Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Губернатора Омской области
от 23 апреля 2014 г. N 75-р
Перспективная схема развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Омской области до 2020 года
15 августа 2014 г.
I. Общие положения
1. Перспективная схема развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Омской области до 2020 года (далее - перспективная схема) предусматривает комплекс мер, направленных на оптимизацию сети государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения Омской области (далее - стационарные учреждения), ликвидацию очередности в стационарные учреждения (далее - очередность) и приведение жилых помещений стационарных учреждений в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
II. Характеристика демографической ситуации, современного состояния стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Омской области, существующих проблем
2. Согласно демографическому прогнозу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области численность жителей Омской области будет постепенно снижаться и к 2020 году составит 1 931 тыс. человек (2013 год - 1 973, 9 тыс. человек). При этом продолжится процесс старения населения, число граждан пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) увеличится в 2020 году по сравнению с 2014 годом на 71338 человек (таблица N 1).
Таблица N 1
Прогнозируемое число граждан пожилого возраста в Омской области
Наименование категории |
Численность, чел. |
|||||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
Граждане пожилого возраста |
438 672 |
449 502 |
461 273 |
473 569 |
484 222 |
494 195 |
503 107 |
510010 |
Соотношение полов в перспективе изменится незначительно (к 2020 году число женщин в расчете на 1,0 тыс. мужчин составит 1,2 тыс.).
До 2020 года прогнозируется увеличение численности женщин старше 55 лет на 38,5 тыс. человек, мужчин старше 60 лет - на 32,8 тыс. человек, что составит к 2020 году более 353,0 и 156,0 тыс. человек соответственно (таблица N 2).
Таблица N 2
Прогнозируемая численность женщин и мужчин пожилого возраста, проживающих на территории Омской области
Наименование категории |
Численность, чел. |
|||||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
Женщины старше 55 лет |
315 032 |
322 327 |
329 483 |
336 730 |
342 684 |
347 595 |
351359 |
353 568 |
Мужчины старше 60 лет |
123 640 |
127 175 |
131 790 |
136 839 |
141 538 |
146 600 |
151 748 |
156 442 |
В таблице N 3 приведены показатели ожидаемой продолжительности жизни на территории Омской области, которые будут увеличиваться с 69,4 года в 2013 году до 71,3 года в 2020 году.
Таблица N 3
Ожидаемая продолжительность жизни на территории Омской области
Наименование категории |
Показатели продолжительности жизни, лет |
|||||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
общая |
69,4 |
70,1 |
70,3 |
70,4 |
70,7 |
70,9 |
71,1 |
71,3 |
мужчины |
62,9 |
63,9 |
64,2 |
64,5 |
64,9 |
65,2 |
65,4 |
65,7 |
женщины |
74,5 |
76,1 |
76,3 |
76,1 |
76,3 |
76,5 |
76,6 |
76,7 |
3. В последние годы отмечается ежегодное снижение на 1 процент (в среднем 1,5 тыс. человек в год) численности инвалидов, проживающих на территории Омской области. Численность инвалидов, проживающих на территории Омской области, к 2020 году уменьшится ориентировочно на 12, 417 тыс. человек по сравнению с 2013 годом (таблица N 4).
Таблица N 4
Прогнозируемая численность инвалидов, проживающих на территории Омской области
Наименование категории |
Численность, чел. |
|||||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
Инвалиды |
150 687 |
146 865 |
145 396 |
143 942 |
142 503 |
141 078 |
139 667 |
138 270 |
Вместе с тем за последние 10 лет в Омской области отмечалось увеличение численности инвалидов I и II групп, страдающих хроническими психическими заболеваниями, и в дальнейшем сохранится тенденция к увеличению инвалидов данной категории. К 2020 году прогнозируется увеличение численности инвалидов I и II групп, страдающих хроническими психическими заболеваниями, по сравнению с 2013 годом на 4 процента (420 человек) (таблица N 5).
