Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Главы Администрации
Тарского муниципального района
от 11.11.2009 N 310
Целевая муниципальная программа
"Культура Тарского муниципального района" на 2010-2014 годы"
21 декабря 2010 г., 15 апреля 2011 г.
Паспорт
Целевой муниципальной программы "Культура Тарского муниципального района на 2010-2014 годы"
1. Наименование Программы |
- Целевая муниципальная программа "Культура Тарского муниципального района" на 2010-2014 годы" |
2. Основание для разработки Программы |
- Федеральная целевая программа "Культура России (2006-2010)" (Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. N 740); - Областная целевая программа "Культура Омской области" на 2009-2011 годы" (Утверждена Постановлением Законодательного собрания Омской области от 30.09.2008 N 332) - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; - Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2020 года; - Закон Омской области "О программе социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу (2009-2012 годы)"; - Программа социально-экономического развития Тарского муниципального района Омской области на долгосрочную перспективу. |
3. Заказчики Программы |
- Администрация Тарского муниципального района. |
4. Основные разработчики Программы |
- Комитет культуры и искусства Администрации Тарского муниципального района; |
5. Основные исполнители Программы |
- Комитет культуры и искусства Администрации Тарского муниципального района; - Межпоселенческие и муниципальные учреждения культуры. |
6. Цели Программы |
- Создание благоприятных условий для укрепления единого культурного пространства, развития культурного и духовного потенциала населения Тарского района Омской области, сохранения культурного наследия и обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни |
7. Задачи Программы |
- Поддержка, развитие и обновление содержания работы учреждений культуры и дополнительного образования; - Этнокультурное развитие народов проживающих на территории района; - Поддержка самодеятельного творчества; - Создание условий для поддержки одаренных детей и подростков, самореализации молодёжи; - Развитие кадрового потенциала и социальной поддержки работников культуры; - Развитие материальной базы учреждений культуры и дополнительного образования, техническое переоснащение отрасли. |
8. Сроки реализации Программы |
- 2010 - 2014 гг. |
9. Объемы и источники финансирования Программы |
- Объём ассигнований для финансирования Программы за счет средств местного бюджета составляет: всего в 2010 - 2014 гг. - 2010 год - 1 211,1 2011 год - 2176,1 2012 год - 11149,4 2013 год - 53096,4 2014 год - 52542,4 |
10. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- активное участие населения города в культурной жизни города, повышение интеллектуального и культурного уровня населения района; - повышение творческой активности работников культуры; - поддержка новых творческих проектов, культурных программ профессиональных и самодеятельных коллективов и формирований; - повышение обеспеченности отрасли специальным оборудованием и компьютерной техникой; - увеличение показателей средней книгообеспеченности населения; - увеличение числа посещений культурно-досуговых мероприятий (киносеансов, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных); - увеличение количества проведенных мероприятий, концертов, фестивалей, конкурсов; - увеличение доли новых произведений самодеятельного творчества в общем репертуаре; - сохранение и увеличение числа учащихся в образовательных учреждениях культуры; - сохранение и увеличение самодеятельных коллективов, количества участников самодеятельных коллективов; - сохранение библиотечных фондов и коллекций (единиц хранения), увеличение использования фондовых материалов в выставочной и экспозиционной деятельности. |
11. Система организации контроля исполнения Программы |
- Управление и контроль исполнения Программы осуществляется в соответствии с Постановлением Главы Администрации Тарского муниципального |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Развитие культуры и её место в общей среде в значительной степени влияют на процессы, происходящие в социально-экономическом развитии района.
Целевая муниципальная программа "Культура Тарского муниципального района" на 2010-2014 годы" разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в которой определены вопросы местного значения в области сохранения и развития культуры:
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;
- организация библиотечного обслуживания;
- организация представления дополнительного образования детей;
- охрана и сохранение объектов культурного наследия местного значения.
Программа направлена на интеграцию усилий всех субъектов деятельности в сфере культуры: администрации муниципального района и её структурных подразделений; муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования; жителей, как основных потребителей услуг отрасли "Культуры"; общественных организаций, творческих объединений.
Ситуацию в сфере культуры необходимо стабилизировать с точки зрения объемов, качества, уникальности предоставляемых услуг, которые могут обеспечить ее устойчивое развитие.
Вместе с тем накопившиеся за прошлые годы проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике.
Анализ общих потребностей по отрасли "культура" показал, что существует ряд актуальных проблем на территории Тарского района.
1. Темпы износа недвижимых объектов культуры продолжают отставать от темпов их восстановления. Необходимо проектирование и строительство нового здания Детской школы искусств в городе Тара, соответствующее современным требованиям, с пропускной способностью - 700 учащихся. Здание районного Дома культуры требует капитального ремонта и реконструкции. Необходимо проектирование и строительство сельского Дома культуры в с. Междуречье. Программно-целевой метод позволил бы сконцентрировать финансовые ресурсы на проведение работ (прежде всего капитальное строительство, реконструкция и противоаварийные работы) на объектах культуры в поселениях района. Учитывая дефицит бюджета муниципального района, реалии настоящего времени, анализ выделения дополнительных средств сверх запланированного бюджета отрасли, из общего проблемного списка были выбраны пункты, решение которых требует программного подхода.
