Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации Нефтеюганского района
от 16 января 2015 г. N 5-ПА-НПА
Типовое положение
о спасательных службах гражданской обороны Нефтеюганского района
1 декабря 2015 г.
1. Общие положения
Постановлением администрации Нефтеюганского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югра от 1 декабря 2015 г. N 2163-ПА-НПА в пункт 1.1 внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
1.1. Спасательная служба - это нештатное организационно-техническое объединение органов управления, сил и средств гражданской обороны организаций и их структурных подразделений, обладающих сходным профилем деятельности и способных, независимо от формы их собственности и ведомственной принадлежности (подчиненности), к совместному проведению конкретного вида специальных мероприятий гражданской обороны, как в мирное время, так и при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
Постановлением администрации Нефтеюганского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югра от 1 декабря 2015 г. N 2163-ПА-НПА в пункт 1.2 внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
1.2. Спасательные службы создаются для выполнения инженерно-технических, медицинских, транспортных, других спасательных мероприятий гражданской обороны, подготовки для этого сил и средств служб, а также для обеспечения действий нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
1.3. Спасательные службы в Нефтеюганском районе создаются на двух уровнях:
- на местном (муниципальное образование);
- объектовом (организации).
1.4. Спасательные службы в своих действиях руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и органов местного самоуправления, настоящим Положением, а также Положениями о спасательных службах, разработанных в целях выполнения поставленных задач.
1.5. Спасательные службы создаются в зависимости от потребности в выполнении мероприятий гражданской обороны и по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также наличия соответствующей материально-технической базы для создания служб.
Рекомендуемые спасательные службы:
- противопожарная;
- охраны общественного порядка;
- медицинская;
- оповещения и связи;
- транспортная;
- инженерная;
- торговли и питания;
- коммунально-техническая;
- наблюдения и лабораторного контроля;
- защиты сельскохозяйственных животных и растений;
- энергоснабжения.
1.6. Спасательные службы решают задачи на всех этапах деятельности гражданской обороны, как в мирное, так и в военное время.
2. Порядок создания спасательных служб
2.1. Спасательные службы муниципального образования Нефтеюганский район создаются на основании решения администрации Нефтеюганского района и утверждаются постановлением администрации Нефтеюганского района.
Положения о спасательных службах муниципального образования Нефтеюганский район разрабатываются начальниками спасательных служб, согласовываются с руководителями соответствующих спасательных служб Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и утверждаются главой Нефтеюганского района.
2.2. Спасательные службы организаций создаются на потенциально опасных производственных объектах, а также объектах, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживаются в состоянии готовности к применению.
Спасательные службы организаций создаются решением руководителя организации и утверждаются приказами по организации.
Положение о спасательной службе организации разрабатывается организацией, согласовывается с руководителем соответствующей спасательной службы муниципального образования Нефтеюганский район и утверждается руководителем организации.
2.3. Руководители спасательных служб муниципального образования Нефтеюганский район назначаются решением администрации Нефтеюганского района и утверждаются постановлением администрации Нефтеюганского района.
2.4. Руководители спасательных служб организаций назначаются приказом руководителей соответствующих организаций.
2.5. Для обеспечения функционирования спасательных служб создаются штабы служб, которые могут состоять из отделов, отделений и групп.
Начальники штабов спасательных служб назначаются приказами начальников соответствующих спасательных служб.
2.6. В состав спасательной службы объединяются органы управления, силы и средства гражданской обороны организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (подчиненности) и их структурных подразделений сходного профиля деятельности, способных к совместному проведению конкретного вида специальных мероприятий гражданской обороны.
2.7. Состав штабов спасательных служб, перечень и состав нештатных аварийно-спасательных формирований (формирований служб) определяются приказами начальников соответствующих спасательных служб.
2.8. Руководящий состав спасательной службы разрабатывает необходимые организационно-плановые документы, осуществляет методическое руководство подготовкой органов управления, сил и средств других организаций, включаемых в соответствующую спасательную службу.
