Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления города Омска
Направление "Совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления города Омска" определяется следующей системой задач:
- совершенствование системы взаимной зависимости долгосрочного стратегического и бюджетного планирования;
- переход к программной структуре бюджета города Омска.
§1. Совершенствование системы взаимной зависимости долгосрочного стратегического и бюджетного планирования
На момент разработки Программы в качестве документов, определяющих социально-экономическое развитие города Омска на долгосрочный период, являются Программа действий Администрации города Омска по социально-экономическому развитию города Омска на 2010 - 2016 годы, утвержденная постановлением Администрации города Омска от 29 октября 2010 года N 1018-п, прогноз социально-экономического развития города Омска на 2012 год и на период до 2014 года, одобренный постановлением Администрации города Омска от 20 октября 2011 года N 1289-п "О внесении проекта бюджета города Омска на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов в Омский городской Совет".
Данные документы разработаны в целях создания условий для максимально эффективного управления бюджетными средствами, повышения доли расходов бюджета города Омска, осуществляемых программно-целевым методом.
В соответствии с Программой действий Администрации города Омска по социально-экономическому развитию города Омска на 2010 - 2016 годы к 2016 году планируется обеспечить более тесную увязку социально-экономического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей. На данный момент приоритетность реализации стратегических задач развития города определяется с учетом реальных возможностей бюджета города Омска.
Основным инструментом совершенствования системы взаимной зависимости бюджетной политики с задачами по созданию устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения города может стать бюджетная стратегия города Омска, раскрываемая в основных направлениях бюджетной и налоговой политики города Омска, разрабатываемых на очередной финансовый год и плановый период. Так, бюджетная стратегия Администрации города Омска на 2012 - 2014 годы сориентирована на создание условий для устойчивого социально-экономического развития города Омска, повышение качества жизни населения города Омска на основе роста объема и качества услуг социальной сферы, улучшения жилищных условий и повышения качества жилищно-коммунальных услуг, роста предпринимательской активности и развития общественных отношений.
Анализ нормативной базы города Омска показал отсутствие в ней четкой методологической взаимоувязки долгосрочного стратегического и бюджетного планирования. Таким образом, является целесообразным продолжение практики не только разработки, но и нормативного правового закрепления приоритетов бюджетной стратегии на уровне городского округа в рамках основных направлений бюджетной и налоговой политики города Омска, с обеспечением более четкой взаимоувязки источников финансовых ресурсов и путей достижения стратегических целей и решения задач социально-экономического развития города Омска в целом.
Также проведение на регулярной основе инвентаризации целей и задач, утвержденных в составе программных документов социально-экономического развития города Омска на средне- и долгосрочную перспективу, и их отражения в действующих ведомственных и долгосрочных целевых программах, позволит своевременно получать информацию об эффективности вновь разрабатываемых целевых программ, а также соответствии проектов данных программ долгосрочным стратегическим целям и задачам развития города Омска.
Система мероприятий (действий), направленных на решение поставленной задачи, сроки реализации и ответственные исполнители определены в Перечне мероприятий (действий) по основным направлениям реализации Программы в разделе IV настоящей Программы.
§2. Переход к программной структуре бюджета города Омска
До 2008 года в системе нормативного регулирования разработки целевых программ города Омска ключевым документом являлось Положение об общегородских целевых программах, утвержденное Решением Омского городского Совета от 5 июня 2003 года N 54. Положение устанавливало порядок разработки, утверждения и управления реализацией общегородских целевых программ.
В рамках реализации Плана мероприятий по реформированию муниципальных финансов были определены количественные показатели для оценки планов, хода исполнения и конечных результатов реализации функций, достижения целей и решения задач для всех структурных подразделений Администрации города Омска, сформирован и нормативно закреплен инструментарий программно-целевого планирования, в том числе разработаны и утверждены:
- Положение о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ и Положение о порядке оценки эффективности и результативности реализации ведомственных целевых программ (постановление Мэра города Омска от 30 июня 2008 года N 484-п);
- Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ города Омска, их формирования и реализации и Порядок проведения мониторинга эффективности реализации долгосрочных целевых программ города Омска (постановление Мэра города Омска от 24 декабря 2007 года N 959-п).