Таблица N 5
Прогнозируемая численность инвалидов I и II групп, страдающих хроническими психическими заболеваниями
Наименование категории |
Численность, чел. |
|||||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
Инвалиды I и II групп, страдающие хроническими психическими заболеваниями |
10 303 |
10 363 |
10 423 |
10 483 |
10 543 |
10 603 |
10 663 |
10 723 |
4. Средняя численность граждан, обратившихся за предоставлением стационарного социального обслуживания, в последние 7 лет составляет около 700 человек в год (таблица N 6).
Таблица N 6
Численность граждан, обратившихся за предоставлением стационарного социального обслуживания
Наименование категории |
Численность, чел. |
||||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|
Граждане, обратившиеся за предоставлением стационарного социального обслуживания |
743 |
704 |
679 |
698 |
706 |
723 |
645 |
Стабильно сохраняется высокая численность граждан, обратившихся за стационарным социальным обслуживанием, что обусловлено увеличением числа граждан пожилого возраста (таблица N 1) и инвалидов I и II групп, страдающих хроническими психическими заболеваниями (таблица N 5), уменьшением показателей естественной убыли граждан, проживающих в стационарных учреждениях (таблица N 7).
Таблица N 7
Показатели естественной убыли граждан, проживающих в стационарных учреждениях
Наименование категории |
Численность, чел. |
||||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|
Естественная убыль граждан, проживающих в стационарных учреждениях |
515 |
463 |
412 |
449 |
419 |
426 |
411 |
5. Предоставление стационарного социального обслуживания осуществляется в 15 стационарных учреждениях, а именно: в 9 психоневрологических интернатах (общая мощность - 2 595 коек), 2 геронтологических центрах, 2 домах-интернатах для престарелых и инвалидов, 1 специальном доме-интернате для престарелых и инвалидов (общая мощность - 1 890 коек) и 1 детском доме-интернате для умственно отсталых детей (общая мощность - 296 коек).
Действующая сеть стационарных учреждений не обеспечивает потребность граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих на территории Омской области, в стационарном социальном обслуживании в полном объеме и на протяжении последних лет сохраняется достаточно высокая очередность (таблица N 8).
Таблица N 8
Очередность по типам стационарных учреждений
Наименование показателя |
Численность, чел. |
|||||
на 1 января 2009 года |
на 1 января 2010 года |
на 1 января 2011 года |
на 1 января 2012 года |
на 1 января 2013 года |
на 1 января 2014 года |
|
Общая очередность, в том числе: |
857 |
820 |
754 |
604 |
633 |
695 |
в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, геронтологические центры, специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов |
529 |
440 |
316 |
207 |
223 |
367 |
в психоневрологические интернаты |
328 |
380 |
438 |
397 |
410 |
328 |
В 2009 - 2012 годы отмечалось незначительное снижение очередности (в среднем на 7 - 8 процентов в год). С 1 января 2013 года наблюдается рост очередности, что обусловлено старением населения Омской области, в том числе ростом количества долгожителей, нуждающихся в круглосуточном стационарном обслуживании, увеличением количества инвалидов I и II групп, страдающих хроническими психическими заболеваниями, уменьшением естественной убыли граждан, проживающих в стационарных учреждениях. При сложившейся тенденции ожидается значительное увеличение очередности. Прогнозируется увеличение очередности в среднем на 70 - 90 человек в год (таблица N 9).
Таблица N 9
Прогнозируемая очередность в случае отсутствия новых жилых помещений и стационарозамещающих технологий
Наименование показателя |
Численность, чел. |
||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
Общая очередность, в том числе: |
570 |
630 |
700 |
770 |
840 |
930 |
1022 |
в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, геронтологические центры, специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов |
170 |
190 |
220 |
250 |
280 |
310 |
340 |
в психоневрологические интернаты |
400 |
440 |
480 |
520 |
560 |
620 |
682 |
6. В настоящее время средний размер жилой площади в расчете на 1 гражданина, проживающего в стационарном учреждении, не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям и составляет в среднем 7,4 кв. м в геронтологических центрах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов и специальном доме-интернате для престарелых и инвалидов, 4,8 кв. м - в психоневрологических интернатах.
