Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Администрации города Омска
от 7 октября 2013 года N 1120-п
Прогноз
социально-экономического развития города Омска на 2014 год и на период до 2016 года
1. Показатели прогноза социально-экономического развития города Омска на 2014 год и на период до 2016 года
N |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2012 год (отчет) |
2013 год (оценка) |
2014 год (прогноз) |
2015 год (прогноз) |
2016 год (прогноз) |
|||
первый вариант |
второй вариант |
первый вариант |
второй вариант |
первый вариант |
второй вариант |
|||||
1 |
Среднегодовая численность населения, в том числе: |
тыс. человек |
1158,6 |
1161,4 |
1163,2 |
1163,2 |
1165,2 |
1165,2 |
1166,6 |
1166,6 |
моложе трудоспособного возраста (0 - 15 лет) |
тыс. человек |
170,4 |
173,5 |
176,6 |
176,6 |
179,5 |
179,5 |
181,3 |
181,3 |
|
в трудоспособном возрасте (мужчины 16 - 59 лет, женщины 16 - 54 лет) |
тыс. человек |
733,9 |
729,5 |
725,2 |
725,2 |
721,3 |
721,3 |
719,4 |
719,4 |
|
старше трудоспособного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше) |
тыс. человек |
254,4 |
258,4 |
261,4 |
261,4 |
264,4 |
264,4 |
265,9 |
265,9 |
|
2 |
Среднегодовая численность населения в возрасте 1 - 6 лет |
тыс. человек |
72,9 |
77,3 |
81,5 |
81,5 |
84,5 |
84,5 |
86,7 |
86,7 |
3 |
Среднегодовая численность населения в возрасте 6 - 17 лет |
тыс. человек |
115,6 |
115,6 |
117,5 |
117,5 |
120,8 |
120,8 |
125,3 |
125,3 |
4 |
Среднесписочная численность работников всех предприятий и организаций |
тыс. человек |
486,0 |
484,5 |
483,1 |
483,1 |
481,7 |
481,7 |
480,3 |
480,3 |
5 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций |
руб. |
25015 |
27892 |
29008 |
30897 |
30342 |
34414 |
31768 |
38406 |
6 |
Индекс промышленного производства, к предыдущему году, в том числе по видам экономической деятельности: |
% |
102,1 |
104 - 105 |
103,0 |
104,0 |
103,0 |
104,0 |
102,8 |
103,5 |
обрабатывающие производства |
% |
101,8 |
105 - 106 |
103,5 |
104,5 |
103,5 |
104,0 |
103,0 |
104,0 |
|
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
% |
106,2 |
100 - 101 |
100,5 |
101,0 |
100,5 |
101,0 |
100,0 |
101,0 |
|
7 |
Оборот розничной торговли |
млн. руб. |
223432 |
249058 |
270126 |
274060 |
295258 |
302439 |
322729 |
333756 |
8 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли, к предыдущему году |
% |
110,5 |
103 - 104 |
103,0 |
104,5 |
104,0 |
105,0 |
104,0 |
105,0 |
9 |
Объем платных услуг населению |
млн. руб. |
59051 |
65188 |
70359 |
71046 |
76166 |
77656 |
82692 |
80995 |
10 |
Индекс физического объема платных услуг населению, к предыдущему году |
% |
104,2 |
102,5 - 103 |
102,5 |
103,5 |
103,0 |
104,0 |
103,3 |
104,3 |
11 |
Прибыль (убыток) крупных и средних организаций по всем видам деятельности |
млн. руб. |
34164 |
27619 |
29276 |
30186 |
30740 |
32964 |
33814 |
38333 |
12 |
Объем инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования) |
млн. руб. |
96546 |
97130 |
106669 |
109546 |
118720 |
124715 |
134149 |
142915 |
13 |
Объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах, к предыдущему году |
% |
122,4 |
90,0 - 100,0 |
103,8 |
106,6 |
104,8 |
107,2 |
106,1 |
107,6 |
14 |
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв. м |
471,9 |
575,0 |
500,0 |
575,0 |
500,0 |
575,0 |
500,0 |
575,0 |
15 |
Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению, декабрь к декабрю предыдущего года |
% |
106,9 |
106 - 106,5 |
104,5 - 105,5 |
104,5 - 105,5 |
104 - 105 |
104 - 105 |
104 - 105 |
104 - 105 |
2. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития города Омска на 2014 год и на период до 2016 года
Прогноз социально-экономического развития города Омска на 2014 год и на период до 2016 года (далее - прогноз) разработан на основе сценарных условий социально-экономического развития города Омска на 2014 год и на период до 2016 года, итогов социально-экономического развития города Омска за восемь месяцев 2013 года и ожидаемых итогов социально-экономического развития города Омска за 2013 год, а также тенденций социально-экономического развития города Омска в предшествующие годы.
