Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказом Главного организационно-кадрового управления Омской области от 3 декабря 2012 г. N 15 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 5
к Приказу Главного
организационно-кадрового
управления Омской области
от 24 октября 2005 года N 2
Методические рекомендации по разработке должностных регламентов государственных гражданских служащих Омской области
3 декабря 2012 г.
I. Общие положения
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) и определяют порядок и принципы разработки и утверждения должностных регламентов государственных гражданских служащих Омской области (далее - гражданские служащие).
В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона N 79-ФЗ гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу Омской области (далее - гражданская служба), при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.
Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом (часть 1 статьи 47 Федерального закона N 79-ФЗ).
Должностной регламент - акт, издаваемый для регулирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, утверждаемый представителем нанимателя и являющийся составной частью административного регламента государственного органа, а также приложением к служебному контракту, заключаемому с гражданином Российской Федерации (гражданским служащим), о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы в государственном органе.
Должностной регламент - основной организационно-нормативный документ, регламентирующий содержание и результаты деятельности гражданского служащего при осуществлении им профессиональной служебной деятельности согласно занимаемой должности.
В должностном регламенте определены квалификационные требования, предъявляемые к гражданскому служащему, должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего, перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения, перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений, сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений, порядок служебного взаимодействия гражданского служащего, перечень оказываемых государственных услуг, а также показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.
Целями разработки должностных регламентов являются:
1) создание организационно-правовой основы служебной деятельности гражданского служащего;
2) регламентация текущей служебной деятельности гражданского служащего;
3) обеспечение объективности при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв; оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена; поощрении и награждении гражданского служащего либо при применении к нему дисциплинарного взыскания.
Должностные регламенты способствуют решению ряда таких задач, как:
- повышение эффективности деятельности гражданского служащего;
- совершенствование функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистами при выполнении ими задач, определенных положением о государственном органе, структурном подразделении;
- содействие правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышение их профессиональной квалификации;
- обеспечение объективности при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, включении гражданского служащего в кадровый резерв;
- обеспечение объективности оценки результатов служебной деятельности гражданского служащего;
- создание организационно-правовой основы профессиональной служебной деятельности гражданских служащих;
- обеспечение условий по дебюрократизации государственного аппарата и предотвращение злоупотребления полномочиями;
- обеспечение возможности более эффективного государственного и общественного контроля за процедурами взаимодействия гражданских служащих и граждан в рамках оказания государственных услуг, рассмотрения обращений и т.п.
В должностных регламентах должны быть указаны конкретные функции, необходимость исполнения которых обосновывает введение данной должности в штатное расписание. Должностные обязанности должны соответствовать положению о государственном органе, структурном подразделении, в штатном расписании которого введена должность.
II. Структура должностного регламента
Раздел 1. Общие положения:
1.1. Категория и группа должности гражданской службы в соответствии с Реестром должностей гражданской службы;
1.2. Непосредственная подчиненность гражданского служащего;
1.3. Количество работников, находящихся в подчинении;
1.4. Порядок поступления на гражданскую службу;
1.5. Основания прекращения гражданской службы и освобождения от должности гражданской службы.
Раздел 2. Квалификационные требования:
2.1. Уровень образования и (или) направления подготовки (специальности);
2.2. Стаж государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стаж (опыт) работы по специальности;
2.3. Профессиональные знания;
2.4. Профессиональные навыки.
Раздел 3. Должностные обязанности.
Раздел 4. Права.
Раздел 5. Ответственность.
Раздел 6. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения.
Раздел 7. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений.
Раздел 8. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений.
Раздел 9. Порядок взаимодействия в связи с исполнением должностных обязанностей с гражданскими служащими того же органа исполнительной власти Омской области, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями.
Раздел 10. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа.
Раздел 11. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
III. Содержание должностного регламента
1. Общие положения
Раздел 1 определяет целевое предназначение и место должности гражданской службы (далее - должность) в государственном органе.
При разработке раздела используются:
1) Указ Губернатора Омской области от 2 марта 2004 года N 49 "О Реестре должностей государственной гражданской службы Омской области" (далее - Реестр);
2) Положение о государственном органе;
3) Положение о структурном подразделении государственного органа;
4) штатное расписание государственного органа.
Наименование государственного органа указывается полное, в той форме, в которой оно приведено в Положении о государственном органе.
Наименование должности в должностном регламенте должно быть указано в соответствии с положением о структурном подразделении государственного органа и штатным расписанием государственного органа. В том случае, если должность не входит в состав структурного подразделения (например, должность помощника министра), наименование структурного подразделения не указывается.
Категория и группа должности указываются в соответствии с Реестром.
При формулировании правила о порядке назначения на должность гражданской службы следует руководствоваться статьей 22 Федерального закона N 79-ФЗ.
Как правило, должности гражданской службы замещаются по конкурсу. Если должность замещается не по конкурсу, то это следует отразить в должностном регламенте.
