Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Основные направления роста конкурентоспособности экономики муниципального района
3.1 Модель социально-экономического развития района
В целях совершенствования территориального размещения производительных сил, развития экономической основы местного самоуправления, ускоренного развития потенциальных возможностей и концентрации ресурсов, а также учитывая географическое расположение Омского района, возможно развитие нескольких моделей.
Учитывая расположение Дружинского сельского поселения по пути следования автомобильных дорог федерального значения Р-254 "Иртыш" (далее Р-254), Р-402 "Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск", приграничное расположение Любинского муниципального района, а также развитую инфраструктуру, поселению определена смешанная "Пригранично-логистическая" направленность перспективного развития. Данная модель учитывает выделение основных перспективных специализаций поселения, дальнейшее акцентирование деятельности для установления связей с муниципальными районами и городом Омском для создания производственных цепочек и законченных циклов производства продукции.
Расположение Богословского и Ростовкинского сельских поселений предполагает функционирование "Приграничной" модели, предполагающей акцентирование деятельности по установлению связей с приграничными муниципальными районами. Имея выделенные отрасли по видам деятельности, близкое расположение к областному центру, близость автомобильной дороги федерального значения Р-254 по пути следования которой в пределах 100 километров находятся Кормиловский, Калачинский, Горьковский районы которые характеризуются положительной динамикой развития.
Также "Приграничная модель" характерна для Троицкого, Новоомского, Магистрального и Лузинского сельских поселений, чему способствует близость города Омска, а также развивающиеся приграничные Марьяновский, Шербакульский, Азовский и Таврический районы
Красноярско-Чернолучинской зоне (Красноярское сельское поселение и Чернолучинское городское поселение) определена"Рекреационная" модель развития с направлением сектора малоэтажной жилищной застройки. Данная модель выделена в связи с природно-экологическими аспектами территории, исторически сложившейся спортивно-оздоровительной направленностью в поселениях.
Иным сельским поселениям района определена "Кустовая модель" социально-экономического развития района.
"Кустовая модель" предполагает выделение и развитие конкретной специализации поселений района с учетом уже имеющихся производств, а также перспективных направлений и возможностей их развития. Омский район является территорией со сложившейся сельскохозяйственной отраслью преимущественно зернового и мясомолочного производства.
На территориях действия "Кустовой модели"упор будет сделан на развитие агропромышленного комплекса.
3.2 Участие в становлении приоритетных кластеров
Центральная экономическая зона Омской области (г. Омск и прилегающие к нему и Транссибирской железнодорожной магистрали территории, относящиеся преимущественно к следующим муниципальным районам Омской области: Исилькульский, Москаленский, Называевский, Любинский, Марьяновский, Азовский немецкий национальный, Омский, Кормиловский, Калачинский, Оконешниковский, Нижнеомский).
Для территорий Омского муниципального района приоритетным направлением экономического развития является участие в кластерах:
- агропищевой комплекс;
- транспортно-логистические услуги;
- сфера услуг (торговля, общественное питание, бытовые услуги и т.п.).
Чтобы получить значительный эффект уже в среднесрочной перспективе, органы местного самоуправления района должны будут сконцентрироваться на создании максимально благоприятных условий для привлечения инвестиций и реализации потенциала приоритетных кластеров.
В целях участия в развитии кластерной экономики региона в настоящее время Администрацией района совместно с инвесторами, органами исполнительной власти ведется моделирование и расчет участия района в агропромышленном и транспортно-логистическом приоритетных кластерах. Осуществляется поэтапная работа по формированию инвестиционных площадок.
Агропищевой кластер
Участию в развитии агропищевого кластера способствует историческая специализация Омского района на сельском хозяйстве. Базу для роста обеспечивают наличие кадровых ресурсов, функционирование конкурентоспособных производителей сельскохозяйственной продукции и сельхозперерабатывающих организаций, а также развитие производства сельскохозяйственной техники.
Конкурентными преимуществами района в агропищевом кластере являются:
- относительно высокий уровень производительности труда и развитый уровень специализации сферы. При этом для Омского района характерна достаточно высокая доля занятых в агропищевой сфере;
- значительные земельные ресурсы, пригодные для сельскохозяйственного использования, которые являются потенциалом для наращивания выпуска продукции, как для внутреннего потребления, так и для экспорта;
- наличие значительной кормовой базы для выращивания скота;
- функционирование на территории района организаций специализированной сельскохозяйственной техники, работающих в сотрудничестве с производителями техники и оборудования для сельского хозяйства;
- наличие и развитие деятельности организаций по глубокой переработке продукции сельского хозяйства (зерновых культур, молока и мяса).
