Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу РЭК Омской области
от 16 июля 2013 года N 122/38
Методические указания
по регулированию цен на твердое топливо, реализуемое населению Омской области для бытовых нужд
29 октября 2013 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящие Методические указания по регулированию цен на твердое топливо, реализуемое населению Омской области для бытовых нужд (далее - Методические указания), разработаны во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
1.2. Методические указания определяют основные положения формирования, а также принципы и методы регулирования цен на твердое топливо, реализуемое населению Омской области для бытовых нужд (далее - твердое топливо).
1.3. Цены на твердое топливо, устанавливаемые в соответствии с Методическими указаниями, применяются юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими регулируемую деятельность по реализации твердого топлива населению Омской области (далее - регулируемая деятельность).
1.4. В Методических указаниях к населению приравнены управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные или иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, в части приобретаемого объема твердого топлива для потребления на бытовые нужды граждан при наличии печного отопления и не используемого для осуществления коммерческой деятельности.
1.5. В Методических указаниях используются следующие понятия:
"твердое топливо" - топливо в виде каменного угля и древесины (дров), обеспечивающее бытовые потребности граждан при наличии печного отопления;
"регулирующий орган" - Региональная энергетическая комиссия Омской области;
"субъект регулирования" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие регулируемую деятельность;
"период регулирования" - период, на который устанавливаются цены на твердое топливо;
"текущий период" - временной интервал, предшествующий периоду регулирования;
"базовый период" - последний завершенный период регулируемой деятельности (календарный год).
Значения иных понятий, используемых в Методических указаниях, соответствуют понятиям, принятым в законодательстве Российской Федерации.
1.6. Методические указания разработаны в целях:
а) обеспечения экономического обоснования цен на твердое топливо;
б) достижения баланса интересов субъектов регулирования и населения;
в) защиты экономических интересов населения от необоснованного повышения цен на твердое топливо и обеспечения доступности твердого топлива для населения.
1.7. Методические указания предназначены для использования регулирующим органом и субъектами регулирования.
II. Основные положения по формированию цен на твердое топливо
2.1. Регулирование цен на твердое топливо базируется на принципе обязательности ведения раздельного учета объемов твердого топлива, доходов и расходов при осуществлении регулируемой и иной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами о бухгалтерском учете.
2.2. При регулировании цен на твердое топливо могут быть установлены фиксированные цены на твердое топливо и (или) их предельные уровни.
2.3. Цены на твердое топливо по решению регулирующего органа могут устанавливаться:
а) едиными на территории Омской области;
б) дифференцированными по муниципальным образованиям Омской области исходя из определяемых раздельно по каждому муниципальному образованию экономических показателей субъекта регулирования по регулируемому виду деятельности;
в) дифференцированными по отдельным субъектам регулирования.
2.4. При регулировании цен на твердое топливо может применяться один из следующих методов:
а) метод экономически обоснованных расходов (затрат);
б) метод индексации.
Решение о выборе метода регулирования цен на твердое топливо по каждому субъекту регулирования принимается регулирующим органом с учетом предложения субъекта регулирования.
2.5. Цены на твердое топливо рассчитываются и устанавливаются в рублях и копейках (с учетом в цене налога на добавленную стоимость) за одну тонну угля или за один складочный кубический метр дров.
2.6. Срок действия установленных цен на твердое топливо не может быть менее чем один календарный год, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В случае если прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, разработанным Минэкономразвития России и одобренным Правительством Российской Федерации (далее - Прогноз), на период регулирования предусмотрено изменение тарифов на коммунальные услуги для населения с календарной разбивкой, цены на твердое топливо устанавливаются средние на календарный год либо с той же календарной разбивкой.
2.7. Цены на твердое топливо могут быть пересмотрены в течение года в случае возникновения обоснованных причин в соответствии с подпунктом "в" пункта 5.3 Методических указаний.
2.8. В зависимости от условий заготовки и доставки твердого топлива цены на твердое топливо включают в себя расходы по заготовке, доставке, разгрузке на склад субъекта регулирования, погрузке со склада в транспортное средство, поданное покупателем (франко-транспортное средство на складе субъекта регулирования).
