Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Омской области
от 28 августа 2013 года N 201-п
Долгосрочная целевая программа
Омской области "Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом (2013 - 2017 годы)"
24 декабря 2013 г.
Постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2013 г. N 351-п в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
долгосрочной целевой программы Омской области "Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом (2013 - 2017 годы)"
Наименование |
Долгосрочная целевая программа Омской области "Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом (2013 - 2017 годы)" (далее - Программа) |
Дата согласования проекта Программы Правительством Российской Федерации |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 1234-р |
Уполномоченный орган исполнительной власти Омской области, ответственный за реализацию Программы |
Министерство труда и социального развития Омской области (далее - Минтруд) |
Цели Программы |
1. Улучшение миграционной ситуации в Омской области. 2. Обеспечение экономики Омской области трудовыми ресурсами |
Задачи Программы |
1. Обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - Государственная программа). 2. Частичная компенсация миграционной убыли в Омской области. 3. Привлечение трудовых ресурсов в Омскую область |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Министерство здравоохранения Омской области; Министерство образования Омской области; Минтруд; Управление Федеральной миграционной службы по Омской области (далее - УФМС России по Омской области) (по согласованию); Главное управление государственной службы занятости населения Омской области (далее - Главное управление занятости); казенные учреждения службы занятости населения Омской области (далее - центры занятости населения); бюджетное образовательное учреждение Омской области дополнительного профессионального образования "Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения"; органы местного самоуправления Омской области (по согласованию) |
Этапы и сроки реализации Программы |
2013 - 2017 годы. Этапы реализации Программы не выделяются |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общие расходы на реализацию Программы составят 134 970,34 тыс. рублей, в том числе: 1) из областного бюджета - 115 570,44 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 13 506,02 тыс. рублей, 2014 год - 29 207,12 тыс. рублей, 2015 год - 29 287,12 тыс. рублей, 2016 год - 21 735,09 тыс. рублей, 2017 год - 21 835,09 тыс. рублей; 2) из федерального бюджета - 19 399,90 тыс. рублей, в том числе в 2013 году - 19 399,90 тыс. рублей |
Основные показатели (индикаторы) эффективности Программы |
1. Число участников Программы и членов их семей, ежегодно переезжающих в Омскую область и зарегистрированных в территориальных органах УФМС России по Омской области. 2. Доля расходов бюджета Омской области на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам, предоставлением им временного жилья и оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов бюджета Омской области на реализацию предусмотренных Программой мероприятий. 3. Доля участников Программы и членов их семей, прибывших в Омскую область, в общем числе мигрантов, прибывших в Омскую область. 4. Число прибывших в Омскую область участников Программы и членов их семей, находящихся в трудоспособном возрасте. 5. Доля участников Программы и членов их семей, трудоустроенных в организации Омской области, в общем числе соотечественников, прибывших в трудоспособном возрасте и желающих трудоустроиться |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Реализация Программы позволит: 1) привлечь на территорию Омской области к концу 2017 года 6 800 соотечественников (3 400 участников Программы и 3 400 членов их семей), в том числе: в 2013 году - 2 000 человек (1 000 участников Программы и 1 000 членов их семей); в 2014 году - 1 400 человек (700 участников Программы и 700 членов их семей); в 2015 году - 1 400 человек (700 участников Программы и 700 членов их семей); в 2016 году - 1 000 человек (500 участников Программы и 500 членов их семей); в 2017 году - 1 000 человек (500 участников Программы и 500 членов их семей); 2) обеспечить финансирование предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам, предоставлением им временного жилья и оказанием помощи в жилищном обустройстве, на уровне не менее 90 процентов в общем размере расходов бюджета Омской области на реализацию предусмотренных Программой мероприятий; 3) обеспечить долю участников Программы и членов их семей, переселившихся на постоянное место жительства в Омскую область, в общем числе мигрантов, прибывших в Омскую область, не менее 7 процентов; 4) привлечь к концу 2017 года на территорию Омской области 5 100 участников Программы и членов их семей, находящихся в трудоспособном возрасте; 5) обеспечить трудоустройство в организации Омской области не менее 70 процентов участников Программы и членов их семей в общем числе соотечественников, прибывших в трудоспособном возрасте и желающих трудоустроиться |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы
Программа разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93 (далее - Стратегия), и Государственной программой.
В целях настоящей Программы используются следующие понятия:
1) соотечественник - лицо, определенное Федеральным законом "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом";
2) участник Программы - соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой. Подтверждением участия соотечественника в Программе является свидетельство участника Государственной программы установленного Правительством Российской Федерации образца;
3) член семьи участника Программы - лицо, определенное подпунктом "в" пункта 6 Государственной программы.
Социально-экономическое положение Омской области и перспективы ее развития
Омская область - один из крупнейших промышленно-аграрных регионов Сибирского федерального округа. Ведущие позиции в структуре экономики Омской области занимает промышленное производство. В указанном секторе экономики сосредоточено:
1) 40 процентов валового регионального продукта;
2) 54 процента оборота организаций;
3) 52 процента инвестиций в основной капитал;
4) 55 процентов прибыли;
5) 46 процентов основных фондов;
6) 22 процента численности работников.
В 2011 году прирост промышленного производства составил 54,8 процента к уровню 2004 года. Это значительно выше, чем в среднем по Российской Федерации (по Российской Федерации рост промышленного производства составил 23,3 процента к уровню 2004 года).
В обрабатывающем секторе промышленного производства осуществлялись ввод новых производств, модернизация и реконструкция производственных мощностей предприятий, внедрение новых технологий, что обеспечило не только увеличение объемов выпуска продукции, но и повышение ее конкурентоспособности.
Омская область входит в число развитых аграрных районов Российской Федерации и наиболее развитых сельскохозяйственных регионов Сибирского федерального округа. По объемам производства молока Омская область входит в число 10 лидирующих субъектов Российской Федерации (по итогам 2011 года занимает 7 место). Доля прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций увеличилась с 63,2 процента в 2004 году до 84,1 процента в 2011 году.
Интенсификации развития секторов экономики способствовал высокий уровень инвестиционной активности организаций. Реализация проектов по строительству и модернизации промышленных производств, объектов инфраструктуры и социальной сферы обеспечила приток инвестиций в основной капитал Омской области за 2011 год на уровне 148,7 процента к 2004 году.
Значительные бюджетные инвестиции направлены на развитие сети газоснабжения, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры Омской области.
В результате проделанной работы по развитию инвестиционного потенциала Омской области закрытым акционерным обществом "Рейтинговое Агентство "Мудис Интерфакс" в 2010 году подтвержден кредитный рейтинг Омской области по национальной шкале на уровне Аа3.ru (высокая кредитоспособность по отношению к другим субъектам Российской Федерации).
