Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Омской области
от 27 мая 2013 года N 121-п
Программа Омской области
"Развитие системы внутренней продовольственной помощи, базирующейся на продукции агропромышленного комплекса Омской области, на 2013 - 2016 годы"
28 августа 2013 г., 29 декабря 2014 г., 21 октября 2015 г., 21 декабря 2016 г.
Постановлением Правительства Омской области от 21 декабря 2016 г. N 389-п в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
программы Омской области "Развитие системы внутренней продовольственной помощи, базирующейся на продукции агропромышленного комплекса Омской области, на 2013 - 2016 годы"
Наименование |
Программа Омской области "Развитие системы внутренней продовольственной помощи, базирующейся на продукции агропромышленного комплекса Омской области, на 2013 - 2016 годы" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке (наименование и номер соответствующего правового акта) |
Распоряжение Губернатора Омской области от 27 мая 2013 года N 90-р "О создании рабочей группы по разработке программы Омской области "Развитие системы внутренней продовольственной помощи, базирующейся на продукции агропромышленного комплекса Омской области, на 2013 - 2016 годы" |
Заказчик |
Правительство Омской области |
Исполнитель-координатор |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Министерство) |
Исполнители |
Министерство, Министерство образования Омской области, Министерство здравоохранения Омской области, Министерство труда и социального развития Омской области, Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, органы местного самоуправления Омской области (по согласованию), организации в соответствии с законодательством (далее - организации) |
Цель и задачи |
Цель Программы - создание условий для достижения продовольственной безопасности в части обеспечения физической и экономической доступности безопасных пищевых продуктов для населения Омской области в объемах и ассортименте, соответствующих установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов. Задачи Программы: - создание условий для функционирования системы внутренней продовольственной помощи (совершенствование нормативной правовой базы, разработка и внедрение механизмов управления системой внутренней продовольственной помощи); - развитие товаропроводящей инфраструктуры и материально-технической базы внутренней продовольственной помощи; - развитие сырьевой базы системы внутренней продовольственной помощи; - содействие созданию эффективной системы контроля качества и безопасности продукции для обеспечения населения Омской области |
Основные целевые индикаторы |
- создание новых (сохранение) рабочих мест; - стабилизация индекса потребительских цен на основные виды продовольственных товаров; - увеличение уровня самообеспечения основными видами сельскохозяйственной продукции; - производство продуктов питания диетических и обогащенных микронутриентами; - достижение показателей сбалансированности питания населения Омской области по рациональным нормам потребления; - объем переориентированных средств, затрачиваемых на закупку продуктов питания для организованных коллективов, на продукцию отечественных (в том числе местных) сельскохозяйственных производителей; - удельный вес отечественных пищевых продуктов в общем объеме продуктов, потребляемых системой внутренней продовольственной помощи; - уровень охвата организованных коллективов питанием системы внутренней продовольственной помощи |
Срок и этапы реализации |
Программа предполагает реализацию в 2 этапа. Этап 1. Организация временной схемы работы системы внутренней продовольственной помощи, основанной на продукции местных поставщиков (2013 - 2014 годы). Этап 2. Выстраивание и отработка новой системы питания на базе продукции местного производства (2014 - 2016 годы) |
Финансовое обеспечение* |
Объем финансирования Программы из областного бюджета - 3075424,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 712151,1 тыс. рублей; 2014 год - 833698,6 тыс. рублей; 2015 год - 829580,0 тыс. рублей; 2016 год - 699994,8 тыс. рублей. Прогнозируемый объем финансирования из местных бюджетов - 519933,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 61666,7 тыс. рублей; 2014 год - 150856,1 тыс. рублей; 2015 год - 153652,5 тыс. рублей; 2016 год - 153758,5 тыс. рублей. Прогнозируемый объем финансирования из внебюджетных источников - 9000000 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 500000 тыс. рублей; 2014 год - 2000000 тыс. рублей; 2015 год - 2500000 тыс. рублей; 2016 год - 4000000 тыс. рублей |
Основные ожидаемые конечные результаты |
