Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Омской области
от 2 мая 2012 года N 103-п
Долгосрочная целевая программа Омской области
"Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения Омской области. Совершенствование оказания наркологической помощи на территории Омской области (2012 - 2016 годы)"
Паспорт
долгосрочной целевой программы Омской области "Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения Омской области. Совершенствование оказания наркологической помощи на территории Омской области (2012 - 2016 годы)"
Наименование |
Долгосрочная целевая программа Омской области "Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения Омской области. Совершенствование оказания наркологической помощи на территории Омской области (2012 - 2016 годы)" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке (наименование и номер соответствующего правового акта) |
Распоряжение Правительства Омской области от 28 марта 2012 года N 37-рп "О Плане работы Правительства Омской области на II квартал 2012 года" |
Заказчик |
Правительство Омской области |
Исполнитель-координатор |
Министерство здравоохранения Омской области |
Исполнители |
Министерство здравоохранения Омской области, Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, Министерство образования Омской области, Министерство труда и социального развития Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области (по согласованию), бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Наркологический диспансер" |
Основные целевые индикаторы |
1) удельный вес лиц, больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии свыше двух лет; 2) удельный вес лиц с наркологическими расстройствами, включенных в реабилитационные программы; 3) удельный вес лиц с наркологическими расстройствами, успешно завершивших реабилитационные программы; 4) уровень смертности от острого отравления алкогольной продукцией |
Сроки и этапы реализации |
2012 - 2016 годы. Этапы реализации Программы не выделяются |
Финансовое обеспечение |
Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составит 182795,10 тыс. рублей, в том числе: в 2012 году - 6770,00 тыс. рублей; в 2013 году - 7315,00 тыс. рублей; в 2014 году - 7701,60, тыс. рублей; в 2015 году - 14570,40 тыс. рублей; в 2016 году - 146438,10 тыс. рублей |
Основные ожидаемые конечные результаты |
Реализация Программы к концу 2016 года позволит: 1) увеличить удельный вес лиц, больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии свыше двух лет, до 9,7 процента; 2) увеличить удельный вес лиц с наркологическими расстройствами, включенных в реабилитационные программы, до 20,1 процента; 3) увеличить удельный вес лиц с наркологическими расстройствами, успешно завершивших реабилитационные программы, до 5,3 процента; 4) снизить показатель смертности от острого отравления алкогольной продукцией до 25,4 случая на 100 тыс. населения Омской области |
I. Сущность решаемых Программой проблем
1. В Омской области сложилась неблагополучная обстановка со злоупотреблением алкогольной продукцией населением, в том числе подростками и молодежью.
Число зарегистрированных лиц с теми или иными проявлениями злоупотребления алкоголем составляет 1,4 процента населения Омской области. Количество зарегистрированных в течение 2011 года больных хроническим алкоголизмом, в том числе перенесших алкогольные психозы, составило в среднем 1218,2 случая на 100 тыс. населения Омской области, в городе Омске - 1012,5 случая, в муниципальных районах Омской области - 1480,4 случая. Среди мужчин показатель распространенности этой патологии составил 2034,1 случая в расчете на 100 тыс. мужского населения Омской области; среди женщин - 520,9 случая. Соотношение мужчин и женщин в контингенте лиц, состоящих на учете в качестве больных алкоголизмом в 2011 году, составило 3,3:1 (2009 год - 3,5:1, 2010 год - 3,4:1).
В 2011 году уровень заболеваемости населения Омской области алкогольными расстройствами составил 77,8 случая на 100 тыс. населения Омской области (2009 год - 105,8, 2010 год - 81,8). На протяжении 10 лет показатель заболеваемости алкогольными психозами остается практически на одном уровне, среднемноголетний показатель составил 36,5 случая на 100 тыс. населения Омской области. В структуре впервые выявленных случаев алкогольной зависимости 37,4 процента приходится на больных алкогольными психозами, 59,1 процента составляют больные алкоголизмом II и III стадии, 3,5 процента - больные алкоголизмом I стадии.
На протяжении последних трех лет (с 2009 по 2011 годы) сохраняется тенденция по увеличению розничной продажи алкогольной продукции (с 8,51 литра абсолютного алкоголя в расчете на душу населения до 8,9 литра).