Одним из направлений политики Правительства Омской области является стимулирование инновационной деятельности. Постановлением Правительства Омской области от 11 апреля 2007 года N 43-п утверждена Концепция развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области до 2015 года, в рамках которой предполагается создание сети бизнес-инкубаторов, университетского комплекса, технопарка, инновационно-инвестиционных и венчурных фондов. При активной поддержке Правительства Омской области открыты ресурсные центры в сфере металлообработки, машиностроения, жилищно-коммунального комплекса и строительства.
Существенную роль в росте экономики Омской области играет расширение международных экономических связей. Омская область как один из экономически развитых и стабильных субъектов Российской Федерации привлекает иностранных инвесторов. Внешнеторговые операции осуществляются с партнерами из стран дальнего и ближнего зарубежья. Основными торговыми партнерами стали Королевство Нидерланды, Чешская Республика, Федеративная Республика Германия, Итальянская Республика, Французская Республика, Япония, Кыргызстан, Республика Казахстан, Украина, Корейская Народно-Демократическая Республика, Турецкая Республика, Королевство Таиланд.
В среднесрочной перспективе развитие экономики предполагается в условиях активной реализации государственной политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности Омской области, широкого внедрения наукоемких технологий в производство, развития предпринимательской инициативы, качественного совершенствования факторов производства и их использования, увеличения уровня доходов населения.
В результате ожидается:
1) качественный прорыв в улучшении инвестиционного и бизнес-климата Омской области, выраженный в значительном росте объемов инвестиций в основной капитал, повышении оценки бизнес-сообществом условий ведения предпринимательской деятельности в Омской области;
2) улучшение состояния рынка труда Омской области, выраженное в повышении производительности труда, увеличении доли высокопроизводительных рабочих мест;
3) развитие высокотехнологичных секторов экономики, модернизация и диверсификация производства и, как следствие, рост конкурентоспособности производимой в Омской области продукции;
4) социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал, выраженные в повышении среднего уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетного сектора экономики, развитие инфраструктуры;
5) устойчивый рост потребления на фоне роста реальных денежных доходов населения.
Продолжится развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, в том числе строительство водоподъемного Красногорского гидроузла на реке Иртыш, Омского метрополитена, окружной дороги города Омска, автомобильных и железнодорожных дорог, объектов социального назначения.
Актуальным направлением в среднесрочной перспективе является переход на возобновляемые источники энергии. Для северных районов Омской области - перевод теплоисточников на такие виды топлива, как древесные пеллеты, торфобрикеты.
Продолжится диверсификация промышленного производства Омской области. Планируется создание новых производств, внедрение современного оборудования, освоение новых видов продукции и рынков сбыта. В приоритете останутся формирование и развитие нефтехимического, агропромышленного, лесопромышленного и ряда других кластеров.
В целях реализации указанных направлений развития экономики и социальной сферы Омской области утверждена Стратегия, которая является базовым документом, определяющим социально-экономическую политику Правительства Омской области на долгосрочную перспективу. В ней определен ряд факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие Омской области, к числу которых относятся "старение" кадров в отраслях материального производства и сокращение численности населения Омской области.
Реализация Программы на территории Омской области способствует частичному устранению влияния указанных факторов на социально-экономическое развитие Омской области.
Анализ демографической ситуации в Омской области
Демографические процессы, происходящие в Омской области, отражают общероссийские тенденции.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, численность постоянного населения Омской области по состоянию на 14 октября 2010 года составляла 1 977,7 тыс. человек. Число жителей Омской области к началу 2012 года снизилось до 1 974,8 тыс. человек несмотря на то, что в 2011 - 2012 годах в Омской области отмечен естественный прирост населения.
На фоне естественного прироста населения (за 2012 год естественный прирост составил 2 278 человек) сокращение числа жителей Омской области происходит за счет устойчивой миграционной убыли населения. По итогам 2012 года за счет миграционного оттока численность населения региона сократилась на 3 073 человека. Преимущественно отток формируется за счет переезда населения из села в город, в другие регионы Российской Федерации.
Положительное влияние на миграционную ситуацию в регионе оказывают международные миграционные потоки. В структуре международного притока мигрантов в Омскую область превалируют выходцы из бывших государств - участников СНГ (около 93 процентов). Таким образом, Омская область обладает высокой миграционной привлекательностью для соотечественников, проживающих за рубежом.
Высокой миграционной подвижностью обладает население в трудоспособном возрасте. Доля лиц указанной возрастной группы в общем объеме миграции за 2011 год составила 72,3 процента. Около половины всех мигрантов находятся в возрасте от 20 до 39 лет.
Причины, побуждающие молодежь выезжать за пределы Омской области, связаны с поиском более благоприятных условий для жизни и трудовой деятельности. Наличие рабочих мест, условия занятости, высокий уровень доходов, перспективы решения жилищных вопросов, преимущества в удовлетворении запросов социального характера делают столичные и южные регионы Российской Федерации миграционно более привлекательными для молодых людей.
Демографические показатели являются одной из основных характеристик воспроизводства трудовых ресурсов Омской области. За последние 5 лет снизилась численность лиц трудоспособного возраста. В среднем за 2008 - 2012 годы ежегодные потери этой части населения составляют более 17 тыс. человек. По прогнозу на 2013 - 2020 годы, численность населения Омской области в трудоспособном возрасте сократится на 149 тыс. человек (на 12 процентов), численность населения старше трудоспособного возраста увеличится на 98 тыс. человек (на 23 процента).
Возрос коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население: на 1 января 2007 года на 1 тыс. человек трудоспособного возраста приходилось 297 граждан старше трудоспособного возраста, на 1 января 2012 года указанное соотношение увеличилось до 351 гражданина.
Таким образом, основные демографические тенденции свидетельствуют о том, что воспроизводство трудовых ресурсов сегодня проходит в условиях, когда выбытие населения трудоспособного возраста не компенсируется вхождением в эту возрастную группу молодежи. В этой связи актуальным становится привлечение в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом, в целях пополнения трудовых ресурсов Омской области и обеспечения экономики Омской области квалифицированными кадрами.
Анализ и перспективы развития рынка труда Омской области
Основные показатели, характеризующие ситуацию на региональном рынке труда за последние 5 лет, имеют положительную динамику. Так, в 2012 году по сравнению с 2007 годом:
1) численность занятого населения увеличилась на 14,5 тыс. человек и составила 976,8 тыс. человек;
2) общая численность безработных граждан снизилась на 11,3 тыс. человек и составила 72,0 тыс. человек;
3) уровень общей безработицы снизился на 1,1 процентного пункта и составил 6,9 процента от численности экономически активного населения. Среди регионов Сибирского федерального округа Омская область по данному показателю улучшила рейтинговую позицию, переместившись с 8 рейтингового места в 2006 году на 4 рейтинговое место в 2012 году (первое место соответствует наименьшему значению показателя).
