Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Омской области
от 23 января 2013 года N 1-п
Долгосрочная целевая программа Омской области
"Доступная среда" на 2013 - 2017 годы
10 апреля, 22 мая, 7 августа 2013 г.
Постановлением Правительства Омской области от 7 августа 2013 г. N 175-п в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
долгосрочной целевой программы Омской области "Доступная среда" на 2013 - 2017 годы
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа Омской области "Доступная среда" на 2013 - 2017 годы (далее - Программа) |
Основания разработки Программы |
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р; - государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2181-р (далее - Государственная программа); - примерная программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 года N 575; - постановление Правительства Омской области от 29 июня 2007 года N 87-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Омской области"; - распоряжение Правительства Омской области от 26 декабря 2012 года N 210-рп "О плане работы Правительства Омской области на I квартал 2013 года" |
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство труда и социального развития Омской области |
Соисполнители Программы |
Министерство здравоохранения Омской области; Министерство образования Омской области (далее - Минобразования Омской области); Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области (далее - Минспорт Омской области); Министерство культуры Омской области; Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области; Министерство промышленной политики, связи и инновационных технологий Омской области; Главное управление государственной службы занятости населения Омской области; Главное управление по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Омской области |
Цель Программы |
Обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности (здравоохранение, социальная защита, спорт и физическая культура, информация и связь, культура, транспорт, образование, потребительский рынок, сфера услуг, жилищный фонд) инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Омской области |
Задачи Программы |
1) совершенствование нормативно-правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Омской области; 2) повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Омской области; 3) повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Омской области; 4) информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Омской области; 5) преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Омской области |
Целевые показатели (индикаторы) Программы |
1) доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Омской области; 2) принятие постановления Правительства Омской области, определяющего порядок формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Омской области; 3) доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Омской области, по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг; 4) доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Омской области; 5) доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, в общем количестве объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Омской области; 6) доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава в Омской области; 7) доля учреждений профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве учреждений профессионального образования; 8) доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации в соответствии с региональным перечнем технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду (далее - региональный перечень), в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов в Омской области; 9) доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, в общем числе специалистов, занятых в этой сфере в Омской области; 10) доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Омской области |
Сроки и этапы реализации Программы |
2013 - 2017 годы. Этапы реализации Программы не выделяются |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 1 585 461,58 тыс. рублей, из них: - в 2013 году - 305 851,38 тыс. рублей; - в 2014 году - 313 614,22 тыс. рублей; - в 2015 году - 343 216,78 тыс. рублей; - в 2016 году - 311 389,60 тыс. рублей; - в 2017 году - 311 389,60 тыс. рублей. Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета составляет 180 553,32 тыс. рублей, из них: - в 2013 году - 65 247,33 тыс. рублей; - в 2014 году - 59 420,71 тыс. рублей; - в 2015 году - 55 885,28 тыс. рублей. Объем средств федерального бюджета, выделяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, составляет 164 829,02 тыс. рублей, из них: - в 2013 году - 49 523,03 тыс. рублей; - в 2014 году - 59 420,71 тыс. рублей; - в 2015 году - 55 885,28 тыс. рублей. Объем средств федерального бюджета, выделяемых Министерством образования и науки Российской Федерации на создание сети базовых образовательных учреждений, в 2013 году составляет 15 724,30 тыс. рублей. Объем средств из областного бюджета составляет 1 404 908,26 тыс. рублей, из них: - в 2013 году - 240 604,05 тыс. рублей; - в 2014 году - 254 193,51 тыс. рублей; - в 2015 году - 287 331,50 тыс. рублей; - в 2016 году - 311 389,60 тыс. рублей; - в 2017 году - 311 389,60 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1) формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в Омской области; 2) обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Омской области; 3) сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Омской области в целях размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 4) формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН; 5) увеличение числа инвалидов (семей, имеющих в своем составе инвалидов и детей-инвалидов), обеспеченных адаптированным жильем; 6) обеспечение доступности подвижного состава основных видов пассажирского транспорта для инвалидов и других МГН в Омской области; 7) повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов в Омской области; 8) увеличение числа инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации за счет средств областного бюджета в рамках индивидуальной программы реабилитации; 9) создание системы информационно-методического обеспечения, повышения квалификации и аттестации специалистов, занятых в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов; 10) создание эффективно действующей системы информационного, консультативного обеспечения инвалидов и других МГН на основе традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий с учетом особых потребностей инвалидов; 11) преодоление социальной разобщенности и коммуникативных барьеров в обществе |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Программа разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Государственной программой, распоряжением Правительства Омской области от 26 декабря 2012 года N 210-рп "О плане работы Правительства Омской области на I квартал 2013 года".
Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации и Омской области.
В Омской области отмечается тенденция снижения уровня инвалидизации населения: по состоянию на 1 января 2008 года насчитывалось 169,2 тыс. инвалидов (8,4 процента от общей численности населения Омской области), на 1 января 2009 года - 164,4 тыс. инвалидов (8,16 процента), на 1 января 2010 года - 159,4 тыс. инвалидов (8,1 процента), на 1 января 2011 года - 157,3 тыс. инвалидов (7,9 процента), на 1 января 2012 года - 153,8 тыс. инвалидов (7,8 процента).
По состоянию на 1 января 2012 года в Омской области проживало 153,8 тыс. инвалидов, из них 7,2 тыс. детей. Среди взрослых инвалидов одну треть составили лица трудоспособного возраста.
Несмотря на указанные положительные тенденции изменения показателей инвалидности, остается нерешенной важная социальная проблема - устранение барьеров для инвалидов во всех сферах жизни.
Доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и способствует социальному и экономическому развитию государства.
В Омской области проводится определенная работа по социальной поддержке и созданию условий для полноценной интеграции инвалидов в общество. В этих целях принят ряд нормативных правовых актов, направленных на решение проблем в сфере реализации государственных социальных гарантий инвалидам.
Законом Омской области "О социальной защите инвалидов в Омской области" регулируются отношения, связанные с участием органов государственной власти Омской области в реализации государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов на территории Омской области.
