Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжением Правительства Омской области от 14 июня 2017 г. N 81-рп настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к распоряжению
Правительства Омской области
от 10 апреля 2013 года N 46-рп
План
мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Омской области (2013 - 2018 годы)"
23 июля 2014 г., 26 мая 2015 г., 2 марта 2016 г., 14 июня 2017 г.
I. Общее описание
1. План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Омской области (2013 - 2018 годы)" разработан в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93, и является документом, отражающим направления стратегического развития сферы социального обслуживания населения Омской области на период с 2013 по 2018 год.
Основная цель реализации плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Омской области (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") - обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставления населению Омской области услуг в сфере социального обслуживания.
Для полного удовлетворения потребностей населения Омской области в государственных услугах в сфере социального обслуживания, отвечающих современным требованиям, необходимы модернизация и развитие сферы социального обслуживания, ее адаптация к изменяющимся правовым и социально-экономическим условиям, а также решение кадровых вопросов отрасли.
В целях сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников необходимо проведение комплекса мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты их труда. В части повышения заработной платы отдельных категорий работников требует решения вопрос о наличии средств для обеспечения пропорционального роста заработной платы иных категорий работников.
Развитие сферы социального обслуживания населения Омской области проходит на основе обновленной законодательной базы, состоящей из федерального и областного законодательства.
Система органов социальной защиты населения Омской области, реализующих функции и полномочия по организации социального обслуживания граждан, на 1 января 2017 года включает в себя 15 организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание (далее - стационарные учреждения социального обслуживания), с общей коечной мощностью 5 029 койко-мест, из них:
- 9 стационарных учреждений психоневрологического типа (2 967 койко-мест);
- геронтологический центр (710 койко-мест);
- 3 дома-интерната для престарелых и инвалидов (929 койко-мест);
- детский дом-интернат для умственно отсталых детей (250 койко-мест);
- отделение стационарного социального обслуживания бюджетного учреждения Омской области (далее - БУ) "Комплексный центр социального обслуживания населения Исилькульского района" (173 койко-места).
Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому в Омской области осуществляют 38 комплексных центров социального обслуживания населения (далее - КЦСОН), которые расположены во всех муниципальных районах Омской области и административных округах города Омска.
Социальное обслуживание несовершеннолетних осуществляют 8 казенных учреждений Омской области - социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей), центр социальной адаптации несовершеннолетних и реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Социальное обслуживание дезадаптированных граждан (граждан без определенного места жительства и граждан, освобожденных из мест лишения свободы) осуществляет БУ "Центр социальной адаптации".
В реестр поставщиков социальных услуг Омской области по состоянию на 1 января 2017 года включены 15 негосударственных организаций социального обслуживания, в том числе 6 индивидуальных предпринимателей, 2 общества с ограниченной ответственностью, 7 социально ориентированных некоммерческих организаций.
В регионе с начала реализации "дорожной карты" проводится работа по улучшению материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения Омской области (далее - учреждения).
За счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и средств бюджета Омской области ежегодно проводятся работы по строительству (реконструкции), капитальному и текущему ремонту зданий и помещений учреждений.
За период с 2013 по 2016 год проведены ремонтные работы в 29 учреждениях на общую сумму 314,8 млн. руб., из них привлеченные средства Пенсионного фонда Российской Федерации составили 158,3 млн. руб., в том числе в 2013 году в 6 учреждениях, в 2014 году - в 3, в 2015 году - в 11.
В 2016 году мероприятия по укреплению материально-технической базы реализованы в 8 учреждениях:
- автономном стационарном учреждении социального обслуживания Омской области (далее - АСУСО) "Екатерининский психоневрологический интернат им. В.П. Ярушкина" на сумму 3 млн. руб. (демонтажные и монтажные работы половых перекрытий 1 этажа);
- бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания Омской области (далее - БСУСО) "Пушкинский психоневрологический интернат" на сумму 3 млн. руб. (общестроительные работы в жилых помещениях, капитальный ремонт систем отопления, вентиляции, электроосвещения);
- АСУСО "Драгунский психоневрологический интернат" на сумму 2 млн. руб. (общестроительные работы в жилых помещениях, капитальный ремонт систем отопления, вентиляции, водопровода, электроосвещения);
- БСУСО "Большекулачинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов" на сумму 1 млн. руб. (общестроительные работы в жилых комнатах и санитарных узлах);
- БСУСО "Марьяновский психоневрологический интернат" на сумму 1 млн. руб. (капитальный ремонт системы отопления в жилых помещениях);
- БУ "КЦСОН Полтавского района" на сумму 0,3 млн. руб. (общестроительные работы в нежилых помещениях, замена дверей, отделка стен);
- БУ "КЦСОН Шербакульского района" на сумму 0,5 млн. руб. (общестроительные работы в нежилых помещениях);
- БУ "КЦСОН Одесского района" на сумму 0,5 млн. руб. (общестроительные работы в нежилых помещениях, замена окон, капитальный ремонт систем электроосвещения и электроснабжения).
В целях решения проблемы очереди в стационарные учреждения социального обслуживания в 2014 году введены в эксплуатацию:
- спальный корпус с медицинской частью в БСУСО "Большекулачинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 25 мест общей стоимостью 34,8 млн. руб.;
- спальный корпус на 150 мест в БСУСО "Атакский психоневрологический интернат" общей стоимостью 210,2 млн. руб.;
- жилой корпус на 100 мест с приемно-карантинным отделением, изолятором и лечебным комплексом в АСУСО "Драгунский психоневрологический интернат" общей стоимостью 136,4 млн. руб.
В 2015 году введена в эксплуатацию столовая на 100 посадочных мест в БСУСО "Атакский психоневрологический интернат" общей стоимостью 21,1 млн. руб.
Также в 2015 году введено в эксплуатацию стационарное отделение на 173 места в БУ "КЦСОН Исилькульского района" общей стоимостью 376 млн. руб.
На 1 января 2017 года на рынке социальных услуг Омской области функционируют 8 частных пансионатов для престарелых и инвалидов, организованных 4 индивидуальными предпринимателями, общей мощностью 360 мест, в которых проживают 210 человек, признанных нуждающимися в стационарном социальном обслуживании.
На долю частных пансионатов приходится 11 процентов от числа граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания (дом-интернат для престарелых и инвалидов, специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, геронтологический центр).
Последовательное внедрение стационарозамещающих технологий (предоставление на дому услуг сиделки тяжелобольным гражданам пожилого возраста, нуждающимся в постоянном постороннем уходе (далее - услуга сиделки); предоставление ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за гражданами пожилого возраста, инвалидами I, II группы и совершеннолетними недееспособными гражданами (далее - приемная семья)) позволило значительно увеличить охват граждан новыми формами социальной помощи с 1 197 человек в 2013 году до 1 608 человек в 2016 году (в 2014 году - 1 608 человек, в 2015 году - 1 793 человека).
Важнейшей технологией, активно развиваемой в Омской области, является предоставление услуг сиделки. Численность граждан, получивших в 2016 году указанные услуги, составила 1 331 человек (в 2015 году - 1 528 человек, в 2014 году - 1 380 человек, в 2013 году - 1 092 человека).
Использование данной технологии позволяет ежегодно не направлять в стационар более тысячи граждан, являющихся потенциальными получателями социальных услуг стационарных учреждений социального обслуживания.
Для одиноких или одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов I и II группы и совершеннолетних недееспособных граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе (далее - подопечные), создаются приемные семьи.
Гражданам, осуществляющим уход за такими подопечными, установлена ежемесячная выплата:
- в размере 12 774 руб. - лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы;
- в размере 9 580 руб. - лицам, осуществляющим уход за гражданами пожилого возраста, инвалидами II группы.
