Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации города Омска от 28 октября 2009 г. N 839-п в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к постановлению Администрации города Омска
от 30 марта 2009 года N 226-п
Ведомственная целевая программа развития
"Читающий город. Сохранение и развитие библиотечных фондов муниципальных библиотек города Омска (2009 - 2013 годы)"
3 сентября, 28 октября 2009 г.
Постановлением Администрации города Омска от 2 августа 2010 г. N 650-п в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
ведомственной целевой программы развития
"Читающий город. Сохранение и развитие библиотечных фондов муниципальных библиотек города Омска (2009 - 2013 годы)"
1. Сущность решаемых Программой проблем
Среди всего многообразия омских библиотек - научных, учебных, технических и других - 46 муниципальных библиотек, объединенных в муниципальное учреждение культуры "Централизованная система муниципальных библиотек г. Омска" (далее - МУК "ЦСМБ г. Омска") занимают особое место. Равномерное распределение по территории города максимально приближает библиотеки к месту жительства пользователя и обеспечивает свободный доступ к информации и культуре жителей города Омска всех возрастных и социальных категорий без ограничения.
Омские муниципальные библиотеки выполняют все функции, возложенные на них современным обществом - информационную, просветительскую, воспитательную, культурно-досуговую.
Большинство библиотек расположены в густонаселенных, удаленных от центра города микрорайонах. Ежедневно их посещают 5 тысяч читателей. Подобное количество посещений говорит о том, что библиотеки - существенная часть жизни и досуга жителей всех административных округов города Омска.
Муниципальные библиотеки города Омска удовлетворяют не только информационные запросы, связанные с самообразованием, творческими увлечениями, организацией досуга, духовным и физическим совершенствованием, но и оказывают информационную поддержку образованию, осуществляя информационно-библиотечное обслуживание детей, подростков и юношества по месту жительства. Таким образом, муниципальные библиотеки города Омска являются активными участниками образовательного процесса.
Муниципальные библиотеки города Омска, максимально приближенные к месту жительства, являются главными проводниками книжной культуры среди значительной части населения, не имеющей или постепенно утрачивающей устойчивые навыки и потребность в чтении. В России с каждым годом падает символический статус чтения и его престиж, меняется восприятие печатного текста и информации, мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений.
Кризис чтения - явление не только российское. В той или иной мере он коснулся и других стран мира. Это привело к развитию государственной политики в области поддержки чтения (Франция, Германия, США, Норвегия). Многочисленные меры и немало вложенных средств позволили им добиться успеха.
Однако реализация мероприятий по поддержке чтения омичей и выполнение муниципальными библиотеками города Омска их функций как информационных и культурно-досуговых центров невозможна без полноценного документного фонда, так как библиотечный фонд составляет основу деятельности библиотеки и наиболее доступную для жителей города Омска часть информационного и культурного ресурса города.
Современный библиотечный фонд является основой выполнения библиотекой ее социальных функций и включает разнообразные носители информации: книги, газеты и журналы, аудио и видеокассеты, грампластинки, компакт-диски, электронные базы данных. Основой библиотечного фонда являются печатные издания (книги, журналы, брошюры), но ситуация диктует включение в фонд и электронных видов носителей информации - как обязательной составляющей, гарантирующей читателям (пользователям) свободный выбор способа получения информации.
РБФ муниципальных библиотек города Омска сегодня включает определенное количество компакт-дисков, справочные правовые системы "Гарант", "КонсультантПлюс", "Кодекс", собственные библиографические и полнотекстовые базы данных. Однако недостаточное количество автоматизированных рабочих мест в библиотеках не позволяет организовать свободный доступ к имеющимся электронным ресурсам и делает нерациональным их дальнейшее комплектование. Омичи пока лишены возможности использовать электронные ресурсы как повседневный источник информации, в том числе информации о составе и содержании РБФ. Приобретение компьютерной техники для муниципальных библиотек обеспечит право наших сограждан, особенно детей и подростков из малообеспеченных семей, на приобщение к достижениям современных информационных технологий.