В целях оказания содействия в решении проблем социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод Указом Губернатора Омской области от 31 августа 2009 года N 104 "О Совете по делам инвалидов при Губернаторе Омской области" создан Совет по делам инвалидов при Губернаторе Омской области, в состав которого входят представители органов государственной власти и общественных организаций инвалидов. В числе рассматриваемых на заседаниях данного совещательного органа вопросов - создание инвалидам равных возможностей, в том числе обеспечение доступности для данной категории населения объектов социальной инфраструктуры.
Ряд нормативных правовых актов Омской области предусматривает оказание инвалидам, детям-инвалидам дополнительных мер социальной поддержки, связанных с проживанием и проездом данных категорий граждан (постановление Правительства Омской области от 26 июля 2006 года N 99-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", Указ Губернатора Омской области от 14 сентября 2010 года N 86 "О дополнительной мере социальной поддержки отдельным категориям граждан" и другие).
Постановлением Правительства Омской области от 1 ноября 2006 года N 132-п "О денежной компенсации затрат на воспитание и обучение одному из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида, воспитание и обучение которого по общеобразовательным программам осуществляется на дому" определена ежемесячная выплата родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и обучение по общеобразовательным программам детей-инвалидов на дому самостоятельно, денежной компенсации затрат на воспитание и обучение.
Постановлением Правительства Омской области от 25 апреля 2012 года N 95-п "О региональном перечне технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду" определен перечень дополнительных технических средств реабилитации, не входящих в федеральный гарантированный перечень, и необходимых для социально-бытовой адаптации и комфортного проживания различных категорий инвалидов: по слуху, по зрению, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.
Мероприятия по реабилитации и социальной адаптации граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, реализуются в рамках различных долгосрочных целевых программ Омской области.
Постановлением Правительства Омской области от 25 сентября 2009 года N 174-п утверждена долгосрочная целевая программа Омской области "Семья и демография Омской области (2010 - 2014 годы)". Одной из задач программы является создание условий для социальной адаптации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями. В рамках программы реализуются мероприятия, направленные на преодоление социальной разобщенности в обществе.
Мероприятия, направленные на обеспечение доступности объектов спорта для инвалидов, реализуются в рамках долгосрочной целевой программы Омской области "Развитие физической культуры и спорта в Омской области (2010 - 2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 1 июля 2009 года N 114-п. К числу основных задач программы относятся: повышение эффективности физкультурно-спортивной работы с несовершеннолетними, имеющими ограниченные возможности здоровья, обеспечение высокого качества подготовки омских спортсменов к участию в XI Паралимпийских зимних играх 2014 года в городе Сочи. В рамках указанной программы предусмотрено строительство пандусов и оборудование приспособлений для лиц с ограниченными возможностями здоровья на спортивных объектах на средства в размере 500,0 тыс. рублей в 2012 году и 500,0 тыс. рублей в 2013 году, а также приобретение инвентаря, оборудования для спортсменов-инвалидов на сумму 652,0 тыс. рублей.
В 2012 году Минспортом Омской области получена субсидия из федерального бюджета в размере 250,0 тыс. рублей на приобретение оборудования, спортивного инвентаря для казенного образовательного учреждения Омской области дополнительного образования детей "Областная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа".
Мероприятия по организации обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных технологий, оборудованию специальных (коррекционных) образовательных учреждений для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальными приспособлениями для детей с особыми потребностями предусмотрены в рамках долгосрочной целевой программы Омской области "Развитие системы образования Омской области (2010 - 2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 8 июля 2009 года N 119-п. Среди задач программы - повышение доступности качественных услуг в сфере дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования, в том числе для детей с ограничениями здоровья.
В 2013 году планируется реализация мероприятий по созданию сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений в развитии. В соответствии с проектом распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение указанного мероприятия размер субсидии Омской области составит 17 203,5 тыс. рублей.
В 2011 году выделена субсидия в размере 7,5 млн. рублей открытому акционерному обществу "Омск-пригород" на возмещение затрат, связанных с приобретением и установкой 2 подъемников лифтового типа для инвалидов на пригородном железнодорожном вокзале города Омска. Установленные подъемники помогают маломобильным гражданам спуститься к поездам с виадука либо подняться с платформ по прибытии. Одновременно ими могут воспользоваться до 13 пассажиров. В 2012 году субсидия выделена в размере 3,6 млн. рублей.
В целях повышения качества транспортных услуг, оказываемых службой "Социальное такси", в 2011 году государственные учреждения социального обслуживания населения Омской области оснащены 15 специализированными автомобилями "Газель" для перевозки инвалидов-колясочников и 50 мобильными лестничными гусеничными подъемниками для спуска-подъема граждан на креслах-колясках по лестничным маршам. На реализацию указанного мероприятия в 2011 году направлено 18,9 млн. рублей. Кроме того, с 2011 года организован круглосуточный режим работы диспетчеров и водителей этой службы. В настоящее время автомобильный парк службы составляет 50 транспортных средств, из них 22 автомобиля оборудованы специальными подъемными механизмами для перевозки инвалидов-колясочников. Всего в 2011 году службой "Социальное такси" было оказано 15,5 тыс. транспортных услуг, за 11 месяцев 2012 года - 17,3 тыс. транспортных услуг.
В 2011 году осуществлялось содействие в обустройстве жилых помещений инвалидов-колясочников в соответствии с рекомендациями индивидуальных программ реабилитации, на реализацию данного мероприятия направлено около 1,5 млн. рублей.
В 2012 году более 360,0 тыс. рублей направлено на обеспечение доступности для различных категорий инвалидов государственных учреждений культуры Омской области, около 2,0 млн. рублей - на обеспечение доступа к государственным учреждениям социального обслуживания Омской области, более 10,8 млн. рублей - на обеспечение доступности государственных образовательных учреждений Омской области дошкольного, начального и среднего профессионального образования для инвалидов по зрению, слуху, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Также в 2012 году 300,0 тыс. рублей направлено на оснащение государственных образовательных учреждений Омской области среднего профессионального образования специализированными комплексами, оборудованными азбукой Брайля, более 1,5 млн. рублей - на оснащение государственных учреждений культуры Омской области источниками информации на специальных носителях, комплексами для распознавания брайлевских текстов и их сохранения в цифровом формате, комплектами для выпуска рельефно-графических пособий. Бюджетное учреждение культуры Омской области "Омская областная библиотека для слепых" оснащена рельефно-точечными указателями и направляющими поручнями, а также оборудованием для социальной реабилитации инвалидов с частичной или полной потерей зрения (на реализацию этого мероприятия направлены средства в размере 480,0 тыс. рублей).
