Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Администрации города Омска
от 19 октября 2012 года N 1370-п
Прогноз
социально-экономического развития города Омска на 2013 год и на период до 2015 года
1. Показатели прогноза социально-экономического развития города Омска на 2013 год и на период до 2015 года
N |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2011 год (отчет) |
2012 год (оценка) |
2013 год (прогноз) |
2014 год (прогноз) |
2015 год (прогноз) |
|||
первый вариант |
второй вариант |
первый вариант |
второй вариант |
первый вариант |
второй вариант |
|||||
1 |
Среднегодовая численность населения, в том числе: |
тыс. человек |
1155,4 |
1157,1 |
1158,0 |
1158,0 |
1159,1 |
1159,1 |
1160,1 |
1160,1 |
моложе трудоспособного возраста (0 - 15 лет) |
тыс. человек |
166,0 |
170,4 |
175,7 |
175,7 |
180,7 |
180,7 |
185,4 |
185,4 |
|
в трудоспособном возрасте (мужчины 16 - 59 лет, женщины 16 - 54 лет) |
тыс. человек |
743,2 |
738,8 |
733,6 |
733,6 |
727,8 |
727,8 |
721,1 |
721,1 |
|
старше трудоспособного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше) |
тыс. человек |
246,2 |
248,0 |
248,8 |
248,8 |
250,6 |
250,6 |
253,6 |
253,6 |
|
2 |
Среднегодовая численность населения в возрасте 1 - 6 лет |
тыс. человек |
71,4 |
75,1 |
78,8 |
78,8 |
81,2 |
81,2 |
82,2 |
82,2 |
3 |
Среднегодовая численность населения в возрасте 7 - 17 лет |
тыс. человек |
108,4 |
108,8 |
109,4 |
109,4 |
111,1 |
111,1 |
113,8 |
113,8 |
4 |
Среднесписочная численность работников всех предприятий и организаций |
тыс. человек |
489,1 |
487,7 |
486,3 |
486,3 |
484,9 |
484,9 |
483,5 |
483,5 |
5 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций |
руб. |
21900 |
25295 |
27065 |
28330 |
29230 |
31446 |
31861 |
34905 |
6 |
Индекс промышленного производства, к предыдущему году, в том числе по видам экономической деятельности: |
% |
106,3 |
102,8 |
104,6 |
107,4 |
107,3 |
108,8 |
107,2 |
109,0 |
обрабатывающие производства |
% |
108,2 |
102,8 |
105,3 |
108,5 |
108,3 |
109,9 |
108,1 |
110,1 |
|
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
% |
97,9 |
104,0 |
100,5 |
101,0 |
102,2 |
102,5 |
102,3 |
102,4 |
|
7 |
Оборот розничной торговли |
млн. руб. |
192607 |
230821 |
253256 |
258127 |
277886 |
288624 |
307814 |
322725 |
8 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли, к предыдущему году |
% |
117,3 |
112,0 |
104,0 |
106,0 |
105,0 |
107,0 |
106,0 |
107,0 |
9 |
Объем платных услуг населению |
млн. руб. |
54560 |
60714 |
65975 |
67897 |
71702 |
75918 |
78675 |
84888 |
10 |
Индекс физического объема платных услуг населению, к предыдущему году |
% |
105,2 |
104,0 |
103,0 |
106,0 |
104,0 |
107,0 |
105,0 |
107,0 |
11 |
Прибыль (убыток) крупных и средних организаций по всем видам деятельности |
млн. руб. |
20939 |
24917 |
26288 |
27409 |
27471 |
30150 |
28707 |
33165 |
12 |
Объем инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования) |
млн. руб. |
70275 |
86473 |
100808 |
104001 |
119039 |
124983 |
140567 |
150199 |
13 |
Объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах, к предыдущему году |
% |
105,7 |
115,0 |
110,5 |
114,0 |
113,0 |
115,0 |
113,0 |
115,0 |
14 |
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв. м |
391,1 |
450,0 |
460,0 |
475,0 |
470,0 |
500,0 |
480,0 |
525,0 |
15 |
Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению, декабрь к декабрю предыдущего года |
% |
105,0 |
107,0 |
105 - 106 |
105 - 106 |
104 - 105 |
104 - 105 |
104 - 105 |
104 - 105 |
2. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития города Омска на 2013 год и на период до 2015 года
Прогноз социально-экономического развития города Омска на 2013 год и на период до 2015 года (далее - прогноз) разработан на основе сценарных условий социально-экономического развития города Омска на 2013 год и на период до 2015 года, тенденций социально-экономического развития города Омска за предшествующие годы, итогов социально-экономического развития города Омска за истекший период 2012 года и ожидаемых итогов социально-экономического развития города Омска за 2012 год.