2. Муниципальные учреждения культуры - дома культуры, сельские клубы являются универсальными и востребованными концертными площадками района, на которых проходят мероприятия - фестивали, конкурсы, концерты поселенческого, районного и регионального уровня. В год проходит около 11.539 тысяч мероприятий, которые посещают более 477.975 тысяч человек. Жители района всех возрастов и социальных групп являются потребителями отрасли культура.
Износ мебели в учреждениях культуры в селе составляет 65%. В результате, внешний вид учреждений культуры не отвечает современным требованиям, условия работы создают значительные неудобства для посетителей. В связи с тем, что износившаяся мебель приходит в негодность, а новая не приобретается, нет возможности принять всех желающих в клубы по интересам, вести качественную кружковую работу, предоставлять требуемые услуги потребителям.
Универсальность муниципальных учреждений культуры заключается в возможности проведения совершенно разноплановых мероприятий: спектаклей, концертов, киносеансов, выставок, презентаций, деловых встреч, детских игровых программ, танцевальных вечеров, концертов классической и народной музыки, встреч по интересам и многое другое. Характер деятельности учреждений и требования к уровню мероприятий обуславливает необходимость создания современной технической базы, с широким спектром возможностей. Муниципальные учреждения культуры на сегодняшний день должны быть конкурентоспособными и в полном объёме отвечать запросам населения. Приобретение нового светового и музыкального оборудования будет способствовать значительному повышению качественного уровня проводимых мероприятий, позволит увеличить общий качественный и количественный показатель.
3. В связи с низкой заработной платой 24 % преподавательского состава МОУДШИ и работников учреждений МУК составляют специалисты предпенсионного и пенсионного возраста. В настоящее время действуют стимулирующие выплаты 20 процентов специалистам учреждений культуры и дополнительного образования за работу в сельской и городской местности. По итогам 2009 года средняя заработная плата в отрасли культуры составляет: руководителя учреждения культуры 9.9 тыс. рублей, специалиста - 5.5 тыс. руб., обслуживающего персонала - 3.8 тыс. руб., работника библиотеки - 5.8 тыс. руб.
В сложившейся экономической ситуации Администрация Тарского муниципального район не имеет возможности выделять жилье молодым специалистам, что сказывается на привлечении в район квалифицированных работников культуры.
4. Непростая ситуация складывается и с обновлением книжного фонда. Выделяемых на комплектование средств явно недостаточно. Библиотечный фонд устарел на 40%, книгоиздательская продукция постоянно дорожает. Выделяемые средства на приобретение литературы не могут качественно изменить состав фонда, новые книги необходимо приобретать постоянно и на гораздо более крупные суммы. Библиотеки практически не приобретают нетрадиционные носители информации (электронные книги), значительно сокращены средства для оформления подписки на периодическую печать, прекращено финансирование районной программы по автоматизации сельских библиотек. Имеющаяся в учреждениях компьютерная техника не может, ввиду своей малочисленности, полностью удовлетворить всё повышающиеся запросы пользователей. Многие из имеющихся компьютеров - устаревшие модели, приобретенные 5-7 лет назад, не могут предоставить пользователям весь спектр информационных услуг, лицензионные программы на них не предоставляются, что ведет к нарушению законодательства об авторском праве.
Крайне остро стоит проблема и с копировально-множительной техникой. Спрос на услуги чрезвычайно велик. Общая потребность на оснащение и переоснащение орг. техникой сельских библиотек составляет более 600 тысяч рублей.
По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны муниципалитета. Инвестирование района в культуру означает инвестирование в "человеческий капитал".
К наиболее серьезным рискам можно отнести сокращение финансирования и неэффективное управление Программой, что, в свою очередь, повлечет:
- старение и утрату книжного фонда;
- отток учащихся из школы искусств;
- сокращение клубных формирований, участников художественной самодеятельности и количества проведённых мероприятий на базе учреждений культуры;
- сокращение влияния муниципалитета на формирование "человеческого капитала", потерю квалифицированных кадров в отрасли;
- разрыв единого информационного и культурного пространства;
- нарушение принципа выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан.
Досрочное прекращение Программы может произойти при изменении социальной и экономической ситуации в районе, выявлении новых приоритетов при решении муниципальных задач, неэффективном управлении Программой. Достижение целей Программы при таких условиях будет невозможно.
II. Основные цели и задачи Программы
Цель программы:
- Создание благоприятных условий для укрепления единого культурного пространства, развития культурного и духовного потенциала населения Тарского района Омской области, сохранения культурного наследия и повышения доступности и качества культурных услуг.