В 2012 году проводились мероприятия по оборудованию различными видами пандусов подъездов жилых домов, в которых проживают инвалиды-колясочники. На реализацию данного мероприятия направлено 622,0 тыс. рублей.
Доступности объектов и услуг для различных категорий инвалидов, в том числе инвалидов по зрению, слуху, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственного развития способствуют мероприятия, реализуемые в рамках муниципальных целевых программ "Доступная среда", разработанных в каждом муниципальном образовании Омской области. Целью программ является формирование к 2015 году условий для обеспечения равного доступа инвалидов к транспорту, информации и связи, а также к объектам и услугам.
В рамках целевых программ муниципальных районов Омской области "Доступная среда" в 2013 - 2015 годах запланированы средства из местных бюджетов муниципальных районов Омской области в размере 3 650,0 тыс. рублей (в 2013 году - около 1 000,0 тыс. рублей) на проведение мероприятий по обеспечению доступности для различных категорий инвалидов общеобразовательных школ, способствующих проведению совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей. В рамках указанных мероприятий предполагается переоборудование входных групп, учебных мест и мест общего пользования в соответствии с требованиями доступности для инвалидов всех категорий.
Для создания условий беспрепятственного и удобного передвижения инвалидов и других МГН по городу Омску проводятся мероприятия по обустройству объектов транспорта и транспортной инфраструктуры пандусами, специальными приспособлениями и оборудованием для беспрепятственного пользования инвалидами и МГН.
За счет средств бюджета Омской области и города Омска в городе Омске на 56 автобусных, 10 троллейбусных и 4 трамвайных маршрутах работает 141 низкопольный автобус, 4 низкопольных трамвая, 10 низкопольных троллейбусов. Таким образом, доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и МГН в Омской области, в парке подвижного состава Омской области составляет 7 процентов.
В целях повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и обеспечения дополнительных гарантий занятости инвалидов в 2009 году принят Закон Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области", который предусматривает установление организациям квоты для трудоустройства на работу инвалидов.
В настоящее время в Омской области созданы вариативные условия для получения образования детьми-инвалидами.
Сеть государственных учреждений, находящихся в ведении Минобразования Омской области, представлена:
- 27 учреждениями специального (коррекционного) образования, численность обучающихся (воспитанников) в которых составляет 2824 человека, из них 1354 ребенка являются инвалидами;
- 17 учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых воспитываются 693 ребенка, из них 44 являются детьми-инвалидами, и в которых осуществляется социальная инклюзия; 1 учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья для 25 детей, из которых 18 - инвалиды. В данном учреждении осуществляется абилитация детей с серьезными функциональными нарушениями;
- 34 учреждениями начального профессионального образования, 29 учреждениями среднего профессионального образования. В данных образовательных учреждениях профессионального образования обучается 157 инвалидов и 296 лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- 6 учреждениями дополнительного образования детей, где предоставляются услуги для 7178 детей, из которых 359 человек являются детьми-инвалидами.
Продолжается работа государственных учреждений Омской области, деятельность которых связана с предоставлением информационных, культурно-досуговых, социально-реабилитационных услуг для различных категорий инвалидов. Осуществляет работу бюджетное учреждение культуры Омской области "Омская областная библиотека для слепых", которая является областным методическим и координационным центром по библиотечной работе с инвалидами.
Большим шагом в развитии деятельности по развитию физической культуры и спорта среди инвалидов явилось создание в 2001 году казенного учреждения Омской области "Омский областной специализированный спортивный центр Паралимпийской подготовки".
Реализован комплекс информационных, просветительских мероприятий для граждан с ограниченными возможностями здоровья.
На канале ГТРК "Омск" осуществлен выпуск передачи "Школа здоровья" с сурдопереводом, а также новостей с использованием "бегущей строки" в целях информирования инвалидов по слуху и слабослышащих граждан. На информационном портале "Омская губерния" создана версия сайта для слабовидящих граждан.
Вместе с тем в Омской области имеется ряд проблем обеспечения доступности для инвалидов среды жизнедеятельности, которые необходимо решать комплексно.
Одной из проблем является то, что ключевые объекты социальной инфраструктуры остаются до сих пор труднодоступными для многих инвалидов. При этом к числу таких объектов относятся государственные учреждения системы здравоохранения, образования, занятости, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта Омской области.
Состояние материально-технической базы государственных учреждений Омской области не соответствует современным требованиям, предъявляемым к организации реабилитационного процесса инвалидов. Существует потребность в технологическом оборудовании для создания реабилитационно-производственных комплексов, лечебно-трудовых мастерских, арт-мастерских, автотранспорте, оснащенном подъемниками.
Получение детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Однако слабая материально-техническая база и недостаток квалифицированных педагогических кадров в учреждениях профессионального образования являются сдерживающими факторами, тормозящими внедрение дистанционной и модульной технологии обучения инвалидов. Отсутствует универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений в развитии.
В связи с расширением спектра образовательных услуг, предоставляемых государственными образовательными учреждениями, необходимо оснащение данных учреждений специальными приспособлениями. В целях дальнейшего создания безбарьерной среды в указанных учреждениях необходимы дальнейшая установка пандусов, адаптация санитарных узлов, установка тактильных плиток, турникетов для ориентирования обучающихся с нарушениями зрения, информационных видеопанелей, приобретение звукоусиливающей аппаратуры, диктофонов, цифровых видео- и ноутбуков с адаптивным программным обеспечением для детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Большое значение приобретает решение проблемы расширения сети и оснащение специальными приспособлениями государственных учреждений социального обслуживания населения Омской области, оказывающих услуги инвалидам.