К сдерживающим факторам участия в становлении агропищевого кластера относятся:
- наличие рисков в сельскохозяйственном производстве, что связано с зависимостью отрасли от природно-климатических условий, низкой продуктивностью в основных отраслях сельскохозяйственного производства;
- низкий уровень развития транспортной и инженерной инфраструктуры;
- ограниченный доступ к основным рынкам сбыта;
- низкая доступность заемных финансовых средств;
- высокий моральный и физический износ основных фондов в сельскохозяйственном производстве и низкие темпы их обновления;
- недостаточное взаимодействие сельскохозяйственных товаропроизводителей с научно-исследовательскими организациями и учебными заведениями сельскохозяйственного направления;
- низкий уровень заработной платы в организациях агропищевой сферы, в первую очередь сельскохозяйственного производства, что ограничивает возможность привлечения квалифицированных кадров.
Перспективными направлениями для развития потенциала агропищевого кластера являются увеличение глубины переработки продукции кластера, выход на новые рынки и создание производств в новых продуктовых сегментах (создание новых продуктов, развитие новых форматов и концепций питания), повышение эффективности хозяйствования существующих организаций в кластере, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Развитие агропищевого кластера напрямую связано с решением проблемы обеспечения населения Омского района качественным питанием.
Реализация Программы обеспечит в долгосрочной перспективе наличие в Омском районе современного и эффективного агропищевого кластера с развитым сегментом переработки продукции, ориентированным на экспорт и отвечающим международным стандартам качества производства.
Приоритеты развития агропищевого кластера:
- создание кластерной ассоциации для повышения эффективности взаимодействия между участниками агропищевого кластера, привлечения инвестиций, взаимодействия с органами местного самоуправления и исполнительной властью Омской области и федеральными органами государственной власти;
- развитие секторов кластера в растениеводстве и животноводстве за счет внедрения углубленной специализации, современных агротехнологий, повышение обеспеченности участников кластера качественными семенами и племенным материалом;
- содействие продвижению и потреблению продукции местного производства, в том числе за счет создания в рамках кластера товаропроводящих цепочек, закупочно-сбытовых, логистических организаций и развития экспорта продукции кластера;
- стимулирование повышения эффективности перерабатывающих производств и содействие их технологической модернизации;
- создание благоприятных условий для ведения бизнеса и инвестиционного климата для привлечения в кластер организаций перерабатывающей промышленности, иностранных инвесторов;
- выделение новых продуктовых сегментов, подготовка концепций и программ их развития и привлечение организаций во вновь создаваемые сегменты;
- содействие развитию личных подсобных хозяйств, различных форм мелкотоварного производства в сельской местности как важной составляющей части агропищевого кластера, направленной на производство экологически чистой продукции (молочной, мясной и овощной продукции);
- дальнейшее развитие системы агролизинга сельскохозяйственной техники;
- привлечение молодых специалистов в агропищевой кластер путем предоставления им мер государственной и муниципальной поддержки;
- повышение квалификации кадров в сельском хозяйстве и сельскохозяйственной переработке;
- обеспечение условий предоставления субсидий хозяйствующим субъектам, являющимся участниками агропищевого кластера, в соответствии с приоритетами его развития и информирование этих хозяйствующих субъектов о существующих мерах поддержки;
- содействие повышению эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения за счет обновления мелиоративных технологий и увеличения объема внесенных удобрений, вовлечения в оборот неиспользуемых площадей;
- развитие существующих и создание новых организаций сельскохозяйственного машиностроения на территории района, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.
Развитие транспортно-логистического сектора
Транспортно-логистический сектор включает в себя автомобильный, железнодорожный, авиационный и водный транспорт, а также склады и складские услуги.
Конкурентными преимуществами транспортно-логистического сектора являются:
- выгодное транспортно-географическое положение района на пересечении транспортных путей;
- наличие основных видов базовой транспортной инфраструктуры.
Преимущества выгодного положения района используются не в полной мере. При наличии базовой транспортной инфраструктуры объем перевезенных грузов очень низкий.
В Омском районе слабо развита логистическая инфраструктура. Основная часть площадей складских помещений приходится на необорудованные складские комплексы.
Среди возможностей для развития транспортно-логистического сектора можно выделить следующие: возможность использования выгодного транзитного положения и создания транспортно-логистического кластера, строительство и реконструкция объектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства и повышение пропускной способности дорог.