В этом разделе могут быть включены другие требования и положения, конкретизирующие и уточняющие статус гражданского служащего и условия его деятельности.
В должностном регламенте рекомендуется указать порядок замещения должности в период отсутствия гражданского служащего. При закреплении порядка замещения должности в период отсутствия гражданского служащего указывается, кто замещает данную должность в период его отсутствия или в период, когда данная должность является вакантной. Это положение целесообразно включать в должностные регламенты для должностей руководителей структурных подразделений государственных органов и руководителей государственных органов.
В должностной регламент заместителя руководителя государственного органа может быть включено положение о временном замещении должности руководителя государственного органа в период его отсутствия.
Частью 4 статьи 24 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что в служебном контракте с гражданским служащим может быть предусмотрено неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений.
В связи с этим для всех должностей гражданской службы в должностных регламентах следует предусмотреть использование служебной информации.
Если по должности гражданской службы предусматривается использование сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, это положение также следует отразить в должностном регламенте.
Раздел 2. Квалификационные требования
В разделе указываются требования, которым гражданский служащий или гражданин, желающий замещать должность гражданской службы, должен соответствовать. Эти требования будут учитываться при назначении на должность, при проведении аттестации и квалификационного экзамена.
Закрепление квалификационных требований происходит на следующих уровнях:
1. Федеральным законом N 79-ФЗ определяются квалификационные требования по уровню профессионального образования.
2. Кодексом о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области определяются требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) и стажу (опыту) работы по специальности.
3. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным правовым актом государственного органа с учетом его задач и функций.
4. Должностной регламент определяет конкретные квалификационные требования, уточняет их в соответствии с должностными обязанностями (функциями).
Уровень профессионального образования устанавливается в соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ и Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования, к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы - наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
Должностной регламент не может изменять требования к уровню образования.
Направления подготовки (специальности) устанавливаются исходя из должностных обязанностей (функций). Направления подготовки (специальности) рекомендуется указывать в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию ОК 009-2003, утверждённым постановлением Госстандарта России от 30 сентября 2003 года N 276-ст.
Для некоторых должностей допускается возможность установления только уровня образования.
Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности указывается в соответствии со статьей 30 Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службы Омской области.
Должностной регламент не может изменять требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) и стажу (опыту) работы по специальности.
При составлении перечня профессиональных знаний их необходимо разделить на 2 уровня:
1) общие - знания в области системы государственной власти Российской Федерации и Омской области, системы гражданской службы, общие знания по специальности;
2) специальные - знания в той профессиональной области, которая определяется должностными обязанностями (функциями), знания административно-управленческих процессов. Например, общие знания в экономике могут дополняться специальными знаниями в области бюджетного процесса или знаниями в области макроэкономики.
Ниже приведены примеры общих и специальных профессиональных знаний, однако при разработке конкретного должностного регламента следует указать те профессиональные знания, которые важны для данной должности.
Примеры формулировки общих знаний:
- знание Конституции Российской Федерации; - знание Устава Омской области; - знание основ государственной гражданской службы; - знание приоритетов политики Губернатора Омской области и Правительства Омской области; - знание текущих проблем в сфере государственного управления; - знания в области управления персоналом. |
Примеры формулировки специальных знаний:
- знание законодательства об административных правонарушениях; - знание процедуры размещения заказов на поставку товаров (услуг) для государственных нужд; - знание бюджетного законодательства; - знание методики экспертизы правовых актов на коррупциогенность; - знание земельного законодательства; - знание налогового законодательства; - знание методик оценки персонала; - знание правил международной деловой культуры; - знание сметно-нормативной базы; - знание гражданско-процессуального законодательства; - знание трудового законодательства. |
Каждый из внесенных в перечень профессиональных знаний оценивается с учетом степени проявления для должности.
Возможно оценить каждый пункт по следующей шкале:
- высокий уровень,
- достаточный уровень.
При оценке требуемого уровня профессиональных знаний следует исходить из сложности выполняемых должностных обязанностей (функций) - чем сложнее должностные обязанности (функции), тем выше степень проявления знаний.
Для должностей гражданской службы ведущей, главной и высшей групп рекомендуется устанавливать требование "высокий уровень", для должностей гражданской службы старшей и младшей групп - "достаточный уровень".
Профессиональные навыки (умения) проявляются в виде устойчивых способов ведения профессиональной деятельности.
В перечень обязательных навыков каждого гражданского служащего должны входить:
- навыки работы на компьютере (текстовые редакторы, электронные таблицы, правовые справочные системы, почтовые системы, интернет); - навыки работы с оргтехникой; - навыки подготовки управленческих документов (служебных писем, правовых актов). |
Примеры специальных навыков:
- навыки работы в программном комплексе "Гранд Смета"; - навыки проведения собеседования при приёме на работу (службу); - навыки работы в программном комплексе "1С. Предприятие. Бухгалтерия и Кадры", "Парус-кадры"; - навыки проведения проверок; - навыки разрешения конфликтных ситуаций. |
Степень владения навыками также может быть дифференцирована по шкале, предложенной для оценки степени проявления профессиональных знаний.