Помимо случайных отравлений алкоголем причинами смерти населения Омской области в результате злоупотребления алкогольной продукцией являются:
1) несчастные случаи в состоянии алкогольного опьянения (дорожно-транспортные происшествия, производственный травматизм, воздействие низких и высоких температур и т.д.);
2) преждевременная смерть лиц вследствие проявлений висцеральной патологии хронической алкогольной интоксикации, а также от сердечно-сосудистых заболеваний в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией;
3) самоубийства и убийства в состоянии алкогольного опьянения. Злоупотребление алкоголем становится причиной накопления демографических и социальных проблем.
Вследствие злоупотребления алкогольной продукцией происходят снижение продолжительности жизни и рост преждевременной смерти, которые являются существенными факторами ухудшения демографической ситуации в Омской области.
Мероприятия Программы направлены на совершенствование наркологической помощи на территории Омской области посредством развития реабилитационного направления наркологической службы, укрепления материально-технической базы бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Наркологический диспансер".
Кроме того, Программа направлена на повышение эффективности профилактики наркомании и алкоголизма, на обеспечение противодействия наркоугрозе и снижение объемов потребления населением Омской области алкогольной продукции, на улучшение демографической ситуации в Омской области, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности.
2. Программа разработана с применением программно-целевого метода, что позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем в долгосрочной перспективе, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.
3. Основные риски, связанные с решением указанных выше проблем программно-целевым методом, обусловлены возможным ухудшением социально-экономической ситуации в Омской области, недостаточным ресурсным обеспечением запланированных мероприятий Программы.
Достижение целей и выполнение задач Программы будет способствовать решению социально-экономических задач, соответствующих приоритетам государственной социальной политики, указанным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 года N 18.
II. Цели и задачи Программы
4. Цели Программы:
1) снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией;
2) профилактика алкоголизма;
3) снижение уровня распространенности других наркологических расстройств;
4) повышение эффективности наркологической помощи населению Омской области.
5. Достижение целей Программы осуществляется за счет решения следующих задач:
1) создание эффективной системы раннего выявления, лечения и медико-социальной реабилитации лиц, страдающих алкогольной зависимостью;
2) профилактика наркологических заболеваний, алкогольной зависимости;
3) снижение масштабов потребления психоактивных веществ;
4) формирование условий для социальной реабилитации и социальной адаптации лиц, склонных к употреблению психоактивных веществ;
5) формирование качественной лечебно-профилактической и реабилитационной помощи лицам, страдающим наркологическими заболеваниями и алкогольной зависимостью;
6) совершенствование наркологической помощи через развитие и укрепление материально-технической базы наркологической службы.
III. Сроки реализации Программы
6. Реализация Программы будет осуществляться в течение 2012 - 2016 годов. Отдельные этапы ее реализации не выделяются.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
7. Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств областного бюджета. Привлечение внебюджетных средств и средств иных бюджетов на финансирование мероприятий Программы не планируется.
Социальными и экономическими последствиями реализации мероприятий Программы будут являться снижение объемов потребления алкогольной продукции, профилактика злоупотребления алкогольной продукцией и увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности.
Экологические последствия реализации Программы не прогнозируются.
V. Объемы финансирования Программы
8. Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 182795,10 тыс. рублей, в том числе:
в 2012 году - 6770,00 тыс. рублей;
в 2013 году - 7315,00 тыс. рублей;
в 2014 году - 7701,60 тыс. рублей;
в 2015 году - 14570,40 тыс. рублей;
в 2016 году - 146438,10 тыс. рублей.
9. Сведения о распределении средств областного бюджета по направлениям финансирования представлены в приложении N 1 к Программе.
VI. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы
10. Осуществление мероприятий Программы повлечет изменение следующих качественных параметров (по сравнению с 2011 годом):
1) снижение уровня потребления крепких алкогольных напитков;
2) усовершенствование материально-технической базы наркологической службы;
3) усовершенствование научно-методической базы по профилактике злоупотребления алкогольной продукцией.
Осуществление мероприятий Программы повлечет изменение следующих количественных параметров (по сравнению с 2011 годом):
1) повышение удельного веса лиц, больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии свыше двух лет, до 9,7 процента;
2) повышение удельного веса лиц с наркологическими расстройствами, включенных в реабилитационные программы, до 20,1 процента;
3) повышение удельного веса лиц с наркологическими расстройствами, успешно завершивших реабилитационные программы, до 5,3 процента;
4) снижение показателя смертности от острого отравления алкогольной продукцией до 25,5 случая на 100 тыс. человек.