Угрозами для развития транспортно-логистического сектора являются недостаток инвестиций в транспортный комплекс, обмеление рек и снижение возможностей для навигации.
Приоритеты развития транспортно-логистического сектора:
- применение механизмов государственно-частного партнерства для реализации крупных инфраструктурных проектов;
- создание районного транспортно-логистического комплекса: развитие системы складских помещений и сервисных центров;
- развитие транспортного сообщения, в том числе оптимизация маршрутной сети, создание условий для оптимального взаимодействия автомобильного транспорта с другими видами транспорта.
Создание качественной и доступной промышленной инфраструктуры
Возможностями для развития промышленной инфраструктуры в Омском районе являются: пересмотр региональных приоритетов и совершенствование налоговой политики Омской области, государственной политики Омской области в сфере земельных отношений, в сфере инвестиционной деятельности, привлечение в Омскую область крупных международных управляющих компаний для обеспечения эффективного управления создающимися площадками и парками, оказание поддержки предприятиям-резидентам (в частности, субъектам малого и среднего предпринимательства) и снижение административных барьеров.
Успешная реализация Программы будет способствовать созданию в долгосрочной перспективе системы конкурентоспособных промышленных парков и площадок, с ориентацией на "точки роста", выявляемые в результате развития района. В среднесрочной перспективе реализация Программы приведет к созданию новых промышленных площадок и конверсии существующих промышленных зон в зоны, пригодные для организации производств, привлечению в Омский район инвесторов
Приоритеты развития промышленной инфраструктуры:
- конверсия существующих производственных зон, создание индустриального парка;
- создание новых индустриальных зон в приоритетных кластерах.
Содействие развитию малого и среднего предпринимательства является одним из ключевых приоритетов социальной и экономической политики Российской Федерации
В рамках Программы необходимо расширение муниципальной поддержки вновь создаваемых и эффективно функционирующих субъектов малого и среднего предпринимательства, в первую очередь входящих в состав приоритетных кластеров.
Муниципальная поддержка сектора малого и среднего предпринимательства должна способствовать повышению их ресурсного потенциала, технологическим инновациям, вертикальной кооперации субъектов малого и среднего предпринимательства с крупными организациями в рамках кластерного развития экономики Омской области.
Обеспечение конкурентной среды за счет снижения и устранения административных барьеров также является ключевым условием повышения инновационной и деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Приоритеты развития малого и среднего предпринимательства:
- оказание финансовой и имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, использующих возможности лизинга и заемного финансирования;
- создание условий, обеспечивающих доступное подключение субъектов малого и среднего предпринимательства к объектам коммунальной и энергетической инфраструктуры;
- стимулирование оказания субъектами малого и среднего предпринимательства услуг в социальной сфере;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности;
3.3 "Точки роста" и инвестиционные проекты Омского муниципального района
Основные направления действий органов местного самоуправления Омского муниципального района:
- целевое привлечение инвестиций в основной капитал, в приоритетные кластеры;
- муниципальная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
- оптимизация расходов консолидированного бюджета района, в том числе за счет перехода к системе муниципальных программ Омского района, что позволит высвободить финансовые средства, необходимые для развития современной производственной инфраструктуры (промышленные парки, содействие обновлению старых производственных площадок и высвобождению площадок под новые производственные мощности, созданию инфраструктурных объектов для сельского хозяйства, включая агрологистические комплексы и элеваторы).
В Омском районе возможны следующие "точки роста" экономики:
- развитие агропищевого и транспортно-логистического кластера;
- освоение новых рынков;
- энерго- и ресурсосбережение;
- участие в федеральных и региональных инфраструктурных проектах;
- диверсификация экономики на основе малого бизнеса.
Каждое предприятие, действующее на территории Омского района, является потенциальной "точкой роста". Совместными действиями, с помощью различных механизмов сотрудничества возможно развитие отраслей экономики района.
Вопросы роста конкурентоспособности экономики района будут решаться совместными усилиями инвесторов, организаций, органов местного самоуправления Омского района с привлечением частных инвестиций, кредитных ресурсов, при участии государственной поддержки. В этих целях, Администрацией Омского муниципального района создан Совет по инвестициям и территориальному развитию (далее - Совет). Совет осуществляет рассмотрение вопросов, связанных с формированием инвестиционного климата, развитием инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории района. Решениями Совета утверждается перечень инвестиционных проектов реализуемых на территории района, а также назначаются кураторы инвестиционных проектов с целью преодоления административных барьеров. Инвестиционные проекты, реализуемые и предполагаемые к реализации на территории района в 2014 - 2016 годах в сфере экономики, представлены в Таблице 10.
