Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 21 августа 2012 г. N 1546-п в наименование настоящего приложения внесены изменения
Приложение
к постановлению Администрации
Омского муниципального района
от 12.10.2009 N 1823-п
Долгосрочная целевая программа
Омского муниципального района Омской области "Социально-демографическое развитие Омского муниципального района Омской области (2010-2015 годы)"
31 августа, 15 сентября, 6 декабря 2010 г., 12 мая, 6 октября, 21 ноября, 23 декабря 2011 г., 21 августа, 9 октября, 29 декабря 2012 г.
Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 29 декабря 2012 г. N 2464-п в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
долгосрочной целевой программы Омского муниципального района Омской области "Социально-демографическое развитие Омского муниципального района Омской области (2010-2015 годы)"
1. Сущность решаемых программой проблем
Работа по демографическому развитию муниципального района, начиная с 2007 года, строилась в соответствии с решением Совета Омского муниципального района Омской области от 31 мая 2007 года N 36 "Об утверждении программы "Демографическое развитие Омского муниципального района на 2007-2010 годы".
В соответствии с основными целями и задачами программы "Демографическое развитие Омского муниципального района на 2007-2010 годы" в муниципальном районе определялись ключевые направления по укреплению здоровья и увеличению продолжительности жизни населения, стимулированию рождаемости и укреплению семьи, охране материнства и детства.
В рамках данных направлений были разработаны и реализовывались ряд других социально-значимых целевых программ, в том числе такие целевые программы, как: "Дети Омского района", "Здоровое поколение", "Улучшение качества питания учащихся общеобразовательных учреждений Омского муниципального района Омской области на 2008-2009 годы", "Программа занятости населения Омского муниципального района Омской области на 2008-2010 годы", "Развитие дошкольного образования Омского муниципального района Омской области на 2009 год".
В результате реализации программных мероприятий в муниципальном районе наметилась положительная динамика демографической ситуации:
Показатель |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
1 полугодие |
Родилось, человек |
1075 |
1123 |
1006 |
974 |
1149 |
1274 |
666 |
Умерло, человек |
1260 |
1379 |
1423 |
1335 |
1323 |
1284 |
623 |
Естественный прирост (+ прирост/- убыль), человек |
-185 |
-256 |
-417 |
-361 |
-174 |
-10 |
43 |
Общий коэффициент рождаемости, промилле |
11,5 |
11,9 |
11 |
10,6 |
12,4 |
13,8 |
14,4 |
Общий коэффициент смертности, промилле |
13,5 |
14,6 |
15,5 |
14,5 |
14,3 |
13,9 |
13,5 |
Общий коэффициент естественного прироста, промилле |
-2 |
-2,7 |
-4,5 |
-3,9 |
-1,9 |
-0,1 |
0,9 |
Умершие в возрасте до 1 года, человек |
- |
8 |
8 |
6 |
5 |
8 |
3 |
Прибыло в район, человек, из них, |
3926 |
4630 |
3470 |
3493 |
3456 |
2588 |
1049 |
Выбыло из района, человек, из них: |
3146 |
3579 |
2830 |
2719 |
2658 |
1930 |
822 |
Миграционный прирост, человек, в том числе: |
780 |
1051 |
640 |
774 |
798 |
658 |
227 |
Число зарегистрированных браков |
495 |
461 |
448 |
374 |
468 |
436 |
181 |
Число зарегистрированных разводов |
436 |
395 |
381 |
417 |
445 |
445 |
212 |
Общий коэффициент брачности, промилле |
- |
4,9 |
4,9 |
4,1 |
5,1 |
4,7 |
3,9 |
Общий коэффициент разводимости. промилле |
- |
4,2 |
4.2 |
4,5 |
4,8 |
4,8 |
4,6 |
Уровень рождаемости в муниципальном районе в 2008 году вырос по сравнению с 2006 годом на 30,2 процентов (с 10,6 промилле до 13,8 промилле). Общий коэффициент смертности снизился на 4,1 процента (с 14,5 промилле в 2006 году до 13,9 в 2008 году).
