Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
природных ресурсов
и экологии Омской области
от 24.12.2014 г. N 63
Концепция
по формированию и организации работы отрасли в сфере обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами на территории Омской области
I. Общие положения
1. Предметом концепции по формированию и организации работы отрасли в сфере обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами на территории Омской области (далее - Концепция) являются отходы, которые образуются в многоквартирных и индивидуальных жилых домах в результате потребления товаров (продукции) физическими лицами и включают также товары (продукцию), использованные физическими лицами в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства.
2. В соответствии с данными регионального кадастра отходов производства и потребления ежегодно на территории Омской области образуется более 600 тыс. тонн твердых коммунальных (бытовых) отходов (далее - ТБО), в том числе на территории города Омска - 300 - 350 тыс. тонн. Однако, по расчетным данным, исходя из норматива образования отходов на одного человека в год, на территории региона должно образовываться около 1 млн. тонн ТБО без учета юридических лиц, в том числе 630 тыс. тонн - только на территории областного центра.
В переработку поступает только около 5 % образуемых ТБО (по данным регионального кадастра отходов производства и потребления), остальной их объем направляется на захоронение. От расчетной величины значение этого показателя составляет всего около 2 %.
3. Основные причины сложившейся ситуации:
- кардинально изменился морфологический состав отходов, произошел вертикальный, скачкообразный рост потребления населением товаров, а также увеличилось количество упаковки (объем ТБО в год увеличивается на 12 - 15 процентов);
- изношена инфраструктура в области обращения с отходами - техника, парк контейнерных площадок и т.д.;
- ликвидирована система заготовки и переработки вторичного сырья, которая функционировала в СССР, а надлежащая система управления деятельностью по обращению с ТБО за постсоветский период не создана;
- существенно изменено законодательство в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которое повлекло системные и кардинальные изменения в области обращения с отходами;
- предусмотренный действующим законодательством механизм привлечения финансовых средств на создание и развитие инфраструктуры по удалению ТБО неэффективен (поправки в федеральное законодательство в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами в течение трех лет находятся на рассмотрении в Государственной Думе).
4. Преобладание удаления ТБО посредством захоронения и нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при их размещении ведет к ряду проблем, которые связаны с негативным воздействием на окружающую среду и среду обитания, включая:
1) загрязнение и захламление земель;
2) загрязнение верхних водоносных горизонтов токсичными веществами, содержащимися в фильтрате, образующемся на полигонах захоронения ТБО;
3) выделение больших объемов биогаза, содержание в котором преимущественно метана и углекислого газа приводит к изменению климата, а также к самовозгоранию и горению полигонов захоронения ТБО;
4) негативное воздействие на среду обитания при возгорании полигонов (задымление).
Кроме того безвозвратно теряются материальные и энергетические ресурсы, которые могли быть повторно использованы, в том числе в качестве сырья для производства ряда товаров (продукции).
5. Передача в 2004 году полномочий по организации обращения с ТБО от субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления еще более усугубила ситуацию. При выполнении своих обязанностей по организации обращения с ТБО муниципальные образования:
1) испытывают недостаток финансовых средств для реализации возложенных полномочий по регулированию деятельности по обращению с отходами;
2) располагают ограниченными возможностями по привлечению инвестиций для создания и развития инфраструктуры по удалению ТБО;
3) не могут принимать решения межмуниципального характера при выборе способа удаления образующихся ТБО.
6. К основным проблемным вопросам в сфере обращения с ТБО на территории Омской области относятся:
1) отсутствие эффективной финансовой модели управления в области обращения с ТБО и, в первую очередь, отсутствие Генеральных схем санитарных очисток территорий муниципальных образований;
2) низкий охват населения планово-регулярной системой сбора и вывоза бытовых отходов (средний показатель охвата населения планово-регулярной системой сбора и вывоза ТБО на территории муниципальных районов Омской области составляет 33 %);
3) отсутствует необходимое количество контейнерных площадок для сбора ТБО, их обустройство не соответствует требованиям действующего законодательства;
4) неудовлетворительное состояние материально-технической базы сферы обращения с ТБО (имеющийся на балансе специализированных предприятий парк коммунальной техники не обеспечивает всего комплекса работ по санитарной очистке территорий населенных пунктов, основную часть существующего парка составляет морально и физически устаревшая спецтехника);
5) низкий уровень извлечения из ТБО вторичного сырья и вовлечения их в переработку;
6) несоответствие существующих объектов размещения ТБО требованиям природоохранного и санитарного законодательства. В настоящее время из 785 объектов размещения ТБО лишь 584 (74 %) имеют документы о землеотводе, на 287 (37 %) оформлены права собственности. Все объекты размещения отходов не имеют гидроизолирующего основания, систем сбора и очистки фильтрата, загрязняющего грунтовые воды. Вследствие несоблюдения технологии захоронения отходов в атмосферу выделяются газообразные продукты распада, являющиеся источниками загрязнения атмосферного воздуха. Не осуществляется мониторинг состояния окружающей среды.
Ситуация осложняется введением с 1 августа 2014 года запрета на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр. В настоящее время в государственный реестр внесены только три объекта размещения ТБО - в Черлакском, Называевском и Одесском районах Омской области.
Особенно неблагоприятная ситуация сложилась на территории города Омска. Два из трех объектов размещения ТБО города Омска (эксплуатирующие организации - ООО "ОКК "Норма плюс" и ООО "ЭкоТЕХНОЛОГИИ") расположены в границах города Омска (нарушение требований пункта 5 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"). В феврале и марте 2014 года истек срок действия лицензий на осуществление деятельности указанных организаций по размещению отходов IV класса опасности.
Не осуществляется рекультивация земельных участков, на которых размещены выведенные из эксплуатации объекты размещения ТБО - объекты накопленного экологического ущерба в результате прошлой хозяйственной деятельности, а именно бывших объектов размещения ТБО, расположенных на территории Советского и Центрального административных округов города Омска (свалка ТБО "Советская-1" и свалка ТБО рядом с садоводческим некоммерческим товариществом "Ромашка").
7. Концепция представляет собой систему целей, задач, принципов, приоритетов и направлений действий, которые должны реализовываться в региональных нормативных правовых актах, актах органов местного самоуправления, инвестиционных проектах и комплексах внепрограммных мероприятий, направленных на формирование и организацию работы отрасли в сфере обращения с ТБО.
8. Реализация направлений действий, предусмотренных Концепцией, должна обеспечить:
- сокращение образования ТБО;
- кратное увеличение объемов ТБО, вовлекаемых в хозяйственный оборот в качестве дополнительных материальных и энергетических ресурсов;
- сокращение объемов ТБО, направляемых на захоронение;
- уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения;
- увеличение поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от платы за размещение отходов;
- улучшение качества предоставляемых услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
9. Концепция основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об охране окружающей среды", Федеральном законе "Об отходах производства и потребления", Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законе Омской области от 6 октября 2010 года N 673-ОЗ "Об охране окружающей среды в Омской области", Законе Омской области от 27 декабря 2006 года N 842-ОЗ "Об отходах производства и потребления в Омской области", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93, Правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципальных образований Омской области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона N 673-ОЗ следует читать как "от 6 октября 2005 г."
10. В Концепции используются выводы и рекомендации, изложенные в научно-исследовательской работе по теме "Разработка комплексной схемы обращения с отходами на территории Омской области", выполненной в рамках долгосрочной целевой программы Омской области "Об охране окружающей среды в Омской области (2010 - 2015 год
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.