Прогноз является основой для разработки документов социально-экономического развития города Омска, в том числе планов и программ социально-экономического развития города Омска, а также проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период.
При разработке прогноза использовались следующие материалы:
- прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации;
- прогнозная оценка социально-экономического развития Омской области на 2013 год и на период до 2015 года;
- отчетные статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области;
- отчетные и прогнозные материалы о социально-экономическом развитии города Омска структурных подразделений Администрации города Омска.
Разработка прогноза осуществлена в двух вариантах. Варианты отличаются, прежде всего, различной инвестиционной активностью организаций, кредитной активностью банков, динамикой эффективности и конкурентоспособности экономики города Омска.
В первом варианте прогноза развитие экономики города Омска будет происходить в условиях сдержанного роста инвестиционного спроса предприятий при сокращении реальных государственных инвестиционных расходов и стагнации реальных доходов населения.
Во втором варианте прогноза предусматривается развитие экономики в условиях активизации инвестиционного спроса предприятий при умеренном увеличении государственных инвестиционных расходов и ускоренном повышении реальных доходов населения.
Оба варианта базируются на относительно благоприятных оценках внешних условий в 2013 - 2015 годах: восстановление мировой экономики темпами от 3,3 до 4,0 процента в год и стабилизация цены на российскую нефть в диапазоне 97 - 104 доллара США за баррель.
В качестве основного варианта для разработки параметров проекта бюджета города Омска на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов предлагается второй вариант прогноза.
Показатели прогноза на 2013 год и на период до 2015 года уточнены по сравнению с показателями прогноза социально-экономического развития города Омска на 2012 год и на период до 2014 года, одобренного постановлением Администрации города Омска от 20 октября 2011 года N 1289-п "О внесении проекта бюджета города Омска на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов в Омский городской Совет". При этом осуществлено уточнение следующих показателей прогноза на 2013 - 2015 годы:
- среднегодовой численности населения и ее структуры - в результате получения оценки численности населения города Омска по окончательным итогам Всероссийской переписи населения 2010 года и корректировки на этой основе прогнозных оценок демографического развития в периоде 2013 - 2015 годов;
- среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций - в результате анализа информации о динамике численности занятых в крупных и средних организациях в 2011 году и в истекшем периоде 2012 года, получения и анализа итогов федерального сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2010 года и уточнения на этой основе занятости населения в малом и среднем предпринимательстве в 2010 году и оценок занятости в 2011 - 2015 годах;
- среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних организаций - в результате анализа динамики заработной платы в истекшем периоде 2012 года, динамики темпов роста омской экономики в 2012 году, а также прогнозной оценки темпов роста экономики и заработной платы в 2013 - 2015 годах;
- индекса промышленного производства - в результате анализа динамики промышленного производства в истекшем периоде 2012 года и прогнозных оценок развития промышленности в 2013 - 2015 годах;
- оборота розничной торговли и объема платных услуг населению - в результате анализа динамики оборота розничной торговли и объема платных услуг в истекшем периоде 2012 года и уточнения оценок развития потребительского спроса в 2013 - 2015 годах;
- прибыли (убытка) крупных и средних организаций по всем видам деятельности - в результате анализа динамики прибыли (убытков), полученных омскими крупными и средними организациями в истекшем периоде 2012 года, и изменения прогнозных оценок роста прибыли в 2013 - 2015 годах;
- объема инвестиций в основной капитал - в результате анализа инвестиционной активности организаций в истекшем периоде 2011 года и изменения прогнозных оценок объемов инвестиций в основной капитал в 2013 - 2015 годах;
- ввода в действие жилых домов - в результате уточнения прогнозных оценок ввода жилья в 2013 - 2015 годах по первому варианту прогноза;
- сводного индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению - в результате уточнения оценки инфляции по итогам 2012 года (в результате усиления продовольственной инфляции во второй половине 2012 года), переоценки целевого диапазона инфляции в декабре 2013 года по отношению к декабрю 2012 года.