В настоящее время в Омской области около 75 тысяч человек нуждаются в комплексных реабилитационных услугах. В то же время ни одного учреждения, обеспечивающего комплексную реабилитацию инвалидов различных категорий, в настоящее время нет, хотя аналогичные реабилитационные центры созданы более чем в 20 субъектах Российской Федерации. Создание в Омской области центра реабилитации инвалидов позволит оказывать реабилитационные услуги инвалидам с различными заболеваниями, в том числе с выраженными нарушениями зрения, слуха, функции передвижения, осуществлять комплексное сопровождение семей, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, даст людям возможность получать новые навыки жизнедеятельности, расширять и реализовывать физические и интеллектуальные возможности. Кроме того, применение в работе центра современных высокоэффективных технологий и методик увеличит численность полностью реабилитированных граждан, что будет способствовать привлечению в экономику Омской области дополнительных трудовых ресурсов и снижению налоговой нагрузки на экономически активное население за счет их самообеспечения.
Полноценной социально-бытовой адаптации и реабилитации инвалидов также будет способствовать их обеспечение техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень технических средств реабилитации, мероприятий и услуг, предоставляемых инвалидам, а также сурдопереводческими услугами в процессе обучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, создание диспетчерской службы видео- и телефонной связи.
Также существуют препятствия для полноценного участия инвалидов в культурной жизни, поскольку государственные учреждения культуры Омской области недостаточно приспособлены для посещения инвалидов.
В настоящее время недостаточным остается уровень обеспеченности спортивными сооружениями для занятий адаптивной физической культурой и спортом среди спортсменов-инвалидов.
Услуги общественного транспорта, являющиеся важнейшей предпосылкой к социальной интеграции, в большинстве случаев не приспособлены для нужд инвалидов.
Кроме того, социальной интеграции инвалидов препятствует эмоциональный барьер, что затрудняет социальные контакты инвалида и его окружения.
Все эти барьеры в немалой степени обусловливают сниженную социальную активность инвалидов и ограниченные возможности для реализации личного потенциала этих людей.
С учетом имеющихся проблем возникла необходимость реализации на территории Омской области комплекса мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающего системный подход к решению проблем инвалидов программно-целевым методом как наиболее целесообразным в решении задач комплексной реабилитации инвалидов, а также необходимость привлечения нескольких источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета.
Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем программно-целевым методом, являются:
- ухудшение социально-экономической ситуации;
- недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий;
- несвоевременность финансирования запланированных мероприятий;
- неэффективное взаимодействие соисполнителей Программы.
Указанные риски могут привести к снижению уровня и качества жизни инвалидов, а также снижению их трудовой и социальной активности и, как следствие, снижению социальной независимости и экономической самостоятельности, что, в свою очередь, увеличит потребность в бюджетных средствах для обеспечения жизнедеятельности инвалидов путем предоставления им дополнительных мер социальной поддержки.
Привлечение средств федерального бюджета позволит не только снизить расходную часть областного бюджета, но и путем задействования ресурсной базы федерального уровня проводить целостную политику по обеспечению доступности приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, скоординировать задачи, решаемые на федеральном и региональном уровнях, по повышению уровня социальной защищенности, соблюдению прав и социальных гарантий инвалидов.
II. Цель, задачи и целевые показатели (индикаторы) Программы
Целью Программы является обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Омской области.
Задачи Программы определяются ее целью и заключаются в следующем:
1) совершенствование нормативно-правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Омской области.
Реализация указанной задачи позволит скоординировать деятельность органов государственной власти и местного самоуправления Омской области, организаций при обеспечении доступности для данной категории граждан приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, при развитии системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
2) повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Омской области.
Реализация данной задачи будет способствовать созданию установленных Конвенцией ООН о правах инвалидов условий для максимально возможного осуществления инвалидами независимого от посторонней помощи образа жизни и трудовой деятельности;
3) повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Омской области.
Реализация данной задачи позволит приблизить реабилитационные услуги инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, расширить спектр оказываемых услуг, внедрить современные эффективные методы и технологии работы с инвалидами и, как следствие, повысить качество жизни данной категории граждан;
4) информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Омской области.
Реализация данной задачи станет основой повышения уровня профессиональной компетентности и осведомленности специалистов, работающих с данной категорией граждан;
5) преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Омской области.
Реализация данной задачи обеспечит создание эффективно действующей системы информационного, консультативного обеспечения инвалидов и других МГН на основе традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий, а также позволит устранить "отношенческие" барьеры в обществе.
Выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить к концу 2015 года:
- увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Омской области до 55 процентов;
- принятие постановления Правительства Омской области, определяющего порядок формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Омской области;
- увеличение доли приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Омской области, по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг до 100 процентов;
- увеличение доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Омской области до 45 процентов;
- увеличение доли объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, в общем количестве объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Омской области до 100 процентов;
- увеличение доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава в Омской области до 12 процентов;
- увеличение доли учреждений профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве учреждений профессионального образования до 20 процентов;
- увеличение доли инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации в соответствии с региональным перечнем, в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов в Омской области до 50 процентов;
- увеличение доли специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, в общем числе специалистов, занятых в этой сфере в Омской области, до 10 процентов;
- увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Омской области до 50 процентов.
На момент окончания действия Программы значения целевых показателей (индикаторов) составят:
- доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Омской области - 60 процентов;
- доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Омской области - 50 процентов;
- доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации в соответствии с региональным перечнем, в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов в Омской области - 57 процентов;
- доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, в общем числе всех специалистов, занятых в этой сфере в Омской области, - 12 процентов;
- доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Омской области - 55 процентов.
Комплекс целевых показателей (индикаторов) Программы отражает результаты деятельности соисполнителей Программы.
Система целевых показателей (индикаторов) Программы, применяемая для оценки результатов достижения поставленной цели и задач Программы, а также значения целевых показателей (индикаторов) Программы представлены в приложении N 1 к Программе.
Методика расчета целевых показателей (индикаторов) Программы представлена в приложении N 2 к Программе.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться в течение 2013 - 2017 годов. Отдельные этапы реализации Программы не выделяются.
