Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 4.2. Информация о состоянии ведения охотничьего хозяйства в Омской области
В целях формирования политики Омской области в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов принята государственная программа Омской области "Охрана окружающей среды Омской области", утвержденная постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 255-п (далее - государственная программа). Реализация государственной программы осуществляется в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
В результате реализации государственной программы ожидаются увеличение численности наиболее ценной в охотхозяйственном отношении группы диких копытных животных (лосей, косуль, кабанов), снижение уровня незаконного использования объектов животного мира и среды их обитания физическими лицами.
С 2005 года охотничье хозяйство Омской области находилось в стадии реформирования и реорганизации. С созданием в 2011 году Министерства природных ресурсов и экологии Омской области (далее - МПР Омской области), осуществляющего функции органа исполнительной власти Омской области в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также подведомственного бюджетного учреждения Омской области "Управление по охране животного мира" ситуация в данной сфере стабилизировалась.
Финансирование деятельности МПР Омской области обеспечивается за счет средств бюджета Омской области, средств федерального бюджета путем представления межбюджетных трансфертов.
Важнейшим в комплексе охотхозяйственных работ является проведение биотехнических мероприятий, которые осуществляются в целях увеличения запасов охотничьих ресурсов и улучшения их продуктивных свойств путем создания более благоприятных условий их существования.
За рассматриваемый период было выполнено немного мероприятий, направленных на улучшение продуктивности угодий: посев кормовых полей, посадка деревьев и кустарника, устройство галечников и порхалищ, искусственных гнездовий для птиц и основ (платформ) для ондатровых хаток.
Анализ выполнения этих мероприятий в пересчете их количественных показателей на общую площадь охотничьих угодий Омской области показал, что мероприятия данной группы выполнялись в объемах, явно малозначительных для улучшения продуктивности угодий в целом. Их правильнее рассматривать лишь в качестве мер, расширяющих спектр биотехнии в Омской области.
Мероприятия по организации подкормки в охотничьих угодьях (устройство подкормочных площадок, кормушек, солонцов и других сооружений; производство, заготовка, хранение и выкладка кормов и минеральной подкормки) довольно широко применялись в охотничьем хозяйстве.
Данные о среднегодовых объемах подкормки животных в охотничьих хозяйствах Омской области за период с 2004 по 2013 год приведены в следующей таблице (в пересчете на 1 тыс. га угодий).
Вид кормов |
Единица измерения |
Объемы выкладки кормов (в расчете на 1 тыс. га угодий) |
Сено |
кг |
23,53 |
Зерновые |
кг |
26,03 |
Соль |
кг |
1,83 |
Растительные веники |
шт. |
3,34 |
Таким образом, учитывая естественную емкость угодий в расчете на 1 тыс. га по тем видам, в отношении которых подкормка необходима, и минимальную продолжительность периода подкормки, следует, что объемы выкладки кормов являлись не вполне достаточными. Распределение объемов подкормки по разным охотхозяйствам неравномерное.
Наиболее масштабные работы по расселению в охотничьи угодья охотничьих животных выполнялись на территории Омской области в предыдущие периоды. В результате этих мероприятий появились небольшие локальные группы марала в Называевском и Тарском муниципальных районах Омской области, расширен ареал и значительно увеличена численность кабана, широко распространилась ондатра.
С 2001 по 2013 год объемы проведения биотехнических мероприятий данной группы существенно сократились, в основном по экономическим причинам, в период с 2001 по 2013 год расселение животных осуществляло преимущественно общество с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Акция" (охотхозяйство "Князево"). Объектами работ по расселению являлись дикий кабан и марал.
В 2003 году в Называевском муниципальном районе Омской области в охотхозяйстве "Князево" было выпущено 50 животных. Племенной материал был завезен из двух регионов - из Удмуртии и Смоленской области. Всего за период с 2004 по 2007 год выпущены в охотничьи угодья 30 самок с потомством из 135 голов.
В настоящее время кабан встречается практически по всей территории Омской области и является объектом охоты.
Первый выпуск марала, с целью акклиматизации в Омской области, был произведен в 1983 году в бассейне реки Туй (охотничье хозяйство "Бобровская Дача") в количестве 36 голов молодняка и 4 взрослых самцов. В конечном итоге, через некоторое время животные разошлись далеко за пределы мест выпуска, в настоящее время встречаются исключительно редко. В хозяйстве "Князево" разведением марала вольерным способом занялись в 2004 году. Племенной материал завезен из Горного Алтая в количестве 21 особи.
Таким образом, мероприятия по расселению животных в охотничьих хозяйствах Омской области следует признать достаточно эффективными лишь по одному виду - кабану, по остальным расселявшимся видам животных объемы данных биотехнических работ были малозначительны и неэффективны.
Масштабные стихийные бедствия, при которых требовались бы мероприятия по предупреждению гибели охотничьих животных, за рассматриваемый период на территории Омской области не имели места. Исключением являются лишь периодические затопления поймы реки Иртыш, Тара и других рек при повышении уровня воды. В подобные периоды гибнет порой значительная часть животных, обитающих в пойменном лесу, особенно при резких подъемах уровня воды. Однако какие-либо плановые мероприятия по предотвращению гибели животных не проводятся.
Выполнение мероприятий по предупреждению гибели животных от сельхозмашин на территории Омской области актуальны, поскольку почти половина территории охотничьих угодий приходится на агроценозы, где угроза гибели животных под различными сельхозагрегатами довольно велика. Необходимость подобных мероприятий особенно возросла в последние годы в связи с использованием в растениеводстве более производительных и высокоскоростных сельхозмашин. Между тем охотничьи хозяйства в Омской области не проводят данные мероприятия, столь важные для сохранения фауны в современных природных условиях.