Реализация Программы позволит: - увеличить уровень самообеспечения молоком и молочными продуктами до 101,4 процента; - увеличить уровень самообеспечения мясом и мясопродуктами до 112,5 процента; - увеличить уровень самообеспечения зерном до 164,6 процента; - увеличить уровень самообеспечения картофелем до 120,4 процента; - увеличить уровень самообеспечения овощами и бахчевыми до 82,3 процента; - достигнуть роста индекса потребительских цен на основные виды социально значимых продовольственных товаров не более 4 процентов в год; - создать 358 новых рабочих мест; - увеличить производство продуктов питания диетических и обогащенных микронутриентами до 1,2 тыс. т; - обеспечить показатель сбалансированности питания населения Омской области по рациональным нормам потребления до 97 процентов; - обеспечить объем переориентированных средств, затрачиваемых на закупку продуктов питания для организованных коллективов, на продукцию отечественных (в том числе местных) сельскохозяйственных производителей, до 3301 тыс. рублей; - обеспечить удельный вес отечественных пищевых продуктов в общем объеме продуктов, потребляемых системой внутренней продовольственной помощи, до 94 процентов; - обеспечить уровень охвата организованных коллективов питанием системы внутренней продовольственной помощи до 65 процентов |
* - Программа является планом мероприятии, реализация которых осуществляется за счет бюджета Омской области в рамках государственных и иных программ в соответствии с законодательством.
I. Содержание проблемы
Общая характеристика и направления социально-экономического развития Омской области
По состоянию на 1 января 2013 года население Омской области составляло 1974 тыс. человек, из которых 1213,9 тыс. человек, или 60 процентов, население в организованных коллективах (приложение N 1 к Программе).
Площадь Омской области составляет 141,14 тыс. кв. км, более трети из них занимают сельскохозяйственные угодья в хозяйствах всех категорий.
Планом действий Правительства Омской области по социально-экономическому развитию Омской области на 2013 год предусмотрено внедрение новой системы стимулирования инвестиционной деятельности в Омской области и установление режима наибольшего инвестиционного благоприятствования, развитие экономики кластерного типа.
Указанным Планом действий также закладываются комплексные преобразования в социальной сфере, направленные на повышение уровня и стандартов жизни населения, развитие человеческого потенциала, профилактику и снижение социального неблагополучия в Омской области.
Предусмотрено совершенствование системы стратегического управления социально-экономическим развитием Омской области, будут разработаны проекты стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года и программы социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу. В указанную стратегию предполагается включение мероприятий по внутренней продовольственной помощи, базирующейся на продукции местного агропромышленного комплекса.
Ведущие направления сельского хозяйства Омской области:
- растениеводство (выращивание зерновых культур, масличных, овощей, картофеля);
- животноводство (молочно-мясное скотоводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство).
В сельской местности проживает более 28 процентов населения Омской области. В агропромышленном комплексе производится 9,5 процента валового регионального продукта Омской области, на сельскохозяйственных предприятиях занято 15,2 процента общей численности работников, занятых в экономике Омской области.
Достаточно благоприятные природно-климатические условия позволяют организовать конкурентоспособное производство основных продуктов питания и технических культур в качестве сырья для предприятий перерабатывающей промышленности.
В связи с изменением структуры спроса на продовольственные товары, увеличением потребления населением продуктов отечественного производства сельское хозяйство в перспективе может внести значительный вклад в устойчивое развитие экономики Омской области.
Решение проблемы обеспечения жителей Омской области качественным питанием - важное направление социальной политики Правительства Омской области. Решение этой проблемы может быть только комплексным.
В изменившихся условиях жизни требуется использование новых современных методов в организации питания в целях удовлетворения запросов населения.
Существующая в настоящее время организация питания коллективов, общие термины и понятия
Внутренняя продовольственная помощь - система государственной социальной поддержки населения, направленная на улучшение питания и достижение его сбалансированности с учетом рекомендуемых рациональных норм потребления пищевых продуктов.