Ежемесячная выплата предоставляется при осуществлении ухода за подопечным, признанным нуждающимся в предоставлении стационарного социального обслуживания или проживавшим в стационарном учреждении социального обслуживания. Условием предоставления выплаты является добровольный отказ подопечного от стационарного социального обслуживания.
В 2016 году в регионе действовало 277 приемных семей (в 2015 году - 265 приемных семей, в 2014 году - 228 приемных семей, в 2013 году - 105 приемных семей).
Для сохранения возможности пребывания граждан с психическими расстройствами в привычной социальной среде внедрен механизм опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами на возмездных условиях (далее - возмездная опека). Возмездная опека предусматривает предоставление опекуну ежемесячного вознаграждения в размере 6 387 руб. за содержание в семье совершеннолетних недееспособных граждан, являющихся потенциальными получателями услуг стационарных учреждений социального обслуживания, опекуны которых, ухаживая за ними, не могут позволить себе трудоустройство. Право на предоставление данной меры поддержки имеют опекуны в возрасте до 65 лет, которые не состоят в трудовых отношениях и не являются инвалидами.
В 2016 году под возмездной опекой находились 1 059 совершеннолетних недееспособных граждан (в 2015 году - 950 человек, в 2014 году - 485 человек).
В результате планомерной работы по оптимизации сети стационарных учреждений социального обслуживания, созданию новых мест посредством строительства жилых корпусов, развитию стационарозамещающих форм социального обслуживания в 2015 году удалось полностью ликвидировать очередь в стационарные учреждения социального обслуживания, которая на 1 января 2013 года составляла 633 человека, на 1 января 2014 года - 695 человек, на 1 января 2015 года - 258 человек.
По состоянию на 1 января 2017 года в стационарных учреждениях социального обслуживания имеется более 200 свободных мест для удовлетворения потребности в этой форме социального обслуживания.
В целях своевременного оказания социально-медицинских услуг, расширения спектра профилактических и оздоровительных мероприятий, увеличения продолжительности жизни получателей социальных услуг развивается медицинская составляющая деятельности стационарных учреждений социального обслуживания.
Во всех стационарных учреждениях социального обслуживания действуют физиотерапевтические и стоматологические кабинеты.
В структуре АСУСО "Нежинский геронтологический центр" действует организационно-методическое отделение, которое в своей работе делает акцент на применении современных, научно обоснованных и практикоориентированных форм методической работы, направленных на повышение качества социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста.
Данным учреждением совместно с кафедрой внутренних болезней и поликлинической терапии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее соответственно - кафедра, ОмГМУ) в рамках реализации соглашения, заключенного между учреждением и ОмГМУ, осуществляются мероприятия, направленные на повышение качества социально-медицинского обслуживания граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.
В рамках соглашения разработаны методические материалы по актуальным вопросам гериатрии "Холтеровское мониторирование в диагностике аритмий у лиц преклонного возраста", "Медикаментозное лечение аритмий", "Предотвращение суицида у пожилого человека", "Здоровое питание" и др., которые распространены среди стационарных учреждений социального обслуживания.
За 2014 - 2016 годы АСУСО "Нежинский геронтологический центр" совместно с кафедрой проведены 3 научно-практические конференции, на которых рассматривались вопросы: гериатрии и клинической геронтологии; амбулаторно-поликлинической помощи лицам пожилого и старческого возраста; социальной работы с лицами пожилого и старческого возраста; психосоматических нарушений у лиц пожилого и старческого возраста, долгожителей; особенностей течения, диагностики и лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы и заболеваний системы органов дыхания у людей пожилого возраста.
Разработаны программы поэтапной реабилитации больных при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, реализуемые полипрофессиональными бригадами (в их составе врач-терапевт, психолог, специалист по социальной работе, медсестра по массажу, инструктор лечебной физкультуры, а также узкие специалисты в зависимости от направления программы), составленные индивидуально для каждого проживающего, что позволяет добиться положительных результатов в восстановительном лечении больных.
АСУСО "Нежинский геронтологический центр" много лет активно сотрудничает с бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Госпиталь для ветеранов войн". Занимаясь в течение долгого времени проблемами геронтологии и гериатрии, оба учреждения накопили богатый опыт раннего выявления, терапии и профилактики заболеваний пациентов пожилого возраста, которым они делятся на областных научно-практических конференциях с участием сотрудников кафедры. Они совместно издают методические пособия, практические рекомендации, такие как "Клинические проблемы гериатрии", "Дисциркуляторная энцефалопатия у лиц пожилого и старческого возраста, особенности патофизиологии и медикаментозного лечения", "Особенности физиотерапии у больных пожилого возраста".
Ежеквартально в АСУСО "Нежинский геронтологический центр" проводятся сестринские конференции, на которых рассматриваются различные теоретические и практические вопросы геронтологии и гериатрии, мастер-классы по уходу за маломобильными гражданами пожилого возраста (применение технических средств реабилитации и средств гигиены, профилактика пролежней, кормление малобильных пожилых граждан).
В целях реабилитации и социализации детей-инвалидов, а также оказания необходимой помощи их родителям в структуре КЦСОН работают отделения социальной реабилитации инвалидов (далее - ОСРИ).
В КЦСОН созданы комнаты для социально-бытовой адаптации и проведения социально-средовой реабилитации инвалидов, школы реабилитации и ухода для членов семей инвалидов, службы ранней помощи.
Для поддержки семей с детьми-инвалидами в ОСРИ организованы службы ранней помощи (далее - СРП). В состав СРП входят специалисты по социальной работе, специалисты по реабилитации инвалидов, а также психологи ОСРИ. СРП работают с семьями, в которых воспитываются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Цель деятельности СРП - организация социально-психологической, социально-педагогической и социально-бытовой поддержки таких семей.
Основными задачами СРП являются:
- комплексная оценка развития ребенка (познавательной, эмоциональной, двигательной, речевой области, области самообслуживания);
- выявление проблем детей на ранних этапах развития;
- повышение родительской компетентности по вопросам развития, воспитания и обучения детей раннего возраста;
- оказание комплексной помощи семьям с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ при организации межведомственного взаимодействия учреждений с образовательными организациями и организациями здравоохранения.
СРП проводится работа по выявлению детей раннего возраста, в том числе в рамках информационного обмена с учреждениями здравоохранения. В 2016 году в Омской области более 300 семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, получили социальные услуги в СРП.
Также в КЦСОН работают "школы для родителей", направленные на обучение основным навыкам ухода за особыми детьми и эффективным приемам взаимодействия с ними, гармонизацию детско-родительских, супружеских и семейных отношений.
В БСУСО "Кировский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" (далее - КДДИ) организована планомерная работа по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей".
Общее количество несовершеннолетних воспитанников, проживающих в КДДИ, на 1 января 2017 года составляет 198 человек (на 1 января 2014 года - 262 человека, на 1 января 2015 года - 237 человек, на 1 января 2016 года - 212 человек).
Вместе с тем растет доля воспитанников КДДИ, нуждающихся в постоянном постороннем уходе и получающих социальные услуги в отделении милосердия (с 52,3 процента в 2013 году до 56,6 процента в 2016 году).
В результате работы, проводимой с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, численность воспитанников, находящихся в КДДИ по заявлению родителей, снизилась с 75 человек в 2013 году до 63 человек в 2016 году.
Распоряжением Правительства Омской области от 24 декабря 2014 года N 188-рп "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Реструктуризация и реформирование организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Омской области" утвержден План мероприятий ("дорожная карта") "Реструктуризация и реформирование организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Омской области", ответственным исполнителем которого в том числе является КДДИ.
В 2016 году завершено обучение 20 воспитателей КДДИ по программе профессиональной подготовки "Специальная педагогика" и 5 воспитателей данного учреждения по программе "Олигофренопедагогика" в бюджетном образовательном учреждении Омской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Омской области".