В целях соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к размещению, устройству, оборудованию и содержанию стационарных учреждений требуется расселение более 1,266 тыс. граждан, проживающих в стационарных учреждениях. Расчет коечной мощности стационарных учреждений с учетом необходимости приведения стационарных учреждений в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями приведен в таблице N 10.
Таблица N 10
Расчет коечной мощности стационарных учреждений с учетом необходимости приведения стационарных учреждений в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями
N |
Наименование стационарного учреждения |
Мощность, (количество коек) |
Количество коек, подлежащих сокращению |
Мощность (количество коек после их сокращения) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Андреевский психоневрологический интернат" |
315 |
118 |
197 |
2 |
Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Атакский психоневрологический интернат" |
190 |
20 |
170 |
3 |
Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Большекулачинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов" |
195 |
83 |
112 |
4 |
Автономное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Драгунский психоневрологический интернат" |
405 |
69 |
336 |
5 |
Автономное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Екатерининский дом-интернат для престарелых и инвалидов" |
330 |
141 |
189 |
6 |
Автономное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Крутинский психоневрологический интернат" |
155 |
33 |
122 |
7 |
Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Кировский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" |
296 |
73 |
223 |
8 |
Автономное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Геронтологический центр "Куйбышевский" |
330 |
33 |
297 |
9 |
Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Марьяновский психоневрологический интернат" |
325 |
77 |
248 |
10 |
Автономное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Нежинский геронтологический центр" |
715 |
158 |
557 |
11 |
Автономное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Омский психоневрологический интернат" |
385 |
103 |
282 |
12 |
Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Пушкинский психоневрологический интернат" |
305 |
124 |
181 |
13 |
Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" |
320 |
115 |
205 |
14 |
Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Такмыкский психоневрологический интернат" |
155 |
45 |
ПО |
15 |
Автономное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Тарский психоневрологический интернат" |
360 |
74 |
286 |
Итого |
4 781 |
1 266 |
3 515 |
III. Основные пути решения проблем обеспечения граждан пожилого возраста и инвалидов в Омской области стационарным социальным обслуживанием
7. В Омской области проводится планомерная работа по совершенствованию социального обслуживания, в том числе:
1) оптимизация и расширение действующей сети стационарных учреждений;
2) укрепление материально-технической базы стационарных учреждений;
3) приведение стационарных учреждений в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями;
4) разработка и утверждение государственных стандартов социального обслуживания.
В рамках реализации полномочий Министерства труда и социального развития Омской области (далее - Министерство) в сфере социального обслуживания населения Омской области расходы областного бюджета на содержание и развитие стационарных учреждений составили: в 2010 году - 714 000,7 тыс. руб., в 2011 году - 879 000,2 тыс. руб., в 2012 году - 940 690,2 тыс. руб., в 2013 году - 1 065 496,3 тыс. руб.
8. Учитывая дефицит коек в стационарных учреждениях, активно осуществляется внедрение следующих стационарозамещающих технологий: социальное обслуживание на дому, приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов, образованная в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 5 июня 2013 года N 123-п "О совершенствовании социального обслуживания в Омской области и установлении ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за гражданами пожилого возраста, инвалидами I, II группы и совершеннолетними недееспособными гражданами" (далее - приемная семья), предоставление социально незащищенным категориям граждан, в том числе гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, жилых помещений в жилых домах муниципального специализированного жилищного фонда поселения Омской области, муниципального района Омской области (далее соответственно - специальные дома, муниципальное образование Омской области), предоставление стационарного социального обслуживания юридическими лицами (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальными предпринимателями (далее - частные организации).
9. Предоставление социального обслуживания на дому.
Ежегодно почти 28 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов в Омской области получают необходимые социальные услуги в надомных условиях.
С 2010 года активно развивается предоставление на дому услуг сиделки тяжелобольным гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе. В 2009 году услуги сиделки получили 238 человек, в 2010 году - 481 человек, в 2011 году - 647 человек, в 2012 году - 770 человек, в 2013 году - 1 092 человека, в дальнейшем планируется увеличение числа граждан, получивших услуги сиделки (таблица N 11).