С учетом окончательных итогов Всероссийской переписи населения 2010 года среднегодовая численность населения города Омска составила в 2011 году 1155,4 тыс. человек. В 2013 - 2015 годах ожидается рост среднегодовой численности населения на уровне 1158,0 - 1160,1 тыс. человек. Прогноз перспективной численности населения основывается на тенденциях демографического развития с учетом принятых на государственном и муниципальном уровнях решений, которые уже оказывают влияние на рост показателей рождаемости и снижение уровня смертности.
Демографическая ситуация в ближайшей перспективе будет определяться мерами демографической политики, реализуемыми в рамках плана мероприятий по выполнению в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, в рамках реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", а также предпринимаемыми мерами в сфере здравоохранения в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье".
Однако с 2010 года начал действовать неблагоприятный демографический фактор - снижение численности женщин активного репродуктивного возраста (20 - 29 лет) при одновременном увеличении численности женщин в возрасте 30 - 39 лет. Кроме того, отмечается постарение возрастной модели рождаемости (рождаемость детей женщинами в более поздних возрастах). Это уже в прогнозном периоде будет влиять на уровень рождаемости.
Основные меры по снижению смертности населения будут направлены на совершенствование организации медицинской помощи и повышение ее доступности, профилактику социально-значимых болезней, предотвращение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, от онкологических заболеваний.
В течение 2012 - 2015 годов будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, что приведет к уменьшению численности экономически активного населения. Это связано с тем, что в трудоспособный возраст продолжат вступать относительно малочисленные поколения 1990-х годов рождения, а выбывать - многочисленные поколения рожденных в послевоенные годы.
Значительное увеличение численности населения старших возрастов уже приводит к росту демографической нагрузки, что потребует от государства как дополнительных расходов на выполнение социальных обязательств по пенсионному и социальному обеспечению, так и увеличения расходов на оказание качественной медицинской помощи.
За счет роста рождаемости в предыдущие годы будет продолжаться увеличение численности детей дошкольного возраста (дети в возрасте 1 - 6 лет). В связи с этим одной из главных задач остается удовлетворение значительного роста потребности в детских дошкольных учреждениях. В то же время с 2012 года начала увеличиваться численность школьников (дети в возрасте 7 - 17 лет). Соответственно, сохраняется потребность в строительстве школ в новых жилых микрорайонах города Омска, а также необходимость в модернизации действующих школ.
Прогнозная оценка развития занятости населения в 2013 - 2015 годах базируется на тенденциях демографического развития (уменьшение численности населения в трудоспособном возрасте), а также на структурных изменениях в занятости населения (перераспределение работающих между крупными, средними предприятиями и предприятиями малого бизнеса). Для предприятий города Омска актуальным остается проведение четкой программы действий по техническому перевооружению действующих предприятий и проведение трудосберегающей политики.
Снижение доступности трудовых ресурсов и рост производительности труда будут стимулировать рост заработной платы в прогнозный период. В 2014 - 2015 годах существенный вклад в ее динамику внесет увеличение заработной платы в бюджетном секторе. В целом за 2013 - 2015 годы рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы составит 38 процентов к 2012 году по второму варианту прогноза.