IV. Перечень мероприятий Программы
Программой предусмотрена реализация комплекса мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров и обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления социальных услуг в целях интеграции инвалидов в общество.
1. Совершенствование нормативно-правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Омской области.
В данном разделе планируется создание автоматизированной информационной системы "Доступная среда" и организация проведения социологических исследований, направленных на определение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, определение отношения населения к проблемам инвалидов.
В I квартале 2013 года планируется принятие постановления Правительства Омской области, определяющего порядок формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Омской области.
Органами исполнительной власти Омской области совместно с органами местного самоуправления Омской области, общественными организациями инвалидов с 2013 по 2015 годы будет осуществлена работа по паспортизации приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
В соответствии с перечнем приоритетных объектов и услуг на основании паспортов доступности объектов в 2013 году будет сформирована карта доступности объектов и услуг в Омской области.
В целях реализации Закона Омской области "О социальной защите инвалидов в Омской области" в 2013 году планируется принятие ряда нормативных правовых актов, в том числе:
- указа Губернатора Омской области, определяющего порядок поддержки одаренных детей-инвалидов;
- указа Губернатора Омской области, определяющего порядок предоставления инвалидам государственной поддержки в строительстве, достройке, реконструкции и приобретении жилья на территории Омской области;
- указа Губернатора Омской области, устанавливающего порядок определения лучшего работодателя по созданию доступной среды для инвалидов;
- постановления Правительства Омской области, утверждающего перечень заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание;
- постановления Правительства Омской области, утверждающего порядок предоставления инвалидам транспортного обслуживания, а также обеспечения инвалидов специальными автотранспортными средствами за счет средств областного бюджета;
- постановления Правительства Омской области, утверждающего порядок обеспечения инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также возможностью пользоваться услугами индивидуального помощника, секретаря-чтеца, сурдопереводчика (за исключением обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях).
2. Повышение уровня доступности объектов и услуг для инвалидов.
2.1. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Омской области.
В рамках данного подраздела осуществляются мероприятия, направленные на обеспечение доступности государственных учреждений здравоохранения, образования (учреждений начального и среднего профессионального образования, дополнительного образования), занятости, культуры, социального обслуживания населения, спортивных объектов для различных категорий инвалидов, в том числе инвалидов, передвигающихся в креслах-колясках, инвалидов с опорно-двигательной патологией, инвалидов по зрению, по слуху.
Планируется осуществление ряда мероприятий, направленных на обеспечение доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, в том числе модернизация (дооборудование) подвижного состава, используемого для перевозки инвалидов, обустройство зданий автовокзалов и автостанций государственных предприятий Омской области для инвалидов по зрению, по слуху, лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, оборудование мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, обустройство пешеходных переходов светофорами со звуковыми сигналами, обеспечение доступности остановочных комплексов и пешеходных переходов.
Государственные учреждения культуры Омской области будут оборудованы специальными устройствами для инвалидов по зрению, по слуху.
2.2. Повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов и детей-инвалидов, содействие их социальной интеграции.
Программой предусмотрено создание библиотек аудиокниг для инвалидов по зрению и фильмотек для инвалидов по слуху.
3. Информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Омской области.
3.1. Информационно-методическое обеспечение деятельности специалистов, задействованных в формировании доступной среды для инвалидов и других МГН, в рамках которого планируется осуществление профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в сфере реабилитации инвалидов.
3.2. Информационные и просветительские мероприятия, направленные на преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения в обществе к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, в рамках которого планируется проведение информационных акций "Ярмарка учебных мест" для молодежи с ограниченными возможностями.
В целях доступности информации для людей с ограниченными возможностями передачи на областных телеканалах будут сопровождаться сурдопереводом. Планируется субтитрирование передач для инвалидов на областных телевизионных каналах, а также размещение и транслирование социальной рекламы формирования доступной среды (как в средствах массовой информации, так и методом наружной рекламы).
4. Иные мероприятия, направленные на обеспечение доступности, повышение оперативности и эффективности предоставления услуг инвалидам, укрепление материально-технической базы государственных учреждений Омской области, предоставляющих услуги инвалидам. Указанные мероприятия будут реализованы за счет средств областного бюджета.
В течение 2013 - 2017 годов планируется осуществить:
- строительство и реконструкцию государственных учреждений здравоохранения, социального обслуживания населения Омской области;
- укрепление материально-технической базы государственных учреждений здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, физической культуры и спорта Омской области.
В рамках федеральной адресной инвестиционной программы на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов планируется привлечение средств федерального бюджета для строительства Центра реабилитации инвалидов, что позволит обеспечить ввод объекта в эксплуатацию до конца 2017 года.
Продолжится обеспечение инвалидов дополнительными техническими средствами реабилитации в соответствии с существующей потребностью.
В рамках Программы планируется создание диспетчерской службы видео- и телефонной связи для инвалидов с полной потерей слуха. Реализация указанного мероприятия предполагает приобретение и установку на приоритетных объектах социальной инфраструктуры видеотелефонных аппаратов, позволяющих осуществлять передачу информации от человека с полной потерей слуха через оператора-переводчика жестового языка диспетчерской службы посредством использования видеотелефона специалисту учреждения (организации) в круглосуточном режиме, что позволит обеспечить доступность услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов по слуху, будет способствовать интеграции данной категории граждан в общество.
В целях обеспечения для инвалидов по слуху и слепоглухих инвалидов доступности информации, учебного процесса планируется оказание сурдопереводческих услуг и услуг поводырей-переводчиков в рамках существующей потребности.
Планируется приобретение специализированного автотранспорта для перевозки инвалидов для казенного учреждения Омской области "Омский областной специализированный спортивный центр Паралимпийской подготовки", государственных образовательных учреждений Омской области специального (коррекционного) образования, службы "Социальное такси".
Запланировано обеспечение спортсменов-инвалидов лекарственными средствами и техническими средствами реабилитации, а также осуществление организационных мероприятий, необходимых для обеспечения их участия во всероссийских и международных соревнованиях.