Для того, чтобы полноценно удовлетворять информационные потребности пользователей, РБФ должен содержать не менее 50 процентов новой литературы и полностью обновляться в течение 10 лет (нормативы разработаны Российской Национальной библиотекой; Международной Федерацией библиотечных ассоциаций - ИФЛА), а ежегодная обновляемость РБФ должна составлять 10 процентов.
Использование альтернативных источников пополнения РБФ (пожертвования) не приносит желаемых и необходимых результатов: дары читателей не могут быть полноценным источником текущего комплектования, так как в большинстве случаев это книги прошлых лет издания, утратившие актуальность.
Ввиду отсутствия финансирования текущего комплектования РБФ из городского бюджета в период 1995 - 2005 годов, искусственно сдерживался процесс списания морально устаревших и ветхих документов, что привело к старению РБФ: две трети книг физически изношено. Обветшавшие книги экологически небезопасны: рыхлая бумага старых книг, прошедших через сотни рук, накапливает и сохраняет различные виды возбудителей болезней. Контакт с такими книгами особенно нежелателен для детей и пожилых людей.
Реализация в течение трех лет (2005 - 2008 годы) общегородской целевой программы "Читающий город. Сохранение и развитие библиотечных фондов муниципальных библиотек города Омска (2005 - 2010 годы)", утвержденной Решением Омского городского Совета от 2 февраля 2005 года N 233 позволила улучшить состояние РБФ. Во всех 46 муниципальных библиотеках города Омска жители города Омска сегодня могут получить новые литературно-художественные издания для детей и взрослых, воспользоваться актуальными справочными, научно-популярными и учебными изданиями.
Содержание библиотек во все времена было и остается дорогостоящим делом, требующим регулярных финансовых вложений. Однако со времен античных цивилизаций человечество стремилось сохранить воплощенную мысль - книги. Современная библиотека - не только хранилище информации; она приобрела и другие функции: оперативно предоставлять имеющиеся информационные ресурсы как можно большему числу читателей разных категорий для информации, досуга и развития.
Программа призвана обеспечить устойчивое развитие муниципальных библиотек; создать условия для свободного доступа жителей города Омска как к современным печатным, так и к электронным изданиям; обеспечить обновление библиотечного фонда - информационного ресурса для горожан. Программой предусмотрены также мероприятия по сохранности, обеспечению раскрытия содержания и состава РБФ омских муниципальных библиотек, мероприятия по продвижению чтения в среде детей и молодежи.
Поддержка публичных библиотек сегодня - один из способов сохранить и облагородить нацию.
2. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание условий для свободного доступа жителей города Омска к информации и знаниям путем сохранения и развития РБФ муниципальных библиотек.
Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:
- модернизация РБФ муниципальных библиотек города Омска как основы удовлетворения информационных потребностей горожан;
- создание условий для свободного доступа горожан к электронным информационным ресурсам муниципальных библиотек города Омска и сети "Интернет";
- мониторинг информационных потребностей жителей города Омска;
- создание условий для обеспечения сохранности РБФ;
- автоматизация процессов формирования РБФ и создания электронного каталога;
- продвижение чтения в среде детей и молодежи;
-повышение профессиональной компетентности работников муниципальных библиотек города Омска.
Постановлением Администрации города Омска от 2 августа 2010 г. N 650-п раздел 3 настоящей программы изложен в новой редакции
3. Целевые индикаторы Программы
4. Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на пять лет (2009 - 2013 годы). Отдельные этапы реализации Программы не выделяются.
Постановлением Администрации города Омска от 2 августа 2010 г. N 650-п раздел 5 настоящей программы изложен в новой редакции
5. Система программных мероприятий
6. Оценка рисков реализации Программы и мероприятия по их снижению
К наиболее серьезным рискам при реализации Программы можно отнести финансовые риски, связанные с недостаточностью или отсутствием средств на реализацию Программы, что повлечет соответственно невыполнение мероприятий Программы.
В таблице приведены наиболее значимые факторы рисков, оценка их вероятности и возможные мероприятия по снижению рисков.