Планируется, что факторами роста экономики города Омска в прогнозируемом периоде (по второму варианту) станут: ускоренный рост инвестиций в расширение производства и инфраструктурные проекты; появление новых производств и рост объемов выпуска в функционирующих промышленных организациях; рост среднедушевых доходов населения; дополнительные инвестиции в развитие человеческого капитала (здравоохранение, образование и культуру).
Притоку капитальных вложений в экономику города Омска в прогнозируемом периоде будет способствовать проведение активной государственной политики Правительства Омской области по созданию льготных экономических условий для предпринимателей.
Рост инвестиций в 2015 году относительно уровня 2012 года составит 41,1 - 50,8 процента по вариантам прогноза.
Весомую часть в объеме капитальных вложений на территории города Омска составят инвестиции из бюджета Омской области, которые будут направляться на реализацию мероприятий областных целевых программ (с привлечением средств федерального бюджета) социальной направленности, а также программ развития транспортной и инженерной инфраструктуры, в том числе: строительство водоподъемного Красногорского гидроузла на реке Иртыш, омского метрополитена, окружной дороги города Омска, автомобильных и железных дорог, объектов социального назначения.
Также в 2013 - 2015 годах продолжатся строительные работы на крупнейших инвестиционных проектах Омской области, находящихся на территории города Омска, среди которых: подстанция "Восход"; обход Омского железнодорожного узла; производство по выпуску поликристаллического кремния; комплекс производств по повышению качества продуктов нефтепереработки; организация производства цельно-металлокордных крупногабаритных шин; увеличение мощности магистральных электрических сетей на 286 мВт; расширение золоотвала Омской ТЭЦ-5; увеличение объемов производства действующими предприятиями оборонно-промышленного комплекса.
Вместе с тем, существенным фактором неопределенности в развитии промышленности в 2013 - 2015 годах является возникновение в секторах потребительского спроса (в большей степени в пищевой промышленности) возможных негативных последствий от присоединения к Всемирной торговой организации (далее - ВТО), в результате которого возможно снижение динамики промышленного производства.
Темпы роста промышленного производства в 2015 году к уровню 2012 года по первому варианту прогноза составят 120,3 процента, по второму - 127,4 процента.
Основой роста промышленного производства в прогнозируемом периоде останутся обрабатывающие производства (в 2015 году к уровню 2012 года по первому варианту прогноза прирост составит 23,3 процента, по второму - 31,3 процента). Опережающими среднеотраслевой уровень темпами увеличится объем производства в секторах инвестиционного спроса - в промышленности строительных материалов и деревообработке. Относительно высоких темпов роста объемов промышленного производства предполагается достичь в машиностроительном комплексе, металлургии и легкой промышленности.
В 2013 - 2015 годах по обоим вариантам прогноза ожидается увеличение сальдированного финансового результата деятельности организаций, а также прибыли, полученной прибыльными организациями по основным видам экономической деятельности.
Увеличение спроса, связанное с ростом доходов населения и, как следствие, улучшением платежеспособности, и умеренной потребительской инфляцией, позволяет прогнозировать в 2013 - 2015 годах дальнейший прирост объемов оборота розничной торговли и платных услуг населению. Позитивным фактором, способствующим развитию конкуренции и росту потребительской активности, является присоединение Российской Федерации к ВТО.
Прирост оборота розничной торговли составит в 2015 году к уровню 2012 года 15,8 - 21,4 процента по двум вариантам прогноза. Объем платных услуг населению в 2013 - 2015 годах по двум вариантам прогноза увеличится на 12,5 - 21,4 процента к уровню 2012 года.
В 2013 году прогнозируемый объем ввода в действие жилых домов составит 460 тыс. кв. м по первому варианту и 475 тыс. кв. м по второму варианту прогноза. Увеличению объемов жилищного строительства, в первую очередь, будет способствовать рост активности инвесторов, рассматривающих жилье как инвестиционный ресурс, а также, в меньшей степени, - оживление спроса населения на жилье и развитие ипотеки. В прогнозируемом периоде продолжится реализация государственных мер, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.
