планирование остается недостаточно увязанным со стратегическими целями и задачами. В силу того, что отсутствует четкая и прозрачная привязка результатов текущей деятельности к целям и задачам главных распорядителей средств бюджета города Омска (далее - главный распорядитель бюджетных средств), возникают затруднения в проведении объективной оценки потребности в оказании муниципальных услуг (выполнении работ) и четком планировании деятельности органов местного самоуправления города Омска и муниципальных учреждений.
В свою очередь, это приводит к тому, что сегодня нельзя в полной мере достоверно оценить в какой степени выделение финансовых ресурсов главным распорядителям бюджетных средств и муниципальным учреждениям позволяет им продвигаться в достижении поставленных перед ними целей и задач, какие направления расходования бюджетных средств являются более приоритетными на среднесрочную перспективу, какие муниципальные услуги (работы) и в каком объеме необходимо оказать (выполнить) населению, какие действия необходимо предпринять органам местного самоуправления города Омска для повышения удовлетворенности юридических и физических лиц оказываемыми муниципальными услугами (выполняемыми работами).
Обозначенная проблема осложняется рядом факторов в сфере управления муниципальными финансами города Омска, в том числе:
- наличием недостаточной взаимоувязки финансового обеспечения и фактических результатов деятельности муниципальных учреждений и предприятий города Омска;
- отсутствием четких методологических оснований для проведения оценки эффективности расходов, что существенно сокращает возможности органов местного самоуправления города Омска по повышению результативности их осуществления;
- неполной реализацией комплекса мероприятий, направленных на реструктуризацию сети подведомственных учреждений, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, оптимизацию управления имущественным комплексом муниципального образования;
- необходимостью совершенствования системы управления качеством оказываемых муниципальных услуг.
Данные проблемные аспекты формируют необходимость в системной и последовательной реализации комплекса управленческих решений, обеспеченных соответствующими ресурсами и системой контроля за результатами реализации. Наиболее оптимальным, с точки зрения соблюдения данных условий, является максимальное расширение применения программно-целевого метода, обеспечивающего в установленном порядке наличие четко закрепленных результатов реализации системы взаимосвязанных мероприятий и привлечение необходимого финансового обеспечения.
Для решения указанных проблем на федеральном уровне распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р утверждена Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Данным нормативным актом органам местного самоуправления также рекомендовано разработать и реализовать аналогичные муниципальные программы по повышению эффективности расходов соответствующих бюджетов согласно основным положениям федеральной программы.
Указания на необходимость и целесообразность разработки данных программ отражены также в нормативных актах и рекомендациях Министерства финансов Российской Федерации и Омской области. Так, совместным приказом Министерства финансов Российской Федерации N 194н и Министерства экономического развития Российской Федерации N 701 от 29 декабря 2010 года утверждены Методические рекомендации по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов. Постановлением Правительства Омской области от 31 марта 2011 года N 49-п "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов Омской области на период до 2013 года" органам местного самоуправления Омской области рекомендовано разработать и утвердить по согласованию с Министерством финансов Омской области муниципальные программы повышения эффективности бюджетных расходов.
Таким образом, имеются все правовые и методологические предпосылки для решения сложившихся проблем программно-целевым методом и разработки Программы повышения эффективности бюджетных расходов города Омска на период до 2013 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.