Таблица 10
Инвестиционные проекты Омского района
N |
Наименование поселения |
Возможные "точки роста" |
Инвестиционные проекты (наименование, держатель) |
Краткая характеристика инвестиционного проекта |
||
Мощность |
Срок реализации, годы |
Объем финансовых вложений в 2014 - 2016 гг., тыс. рублей |
||||
1. |
Андреевское |
Жилищное домостроение, кирпичное производство, растениеводство, экологическая безопасность |
Строительство микрорайона ООО "Загородный-2" |
Строительство 3 000 малоэтажных зданий |
2014 - 2020 |
3 500 000 |
2. |
Строительство площадок временного размещения твердых бытовых отходов |
|
2014 |
289,7 |
||
3. |
Ачаирское |
Бытовые услуги, фармацевтические услуги, экологическая безопасность |
Строительство мобильного аптечного комплекса в с. Ачаир |
Реализация товара на 200 тыс. руб. в месяц |
2014 |
700 |
4. |
Строительство площадок временного размещения твердых бытовых отходов |
|
2014 |
289,7 |
||
5. |
Богословское |
Производство машин и строительных материалов, экологическая безопасность |
Строительство домостроительного комбината по переработке золы (на базе золоотвала) и производству строительных материалов из золы |
До 300 тыс. кв. м. в год |
2015 - 2017 |
300000 |
6. |
Строительство площадок временного размещения твердых бытовых отходов |
|
2014 |
289,7 |
||
7. |
Дружинское |
Сельскохозяйственное производство, придорожные автотехнические и торговые сервисы, пищевая и перерабатывающая промышленность |
Строительство теплицы, ввод в эксплуатацию салатной линии и сервисной зоны (общая площадь 24 100 кв. м) |
Производство огурцов - 1850 тонн в год; салата - 2 100 тыс. шт. в год |
2013 - май 2014 |
280 000 |
8. |
Строительство индустриального производственного логистического центра. |
До 2016 года планируется возвести центр и организовать производство порционного питания. Планируемый объем 400 тысяч порций ежесуточно |
2014 - 2024 |
28 000 000 |
||
9. |
Производство мясных полуфабрикатов и молочной продукции |
Годовой объем производства: молоко - 1500 тонн, говядина - 50 тонн, свинина - 30 тонн, масло подсолнечное - 250 тонн |
2011 - 2015 |
40 000 |
||
10. |
Организация СТО и автомобильной мойки в с. Дружино |
Годовой оборот услуг центра в объеме 100 млн. руб. |
2013 - 2015 |
30 000 |
||
11. |
Строительство гостиничного комплекса и автоцентра на федеральной трассе Р-402 в Дружинском сельском поселении |
Проект на этапе разработки |
2014 - 2015 |
17 500 |
||
12. |
Строительство придорожного комплекса на окружной дороге на участке Федоровка-Александровка |
Проект на этапе разработки |
2014 |
400 000 |
||
13. |
Строительство многофункционального комплекса профессиональной автотехники с дилерским центром |
Планируемая выручка в год составит 250 млн. руб. Планируемый объем продаваемых машин - 120 единиц в год |
2014 |
60 000 |
||
14. |
Строительство высокотехнологичной фермы КФХ "Горячий ключ" |
600 голов |
2014 |
28000 |
||
15. |
Иртышское |
Пищевая и перерабатывающая промышленность, возведение объектов инженерной инфраструктуры, экологическая безопасность |
Установка и запуск линии по производству меланжа |
10000 яиц/ч |
2011 - 2014 |
43 000 |
16. |
Строительство комплексной спортивной площадки (УПДМФКиС Омского муниципального района) |
Единовременная пропускная способность - 25 человек. Фактическая годовая загруженность - 3300 чел/час |
2014 |
1 200 |
||
17. |
Замена водопровода ул. Новая, 750 м |
- |
2015 |
915 |
||
18. |
Рыбоводческое хозяйство |
Производство рыбопосадочного материала |
2014 |
10 000 |
||
19. |
Строительство площадок временного размещения твердых бытовых отходов |
|
2014 |
289,7 |
||
20. |
Калининское |
экологическая безопасность |
Строительство площадок временного размещения твердых бытовых отходов |
|
2014 |
289,7 |
21. |
Ключевское |
Производство и переработка овощей, дислокация логистических объектов |
Строительство высокотехнологичных теплиц, увеличение полевой площади открытого грунта на 150 га, строительство складов мощностью 10 тонн единовременного хранения |