На всех детей, проживающих в КДДИ, разработаны индивидуальные планы развития и жизнеустройства. Все дети обучаются непосредственно в КДДИ. Численность педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельности составляет 37 человек, в том числе 32 воспитателя, 3 учителя-дефектолога, 1 учитель-логопед и 1 инструктор по труду.
Обучение детей ведется по таким направлениям, как формирование навыков самообслуживания, бытовая ориентация, элементы нравственного воспитания, основы эстетического воспитания. Расписание занятий в КДДИ составлено с учетом режима дня воспитанников и их психофизических возможностей.
Одним из направлений коррекционно-воспитательного процесса является социально-трудовая реабилитация детей. В лечебно-трудовых мастерских занимаются 60 воспитанников. Деятельность данных мастерских организована по пяти направлениям (швейное дело, вязание, парикмахерское дело, растениеводство, оформительское дело, а также прикладное и изобразительное искусство).
В КДДИ также разработаны положения об отделениях временного и дневного пребывания детей с ОВЗ. В целях создания условий для посещения детей с ОВЗ лицами, желающими усыновить (удочерить), организовать опеку, а также для общения детей с кровными родственниками оборудована специальная комната.
В 2016 году в результате проведенной работы из 6 отчисленных несовершеннолетних воспитанников вернулись в семью 4 человека, оформлен в приемную семью 1 ребенок, усыновлен 1 ребенок.
Следует отметить, что учреждениями предоставляется 54 наименований социальных услуг в соответствии с Порядком предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2014 года N 361-п (далее - Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг).
В таблице N 1 приведена динамика численности получателей социальных услуг и количества предоставленных социальных услуг.
Таблица N 1
Динамика численности получателей социальных услуг (далее - получатели) и количества предоставленных социальных услуг
N |
Форма социального обслуживания |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
||||||
Количество получателей |
Количество оказанных услуг |
Количество получателей |
Количество оказанных услуг |
Количество получателей |
Количество оказанных услуг |
Количество получателей |
Количество оказанных услуг |
Количество получателей |
Количество оказанных услуг |
Количество получателей |
Количество оказанных услуг |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 |
В стационарной форме социального обслуживания |
7456 |
25 685 920 |
7460 |
25 699 700 |
7619 |
26 247 455 |
7 962 |
27 429 090 |
8000 |
27 600 000 |
8 100 |
28 026 000 |
2 |
В полустационарной форме социального обслуживания |
81 699 |
1 225 485 |
88 652 |
1 329 786 |
65 093(1) |
976 395(1) |
87 878 |
1 318 170 |
88 000 |
1 320 000 |
88 000 |
1 320 000 |
3 |
В форме социального обслуживания на дому |
32 767 |
7 438 109 |
33 142 |
7 523 234 |
31 740(2) |
7 204 980(2) |
29 000(2) |
6 930 537(2) |
26 500(2) |
7 110 000(2) |
26 500 |
7 410 000 |
4 |
Срочные социальные услуги |
102 971 |
205 942 |
106 971 |
213 942 |
96 414(3) |
241 035(4) |
122 139 |
305 348 |
110 000(4) |
330 000 |
110 000 |
330 000 |
5 |
Всего |
224 893 |
34 555 456 |
236 225 |
34 766 662 |
200 866 |
34 669 865 |
246 979 |
35 983 145 |
232500 |
36 360 000 |
232 600 |
37 086 000 |
(1) Снижение численности получателей социальных услуг и, соответственно, количества оказанных услуг в полустационарной форме социального обслуживания в 2015 году вызвано введением платы за предоставление социальных услуг с 1 января 2015 года для взрослых инвалидов, впервые признанных нуждающимися в социальном обслуживании, а также затрудненностью сбора документов для признания нуждающимися в социальном обслуживании родителей детей из семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, по причине их асоциального образа жизни.
(2) Снижение численности получателей социальных услуг и, соответственно, количества оказанных услуг в форме социального обслуживания на дому в 2015 - 2016 годах, а также прогнозируемое снижение в 2017 году вызваны развитием стационарозамещающих технологий (услуги сиделки и приемные семьи), естественной убылью данной категории получателей социальных услуг, а также ужесточением контроля за соблюдением критериев нуждаемости при признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании.
(3) Снижение численности получателей срочных социальных услуг вызвано совершенствованием порядка учета получателей социальных услуг (до 1 января 2015 года получатель срочных социальных услуг мог учитываться несколько раз при оказании социальных услуг в различных формах социального обслуживания).
(4) Снижение количества оказанных срочных социальных услуг вызвано уменьшением численности получателей срочных социальных услуг, а также прогнозируемое снижение численности получателей срочных социальных услуг в 2017 и 2018 годах связано с ужесточением контроля за предоставлением срочных социальных услуг по результатам проведенных в подведомственных учреждениях социального обслуживания контрольных мероприятий.
В целях активизации образа жизни пожилых людей для проявления и максимального использования их умений и навыков направлена деятельность социальных клубов. С учетом потребностей пожилых людей в КЦСОН сформированы следующие направления деятельности социальных клубов: здоровый образ жизни, активное долголетие, прикладное творчество, социальный туризм, изучение истории края, игра на музыкальных инструментах и др.
В 2016 году в КЦСОН действовали 608 социальных клубов, в работе которых приняли участие 22 020 человек.
С целью социальной адаптации граждан пожилого возраста к современной информационной среде во всех КЦСОН функционируют компьютерные классы, в которых ежегодно проходят обучение более 600 человек. Полученные знания и умение ориентироваться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) пожилые люди демонстрируют на чемпионате по компьютерной грамотности среди граждан пожилого возраста, который проводится ежегодно.
В рамках реализации постановления Правительства Омской области от 8 июня 2016 года N 159-п "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 456 в 2016 году", а также соглашения о взаимодействии Министерства труда и социального развития Омской области (далее - Министерство) и Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области в 2016 году было организовано бесплатное обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров. В 2016 году на базе трех образовательных организаций, расположенных на территории Омской области, прошли обучение 534 человека (в 2015 году - 984 человека).
С целью обучения родственников или других граждан, осуществляющих уход на дому за гражданами пожилого возраста, нуждающимися в постоянном постороннем уходе, в КЦСОН работают школы по уходу за пожилыми людьми. Обучение в таких школах направлено на высвобождение времени родственников за счет оптимизации процесса ухода, на снижение потребности тяжелобольных и инвалидов в услугах стационарных учреждений социального обслуживания.
В 2016 году 820 граждан пожилого возраста, 340 родственников, осуществляющих уход за гражданами пожилого возраста, 396 сотрудников КЦСОН получили необходимые навыки по уходу.
На базе КЦСОН для граждан пожилого возраста организованы циклы лекционных и практических занятий по темам: "Взаимоотношения в семье", "Формирование нового образа "Я", "Третий возраст - золотой", "Психотехнологии оказания психологической помощи гражданам пожилого возраста", "Портал здоровья". К лекционным занятиям привлекаются специалисты БУ "Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения", ОмГМУ, бюджетного учреждения культуры Омской области "Омский музей просвещения". В 2016 году лекционные занятия посетили 725 человек.
Для повышения общей грамотности пожилых людей в вопросах влияния на организм факторов внешней среды, окружающих факторов риска или угрозы жизни, качества жизни и безопасной жизнедеятельности КЦСОН проводились занятия по курсу "Безопасная жизнедеятельность". В рамках данных занятий были организованы "круглые столы" по следующим темам: "Осторожно мошенники!", "Ваш дом - ваша крепость", "Пожарная безопасность", "Осторожно - газ".
В КЦСОН организована работа "телефона доверия" для предоставления консультативных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.