Прогноз является основой для разработки документов социально-экономического развития города Омска, в том числе планов и программ социально-экономического развития города Омска, а также проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период.
При разработке прогноза использовались следующие материалы:
- сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации;
- отчетные статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области;
- отчетные и прогнозные материалы о социально-экономическом развитии города Омска структурных подразделений Администрации города Омска.
Разработка прогноза осуществлена в двух вариантах. Варианты отличаются, прежде всего, моделями инвестиционной активности организаций, перспективами повышения конкурентоспособности экономики и эффективностью реализации государственной политики.
Первый вариант прогноза предполагает невысокую инвестиционную активность предприятий и их относительно низкую конкурентоспособность, ограниченные расходы на развитие компаний инфраструктурного сектора, стагнацию государственного инвестиционного спроса.
Второй вариант прогноза отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста.
Оба варианта базируются на следующих оценках внешних условий в 2014 - 2016 годах: развитие мировой экономики темпами от 3,8 до 4,0 процента в год, стабилизация цены на российскую нефть в диапазоне 100 - 101 доллар США за баррель (оценка 2013 года - 105 долларов США за баррель), опережающее по отношению к ценам на нефть снижение стоимости экспортируемого газа в связи с усилением конкуренции на европейских газовых рынках.
В качестве основного варианта для разработки параметров проекта бюджета города Омска на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов предлагается второй вариант прогноза.
Показатели прогноза на 2014 год и на период до 2016 года уточнены по сравнению с показателями прогноза социально-экономического развития города Омска на 2013 год и на период до 2015 года, одобренного постановлением Администрации города Омска от 19 октября 2012 года N 1370-п "О внесении проекта бюджета города Омска на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов в Омский городской Совет". При этом осуществлено уточнение следующих показателей прогноза на 2014 - 2016 годы:
- среднегодовой численности населения и ее структуры - в результате получения оценок численности населения города Омска и его половозрастной структуры на начало 2011 и 2012 годов и корректировки на этой основе прогнозных оценок демографического развития в периоде 2014 - 2016 годов;
- среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций - в результате анализа информации о динамике численности занятых в крупных и средних организациях в 2012 году и в истекшем периоде 2013 года, уточнения занятости населения в малом и среднем предпринимательстве;
- среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних организаций - в результате анализа динамики заработной платы в истекшем периоде 2013 года, динамики темпов роста омской экономики в 2013 году, а также прогнозной оценки темпов роста экономики и заработной платы в 2014 - 2016 годах;
- индекса промышленного производства - в результате анализа динамики промышленного производства в истекшем периоде 2013 года и прогнозных оценок развития промышленности в 2014 - 2016 годах;
- оборота розничной торговли и объема платных услуг населению - в результате анализа динамики оборота розничной торговли и объема платных услуг в истекшем периоде 2013 года и уточнения оценок потребительского спроса в 2014 - 2016 годах;
- прибыли (убытка) крупных и средних организаций по всем видам деятельности - в результате анализа динамики прибыли (убытков), полученных омскими крупными и средними организациями в истекшем периоде 2013 года, и изменения прогнозных оценок роста прибыли в 2014 - 2016 годах;
- объема инвестиций в основной капитал - в результате анализа инвестиционной активности организаций в истекшем периоде 2013 года и изменения прогнозных оценок объемов инвестиций в основной капитал в 2014 - 2016 годах;
- ввода в действие жилых домов - в результате уточнения прогнозных оценок ввода жилья в 2014 - 2016 годах;
- сводного индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению - в результате уточнения оценки инфляции по ожидаемым итогам 2013 года, корректировки прогнозной оценки инфляции в 2014 году.
Среднегодовая численность населения города Омска составила в 2012 году 1158,6 тыс. человек. В 2013 - 2016 годах ожидается рост среднегодовой численности населения до 1161,4 - 1166,6 тыс. человек. Прогноз перспективной численности населения основывается на тенденциях демографического развития с учетом принятых на государственном и муниципальном уровнях решений, влияющих на рост показателей рождаемости и снижение уровня смертности.
С 2010 года начал действовать неблагоприятный демографический фактор - снижение численности женщин активного репродуктивного возраста (20 - 29 лет) при одновременном увеличении численности женщин в возрасте 30 - 39 лет. Кроме того, отмечается постарение возрастной модели рождаемости (рождаемость детей женщинами в более поздних возрастах). Эти факторы уже начали оказывать влияние на некоторую стабилизацию рождаемости в 2013 году; в прогнозном периоде влияние этих факторов будет усиливаться.
В течение 2013 - 2016 годов будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, что приведет к уменьшению численности экономически активного населения. Это связано с тем, что в трудоспособный возраст продолжат вступать относительно малочисленные поколения 1990-х годов рождения, а выбывать - многочисленные поколения рожденных в послевоенные годы.