Примеры умений:
- умение планировать, организовывать и контролировать свою деятельность; - умение планировать, организовывать и контролировать деятельность других для обеспечения достижения поставленных целей; - владение приемами межличностных отношений и мотивации подчиненных, стимулирования достижения результатов; - умение выступать публично; - умение анализировать и обобщать информацию; - умение разрабатывать инновационные решения проблем, применять новое, передовое; - умение убеждать при проведении дискуссий; - умение вести деловые переговоры; - умение продуктивно действовать в напряженных условиях; - умение организовать взаимодействие с другими государственными органами, муниципальными образованиями, гражданскими и муниципальными служащими, организациями, гражданами; - умение подчинять тактические цели стратегическим; - умение оперативно принимать и реализовать решения; - умение управлять проектами. |
Здесь приведён открытый перечень профессиональных знаний и навыков (умений). Составленный перечень профессиональных знаний и навыков (умений) следует оценить на предмет их соответствия должностным обязанностям (функциям) по должности, для которой составляется должностной регламент.
Раздел "Квалификационные требования" лучше формулировать после того, как будет сформулирован раздел "Должностные обязанности", поскольку именно из обязанностей вытекают требования по должности.
Раздел 3. Должностные обязанности
Раздел является наиболее важным разделом должностного регламента. Именно из него будут вытекать и квалификационные требования, и показатели результативности и эффективности профессиональной служебной деятельности.
До формирования раздела нужно ответить на вопрос: следует ли описывать должностные обязанности (функции), реально выполняемые гражданским служащим, но не включенные в Положение о структурном подразделении государственного органа и (или) государственном органе?
В отдельных случаях возможны следующие ситуации:
1. Вероятно, осуществляемая гражданским служащим деятельность необходима, законна и фактически выполняется, но она не нашла отражения в Положении о структурном подразделении государственного органа. В таком случае в должностном регламенте желательно описать эту деятельность, фактически осуществляемую гражданским служащим. При необходимости следует внести уполномоченному лицу предложения о корректировке Положения о структурном подразделении государственного органа и (или) государственном органе.
2. Должностные обязанности (функции) реально выполняются гражданским служащим, но не направлены на достижение задач структурного подразделения государственного органа и (или) государственного органа, и не соответствуют закону. Вероятно, в этом случае либо существует пробел в правовом регулировании, либо реально выполняемая деятельность противоречит закону. В случае выявления пробела в правовом регулировании следует предложить уполномоченному лицу его восполнить. В случае выявления противоречия закону следует отказаться от выполнения такой деятельности.
Должностные обязанности в разделе желательно сгруппировать как функциональные обязанности (направления деятельности).
Описание должностных обязанностей (функций) должно включать содержание работ в рамках данного действия.
Типичная конструкция описания должностной обязанности (функции) выглядит следующим образом:
Содержание действия (глагол или отглагольное существительное) с указанием результата. |
Пример 1:
Подготовка проектов законов Омской области и иных нормативных правовых актов Омской области по регулированию государственной гражданской службы Омской области. |
Пример 2:
Рассмотрение обращений граждан и подготовка проектов ответов на обращения. |
В разделе "Должностные обязанности" не следует цитировать положения законодательства, устанавливающие обязанности всех гражданских служащих, как-то: обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации, либо ограничиваться перечислением установленных законодательством направлений деятельности.
Так, например, в соответствии со статьей 44 Федерального закона N 79-ФЗ кадровая работа включает в себя организацию и обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение гражданских служащих в кадровый резерв, в соответствии с чем должностные обязанности гражданского служащего подразделения государственного органа по вопросам государственной гражданской службы и кадров по выполнению указанного направления кадровой работы могут быть изложены следующим образом:
"3.1. Обеспечение работы конкурсной комиссии государственного органа по проведению конкурсов в кадровый резерв и (или) на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы (далее - конкурсных комиссий):
- подготовка проектов Положений о конкурсных комиссиях, Методик проведения конкурса в кадровый резерв и (или) на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, а также проектов правовых актов об их утверждении;
- подготовка проектов правовых актов об утверждении состава конкурсных комиссий, о привлечении в состав конкурсных комиссий независимых экспертов;
- получение необходимых согласований подготовленных проектов правовых актов.
3.2. Подготовка проектов договоров с независимыми экспертами о возмездном оказании экспертных услуг, а также прилагающихся к ним документов; согласование проектов договоров, обеспечение их подписания сторонами договора, контроль оплаты оказанных услуг.