Важным направлением деятельности негосударственных поставщиков социальных услуг является развитие центров социальной адаптации для дезадаптированных граждан.
Государственная система социального обслуживания имеет возможность одномоментно организовать социальное обслуживание с обеспечением проживания для 178 человек, относящихся к этой категории, на базе БУ "Центр социальной адаптации".
На 1 января 2016 года в Омской области с дезадаптированными гражданами работают 7 негосударственных организаций, включенных в реестр поставщиков социальных услуг. На базе данных организаций организовано 15 центров социальной адаптации общей мощностью 260 мест. Шесть из этих организаций являются некоммерческими социально ориентированными организациями, одна - коммерческой организацией.
Одной из форм общественного контроля за деятельностью поставщиков социальных услуг является независимая оценка качества оказания услуг учреждениями.
15 сентября 2014 года приказом Министерства N 153-п из числа членов региональных общественных организаций образован Общественный совет при Министерстве (далее - Общественный совет), к числу полномочий которого относится осуществление независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и негосударственными организациями социального обслуживания, которые оказывают государственные социальные услуги (далее - независимая оценка).
Министром труда и социального развития Омской области 29 марта 2016 года утвержден План по организации проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере социального обслуживания, на 2016 - 2018 годы по обеспечению 100-процентного охвата организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания на 2017 год.
Независимая оценка в сфере социального обслуживания:
- в 2014 году проведена членами Общественного совета совместно с добровольцами из числа членов областных общественных организаций инвалидов, пенсионеров, волонтерских организаций высших учебных заведений г. Омска в отношении 38 КЦСОН;
- в 2015 году проведена в рамках выполнения государственного контракта, заключенного Министерством с ООО "Группа компаний "Интер-Стратегия", в отношении 15 учреждений (геронтологический центр, детский дом-интернат для умственно отсталых детей, специализированный дом-интернат для престарелых и инвалидов, 2 дома-интернаты для престарелых и инвалидов, 10 психоневрологических интернатов);
- в 2016 году проведена Ассоциацией содействия развитию ремесел и поддержки семьи "Ресурсный центр семьи" в отношении 12 учреждений (8 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, центр социальной адаптации, центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей), центр социальной адаптации для несовершеннолетних).
По результатам проведения независимой оценки учреждениями разработаны и утверждены планы по улучшению качества оказания социальных услуг (далее - планы работы).
План по организации проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере социального обслуживания, на 2016 - 2018 годы, информация о результатах независимой оценки, в том числе планы работы, размещены в сети "Интернет" на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях (bus.gov.ru) и на сайтах Министерства, в разделе "Независимая оценка качества работы организаций социального обслуживания".
В целях обеспечения контроля выполнения планов работы при Общественном совете создана рабочая группа по организации проведения независимой оценки учреждений, которая осуществляет выездные проверки в учреждения, набравшие наименьшее количество баллов по итогам независимой оценки. В 2016 году осуществлено 5 выездных проверок (2 КЦСОН, 2 психоневрологических интерната, специализированный дом-интернат для престарелых и инвалидов).
В рамках реализации "дорожной карты" в 2014 году проведен анализ затрат рабочего времени, в результате чего с 1 июля 2014 года для социальных работников увеличены нормативы социального обслуживания на дому (до 10 получателей социальных услуг, проживающих в жилых помещениях с центральным отоплением и (или) водоснабжением, до 8 получателей социальных услуг, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения).
По итогам реализации комплекса мер по оптимизации структуры и штатной численности учреждений, в том числе в результате увеличения нормативов социального обслуживания на дому, оптимизирована штатная численность, в результате которой высвобождено 1 947,7 шт. ед., в том числе в 2014 году - 865,0 шт. ед., в 2015 году - 892,7 шт. ед., в 2016 году - 190,0 шт. ед. Потребность в бюджетных ассигнованиях, необходимых для оплаты труда работников учреждений, сократилась за счет проведения мероприятий по оптимизации штатной численности в 2014 году на 44,2 млн. руб., в 2015 году - на 87,7 млн. руб., в 2016 году - на 42,2 млн. руб.
В 2016 году проведена реорганизация БСУСО "Пушкинский психоневрологический интернат" и БСУСО "Андреевский психоневрологический интернат" в форме присоединения БСУСО "Андреевский психоневрологический интернат" к БСУСО "Пушкинский психоневрологический интернат", по итогам которой сокращены 8,5 шт. ед. административного персонала. Ежегодный экономический эффект реорганизации составит 2,3 млн. руб. без ухудшения качества социального обслуживания в БСУСО "Пушкинский психоневрологический интернат".
В таблице N 2 приведена количественная и качественная характеристика социальных работников учреждений.
Таблица N 2
Количественная и качественная характеристика социальных работников учреждений
N |
Годы |
Среднесписочная численность |
Вакансии на 1 января отчетного года |
Количество уволенных за отчетный год |
Текучесть (в %) |
Пол |
Средний возраст |
Образование |
||||
Всего |
в том числе в сельской местности |
Муж. |
Жен. |
Среднее общее |
Среднее профессиональное |
Высшее |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
2013 |
4 742 |
3 111 |
130,75 |
933 |
7,0 |
123 |
4 661 |
39 |
1 483 |
3 049 |
252 |
2 |
2014 |
4 028(1) |
2 979 |
94,50 |
904 |
6,4 |
89 |
3 939 |
42 |
1 244 |
2 563 |
221 |
3 |
2015 |
3 611(2) |
2 151 |
106,08 |
711 |
5,0 |
86 |
3 563 |
42 |
1 087 |
2 343 |
219 |
4 |
2016 |
3 300 |
2 105 |
193,52 |
732 |
16,0 |
63 |
3 251 |
43 |
987 |
2 117 |
210 |
5 |
2017 |
2 800(3) |
1 800 |
100,00 |
500 |
5,0 |
50 |
2 750 |
40 |
900 |
1 700 |
200 |
6 |
2018 |
2 800 |
1 800 |
50,00 |
500 |
5,0 |
50 |
2 750 |
40 |
800 |
1 850 |
150 |
(1) Снижение численности социальных работников в 2014 году вызвано увеличением нормативов социального обслуживания на дому с 1 июля 2014 года (с 9 до 10 получателей социальных услуг, проживающих в жилых помещениях с центральным отоплением и (или) водоснабжением, и с 6 до 8 получателей социальных услуг, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения).
(2) Снижение численности социальных работников в 2015 - 2016 годах вызвано снижением численности получателей социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в результате естественной убыли, а также ужесточения контроля за соблюдением критериев нуждаемости при признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании.
(3) Планируемое снижение численности социальных работников в 2017 году связано с переводом социальных работников, оказывающих гражданам дополнительные социальные и платные услуги, не входящие в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Омской области, утвержденный Законом Омской области от 4 июля 2008 года N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", в том числе услуги сиделки, в иные категории работников учреждений.
По-прежнему сохраняется дефицит дипломированных специалистов в учреждениях по следующим профессиям:
1) в КЦСОН - специалист по социальной работе (34,65 шт. ед.), психолог (34,1 шт. ед.), медицинская сестра (33,95 шт. ед.), специалист по работе с семьей (23,25 шт. ед.);
2) в учреждениях, предоставляющих услуги семьям с детьми, - специалист по реабилитационной работе (23,76 шт. ед.), психолог (9 шт. ед.), специалист по социальной работе (6,5 шт. ед.);
3) в стационарных учреждениях социального обслуживания - врач (19,25 шт. ед.), медицинская сестра (70,95 шт. ед.), санитарка палатная (31,7 шт. ед.), специалист по социальной работе (11 шт. ед.).