Расходы по доставке твердого топлива покупателям и разгрузке доставленного твердого топлива при установлении цен не учитываются и оплачиваются покупателями сверх стоимости твердого топлива.
III. Принципы регулирования цен на твердое топливо методом экономически обоснованных расходов (затрат)
3.1. Цены на твердое топливо определяются на основе размера необходимой валовой выручки субъекта регулирования, полученной от реализации населению каждого вида твердого топлива (далее - НВВ), и объема реализации населению соответствующего вида твердого топлива (далее - объем реализации твердого топлива) за расчетный период регулирования по следующей формуле:
, (1)
где НВВ - планируемая на расчетный период регулирования НВВ, определяемая в соответствии с Методическими указаниями, тыс. руб.;
- планируемый на расчетный период регулирования объем реализации твердого топлива, определяемый с учетом прогноза потребления и фактической динамики реализации твердого топлива, т угля или скл. куб. м дров.
3.2. В целях обеспечения нормальной хозяйственной деятельности субъекта регулирования в течение периода регулирования НВВ принимается в размере, необходимом для:
а) возмещения экономически обоснованных расходов, понесенных субъектом регулирования в течение периода регулирования;
б) получения субъектом регулирования размера прибыли в регулируемом виде деятельности, необходимой для покрытия согласованных с регулирующим органом расходов;
в) учета налогов и иных обязательных платежей субъекта регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.3. Определение состава расходов, включаемых в НВВ, оценка их экономической обоснованности, а также планирование сумм налогов и иных обязательных платежей, относящихся на регулируемый вид деятельности, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами о бухгалтерском учете.
3.4. При формировании НВВ учитываются внереализационные доходы субъекта регулирования в соответствии с пунктом 3.19 Методических указаний в части, относящейся на регулируемую деятельность.
3.5. По результатам анализа фактической хозяйственной деятельности субъекта регулирования регулирующий орган учитывает в НВВ суммы выявленных избытков и недостатков доходов и расходов в соответствии с пунктом 3.6 Методических указаний.
3.6. НВВ на расчетный период регулирования определяется по следующей формуле:
, (2)
где - планируемая на расчетный период регулирования сумма экономически обоснованных расходов субъекта регулирования, относимых на себестоимость твердого топлива, тыс. руб.;
- планируемая на расчетный период регулирования сумма экономически обоснованных внереализационных расходов субъекта регулирования в части, относящейся на регулируемую деятельность, тыс. руб.;
- планируемая на расчетный период регулирования сумма внереализационных доходов субъекта регулирования в части, относящейся на регулируемую деятельность, тыс. руб.;
ЧП - планируемая на расчетный период регулирования экономически обоснованная величина прибыли субъекта регулирования по регулируемому виду деятельности, тыс. руб.;
- планируемая на расчетный период регулирования сумма налога на прибыль субъекта регулирования в части прибыли, получаемой от регулируемой деятельности;
- сумма планируемых на расчетный период регулирования доходов и расходов, подлежащих возмещению (учитываются со знаком "+") или исключению (учитываются со знаком "-") из НВВ в соответствии с пунктами 3.7 - 3.10 Методических указаний, тыс. руб.
3.7. В случае выявления в базовом периоде экономически обоснованных расходов субъекта регулирования, не учтенных при установлении цен на твердое топливо на тот период регулирования, в котором они понесены, эти расходы учитываются регулирующим органом при установлении цен на твердое топливо на следующий период регулирования.
Такими расходами могут быть:
- расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию и услуги, потребляемые субъектом регулирования;
- расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлеченных для покрытия данных расходов.
3.8. Регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов, в том числе:
- расходов в предыдущих периодах регулирования, не связанных с осуществлением регулируемой деятельности и покрытых за счет поступлений от регулируемой деятельности;
- расходов, учтенных при установлении цен на твердое топливо, фактически не понесенных в периоде регулирования, на который устанавливались цены на твердое топливо.
Не использованные в течение предыдущих периодов действия цен на твердое топливо средства по отдельным статьям расходов могут учитываться в качестве источника покрытия предстоящих расходов.
3.9. В случае если расходы, указанные в пунктах 3.7 и 3.8, осуществляются из прибыли, они принимаются с учетом налогообложения.