Планируется выполнение работ по оборудованию подъездов жилых домов откидными, стационарными металлическими пандусами, обустройство жилых помещений инвалидов-колясочников в соответствии с рекомендациями их индивидуальных программ реабилитации.
В целях обеспечения доступности образовательных и психолого-профориентационных услуг за счет средств областного бюджета планируется выполнить мероприятия по обеспечению доступности организованного процесса обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по оснащению кабинета для проведения психолого-профориентационных занятий для детей-инвалидов в бюджетном образовательном учреждении Омской области дополнительного профессионального образования "Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения".
В рамках реализации Программы будет осуществляться содействие повышению педагогической грамотности родителей, имеющих детей-инвалидов, путем организации деятельности клубов "Родитель, воспитывающий ребенка-инвалида" на базе отделений реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями бюджетных учреждений социального обслуживания населения Омской области.
Планируется повышение квалификации и переподготовка педагогических работников, осуществляющих обучение детей-инвалидов, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, специалистов, осуществляющих работу по адаптивной физической культуре.
Предполагается освещение в средствах массовой информации деятельности государственных учреждений Омской области, оказывающих услуги инвалидам, детям-инвалидам.
Ежегодный выпуск информационных сборников, буклетов о положении инвалидов, детей-инвалидов в Омской области будет способствовать развитию информационно-справочной поддержки населения по вопросам инвалидности, увеличению информированности граждан с ограниченными возможностями здоровья о социальных гарантиях и льготах. Кроме того, планируется осуществить издание памяток для руководителей организаций (как государственных, так и негосударственных), разъясняющих нормативы обеспечения доступности объектов для инвалидов по зрению, по слуху, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В целях обеспечения социальной поддержки инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, планируется осуществить обеспечение детей-инвалидов и инвалидов бесплатными годовыми абонементами и билетами на концертные программы, спектакли, выставочные экспозиции, киносеансы. Предполагается организовать проведение регионального фестиваля-конкурса социальной рекламы "П.О.Р.А!: Подумай. Оцени. Реши. Анализируй", в котором смогут принять участие государственные, негосударственные учреждения, а также физические лица. Проведение данного конкурса позволит не только привлечь внимание общественности и самих дизайнеров к проблемам, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья, но и поднять на более высокий уровень работу по развитию института социальной рекламы в Омской области.
В целях социальной адаптации граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, запланировано проведение ежегодных футбольных турниров среди инвалидов, проживающих в психоневрологических интернатах.
Перечень мероприятий Программы представлен в приложении N 3 к Программе.
Постановлением Правительства Омской области от 7 августа 2013 г. N 175-п в раздел V настоящего приложения внесены изменения
V. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования реализации Программы составляет 1 585 461,58 тыс. рублей, из них:
- в 2013 году - 305 851,38 тыс. рублей;
- в 2014 году - 313 614,22 тыс. рублей;
- в 2015 году - 343 216,78 тыс. рублей;
- в 2016 году - 311 389,60 тыс. рублей;
- в 2017 году - 311 389,60 тыс. рублей.
Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета составляет 180 553,32 тыс. рублей, из них:
- в 2013 году - 65 247,33 тыс. рублей;
- в 2014 году - 59 420,71 тыс. рублей;
- в 2015 году - 55 885,28 тыс. рублей.
Объем средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Программы Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, составляет 164 829,02 тыс. рублей, из них:
- в 2013 году - 49 523,03 тыс. рублей;
- в 2014 году - 59 420,71 тыс. рублей;
- в 2015 году - 55 885,28 тыс. рублей.
Объем средств федерального бюджета, выделяемых Министерством образования и науки Российской Федерации на создание сети базовых образовательных учреждений, в 2013 году составляет 15 724,30 тыс. рублей.
Объем средств из областного бюджета, выделяемых на реализацию Программы, составляет 1 404 908,26 тыс. рублей, из них:
- в 2013 году - 240 604,05 тыс. рублей;
- в 2014 году - 254 193,51 тыс. рублей;
- в 2015 году - 287 331,50 тыс. рублей;
- в 2016 году - 311 389,60 тыс. рублей;
- в 2017 году - 311 389,60 тыс. рублей.
Общий объем финансирования мероприятий, осуществляемых в сфере образования, составляет 382 775,82 тыс. рублей (включая мероприятия, не софинансируемые из федерального бюджета), из них:
- в 2013 году - 113 487,20 тыс. рублей (33,64 процента), из них 9 904,6 тыс. рублей (20,00 процента) - средства федерального бюджета, 17 203,50 тыс. рублей - средства федерального бюджета, выделяемые Министерством образования и науки Российской Федерации на создание сети базовых образовательных учреждений;
- в 2014 году - 79 166,7 тыс. рублей (25,24 процента), из них 11 382,3 тыс. рублей (19,16 процента) - средства федерального бюджета;
- в 2015 году - 105 342,72 тыс. рублей (30,69 процента), из них 11 318,76 тыс. рублей (20,25 процента) - средства федерального бюджета;
- в 2016 году - 42 389,6 тыс. рублей (13,61 процента);
- в 2017 году - 42 389,6 тыс. рублей (13,61 процента).
Общий объем финансирования мероприятий, осуществляемых в сфере культуры, составляет 37 256,1 тыс. рублей (включая мероприятия, не софинансируемые из федерального бюджета), из них:
- в 2013 году - 10 350,8 тыс. рублей (3,22 процента), из них 5 175,4 тыс. рублей (10,45 процента) - средства федерального бюджета;
- в 2014 году - 12 600,0 тыс. рублей (4,02 процента), из них 6 300,0 тыс. рублей (10,60 процента) - средства федерального бюджета;
- в 2015 году - 14 305,3 тыс. рублей (4,17 процента), из них 5 563,65 тыс. рублей (9,96 процента) - средства федерального бюджета.