Причинами имеющихся вакансий по вышеуказанным должностям являются отсутствие заинтересованности молодых специалистов в работе в учреждениях, расположенных в районах Омской области, невысокая заработная плата работников учреждений, сложные и напряженные условия труда.
Указанные проблемы влияют на сохранение в сфере социального обслуживания естественного показателя текучести кадров, который является одним из важнейших показателей, отражающих стабильность персонала (показатель естественной текучести кадров составляет 3 - 6 процентов).
В 2015 году текучесть кадров в сфере социального обслуживания в среднем составляла 24 процента, в 2016 году - 10 процентов.
На 1 января 2017 года в сфере социального обслуживания работают 10 823 человека, из них 7 404 руководителя и специалиста, которые обязаны повышать квалификацию не реже чем один раз в пять лет. Так, в 2014 году обучение по программам повышения квалификации прошли 2 713 руководителей и специалистов учреждений; по программам профессиональной переподготовки - 37 специалистов. Участие в семинарах приняли 3 786 человек. Доля обученных по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в рамках "дорожной карты" в числе работников учреждений составила 31 процент.
Общее число руководителей и специалистов учреждений, прошедших в 2015 году обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, составило 3 365 человек (на 14,4 процента больше аналогичного показателя 2014 года).
Таким образом, доля специалистов, прошедших обучение в рамках "дорожной карты", в числе работников учреждений составила 36,1 процента (что превышает плановый показатель на 6,1 процента).
Министерством проводится работа по постепенному переходу, внедрению и применению профессиональных стандартов в сфере социального обслуживания. 5 сентября 2016 года распоряжением Министерства утвержден План мероприятий по применению и внедрению профессиональных стандартов на 2016 - 2019 годы (далее - План), предусматривающий внесение изменений в локальные нормативные акты, касающиеся применения профессиональных стандартов, разработку типовых должностных инструкций, методическое сопровождение, контроль за реализацией мероприятий по исполнению Плана в учреждениях, мониторинг соответствия работников учреждений требованиям, установленным в профессиональных стандартах.
Министерством регулярно проводится анализ соответствия руководителей и специалистов учреждений квалификационным требованиям, установленным в профессиональных стандартах.
В учреждениях подлежат применению 7 отраслевых профессиональных стандартов и 23 профессиональных стандарта сквозных видов профессиональной деятельности (широко применяемые, используемые в нескольких (всех) видах экономической деятельности), утвержденных приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд РФ).
В течение 2016 года значительно увеличилось количество работников сферы социального обслуживания, получивших дополнительное профессиональное образование.
В 2016 году в рамках требований профессиональных стандартов, а также в целях выполнения "дорожной карты" получили дипломы о профессиональной переподготовке по различным направлениям, в том числе "Государственное и муниципальное управление" и "Социальная работа", 330 работников учреждений, повышение квалификации и обучение по дополнительным программам подготовки в соответствии с требованиями профессиональных стандартов прошли 708 человек.
Вместе с тем сохраняется потребность в обучении работников учреждений в целях приведения квалификации в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
В 2015 году объем расходов на обеспечение деятельности учреждений за счет средств бюджета Омской области составил 2 819,3 млн. руб., в 2016 году - 2 538,9 млн. руб., которые были направлены на заработную плату работников учреждений и начисления на нее, оплату текущих коммунальных услуг, приобретение медикаментов и продуктов питания, уплату налогов.
В таблице N 3 приведены расходы на социальное обслуживание граждан в Омской области.
Учреждениями в 2015 году получены доходы от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности в объеме 526,5 млн. руб., в 2016 году - 622,4 млн. руб. В 2016 году более 48 процентов от указанной суммы доходов направлено на выплату заработной платы сотрудников.
Таблица N 3
Расходы на социальное обслуживание граждан в Омской области
N |
Год |
Расходы на социальное обслуживание, тыс руб. |
Расходы на фонд оплаты труда, тыс. руб. |
Доля фонда оплаты труда в общих расходах, % |
Из них расходы на фонд оплаты труда социальных работников, тыс. руб. |
Доля в общем фонде оплате труда, % |
|||||||||
Всего |
В том числе |
Доля внебюджетных средств, % |
Всего |
В том числе |
Доля внебюджетных средств, % |
Всего |
В том числе |
Доля внебюджетных средств, % |
|||||||
Средства бюджета Омской области |
Внебюджетные средства |
Средства бюджета Омской области |
Внебюджетные средства |
Средства бюджета Омской области |
Внебюджетные средства |
||||||||||
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
1 |
2013 |
3 114 106,7 |
2 692 134,1 |
421 972,6 |
13,6 |
2 527 221,2 |
2 391 154,0 |
136 067,2 |
5,7 |
76,6 |
893 126,8 |
856 950,6 |
36 176,2 |
4,2 |
35,3 |
2 |
2014 |
3 279 260,9 |
2 791 439,6 |
487 821,3 |
14,9 |
2 785 941,7 |
2 666 616,0 |
119 325,7 |
4,5 |
80,5 |
989 057,5 |
940 682,1 |
48 375,4 |
5,1 |
35,5 |
3 |
2015 |
3 013 439,4 |
2 554 751,4 |
458 688,0 |
15,2 |
2 709 568,9 |
2 531 755,9 |
177 813,0 |
7,0 |
81,0 |
881 172,0 |
837 500,0 |
43 671,9 |
5,2 |
32,5 |
4 |
2016 |
3 107 591,5 |
2 518 924,6 |
588 666,9 |
18,9 |
2 593 419,7 |
2 291 573,6 |
301 846,0 |
13,2 |
82,0 |
805 796,1 |
704 507,5 |
101 288,6 |
14,4 |
31,1 |
5 |
2017 |
2 985 901,1 |
2 495 983,7 |
489 917,4 |
16,4 |
2 409 798,6 |
2 391 829,1 |
17 969,5 |
0,8 |
77,2 |
936 190,1 |
918 220,6 |
17 969,5 |
2,0 |
38,8 |
6 |
2018 |
2 885 266,7 |
2 389 748,1 |
495 518,6 |
17,2 |
2 409 798,6 |
2 391 829,1 |
17 969,5 |
0,8 |
80,4 |
1 235 858,4 |
1 217 888,9 |
17 969,5 |
1,5 |
51,3 |
Снижение расходов на социальное обслуживание с 2015 года связано с повышением эффективности расходования бюджетных средств вследствие общего повышения эффективности управления сферой социального обслуживания и не повлияло на качество оказания социальных услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании (сохранены действующие нормы питания, обеспечено соблюдение установленных норм жилой площади, сохранены объемы и периодичность предоставления социальных услуг, установленные в соответствии с Порядком предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг).
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения Омской области, обусловлены следующими обстоятельствами:
1) увеличение в структуре населения Омской области доли лиц старше трудоспособного возраста. Доля населения старше трудоспособного возраста в общей численности населения Омской области увеличилась с 18,9 процента в 2002 году до 23,8 процента в 2016 году, а в абсолютном исчислении - с 396,7 тыс. человек до 470,5 тыс. человек соответственно;
2) дефицит квалифицированных кадров в сфере социального обслуживания населения Омской области, низкий уровень оплаты труда работников учреждений;
3) устаревание материально-технической базы учреждений.
Актуальным является вопрос проведения ремонта строительных конструкций зданий и сооружений отдельных учреждений, сетей электроснабжения, наружных и внутренних тепловых сетей, сетей холодного и горячего водоснабжения и др.
Согласно техническому отчету строительных конструкций здания "главного корпуса больницы" АСУСО "Нежинский геронтологический центр" (далее - здание Нежинского геронтологического центра) состояние стен и фундамента здания требует проведения ремонта, в результате чего оно отнесено к категории ветхих зданий;
4) недостаточное участие в предоставлении социальных услуг социально ориентированных некоммерческих организаций.