Организованные коллективы - группы населения, выделяемые по их принадлежности к демографической группе, соответствующему учреждению (организации), по социальному положению (дети дошкольного и школьного возраста, студенты, военнослужащие, граждане, находящиеся на лечении в учреждениях здравоохранения, граждане, находящиеся в учреждениях социальной защиты населения, и др.).
Рациональные нормы потребления пищевых продуктов - рацион питания, представленный в виде набора пищевых продуктов в объемах и соотношениях, которые отвечают современным научным принципам здорового питания, с учетом особенностей групп лиц, питающихся в организованных коллективах.
Коллективное питание - форма организации питания организованных коллективов.
Социальное питание - организация питания отдельных групп населения на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов за счет или с участием бюджетов различных уровней непосредственно в государственных (муниципальных) учреждениях.
Система социального питания включает в себя элементы всей товаропроводящей цепочки от производства сырья до готового рациона питания, органы управления, учреждения, в которых организуется социальное питание, организации, производящие пищевую продукцию для социального питания, объекты логистики: склады, распределительные центры и центры комплектования рационов питания, транспортные предприятия, а также группы населения, для которых организуется социальное питание.
Корпоративное питание - форма организации коллективного питания работников на средних и крупных предприятиях, а также в иных организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Социально-экономические предпосылки формирования системы коллективного питания
Развитие системы коллективного питания будет способствовать:
- инновационному развитию агропромышленного комплекса и смежных отраслей, сохранению сельского уклада жизни;
- диверсификации экономики Омской области;
- развитию малого и среднего бизнеса, развитию кооперации;
- созданию дополнительных рабочих мест;
- повышению инвестиционной привлекательности Омской области;
- стимулированию внутреннего спроса на продукты питания;
- повышению инвестиционной привлекательности существующей системы социального питания;
- снижению нагрузки на областной бюджет;
- снижению уровня заболеваемости, развитию профилактического здравоохранения;
- снижению травматизма на рабочих местах.
Обоснование необходимости разработки Программы
Омская область обязана ежедневно обеспечивать питанием более 28 процентов населения. Питание предоставляется при нахождении граждан в следующих учреждениях: детские сады и школы, больницы, военные части и др.
Кроме того, более 33 процентов населения Омской области входят в организованные трудовые коллективы, охватывающие работников средних и крупных предприятий, не имеющих или имеющих ограниченные возможности по получению горячего питания в обеденный перерыв в традиционных точках общественного питания.
Действующая в настоящее время система питания не позволяет соблюдать высокие требования к качеству на всех этапах - от закупки сельхозпродукции до непосредственной раздачи питания. Кроме того, организуемое в настоящее время питание не ориентировано на использование продукции местного сельскохозяйственного производства.
Структура сельскохозяйственного производства показывает, что в руках средних и малых сельхозпроизводителей сосредоточено до 90 процентов производства продукции по некоторым категориям (крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства в 2011 году: молоко - 58 процентов, картофель - 95 процентов, овощи - 87 процентов).
В настоящее время доступ таких производителей к рынку жестко ограничен в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции.
Очевидна необходимость построения производственно-сбытовых цепочек для отечественных сельхозпроизводителей, организация которых возможна через создание производственно-логистических центров (далее - ПЛЦ) и (или) агропромышленных кластеров, предназначенных для создания замкнутой цепочки агропромышленного производства, включая производство продуктов питания.
Современным, инновационным и эффективным способом решения задачи предоставления питания населению является создание единой системы внутренней продовольственной помощи, включающей коллективное питание и основанной на продукции агропромышленного комплекса Омской области.
Причины использования программного подхода к построению системы коллективного питания:
- отсутствие товаропроводящей инфраструктуры и системного подхода к организации коллективного питания;
- игнорирование современного индустриального подхода к организации питания коллективов, технологическая неразвитость производства рационов питания;
- низкая экономическая эффективность существующего подхода к предоставлению коллективного питания;
- отсутствие начального исследования и постоянной системы мониторинга баланса спроса и предложения;
- неразвитая система контроля качества как сырья, так и предоставляемого коллективного питания.