2.9. Для обеспечения выполнения возложенных задач начальниками спасательных служб создаются нештатные аварийно-спасательные формирования.
2.10. Организационно-штатная структура спасательных служб и включаемых в их состав органов управления и формирований, порядок разработки штатов и табелей, комплектования личным составом, нормы и порядок оснащения техникой и материально-техническими средствами разрабатываются согласно методическим рекомендациям МЧС России.
3. Руководство спасательными службами
3.1. Руководство спасательными службами на территории Нефтеюганского района осуществляется централизованно, при этом начальнику спасательной службы муниципального образования Нефтеюганский район по вопросам выполнения специальных задач подчинены соответствующие начальники спасательных служб организаций.
3.2. Общее руководство районными и спасательными службами организаций осуществляют соответствующие руководители гражданской обороны через комитет гражданской защиты населения Нефтеюганского района.
3.3. Непосредственное руководство спасательными службами осуществляют начальники этих служб.
3.4. Комитет гражданской защиты населения Нефтеюганского района, специалисты гражданской обороны организаций осуществляют координацию и контроль деятельности соответствующих спасательных служб, а также методическое руководство по вопросам, относящимся к их компетенции.
4. Задачи спасательных служб
Постановлением администрации Нефтеюганского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югра от 1 декабря 2015 г. N 2163-ПА-НПА пункт 4.1 изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
4.1. Основными задачами в области гражданской обороны являются:
- подготовка населения в области гражданской обороны;
- оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
- санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
- срочное захоронение трупов в военное время;
- обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
4.2. Задачи спасательных служб определяются Положениями о соответствующих службах, планами обеспечения мероприятий гражданской обороны спасательных служб, планами гражданской обороны и защиты населения министерств и ведомств Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Нефтеюганского района, планами гражданской обороны организаций.
4.3. Общими задачами для всех спасательных служб являются:
- подготовка органов управления и формирований спасательной службы к выполнению специальных и других мероприятий гражданской обороны;
- выполнение специальных мероприятий гражданской обороны в соответствии с профилем спасательной службы;
- организация и поддержание взаимодействия с другими спасательными службами, с соответствующими органами управления гражданской обороны, с соединениями и частями гражданской обороны, с органами военного командования;
- обеспечение действий формирований гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- обеспечение защиты личного состава, техники и имущества спасательных служб от поражающих факторов радиоактивных веществ, аварийных химически, биологически опасных веществ, аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- учет формирований, входящих в состав спасательных служб, организаций, привлекаемых для решения задач гражданской обороны, их укомплектованности и обеспеченности.
4.4. Специальными задачами спасательных служб, исходя из их профиля, являются:
4.4.1. Противопожарной - осуществление контроля за своевременным выполнением инженерно-технических, организационных и пожарно-профилактических мероприятий, направленных на повышение противопожарной устойчивости организаций и района в целом, локализация и тушение пожаров при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.
4.4.2. Охраны общественного порядка - поддержание общественного порядка в районе и в организациях, в очагах поражения, местах сосредоточения людей и транспорта, на маршрутах их движения, а также охрана собственности; организация комендантской службы; организация пропускного режима в очагах поражения, учет погибшего населения, рабочих и служащих.
4.4.3. Медицинской - осуществление медицинских мероприятий гражданской обороны, организация и осуществление лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на медицинскую защиту населения, личного состава воинских частей и формирований гражданской обороны, своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным; предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний; дезинфекция зараженных транспортных средств.
4.4.4. Оповещения и связи - осуществление оповещения и обеспечение непрерывного управления силами и средствами гражданской обороны; организация и контроль за эксплуатационно-техническим обслуживанием стационарных средств связи и оповещения, установленных на предприятиях связи и находящихся в ведении органов управления гражданской обороны, а также поддержание их в постоянной готовности; организация технического обеспечения передачи и приема сигналов оповещения по указаниям соответствующих органов управления гражданской обороны.