3.3. Организационное обеспечение проведения конкурсов в кадровый резерв и (или) на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в государственном органе (далее - конкурс):
- предварительная обработка документации, представленной структурным подразделением государственного органа с целью объявления конкурса;
- согласование с руководителем структурного подразделения государственного органа методов оценки кандидатов, которые планируется использовать при проведении конкурса;
- подготовка и согласование проекта правового акта об объявлении конкурса, а также о проведении второго этапа конкурса;
- подготовка текста объявления о проведения конкурса и его согласование с руководителем структурного подразделения, на должность в котором проводится конкурс;
- обеспечение официального опубликования объявления о проведения конкурса в средствах массовой информации, а также его размещение на официальном сайте государственного органа;
- подготовка документов, необходимых для проведения конкурсных процедур (бланков заявления на участие в конкурсе, описи представленных кандидатами документов, перечней тем и нормативных правовых актов для подготовки кандидатов к тестированию по вопросам, связанным с исполнением обязанностей по должности, на которую проводится конкурс, и др.);
- прием и обработка документов кандидатов, желающих принять участие в конкурсе;
- консультирование участников конкурса о порядке и сроках проведения конкурса;
- оценка соответствия участников конкурса квалификационным требованиям по должности гражданской службы, на которую проводится конкурс;
- подготовка проектов писем кандидатам, не допущенным к участию в конкурсе, с объяснением причин отказа в участии в конкурсе;
- подготовка списка кандидатов, допущенных к тестированию по вопросам, связанным с исполнением обязанностей по должности, на которую проводится конкурс, для утверждения его председателем конкурсной комиссии;
- оповещение участников конкурса о дате, времени, месте и условиях проведения конкурсных процедур;
- организационное обеспечение проведения конкурсных процедур, предусмотренных Методикой проведения конкурса;
- личное присутствие в качестве секретаря конкурсной комиссии при проведении конкурсных процедур с целью обеспечения соблюдения Методики проведения конкурса, подписание ведомости тестирования участников конкурса;
- оформление документов по результатам проведенных конкурсных процедур для представления их на рассмотрение конкурсной комиссии, в том числе ведомостей оценок письменных работ, подготовленных участниками конкурса, результатов групповых дискуссий, оценочных листов и др.;
- подсчет итогового рейтинга кандидатов, полученного по результатам всех конкурсных процедур;
- подготовка информации о результатах конкурса для размещения на официальном сайте государственного органа и обеспечение данного размещения;
- подготовка письменных сообщений о результатах конкурса всем его участникам.
3.4. Организационное и документационное обеспечение заседаний конкурсных комиссий:
- оповещение членов конкурсных комиссий и участников конкурса о дате, времени и месте проведения заседания;
- подготовка графика проведения индивидуального собеседования с участниками конкурса;
- подготовка конкурсной документации, необходимой для работы членов конкурсных комиссий;
- обеспечение ведения стенографической записи индивидуального собеседования с участниками конкурса;
- ведение протоколов заседаний;
- подготовка проектов решений конкурсной комиссии.".
Раздел 4. Права
В разделе следует отразить те права, которые предоставляются гражданскому служащему для выполнения должностных обязанностей (функций), но не его права как гражданского служащего.
Здесь важно разделять права гражданина, которые он имеет как гражданский служащий, и права, которые связаны с его профессиональной служебной деятельностью. К первым относится, например, право на получение ежегодного отпуска. Этот тип прав закрепляется в служебном контракте.
Должностной регламент должен содержать права, непосредственно связанные с профессиональной служебной деятельностью.
Пример 1:
Получать доступ к информационным системам "Консультант Плюс", "Гарант", "Lotus Notes". |
Пример 2:
Получать доступ к системе "1С. Зарплата и Управление персоналом". |
Пример 3:
При наличии установленных законом оснований выбирать меру административного наказания за совершение административного правонарушения. |
Раздел 5. Ответственность
В разделе детально формулируются виды и показатели ответственности, установленной законодательством, в частности: за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на гражданского служащего должностных обязанностей; за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан; за разглашение государственной тайны, а также разглашение сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
В зависимости от возложенных на гражданского служащего должностных обязанностей в должностном регламенте могут быть установлены следующие виды его ответственности:
- материальная ответственность за возможный имущественный ущерб, связанный с характером служебной деятельности;
- ответственность за обеспечение безопасности ведения работ, обусловленная вероятностью несчастных случаев при выполнении работ в опасных условиях;
- ответственность за снижение эффективности коллективного труда;
- ответственность за социальные последствия принимаемых решений; несоблюдение защиты прав и законных интересов граждан; за выполнение работ, связанных с риском для других людей;
- дисциплинарная ответственность за несвоевременное выполнение заданий, приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, за исключением незаконных; за несвоевременное рассмотрение в пределах своих должностных обязанностей обращений граждан и общественных объединений, а также государственных органов, учреждений, организаций и органов местного самоуправления.
В разделе следует указать, при невыполнении или ненадлежащем выполнении каких обязанностей наступает установленная законом дисциплинарная ответственность гражданского служащего.