Целевая направленность системы внутренней продовольственной помощи позволяет решить государственные задачи, определенные Стратегией развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года N 559-р, Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, положениями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, а также областными проектами и программами, разработанными для реализации направлений государственной и областной политики в сфере достижения продовольственной безопасности.
II. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для достижения продовольственной безопасности в части обеспечения физической и экономической доступности безопасных пищевых продуктов для населения Омской области в объемах и ассортименте, соответствующем установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) создание условий для функционирования системы внутренней продовольственной помощи (совершенствование нормативной правовой базы, разработка и внедрение механизмов управления системой внутренней продовольственной помощи);
2) развитие товаропроводящей инфраструктуры и материально-технической базы внутренней продовольственной помощи;
3) развитие сырьевой базы системы внутренней продовольственной помощи;
4) содействие созданию эффективной системы контроля качества и безопасности продукции для обеспечения населения Омской области.
III. Срок реализации Программы
Программа предполагает реализацию в 2 этапа.
Этап 1. Организация временной схемы работы системы внутренней продовольственной помощи, основанной на продукции местных поставщиков (2013 - 2014 годы).
Этап 2. Выстраивание и отработка новой системы питания на базе продукции местного производства (2014 - 2016 годы).
Постановлением Правительства Омской области от 21 октября 2015 г. N 287-п в раздел IV настоящего приложения внесены изменения
IV. Перечень мероприятий Программы
Перечень мероприятий Программы, планируемых к реализации, разработан исходя из направлений, определенных приоритетами развития агропромышленного комплекса Омской области, Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93, и проектом концепции разработки мер поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на основе механизмов внутренней продовольственной помощи в рамках "зеленой корзины" Всемирной торговой организации, подготовленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Перечень мероприятий Программы представлен в приложении N 2 к Программе.
Основными принципами реализации мероприятий Программы являются:
1. Применение подхода управления цепочками поставок.
Для решения задач, предусмотренных Программой, целесообразно применить метод построения производственно-сбытовых цепочек.
Суть подхода заключается в создании и развитии товаропроводящей инфраструктуры для отечественных сельскохозяйственных производителей, включающей мощности по хранению, первичной и глубокой переработке, производства продуктов питания и полуфабрикатов, в том числе высокой степени готовности, их транспортировке, доставке и сервировке для конечного потребителя. Таким образом, создается последовательная цепь технологически синхронизированных производственных предприятий, объектов складской логистики, транспортных предприятий, операторов питания, сервиса и торговли.
В зависимости от продуктового баланса и от уровня развития традиционных для Омской области отраслей сельского хозяйства должны создаваться комплексы предприятий полной производственно-сбытовой цепочки поставок продукции растениеводства и животноводства.
2. Укрупнение и централизация заказа и управления системой внутренней продовольственной помощи.
Управление вышеуказанными процессами включает организацию, планирование, контроль и регулирование товарного потока, начиная с получения заказа, закупки сырья и материалов для обеспечения производства продукции и заканчивая доведением продукции с оптимальными затратами ресурсов до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка. Данную деятельность целесообразно осуществлять из единого центрального органа. К задачам такого органа также будут отнесены:
- предоставление субъектам указанных процессов мер государственной поддержки в соответствии с государственными, ведомственными программами;
- мониторинг ценообразования на всех этапах цепи поставок продукции и исключение посреднического звена;
- организация и проведение государственных закупок, установление критериев отбора, контроль исполнения контрактов и прочие функции заказчика в соответствии с законодательством на оказание услуг организации питания и (или) поставки продуктов питания, полуфабрикатов, рационов, сельскохозяйственного сырья в учреждения социальной сферы, а также для нужд адресной продовольственной поддержки;
- сбор, обработка и предоставление рыночной информации местным производителям сельскохозяйственного сырья, перерабатывающим предприятиям и прочим участникам цепочки для планирования производства.