Необходимо отметить, что в 2012 году в Омской области зафиксировано минимальное значение уровня общей безработицы (6,9 процента от численности экономически активного населения) за последние 5 лет (максимальное значение отмечено в 2009 году - 8,5 процента от численности экономически активного населения).
Показатели регистрируемой безработицы в период с 2008 по 2012 годы также характеризовались положительной динамикой:
1) численность зарегистрированных безработных в Омской области по состоянию на 1 января 2013 года составила 12,8 тыс. человек (уменьшившись на 5,8 тыс. человек по сравнению с данными на 1 января 2008 года);
2) уровень зарегистрированной безработицы на 1 января 2013 года составил 1,2 процента от численности экономически активного населения, сократившись на 0,5 процентного пункта по сравнению с 1 января 2008 года.
Коэффициент напряженности на рынке труда в Омской области в конце 2012 года составлял 0,6 человека из числа незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в центрах занятости населения, в расчете на одну вакансию, что значительно ниже значения данного коэффициента в конце 2011 года, когда на одну вакансию приходилось 0,9 человека.
На конец 2012 года число заявленных вакансий в Омской области составляло более 18 тыс. единиц, в том числе вакансии по рабочим профессиям составляли 68,7 процента от общего числа вакансий, вакансии служащих - 31,3 процента.
В числе вакансий по рабочим профессиям преобладают:
1) слесари (8 343 единицы, заработная плата от 10 до 14 тыс. рублей);
2) токари (4 671 единица, заработная плата от 10 до 15 тыс. рублей);
3) газоэлектросварщики (3 808 единиц, заработная плата от 12 до 18 тыс. рублей);
4) водители (2 918 единиц, заработная плата от 12 до 30 тыс. рублей);
5) инженеры (1 752 единицы, заработная плата от 15 до 28 тыс. рублей);
6) монтажники (1 022 единицы, заработная плата от 10 до 18 тыс. рублей).
В числе вакансий по специальностям служащих преобладают:
1) врачи различных специализаций (1 818 единиц, заработная плата от 10 до 22 тыс. рублей);
2) менеджеры (574 единицы, заработная плата от 10 до 22 тыс. рублей);
3) начальники отделов (409 единиц, заработная плата от 12 до 40 тыс. рублей);
4) главные специалисты (бухгалтер, механик, технолог) (152 единицы, заработная плата от 12 до 25 тыс. рублей).
В числе основных проблем рынка труда Омской области можно назвать дефицит рабочей силы в отдельных видах экономической деятельности.
Рынок труда в ближайшей перспективе столкнется с сокращением предложения рабочей силы в связи с продолжающейся тенденцией снижения численности населения трудоспособного возраста, низким притоком молодежи в трудовые ресурсы по сравнению с численностью лиц, выбывающих из трудоспособного возраста.
Вместе с тем переход к инновационной экономике (реструктуризация и диверсификация экономики) будет означать изменение сложившейся структуры занятости населения, что будет сопровождаться дальнейшим сокращением неэффективных рабочих мест, расширением занятости в сфере услуг и возникновением новых направлений занятости.
В этой связи в Омской области прогнозируется увеличение потребности в рабочей силе, особенно в производственных отраслях.
В промышленности постоянно высокая потребность в кадрах наблюдается на фоне явного снижения предложения рабочей силы. Наиболее востребованными остаются рабочие профессии: оператор автоматических и полуавтоматических линий, токарь, наладчик технологического оборудования, слесарь-ремонтник, сборщик верха обуви, укладчик изделий, швея, рамщик, станочник деревообрабатывающих станков и др.
Наблюдается дисбаланс спроса и предложения рабочей силы в строительстве. Вследствие этого отмечается дефицит работников следующих специальностей: штукатур, каменщик, маляр, бетонщик, плотник, облицовщик-плиточник, арматурщик, стропальщик, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций.
Дефицит рабочей силы испытывают организации в сфере транспорта и связи.
Наиболее востребованными профессиями рабочих, специальностями инженерно-технических работников и служащих, вакансии которых не заполняются в полном объеме лицами из числа местного населения, являются:
1) здравоохранение (врачи-специалисты, средний медицинский персонал);
2) обрабатывающие производства (инженер (технолог, конструктор), токарь, токарь-расточник, операторы автоматических и полуавтоматических линий станков и установок (в том числе на линиях по деревообработке), наладчик технологического оборудования, электрогазосварщик, электросварщик ручной сварки, электрик, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарь-ремонтник и пр.);
3) строительство (штукатур, маляр, рамщик, каменщик, плотник, бетонщик, облицовщик-плиточник);
4) транспорт (водитель автомобиля, слесарь по ремонту автомобилей, машинист экскаватора);
5) сфера обслуживания (повар, пекарь, кондитер, швея);
6) сельскохозяйственное производство (ветеринарный врач, зоотехник, механизатор, дояр, тракторист, рабочий по уходу за животными).
Сложившаяся ситуация может быть частично компенсирована ростом производительности труда при переходе к инновационной экономике, мерами по вовлечению в трудовую деятельность лиц старшего возраста, женщин, имеющих малолетних детей, созданием условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями здоровья, а также повышением уровня трудовой мобильности населения при оптимизации привлечения иностранной рабочей силы и соотечественников - участников Программы в соответствии с потребностями экономики.
С учетом имеющихся проблем возникает необходимость реализации на территории Омской области комплекса мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающего системный подход к решению проблемы обеспечения экономики Омской области трудовыми ресурсами и снижения миграционного оттока в Омской области программно-целевым методом как наиболее целесообразным в решении поставленных задач.
Оценка готовности территории вселения "Омская область" к приему и обустройству участников Программы и членов их семей
Оценка возможности трудоустройства
В ближайшее пятилетие ожидается увеличение спроса работодателей Омской области на рабочую силу, что связано с модернизацией экономики Омской области, реализацией на территории Омской области инвестиционных проектов.
Потребность в квалифицированных кадрах испытывают предприятия промышленности, строительства, транспорта и связи, а также организации бюджетной сферы, особенно учреждения здравоохранения в муниципальных районах Омской области.
В 2013 - 2017 годах в условиях сложившейся демографической ситуации и экономического развития Омской области прогнозируется дальнейшее увеличение потребности в рабочей силе.
Реестр вакантных рабочих мест обновляется и публикуется на сайтах Минтруда (www.omskmintrud.ru) и Главного управления занятости (www.omskzan.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" на территории Омской области предоставляются государственные услуги в области содействия занятости населения, в том числе:
1) содействие гражданам в поиске подходящей работы;
2) профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности;
3) организация проведения оплачиваемых общественных работ.