3.10. В целях обеспечения среднесрочной сбалансированности динамики изменения цен на твердое топливо возможен учет доходов и расходов, указанных в пунктах 3.7 - 3.9 Методических указаний, по согласованному с регулирующим органом графику в течение нескольких лет.
3.11. При наличии стороннего субсидирования (в том числе бюджетного) каких-либо расходов субъекта регулирования на безвозмездной основе такие статьи расходов принимаются для расчета цен на твердое топливо за вычетом указанного субсидирования.
3.12. Применяются следующие правила учета доходов и расходов субъекта регулирования:
а) доходы и расходы, возникающие вследствие осуществления регулируемого вида деятельности (в случае возможности выделения таких доходов и расходов), учитываются в расчете цен на твердое топливо полностью;
б) доходы и расходы, возникающие вследствие осуществления других видов деятельности (в случае возможности выделения таких доходов и расходов), в расчете цен на твердое топливо не учитываются;
в) доходы и расходы в случае, когда их невозможно отнести к конкретному виду деятельности, по решению регулирующего органа учитываются в расчете цен на твердое топливо одним из следующих методов:
- согласно учетной политике, принятой субъектом регулирования;
- пропорционально прямым расходам по регулируемым видам деятельности;
- пропорционально выручке от соответствующих видов деятельности;
- пропорционально условно-постоянным расходам;
г) аналогичные подходы, изложенные в данном пункте, используются также при формировании прибыли с учетом положений подпункта "б" пункта 3.2 Методических указаний.
3.13. При определении значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):
а) установленные цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения закупочных процедур;
в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
г) рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации и макроэкономических показателей Прогноза.
3.14. При определении значений расходов (цен) регулирующий орган использует действующие нормативы численности, использования материалов и проведения различных видов работ.
При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, предоставляемых субъектом регулирования.
3.15. Для субъектов регулирования, ранее не осуществлявших регулируемую деятельность и не имеющих фактических данных по объемам реализации твердого топлива и расходам, расчет цен на твердое топливо производится регулирующим органом на основании планируемых показателей деятельности с учетом сравнительного анализа с показателями деятельности субъектов регулирования, осуществляющих аналогичную деятельность.
3.16. При определении размера расходов, относимых на себестоимость твердого топлива, а также размера внереализационных расходов, включаемых в НВВ, принимаются расходы субъекта регулирования, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций.
3.17. При включении в НВВ расходов, относимых на себестоимость твердого топлива, учитываются следующие экономически обоснованные расходы, связанные с производством и реализацией твердого топлива:
а) расходы на закупку твердого топлива - исходя из представленных субъектом регулирования балансов твердого топлива (по формам согласно приложениям 1 и 2 к Методическим указаниям), заключенных договоров с поставщиками, а также прогнозных индексов цен по видам экономической деятельности согласно Прогнозу;
б) расходы на транспортировку твердого топлива в сумме расходов на оплату услуг по перевозке приобретаемого твердого топлива всеми видами транспорта, а также прочих услуг, связанных с доставкой твердого топлива до склада субъекта регулирования - исходя из необходимости потребления данных услуг в регулируемом виде деятельности, дальности транспортировки и прогнозируемых на расчетный период цен и тарифов на их оплату;
в) расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд - исходя из действующих норм их потребления в регулируемом виде деятельности и прогнозируемых на расчетный период цен на их приобретение;
г) фонд оплаты труда - исходя из сложившихся фактической численности работников, занятых в регулируемом виде деятельности, и фактического объема фонда оплаты их труда, прогнозного индекса потребительских цен согласно Прогнозу, а также в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в области оплаты труда, действующими в отрасли и в регулируемой организации;
д) расходы на страховые взносы во внебюджетные фонды - в размерах, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
е) расходы на амортизацию основных средств - исходя из состава основных средств, используемых в регулируемом виде деятельности, в соответствии с действующим законодательством в данной сфере и учетной политикой субъекта регулирования;
ж) расходы на аренду (лизинг) - исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество и на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанного с владением указанным имуществом;
з) расходы на услуги сторонних организаций (расходы на оплату услуг средств связи, страхования (медицинского, имущества) вневедомственной охраны, услуг по ремонту основных средств, аудиторских, информационно-вычислительных, консультационных, коммунальных и прочих услуг) - исходя из необходимости потребления данных услуг субъектом регулирования в регулируемом виде деятельности, заключенных договоров со сторонними организациями, действующих норм их потребления в регулируемом виде деятельности и прогнозируемых на расчетный период цен и тарифов на их оплату, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации;
и) прочие расходы (командировочные расходы, расходы на подготовку кадров, прочие расходы в соответствии с законодательством Российской Федерации) - в аналогичном порядке, изложенном в подпункте "з" пункта 3.17 Методических указаний;
В структуре себестоимости твердого топлива учитываются налоги и иные обязательные платежи, относимые на себестоимость твердого топлива в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе налоги на имущество, землю, загрязнение окружающей среды, единый транспортный налог, плата за использование лесов, иные налоги и обязательные платежи.