Во втором полугодии 2012 года инфляция вновь ускорилась в связи с усилением роста цен на продовольственные товары под влиянием как общемировой тенденции, так и засухи и снижения урожая зерна 2012 года в России. В результате, по итогам 2012 года инфляция может достигнуть 7 процентов против прогнозируемых ранее 5 - 6 процентов.
Рост цен на продовольственные товары может продолжиться и в первом полугодии 2013 года. Для обеспечения умеренного роста цен на социально значимые товары, наиболее уязвимого от роста цен на сырье, органам государственной власти необходимо будет принять меры по сбалансированию рынков, что будет сдерживать рост цен на продовольствие и инфляцию в 2013 году. Во втором полугодии 2013 года в случае хорошего урожая мировые и внутренние цены на продовольствие стабилизируются и даже могут начать снижаться.
Степень влияния факторов, действующих со стороны инфляции издержек, во втором полугодии 2012 года, в основном, находится на уровне прогнозируемых ранее значений, за исключением роста цен на зерно и другое сырье для производства пищевых продуктов.
Рост цен на электроэнергию в среднем за 2012 год ожидается несколько ниже, чем прогнозировалось ранее. Рост цен на топливо и горюче-смазочные материалы сохраняется умеренным против динамики цен мирового рынка в связи с сохранением повышенных экспортных пошлин на бензин, введенных в России в 2011 году, а также с ожидаемой стабилизацией мировых цен на нефть и возможным их снижением в 2013 году. На непродовольственные товары и рыночные услуги сохранится умеренный рост цен в связи с относительно невысоким ослаблением курса рубля и с высокой насыщенностью товарных рынков, в том числе за счет роста импорта и ослабления роста потребительского спроса после внушительных темпов в 2011 - 2012 годах.
Динамика цен на непродовольственные товары будет умеренной за счет постепенного сокращения ввозных пошлин в соответствии с условиями членства в ВТО и высокой насыщенности рынков.
По мере повышения доходов населения будет расти спрос на рыночные услуги, в связи с чем к 2015 году прогнозируется опережающий рост цен в этом сегменте по сравнению с предыдущим годом.
В 2013 году инфляция за годовой период замедлится до 5 - 6 процентов, а к 2014 - 2015 году - до 4 - 5 процентов.
Снижение инфляции до более низких значений будет тормозиться сохраняющимся опережающим ростом тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства, который будет определяться сохранением высокого роста издержек на энергоносители, сокращением масштабов перекрестного субсидирования тарифов населения на электроэнергию и газ, а также и постепенным доведением оплаты населением услуг до их стоимости.
К некоторому ускорению роста тарифов жилищно-коммунального хозяйства также может привести переход к регулированию тарифов с 2014 года на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение методом доходности инвестированного капитала, дающего компаниям возможность закладывать в тарифы возврат своих инвестиций. Вследствие этого может возникнуть необходимость принятия сдерживающих мер, в том числе путем создания стимулов для вывода из эксплуатации неэффективных источников теплоснабжения и привлечения инвестиций в комплексную модернизацию тепловых узлов.
Для сдерживания тарифов, устанавливаемых на региональном уровне, необходимо разработать комплекс мер, направленных на стимулирование снижения издержек в организациях коммунального хозяйства, в частности, путем перехода от установления тарифов методом "затраты плюс" к долгосрочным методам тарифообразования: долгосрочной индексации или доходности инвестированного капитала в зависимости от масштабов инвестиций. Для обеспечения прозрачности и повышения обоснованности тарифообразования на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства и развития конкуренции в этой сфере деятельности целесообразно довести оплату жилищно-коммунальных услуг населением до 100 процентов к 2014 - 2015 году при условии адресной поддержки для низкодоходных групп населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.