В соответствии с Законом Омской области "Об отдельных вопросах осуществления полномочий в области содействия занятости населения и о внесении изменений в статью 5 Закона Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области" в Омской области реализуются дополнительные мероприятия в области содействия занятости населения:
1) организация профессионального обучения отдельных категорий граждан, не зарегистрированных в качестве безработных;
2) содействие работодателям в обеспечении занятости отдельных категорий граждан;
3) содействие безработным гражданам в организации собственного дела и создании дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;
4) стажировка выпускников образовательных организаций профессионального образования;
5) содействие работодателям в обеспечении трудовых прав работающих инвалидов.
Малое предпринимательство является источником экономического роста Омской области, поэтому Правительство Омской области оказывает поддержку в создании и развитии собственного дела. Основным элементом инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Омской области является бюджетное учреждение Омской области "Омский региональный бизнес-инкубатор" (далее - бизнес-инкубатор), начавшее свою работу в 2006 году. В целях дальнейшего совершенствования инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в Омской области в 2007 году создана некоммерческая организация "Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства". В 2008 году сфера деятельности бизнес-инкубатора значительно расширена за счет создания на его базе ЕвроИнфо-Корреспондентского Центра. В 2010 году создана Региональная общественная организация Омской области "Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства" с отделениями во всех муниципальных районах Омской области. Постановлением Правительства Омской области от 1 апреля 2009 года N 49-п принята долгосрочная целевая программа Омской области "Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области (2009 - 2013 годы)", которая в 2010 году дополнена блоком мероприятий по поддержке начинающих и действующих инновационных компаний.
Кроме этого, в рамках реализации долгосрочной целевой программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области (2013 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 28 ноября 2012 года N 243-п, оказывается поддержка в организации сельскохозяйственного производства на основе крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств путем предоставления из областного бюджета:
1) грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство;
2) субсидий на возмещение части затрат, связанных с оформлением в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
3) субсидий на возмещение части затрат личных подсобных хозяйств по производству молока, на улучшение пастбищ для выпаса сельскохозяйственных животных посредством приобретения и высева семян многолетних трав, субсидии личным подсобным, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам.
Оценка возможности получения образования
Система образования Омской области включает более двух тысяч образовательных организаций и обеспечивает доступность образования детям, подросткам и молодежи. Численность учащихся и студентов, охваченных всеми видами обучения, превышает 280 тыс. человек.
На территории Омской области функционируют 872 государственные и муниципальные образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и 23 негосударственные организации.
Кроме того, работают группы дошкольного образования в специальных (коррекционных) образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
В конце 2012 года очередь в детские дошкольные организации детей в возрасте от 3 до 7 лет составляла 17,0 тыс. человек (при общей численности детей в возрасте от 3 до 7 лет - 83,3 тыс. человек). Указанную проблему в Омской области планируется решить в ближайшие 3 года.
Количество общеобразовательных организаций Омской области составляет 776 единиц.
В системе дополнительного образования детей работают центры детского и юношеского творчества, центры технического творчества, туристско-краеведческие, юннатско-биологические центры, детско-юношеские клубы физической подготовки и спортивные школы.
Сеть организаций дополнительного образования детей представлена 109 муниципальными и 6 государственными образовательными организациями, работающими по следующим направлениям: физкультурно-спортивное, научно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, художественное.
Довузовское образование реализуется в центрах довузовской подготовки и профориентации, в профессиональных школах, действующих при факультетах в образовательных организациях для подготовки профессионально ориентированных на специальности факультетов выпускников образовательных организаций, способных участвовать и выдержать конкурсный отбор при поступлении в учебные заведения высшего профессионального образования Омской области.
Система профессионального образования Омской области включает в себя образовательные организации высшего и среднего профессионального образования.
Послевузовское профессиональное образование по подготовке кадров высшей квалификации в Омской области представлено ресурсными центрами, институтами, факультетами повышения квалификации работников и служащих, а также осуществляется через аспирантуры, докторантуры и систему соискателей.
Оценка возможности оказания социальной поддержки
Социальная политика Омской области ориентирована на обеспечение социальной защищенности различных категорий населения.
Назначение социальных выплат на территории Омской области осуществляется в соответствии с Кодексом Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан.
Приоритетным направлением семейно-демографической политики в Омской области является поддержка многодетных семей. В качестве дополнительной меры поддержки указанных семей в Омской области предусмотрен областной материнский (семейный) капитал.
На территории Омской области сформирована и стабильно функционирует сеть государственных стационарных учреждений социального обслуживания, которая представлена:
1) 2 геронтологическими центрами;
2) 4 домами-интернатами для престарелых и инвалидов;
3) 1 специальным домом-интернатом для престарелых и инвалидов;
4) 7 психоневрологическими интернатами;
5) 1 детским домом-интернатом для умственно отсталых детей.
Существующая сеть государственных учреждений нестационарного социального обслуживания Омской области включает в себя:
1) 38 комплексных центров социального обслуживания населения;
2) 7 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;
3) 1 центр социальной адаптации;
4) 1 центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей);
5) 1 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.
В 2011 году более 242,6 тыс. граждан Омской области получили различные социальные выплаты на общую сумму 702,6 млн. рублей.
Государственная социальная помощь назначается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного для соответствующих социально-демографических групп населения Омской области.
Оценка возможности жилищного обустройства
Жилищный фонд Омской области на конец 2011 года составлял 44974,2 тыс. кв. м площади жилых помещений (101,3 процента к 2010 году), в городской местности сосредоточено 70,8 процента всего жилищного фонда. Жилищный фонд города Омска составлял 25705,4 тыс. кв. м (101,7 процента к 2010 году).
В среднем по Омской области на одного жителя в 2011 году приходилось 22,8 кв. м площади жилых помещений (101,3 процента к 2010 году). В городе Омске общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, увеличилась с 21,9 кв. м в 2010 году до 22,2 кв. м в 2011 году.
В жилищном фонде Омской области в 2011 году насчитывалось 188,0 тыс. одноквартирных жилых домов (индивидуально определенных зданий) и 84,4 тыс. многоквартирных жилых домов, из них в городе Омске - 36,3 и 17,9 тыс. жилых домов соответственно.
Жилищный фонд Омской области насчитывал 824,0 тыс. квартир, что на 0,8 процента больше, чем в 2010 году, в том числе однокомнатных - 179,6 тыс. квартир (21,8 процента), двухкомнатных - 267,4 тыс. квартир (32,4 процента), трехкомнатных - 285,7 тыс. квартир (34,7 процента), четырехкомнатных и более - 91,3 тыс. квартир (11,1 процента). Из общего количества квартир в городской местности находилось 591,3 тыс. квартир, в сельской местности - 232,7 тыс. квартир. Жилищный фонд города Омска насчитывал 478,9 тыс. квартир (101,2 процента к 2010 году).