Заметным стало снижение убыли населения за счет процессов естественного движения. Коэффициент естественного прироста (убыли) вырос с -3,9 промилле в 2006 году до -0,1 промилле в 2008 году.
Однако, несмотря на положительную динамику развития демографической ситуации в муниципальном районе, в настоящее время остаются вопросы, требующие оперативного решения. Это снижение смертности населения (прежде всего в трудоспособном возрасте) от внешних причин, распространения стандартов здорового образа жизни, укрепление института семьи, формирование эффективных механизмов регулирования рынка труда и развития социальных институтов, обеспечивающих высокий уровень социальной защищенности граждан и условия для выхода граждан из трудной жизненной ситуации с использованием собственных возможностей.
Современный уровень рождаемости по-прежнему не может обеспечить даже простого замещения поколений.
Самый высокий коэффициент общей смертности зафиксирован в муниципальном районе в 2005 году - 15,5 промилле, когда число умерших превышало число родившихся в 1,5 раза. С 2006 года общий коэффициент смертности постепенно снижался и в 2008 году составил 13,9 промилле. Среди причин смертности ведущими остаются болезни органов кровообращения (удельный вес в общей смертности - 59 процентов), несчастные случаи, травмы и отравления (13,4 процентов), онкологические заболевания (13 процентов). В целом структуру причин смертности населения в районе отличает высокий уровень мужской смертности, потерь от несчастных случаев, суицидов.
На динамику смертности населения оказывают влияние старение населения (каждый шестой житель района достиг пенсионного возраста), низкий уровень здоровья населения репродуктивного возраста, ухудшение качества здоровья новорожденных, рост числа социально обусловленных заболеваний (туберкулез, алкоголизм, наркомания, травмы и другие), низкий уровень жизни населения.
Негативные демографические процессы, понижающие человеческие ресурсы общества, сочетаются с прогрессивным ухудшением состояния здоровья наиболее продуктивной его части - женщин и детей. В данной ситуации важен мониторинг состояния здоровья плода с целью своевременного проведения лечебных мероприятий, направленных на уменьшения влияния неблагоприятных факторов течения беременности на плод.
Беременность у 85 процентов женщин протекает на фоне соматической патологии, растет патология, связанная с течением беременности. Состояние здоровья новорожденных детей зависит, в первую очередь, от состояния здоровья матерей. В современных условиях каждый третий ребенок рождается больным, или заболевает в первые дни жизни.
Следствием увеличения влияния на здоровье ребенка экзогенных факторов, является рост показателей заболеваемости детей во все возрастные периоды. Увеличивается распространенность хронической патологии среди детей, высок показатель детской инвалидности. В старшей возрастной группе отмечается рост социально-значимых заболеваний (туберкулез, алкоголизм, наркомания). Непоправимый вред репродуктивному здоровью наносит раннее начало сексуальных отношений.
Важным аспектом в проблеме рождаемости является рождение детей вне зарегистрированного брака. Число таких рождений в общем числе родившихся неуклонно растет.
Кроме того, проблема низкой рождаемости напрямую связана с негативными тенденциями изменения семейно-брачных отношений. Несмотря на наметившуюся тенденцию снижения роста семейного неблагополучия, по-прежнему имеет место такое явление, как социальное сиротство.
Количество разводов по-прежнему превышает количество браков. Общий коэффициент разводимости вырос в 2008 году по сравнению с 2005 годом на 14,3 процентов - с 4,2 промилле до 4,8 промилле, общий коэффициент брачности снизился в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 7,8 процентов - с 5,1 промилле до 4,7 промилле.
Очевидна актуальность проблемы доступности дошкольного образования. Очередность на получение мест в детские сады по состоянию на 1 июня 2009 года составляет 2489 человек (общая очередь), в том числе дети 2006-2008 годов рождения - 1890 человек, 2003-2005 годов рождения - 428 человек.
Проблему дефицита мест в детских садах, кроме открытия новых групп в функционирующих учреждениях, может решить реконструкция и капитальный ремонт детских садов в населенных пунктах Ключи и Ростовка, строительство новых зданий в населенных пунктах Красная Горка, Калинино, Чернолучинский.
