Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
сельского хозяйства и
продовольствия Омской области
от 24 октября 2013 года N П-13-96
Ведомственная целевая программа
"Развитие льноводства и производства продукции из льноволокна в Омской области"
Паспорт
ведомственной целевой программы
"Развитие льноводства и производства продукции из льноволокна в Омской области"
Наименование субъекта бюджетного планирования Омской области |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Министерство) |
Наименование ведомственной целевой программы |
"Развитие льноводства и производства продукции из льноволокна в Омской области" (далее - Программа) |
Наименование государственной программы Омской области, в рамках подпрограммы которой осуществляется реализация Программы |
|
Наименование подпрограммы государственной программы Омской области, в рамках которой осуществляется реализация Программы |
"Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" |
Срок реализации Программы |
2014 - 2020 годы |
Цели и задачи Программы |
Цель - повышение конкурентоспособности льняного комплекса Омской области. Задача 1: Увеличение объемов производства льна-долгунца. Задача 2: Увеличение объемов продукции изо льна. |
Целевые индикаторы Программы |
- объем производства льноволокна составит 67,13 тыс. тонн, в том числе по годам: 2014 - 6,3 тыс. тонн; 2015 - 7,92 тыс. тонн; 2016 - 8,69 тыс. тонн; 2017 - 9,68 тыс. тонн; 2018 - 10,89 тыс. тонн; 2019 - 11,55 тыс. тонн; 2020 - 12,1 тыс. тонн; - прирост выручки от реализации льноволокна и продуктов его переработки составит 127,6 млн. руб., в том числе по годам: 2014 - 24,2 млн. рублей; 2015 - 19,8 млн. рублей; 2016 - 15,4 млн. рублей; 2017 - 19,8 млн. рублей; 2018 - 24,2 млн. рублей; 2019 - 13,2 млн. рублей; 2020 - 11,0 млн. рублей. |
Объемы и источники финансирования Программы в целом и по годам ее реализации |
Объем финансирования Программы на весь срок ее реализации за счет средств областного бюджета составит 187 478 100,00 руб., в том числе по годам: 2014 год - 10 300 000,00 рублей; 2015 год - 11 400 000,00 рублей; 2016 год - 12 500 000,00 рублей; 2017 год - 59 182 300,00 рублей; 2018 год - 41 766 600,00 рублей; 2019 год - 33 370 700,00 рублей; 2020 год - 18 958 500,00 рублей. Прогнозируемый объем финансирования Программы на весь срок ее реализации за счет внебюджетных средств составит 495500000,00 рублей, в том числе по годам: 2014 год - 27 192 000,00 рублей; 2015 год - 30 096 000,00 рублей; 2016 год - 33 000 000,00 рублей; 2017 год - 156 241 000,00 рублей; 2018 год - 110 264 000,00 рублей; 2019 год - 88 098 000,00 рублей; 2020 год - 50 609 000,00 рублей. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- доведение объема производства льноволокна в 2020 году до 12,1 тыс. тонн; - довести производство семян льна-долгунца в 2020 году до 1,17 тыс. тонн; - довести урожайность льноволокна до 11,0 ц/га; - провести техническое перевооружение сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся выращиванием льна-долгунца и (или) его переработкой; - внедрение перспективных технологий переработки льна; - увеличение выручки от реализации льноволокна и продуктов его переработки в 2020 году до 242,0 млн. рублей; - рост занятости населения, трудоустройства молодых специалистов |
I. Проблема, решение которой осуществляется путем реализации Программы, включая анализ причин её возникновения, целесообразность и необходимость решения на ведомственном уровне, характеристику влияния Программы на достижение цели и решение задачи подпрограммы государственной программы либо основные положительные результаты с описанием тенденции их развития
Переход России от плановой экономики к рыночной без проведения структурной перестройки и государственного регулирования привел к распаду сложившихся экономических, производственных и технологических связей между звеньями и отдельными предприятиями льняного подкомплекса агропромышленного комплекса (далее - АПК) России.
Из-за кризисных явлений в экономике особенно пострадал АПК, в частности, льняной подкомплекс, в недавнем прошлом одна из высокорентабельных отраслей.
Сокращение производства льнопродукции было обусловлено рядом факторов, в числе которых первостепенное значение имеют диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, рост цен на теплоэнергетические ресурсы и транспортные перевозки, высокие процентные ставки по банковским кредитам, отсутствие инвестиций для ускоренного технического перевооружения предприятий отрасли, низкий уровень государственной поддержки товаропроизводителей, разрушение ранее устойчивых сырьевых зон, хозяйственных связей и договорных отношений между поставщиками и потребителями льносырья, снижение покупательной способности населения внутри страны и отсутствие надежных рынков сбыта льняной продукции за пределами Российской Федерации в связи со снижением ее качества и конкурентоспособности.