Пример 1:
Систематическое нарушение без уважительных причин сроков выполнения должностных обязанностей. |
Пример 2:
Низкое качество подготовки проектов нормативных и (или) индивидуальных правовых актов. |
Пример 3:
Низкое качество подготовки проектов ответов на обращения граждан и организаций. |
Выше приведены типичные примеры дисциплинарных проступков, которые влекут применение дисциплинарных взысканий. Перечень составов дисциплинарных проступков, сформулированный в данном разделе должностного регламента, не должен являться закрытым.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона N 79-ФЗ в случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Раздел 6. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан принимать управленческие и иные решения
Под управленческим и иным решением имеется в виду как влекущие правовые последствия действие, решение, акт, принимаемые гражданским служащим самостоятельно, так и принимаемые гражданским служащим самостоятельно действие, решение, акт, не влекущие правовых последствий.
Влекущим правовые последствия действием, решением, актом считаются такие действия, решения, акты, которые влекут за собой возникновение, изменение, прекращение субъективных прав и обязанностей.
Пример 1:
Принимает решение о приеме от гражданских служащих заявлений о предоставлении отпуска. |
Пример 2:
Принимает решение о способе правовой защиты и выборе линии поведения в судебном процессе. |
Пример 3:
Выдаёт справку, подтверждающую прием документов, представленных гражданином для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы. |
Пример 4:
Вносит сведения о муниципальном правовом акте в регистр муниципальных правовых актов. |
Пример 5:
Составляет протокол об административном правонарушении. |
Раздел 7. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе и (или) обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов, проектов управленческих и иных решений
В разделе формируется перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов, проектов управленческих и иных решений.
Указанный раздел непосредственным образом связан с разделом "Должностные обязанности".
Перечень вопросов, по которым гражданский служащий обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений, формируется с обязательным указанием формы участия.
Возможные формы участия в подготовке проектов нормативных правовых актов:
- подготовка информации;
- участие в обсуждении проекта;
- внесение предложений по проекту;
- подготовка разделов нормативного правового акта и др.
Раздел разрабатывается руководителем соответствующего подразделения совместно с гражданским служащим. Следует использовать информацию, полученную от руководителя более высокого уровня, а также от руководителей тех подразделений, с которыми гражданский служащий находится в постоянном взаимодействии.
Пример 1.
Подготовка проектов правовых актов государственного органа о направлении государственных гражданских служащих государственного органа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку. |
Пример 2.
Подготовка проекта письменного заключения по итогам служебной проверки. |
Раздел 8. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений
В разделе определяются сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений. Указанный раздел также непосредственно связан с разделом "Должностные обязанности".
В идеальной ситуации сроки и процедуры подготовки, рассмотрения, согласования и принятия проектов решений по замещаемой должности определяются административным регламентом государственного органа.
До утверждения административного регламента государственного органа возможно руководствоваться Инструкцией по делопроизводству в государственном органе, иными правовыми актами, регламентирующими сроки и процедуры подготовки, рассмотрения, согласования и принятия проектов решений.
Если не существует нормативно установленных сроков подготовки, рассмотрения, согласования и принятия проектов решений, желательно, чтобы такие сроки были определены для каждой должностной обязанности (функции) в должностном регламенте.
В разделе рекомендуется для каждой должностной обязанности (функции) отразить:
- инициирующее событие;
- действия, сроки их осуществления и результат;
- критерии выбора решения о результате - при наличии альтернативы.
Инициирующее событие, критерии выбора решения о результате могут не указываться.
Пример 1:
При непосредственном обращении гражданина принимает у него заявление о назначении пенсии за выслугу лет, иные документы, представленные гражданином; в течение 10 дней готовит проект правового акта о назначении гражданину пенсии за выслугу лет, осуществляет его согласование и представляет на подпись либо готовит и подписывает заключение об отсутствии правовых и (или) фактических оснований для назначения пенсии за выслугу лет. |
Пример 2:
При непосредственном обращении гражданского служащего принимает у него заявление о предоставлении отпуска, в течение одного служебного дня готовит проект правового акта о предоставлении отпуска, осуществляет его согласование и представляет на подпись либо готовит и подписывает заключение об отсутствии правовых и (или) фактических оснований для предоставления гражданскому служащему отпуска. |
Пример 3:
При непосредственном обращении гражданина в течение 20 минут принимает у него заявление об участии в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы и иные документы, представленные гражданином, отвечает на вопросы гражданина, готовит, подписывает и вручает гражданину один экземпляр перечня документов, представленных гражданином. |
Пример 4:
В течение половины от установленного законом срока для рассмотрения обращения (со дня регистрации обращения) готовит проект ответа на обращение гражданина или организации и представляет для подписания непосредственному руководителю. |
Пример 5:
В соответствии с должностными обязанностями гражданского служащего подразделения государственного органа по вопросам государственной гражданской службы и кадров сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений могут быть изложены следующим образом:
В рамках организационного обеспечения проведения конкурсов в кадровый резерв и (или) на замещение вакантных должностей гражданской службы в государственном органе: - в течение 3-х рабочих дней после издания соответствующего правового акта о проведении конкурса готовит текст объявления о проведения конкурса, осуществляет его согласование с руководителем структурного подразделения, на должность в котором проводится конкурс, обеспечивает размещение его на официальном сайте государственного органа; - в течение 5-ти рабочих дней после издания соответствующего правового акта о проведении конкурса готовит документы, необходимые для проведения конкурсных процедур; - в срок не более 5-ти рабочих дней после окончания срока приема документов на участие в конкурсе готовит проекты писем кандидатам, не допущенным к участию в конкурсе; - в течение 2-х рабочих дней после окончания срока приема документов на участие в конкурсе готовит список кандидатов, допущенных к тестированию по вопросам, связанным с исполнением обязанностей по должности, на которую проводится конкурс, и передает его на утверждение председателю конкурсной комиссии; - в течение 2-х рабочих дней после окончания конкурсных процедур оформляет документы по результатам проведенных конкурсных процедур для представления их на рассмотрение конкурсной комиссии; - в течение 5-ти рабочих дней после окончания конкурса готовит информацию о результатах конкурса, направляет ее для размещения на официальном сайте государственного органа, а также готовит письменные сообщения о результатах конкурса всем его участникам за подписью председателя конкурсной комиссии; - в течение 10-ти рабочих дней после окончания конкурса оформляет список кандидатов, зачисленных на конкурсной основе в кадровый резерв, и передает его на подписание вышестоящему руководителю, а затем - на утверждение соответствующему должностному лицу и (или) готовит проект соответствующего правового акта о зачислении кандидатов в кадровый резерв. |
Раздел. 9 Порядок служебного взаимодействия в связи с исполнением должностных обязанностей с гражданскими служащими того же органа исполнительной власти Омской области, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями
В разделе описывается порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, лицами, замещающими государственные должности Омской области и муниципальные должности, муниципальными служащими, гражданами и организациями, а также взаимодействие с соисполнителями поручений.
Содержание раздела основано на должностных обязанностях, указанных в разделе "Должностные обязанности".
Раздел может быть представлен в виде следующей таблицы (приводится в качестве примера):
Вид должностной обязанности |
С кем взаимодействует (сторона взаимодействия) |
В чем выражается взаимодействие (вид взаимодействия) |
Подготовка проекта правового акта |
Гражданский служащий, ответственный за непосредственное рассмотрение проекта правового акта в целях его согласования заинтересованным должностным лицом |
1) обсуждение спорных вопросов, выработка единой позиции; 2) доработка проекта правового акта; 3) получение визы согласования. |
Гражданский служащий правового (юридического) подразделения государственного органа |
1) обсуждение спорных вопросов, выработка единой позиции; 2) доработка проекта правового акта; 3) получение визы согласования. |
|
Гражданский служащий, ответственный за представление проекта правового акта на подпись должностному лицу |
Передача проекта на бумажном и электронном носителе в целях представления его на подписание соответствующему должностному лицу. |
|
Прием документов для назначения на гражданскую службу, прохождения гражданской службы, ее прекращения |
Кандидат на гражданскую службу; гражданский служащий государственного органа |
1) проверка представленных документов на предмет оформления в установленном порядке, а также соответствия действующему законодательству; 2) доработка представленных документов в целях подготовки соответствующего правового акта. |
Подготовка проекта договора с независимым экспертом о возмездном оказании экспертных услуг |
Гражданский служащий, ответственный за представление проекта договора на подпись должностному лицу |
1) обсуждение спорных вопросов, выработка единой позиции; 2) передача договора на подписание соответствующему должностному лицу. |
Независимый эксперт |
Подписание договора |
|
Подготовка проекта объявления о проведения конкурса в кадровый резерв и (или) на замещение вакантных должностей |
Гражданский служащий, ответственный за непосредственное рассмотрение проекта объявления в целях его согласования руководителем соответствующего структурного подразделения |
1) обсуждение спорных вопросов, выработка единой позиции; 2) доработка проекта объявления; 3) получение визы согласования. |
Прием документов для участия в конкурсе в кадровый резерв и (или) на замещение вакантных должностей |
Кандидат на участие в конкурсе |
1) проверка представленных документов на предмет оформления в установленном порядке, а также соответствия действующему законодательству; 2) при необходимости - доработка представленных документов; 3) информирование кандидата о порядке и сроках проведения конкурса. |
Подготовка реализации конкурсных процедур при проведении конкурса в кадровый резерв и (или) на замещение вакантных должностей |
Гражданский служащий, которому руководителем соответствующего структурного подразделения поручена координация вопросов проведения конкурса в данном подразделении |
1) обсуждение регламента проведения конкурсных процедур; 2) распределение обязанностей между лицами, участвующими в проведении конкурсных процедур; 3) совместное проведение конкурсных процедур |
Кандидат на участие в конкурсе |
Информирование кандидата о дате, времени, месте проведения конкурсных процедур, порядке их проведения |
|
Экспертиза проекта объявления государственного органа об объявлении конкурса в кадровый резерв и (или) на замещение вакантной должности на предмет соответствия содержания объявления действующему законодательству о государственной гражданской службе, Положению о государственном органе, должностному регламенту |
Гражданский служащий подразделения по вопросам государственной службы и кадров органа исполнительной власти |
1) внесение замечаний и предложений разработчику; 2) обсуждение (уточнение) спорных вопросов; 3) доработка проекта объявления; 4) согласование проекта объявления. |
Раздел 10. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа Омской области
В разделе должен быть установлен в соответствии с Положением о государственном органе, административным регламентом государственного органа перечень государственных услуг гражданам и организациям, в оказании которых непосредственно участвует гражданский служащий.