3. Задачами реализации "дорожной карты" являются:
1) оптимизация структуры и штатной численности учреждений путем применения комплексного подхода к созданию многопрофильных современных организаций в целях концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики повышения заинтересованности работников в труде;
2) повышение с 1 января 2018 года средней заработной платы социальных работников до 100 процентов по отношению со средней по Омской области заработной платой наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц;
3) укрепление материально-технической базы учреждений, в том числе проведение ремонтных работ зданий и сооружений.
В 2017 году планируется проведение работ по восстановлению несущей способности конструкций здания Нежинского геронтологического центра за счет внебюджетных средств учреждения. Потребность в финансировании ремонтных работ составляет 5,8 млн. руб.;
4) увеличение количества организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, предоставляющих социальные услуги.
В целях привлечения в сферу социального обслуживания негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей реализуются постановления Правительства Омской области от 18 января 2017 года N 5-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в сфере социальной политики юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям" и от 6 апреля 2016 года N 90-п "Об утверждении Порядка выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Омской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), при получении у них гражданином социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг".
Всего негосударственным поставщикам было выплачено 78,5 млн. руб., в том числе:
- в 2013 году - 1,5 млн. руб.;
- в 2014 году - 6,1 млн. руб.;
- в 2015 году - 31,0 млн. руб.;
- в 2016 году - 39,9 млн. руб.
Оказание финансовой поддержки негосударственным организациям и индивидуальным предпринимателям будет способствовать увеличению их количества и способствовать улучшению качества предоставления социальных услуг;
5) привлечение волонтеров и добровольцев к деятельности по предоставлению социальных услуг. Одним из направлений работы учреждений является расширение участия в их деятельности благотворительных и волонтерских организаций.
Активно взаимодействуют с учреждениями такие благотворительные и волонтерские организации, как БКО "Каритас", ООО BOO "Союз добровольцев России", ОГОО "Совет ветеранов и пенсионеров", ОРОО "Детский фонд", ОРОО "Ты не один", ОРОО "Центр восстановления "Рука помощи", волонтерские отряды ФГБОУ ВПО "Омский государственный педагогический университет", ФГБОУ ВПО "Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского" и др.
Гражданам, нуждающимся в предоставлении социальных услуг, при поддержке общественных и волонтерских организаций оказывается содействие в предоставлении социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических и других услуг, при необходимости предоставляются вещевая помощь, продуктовые наборы, канцелярские товары, подарки, игрушки, книги и т.д.
4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты":
1) совершенствование нормативной правовой базы в сфере социального обслуживания населения Омской области;
2) развитие кадрового потенциала в сфере социального обслуживания населения Омской области;
3) оптимизация структуры сети и штатной численности учреждений на основе упразднения непрофильных подразделений, перевода ряда обеспечивающих функций и услуг на условия аутсорсинга;
4) доведение уровня оплаты труда социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 597) с 1 января 2018 года до 100 процентов от средней заработной платы в Омской области (согласно приложению к "дорожной карте");
5) повышение уровня и качества предоставления социальных услуг населению Омской области на основе:
- реализации "Перспективной схемы развития и размещения организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Омской области, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, до 2020 года", утвержденной распоряжением Губернатора Омской области от 23 апреля 2014 года N 75-р (далее - Перспективная схема);
- укрепления материально-технической базы учреждений;
- расширения привлечения негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, а также волонтеров и добровольцев к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания населения Омской области;
- развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания населения Омской области с преимущественной организацией предоставления социальных услуг на дому, в том числе предоставления услуг сиделки, создания приемных семей.
5. Контрольными показателями реализации "дорожной карты" являются:
N |
Наименование контрольного показателя |
Ед. изм. |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения |
% |
99,7 |
99,7 |
99,8 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
2 |
Удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий (в общем количестве зданий) |
% |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2,6(1) |
2,6 |
0,0 |
3 |
Очередность в учреждениях, осуществляющих социальное обслуживание на дому |
чел. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
Очередность в стационарных учреждениях социального обслуживания |
чел. |
633 |
695 |
258 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Доля детей инвалидов, направленных после достижения возраста 18 лет из психоневрологических интернатов для детей в психоневрологические интернаты для взрослых, в общем числе детей-инвалидов, выбывших из указанных организаций в связи с достижением возраста 18 лет |
% |
100(2) |
97,4(3) |
96,7(4) |
77,8(5) |
71,4(6) |
63,6(7) |
6 |
Количество граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, получающих социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому с применением стационарозамещающих технологий |
тыс. чел. |
1,2 |
1,6 |
1,8 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
7 |
Доля получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, от общего количества получателей социальных услуг в Омской области |
% |
66,0 |
66,0 |
68,0 |
70,0 |
70,5 |
71,0 |
8 |
Удельный вес получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, охваченных мобильными бригадами, от общего количества получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности |
% |
27 |
27 |
28 |
30,0 |
30,5 |
31,0 |
9 |
Соотношение средней заработной платы социальных работников со средней заработной платой в субъекте Российской Федерации(8) |
% |
48,4 |
59,5 |
64,5 |
61,3 |
80,0 |
100,0 |
10 |
Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений за отчетный период |
раз |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
11 |
Соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений (с учетом типа учреждений) |
|
1:0,7 - 1:0,5 |
1:0,7 - 1:0,5 |
1:0,7 - 1:0,5 |
1:0,7 - 1:0,5 |
1:0,7 - 1:0,5 |
1:0,7 - 1:0,5 |
12 |
Предельная доля оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений |
% |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
13 |
Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных и немуниципальных организациях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в организациях социального обслуживания всех форм собственности |
% |
0,03 |
0,08 |
0,11 |
0,15 |
0,20 |
0,25 |
14 |
Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций всех форм собственности |
% |
1,6 |
2,3 |
2,8 |
4,0 |
8,8 |
10,0 |
(1) Информация о ветхом здании "Нежинского геронтологического центра" отражена в статистической форме 3-собес "Сведения о стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей)" за 2016 год.
(2) Из 29 отчисленных по достижении совершеннолетнего возраста воспитанников все были направлены в психоневрологические интернаты для взрослых (далее - ПНИ).
(3) Из 38 отчисленных по достижении совершеннолетнего возраста воспитанников 37 человек направлены в ПНИ, 1 человек отчислен по собственному желанию для проживания в чужой семье без заключения договора.
(4) Из 30 отчисленных по достижении совершеннолетнего возраста воспитанников 29 человек направлены в ПНИ, 1 человек отчислен по собственному желанию для проживания в чужой семье без заключения договора.
(5) Из 18 отчисленных по достижении совершеннолетнего возраста воспитанников 14 человек направлены в ПНИ, 3 человека отчислены по собственному желанию для проживания в чужой семье без заключения договора, 1 человек вернулся в кровную семью.
(6) Планируется, что из 14 воспитанников, которые достигнут совершеннолетия в 2017 году, 10 человек будут направлены в ПНИ, 3 человека - для проживания в чужую семью без заключения договора, 1 человек вернется в кровную семью.
(7) Планируется, что из 22 воспитанников, которые достигнут совершеннолетия в 2018 году, 14 человек будут направлены в ПНИ, 4 человека - для проживания в чужую семью без заключения договора, 4 человека вернутся в кровную семью.
(8) Начиная с итогов 2015 года в качестве средней заработной платы в субъектах Российской Федерации используется показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), формируемый в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 года N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности".