Для граждан Российской Федерации действуют программы ипотечного кредитования, которые в Омской области реализуются на основе:
1) региональных стандартов (стандарты ипотечного жилищного кредитования (заимствования): предоставление ипотечных жилищных займов сроком до 15 лет);
2) собственных стандартов банковских организаций.
Средневзвешенная величина ставки по ипотечным кредитам в Омской области составляет 12,1 процента.
Предоставление гражданам земельных участков на территории Омской области осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", постановлением Правительства Омской области от 7 июня 2007 года N 75-п "О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Омской области", иными правовыми актами.
Основные показатели готовности территории вселения "Омская область" к приему и обустройству участников Программы и членов их семей (далее - показатель готовности территории вселения)
N |
Наименование показателя |
Год |
Единица измерения |
Значение показателя готовности территории вселения на последнюю отчетную дату (за последний отчетный период) |
1 |
Общая численность населения на 1 января текущего года |
2010 |
тыс. чел. |
1 980,3 |
2011 |
1 976,6 |
|||
2012 |
1 974,8 |
|||
2 |
Естественный(ая) прирост (убыль) населения |
2010 |
чел. |
- 1 301 |
2011 |
46 |
|||
2012 |
2 278 |
|||
3 |
Миграционный(ая) прирост (убыль) населения |
2010 |
чел. |
- 2 626 |
2011 |
- 1 786 |
|||
2012 |
- 3 073 |
|||
4 |
Удельный вес численности трудоспособного населения в общей численности населения |
2009 |
процентов |
65 |
2010 |
65 |
|||
2011 |
64 |
|||
5 |
Удельный вес занятых в экономике (по балансу трудовых ресурсов) в общей численности трудоспособного населения |
2010 |
процентов |
75,9 |
2011 |
77,1 |
|||
2012 |
78,5 |
|||
6 |
Общая численность безработных (по методологии Международной организации труда (далее - МОТ)) |
2010 |
тыс. чел. |
86,7 |
2011 |
85,8 |
|||
2012 |
72,0 |
|||
7 |
Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) |
2010 |
процентов |
8,1 |
2011 |
7,8 |
|||
2012 |
6,9 |
|||
8 |
Численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных |
2010 |
тыс. чел. |
18,6 |
2011 |
15,5 |
|||
2012 |
12,4 |
|||
9 |
Уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения |
2010 |
процентов |
1,7 |
2011 |
1,4 |
|||
2012 |
1,1 |
|||
10 |
Коэффициент напряженности на рынке труда (отношение общей численности безработных к числу вакансий) |
2010 |
чел. |
12,0 |
2011 |
5,8 |
|||
2012 |
3,9 |
|||
11 |
Квота на привлечение иностранных работников |
2010 |
чел. |
4 735 |
2011 |
3 047 |
|||
2012 |
3 535 |
|||
12 |
Среднегодовой прожиточный минимум в расчете на душу населения |
2010 |
рублей |
5 088 |
2011 |
5 418 |
|||
2012 |
5 536 |
|||
13 |
Жилищный фонд на 1 жителя |
2009 |
кв. м |
21,8 |
2010 |
22,5 |
|||
2011 |
22,8 |
|||
14 |
Количество постоянного жилья для приема переселенцев |
2010 |
кв. м |
0 |
2011 |
0 |
|||
2012 |
0 |
|||
15 |
Количество временного жилья для приема переселенцев |
2010 |
кв. м |
0 |
2011 |
0 |
|||
2012 |
0 |
|||
16 |
Количество мест в организациях дошкольного образования на 1 тыс. детей дошкольного возраста |
2009 |
мест |
885 |
2010 |
864 |
|||
2011 |
857 |
|||
17 |
Доход консолидированного бюджета Омской области - всего |
2009 |
тыс. рублей |
53 936,1 |
2010 |
58 097,8 |
|||
2011 |
67 352,3 |
|||
18 |
Расход консолидированного бюджета Омской области - всего |
2009 |
тыс. рублей |
57 749,3 |
2010 |
59 206,5 |
|||
2011 |
70 807,0 |
Таким образом, в Омской области существует возможность обустройства и адаптации участников Программы и членов их семей.
Реализация Программы в 2013 - 2017 годы будет способствовать улучшению демографической, миграционной ситуации в Омской области, а также обеспечению экономики Омской области трудовыми ресурсами.
По прогнозным расчетам, выполненным с учетом сложившихся тенденций воспроизводства населения, половозрастной структуры и экспертной оценки возможного сценария развития демографической ситуации, в том числе миграционных процессов, среднегодовая численность населения за 2013 - 2017 годы увеличится на 18 тыс. человек (0,9 процента). Без учета итогов реализации Программы в 2013 - 2017 годах среднегодовая численность населения за 2013 - 2017 годы увеличится на 11,2 тыс. человек (0,6 процента).
В условиях миграционного оттока из Омской области, общего снижения численности населения и увеличения на этом фоне численности граждан пенсионного возраста Программа стимулирует привлечение граждан трудоспособного возраста на территорию Омской области.
В возрастной структуре населения прогнозируется увеличение численности населения в возрасте моложе трудоспособного на 58,4 тыс. человек. Численность населения трудоспособного возраста сократится на 113,6 тыс. человек, население старше трудоспособного возраста увеличится на 76,0 тыс. человек.
В естественном движении населения ожидается повышение уровня рождаемости до 15,5 новорожденного и снижение уровня смертности до 13 умерших в расчете на 1000 населения.
В условиях формирования миграционной убыли населения и ожидаемого экономического роста в Омской области возрастает потребность в рабочей силе, важнейшим источником пополнения которой являются соотечественники, проживающие за рубежом, в том числе в странах СНГ.
Анализ рисков реализации Программы
Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных в Программе задач, являются:
1) отказ работодателей от трудоустройства участников Программы и членов их семей;
2) несоответствие квалификации или деятельности участника Программы квалификации или деятельности, заявленным в анкете участника Программы;
3) жилищная необустроенность участников Программы и членов их семей;
4) нарушение процесса адаптации участников Программы и членов их семей в Омской области;
5) отказ от участия в Программе и выезд участников Программы и членов их семей из Омской области ранее чем через два года;
6) несоответствие участника Программы требованиям Программы;
7) отсутствие координации и недостаточное взаимодействие исполнителей Программы по реализации мероприятий Программы.
Указанные риски могут привести к снижению эффективности реализации Программы, тем самым к ухудшению миграционной ситуации в Омской области и возрастанию потребности экономики Омской области в трудовых ресурсах.
В целях минимизации рисков реализации Программы предполагается проведение соответствующих мероприятий по их снижению. Результатом проведения указанных мероприятий станет трудоустройство участников Программы и членов их семей, соблюдение квалификационных требований, повышение квалификации и переподготовка работников, информирование работодателей об особенностях трудоустройства иностранных граждан, являющихся участниками Программы, подбор вариантов жилищного обустройства участников Программы, координация, взаимодействие и обмен информацией между заинтересованными органами исполнительной власти Омской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления Омской области.