Таблица N 11
Прогнозируемое число граждан, получивших услуги сиделки
Наименование показателя |
Численность, чел. |
|||||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
Число граждан, получивших услуги сиделки, в том числе: |
1 092 |
1 162 |
1 162 |
1 167 |
1 172 |
1 177 |
1 182 |
1 187 |
нуждающиеся в стационарном социальном обслуживании |
430 |
460 |
490 |
520 |
555 |
583 |
615 |
647 |
К 2020 году число граждан, получивших услуги сиделки, увеличится на 95 человек. Сложившаяся практика показывает, что численность граждан, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, получивших услуги сиделки, увеличится с 430 человек в 2013 году до 647 человек к концу 2020 года. Указанные граждане являются потенциальными клиентами стационарных учреждений.
Услуги сиделки оказываются в рамках предоставления дополнительных социальных услуг, не входящих в перечень гарантированных государством социальных услуг.
С учетом стоимости содержания 1 человека в стационарном учреждении (в среднем 24,0 тыс. руб.) (далее - средняя стоимость содержания) расходы областного бюджета на содержание 647 человек в указанных учреждениях к концу 2020 года составят 15 528,0 тыс. руб. в месяц (186 336,0 тыс. руб. в год).
Таким образом, экономический эффект от применения такой стационарозамещающей технологии ориентировочно составит к концу 2020 года 186 336,0 тыс. руб. в год.
10. Приемная семья.
Постановлением Правительства Омской области от 5 июня 2013 года N 123-п "О совершенствовании социального обслуживания в Омской области и установлении ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за гражданами пожилого возраста, инвалидами I, II группы и совершеннолетними недееспособными гражданами" установлена ежемесячная выплата лицам, осуществляющим уход за гражданами пожилого возраста, инвалидами I, II группы и совершеннолетними недееспособными гражданами (далее - ежемесячная выплата). Ежемесячная выплата при осуществлении ухода за одинокими или одиноко проживающими гражданами пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), инвалидами II группы и совершеннолетними недееспособными гражданами, нуждающимися в постоянном или временном постороннем уходе в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, составляет 9580 руб. в месяц, а при осуществлении ухода за инвалидами I группы - 12774 руб. в месяц.
По состоянию на 31 декабря 2013 года организовано 105 приемных семей.
Прогнозируемая численность приемных семей в связи с введением ежемесячной выплаты к 2020 году составит не менее 380, что соответственно повлечет уменьшение очередности (таблица N 12).
Таблица N 12
Прогнозируемая динамика организации приемных семей
Наименование показателя |
Количество, ед. |
|||||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
Приемная семья |
105 |
140 |
180 |
220 |
260 |
300 |
340 |
380 |
С учетом статистических данных на 1 января 2014 года соотношение долей инвалидов I группы, совершеннолетних недееспособных граждан и одиноких или одиноко проживающих граждан и инвалидов II группы, проживающих в стационарных учреждениях, составляет - 1:1,8:3,5. Сопоставляя указанные данные с количеством приемных семей, которое планируется создать к концу 2020 года, можно сделать вывод, что из 380 человек, 61 - это инвалиды I группы, 108 - совершеннолетние недееспособные граждане и одинокие или одиноко проживающие граждане, 211 - инвалиды II группы. Общая сумма ежемесячных выплат составит 3 835,2 тыс. руб. (46 022,4 тыс. руб. в год). В случае предоставления данным гражданам стационарного социального обслуживания с учетом средней стоимости содержания расходы областного бюджета составят 9 120,0 тыс. руб. в месяц (109 440,0 тыс. руб. в год).
Таким образом, экономический эффект от применения данной стационарозамещающей технологии по сравнению со стационарным социальным обслуживанием к концу 2020 года ориентировочно составит 63 417,6 тыс. руб. в год.
11. Предоставление социально незащищенным категориям граждан, в том числе гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, жилых помещений в специальных домах.