Задачи Программы:
1. Поддержка, развитие и обновление содержания работы учреждений культуры
- Сохраняется актуальность развития культуры посредством формирования эффективной среды для экспериментирования и новаторства, внедрения новых технологий.
В рамках Программы предусматривается поддержка авторов новых идей, форм и методов работы, творческих дебютов в сфере культуры, расширение возможностей для поиска и реализации новаторских концепций развития видов творчества. Данная задача решается путём создания грантового фонда и проведения ежегодного конкурса среди муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования; внедрением новых форм и технологий; поддержкой концертной и проектной деятельности.
- Ожидаемые результаты реализации указанной задачи представлены показателями:
- увеличением доли новых произведений самодеятельного творчества в общем репертуаре;
- увеличением количества зарегистрированных пользователей ЦБС;
- увеличением количества посещений, концертов, представлений, выставок, библиотек, киносеансов, в том числе гастрольных и фестивальных;
- увеличением числа книговыдач;
- показателем средней книгообеспеченности;
- количества проведенных фестивалей, конкурсов, выставок;
- этнокультурное развитие народов, проживающих на территории района;
- сохранение и популяризация объектов культурного наследия;
- количеством используемых фондовых экспонатов на постоянных экспозициях и выставках;
2. Поддержка одаренных детей и подростков, самореализация молодёжи
Особую значимость приобретает задача обеспечения непрерывности воспроизводства творческого потенциала, сохранения и развития муниципальной системы художественного образования, выявления и поддержки молодых дарований.
В рамках Программы предполагается утверждение районных стипендий для одарённых детей, реализация творческих проектов, направленных на выявление, поддержку и поощрение юных и молодых дарований.
Ожидаемые результаты реализации указанной задачи представлены показателем:
- количества учащихся в образовательном учреждении культуры ДШИ.
- создание новых молодежных творческих коллективов
3. Развитие кадрового потенциала и социальная поддержка работников культуры
Социальная поддержка работников культуры призвана обеспечить создание дополнительных возможностей для активизации культурной жизни района, повышение творческой активности работников культуры.
Предусматривается поддержка творческих деятелей, работающих в сфере культуры, вручением премий главы администрации
Ожидаемые результаты реализации указанной задачи представлены показателями:
- стажем работы;
- наличием специального образования специалистов;
- развитием кадрового потенциала отрасли культуры.
4. Развитие материальной базы учреждений культуры, техническое переоснащение отрасли
Важной задачей Программы является развитие материальной базы учреждений культуры, техническое оснащение которой существенно отстает от современных требований.
Ожидаемые результаты реализации этой задачи представлены показателями:
- обеспеченности отрасли мебелью, специализированным оборудованием;
- внедрением современных технологий и увеличением информационных ресурсов отрасли.
Приоритетные задачи данной программы:
- "Развитие материальной базы учреждений культуры, техническое переоснащение отрасли".
- "Поддержка, развитие и обновление содержания работы учреждений культуры" (в т.ч. создание условий для поддержки одаренных детей и подростков, самореализации молодёжи, развитие кадрового потенциала и социальной поддержки работников культуры)
Сроки реализации программы 2010 - 2014 годы
Оценка ожидаемой социальной эффективности программы:
- активное участие населения района в культурной жизни, повышение интеллектуального и культурного уровня населения;
- повышение творческой активности работников культуры;
- поддержка новых творческих проектов, культурных программ профессиональных и самодеятельных коллективов и формирований;
- повышение обеспеченности отрасли специальным оборудованием и компьютерной техникой;
- увеличение средней книгообеспеченности населения;
- увеличение количества посещений концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных;
- увеличение количества проведенных мероприятий, концертов, фестивалей, конкурсов поселенческого и районного уровня;
- сохранение и увеличение числа учащихся в образовательном учреждении культуры;
- сохранение и увеличение самодеятельных коллективов, количества участников самодеятельных коллективов;
- сохранение фондов и коллекций (единиц хранения), увеличение использования фондовых материалов в выставочной и экспозиционной деятельности;
Постановлением Администрации Тарского муниципального района Омской области от 15 апреля 2011 г. N 419 в раздел "Направления деятельности, мероприятия, финансирование программы из средств районного бюджета" внесены изменения
Направления деятельности, мероприятия, финансирование программы из средств районного бюджета
Поддержка, развитие и обновление содержания работы учреждений культуры
Создание условий для поддержки одаренных детей и подростков, самореализации молодёжи
Развитие кадрового потенциала и социальной поддержки работников культуры
Развитие материальной базы учреждений культуры, техническое переоснащение отрасли
ИТОГО: 120175,4
2010 г. - 1211,1;
2011 г. - 2176,1;
2012 г. - 11149,4;
2013 г. - 53096,4;
2014 г. - 52542,4
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы Администрации Тарского муниципального района Омской области от 11 ноября 2009 г. N 310 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.