Риски реализации Программы
Наименование риска реализации Программы |
Оценка вероятности наступления риска |
Меры по снижению риска |
Финансовые риски | ||
Прекращение (сокращение) финансирования |
средняя |
Поиск и привлечение дополнительных средств из внебюджетных источников |
Риски, связанные с человеческим фактором | ||
Недостаточно высокая посещаемость муниципальных библиотек |
низкая |
Реклама муниципальных библиотек, их возможностей и ресурсов среди жителей города Омска разного возраста |
Недостаточный уровень профессиональной компетентности работников муниципальных библиотек |
низкая |
Дополнительное обучение и мотивация работников; привлечение в муниципальные библиотеки новых работников из числа выпускников учебных заведений |
7. Ресурсное обеспечение Программы
Формирование финансовых средств на реализацию Программы планируется за счет бюджета города Омска.
Предполагаемый объем финансирования из бюджета города Омска составляет 25201,04 тыс. руб., в том числе: в 2009 году - 4852,48 тыс. руб.; в 2010 году - 5000,00 тыс. руб.; в 2011 году - 5500,00 тыс. руб.; в 2012 - 6000,00 тыс. руб.; в 2013 году - 3848,56 тыс. руб.
Для реализации Программы не требуется дополнительного кадрового обеспечения.
Постановлением Администрации города Омска от 2 августа 2010 г. N 650-п таблица раздела 7 настоящей программы изложена в новой редакции
Техническое, финансовое обеспечение Программы
8. Организационная схема управления и контроля за реализацией Программы
Реализацию Программы обеспечивает департамент культуры Администрации города Омска.
К исполнению мероприятий Программы привлекаются специалисты МУК "ЦСМБ г. Омска".
Директор департамента культуры Администрации города Омска несет ответственность за реализацию и достижение конечных результатов Программы, целевое использование средств, выделяемых на ее выполнение.
Департамент культуры Администрации города Омска ежеквартально осуществляет ведение мониторинга и анализа хода реализации Программы в течение всего периода реализации Программы.
По итогам года проводится анализ эффективности выполнения мероприятий Программы, расходования финансовых средств, на основе показателей определяются промежуточные результаты реализации Программы. Отчет о реализации Программы с приложением документов, подтверждающих достижение полученных результатов, и результаты оценки эффективности реализации Программы, включая меры по повышению эффективности ее реализации, представляется в департамент финансов и контроля Администрации города Омска и департамент городской экономической политики Администрации города Омска в срок до 30 января года, следующего за отчетным годом.
Уточнение параметров Программы, в том числе целевых индикаторов осуществляется департаментом культуры Администрации города Омска в установленном порядке.
Постановлением Администрации города Омска от 2 августа 2010 г. N 650-п в раздел 9 настоящей программы внесены изменения
9. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
1) обеспечить оперативное удовлетворение информационных потребностей жителей города Омска через предоставление документов последних лет издания актуальной тематики;
2) модернизировать РБФ муниципальных библиотек города Омска: пополнить РБФ новыми печатными, аудиовизуальными и электронными документами (40400 экземпляров);
3) обеспечить экологическую безопасность РБФ путем его обновления и реставрации;
4) обеспечить свободный доступ пользователей к электронным информационным ресурсам муниципальных библиотек города Омска и удаленный доступ к фондам других библиотек, сети "Интернет" (подключение 4 библиотек к сети "Интернет", создание 8 автоматизированных рабочих мест);
5) осуществить формирование читательского электронного каталога, внедрение интернет-технологий комплектования РБФ;
6) обеспечить привлечение в библиотеки новых пользователей (читателей);
7) осуществить реализацию 4 акций городского масштаба по популяризации книги и чтения;
8) осуществить проведение 4 акций по сокращению читательских задолженностей.
9) исключен;
См. текст абзаца десятого раздела 9
10) исключен.
См. текст абзаца одиннадцатого раздела 9
10. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации мероприятий Программы будет ежегодно производиться на основе использования вышеприведенной системы целевых индикаторов, которая обеспечит мониторинг результатов реализованных мероприятий для принятия решений об уточнении поставленных задач и проводимых мероприятий.
Оценка эффективности Программы будет производиться путем определения соотношения фактического и целевого значений показателей.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Омска от 30 марта 2009 г. N 226-п "О ведомственной целевой программе развития "Читающий... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.