Общий объем финансирования мероприятий, осуществляемых в сфере здравоохранения, составляет 264 220,26 тыс. рублей (включая мероприятия, не софинансируемые из федерального бюджета), из них:
- в 2013 году - 28 762,74 тыс. рублей (8,95 процента), из них 9 904,64 тыс. рублей (20,00 процентов) - средства федерального бюджета;
- в 2014 году - 47 000,0 тыс. рублей (14,99 процента), из них 11 890,0 тыс. рублей (20,01 процента) - средства федерального бюджета;
- в 2015 году - 50 457,52 тыс. рублей (14,70 процента), из них 11 318,76 тыс. рублей (20,25 процента) - средства федерального бюджета;
- в 2016 году - 69 000 тыс. рублей (22,16 процента);
- в 2017 году - 69 000 тыс. рублей (22,16 процента).
Общий объем финансирования мероприятий, осуществляемых в сфере физической культуры и спорта, составляет 43 970,4 тыс. рублей (включая мероприятия, не софинансируемые из федерального бюджета), из них:
- в 2013 году - 12 001,8 тыс. рублей (3,73 процента), из них 6 000,9 тыс. рублей (12,12 процента) - средства федерального бюджета;
- в 2014 году - 12 000,0 тыс. рублей (3,83 процента), из них 6 000,0 тыс. рублей (10,1 процента) - средства федерального бюджета;
- в 2015 году - 19 968,6 тыс. рублей (5,82 процента), из них 6 389,3 тыс. рублей (11,43 процента) - средства федерального бюджета.
Общий объем финансирования мероприятий, осуществляемых в сфере транспорта, составляет 41 543,14 тыс. рублей (включая мероприятия, не софинансируемые из федерального бюджета), из них:
- в 2013 году - 12 184,8 тыс. рублей (3,79 процента), из них 6 092,4 тыс. рублей (12,3 процента) - средства федерального бюджета;
- в 2014 году - 12 300,0 тыс. рублей (3,92 процента), из них 6 150,0 тыс. рублей (10,35 процента) - средства федерального бюджета;
- в 2015 году - 17 058,34 тыс. рублей (4,97 процента), из них 8 529,17 тыс. рублей (15,26 процента) - средства федерального бюджета.
Общий объем финансирования мероприятий, осуществляемых в сфере информации и связи, составляет 42 743,04 тыс. рублей (включая мероприятия, не софинансируемые из федерального бюджета), из них:
- в 2013 году - 11 111,2 тыс. рублей (3,46 процента), из них 5 305,6 тыс. рублей (10,71 процента) - средства федерального бюджета;
- в 2014 году - 13 865,24 тыс. рублей (4,42 процента), из них 4 782,62 тыс. рублей (8,05 процента) - средства федерального бюджета;
- в 2015 году - 17 766,6 тыс. рублей (5,18 процента), из них 5 803,3 тыс. рублей (10,38 процента) - средства федерального бюджета.
Общий объем финансирования мероприятий, осуществляемых в сфере социальной защиты, составляет 772 952,82 тыс. рублей (включая мероприятия, не софинансируемые из федерального бюджета), из них:
- в 2013 году - 117 952,84 тыс. рублей (43,21 процента), из них 7 139,49 тыс. рублей (14,42 процента) - средства федерального бюджета;
- в 2014 году - 136 682,28 тыс. рублей (43,58 процента), из них 12 915,79 тыс. рублей (21,74 процента) - средства федерального бюджета;
- в 2015 году - 118 317,7 тыс. рублей (34,47 процента), из них 6 962,34 тыс. рублей (12,46 процента) - средства федерального бюджета;
- в 2016 году - 200 000,00 тыс. рублей (64,23 процента);
- в 2017 году - 200 000,00 тыс. рублей (64,23 процента).
Предусмотренный настоящим разделом объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета является прогнозным.
Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета в форме софинансирования муниципальных целевых программ (целевая субсидия) составляет 72 083,60 тыс. рублей, из них:
- в 2013 году - 31 895,60 тыс. рублей;
- в 2014 году - 12 122,00 тыс. рублей;
- в 2015 году - 13 122,00 тыс. рублей;
- в 2016 году - 7 472,00 тыс. рублей;
- в 2017 году - 7 472,00 тыс. рублей.
Взаимодействие органов исполнительной власти Омской области с органами местного самоуправления Омской области в части включения отдельных мероприятий органов местного самоуправления Омской области в Программу осуществляется в соответствии с соглашением между соисполнителями Программы и органами местного самоуправления Омской области.
Объем ресурсного обеспечения Программы представлен в приложении N 4 к Программе.
Сведения о распределении средств областного бюджета по направлениям финансирования Программы представлены в приложении N 5 к Программе.
VI. Управление и контроль реализации Программы
Организацию исполнения мероприятий Программы, текущее управление, координацию работ соисполнителей Программы и контроль за ходом реализации Программы, в том числе оценку достижения целевых показателей (индикаторов) Программы, осуществляет ответственный исполнитель.
Обеспечение управления Программой, контроль и оценку ее реализации осуществляет координационный совет, в состав которого входят представители органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области, участвующих в реализации Программы, и общественных организаций инвалидов.
Организация исполнения мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Ответственный исполнитель разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы.
Соисполнители Программы организуют исполнение мероприятий Программы, в установленные сроки представляют информацию об их исполнении ответственному исполнителю, а также при необходимости выступают инициаторами корректировки программных мероприятий, источников и объемов их финансирования (с учетом результатов оценки эффективности Программы).
Ответственный исполнитель ежегодно представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:
- информацию об исполнении мероприятий Программы с указанием сведений о выполнении мероприятий, включающих в себя количественно-качественные показатели и описания выполнения, или о невыполнении мероприятий;
- отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета бюджету субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в Программу;
- отчет о достижении значений целевых показателей (индикаторов) Программы.
По итогам года ответственный исполнитель представляет сводный отчет о реализации Программы и ее результатах с оценкой эффективности в Правительство Омской области в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29 июня 2007 года N 87-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Омской области".
Внесение изменений в перечень мероприятий Программы, сроки ее реализации, объемы бюджетных ассигнований в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию программ субъекта Российской Федерации осуществляется по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
VII. Оценка эффективности реализации Программы
Программа направлена на развитие мер социальной поддержки инвалидов и детей-инвалидов, формирование им равных возможностей для участия в жизни общества и повышение качества жизни на основе формирования доступной среды жизнедеятельности.