Все вышеперечисленное негативным образом сказалось на состоянии льнопроизводства не только в целом по России, но в Омской области, отрасль практически прекратила свое существование. В Омской области большинство льносеющих хозяйств начиная с 1994 года стали сокращать посевные площади льна-долгунца и к 2003 году прекратили заниматься выращиванием льна-долгунца вследствие ряда причин, льноводство из высокорентабельной отрасли превратилось в убыточную.
В решении социальной и экономической проблемы в северных районах Омской области важная роль отводится льноводству. Особенно остро стоит вопрос о наращивании производства и переработки волокна, повышении качества продукции, создании новых рабочих мест.
Основные направления развития отрасли льнопроизводства в Омской области по достижению данной цели направлены на создание необходимых условий для устойчивого и эффективного функционирования и развития АПК Омской области, увеличения объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности, обеспечение устойчивого социально-экономического развития сельских территорий.
Природно-климатические условия северных районов Омской области пригодны для выращивания льна. За последние годы посевная площадь льна-долгунца возросла с 420 гектар в 2003 году до 4918 гектар в 2013 году, производство льноволокна до 4,7 тысяч тонн.
Посевная площадь льна-долгунца:
- 2011 год - 2646 га;
- 2012 год - 4145 га;
- 2013 год - 4918 га.
Производство льноволокна:
- 2010 год - 2,169 тыс. тонн;
- 2011 год - 3,033 тыс. тонн;
- 2012 год - 4,711 тыс. тонн.
В 2013 году отрасль льноводства, традиционная для нашей области, была возобновлена в 21 сельском поселении 7 муниципальных районов Омской области: Знаменском, Тарском, Седельниковском, Большеуковском, Тевризском, Колосовском и Муромцевском.
Выращиванием льна-долгунца занимаются 25 сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе 12 крестьянских (фермерских) хозяйств.
Достигнутое стало возможным благодаря оказываемой в последние годы государственной поддержке сельскохозяйственным товаропроизводителям занимающихся возделыванием данной культуры.
С учётом дальнейшей перспективы развития отрасли утверждены:
- схемы территориального планирования муниципальных районов Омской области и генеральные планы поселений, в состав которых включены планы создания современной социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, развития производственных сил и других мероприятий.
- меры, направленные на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и занятых в сельскохозяйственном производстве, на развитие которого предоставляется государственная поддержка в рамках мероприятий региональных программ, в том числе за счёт государственного и муниципального жилищного фонда.
Развитие льноводства предполагает дальнейшие инвестиционные вложения из различных источников финансирования.
Существенным недостатком льняного комплекса Омской области является незавершенность технологического процесса.
В рамках совершенствования технологического процесса с 2017 года запланировано начало строительства завода в г. Тара по глубокой переработке льна и выпуску продукции на основе льноволокна, что соответственно будет способствовать привлечению инвестиционных вложений и дальнейшему развитию льноводческого комплекса области. Строительство завода улучшит механизм реализации волокна СХТП Омской области. Дополнительно в рамках реализации Программы запланировано приобретение трёх новых линий АКВЛ-1, для производства волокна в Колосовском (ИП "Соболев"), Тевризском (ООО "Альянс") и Большеуковском (ИП "Сычёв") муниципальных районах Омской области.
Отстает материально-техническая база отрасли. Имеющаяся в хозяйствах техника для возделывания и уборки льна устарела, физически изношена. Технологическое оборудование не на всех предприятиях по первичной переработке льна соответствует современным требованиям и может обеспечивать выпуск качественной конкурентоспособной продукции.
Коренного улучшения требует работа по совершенствованию технологии возделывания и уборки льна. Для внедрения в производство принципиально новых технологий потребуется закупить необходимый набор машин и оборудования, привлечь к этому заинтересованные организации.
Несмотря на комплексность и глубину текущих проблем, имеется ряд фундаментальных предпосылок для достижения конкурентоспособности продукции Омской области в льняной отрасли Российской Федерации:
1) агроклиматические условия северных районов Омской области пригодны для выращивания льна;
2) наличие собственного льноволокна, вырабатываемого сельскохозяйственными организациями области.
Решение проблемы конкурентоспособности текстильной продукции выходит далеко за рамки текстильного производства, что обусловлено высокой зависимостью от качества сырья.
Применяемое оборудование и технологии имеют невысокую эффективность, потенциал которой на каждом этапе производства продукции ограничивается предыдущим технологическим процессом.
