Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Сфера социально-экономического развития Омской области, в рамках которой предполагается реализация подпрограммы, основные проблемы, оценка причин их возникновения и прогноз ее развития
В Омской области на постоянной основе осуществляются мероприятия в рамках реформирования региональных и муниципальных финансов. Основной целью проводимых преобразований является повышение эффективности и качества управления региональными финансами на территории Омской области.
В регионе с 2009 года успешно осуществлено внедрение в бюджетный процесс инструментов бюджетирования, ориентированного на результат: доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, обоснования бюджетных ассигнований, долгосрочные целевые программы, ведомственные целевые программы, государственные задания. Данные инструменты ориентированы на приоритеты стратегического социально-экономического развития Омской области. В настоящее время в регионе проводится активная работа по формированию программного бюджета. Начиная с областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, распределение бюджетных ассигнований областного бюджета формируется по государственным программам Омской области.
Министерством финансов на постоянной основе осуществляется работа по составлению проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, организации исполнения областного бюджета, установлению порядка формирования отчетности об исполнении областного бюджета и ее составлению, управлению государственным долгом Омской области.
Формирование областного бюджета осуществляется раздельно по действующим и принимаемым расходным обязательствам Омской области с представлением обоснований бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств областного бюджета. В целях определения приоритетных направлений расходования средств областного бюджета в Омской области проводится конкурсное распределение принимаемых расходных обязательств Омской области между субъектами бюджетного планирования Омской области.
Планирование областного бюджета осуществляется программно-целевым методом на основе системы взаимоувязанных целей, задач и результатов деятельности субъектов бюджетного планирования. Начиная с 2011 года доля программных расходов областного бюджета составляет более 90 процентов.
В целях стимулирования к повышению качества бюджетного планирования и управления средствами областного бюджета в регионе проводится мониторинг и оценка качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета.
В Омской области за последние 5 лет произведена полная автоматизация бюджетного процесса в части планирования и исполнения областного бюджета, в том числе ведения реестра расходных обязательств Омской области, сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей главных распорядителей средств областного бюджета. Кроме того, начиная с областного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, в регионе осуществлен переход на планирование областного бюджета на трехлетний период.
В 2012 году проведена работа по организационному и методологическому содействию органам местного самоуправления Омской области по вопросам перехода к составлению трехлетнего бюджета - на очередной финансовый год и плановый период. В результате местные бюджеты на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов сформированы по всем муниципальным районам (городскому округу город Омск) Омской области, а также по 87 сельским и городским поселениям Омской области.
В целях совершенствования методологии формирования межбюджетных отношений в Омской области Министерством финансов в 2013 году внесены соответствующие изменения в Законы Омской области "О межбюджетных отношениях в Омской области" и "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственными полномочиями по расчету и предоставлению дотаций поселениям Омской области на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности" в части усовершенствования методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городского округа город Омск) Омской области. В настоящее время в Омской области обеспечено выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городского округа город Омск) Омской области до единого уровня, исходя из объективных условий удорожания стоимости предоставления муниципальных услуг.
В рамках повышения эффективности расходов местных бюджетов, качества бюджетного планирования и управления средствами местных бюджетов в Омской области осуществляется оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных районах (городском округе город Омск) Омской области (далее - оценка). В целях поощрения органов местного самоуправления муниципальных районов (городского округа город Омск) Омской области, достигших наилучших результатов по итогам оценки, из областного бюджета им предоставляются соответствующие межбюджетные трансферты.
В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Омской области при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, эффективного использования бюджетных средств в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на сайте www.zakupki.gov.ru, а также на электронных площадках "РТС-тендер", "Сбербанк-АСТ" обеспечивается размещение информации о проводимых закупках всеми органами государственной власти Омской области, органами местного самоуправления Омской области, государственными и муниципальными учреждениями Омской области. С 1 января 2014 года данная работа будет проводиться в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Министерство финансов, являясь органом исполнительной власти Омской области, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, использует информацию, размещенную на вышеуказанных сайтах, и обеспечивает размещение результатов проведения соответствующих контрольных мероприятий в единой информационной системе в сфере закупок.
В настоящее время актуальным вопросом является реализация мероприятий в рамках организации "Открытого бюджета". В целях обеспечения прозрачности и доступности информации о параметрах областного бюджета и проводимых на территории Омской области бюджетных реформах на официальном интернет-сайте Министерства финансов в государственной информационной системе Омской области "Портал Правительства Омской области" (http://mf.omskportal.ru) создан специализированный раздел для граждан "Открытый бюджет". В данном разделе сформированы соответствующие блоки информации в доступном для широкого пользователя виде (слайды, схемы, краткая информация). Интернет-сайт позволяет обеспечить постоянно действующий источник аналитической и нормативно-правовой финансовой информации для организаций, образовательных учреждений и различных категорий населения Омской области.
Также обеспечен доступ для общества к информации о региональных и муниципальных финансах на внешнем информационном ресурсе "Аналитический центр руководителя" (http://www.omsk.ifinmon.ru), в котором формируется аналитическая отчетность о состоянии консолидированного бюджета Омской области (результаты исполнения бюджетов, межбюджетные трансферты, долговые обязательства, структура доходов и расходов бюджетов), результаты оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса муниципальных образований Омской области.
Неотъемлемым элементом системы управления региональными финансами является осуществление внутреннего государственного финансового контроля в Омской области за использованием средств областного бюджета и соблюдением бюджетного законодательства.