VII. Перечень мероприятий Программы
11. Перечень мероприятий Программы приводится в приложении N 2 к Программе.
VIII. Система целевых индикаторов с методикой оценки эффективности реализации Программы
12. Для ежегодной оценки результативности реализации Программы используются следующие целевые индикаторы:
1) удельный вес лиц, больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии свыше двух лет.
Значение целевого индикатора определяется как отношение числа больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии свыше двух лет, к общему числу зарегистрированных больных с наркологическими расстройствами.
Единица измерения: процент.
Исходные данные: число больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии свыше двух лет, и общее число зарегистрированных больных с наркологическими расстройствами.
При расчете целевого индикатора используются сведения Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат) (годовая форма федерального статистического наблюдения N 37 "Сведения о больных алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями", утвержденная приказом Росстата от 31 декабря 2010 года N 483, годовая форма федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о заболеваниях наркологическими расстройствами", утвержденная приказом Росстата от 13 августа 2009 года N 171);
2) удельный вес лиц с наркологическими расстройствами, включенных в реабилитационные программы.
Значение целевого индикатора определяется как отношение лиц с наркологическими расстройствами, включенных в реабилитационные программы, к общему числу зарегистрированных больных с наркологическими расстройствами.
Единица измерения: процент.
Исходные данные: число лиц с наркологическими расстройствами, включенных в реабилитационные программы, и общее число зарегистрированных больных с наркологическими расстройствами.
При расчете целевого индикатора используются сведения Росстата (годовая форма федерального статистического наблюдения N 37 "Сведения о больных алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями", утвержденная приказом Росстата от 31 декабря 2010 года N 483, годовая форма федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о заболеваниях наркологическими расстройствами", утвержденная приказом Росстата от 13 августа 2009 года N 171);
3) удельный вес лиц с наркологическими расстройствами, успешно завершивших реабилитационные программы.
Значение целевого индикатора определяется как отношение лиц с наркологическими расстройствами, успешно завершивших реабилитационные программы, к общему числу зарегистрированных больных с наркологическими расстройствами.
Единица измерения: процент.
Исходные данные: число лиц с наркологическими расстройствами, успешно завершивших реабилитационные программы, и общее число зарегистрированных больных с наркологическими расстройствами.
При расчете целевого индикатора используются сведения Росстата (годовая форма федерального статистического наблюдения N 37 "Сведения о больных алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями", утвержденная приказом Росстата от 31 декабря 2010 года N 483, годовая форма федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о заболеваниях наркологическими расстройствами", утвержденная приказом Росстата от 13 августа 2009 года N 171);
4) уровень смертности от острого отравления алкогольной продукцией.
Значение целевого индикатора определяется как отношение количества случаев смерти от острого отравления алкогольной продукцией к среднегодовой численности населения Омской области.
Единица измерения: число умерших от острого отравления алкогольной продукцией на 100 тыс. населения.
Исходные данные: число умерших от острого отравления этиловым спиртом и среднегодовая численность населения Омской области.
При расчете целевого индикатора используются данные Росстата (форма отраслевой статистической отчетности N 42 "Отчет врача - судебно-медицинского эксперта, бюро судебно-медицинской экспертизы", утвержденная приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 октября 2001 года N 385).
13. Оценка эффективности реализации Программы производится Министерством здравоохранения Омской области на основе соотношения установленных Программой значений целевых индикаторов с их фактически достигнутыми значениями. Эффективность реализации Программы оценивается по формуле:
, где:
Э - эффективность реализации Программы (процентов);
- эффективность целевого индикатора;
i - целевой индикатор;
n - количество индикаторов;
Расчет эффективности целевого индикатора осуществляется по формуле:
, где:
- фактическое значение целевого индикатора;
- запланированное значение целевого индикатора;
В случае если положительной динамикой достижения значения целевого индикатора является снижение его значения, расчет осуществляется по формуле:
При значениях Э, равных 100 процентам или превышающих 100 процентов, делается вывод о положительных результатах реализации Программы.
При значении Э меньше 100 процентов проводится анализ причин невыполнения Программы и разрабатываются предложения по достижению заданных значений целевых индикаторов с возможной корректировкой Программы.
Значения целевых индикаторов Программы приведены в приложении N 3 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.