Приведенные сведения позволяют сделать вывод о возможности привлечения, приема и обустройства в Омской области 6 800 соотечественников (3 400 участников Программы и 3 400 членов их семей), в том числе:
в 2013 году - 2 000 человек (1 000 участников Программы и 1 000 членов их семей);
в 2014 году - 1 400 человек (700 участников Программы и 700 членов их семей);
в 2015 году - 1 400 человек (700 участников Программы и 700 членов их семей);
в 2016 году - 1 000 человек (500 участников Программы и 500 членов их семей);
в 2017 году - 1 000 человек (500 участников Программы и 500 членов их семей).
Постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2013 г. N 351-п в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Цели, задачи, сроки (этапы) и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач Программы
Целями Программы являются улучшение миграционной ситуации в Омской области и обеспечение экономики Омской области трудовыми ресурсами.
Задачи Программы определяются ее целями и заключаются в следующем:
1) обеспечение реализации Государственной программы;
2) частичная компенсация миграционной убыли в Омской области;
3) привлечение трудовых ресурсов в Омскую область.
В целях обеспечения возможности проверки и подтверждения достижения целей и решения задач сформированы соответствующие показатели (индикаторы).
Система целевых показателей (индикаторов) Программы, применяемая для оценки результатов достижения поставленной цели и задач Программы, а также значения целевых показателей (индикаторов) Программы представлены в приложении N 1 к Программе.
Достижение основных показателей (индикаторов) Программы позволит:
1) привлечь на территорию Омской области к концу 2017 года 6 800 соотечественников (3 400 участников Программы и 3 400 членов их семей), в том числе:
- в 2013 году - 2 000 человек (1 000 участников Программы и 1 000 членов их семей);
- в 2014 году - 1 400 человек (700 участников Программы и 700 членов их семей);
- в 2015 году - 1 400 человек (700 участников Программы и 700 членов их семей);
- в 2016 году - 1 000 человек (500 участников Программы и 500 членов их семей);
- в 2017 году - 1 000 человек (500 участников Программы и 500 членов их семей);
2) обеспечить финансирование предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам, предоставлением им временного жилья и оказанием помощи в жилищном обустройстве, на уровне не менее 90 процентов в общем размере расходов бюджета Омской области на реализацию предусмотренных Программой мероприятий;
3) обеспечить долю участников Программы и членов их семей, переселившихся на постоянное место жительства в Омскую область, в общем числе мигрантов, прибывших в Омскую область, не менее 7 процентов;
4) привлечь к концу 2017 года на территорию Омской области 5 100 участников Программы и членов их семей, находящихся в трудоспособном возрасте;
5) обеспечить трудоустройство в организации Омской области не менее 70 процентов участников Программы и членов их семей в общем числе соотечественников, прибывших в трудоспособном возрасте и желающих трудоустроиться.
Кроме планируемых конечных результатов реализации Программы, ожидаются и другие результаты от реализации Программы в социально-экономической сфере Омской области.
Реализация Программы позволит восполнить дефицит рабочей силы на селе. По прогнозным расчетам, выполненным с учетом экспертной оценки, в муниципальные районы Омской области переселится 884 соотечественника (442 семьи), из которых 90 человек будут трудоустроены в организации образования и здравоохранения на рабочие места, длительное время остававшиеся вакантными.
Прибытие в рамках Программы специалистов, имеющих высокий уровень квалификации, позволит избежать дополнительных затрат бюджетных средств на профессиональное обучение специалистов.
К концу реализации Программы планируется привлечение в Омскую область 200 учителей и медицинских работников, имеющих высшее и среднее профессиональное образование. Учитывая среднюю стоимость обучения, экономия бюджетных средств составит 38,3 млн. рублей.
Средняя стоимость обучения остальных прибывших специалистов с высшим образованием (1 908 соотечественников) составит 572,4 млн. рублей.
Таким образом, Программа позволит сократить затраты на подготовку указанного числа специалистов на 610,7 млн. рублей.
К тому же, благодаря привлечению к концу 2017 года 5 100 участников Программы и членов их семей трудоспособного возраста и трудоустройства 70 процентов граждан из их числа, областной и местные бюджеты пополнятся за счет налоговых поступлений от трудовой деятельности (налог на доходы физических лиц). Годовая сумма налога на доходы физических лиц от деятельности прибывших соотечественников трудоспособного возраста в областной и местные бюджеты составит 14,2 млн. рублей.
Таким образом, общая сумма средств, привлекаемых в Омскую область за счет Программы, составит около 624,9 млн. рублей, при этом общие затраты областного бюджета за весь период реализации Программы составят 115 570,44 тыс. рублей, федерального бюджета - 19 399,90 тыс. рублей.
Реализация Программы на территории Омской области в 2013 - 2017 годах будет способствовать демографическому, социальному и экономическому развитию региона.
3. Основные мероприятия по реализации Программы
Механизм реализации Программы предполагает комплекс мероприятий, согласованных по времени, ресурсам и исполнителям, направленных на привлечение на территорию Омской области соотечественников, проживающих за рубежом, содействие их жилищному обустройству и трудоустройству, обеспечение их социальной, культурной адаптации на территории региона, в целях содействия социально-экономическому и демографическому развитию Омской области.
К числу основных мероприятий по реализации Программы относятся следующие:
1) нормативно-правовое обеспечение реализации Программы, в рамках которого будут разработаны проекты нормативных правовых актов Омской области, необходимых для реализации Программы на территории Омской области;
2) информационное обеспечение реализации Программы;
Указанный блок мероприятий будет реализован посредством популяризации информации об условиях участия в Программе среди соотечественников, проживающих как за рубежом, так и на территории Омской области, а также информационного сопровождения участников Программы и членов их семей в процессе социальной интеграции и трудовой адаптации.
Для информирования соотечественников, проживающих за рубежом, будет налажено взаимодействие с представительствами или представителями Федеральной миграционной службы за рубежом, временными группами, создаваемыми из числа специалистов Федеральной миграционной службы, Министерства иностранных дел Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, командируемых в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации в части обновления информационного пакета о возможностях приема, трудоустройства и условиях проживания в Омской области, а также доведения перечня образовательных организаций, находящихся в Омской области. Кроме этого, будут организованы презентации Программы, в ходе которых потенциальные участники Программы смогут обсудить вопросы участия в Программе с основными исполнителями Программы.
Информирование потенциальных участников Программы, проживающих на законных основаниях в Омской области, будет осуществляться посредством размещения актуальной информации об условиях Программы в средствах массовой информации.