10500 тонн продукции в год и более 10 тонн единовременного хранения продукции |
2013 - 2014 |
1 836 000 |
22. | ||||||
23. |
Комсомольское |
Производство кирпича, сельскохозяйственное производство |
Модернизация кирпичного завода |
1,5 млн. шт. в год |
2014 |
1 500 |
24. |
Строительство животноводческого комплекса |
600 голов |
2015 - 2016 |
200 000 -300 000 |
||
25. |
Красноярское |
Коттеджное строительство |
Строительство сетей и коммуникаций коттеджного поселка "Курортный" и коттеджного поселка "Пристань" в Красноярском сельском поселении |
В стадии проектного расчета |
2014 - 2019 |
300 000 |
26. |
Лузинское |
Мясо-молочное производство, дорожное хозяйство |
Модернизация материально-технической базы предприятия отрасли свиноводства |
Без изменения мощностей производства |
2012 - 2015 |
259 950 |
27. |
Капитальный ремонт автомобильной дороги в с. Лузино 0,6 км. |
|
2014 |
1 000, 053 |
||
28. |
Магистральное |
Строительство коттеджей, объектов инфраструктуры, производство строительных материалов и кормов, животноводство и переработка |
Открытие автозаправочной станции |
1000 тонн в год |
2014 |
9 000 |
29. |
Организация производства комбикормов |
Проект находится в разработке |
2014 - 2016 |
5 000 |
||
30. |
Организация производства строительных материалов (керамзитные, стеновые блоки) |
До 2000 блоков в смену |
2014 |
1 500 |
||
31. |
Строительство коттеджного поселка "Ребровка-2" в Магистральном сельском поселении |
Проект предполагает ввод жилья по запросу застройщиков |
2014 - 2017 |
26 000 |
||
32. |
Строительство промышленного убойного пункта и рынка для реализации сельскохозяйственной продукции |
|
2014-2015 |
25 000 |
||
33. |
Морозовское |
Возведение объектов инженерной инфраструктуры, производства спирта и кормов для сельскохозяйственных животных |
Строительство очистных сооружений для переработки фугата барды, приобретение оборудования для автоматизации технологических процессов, а также для улучшения качества и увеличения объемов производства двуокиси углерода высокого и низкого давления |
Прогнозный объем производства спирта в год составляет более 450 тыс. дкл., сухой барды - 1800 тонн |
2014 |
300 000 |
34. |
Строительство шести ТП-10/0,4 кВ для электроснабжения многоквартирных и индивидуальных жилых домов, и социальной сферы |
- |
2014 |
15 970 |
||
35. |
Надеждинское |
Туристические и фармацевтические услуги |
Туристическая база на о. Захламинский |
Объекты на этапе проектирования |
2014 - 2019 |
436 500 |
36. |
Открытие аптечного пункта в Надеждинском сельском поселении |
Реализация товара на 200 тыс. руб. в месяц |
2014 |
650 |
||
37. |
Новоомское |
Возведение объектов инженерной инфраструктуры, растениеводство и овощеводство, экологическая безопасность |
Замена водопровода ул. Зеленая, 200 м |
- |
2015 |
276 |
38. |
Реконструкция оросительной системы на площади 950 га |
|
2014 - 2016 |
130 400 |
||
39. |
Строительство площадок временного размещения твердых бытовых отходов |
|
2014 |
289,7 |
||
40. |
Новотроицкое |
Сельскохозяйственное производство, деревообрабатывающая промышленность, жилая застройка |
- |
- |
- |
- |
41. |
Омское |
Развитие конного спорта |
Подготовка спортивных сооружений для проведения соревнований по конному спорту в п. Омский |
100 человек (дети) - постоянная численность пользователей, 1500 человек - пользователи платных услуг |
2014 |
2 000 |
42. |
Петровское |
Торговая инфраструктура, свиноводство, дорожное хозяйство, экологическая безопасность |
Открытие садового центра в с. Петровка |
Объект на этапе проектирования |
2014 - 2015 |
200 |
43. |
Строительство свиноводческого комплекса "Петровский" |
100 000 голов в год, |
2012 - 2014 |
1 216 620 |
||
44. |
Капитальный ремонт автомобильной дороги в с. Петровка 0,6 км. |
|
2014 |
1 000,053 |
||
45. |
Строительство площадок временного размещения твердых бытовых отходов |
|
2014 |
289,7 |
||
46. |
Покровское |
Экологическая безопасность |
Строит |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.