4.4.5. Транспортной - обеспечение совместно с органами автомобильного, железнодорожного транспорта перевозки материальных средств, рассредоточения и эвакуации населения, подвоза (вывоза) рабочих смен объектов экономики, продолжающих работу в военное время, вывоза в загородную зону материальных ценностей, уникального оборудования, продовольствия и других материальных средств, подвоза сил и средств при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, а также эвакуации из них пострадавших людей.
4.4.6. Инженерной - разработка и осуществление планов ускоренного строительства недостающего фонда защитных сооружений в военное время; организация инженерного обеспечения действий сил гражданской обороны в исходных районах, при выдвижении к очагам поражения и на объектах работ; участие в проведении работ и инженерном обеспечении мероприятий по борьбе с лесными пожарами.
4.4.7. Торговли и питания - разработка и осуществление мероприятий по защите запасов продовольствия и промышленных товаров первой необходимости; организация закладки запасов продовольствия в убежища и защищенные пункты управления; обеспечение питанием личного состава формирований, работающего в очагах поражения, пострадавших, находящихся в отрядах первой медицинской помощи; обеспечение бельем, одеждой и обувью, а также обеспечение остального населения продовольственными и промышленными товарами.
4.4.8. Коммунально-технической - осуществление мероприятий по повышению устойчивости работы сооружений и сетей коммунального хозяйства, ликвидация аварий на них, проведение дегазации и дезактивации транспортных средств, зараженных зданий и территорий, контроль за проведением мероприятий по защите хозяйственно-питьевого водоснабжения, обеспечение водой, захоронение погибших.
4.4.9. Наблюдения и лабораторного контроля - проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслуживаемой территории, установление наличия в объектах окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья известных возбудителей, аварийных химически опасных веществ и проведение их предварительной идентификации, отбор проб с зараженных объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья и доставка их для лабораторных исследований и проведения санитарной экспертизы.
4.4.10. Защиты сельскохозяйственных животных и растений - осуществление мероприятий по обеспечению устойчивой работы сельскохозяйственного производства в чрезвычайных ситуациях и военное время, ветеринарной и фитопатологической разведки, ветеринарной обработке, лечению животных, обеззараживанию посевов, пастбищ, продукции животноводства и растениеводства.
4.4.11. Энергоснабжения - обеспечение устойчивости работы энергосетей в военное время, ликвидация аварий на энергетических сооружениях и сетях, организация работы автономных источников электроэнергии и обеспечения ею действий формирований при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, участие в разработке и осуществлении мероприятий по световой маскировке объектов экономики района.
5. Управление спасательными службами и организация их деятельности
5.1. Управление спасательными службами заключается в осуществлении постоянного руководства со стороны начальника службы и его штаба деятельностью формирований спасательной службы, в обеспечении их готовности, в организации взаимодействия между сходными по профилю деятельности организациями, входящими в соответствующую службу, в направлении их усилий на своевременное и успешное выполнение поставленных задач.
5.2. Основой управления спасательными службами являются решения начальников служб и вышестоящих руководителей гражданской обороны по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны соответствующего уровня, отраженные в планах обеспечения мероприятий ГО.
5.3. Контроль за деятельностью и готовностью спасательных служб:
- на местном уровне осуществляет Глава района через комитет гражданской защиты населения;
- на объектовом уровне осуществляют руководители организаций через структурные подразделения (работников) организаций, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.
5.4. Планирование обеспечения мероприятий гражданской обороны спасательными службами осуществляется на основе планов гражданской обороны и защиты населения соответствующих министерств, ведомств Российской Федерации, плана гражданской обороны и защиты населения Нефтеюганского района и планов гражданской обороны организаций.