II. План мероприятий "дорожной карты"
N |
Мероприятия |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Анализ ситуации в сфере социального обслуживания населения Омской области | |||
1.1 |
Анализ достаточности средств, предусмотренных в бюджете Омской области на реализацию Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", включая средства, полученные за счет проведения мероприятий по оптимизации учреждений и за счет средств от приносящей доход деятельности |
ежегодно (предоставление отчета в Минтруд РФ) в сроки, установленные приказом Минтруда РФ от 30 апреля 2014 года N 282 (далее - приказ N 282)) |
Министерство, учреждения |
1.2 |
Проведение ежегодного мониторинга нуждаемости граждан в получении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому |
ежегодно (предоставление отчета в Минтруд РФ в сроки, установленные приказом N 282) |
Министерство |
1.3 |
Определение обоснованной оптимальной нагрузки на одного социального работника (числа обслуживаемых граждан) с учетом региональной специфики и нуждаемости граждан в социальных услугах по формам социального обслуживания |
ежегодно (предоставление отчета в Минтруд РФ в сроки, установленные приказом N 282) |
Министерство |
1.4 |
Организация профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников учреждений, включая вопросы предоставления социальных услуг лицам, страдающим психическими расстройствами, в том числе болезнью Альцгеймера и другой деменцией |
ежегодно (предоставление отчета в Минтруд РФ в сроки, установленные приказом N 282) |
Министерство, учреждения |
1.5 |
Анализ возможного увеличения мощности стационарных учреждений социального обслуживания без капитальных вложений и при условии недопущения снижения объемов и качества предоставляемых социальных услуг |
ежегодно (предоставление отчета в Минтруд РФ в сроки, установленные приказом N 282) |
Министерство, учреждения |
1.6 |
Анализ ситуации по оптимизации структуры сети и штатной численности учреждений, в том числе: 1) выявление мало востребованных гражданами социальных услуг, непрофильных подразделений учреждений; 2) оценка возможности перевода ряда обеспечивающих функций и услуг на условиях аутсорсинга и привлечения сторонних организаций, индивидуальных предпринимателей |
ежегодно |
Министерство, учреждения |
1.7 |
Кадровое обеспечение учреждений, в том числе: 1) анализ динамики заполнения вакантных должностей; 2) анализ реализации системы обучения и повышения квалификации работников; 3) анализ развития наставничества в социальной сфере, в том числе поддержки программ профессиональной адаптации (институт наставничества, школа социальных работников); 4) анализ подготовки кадрового резерва руководителей учреждений; 5) анализ проведения аттестации кадрового состава учреждений |
ежегодно |
Министерство, учреждения |
1.8 |
Проведение мероприятий по кадровому планированию деятельности учреждений в целях обеспечения обоснованного подхода к утверждению штатной численности (с учетом результатов мониторинга нуждаемости граждан в социальных услугах по формам социального обслуживания, региональных особенностей и бюджетной обеспеченности) |
ежегодно |
Министерство, учреждения |
1.9 |
Анализ расходования средств, полученных от взимания платы с граждан за предоставление социальных услуг |
ежегодно, I квартал |
Министерство, учреждения |
1.10 |
Анализ основных социально-демографических показателей в Омской области, изучение проблем семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, выявление существующих проблем и подготовка предложений по повышению качества социального обслуживания семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
ежегодно, до 1 июня |
Министерство, учреждения |
2. Совершенствование законодательства, регулирующего правоотношения в сфере социального обслуживания граждан | |||
2.1 |
Анализ реализации законодательных и иных нормативных правовых актов Омской области, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания граждан, и при необходимости внесение в них изменений |
ежегодно (предоставление отчета в Минтруд РФ в сроки, установленные приказом N 282) |
Министерство |
2.2 |
Анализ строительных, эпидемиологических и гигиенических правил и нормативов, правил комплексной безопасности, регламентирующих деятельность организаций социального обслуживания |
ежегодно (предоставление отчета в Минтруд РФ в сроки, установленные приказом N 282) |
Министерство |
3. Обеспечение межведомственного взаимодействия и координация мер, направленных на совершенствование деятельности по социальному обслуживанию | |||
3.1 |
Обобщение и анализ результатов реализации: |
|
Министерство, органы исполнительной власти Омской области в пределах компетенции |
1) государственной программы Омской области "Социальная поддержка населения", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 256-п |
ежегодно, II квартал |
||
2) социальных программ Омской области, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности |
ежегодно, II квартал |
||
3.2 |
Обеспечение взаимодействия между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, расположенными на территории Омской области, и органами исполнительной власти Омской области по вопросам профилактики бродяжничества на территории Омской области и восстановления социального статуса лиц, утративших социально полезные связи |
ежегодно |
Министерство, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области (далее - УМВД) (по согласованию), Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области (по согласованию), Министерство здравоохранения Омской области (далее - Минздрав), Министерство образования Омской области (далее - Минобр), Главное управление государственной службы занятости населения Омской области (далее - ГУГСЗН), органы местного самоуправления Омской области (по согласованию) |
3.3 |
Обеспечение взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
ежегодно |
Министерство, Минобр, Минздрав, Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области (далее - Минспорт), УМВД (по согласованию), ГУГСЗН |
3.4 |
Обеспечение взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями по вопросам социального обслуживания населения Омской области |
ежегодно |
Министерство |
4. Укрепление и развитие материально-технической базы учреждений | |||
4.1 |
Проведение мероприятий по модернизации и укреплению материально-технической базы учреждений |
ежегодно (предоставление отчета в Минтруд РФ в сроки, установленные приказом N 282) |
Министерство, учреждения |
4.1.1 |
Формирование перечня объектов стационарных учреждений социального обслуживания, нуждающихся в реконструкции и капитальном ремонте (с указанием полного перечня стационарных учреждений социального обслуживания, в которых проводятся данные мероприятия, краткой характеристики проводимых мероприятий, объема средств, предназначенных на реконструкцию и капитальный ремонт в бюджете Омской области, объема бюджетных средств, направляемых Пенсионным фондом Российской Федерации на софинансирование указанных мероприятий, срока начала и окончания ремонтных работ, предполагаемой результативности) |
ежегодно (предоставление отчета в Минтруд РФ в сроки, установленные приказом N 282) |
Министерство, учреждения |
4.1.1.1 |
Проведение ремонтных работ в АСУСО "Нежинский геронтологический центр" (проектно-сметная документация разработана) |
2017 год |
Министерство, учреждение |
4.1.2 |
Формирование перечня учреждений, в которых требуются закупка оборудования и обеспечение мобильных бригад автотранспортом (с указанием полного перечня учреждений, в которых проводятся данные мероприятия, объема средств, предназначенных на закупку оборудования и обеспечение мобильных бригад автотранспортом в бюджете Омской области, объема бюджетных средств, направляемых Пенсионным фондом Российской Федерации на софинансирование указанных мероприятий, краткой характеристики проводимых мероприятий, срока проводимых мероприятий) |
ежегодно (предоставление отчета в Минтруд РФ в сроки, установленные приказом N 282) |
Министерство, учреждения |
4.2 |
Анализ результатов реализации Перспективной схемы |
ежегодно |
Министерство |
5. Повышение качества предоставления услуг в сфере социального обслуживания. Ликвидация очереди в стационарных учреждениях социального обслуживания и учреждениях, предоставляющих социальные услуги в форме социального обслуживания на дому | |||
5.1 |
Разработка новых технологий предоставления социальных услуг гражданам в полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому, в том числе стационарозамещающих технологий |
ежегодно (предоставление отчета в Минтруд РФ в сроки, установленные приказом N 282) |
Министерство, учреждения |
5.1.1 |
Предоставление услуг сиделки |
ежегодно |
Министерство, учреждения |
5.1.2 |
Создание приемных семей |
ежегодно |
Министерство, учреждения |
5.2 |