Отсутствие административного регламента государственного органа не должно являться препятствием для определения такого перечня в должностном регламенте.
Под оказанием государственных услуг предлагается понимать предоставление непосредственно государственным органом безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях (сферах) государственного управления, установленных федеральными законами, законами Омской области.
Такие распространенные действия, как консультирование гражданских служащих, муниципальных служащих, организаций не являются оказанием государственной услуги.
Следует иметь в виду, что для должностей, не осуществляющих непосредственно оказание государственных услуг гражданам и организациям, данный раздел может не формироваться. Как правило, государственные услуги не оказываются структурными подразделениями государственного органа, выполняющими обеспечительные функции.
Раздел 11. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего
Раздел должен содержать показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Перед разработчиком должностного регламента стоит сложная задача поиска именно тех показателей эффективности и результативности, которые характеризуют эффективность и результативность профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (но не эффективность и результативность отрасли, не эффективность и результативность государственного органа).
Избежать включения в должностной регламент "чужих" показателей", то есть показателей состояния отрасли или показателей государственного органа, поможет методологический прием разработки показателей под конкретную должностную обязанность (функцию), выполняемую гражданским служащим.
Так, например, для должностной обязанности (функции), такой как:
Подготовка проектов законов Омской области и иных нормативных правовых актов Омской области по регулированию государственной гражданской службы Омской области. |
показателями результативности и эффективности могут быть:
Пример 1:
Количество подготовленных в течение года проектов законов и иных нормативных правовых актов Омской области по регулированию государственной гражданской службы Омской области |
Пример 2:
Количество подготовленных проектов законов и иных нормативных правовых актов Омской области по регулированию государственной гражданской службы Омской области в течение года, в отношении которых не было высказано существенных (не технических) замечаний при проведении правовой экспертизы |
Показатели могут быть:
1) количественные, например:
Количество подготовленных документов; объем подготовленных документов; количество граждан (организаций), которым предоставлена государственная услуга |
2) качественные, например:
Доля прошедших экспертизу с положительной оценкой документов, подготовленных государственным гражданским служащим, в общем количестве подготовленных им документов, прошедших экспертизу; доля граждан (организаций), давших положительную оценку деятельности государственного гражданского служащего, в общем количестве оценивающих граждан (организаций) |
3) своевременности, например:
Доля подготовленных в срок документов в общем количестве подготовленных государственным гражданским служащим документов |
Для удобства показатели результативности и эффективности могут быть представлены в должностном регламенте в виде таблицы (приводится в качестве примера):
Должностная обязанность (функция) |
Виды показателей эффективности и результативности |
Примеры показателей результативности и эффективности |
Разработка проекта прогноза социально-экономического развития Омской области |
Качество |
Процент погрешности прогноза |
Количество возвратов проекта прогноза на существенную доработку | ||
Количество показателей, которые были учтены при разработке прогноза | ||
Количество |
Объем проекта документа |
|
Своевременность |
Представление окончательного варианта прогноза непосредственному руководителю не позднее, чем за 2 рабочих дня до истечения установленного срока |
|
Экспертиза проектов правовых актов |
Качество |
Доля проектов экспертных заключений, к которым отсутствуют серьёзные замечания непосредственного руководителя, в общем количестве экспертных заключений |
Доля признанных судом незаконными правовых актов, по проектам которых выполнена правовая экспертиза, если к этим актам не было подготовлено замечаний, в общем количестве правовых актов, в отношении которых проведена экспертиза | ||
Доля неподготовленных гражданским служащим экспертных заключений, которые он должен был подготовить, в общем количестве правовых актов, в отношении которых проведена экспертиза | ||
Количество |
Количество проектов правовых актов, в отношении которых проведена экспертиза в течение определенного периода |
|
Своевременность |
Доля проектов правовых актов, по которым правовая экспертиза выполнена в установленные сроки, в общем количестве правовых актов, в отношении которых проведена экспертиза |
При поиске показателей результативности и эффективности следует иметь в виду следующее:
- показатели должны иметь определенное содержание и количественное выражение;
- в некоторых случаях рекомендуется использовать набор показателей результативности и эффективности, поскольку использование одного показателя может искажать общую информацию;
- на состояние объекта управления, подведомственной отрасли влияют не только государственные органы. Существует большое количество иных факторов влияния, порождающих как положительные, так и отрицательные эффекты. Поэтому результат и эффект могут быть достигнуты без каких-либо усилий со стороны самого государственного органа, или, напротив, достижение результата и эффекта может быть обеспечено только при предупреждении или нейтрализации внешнего влияния. Формулировка показателя должна отражать связь между действиями гражданского служащего и изменением состояния объекта управления, то есть показатель должен быть определён таким образом, чтобы предметом оценки был именно результат деятельности гражданского служащего, а не состояние сферы воздействия в целом;
- количество показателей должно быть необходимым и достаточным для оценки деятельности гражданского служащего, избыточное количество показателей может привести к дискредитации идеи оценки деятельности гражданского служащего.