В результате реализации Программы ожидаются позитивные изменения значений показателей социально-экономического развития Омской области, характеризующих положение инвалидов, уровень и качество их жизни, повышение мобильности, трудовой занятости инвалидов, а также повышение культурного уровня и толерантности в обществе.
Социальная эффективность Программы будет выражаться в снижении социальной напряженности в обществе за счет:
- увеличения уровня информированности инвалидов и других МГН о доступных социально значимых объектах и услугах, о формате их предоставления;
- преодоления социальной изоляции и включения инвалидов и других МГН в жизнь общества, в том числе в совместные с другими гражданами мероприятия (в том числе досуговые, культурные, спортивные);
- информационных кампаний и акций СМИ в освещении проблем инвалидов для граждан, не являющихся инвалидами;
- повышения уровня и качества услуг, открытых или предоставляемых населению.
Экономическая эффективность от осуществления Программы будет достигнута за счет реализации потенциала инвалидов вследствие формирования и развития среды, обеспечивающей доступность для данной категории населения объектов социально-бытовой и производственной инфраструктур, транспорта, связи и информации.
Экономическая эффективность Программы также обеспечивается путем рационального использования средств областного бюджета, в том числе в результате перераспределения расходов.
Порядок проведения оценки эффективности реализации Программы предусматривает оценку достижения плановых значений целевых индикаторов, предусмотренных Программой, и определение их динамики с учетом следующего:
- при расчете фактически достигнутых значений целевых индикаторов должна отражаться комплексная оценка их влияния на результаты реализации Программы;
- при оценке достижения значений целевых индикаторов Программы определяется отклонение фактически достигнутых значений целевых индикаторов от предусмотренных Программой;
- по результатам оценки достижения значений целевых индикаторов и объемов финансирования проведенных мероприятий определяется общая социально-экономическая эффективность реализации Программы.
Программа считается эффективной при достижении плановых значений всех целевых индикаторов, предусмотренных Программой.
VIII. Условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора муниципальных образований Омской области для предоставления субсидий, порядок предоставления и методика расчета субсидий местным бюджетам
Целью предоставления субсидий местным бюджетам является софинансирование расходов местных бюджетов, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления Омской области по вопросам местного значения в рамках реализации мероприятий Программы, предусмотренных пунктами 4.2, 7.2, 8.2, 8.3, 14 - 16, 49.3 Перечня мероприятий Программы.
Условиями предоставления субсидий местным бюджетам и расходования субсидий муниципальными образованиями Омской области являются:
1) утверждение решением представительного органа местного самоуправления Омской области о местном бюджете объема бюджетных ассигнований, направляемого на цели предоставления субсидий;
2) наличие муниципальных долгосрочных целевых программ, предусматривающих реализацию мероприятий, аналогичных мероприятиям Программы;
3) прохождение муниципальными образованиями Омской области отбора в соответствии с критериями, установленными настоящей Программой;
4) фактическое осуществление за счет средств местного бюджета указанных расходов с соблюдением установленной доли софинансирования;
5) целевое использование субсидий;
6) своевременное предоставление отчетов об использовании субсидий по формам и в сроки, которые устанавливаются органами исполнительной власти Омской области.
Критерием отбора муниципальных образований Омской области для предоставления субсидий является осуществление органами местного самоуправления Омской области деятельности по решению вопросов местного значения, соответствующей целям предоставления субсидий.
Форма заявки, перечень прилагаемых к ней документов, сроки представления заявок определяются органами исполнительной власти Омской области, являющимися исполнителями мероприятий Программы, на реализацию которых органам местного самоуправления Омской области предоставляются субсидии.
Софинансирование из местных бюджетов муниципальных образований Омской области собственной доли расходов сверх установленного размера не влечет пропорционального роста доли софинансирования областного бюджета.
Размер субсидий местным бюджетам на софинансирование выполнения мероприятий Программы, предусмотренных пунктами 4.2, 7.2, 8.2, 8.3, 14 - 16 Перечня мероприятий Программы, рассчитывается по следующей формуле:
Ci = (СОБ / П) х Пi х Дi, где:
Ci - размер субсидии i-му муниципальному образованию;
СОБ - средства областного бюджета, предусмотренные на софинансирование соответствующих расходов;
П - суммарный объем потребности муниципальных образований в финансовых ресурсах для выполнения мероприятий Программы в текущем финансовом году;
Пi - объем потребности i-го муниципального образования в финансовых ресурсах для выполнения мероприятий Программы в текущем финансовом году.
Дi - доля софинансирования из областного бюджета при распределении субсидий на реализацию мероприятий Программы (не более 95,0 процента).
Размер субсидии местному бюджету на софинансирование мероприятия, предусмотренного пунктом 49.3 Перечня мероприятий Программы, рассчитывается по следующей формуле:
, где:
Ai - объем субсидии на организацию обучения с использованием дистанционных образовательных технологий детей-инвалидов, не посещающих образовательные учреждения общего образования по состоянию здоровья, в муниципальных образовательных учреждениях общего образования i-го муниципального образования Омской области;
К - месяц текущего финансового года;
Bi - количество муниципальных образовательных учреждений общего образования в i-м муниципальном образовании Омской области, осуществляющих обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий;
Ti - период времени пользования информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет" (количество календарных месяцев в текущем финансовом году);
С - денежные средства в сумме, определяемой стоимостью ежемесячного трафика, в i-м муниципальном образовании Омской области, выделенные в текущем финансовом году из областного бюджета на организацию обучения с использованием дистанционных образовательных технологий детей-инвалидов, не посещающих образовательные учреждения общего образования по состоянию здоровья, в расчете на одно учреждение;
Дi - доля софинансирования из областного бюджета расходов на организацию обучения с использованием дистанционных образовательных технологий детей-инвалидов, не посещающих образовательные учреждения общего образования по состоянию здоровья, i-го муниципального образования Омской области (не более 98,9 процента).
Предоставление субсидий местным бюджетам осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке соответствующим органам исполнительной власти Омской области.
Указанные органы исполнительной власти Омской области осуществляют контроль за соблюдением условий предоставления и расходования субсидий в соответствии с законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.