Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Главного
управления финансового
контроля Омской области
от 22 декабря 2014 года N 31
Методические рекомендации по квалификации нарушений в финансово-бюджетной сфере
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях реализации статей 34, 38, 158, 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), совершенствования механизмов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Омской области, осуществляемого органами исполнительной власти Омской области и применения единой квалификации нарушений в финансово-бюджетной сфере при проведении контрольных мероприятий.
Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляется органами исполнительной власти Омской области (далее - внутренний финансовый контроль, органы внутреннего финансового контроля) в отношении объектов контроля, получающих средства областного бюджета.
Органы внутреннего финансового контроля в рамках бюджетных полномочий главных распорядителей бюджетных средств, определенных статьями 158, 160.2-1 БК РФ, обеспечивают результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств. При осуществлении внутреннего финансового контроля органами внутреннего финансового контроля выявляются бюджетные нарушения, которые могут быть выражены в нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регламентирующих бюджетные правоотношения.
В соответствии со статьей 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за которое главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения. Бюджетные меры принуждения применяются в случаях:
- нецелевого использования бюджетных средств;
- невозврата либо несвоевременного возврата бюджетного кредита;
- нарушения условий предоставления бюджетного кредита;
- нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов.
В соответствии со статьей 306.4 БК РФ направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, является нецелевым использованием бюджетных средств. За нецелевое использование бюджетных средств, кроме применения бюджетных мер принуждения, статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность должностных лиц получателей бюджетных средств, а при наличии состава преступления - уголовная ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации.
При выявлении нецелевого использования бюджетных средств нарушается принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, установленный статьей 38 БК РФ, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
С учетом положений статей 38, 306.4 БК РФ и анализа результатов проверок соблюдения принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, к числу нарушений, квалифицируемых как нецелевое использование бюджетных средств, предлагается относить следующие выявленные факты использования средств областного бюджета:
- на цели, не соответствующие полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете;
- на цели, не соответствующие полностью или частично целям, определенным сводной росписью, бюджетной росписью;
- на цели, не соответствующие полностью или частично целям, определенным бюджетной сметой;
- на цели, не соответствующие полностью или частично целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
При выявлении органами исполнительной власти Омской области нарушений, за совершение которых главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения в части использования межбюджетных трансфертов (за нецелевое использование бюджетных средств, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов), а также в случаях, предусмотренных подпунктами 1, 2 пункта 5 Порядка приостановления (сокращения) предоставления бюджетам муниципальных образований Омской области межбюджетных трансфертов из областного бюджета, утвержденного приказом Министерства финансов Омской области от 06.03.2013 N 13 (далее - Порядок N 13), направляется информация в соответствии с подпунктом "а" пункта 8 Порядка N 13 в Министерство финансов Омской области для принятия соответствующих мер принуждения.
Кроме того, в соответствии со статьей 15.15.3 КоАП РФ за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов предусмотрена административная ответственность должностных лиц получателей бюджетных средств.
К нарушениям бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, предлагается относить неэффективное и неправомерное использование бюджетных средств, а также другие нарушения при использовании бюджетных средств и материальных ресурсов. Указанные виды нарушений отражаются в суммарном выражении в актах проверок и отчетах органов исполнительной власти, осуществляющих внутренний финансовый контроль.
При установлении фактов нарушения принципа эффективности использования бюджетных средств рекомендуется применять квалификацию неэффективного использования средств областного бюджета с учетом положений Методических рекомендаций по проведению главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств проверок эффективности использования средств областного бюджета и имущества Омской области, утвержденных приказом Главного управления финансового контроля Омской области от 27 октября 2014 года N 25.
В случае выявления нарушений при получении и использовании бюджетных средств, влекущих за собой нарушение законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также локальных актов проверяемых учреждений и организаций, не соответствующих правилам, условиям, требованиям, установленным законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предлагаем применять квалификацию неправомерного использования бюджетных средств.
В рамках полномочий органов внутреннего финансового контроля могут быть выявлены нарушения, за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность:
- нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов (статья 15.1);
- нарушение условий предоставления субсидий (статья 15.15.5);
- нарушение порядка предоставления бюджетной отчетности (статья 15.15.6);
- нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет (статья 15.15.7);
- несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи(статья 15.15.9);
- нарушение порядка принятия бюджетных обязательств (статья 15.15.10);
- нарушение сроков доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств (статья 15.15.11);
- нарушение запрета на размещение бюджетных средств (статья 15.15.12);
- нарушение сроков обслуживания и погашения государственного долга (статья 15.15.13);
- нарушение срока направления информации о результатах рассмотрения дела в суде (статья 15.15.14);
- нарушение порядка формирования государственного задания (статья 15.15.15);
- нарушение исполнения платежных документов и представления органа Федерального казначейства (статья 15.15.16);
- невыполнение в срок законного предписания органа государственного финансового контроля (ч. 20 статья 19.5).
При выявлении органами исполнительной власти Омской области нарушений, за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, предлагается в адрес Главного управления финансового контроля Омской области направлять информацию и следующие документы, подтверждающие факт административного правонарушения: материалы проверок (акты, справки) в результате которых выявлено правонарушение, документы (доказательства), устанавливающие наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В ходе осуществления внутреннего финансового контроля органами исполнительной власти Омской области в рамках реализации полномочий главных распорядителей бюджетных средств могут быть установлены иные нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Главного управления финансового контроля Омской области от 22 декабря 2014 г. N 31 "Об утверждении Методических... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.