5.5. Планы обеспечения мероприятий гражданской обороны спасательных служб, определяющие организацию и порядок выполнения ими специальных мероприятий гражданской обороны при приведении их в готовность, разрабатываются начальниками спасательных служб в соответствии с требованиями методических указаний и рекомендаций МЧС России.
5.6. Планы обеспечения мероприятий гражданской обороны спасательных служб муниципального образования Нефтеюганский район подписываются начальником службы, согласовываются с комитетом гражданской защиты населения и утверждаются Главой района.
5.7. Планы обеспечения мероприятий гражданской обороны спасательных служб организаций подписываются начальником службы, согласовываются со структурным подразделением (работником) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и утверждаются руководителем организации.
5.8. Планы спасательных служб муниципального образования Нефтеюганский район разрабатываются в 2-х экземплярах и находятся:
- 1-й экземпляр - в штабе службы;
- 2-й экземпляр - в вышестоящем штабе соответствующей службы;
- 3-й экземпляр - в комитете гражданской защиты населения.
5.9. Планы спасательных служб организаций разрабатываются в 2-х экземплярах и находятся:
- 1-й экземпляр - в штабе службы;
- 2 экземпляр - в вышестоящем штабе соответствующей службы.
5.10. Корректировка планов проводится ежегодно по состоянию на 1 января очередного года в срок до 1 февраля.
5.11. Планы обеспечения мероприятий гражданской обороны спасательных служб вводятся в действие соответствующими руководителями гражданской обороны в установленном порядке.
5.12. Организация работы штабов спасательных служб, порядок и сроки представления оперативных донесений, организация взаимодействия с другими спасательными службами определяются соответствующими наставлениями и специальными указаниями министерств, ведомств и органов управления гражданской обороны.
5.13. Для обеспечения устойчивого управления спасательными службами оборудуются пункты управления.
6. Ответственность за готовность спасательных служб к решению поставленных задач
6.1. Ответственность за готовность органов управления, сил и средств, включаемых в состав спасательных служб, несут начальники служб, а также руководители организаций, на базе которых созданы эти службы.
6.2. При переходе права собственности организаций и дальнейшем сохранении профиля их деятельности обязанности по созданию спасательных служб закрепляются за правопреемником имущественных прав и обязанностей организации на основе соответствующего договора.
6.3. Должностные и юридические лица, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении устанавливаемых настоящим Положением и иными нормативными правовыми документами требований к созданию и обеспечению деятельности спасательных служб, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
7. Порядок комплектования, материально-технического и финансового обеспечения спасательных служб
7.1. Комплектование спасательных служб личным составом, оснащение техникой и материально-техническими средствами формирований ГО осуществляются соответствующими руководителями гражданской обороны и начальниками спасательных служб за счет организаций, на базе которых создаются эти формирования.
7.2. Обеспечение спасательных служб автомобильным транспортом, дорожно-строительной и подъемно-транспортной техникой производится за счет ресурсов, не подлежащих передаче Вооруженным Силам РФ в военное время.
7.3. Финансирование специальных мероприятий гражданской обороны, включая подготовку и оснащение спасательных служб, осуществляется соответственно:
- на местном уровне - за счет средств местного бюджета в пределах средств, предусмотренных на финансирование гражданской обороны;
- на объектовом уровне - за счет средств организаций.
7.4. К централизованному снабжению относится обеспечение специальной техникой и имуществом по номенклатуре, устанавливаемой МЧС России. Обеспечение спасательных служб остальными видами техники, транспортом и всеми видами материально-технических средств осуществляется органами местного самоуправления в пределах средств, предусмотренных на финансирование гражданской обороны, а также министерствами, ведомствами и организациями соответственно.
7.5. Основанием для финансирования спасательных служб являются планы текущего и перспективного развития спасательных служб и прилагаемые к ним сметы расходов, согласованные с комитетом гражданской защиты населения и Главным управлением МЧС России по Ханты-Мансийскому округу - Югре в пределах средств, предусмотренных на финансирование гражданской обороны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.