В настоящее время в Омской области сформирована и функционирует система органов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемого органами исполнительной власти Омской области, контрольная деятельность которых проводится в соответствии с полномочиями, закрепленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми нормативными правовыми актами Омской области.
В Омской области уполномоченным органом по осуществлению последующего внутреннего государственного финансового контроля является Главное управление.
Разделение контрольных функций между Министерством финансов (предварительный контроль) и Главным управлением (последующий контроль) позволило вывести организацию государственного финансового контроля на новый уровень. В настоящее время на территории Омской области реализован принцип функциональной и организационной независимости органов государственного финансового контроля.
Количество контрольных мероприятий Главного управления в рамках осуществления последующего внутреннего государственного финансового контроля за исполнением областного бюджета по прогнозной оценке итогов 2013 года составляет более 100 проверок с объемом проверенного расходования бюджетных средств и использования имущества, находящегося в собственности Омской области, на общую сумму более 20,0 млрд. руб., что превышает объем проверенных средств за последние 3 года более чем в 2 раза.
Объем нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере по результатам контрольных мероприятий Главного управления за 2013 год оценивается на общую сумму более 350,0 млн. руб., что больше суммы выявленных нарушений в предыдущие 2 - 3 года более чем на 100,0 млн. руб.
В целях устранения выявленных нарушений применяются бюджетные меры принуждения и привлечение к административной ответственности нарушителей в финансово-бюджетной сфере.
Руководителям проверенных учреждений и организаций направляются представления об устранении нарушений финансово-бюджетной дисциплины, а также информационные письма в адрес главных распорядителей средств областного бюджета.
В рамках мероприятий по реализации представлений об устранении нарушений финансово-бюджетной дисциплины за последние 2 года более 100 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
В ходе реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов Омской области на период до 2013 года в части совершенствования механизмов внутреннего государственного финансового контроля Главным управлением разработаны и утверждены Методические рекомендации по:
- организации внутреннего контроля, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета;
- совершенствованию механизма координации контрольной деятельности органов исполнительной власти при подготовке, планировании и проведении контрольных мероприятий;
- проведению органами исполнительной власти проверок эффективности использования средств областного бюджета и имущества, находящегося в собственности Омской области;
- по квалификации нарушений в финансово-бюджетной сфере в целях унификации выявляемых финансовых нарушений.
Осуществление данной правоприменительной функции способствует формированию единых принципов методологии контроля, а также координации контрольной деятельности органов исполнительной власти Омской области.
Кроме того, в рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в целях повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг (выполнения работ), обеспечения эффективности контроля за использованием субсидий государственных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений Омской области на выполнение государственного (муниципального) задания Главным управлением в 2013 году разработаны и утверждены Методические рекомендации по проведению органами исполнительной власти Омской области проверок использования субсидий, предоставленных из областного бюджета автономным и бюджетным учреждениям Омской области на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, и субсидий на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения ими государственного задания.
В связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" правовое регулирование государственного финансового контроля претерпело значительные изменения, способствующие дальнейшему развитию организации и проведения государственного финансового контроля.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ с 1 января 2014 года за органами внутреннего государственного финансового контроля Омской области закреплен контроль в отношении:
- соблюдения требований к обоснованию закупок;
- нормирования в сфере закупок;
- определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком при формировании планов-графиков;
- применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком условий контракта;
- соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
- своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
- соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
С учетом указанных новаций бюджетного законодательства приоритетными направлениями развития и организации государственного финансового контроля в Омской области являются:
- правовое регулирование и методическое обеспечение внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемого органами исполнительной власти Омской области;
- обеспечение взаимодействия Главного управления и Министерства финансов по применению бюджетных мер принуждения;
- проведение Главным управлением анализа осуществления органами исполнительной власти Омской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- применение мер административной ответственности органами внутреннего государственного финансового контроля Омской области по выявленным фактам бюджетных нарушений.
Учитывая достигнутые положительные результаты в сфере реализации подпрограммы, следует отметить актуальные вопросы, требующие решения.
В условиях увеличения полномочий бюджетов регионального уровня по выполнению социальных задач, обозначенных в поручениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, не подкрепленных доходными источниками, актуальной задачей является обеспечение сбалансированности областного бюджета.
В рамках решения данной задачи деятельность органов государственной власти Омской области должна быть организована по следующим направлениям:
- эффективное управление долговыми обязательствами Омской области;
- снижение дефицита областного бюджета;
- недопущение образования кредиторской задолженности областного бюджета;
- совершенствование финансового обеспечения оказания государственных услуг (выполнения работ) на основе государственных заданий;
- формирование единой методологической и методической базы обеспечения внутреннего государственного финансового контроля.
В целях дальнейшего совершенствования системы управления региональными финансами при переходе к формированию и исполнению программного бюджета на основе государственных программ Омской области в перспективе в регионе будет проведена работа по доработке автоматизированной системы управления бюджетным процессом. Также в условиях необходимости увеличения периода бюджетного планирования важной задачей является разработка долгосрочного бюджетного прогноза, учитывающего приоритеты стратегической социально-экономической политики. В сфере межбюджетных отношений основным приоритетом является совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета в рамках реализации государственных программ Омской области.
Решение задач по вышеуказанным направлениям целесообразно осуществить в рамках подпрограммы, что позволит обеспечить планомерность и результативность работы в сфере реализации подпрограммы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.