Механизмы решения проблем должны носить системный и программно-целевой характер и охватывать все связанные со льном виды деятельности: от селекции семян до выпуска готовой продукции.
Создание условий для стабильного и эффективного развития льноводства предполагает комплекс мероприятий, затрагивающих большое количество хозяйствующих субъектов, в том числе льносеющих хозяйств, льнозаводов, организаций текстильной отрасли, в обеспечении загрузки производственных мощностей за счет поставок продукции сельхозпроизводства.
II. Цели и задачи Программы
Целью Программы является повышение конкурентоспособности льняного комплекса Омской области.
Для реализации данной цели предполагается решение следующих задач:
- увеличение объемов производства льна-долгунца,
- увеличение объемов продукции изо льна.
Достижение поставленной цели обеспечит надежную основу для создания в перспективе целостного, эффективно развивающегося льняного комплекса региона.
Эффективно используя имеющиеся естественные преимущества, государственную поддержку и привлекая внебюджетные инвестиционные средства, льноводческий комплекс сможет в перспективе стать источником увеличения налоговых поступлений, что соответствует стратегии развития Омской области по созданию новых рабочих мест.
Результативность реализации мероприятий, предусмотренных программой, определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.
III. Описание целевых индикаторов и ожидаемых результатов реализации Программы
Программой определены целевые индикаторы и их значения на период с 2014 по 2020 годы.
1) Производство льноволокна, тыс. тонн.
Фактическое значение на дату составления Программы - 4,7 тыс. тонн.
За период реализации программы производство льноволокна составит 67,13 тыс. тонн, в том числе по годам:
2014 - 6,3 тыс. тонн;
2015 - 7,92 тыс. тонн;
2016 - 8,69 тыс. тонн;
2017 - 9,68 тыс. тонн;
2018 - 10,89 тыс. тонн;
2019 - 11,55 тыс. тонн;
2020 - 12,1 тыс. тонн.
Значение показателя определяется по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области;
2) Прирост выручки от реализации льноволокна и продуктов его переработки, млн. рублей.
Фактическое значение выручки от реализации льноволокна и продуктов его переработки на дату составления Программы - 103,6 млн. рублей.
За период реализации Программы прирост выручки от реализации льноволокна и продуктов его переработки составит 127,6 млн. рублей, в том числе по годам:
2014 - 24,2 млн. рублей;
2015 - 19,8 млн. рублей;
2016 - 15,4 млн. рублей;
2017 - 19,8 млн. рублей;
2018 - 24,2 млн. рублей;
2019 - 13,2 млн. рублей;
2020 - 11,0 млн. рублей;
Значение показателя определяется по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области.
В результате реализации Программы ожидается увеличение показателей развития льноводства за счет использования современных машин и технологического оборудования при выращивании и переработке льна.
Выполнение мероприятий Программы позволит к 2020 году:
1) довести объем производства льноволокна до 12,1 тыс. тонн;
2) довести производство семян льна-долгунца до 1,17 тыс. тонн;
3) довести урожайность льноволокна до 11,0 ц/га;
4) провести техническое перевооружение сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся выращиванием льна-долгунца и (или) его переработкой;
5) внедрить перспективные технологии переработки льна;
6) увеличить выручку от реализации льноволокна и продуктов его переработки до 242,0 млн. рублей;
7) обеспечить рост занятости населения, трудоустройства молодых специалистов.
Достижение цели Программы возможно при условии увеличения физического объема выпускаемой продукции и повышения эффективности производства на всех стадиях технологической цепи.
В процессе реализации Программы возможно снижение количественных показателей в связи с влиянием внешних и внутренних рисков.
К внешним рискам необходимо отнести возможное резкое увеличение стоимости материальных ресурсов, необходимых для развития производства льна-долгунца.
Сюда следует отнести и риск изменения федерального законодательства в части регулирования сельского хозяйства, налоговой и бюджетной политики.
Внутренние риски (недостаточная квалификация, недостаточная координация работ и т.д.) напрямую зависят от деятельности Министерства, органов местного самоуправления, сельскохозяйственных товаропроизводителей и могут быть предотвращены путем проведения мероприятий по повышению квалификации кадров, корректировки плана работы по реализации мероприятий Программы.
IV. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы составляет 7 лет (2014 - 2020 годы). Выделение отдельных этапов реализации Программы не предполагается.
V. Перечень и описание программных мероприятий
Для достижения запланированных результатов Министерством проводится комплекс мероприятий, направленных на решение задач Программы.
Перечень мероприятий приведён в приложении к настоящей Программе (Приложение N 1).
Мероприятия направлены на создание условий для развития производства и переработки льна-долгунца в Омской области.
