Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Омской области
от 26 сентября 2012 года N 197-п
Долгосрочная целевая программа Омской области
"Улучшение условий и охраны труда в Омской области" на 2013 - 2017 годы
Паспорт
долгосрочной целевой программы Омской области "Улучшение условий и охраны труда в Омской области" на 2013 - 2017 годы
I. Сущность решаемых Программой проблем
Основой стабильного социального и экономического развития региона являются трудовые ресурсы. Обеспечение экономики квалифицированными кадрами, привлечение молодежи требует повышения качества и комфортности рабочих мест путем улучшения условий труда и обеспечения безопасности занятых на них работников.
Создание здоровых и безопасных условий труда на производстве следует рассматривать как форму сохранения трудового потенциала и репродуктивного здоровья работающего населения Омской области.
Осуществляется данная работа в рамках многоуровневой системы управления охраной труда в Омской области и обеспечивается согласованными действиями органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов и их объединений.
По данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат), в результате реализации комплекса мер, направленных на профилактику производственного травматизма и профзаболеваний, в Омской области удалось сохранить установившуюся в последние годы тенденцию снижения уровня производственного травматизма.
Таблица N 1
Уровень производственного травматизма в Омской области (в расчете на 1000 работающих) в 2006 - 2011 годах (человек)
Территория |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Российская Федерация |
2,9 |
2,7 |
2,5 |
2,1 |
2,2 |
2,1 |
Сибирский федеральный округ |
3,6 |
3,4 |
3,0 |
2,7 |
2,9 |
2,5 |
Омская область |
4,0 |
3,8 |
2,9 |
2,7 |
2,7 |
2,3 |
В обучающих центрах ежегодно проходят обучение по охране труда более 12 тыс. руководителей и специалистов организаций. Затраты на мероприятия по охране труда в организациях с 2006 года выросли почти в 2 раза и составили 1477,1 млн. рублей в год. По состоянию на 1 января 2012 года аттестацию провели более 3,5 тыс. организаций с численностью работников около 518 тыс. человек.
Несмотря на положительные результаты, достигнутые в области охраны труда, производственный травматизм остается высоким. В Омской области ежегодно более 1000 человек получают производственные травмы и профзаболевания. Уровень производственного травматизма в Омской области превышает среднероссийский в 1,1 раза.
Состояние условий труда по-прежнему сохраняет тенденцию к ухудшению. По данным Росстата продолжается увеличение доли работников, занятых во вредных условиях труда. В Омской области удельный вес численности работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, на конец 2011 года составил 24,4 процента (2009 год - 19 процентов). Практически каждый четвертый работник трудится на рабочем месте с вредными для репродуктивного здоровья условиями труда.
Таблица N 2
Удельный вес численности работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда (в процентах от списочной численности работников организаций)
Территория |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Российская Федерация |
23,4 |
24,9 |
26,2 |
27,5 |
29,0 |
30,5 |
Сибирский федеральный округ |
- |
30,8 |
32,7 |
33,9 |
39,6 |
39,1 |
Омская область |
15,2 |
15,1 |
18,9 |
19,0 |
23,3 |
24,4 |
Неудовлетворительное состояние условий труда, длительное воздействие вредных производственных факторов на организм работников являются основными причинами создания угрозы здоровью и формирования у работников профессиональной патологии.
Уровень профессиональной заболеваемости в Омской области в 2011 году составил 1,7 человека на 10 тысяч работающих. Первично признаны инвалидами по трудовому увечью 53 человека, по профзаболеванию 13 человек.
Одной из существенных проблем является выявление профзаболеваний на поздних стадиях, когда работник уже стал инвалидом и по объективным причинам не может продолжать работу по профессии, а нередко теряет и общую трудоспособность. Указанное свидетельствует о низком качестве проведения предварительных (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотров, а также недостаточной эффективности системы оказания профпатологической помощи.
Важнейшим направлением деятельности по улучшению условий труда работающих является аттестация рабочих мест по условиям труда. Однако в Омской области отмечается низкий уровень проведения аттестации рабочих мест в государственных учреждениях и организациях малого и среднего бизнеса, где выполняются работы во вредных условиях труда и требуются планирование и реализация мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.
Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации Программы на уровне Омской области с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 года N 18 (далее - Стратегия), является социальная значимость данной проблемы в части повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения Омской области.
В соответствии со Стратегией одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Омской области в повышении конкурентоспособности рабочей силы, обеспечении Омской области высококвалифицированными кадрами является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению производственного травматизма и заболеваемости, а также реформированию системы медико-профилактического обслуживания работников.
Решение проблем в сфере охраны труда с использованием программно-целевого метода обусловлено тем, что данные проблемы:
1) носят комплексный характер;
2) не решаются в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов.
Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.
Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем программно-целевым методом, являются:
1) ухудшение социально-экономической ситуации;
2) недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий Программы;
3) неэффективное взаимодействие исполнителей.
II. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
- улучшение условий и охраны труда в организациях;
- снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций.
Задачами Программы являются:
1) организационно-техническое обеспечение аттестации рабочих мест по условиям труда на территории Омской области;
2) организация обучения по охране труда работников организаций на основе современных технологий обучения;
3) информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;
4) совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.
Достижение целей и выполнение задач Программы позволят создать здоровые и безопасные условия труда работникам в Омской области, минимизировать производственный травматизм и профессиональную заболеваемость в организациях, повысить конкурентоспособность рабочей силы, обеспечить Омскую область высококвалифицированными кадрами.
III. Сроки реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться в течение 2013 - 2017 годов. Отдельные этапы реализации Программы не выделяются.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Мероприятия Программы разработаны на основе анализа состояния условий и охраны труда в Омской области, перспектив их изменения и влияния на обеспечение потребностей экономики Омской области в высококвалифицированных кадрах.
Программой предусматривается комплекс мероприятий, объединенных по двум направлениям:
- совершенствование системы охраны труда работников на производстве;
- создание и развитие системы медико-профилактического обслуживания работников.
Комплекс мероприятий по совершенствованию системы охраны труда работников на производстве направлен на модернизацию системы мониторинга состояния условий и охраны труда у работодателей в Омской области, стимулирование деятельности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, совершенствование нормативной правовой базы в сфере охраны труда, подготовку работников по охране труда на основе современных технологий обучения, информационное обеспечение и пропаганду охраны труда.
Реализация мероприятий данного направления позволит модернизировать систему сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей в Омской области, стимулировать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в государственных учреждениях Омской области с последующим проведением мероприятий по улучшению условий труда, повысить уровень знаний по охране труда работодателей, руководителей и специалистов организаций, в том числе государственных учреждений Омской области, обеспечить повышение уровня информированности руководителей и специалистов организаций, органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области в вопросах охраны и улучшения условий труда на рабочих местах, распространение передового опыта по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на производстве.
Предусматривается комплекс мероприятий по созданию и развитию системы медико-профилактического обслуживания работников, реализация которого позволит усовершенствовать специализированную медицинскую помощь при острых и хронических профзаболеваниях путем внедрения современных методов диагностики и лечения.
Социальными и экономическими последствиями реализации мероприятий Программы является улучшение условий и охраны труда, направленное на сохранение жизни и здоровья работника, что повлечет за собой снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшение демографической ситуации, а также повышение качества жизни.
Реализация запланированных мероприятий будет способствовать эффективному решению проблем в области охраны труда, что даст максимальный эффект от вложения бюджетных средств и обеспечит положительные социально-экономические результаты.
V. Объемы финансирования Программы
Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Общий объем финансирования составит 214028,09 тыс. рублей, в том числе:
- 2013 год - 80077,44 тыс. рублей;
- 2014 год - 50901,05 тыс. рублей;
- 2015 год - 31057,7 тыс. рублей;
- 2016 год - 33256,9 тыс. рублей;
- 2017 год - 18735,0 тыс. рублей.
Сведения о распределении средств областного бюджета по направлениям финансирования приведены в приложении N 1 к Программе.
VI. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы
В результате реализации Программы ожидается ежегодное снижение численности работников, погибших на производстве, получивших профзаболевание, а также занятых на рабочих местах с вредными или опасными условиями труда, путем внедрения системы управления профессиональными рисками.
Программа позволит к концу 2017 года:
- снизить на 7,5 процента численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих в сравнении с данными 2012 года;
- снизить численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих с 0,069 до 0,064 в 2017 году;
- уменьшить количество лиц, которым впервые установлена инвалидность по трудовому увечью, в расчете на 10000 работающих с 1,14 до 0,9 в 2017 году;
- снизить на 10 процентов численность лиц с установленным в текущем году профзаболеванием в расчете на 10000 работающих в сравнении с данными 2012 года;
- увеличить долю впервые выявленных профзаболеваний в ходе периодических медицинских осмотров с 60 до 65 процентов в 2017 году (от общего числа установленных в текущем году профзаболеваний);
- довести удельный вес численности работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, до 72 процентов, в том числе в государственных учреждениях Омской области до 100 процентов (от списочной численности работников организаций);
- снизить удельный вес численности работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, с 24,4 до 23,4 процента в 2017 году (от списочной численности работников организаций);
- увеличить число организаций, имеющих декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, с 58 до 83 организаций в 2017 году.
VII. Перечень мероприятий Программы
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 2 к Программе.