3.18. Внереализационные расходы включают экономически обоснованные расходы на услуги банков, проценты по краткосрочным кредитам (займам), а также прочие экономически обоснованные расходы.
3.19. Внереализационные доходы субъекта регулирования включают:
а) доходы от реализации основных средств;
б) доходы от сдачи имущества в аренду;
в) прочие доходы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.20. При определении размера плановой прибыли, включаемой в НВВ, принимаются расходы субъекта регулирования, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), в целях:
а) финансирования экономически обоснованных программ технического перевооружения, модернизации и реконструкции основных производственных средств в части, не покрываемой амортизационными отчислениями, неиспользованными источниками за предыдущие периоды регулирования и долговыми обязательствами всех видов, привлеченными для этих целей (капитальные вложения);
б) обеспечения возможности выплаты дивидендов;
в) финансирования других обоснованных расходов, источником для которых является чистая прибыль, включая затраты субъекта регулирования на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций.
3.21. Величина нормативной прибыли не может превышать 7 процентов суммы включаемых в необходимую валовую выручку расходов, указанных в пунктах 3.17 и 3.18 Методических указаний.
IV. Принципы регулирования цен на твердое топливо методом индексации
4.1. Метод индексации предполагает установление цен на твердое топливо на базе ранее установленных цен на твердое топливо и макроэкономических показателей Прогноза.
4.2. Индексации подлежат статьи расходов субъекта регулирования, запланированные и принятые при установлении цен на твердое топливо.
4.3. При применении метода индексации могут учитываться:
а) планируемое на расчетный период регулирования изменение объемов реализации твердого топлива;
б) существенное (более 5 процентов) отклонение фактических расходов на закупку твердого топлива и иных расходов от расходов, принятых для расчета цен на твердое топливо на текущий период, вызванное инфляционными процессами или другими не зависящими от субъекта регулирования причинами;
в) изменения в законодательстве Российской Федерации, влияющие на размер расходов, налогов и иных обязательных платежей субъекта регулирования;
г) суммы избытков и недостатков доходов и расходов субъекта регулирования, выявленные по итогам анализа фактической хозяйственной деятельности субъекта регулирования в предыдущих периодах регулирования.
4.4. Доходы и расходы, указанные в подпункте "г" пункта 4.3 Методических указаний, учитываются в аналогичном порядке, изложенном в пунктах 3.7 - 3.10 Методических указаний.
4.5. В случае применения регулирующим органом метода индексации дело об установлении цен на твердое топливо не открывается.
4.6. При установлении цен на твердое топливо действует порядок, изложенный в пунктах 5.7 и 5.8 Методических указаний.
V. Порядок представления документов и материалов и установления цен на твердое топливо
5.1. Установление цен на твердое топливо осуществляется регулирующим органом по собственной инициативе или по инициативе субъекта регулирования.
5.2. При установлении цен на твердое топливо по инициативе регулирующего органа субъект регулирования обязан представить требуемые документы и материалы в течение 30 календарных дней с момента запроса регулирующего органа.
Регулирующий орган вправе установить для субъекта регулирования срок предоставления требуемых документов и материалов, превышающий 30 календарных дней, о чем должен указать в своем запросе.