Описание мероприятий Программы:
1) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан ведущих личное подсобное хозяйство) (далее - СХТП), занимающимся выращиванием и (или) переработкой льна-долгунца, на возмещение части затрат на приобретение средств защиты растений;
- срок реализации: 2014 - 2020 годы;
- перечень организаций, участвующих в реализации - определяется в порядке, установленном Правительством Омской области;
- объем финансирования в целом на весь период реализации Программы - 5 338 100 рублей, в том числе по годам:
2014 - 300 000 рублей;
2015 - 400 000 рублей;
2016 - 500 000 рублей;
2017 - 983 700 рублей;
2018 - 1 017 200 рублей;
2019 - 1 051 800 рублей;
2020 - 1 085 400 рублей.
2) предоставление субсидий СХТП, занимающимся выращиванием и (или) переработкой льна-долгунца, на возмещение части затрат на приобретение техники для возделывания и уборки льна-долгунца;
- срок реализации: 2014 - 2020 годы;
- перечень организаций, участвующих в реализации - определяется в порядке, установленном Правительством Омской области;
- объем финансирования в целом на весь период реализации Программы - 59 706 000 рублей, в том числе по годам:
2014 - 4 000 000 рублей;
2015 - 5 000 000 рублей;
2016 - 6 000 000 рублей;
2017 - 17 460 000 рублей;
2018 - 12 250 000 рублей;
2019 - 9 696 000 рублей;
2020 - 5 300 000 рублей.
3) предоставление субсидий СХТП, занимающимся выращиванием и (или) переработкой льна-долгунца, на возмещение части затрат на приобретение оборудования и техники для переработки льносырья;
- срок реализации: 2014 - 2020 годы;
- перечень организаций, участвующих в реализации - определяется в порядке установленном Правительством Омской области;
- объем финансирования в целом на весь период реализации Программы - 122 434 000 рублей, в том числе по годам:
2014 - 6 000 000 рублей;
2015 - 6 000 000 рублей;
2016 - 6 000 000 рублей;
2017 - 40 738 600 рублей;
2018 - 28 499 400 рублей;
2019 - 22 622 900 рублей;
2020 - 12 573 100 рублей.
VI. Объем и источники финансирования Программы в целом и по годам ее реализации, а также обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Финансирование Программы предполагается осуществлять за счет средств областного бюджета. Объем финансирования Программы составит 187478100 рублей на весь срок её реализации, в том числе годам:
2014 год - 10 300 000 рублей;
2015 год - 11 400 000 рублей;
2016 год - 12 500 000 рублей;
2017 год - 59 182 300 рублей;
2018 год - 41 766 600 рублей;
2019 год - 33 370 700 рублей;
2020 год - 18 958 500 рублей.
Финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых областным бюджетом на указанные цели.
Прогнозируемый объем финансирования Программы на весь срок ее реализации за счет внебюджетных средств составит 495 500 000,00 руб., в том числе по годам:
2014 год - 27 192 000,00 рублей;
2015 год - 30 096 000,00 рублей;
2016 год - 33 000 000,00 рублей;
2017 год - 156 241 000,00 рублей;
2018 год - 110 264 000,00 рублей;
2019 год - 88 098 000,00 рублей;
2020 год - 50 609 000,00 рублей.
Привлечение внебюджетных средств предполагается за счет:
- использования механизмов государственно-частного партнерства (средств инвесторов направляемых на финансирование расходов капитального характера, связанных со строительством (реконструкцией), модернизацией объектов по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, в том числе приобретение оборудования);
- собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей направленных на реализацию программных мероприятий за счет возмещения части затрат, а также привлеченных кредитных средств путем компенсации части процентной ставки. Запланировано приобретение трёх дополнительных линий по производству короткого льноволокна, производительностью 1500 тонн в год, а также дальнейшее техническое перевооружение СХТП области.
Размер финансовых средств, предусмотренных на реализацию Программы, обусловлен сложностью и рискованностью мероприятий.
В случае недостаточного финансирования Программы возможно снижение значения показателей целевых индикаторов по сравнению с запланированными.
VII. Описание системы управления реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляет Министерство, как субъект бюджетного планирования.
Ответственным исполнителем за реализацию Программы в целом, достижение цели и задач, утвержденных значений целевых индикаторов мероприятий Программы, проведение оценки эффективности реализации Программы и формирование отчетности о ходе ее реализации является управление растениеводства и механизации Министерства.
Ответственным за финансирование программных мероприятий является управление экономики, финансирования, бухгалтерского учёта и налогообложения Министерства.
Оперативное управление и контроль за реализацией Программы в целом возлагается на заместителя Министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Н.П. Дранковича.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.