В настоящее время в 14 муниципальных районах Омской области функционируют 18 специальных домов, в которых проживает порядка 500 человек. Бюджетными учреждениями Омской области - комплексными центрами социального обслуживания населения гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в специальных домах, предоставляются социальные услуги в соответствии с государственными стандартами. Оказание социальных услуг в специальных домах обеспечивает решение бытовых проблем, с которыми сталкиваются граждане пожилого возраста и инвалиды в повседневной жизни, организацию их досуговой деятельности и проведение мероприятий по уходу, необходимых в связи с состоянием здоровья граждан пожилого возраста и инвалидов.
Вместе с тем в последнее время наметилась тенденция по закрытию специальных домов в связи с отсутствием в местных бюджетах необходимых для их содержания финансовых средств. Так, в 2009 году в 19 муниципальных районах Омской области функционировало 32 специальных дома, а по состоянию на 1 января 2014 года 18 специальных домов.
В целях сохранения специальных домов в рамках реализации государственной программы Омской области "Социальная поддержка населения", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 256-п, предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование расходов местных бюджетов на проведение капитального, текущего ремонта специальных домов, а также жилых домов муниципального специализированного жилищного фонда муниципальных образований Омской области, подлежащих включению в специальные дома, в том числе в 2014 году на сумму 20 000,0 тыс. руб., 2015 2016 годах - по 10 000,0 тыс. руб., 2017 - 2020 годах - по 20 000,0 тыс. руб. (далее - субсидии местным бюджетам).
Таким образом, в 2020 году в результате развития специальных домов планируется увеличение числа проживающих в них граждан с 500 до 600 граждан, являющихся потенциальными клиентами стационарных учреждений (таблица N 13).
Таблица N 13
Прогноз развития специальных домов
Наименование показателя |
Число специальных домов/чел. |
|||||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
Специальные дома |
18/500 |
18/500 |
19/515 |
20/530 |
21/545 |
22/560 |
23/575 |
24/600 |
С учетом максимальной суммы субсидий местным бюджетам (20 000,0 тыс. руб. в год) и среднего размера расходов областного бюджета на 1 проживающего в специальных домах (4597,9 руб. в месяц) (на заработную плату сотрудников, обслуживающих граждан, и оплату коммунальных услуг) общая сумма расходов областного бюджета на содержание 600 граждан к концу 2020 года составит ориентировочно 53 104,9 тыс. руб. в год.
Учитывая среднюю стоимость содержания, расходы областного бюджета на содержание 600 граждан в стационарных учреждениях к концу 2020 года составят ориентировочно 14 400,0 тыс. руб. в месяц (172 800,0 тыс. руб. в год).
Таким образом, экономический эффект от применения данной стационарозамещающей технологии составит к концу 2020 года ориентировочно 119 695,1 тыс. руб.
12. Развитие частных организаций.
Постановлением Правительства Омской области от 24 сентября 2013 года N 225-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в сфере социальной политики юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям" предусматривается предоставление субсидий частным организациям на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в сфере социальной политики на оказание услуг в сфере социального обслуживания населения Омской области, в том числе по обеспечению проживания и питания граждан, соответствующих требованиям, установленным статьей 5 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - субсидия в сфере социальной политики).
Предоставление частным организациям субсидий в сфере социальной политики позволит снизить очередность.
В настоящее время в Тарском муниципальном районе Омской области создана частная организация, в которой проживает 28 человек. В 2015 году планируется увеличить число проживающих до 50 человек, к 2017 году - до 70 человек. По прогнозным данным Министерства с 2014 года ожидается ежегодное открытие по одной частной организации в муниципальных районах Омской области (таблица N 14).
Таблица N 14
Прогноз развития частных организаций
Наименование показателя |
Количество, число/чел. |
|||||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
Частная организация |
1/20 |
2/60 |
3/90 |
4/110 |
5/130 |
6/150 |
7/170 |
8/190 |
С учетом предоставляемых субсидий в сфере социальной политики (из расчета 14,0 тыс. руб. на 1 человека) к концу 2020 года планируемые расходы областного бюджета на содержание 190 граждан, проживающих в 8 частных организациях, составят 2660,0 тыс. руб. в месяц (31 920,0 тыс. руб. в год).