В составе населения муниципального района имеются социальные группы, которые нуждаются в повышенном внимании общества: пожилые люди, инвалиды, многодетные семьи, одинокие матери, дети, оставшиеся без попечения родителей, граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию, и другие. Реализация мероприятий по обеспечению данных категорий населения различными формами социальной поддержки является фактором социального развития, способствующим улучшению социального здоровья общества.
Выполнение мероприятий программы обеспечит комплексный подход к решению вопросов, направленных на улучшение демографической ситуации. Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем в долгосрочной перспективе, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.
Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем программно-целевым методом, являются:
- ухудшение социально-экономической ситуации;
- крупные техногенные аварии и экологические катастрофы;
- недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий;
- военные действия, этнические, религиозные и иные конфликты;
- неэффективное управление и взаимодействие исполнителей.
Указанные риски могут привести к увеличению естественной убыли населения района и миграционному оттоку населения за пределы муниципального района, значительному увеличению числа семей, находящихся в социально опасном положении, негативным изменениям на рынке труда, ухудшению здоровья граждан, увеличению числа граждан, ставших инвалидами.
В перспективе эти риски могут снизить эффективность ранее предпринимавшихся действий по улучшению демографической ситуации в муниципальном районе и повлечь увеличение расходов в будущем для достижения современного уровня демографического развития муниципального района.
2. Цели и задачи программы
Цели и задачи программы соответствуют Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 года N 18.
Целью программы является стабилизация численности населения муниципального района и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.
Задачи программы определяются ее целью и заключаются в следующем:
- увеличение продолжительности жизни населения муниципального района, обеспечение охраны здоровья граждан, предупреждение заболеваемости и преждевременной смертности;
- охрана репродуктивного здоровья населения муниципального района, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, снижение детской заболеваемости и смертности;
- обеспечение условий, способствующих укреплению семьи и рождению детей;
- повышение статуса семьи в обществе, пропаганда семейных ценностей, создание привлекательного образа семейной жизни, материнства, отцовства, укрепление семейных традиций.
Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 21 августа 2012 г. N 1546-п в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Сроки реализации программы
Реализация программы будет осуществляться в течение 2010-2015 годов.
Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 29 декабря 2012 г. N 2464-п в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Программой предусматривается реализация комплекса мероприятий, направленных на улучшение социально-демографической ситуации в муниципальном районе.
Реализация мероприятий по увеличению продолжительности жизни населения, обеспечению охраны здоровья граждан, предупреждению заболеваемости и преждевременной смертности направлена на совершенствование амбулаторно-поликлинической, госпитальной и диагностической служб, создание условий и формирование мотивации среди населения муниципального района для ведения здорового образа жизни, социальную реабилитацию граждан пожилого возраста и инвалидов, а также на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников. За период с 2010 по 2015 годы в рамках программы на эти цели предусмотрено 449,62 тыс. рублей.
На реализацию мероприятий программы, направленных на охрану репродуктивного здоровья населения, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, снижение детской заболеваемости и смертности с 2010 по 2015 годы планируется направить 1364,41 тыс. рублей. Это позволит сократить младенческую и материнскую смертность, укрепить репродуктивное здоровье населения, здоровье детей и подростков, развить службы планирования семьи.
Программой также предусматриваются меры, направленные на обеспечение условий, способствующих укреплению семьи и рождению детей, что позволит обеспечить доступность медицинской помощи, диспансеризацию беременных женщин и детей первого года жизни, восстановление и строительство дошкольных учреждений, развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи, профилактику семейного неблагополучия, социальную реабилитацию семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. За период с 2010 по 2015 годы на достижение поставленных задач планируется направить 27225,14 тыс. рублей.
Кроме того, в целях повышения статуса семьи в обществе, пропаганды семейных ценностей, создания привлекательного образа семейной жизни, материнства, отцовства, укрепления семейных традиций в рамках программы планируется направить 1569,43 тыс. рублей.