Имели место локальные меры по регулированию численности лисицы, корсака в связи со вспышками бешенства, однако вышеуказанные виды не отнесены к числу вредных для охотничьего хозяйства.
Объектами регулирования численности из числа вредных видов для охотничьего хозяйства в рассматриваемый период являлись волк, серая ворона, бродячие собаки и кошки.
Данные животные отстреливались как охотниками в процессе осуществления охоты, так и при целенаправленных организованных мероприятиях. Согласно данным из ежегодных отчетов охотпользователей, в среднем за год в угодьях истреблялось 5 - 6 тыс. серых ворон.
Мероприятия по регулированию численности волка ранее частично финансировались за счет средств областного бюджета, при этом денежные средства выделялись на премирование охотников-волчатников. Объемы регулирования численности волка на территории Омской области постепенно росли начиная с 2001 года. Сначала этот показатель колебался в пределах от 61 до 72 особей в год, постепенно нарастая, а к 2008 году достиг максимума - более 86 особей хищника за год. После данного пика объемы добычи волка резко снизились до 6 особей. В связи с низкой численностью волка в настоящее время его добыча ограничена.
Ветеринарно-профилактические мероприятия на территории Омской области ограничивались в рассматриваемый период периодической выкладкой в охотничьих угодьях антирабических вакцин. Прочие мероприятия данной группы не практиковались.
Современная система охраны охотничьих ресурсов на территории Омской области в настоящее время состоит из 48 государственных охотничьих инспекторов и 140 сотрудников, работающих в закрепленных охотничьих угодьях.
Динамика выявления нарушений правил охоты на территории Омской области за период с 2005 по 2013 год приведена в следующей таблице.
N |
Наименование показателя |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 |
Выявлено нарушений правил охоты |
601,0 |
865,0 |
1042,0 |
906,0 |
845,0 |
220,0 |
669,0 |
1007 |
1169 |
2 |
Сумма начисленных штрафов (тыс. руб.) |
330,0 |
547,5 |
978,6 |
985,5 |
806,3 |
265,5 |
812,6 |
1373,0 |
1404,7 |
3 |
Взыскано штрафов (тыс. руб.) |
278,0 |
473,9 |
846,6 |
883,5 |
705,3 |
225,0 |
378,0 |
1104,2 |
1113,3 |
4 |
Сумма предъявленных исков (тыс. руб.) |
93,5 |
154,7 |
242,3 |
162,9 |
261,53 |
221,1 |
410,7 |
1247,8 |
1349,7 |
5 |
Взыскано исков (тыс. руб.) |
44,7 |
80,8 |
211,9 |
147,6 |
197,83 |
207,7 |
221,62 |
911,9 |
886,01 |
6 |
Изъято огнестрельного оружия (ед.) |
84 |
109 |
93 |
70 |
75 |
57 |
54 |
124 |
153 |
7 |
Привлечено к административной ответственности (чел.) в том числе |
601 |
685 |
1042 |
906 |
845 |
205 |
669 |
982 |
1078 |
7.1 |
по статье 7.2 части 2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) (уничтожение или повреждение специальных знаков) |
- |
- |
2 |
6 |
1 |
- |
6 |
6 |
- |
7.2 |
по статье 7.11 КоАП РФ (пользование объектами животного мира без разрешения) |
- |
- |
26 |
1 |
14 |
- |
22 |
22 |
38 |
7.3 |
по статье 8.37 часть 1 КоАП РФ (нарушение правил охоты) |
- |
- |
995 |
894 |
814 |
188 |
629 |
954 |
1040 |
7.4 |
по статье 258 УК РФ (незаконная охота) |
- |
- |
13 |
4 |
16 |
15 |
2 |
11 |
34 |
На пернатую дичь максимальное количество разрешений за 10-летний период было выдано в сезон охоты 2011/12 года: на боровую дичь - порядка 4,7 тыс. штук, на водоплавающую - порядка 21,4 тыс. штук. Как правило, большая часть активных охотников не ограничивается участием лишь в одном виде охоты, а участвует во всех сезонах (на копытных, пернатую дичь и пушных зверей). Таким образом, ошибочным будет подход суммирования всех выданных по сезонам за год разрешений, чтобы получить данные об общем количестве участвовавших в охоте граждан.
По экспертной оценке, выполненной с учетом сведений о посещаемости охотничьих хозяйств, регулярно осуществляют охоту на территории охотничьих угодий Омской области не более 27 тыс. граждан из числа проживающих в Омской области и обладающих правом на охоту.
Ввиду ликвидации системы государственных заготовительных организаций, дававших довольно достоверные сведения о количестве добываемых охотниками животных (особенно пушных зверей), в настоящее время оценка объемов изъятия охотничьих ресурсов на территории Омской области осуществляется исключительно путем анализа разрешений, которые возвращаются охотниками после завершения сезона охоты. Среднестатистическая добыча на одно возвращенное разрешение экстраполируется и на те разрешения, которые не были возвращены. Поэтому процент возврата разрешений напрямую влияет на достоверность получаемых сведений. Кроме этого, на достоверность данных влияет и отношение охотника к заполнению разрешения о добытых животных. Примерно 1/3 разрешений сдается без указания добычи, при ее фактической составляющей. Отмечен довольно высокий показатель возврата выданных разрешений, который колеблется от 40 до 70% (в среднем 52%) по всем группам животных, являющихся массовыми объектами охоты (зайцы, корсак, лисица, енотовидная собака, тетерев и водоплавающая дичь).
Информация о динамике использования охотничьих ресурсов на территории Омской области приведена в подразделе 5.3 Схемы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.