В случае проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях с учетом средней стоимости содержания расходы областного бюджета на содержание 190 человек к концу 2020 года составят 4 560,0 тыс. руб. в месяц (54 720,0 тыс. руб. в год).
Таким образом, экономический эффект от использования данной стационарозамещающей технологии составит к концу 2020 года ориентировочно 22 800,0 тыс. руб.
13. Кроме того, в 2014 году планируется развитие следующих новых стационарозамещающих технологий: выплата пожизненной ренты и возмездное исполнение обязанностей по опеке над совершеннолетними недееспособными гражданами. Данные стационарозамещающие технологии позволят обеспечить максимально возможное пребывание человека в привычной социальной среде и снизить очередность.
14. Выплата пожизненной ренты.
В качестве плательщика пожизненной ренты от имени Омской области выступает Министерство, в качестве получателя пожизненной ренты планируется определить одиноко проживающих пенсионеров, достигших возраста 75 лет, супружеские пары, в которых каждый супруг достиг возраста 75 лет, одиноко проживающих инвалидов I группы, достигших возраста 65 лет, и одиноко проживающих инвалидов II группы, достигших возраста 70 лет, имеющих на праве собственности благоустроенное жилое помещение.
В таблице N 15 приведен прогноз количества заключенных договоров пожизненной ренты.
Таблица N 15
Прогноз количества заключенных договоров пожизненной ренты
Наименование показателя |
Количество заключенных договоров пожизненной ренты, ед. |
||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
Пожизненная рента |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
Размер пожизненной ренты составит от 8,9 тыс. руб. до 11,1 тыс. руб. в зависимости от характеристик жилого помещения. С учетом изложенного к концу 2020 года расходы областного бюджета на выплату пожизненной ренты ориентировочно составят 812,6 тыс. руб. (9 751,2 тыс. руб. в год).
В случае проживания граждан, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, в стационарных учреждениях с учетом средней стоимости содержания расходы областного бюджета на содержание 90 человек к концу 2020 года составят ориентировочно 2 160,0 тыс. руб. в месяц (25 920,0 тыс. руб. в год).
Таким образом, экономический эффект от применения данной стационарозамещающей технологии составит к концу 2020 года ориентировочно 16 168,8 тыс. руб.
15. Возмездное исполнение обязанностей по опеке над совершеннолетними недееспособными гражданами.
Выплата ежемесячного денежного вознаграждения за осуществление опеки опекунам, заключившим договор об осуществлении опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами (далее - ежемесячное вознаграждение), повысит заинтересованность граждан в установлении опеки, продлит нахождение совершеннолетних недееспособных граждан в привычных условиях и таким образом снизит очередность в психоневрологические интернаты. По состоянию на 1 января 2014 года очередность в психоневрологические интернаты составляет 328 человек, из которых совершеннолетними недееспособными гражданами являются 123 человека.
В настоящее время на территории Омской области проживают 4501 совершеннолетний недееспособный гражданин, из них 2512 проживают с опекунами, в том числе 465 с неработающими опекунами, не достигшими возраста 65 лет, 428 проживают отдельно от опекунов, 1619 - в психоневрологических интернатах.
Предоставление ежемесячного вознаграждения планируется осуществлять опекунам, отвечающим условиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 42.1 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, что позволит 465 совершеннолетним недееспособным гражданам остаться в привычной для них социальной среде и сократить количество претендентов на получение стационарного социального обслуживания в психоневрологических интернатах.
В таблице N 16 представлен прогноз количества опекунов, которым будет предоставлено ежемесячное вознаграждение.
Таблица N 16
Прогноз количества опекунов, которым будет предоставлено ежемесячное вознаграждение
Наименование показателя |
Количество опекунов, чел. |
||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
Ежемесячное вознаграждение |
495 |
545 |
575 |
605 |
635 |
665 |
695 |
Размер ежемесячного вознаграждения составляет 6,4 тыс. руб.