Развитие деятельности мобильных социальных служб по социальному обслуживанию граждан для оказания социальных услуг пожилым гражданам, инвалидам и иным маломобильным группам населения, проживающим в отдаленных населенных пунктах, в том числе обеспечение их автотранспортом в рамках государственных и социальных программ Омской области |
ежегодно (предоставление отчета в Минтруд РФ в сроки, установленные приказом N 282) |
Министерство, учреждения |
5.3 |
Развитие технологий предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому гражданам, страдающим психическими расстройствами |
ежегодно (предоставление отчета в Минтруд РФ в сроки, установленные приказом N 282) |
Министерство, учреждения |
5.3.1 |
Заключение договоров возмездной опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами |
ежегодно |
Министерство, учреждения |
5.4 |
Развитие службы "Социальное такси" путем увеличения автопарка, модернизации диспетчерской службы |
ежегодно |
Министерство, учреждения |
5.5 |
Совершенствование показателей оценки эффективности деятельности основных категорий работников учреждений в соответствии с методическими рекомендациями Минтруда РФ |
ежегодно, II квартал |
Министерство, учреждения |
5.6 |
Изучение передового опыта работы учреждений социального обслуживания субъектов Российской Федерации по предоставлению социальных услуг и возможности его внедрения в деятельность учреждений, подведомственных Министерству |
ежегодно (предоставление отчета в Минтруд РФ в сроки, установленные приказом N 282) |
Министерство |
5.7 |
Анализ практики предоставления социальных услуг с использованием механизма нормативно-подушевого финансирования в учреждениях |
ежегодно (предоставление отчета в Минтруд РФ в сроки, установленные приказом N 282) |
Министерство |
5.8 |
Применение механизма нормативно-подушевого финансирования социальных услуг |
2015 - 2018 годы |
Министерство |
5.9 |
Реализация мероприятий, направленных на оказание содействия учреждениям по определению систем нормирования труда. Осуществление контроля соблюдения учреждениями статьи 159 Трудового кодекса Российской Федерации |
ежегодно |
Министерство |
5.10 |
Разработка и введение в учреждениях норм труда (нормы времени, нормы численности, нормы обслуживания и нормы управляемости) на основе сборников типовых норм труда, разработанных отраслевыми федеральными органами исполнительной власти и анализа трудового процесса |
2017 год |
Министерство, учреждения |
5.11 |
Поддержка деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания в Омской области в соответствии с законодательством, в том числе посредством предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию социально значимых проектов (программ) |
ежегодно (в случае проведения конкурса) |
Министерство |
5.12 |
Привлечение благотворительных организаций и волонтеров к деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам |
ежегодно (предоставление отчета в Минтруд РФ в сроки, установленные приказом N 282) |
Министерство |
6. Осуществление мероприятий по повышению заработной платы социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 597. Повышение кадрового потенциала учреждений | |||
6.1 |
Реализация мер по повышению заработной платы социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 597 |
ежегодно (предоставление отчета в Минтруд РФ в сроки, установленные приказом N 282) |
Министерство, учреждения |
6.2 |
Анализ штатной численности работников, занятых на штатных должностях в учреждениях, и их средней заработной платы в целях обеспечения реализации Указа Президента Российской Федерации N 597 |
ежегодно |
Министерство, учреждения |
6.3 |
Расчет потребности и учет при формировании областного бюджета расходов на повышение оплаты труда социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 597 |
ежегодно (предоставление отчета в Минтруд РФ в сроки, установленные приказом N 282) |
Министерство |
6.4 |
Мониторинг достижения оптимальной нагрузки на одного социального работника (числа обслуживаемых граждан) с учетом региональной специфики |
ежегодно (предоставление отчета в Минтруд РФ в сроки, установленные приказом N 282) |
Министерство |
6.5 |
Мониторинг достижения целевых показателей повышения оплаты труда работников учреждений в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 597, контроль осуществления повышения учреждениями заработной платы социальных работников |
ежеквартально по мере необходимости один раз в полугодие, в соответствии с установленными сроками |
Министерство, учреждения |
6.6 |
Осуществление мониторинга систем оплаты труда, актуализация перечня стимулирующих выплат, показателей и критериев их установления |
по мере необходимости |
Министерство, учреждения |
6.7 |
Организация обучения специалистов финансовых служб учреждений по предоставлению сведений о численности и оплате труда работников учреждений по категориям персонала для федерального статистического наблюдения |
ежеквартально |
Министерство, учреждения |
6.8 |
Реализация плана мероприятий по повышению кадрового потенциала работников учреждений на 2013 - 2018 годы |
ежегодно |
Министерство, учреждения |
6.9 |
Обеспечение участия работников учреждений во Всероссийском конкурсе на звание "Лучший работник учреждения социального обслуживания" |
ежегодно |
Министерство |
6.10 |
Заключение трудовых договоров с руководителями учреждений в соответствии с типовой формой договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 года N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального учреждения)" |
постоянно |
Министерство |
6.11 |
Реализация положений Федерального закона от 5 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в части предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей граждан, претендующих на замещение должностей руководителя учреждения, а также граждан, замещающих указанные должности, размещение их в сети Интернет, проведение проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должности |
ежегодно, до 30 апреля |
Учреждения |
6.12 |
Проведение среди работников учреждений разъяснительной работы по вопросам повышения оплаты труда социальных работников и перехода на "эффективный контракт" с участием представительных органов работников, в том числе проведение семинаров, встреч, собраний в трудовых коллективах; анализ обращений работников, учреждений, ответы на вопросы |
ежегодно |
Министерство, учреждения |
6.13 |
Проведение аттестации специалистов учреждений на предмет соответствия квалификационным требованиям и разработка планов повышения квалификации с последующим переводом на "эффективный контракт" |
ежегодно (предоставление отчета в Минтруд РФ в сроки, установленные приказом N 282) |
Министерство, учреждения |
6.14 |
Организация заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам с работниками учреждений в рамках поэтапного внедрения "эффективного контракта" |
ежегодно |
Министерство, учреждения |
6.15 |
Контроль соблюдения предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений (далее - предельный уровень соотношения) не более чем в 5 раз за отчетный год |
ежегодно, до 1 марта |
Министерство |
6.16 |
Установление предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого персонала и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда учреждений не более 40 процентов |
2014 - 2018 гг. |
Министерство |
6.17 |
Установление соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений в размере до 1:0,7 |
ежегодно |
Министерство |
6.18 |
Внедрение профессиональных стандартов работников учреждений, утвержденных Минтрудом РФ |
по мере необходимости, начиная с 2015 года |
Министерство, учреждения |
6.19 |
Разработка типовых должностных инструкций для наиболее многочисленных профессий (специальностей) работников учреждений |
по мере необходимости |
Министерство |
6.20 |
Внесение изменений в должностные инструкции работников учреждений в соответствии с требованиями |
по мере необходимости, начиная с 2015 года |
Министерство, учреждения |
6.21 |
Обеспечение проведения независимой оценки качества работы учреждений, предоставляющих социальные услуги |
ежегодно |
Министерство, учреждения |
6.22 |
Обеспечение размещения учреждениями на официальном сайте (www.bus.gov.ru) в сети Интернет информации в соответствии с требованиями, установленными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 июля 2011 года N 86н "Об утверждении Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта" |
ежегодно |
Министерство, Министерство культуры Омской области (далее - Минкульт), Минобр, Минздрав |
6.23 |
Проведение информационной кампании в средствах массовой информации о функционировании в Омской области независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги |
ежегодно |
Главное управление информационной политики Омской области, Министерство, Минкульт, Минобр, Минздрав, Минспорт |
6.24 |
Подготовка доклада о ходе реализации "дорожной карты" и его обсуждение на заседании региональной трехсторонней комиссии. Проведение информационно-разъяснительной работы по реализации "дорожной карты" с привлечением общественности |
ежегодно |
Министерство |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.