Для прибывших в Омскую область участников Программы и членов их семей будет осуществлять работу консультационный пункт в целях сопровождения соотечественников в процессе социальной интеграции и трудовой адаптации на территории Омской области. Специалисты консультационного пункта будут проводить индивидуальные и групповые занятия по профессиональной ориентации и психологической поддержке с участниками Программы и членами их семей.
Кроме этого, соотечественники смогут получить актуальную информацию о Программе посредством "Горячей линии" по вопросам участия в Программе, информационного буклета участника Программы, автоматизированной информационной системы "Соотечественники";
3) содействие социальному и жилищному обустройству участников Программы и членов их семей;
Всем нуждающимся участникам Программы и членам их семей будут предоставлены социальные услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации (в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения).
Обеспечение соотечественников местами в бюджетных дошкольных образовательных учреждениях до получения гражданства производится в соответствии с законодательством Российской Федерации путем постановки ребенка на очередь в бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
Оказание медицинской помощи иностранным гражданам, временно пребывающим (временно проживающим) или постоянно проживающим в Российской Федерации, в том числе участникам Программы, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 года N 186 "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации".
В качестве мер, содействующих социальному обустройству участников Программы и членов их семей, им будут предоставлены услуги в сфере здравоохранения, к числу которых относится бесплатное проведение медицинского освидетельствования участников Программы и членов их семей на заболевание наркоманией и на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Всем участникам Программы и членам их семей по приезду в Омскую область будет предоставлено единовременное подъемное пособие.
Обеспечение участников Программы и членов их семей постоянным жильем Программой не предусмотрено.
В случае необходимости обеспечивается размещение соотечественников в бюджетном учреждении Омской области "Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)" на безвозмездной основе.
Также оказывается содействие в постановке на миграционный учет. Участники программы могут быть временно зарегистрированы в бюджетном учреждении Омской области "Центр социальной адаптации".
В целях содействия участникам Программы и членам их семей в жилищном обустройстве им будет предоставляться компенсация расходов по договору найма (поднайма) жилого помещения.
Порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Программой, определяется Правительством Омской области;
4) содействие в трудоустройстве и самозанятости участников Программы и членов их семей.
Возможности трудоустройства соотечественников, прибывших в Омскую область на постоянное место жительства, распределяются по следующим направлениям трудоустройства:
1) на ранее забронированные вакансии;
2) на имеющиеся вакансии при условии обращения соотечественников в центры занятости населения.
Кроме того, участники Программы и члены их семей могут самостоятельно трудоустроиться посредством прямого обращения к работодателям.
Участники Программы могут также выступать в качестве индивидуальных предпринимателей, членов кооперативных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Планируется осуществление ряда мероприятий, направленных на формирование у соотечественников, проживающих за рубежом, реального представления о рынке труда Омской области, уровне заработной платы и определение своих возможностей трудоустройства по приезде в Омскую область.
В этих целях будет сформирован актуальный перечень вакантных мест в организациях Омской области, который будет размещаться на соответствующих интернет-ресурсах, а также направляться во временные рабочие группы, осуществляющие непосредственную работу с соотечественниками. Для соотечественников, проживающих на территории Омской области, будет организовано проведение ярмарок вакансий учебных, рабочих мест с непосредственным участием работодателей.
В случае наличия у соотечественников недостаточного уровня квалификации или невозможности их трудоустройства по специальности планируется проведение мероприятий по профессиональному обучению участников Программы и членов их семей в целях повышения их конкурентоспособности.
Планируется оказание содействия самозанятости участников Программы и членов их семей в виде выплаты на открытие собственного дела в качестве субъекта малого предпринимательства и создание дополнительных постоянных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Планируется организация службы сопровождения соотечественников по вопросам самозанятости.
Перечень основных мероприятий Программы представлен в приложении N 2 к настоящей Программе.
В качестве мер государственного регулирования реализации Программы на территории Омской области будут разработаны следующие проекты нормативных правовых актов Омской области:
1) Указ Губернатора Омской области о создании межведомственной комиссии по реализации Программы;
2) постановление Правительства Омской области о мерах социальной поддержки участников Государственной программы.
Ожидаемые сроки принятия данных нормативных правовых актов указаны в приложении N 3 к настоящей Программе.
Описание проекта переселения "Омская область" и регламент приема участников долгосрочной целевой программы Омской области "Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом (2013 - 2017 годы)", их временного размещения, предоставления правового статуса и обустройства на территории Омской области приведены в приложении N 5 к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2013 г. N 351-п в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Объем финансовых ресурсов на реализацию Программы
Расходы по финансовому обеспечению Программы осуществляются из областного бюджета в порядке, предусмотренном законодательством.
Кроме этого, предполагается активное привлечение средств и ресурсов для долевого финансирования мероприятий Программы за счет:
1) участия организаций Омской области, заинтересованных в привлечении специалистов из числа соотечественников, а также организаций, осуществляющих деятельность за рубежом;
2) привлечения средств организаций соотечественников, заинтересованных в развитии связей с Омской областью;
3) личных средств соотечественников.
Привлечение внебюджетных средств осуществляется на принципах добровольности и взаимной заинтересованности.
На финансирование мероприятий Программы необходимо направить средства в объеме 134 970,34 тыс. рублей, в том числе:
1) из областного бюджета - 115 570,44 тыс. рублей, в том числе в 2013 году - 13 506,02 тыс. рублей, в 2014 году - 29 207,12 тыс. рублей, в 2015 году - 29 287,12 тыс. рублей, в 2016 году - 21 735,09 тыс. рублей, в 2017 году - 21 835,09 тыс. рублей;
2) из федерального бюджета - 19 399,90 тыс. рублей, в том числе в 2013 году - 19 399,90 тыс. рублей.
Расчет финансового обеспечения реализации мероприятий Программы производился на 3 400 участников Программы и 3 400 членов их семей.
Стоимость медицинского освидетельствования участников Программы и членов их семей на заболевание наркоманией и инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на 1 января 2013 года на 1 человека составляет 458,3 рубля. В 2013 году планируется принять и обустроить на территории Омской области 2 000 соотечественников. На реализацию указанного мероприятия расходы областного бюджета составят в 2013 году 916,6 тыс. рублей. В период с 2014 по 2015 год планируется приезд на территорию Омской области ежегодно по 1 400 соотечественников. Объем финансирования указанной меры социальной поддержки участников Программы и членов их семей составит по 641,62 тыс. рублей ежегодно. В период с 2016 по 2017 год планируется приезд на территорию Омской области ежегодно по 1 000 соотечественников. Объем финансирования указанной меры социальной поддержки участников Программы и членов их семей составит по 458,3 тыс. рублей ежегодно.