В связи с тем что на орган управления системой внутренней продовольственной помощи частично возлагаются государственные функции в части распределения государственных заказов, льгот и преференций, управление системой внутренней продовольственной помощи должно оставаться прерогативой органов исполнительной власти Омской области.
3. Адресность.
Принцип адресности реализуется:
- в сторону потребителя системы внутренней продовольственной помощи - нормативно-подушевое выделение бюджетных средств на потребителя и формирование рациона питания в зависимости от физиологических норм и особенностей (условий труда и профессиональных особенностей, возрастных, особенностей заболевания) той категории населения, к которой относится конечный потребитель;
- в сторону производителя продуктов питания - при централизованном управлении системой внутренней продовольственной помощи бюджетные средства, предоставляемые на оказание услуги питания, предполагается направить на продукты, закупленные у отечественного производителя (то есть выделенные средства будут переходить на развитие отечественного сельскохозяйственного производителя и переработчика).
Для оказания адресной продовольственной помощи в дальнейшем планируется внедрение электронных дисконтных карт.
4. Контроль качества на всех звеньях цепи.
В связи с тем что продукция системы внутренней продовольственной помощи относится к категории скоропортящихся продуктов, необходимо выстраивание "холодных цепей", относящихся к управлению температурой таких продуктов, для поддержания безопасности и качества продуктов питания от места сельскохозяйственного производства через звенья переработки и распределения до конечного потребителя.
Мероприятия этапа 1. Организация временной схемы работы системы внутренней продовольственной помощи, основанной на продукции местных поставщиков (2013 - 2014 годы):
1) разработка и концептуальное описание временной схемы работы внутренней продовольственной помощи, основанной на продукции местных поставщиков:
- описание функционирования системы внутренней продовольственной помощи с ориентацией на местных производителей и с сохранением текущей принципиальной организационной схемы;
- критерии и показатели переориентации финансовых потоков по временной схеме организации питания, учитывающей продукцию местных производителей;
- целевое производство сельскохозяйственного сырья и его поставки в систему внутренней продовольственной помощи;
- производство готовой продукции (полуфабрикатов) для обеспечения конечного потребителя системы внутренней продовольственной помощи;
- содействие обеспечению и контролю безопасности и качества пищевых продуктов для поставки в системы социального питания на всех стадиях производства, переработки и потребления пищевой продукции;
2) актуализация нормативной правовой базы, в том числе для перенаправления денежных и товарных потоков на отечественного (включая местного) производителя, а также по вопросам функционирования и развития агропромышленного комплекса:
- разработка изменений в Закон Омской области "О мерах по обеспечению доступности продовольствия для населения Омской области";
- разработка предложений по внесению изменений и дополнений в правовые акты и методические рекомендации о порядке принятия и исполнения публичных расходных обязательств бюджетов различных уровней (порядке получения субсидий и дотаций, их ежегодной индексации) и их поэтапном увеличении в сфере социального питания и системы внутренней продовольственной помощи для достижения научно обоснованных норм питания в Омской области;
- разработка правового акта об инвестиционной деятельности в сфере внутренней продовольственной помощи;
- разработка методических рекомендаций по созданию системы обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов и питания в системе внутренней продовольственной помощи;
3) формирование институтов развития системы внутренней продовольственной помощи в Омской области;
4) отработка временной схемы на пилотном полигоне - на блоке системы социального питания Омской области - в общеобразовательных учреждениях: выбор или создание оператора (ов) питания, установление договорных отношений с отечественными (в том числе местными) поставщиками, налаживание технологии работы объектов логистики и производства продукции.
Мероприятия этапа 2. Выстраивание и отработка новой системы питания на базе продукции местного производства (2014 - 2016 годы):
1) описание альтернатив нового строительства, реконструкции и модернизации производственных и инфраструктурных объектов;
2) разработка топологии ПЛЦ, перспектив развития территорий вокруг ПЛ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.