В соответствии с действующими муниципальными правовыми актами Администрации города Омска департамент городской экономической политики Администрации города Омска и департамент финансов и контроля Администрации города Омска осуществляют методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации долгосрочных целевых программ города Омска и ведомственных целевых программ. Кроме этого, департамент городской экономической политики Администрации города Омска осуществляет методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации структурными подразделениями Администрации города Омска планов мероприятий социально-экономического развития Омска в соответствующих отраслях.
В настоящее время ведомственные и долгосрочные целевые программы отражаются в составе расходов бюджета города Омска в соответствии с действующим Бюджетным кодексом Российской Федерации и правилами применения бюджетной классификации в бюджетном процессе. Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ города Омска и ведомственных целевых программ развития утверждается Решением Омского городского Совета о бюджете города Омска на очередной финансовый год и плановый период в виде отдельных приложений. Объем расходов бюджета города Омска, осуществляемых в рамках целевых программ, включая ведомственные целевые программы функционирования, федеральные и областные целевые программы, постоянно увеличивается. Так, в 2011 году такие расходы составили 92,8 процента всех расходов бюджета города Омска (таблица 1).
Таблица 1
Динамика доли расходов бюджета города Омска, формируемых с использованием программно-целевого метода, за период 2008 - 2011 годов
Показатели |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Объем бюджетных ассигнований, направленных на финансирование целевых программ, млн. рублей |
2011,1 |
11929,5 |
12166,6 |
14309,4 |
Расходы бюджета города Омска, млн. рублей |
13866,7 |
14373,7 |
13546,9 |
15415,2 |
Доля программно-целевых расходов бюджета города Омска, процент |
14,5 |
83,0 |
89,8 |
92,8 |
В соответствии с Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р, начиная с 2013 года бюджет Российской Федерации будет формироваться по программно-целевому принципу. Основным инструментом реализации этого принципа станет "государственная программа". Высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендована разработка и реализация аналогичных государственных и муниципальных программ.
В целях совершенствования использования программно-целевых инструментов, а также усиления взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования необходимо интегрировать все инструменты бюджетной политики в единую систему муниципальных программ города Омска, сформировать и утвердить порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ.
Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности структурных подразделений Администрации города Омска и необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам требуют, в свою очередь, изменения порядка составления и утверждения бюджета города Омска и, соответственно, корректировки бюджетной классификации.
Начиная с 2011 года, осуществлен ряд изменений в порядок отнесения отдельных расходов на разделы и подразделы классификации расходов бюджетов, позволяющих повысить прозрачность бюджетов и облегчить в дальнейшем увязку между программным и функциональным разрезом расходов. Таким образом, на уровне Российской Федерации продолжает реализовываться подход к целевой привязке расходов, группировке финансовых ресурсов по целям, а следовательно, обеспечивается повышение эффективности расходов бюджета.
Полноценный переход к программной структуре бюджета будет возможен в случае принятия новой бюджетной классификации на федеральном уровне. По мере изменения норм федерального бюджетного законодательства в городе Омске будут реализованы мероприятия по корректировке подходов к установлению перечней целевых статей и видов расходов.
В рамках реализации Программы при условии принятия соответствующих федеральных нормативных правовых актов, внесения изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, будут сформированы все необходимые условия и нормативная правовая база для обеспечения перехода к программному бюджету, основой которого станет формирование и утверждение муниципальных программ города Омска.
Таким образом, на момент разработки Программы выявлены следующие проблемные аспекты, определяющие необходимость совершенствования программно-целевых принципов организации деятельности Администрации города Омска:
- отсутствие четкой методологической взаимоувязки долгосрочных целевых программ города Омска и ведомственных целевых программ (в качестве нового инструмента в процессе планирования необходимо рассматривать муниципальные программы);
- отсутствие обязательного условия сопоставления целевых показателей эффективности программы с планом социально-экономического развития в целом.
Система мероприятий (действий), направленных на решение поставленной задачи, сроки реализации и ответственные исполнители определены в перечне мероприятий (действий) по основным направлениям реализации Программы в разделе IV настоящей Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.