5.3. Основаниями для установления цен на твердое топливо по инициативе субъектов регулирования являются:
а) письменное обращение субъектов регулирования, цены на твердое топливо для которых ранее не были установлены;
б) истечение срока действия установленных цен на твердое топливо;
в) существенное (более 5 процентов) изменение размера расходов по сравнению с расходами, принятыми для расчета цен на твердое топливо на текущий период, вызванное инфляционными процессами или другими не зависящими от субъекта регулирования причинами.
5.4. Для установления цен на твердое топливо субъект регулирования представляет в регулирующий орган следующие документы и материалы:
1) заявление об установлении цен на твердое топливо;
2) пояснительную записку, обосновывающую необходимость установления цен на твердое топливо и включающую в себя постатейные пояснения по фактическим показателям базового периода, фактическим и ожидаемым показателям текущего периода, а также плановым показателям периода регулирования;
3) копию приказа об учетной политике;
4) копию рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
5) копии документов бухгалтерской отчетности за базовый период, а также на последнюю отчетную дату (форма N 1 "Бухгалтерский баланс" с отметкой налогового органа или с приложением формы по КНД 1166007 "Извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете)"; форма N 2 "Отчет о финансовых результатах" с расшифровкой статей);
6) расчет (расчеты) цен на твердое топливо (по видам твердого топлива) в соответствии с приложениями NN 1 - 4 к Методическим указаниям и положениями пункта 5.4 Методических указаний;
Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 29 октября 2013 г. N 180/55 в подпункт 7 пункта 5.4 настоящего приложения внесены изменения
7) постатейные обоснования к расчету (расчетам) цен на твердое топливо (документы и материалы за базовый период и на последнюю отчетную дату, иные обосновывающие документы и материалы).
При установлении цен на твердое топливо в соответствии с подпунктом "б" пункта 2.3 Методических указаний калькуляции цен на твердое топливо по формам согласно приложениям N 3 и N 4 к Методическим указаниям представляются по каждому муниципальному образованию Омской области, на территории которого субъект регулирования осуществляет регулируемую деятельность, также представляется сводная калькуляция по Омской области.
Представленные документы должны содержать обязательные реквизиты, подтверждающие подлинность и достоверность документов и содержащихся в них сведений.
Каждый том документов и материалов, представленный для установления цен на твердое топливо, должен содержать опись входящих в его состав документов и материалов.
Расчетные таблицы представляются также на электронных носителях.
5.5. Регулирующий орган регистрирует заявление с прилагаемыми расчетными и обосновывающими материалами в день получения. При несоответствии документов установленным требованиям регулирующий орган возвращает их субъекту регулирования без рассмотрения в 7-дневный срок со дня получения с указанием причин возврата.
5.6. Основаниями для мотивированного отказа по установлению цен на твердое топливо могут быть:
а) непредставление или представление не в полном объеме документов и материалов, указанных в пункте 5.5 Методических указаний;
б) отсутствие в документах обязательных реквизитов, подтверждающих подлинность и достоверность документов и содержащихся в них сведений;
в) нарушение субъектом обязательного принципа ведения раздельного учета объемов твердого топлива, доходов и расходов в отношении регулируемой и иной деятельности.
5.7. Решение об установлении цен на твердое топливо принимается регулирующим органом в течение 28 рабочих дней со дня регистрации заявления об установлении цен на твердое топливо.
5.8. В случае если в ходе анализа представленных субъектом регулирования предложений об установлении цен на твердое топливо возникнет необходимость уточнения расчетов или их обоснований, регулирующий орган вправе запрашивать у субъекта регулирования дополнительные документы и материалы, а субъект регулирования обязан представить их в течение 7 дней со дня поступления запроса.
До получения требуемых сведений сроки рассмотрения документов и материалов по делу приостанавливаются до представления дополнительных сведений.
При этом срок, установленный пунктом 5.7 Методических указаний, пролонгируется на соответствующее количество рабочих дней.
VI. Заключительные положения
6.1. Применение субъектами регулирования не утвержденных регулирующим органом цен на твердое топливо является нарушением порядка ценообразования и влечет за собой применение административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Баланс твердого топлива (угля) |
|
Содержание Приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 16 июля 2013 г. N 122/38 "Об утверждении методических указаний... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.