Реализация комплекса вышеуказанных мероприятий позволит к 2015 году:
- достичь значения общего коэффициента рождаемости в муниципальном районе до 14,8 промилле к 2015 году;
- снизить значение общего коэффициента смертности в муниципальном районе до 13,0 промилле к 2015 году;
- достичь значения коэффициента естественного прироста (убыли) населения в муниципальном районе до 1,8 промилле к 2015 году;
- достичь значения общего коэффициента брачности в муниципальном районе на уровне не менее 5,05 промилле к 2015 году;
- снизить значение общего коэффициента разводимости в муниципальном районе до 3,95 промилле к 2015 году.
Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 29 декабря 2012 г. N 2464-п раздел 5 настоящего приложения изложен в новой редакции
5. Объемы финансирования программы
Реализация мероприятий программы осуществляется за счет средств бюджета муниципального района.
Общий объем финансирования за счет средств бюджета муниципального района составит 30608,6 тыс. рублей, в том числе:
в 2010 году - 865,2 тыс. рублей;
в 2011 году - 1 652,6 тыс. рублей;
в 2012 году - 3 206,78 тыс. рублей;
в 2013 году - 6 447,19 тыс. рублей;
в 2014 году - 7 854,83 тыс. рублей;
в 2015 году - 10 582 тыс. рублей.
Сведения о распределении средств бюджета муниципального района по направлениям приведены в Приложении N 1 к программе.
Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 21 августа 2012 г. N 1546-п в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Прогноз ожидаемых результатов реализации программы
В результате выполнения мероприятий программы ожидаются позитивные изменения значений показателей социально-экономического развития муниципального района, характеризующих социально-демографическую ситуацию и качество жизни населения. Выполнение мероприятий программы позволит обеспечить к 2015 году:
- достижение значения общего коэффициента рождаемости в муниципальном районе до 14,8 промилле;
- снижение значения общего коэффициента смертности в муниципальном районе до 13,0 промилле;
- достижение значения коэффициента естественного прироста (убыли) населения в муниципальном районе до 1,8 промилле;
- достижение значения общего коэффициента брачности в муниципальном районе на уровне не менее 5,05 промилле;
- снижение значения общего коэффициента разводимости в муниципальном районе до 3,95 промилле.
Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 29 декабря 2012 г. N 2464-п в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения
7. Перечень мероприятий программы
8. Система целевых индикаторов с методикой оценки эффективности программы
Для ежегодной оценки эффективности реализации программы используются следующие целевые индикаторы:
1. Общий коэффициент рождаемости в муниципальном районе;
2. Общий коэффициент смертности в муниципальном районе;
3. Коэффициент естественного прироста (убыли) населения в муниципальном районе;
4. Общий коэффициент брачности в муниципальном районе;
5. Общий коэффициент разводимости в муниципальном районе.
Общие коэффициенты рождаемости и смертности рассчитываются как отношение соответственно числа родившихся живыми и числа умерших к средней за период численности населения. Измеряются в промилле.
Коэффициент естественного прироста (убыли) рассчитываются как разность общих коэффициентов рождаемости и смертности.
Источником информации о причинах смерти являются записи в медицинских свидетельствах о смерти, составляемых врачом относительно заболевания, несчастного случая, убийства, самоубийства или другого внешнего воздействия, послуживших причиной смерти.
Общие коэффициенты брачности и разводимости вычисляются как отношение соответственно числа заключенных и расторгнутых браков к средней за период численности населения. Измеряются в промилле.
Значения целевых индикаторов приведены в приложении N 2 к программе.
Оценка эффективности реализации программы будет производиться исполнителем-координатором программы путем сопоставления плановых показателей индикаторов с их фактическими значениями из форм федерального статистического наблюдения.
При выполнении индикатора - 0 баллов;
При увеличении индикаторов (NN 1, 3, 4), снижении индикаторов (NN 2, 5) - плюс 1 балл за каждый 0,1 процента увеличения (снижения).
При снижении индикаторов (NN 1, 3, 4), увеличении индикаторов (NN 2, 5) - минус 1 балл за каждый 0,1 процента снижения (увеличения).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.