IV. Порядок разработки, согласования и утверждения должностного регламента
Должностной регламент разрабатывается гражданским служащим совместно с руководителем структурного подразделения государственного органа, в котором учреждена должность (непосредственным руководителем), и специалистом по вопросам государственной службы и кадров.
Для вакантной должности должностной регламент разрабатывается руководителем структурного подразделения государственного органа, в котором учреждена должность (непосредственным руководителем), совместно со специалистом по вопросам государственной службы и кадров.
Последовательность действий при разработке должностного регламента:
- описание деятельности гражданского служащего на данной должности (если должность не вакантна);
- формирование проекта должностного регламента на основе описания деятельности гражданского служащего на данной должности;
- сведение разделов должностного регламента в единый документ, анализ его качества;
- утверждение должностного регламента.
Разработку проекта должностного регламента рекомендуется начинать с формирования раздела "Должностные обязанности". Содержание разделов 1, 2, 4-11 вытекает из содержания раздела "Должностные обязанности".
Перед утверждением должностных регламентов рекомендуется оценить полноту и качество проектов должностных регламентов по всем должностям в конкретном структурном подразделении государственного органа, государственном органе. При этом следует проверить, все ли должностные обязанности (функции) распределены между гражданскими служащими.
Включение в должностные регламенты гражданских служащих функций и полномочий, выходящих за пределы компетенции соответствующего структурного подразделения государственного органа, не допускается.
Федеральным законом N 79-ФЗ установлено, что должностной регламент утверждает представитель нанимателя. Должностной регламент утверждается грифом "УТВЕРЖДАЮ" в правом верхнем углу должностного регламента.
Должностной регламент вступает в силу с момента его утверждения и действует до момента его замены новым должностным регламентом, внесение изменений в должностной регламент не рекомендуется.
Новый должностной регламент может быть разработан и утвержден при изменении административного регламента, организационно-штатной структуры государственного органа, сокращении штата или численности работников, а также при проведении иных структурных преобразований, предусмотренных действующим законодательством.
При проведении указанных выше структурных изменений новый должностной регламент разрабатывается, согласовывается и утверждается в установленном порядке.
В процессе практической деятельности гражданские служащие должны самостоятельно отслеживать соответствие норм регламента исполняемым обязанностям, правам и иным конкретным действиям. При выявлении расхождений ставить вопрос о внесении соответствующих изменений в существующие регламенты.
Положения должностного регламента являются обязательными для исполнения гражданским служащим, проходящим службу в данной должности гражданской службы, с момента назначения государственного служащего на должность распоряжением руководителя соответствующего государственного органа.
Неотъемлемой частью должностного регламента является лист ознакомления, который ведется согласно установленной форме.
Гражданский служащий при заключении служебного контракта, перемещении на другую должность, а также при временном исполнении обязанностей по иной должности должен быть ознакомлен с должностным регламентом по соответствующей должности гражданской службы под расписку.
Ответственность за своевременное ознакомление гражданских служащих с должностным регламентом возлагается на руководителя соответствующего структурного подразделения государственного органа.
В выходных данных должностного регламента должны содержаться сведения о том, кто составил, согласовал и утвердил конкретный должностной регламент, должна быть указана дата ввода в действие должностного регламента.
Все листы должностного регламента должны быть пронумерованы, должностной регламент прошнурован и скреплен печатью кадровой службы, а при отсутствии таковой - гербовой печатью государственного органа. Должностной регламент хранится в кадровой службе соответствующего государственного органа.
Заверенная копия должностного регламента вместе с копией служебного контракта выдаются гражданскому служащему на руки и хранится в структурном подразделении государственного органа.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона N 79-ФЗ должностной регламент отнесен к существенным условиям служебного контракта. Поскольку служебный контракт приобщается к личному делу гражданского служащего, должностной регламент также должен быть включен в состав личного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона N 79-ФЗ должностной регламент является составной частью административного регламента государственного органа. При последующей разработке административного регламента государственного органа необходимо будет учитывать положения всех должностных регламентов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.