VIII. Система целевых индикаторов Программы с методикой оценки эффективности реализации Программы
Для ежегодной оценки эффективности реализации Программы используются следующие целевые индикаторы:
1) численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих.
Значение целевого индикатора определяется как отношение числа пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в течение календарного года к списочной численности работников организаций (в расчете на 1000 работающих).
При расчете значения целевого индикатора используются сведения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области (далее - Омскстат);
2) численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих.
Значение целевого индикатора определяется как отношение числа пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в течение календарного года к списочной численности работников организаций (в расчете на 1000 работающих).
При расчете значения целевого индикатора используются сведения Омскстата;
3) численность лиц с установленным в текущем году профзаболеванием в расчете на 10000 работающих.
Значение целевого индикатора определяется как отношение числа лиц с установленным в текущем году профзаболеванием к списочной численности работников организаций (в расчете на 10000 работающих).
При расчете значения целевого индикатора используются сведения Управления Роспотребнадзора по Омской области;
4) численность лиц, которым впервые установлена инвалидность по трудовому увечью, в расчете на 10000 работающих.
Значение целевого индикатора определяется как отношение числа лиц, которым впервые установлена инвалидность по трудовому увечью в текущем году, к списочной численности работников организаций (в расчете на 10000 работающих).
При расчете значения целевого индикатора используются сведения федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области" и Омскстата;
5) доля впервые выявленных профзаболеваний в ходе периодических медицинских осмотров от общего числа установленных в текущем году профзаболеваний.
Значение целевого индикатора определяется как отношение впервые выявленных профзаболеваний при проведении периодических медицинских осмотров к общему числу установленных в текущем году профзаболеваний (процентов).
При расчете значения целевого индикатора используются сведения Министерства здравоохранения Омской области;
6) удельный вес численности работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда (в процентах от списочной численности работников организаций).
Значение целевого индикатора определяется как отношение численности работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, к списочной численности работников организаций (процентов).
При расчете значения целевого индикатора используются сведения Омскстата;
7) удельный вес численности работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда (в процентах от списочной численности работников организаций).
Значение целевого индикатора определяется как отношение количества работников, занятых на аттестованных рабочих местах по условиям труда, к списочной численности работников организаций (процентов).
При расчете значения целевого индикатора используются сведения мониторинга состояния условий и охраны труда в организациях, сведения организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, специалистов территориальных органов Минтруда;
8) количество организаций, имеющих декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Значение целевого индикатора определяется как общее количество организаций, получивших в текущем году декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
При расчете значения целевого индикатора используются сведения Государственной инспекции труда в Омской области.
Значения целевых индикаторов приведены в приложении N 3 к Программе.
Порядок проведения оценки эффективности реализации Программы предусматривает оценку достижения плановых значений целевых индикаторов, предусмотренных Программой, и определение их динамики с учетом следующего:
- при расчете фактически достигнутых значений целевых индикаторов должна отражаться комплексная оценка их влияния на результаты реализации Программы;
- при оценке достижения значений целевых индикаторов Программы определяется отклонение фактически достигнутых значений целевых индикаторов от предусмотренных Программой;
- по результатам оценки достижения значений целевых индикаторов и объемов финансирования проведенных мероприятий определяется общая социально-экономическая эффективность реализации Программы.
Оценка эффективности реализации Программы проводится исполнителем-координатором по информации, представленной исполнителями до 1 мая года, следующего за отчетным годом, по итогам ее исполнения за каждый финансовый год и в целом после завершения реализации Программы.
Реализация Программы считается эффективной при достижении плановых значений всех целевых индикаторов, предусмотренных Программой.
Расчет общей социально-экономической эффективности реализации Программы осуществляется по формуле:
, где:
- эффективность хода реализации отдельного направления Программы (в процентах);
- фактическое значение целевого индикатора по отдельному направлению Программы, достигнутое в ходе ее реализации;
- значение целевого индикатора, утвержденное Программой.
Интегральная оценка эффективности реализации Программы определяется на основе расчетов по следующей формуле:
, где:
Е - эффективность реализации Программы (в процентах);
- фактические значения целевых индикаторов, достигнутые в ходе реализации Программы;
- значения целевых индикаторов, утвержденные Программой;
М - количество целевых индикаторов Программы.
Для расчета показателя интегральной оценки эффективности реализации Программы Е используются все целевые индикаторы Программы.
При значении интегрального показателя эффективности реализации Программы Е от 80 процентов до 100 процентов и более эффективность реализация Программы признается высокой, при значении менее 80 процентов - низкой. В этом случае исполнитель-координатор проводит анализ причин невыполнения Программы и разрабатывает предложения по достижению значений целевых индикаторов и (или) внесению изменений в Программу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.