Значительное увеличение численности населения старших возрастов уже приводит к росту демографической нагрузки, что потребует от государства как дополнительных расходов на выполнение социальных обязательств по пенсионному и социальному обеспечению, так и увеличения расходов на оказание качественной медицинской помощи.
За счет роста рождаемости в предыдущие годы будет продолжаться увеличение численности детей дошкольного возраста (дети в возрасте 1 - 6 лет). В связи с этим одной из главных задач остается удовлетворение значительного роста потребности в детских дошкольных учреждениях. В то же время с 2014 года начнет существенно увеличиваться численность школьников (дети в возрасте 6 - 17 лет). Соответственно, возрастет нагрузка в действующих школах, будет усиливаться потребность в строительстве школ в новых жилых микрорайонах города Омска.
Прогнозная оценка развития занятости населения в 2013 - 2015 годах базируется на тенденциях демографического развития (уменьшение численности населения в трудоспособном возрасте), а также на структурных изменениях в занятости населения (перераспределение работающих между крупными, средними предприятиями и предприятиями малого бизнеса). Для экономики города Омска актуальным остается проведение политики по техническому перевооружению действующих предприятий, а также трудосберегающей политики.
Снижение доступности трудовых ресурсов будет стимулировать рост заработной платы в прогнозный период. В целом за 2014 - 2016 годы рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы составит 38 процентов к 2013 году по второму варианту прогноза.
Весомую часть в объеме капитальных вложений на территории города Омска составят инвестиции из бюджета Омской области, которые будут направляться на реализацию мероприятий областных целевых программ (с привлечением средств федерального бюджета) социальной направленности, а также программ развития транспортной и инженерной инфраструктуры. Рост инвестиций в 2016 году относительно уровня 2013 года составит 23 процента по второму варианту прогноза.
Темпы роста промышленного производства в 2016 году к уровню 2013 года по первому варианту прогноза составят 9 процентов, по второму - 12 процентов. На динамике промышленного производства в прогнозный период будут сказываться последствия от присоединения к Всемирной торговой организации (далее - ВТО), в том числе возможно снижение темпов роста промышленного производства.
Рост доходов населения и умеренная потребительская инфляция позволяют прогнозировать в 2013 - 2016 годах дальнейший прирост объемов оборота розничной торговли и платных услуг населению. Позитивным фактором, способствующим развитию конкуренции и росту потребительской активности, является присоединение Российской Федерации к ВТО.
Прирост оборота розничной торговли составит в 2016 году к уровню 2013 года 11,4 - 15,2 процента по двум вариантам прогноза. Объем платных услуг населению по двум вариантам прогноза увеличится на 9,1 - 12,3 процента к уровню 2013 года.
В 2014 году прогнозируемый объем ввода в действие жилых домов составит 500 тыс. кв. м по первому варианту и 575 тыс. кв. м по второму варианту прогноза. Увеличению объемов жилищного строительства, в первую очередь, будет способствовать рост активности инвесторов, рассматривающих жилье как инвестиционный ресурс, а также, в меньшей степени, - оживление спроса населения на жилье и развитие ипотеки. В прогнозируемом периоде продолжится реализация государственных мер, направленных на формирование рынка доступного жилья.
Ускорение роста потребительских цен, связанное с плохим урожаем 2012 года, оказалось менее значительным, чем ожидалось ранее, и уже в марте 2013 года потенциал роста инфляции был полностью исчерпан. На снижение инфляции повлияло ослабление роста цен на продовольственные товары с конца 2012 года, связанное со значительным увеличением объемов более дешевого импорта мясной продукции и других видов продовольствия вследствие снижения ввозных пошлин после вступления России в ВТО при одновременном укреплении рубля, а также эффект снижения цен из-за временного перепроизводства отдельных видов продукции (в частности, свинины). В декабре 2013 года инфляция должна находиться в интервале 6 - 6,5 процента с последующим замедлением до 4,5 - 5,5 процента в 2014 году и 4 - 5 процентов в 2015 - 2016 годах.
Среднесрочному снижению инфляции будут способствовать умеренный рост потребительского спроса и относительно консервативная денежная политика, направленная на достижение заданных инфляционных ориентиров.
Прогнозируемая умеренная динамика мировых цен на зерно, продовольствие и импортируемое продовольствие будет обеспечивать умеренный рост внутренних цен на продукты, который наиболее существенно влияет на инфляцию. Вместе с тем снижение темпов роста цен на товары будет сдерживаться ослаблением курса рубля, особенно в 2014 - 2015 годах, которое будет компенсировать снижение ввозных импортных пошлин.
Основные риски превышения инфляцией заданных целевых ориентиров связаны со сложностью прогнозирования "погодного" фактора, который может временно ускорять повышение цен на продовольствие, а также с динамикой обменного курса в случае его более сильного ослабления. Другим важным инфляционным риском становится динамика тарифов на коммунальные услуги, которая может превысить прогнозные ориентиры, и динамика оплаты за услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.