С учетом изложенного к концу 2020 года расходы областного бюджета на ежемесячное вознаграждение 695 опекунам ориентировочно составят 4 439,0 тыс. руб. (53 268,0 тыс. руб. в год).
В случае проживания граждан, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, в стационарных учреждениях с учетом средней стоимости содержания расходы областного бюджета на 695 граждан к концу 2020 года составят 16 680,0 тыс. руб. в месяц (200 160,0 тыс. руб. в год).
Экономический эффект от применения данной стационарозамещающей технологии составит к концу 2020 года ориентировочно 146 892, тыс. руб.
16. Таким образом, суммарный экономический эффект при применении вышеуказанных стационарозамещающих технологий составит 555 309,3 тыс. руб. в год.
17. Между тем реализация мероприятий, указанных в пунктах 9 - 15 перспективной схемы, не позволит полностью ликвидировать очередность, а также привести размеры жилой площади в них в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В таблице N 17 приведены сравнительные показатели, характеризующие изменение результата реализации стационарозамещающих технологий с 2013 по 2020 годы и потребность в местах в стационарные учреждения.
Таблица N 17
Сравнительные показатели, характеризующие изменение результата реализации стационарозамещающих технологий с 2013 по 2020 годы и потребность в местах в стационарные учреждения
Показатель изменения результата реализации стационарозамещающих технологий с 2013 по 2020 годы, чел. |
Потребность в местах в стационарные учреждения до 2020 года, чел. |
||
Предоставление социального обслуживания на дому |
217 |
Очередность |
1 022 |
Приемная семья |
275 |
||
Предоставление социально незащищенным категориям граждан, в том числе гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, жилых помещений в специальных домах |
100 |
||
Развитие частных организаций |
170 |
||
Пожизненная рента |
60 |
Требуемое сокращение мощности стационарных учреждений (для приведения норм жилой площади в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями) |
1 266 |
Возмездное исполнение обязанностей опекуна над совершеннолетними недееспособными гражданами |
200 |
||
Итого |
1 022 |
Итого |
2 288 |
Приведенные данные показывают, что рост потребности в местах в стационарных учреждениях (2 288 мест к 2020 году) создаст дефицит 1 266 коек в стационарных учреждениях, несмотря на развитие стационарозамещающих технологий, которые к 2020 году охватят 1 022 человека.
IV. Выводы и предложения
Распоряжением Губернатора Омской области от 15 августа 2014 г. N 185-р в пункт 18 настоящего приложения внесены изменения
18. Кардинальным решением проблемы очередности является реализация планируемых мероприятий перспективной схемы согласно приложению.
Мероприятия перспективной схемы предусматривают строительство и реконструкцию 14 объектов стационарных учреждений (далее - объекты), из которых 9 объектов (2 стационарных учреждения, 6 жилых корпусов, 1 банно-прачечный комплекс) являются объектами незавершенного строительства. Также планируется ввести в эксплуатацию 3 новых жилых корпуса и 2 объекта в целях улучшения социального обслуживания граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологических требований в действующих стационарных учреждениях.
Реализация мероприятий перспективной схемы и мероприятий, не включенных в государственную программу Омской области "Социальная поддержка населения", утвержденную постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 256-п, государственную программу Омской области "Доступная среда", утвержденную постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 261-п, потребует дополнительного выделения средств из областного бюджета и внесения изменений в указанные государственные программы Омской области.
Прогнозный объем капитальных вложений в объекты собственности Омской области на реализацию мероприятий, предусмотренных перспективной схемой, составит 3 226 788,3 тыс. руб.
В результате реализации перспективной схемы коечная мощность стационарных учреждений будет увеличена на 1 266 коек, в том числе на 530 коек в стационарных учреждениях общего типа и на 736 коек в психоневрологических интернатах, что позволит ликвидировать очередность и обеспечить предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам стационарного социального обслуживания в соответствии с государственными стандартами и санитарно-эпидемиологическими требованиями к 2020 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.