Планируется предоставление компенсации расходов по договору найма (поднайма) жилого помещения в размере фактически произведенных расходов, но не более 24 000 рублей. Объем финансирования указанной меры социальной поддержки в 2013 году составит 24 000,0 тыс. рублей, с 2014 по 2015 годы - по 16 800,0 тыс. рублей ежегодно, с 2016 по 2017 годы - по 12 000,0 тыс. рублей ежегодно.
В сфере содействия занятости соотечественников мероприятия по организации содействия самозанятости и организации переподготовки участников Программы и членов их семей планируется финансировать в следующих объемах:
1) мероприятие по организации содействия самозанятости участников Программы и членов их семей предполагает создание 14 новых предприятий и 5 дополнительных постоянных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в 2013 году, с 2014 по 2017 год ежегодно планируется создавать 20 новых предприятий и 7 дополнительных постоянных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. На открытие собственного дела в качестве субъекта малого предпринимательства каждому участнику Программы будет выплачиваться 70,0 тыс. рублей, за каждое созданное дополнительное постоянное рабочее место для трудоустройства безработного гражданина - 65,0 тыс. рублей. Объем финансирования указанного мероприятия составит по 1 855,0 тыс. рублей ежегодно с 2014 по 2017 год;
2) мероприятие по организации профессионального обучения соотечественников предполагает участие 35 соотечественников в 2013 году и 50 соотечественников ежегодно с 2014 по 2017 год. Средняя стоимость переподготовки одного специалиста составляет 10,0 тыс. рублей. Объем финансирования указанного мероприятия составит по 500,0 тыс. рублей ежегодно с 2014 по 2017 год.
По прогнозным расчетам, в муниципальные районы Омской области в 2013 году переселятся 260 участников Программы и членов их семей, с 2014 по 2016 год ежегодно - по 182 участника Программы и члена их семей, с 2016 по 2017 год ежегодно - по 130 участников Программы и членов их семей. По состоянию на 1 августа 2013 года размер прожиточного минимума в расчете на душу населения в Омской области установлен на уровне 6 167,0 рубля. Объем финансирования единовременного подъемного пособия составит 22 937,3 тыс. рублей в 2013 году, по 9 756,2 тыс. рублей ежегодно с 2014 по 2015 год и по 6 968,7 тыс. рублей ежегодно с 2016 по 2017 год.
Информация об объемах финансовых ресурсов на реализацию основных мероприятий Программы представлена в приложении N 4 к Программе.
На реализацию мероприятий Программы возможно привлечение средств из федерального бюджета в виде субсидий бюджету Омской области на оказание дополнительных мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам в соответствии с соглашениями, заключаемыми между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Омской области.
5. Оценка планируемой эффективности и риски реализации Программы
Для ежегодной оценки эффективности Программы используются целевые показатели (индикаторы), отражающие степень достижения целей Программы.
В качестве целевых показателей (индикаторов) приняты следующие показатели:
1) число участников Программы и членов их семей, ежегодно переезжающих в Омскую область и зарегистрированных в территориальных органах УФМС России по Омской области.
При расчете значения целевого показателя (индикатора) используются данные УФМС России по Омской области;
2) доля расходов бюджета Омской области на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам, предоставлением им временного жилья и оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов бюджета Омской области на реализацию предусмотренных Программой мероприятий.
При расчете значения целевого индикатора используются данные Минтруда;
3) доля участников Программы и членов их семей, прибывших в Омскую область, в общем числе мигрантов, прибывших в Омскую область.
При расчете значения целевого показателя (индикатора) используются данные УФМС России по Омской области;
4) число прибывших в Омскую область участников Программы и членов их семей, находящихся в трудоспособном возрасте.
При расчете значения целевого показателя (индикатора) используются данные УФМС России по Омской области;
5) доля участников Программы и членов их семей, трудоустроенных организациями Омской области, в общем числе соотечественников, прибывших в трудоспособном возрасте и желающих трудоустроиться.
При расчете значения целевого показателя (индикатора) используются данные Главного управления занятости.
Эффективность реализации Программы определяется по следующей формуле:
, где:
- эффективность реализации отдельного мероприятия Программы (процентов), характеризуемого n-м индикатором (показателем);
- фактическое значение n-го индикатора (показателя), характеризующего реализацию Программы;
- плановое значение n-го индикатора (показателя);
n - номер индикатора (показателя) Программы.
Интегральная оценка эффективности реализации Программы определяется на основе расчетов по следующей формуле:
, где:
E - эффективность реализации Программы (процентов);
N - количество индикаторов Программы.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется Минтрудом по итогам ее исполнения за каждый финансовый год до 1 июня года, следующего за отчетным годом, и в целом после завершения реализации Программы.
Программа считается эффективной при достижении плановых значений всех целевых показателей (индикаторов), предусмотренных Программой.
При реализации мероприятий Программы могут возникнуть риски, указанные в разделе 1 настоящей Программы. Для управления указанными рисками Программой предусматриваются следующие меры, направленные на их снижение:
1) реализация программ профессионального переобучения переселенцев с целью их трудоустройства;
2) предоставление возможности открытия собственного дела;
3) обязательное отражение в информационном пакете для участника Программы условий временного найма и приобретения постоянного жилья;
4) содействие во временном размещении по прибытии в Омскую область;
5) консультирование и информирование по вопросам оказания содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом;
6) организация работы по разъяснению законодательства Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства и их ответственности за нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации;
7) координация действий всех исполнителей мероприятий Программы.
В рамках реализации Программы проводится мониторинг реализации Программы в целях оценки результатов работы по переселению соотечественников на территорию Омской области.
При реализации Программы устанавливается система организации мониторинга, предусматривающая следующие основные мероприятия:
1) анализ хода реализации мероприятий Программы;
2) выявление отклонений от сроков и запланированных результатов реализации мероприятий Программы;
3) определение эффективности реализации Программы в соответствии с показателями (индикаторами) Программы.
Организация мониторинга осуществляется Минтрудом и исполнителями Программы по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Минтруд осуществляет контроль за ходом исполнения программных мероприятий и анализирует ход их реализации.
Кроме того, Минтруд в рамках Программы:
1) обеспечивает текущую координацию деятельности исполнителей мероприятий Программы;
2) предоставляет комплекс информационных услуг участнику Программы и членам его семьи;
3) осуществляет сбор и анализ информации о реализации Программы, прием и обработку сведений о соотечественниках, изъявивших желание переехать в Омскую область;
4) принимает участие в подготовке ежегодного доклада Губернатора Омской области о ходе реализации Программы в Правительство Российской Федерации;
5) выполняет иные мероприятия, предусмотренные Программой.
Исполнители мероприятий Программы ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют в Минтруд информацию о реализации мероприятий Программы.
Минтруд на основе информации, представляемой исполнителями мероприятий Программы, ежегодно, в срок до 1 июня года, следующего за отчетным, готовит и Представляет в Правительство Омской области отчет о реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.