Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации Березовского района
от 21 сентября 2015 г. N 1179
Концепция
транспортного обслуживания населения Березовского района (далее - Концепция)
1. Введение
Транспортный комплекс Березовского района сформирован автомобильным, воздушным, водным транспортом и включает в себя: сеть зимних автомобильных дорог, водные пути, автостанции, посадочные и вертолетные площадки, пристани.
В Березовском районе транспортные перевозки носят ярко выраженный сезонный характер, в зимний период автомобильным транспортом по автозимникам, в летний речным транспортом. Единственный вид транспорта, осуществляющий перевозки круглогодично - это воздушный, который в свою очередь является самым затратным, как для населения, так и для бюджета Березовского района.
Данная транспортная схема сложилась из-за отсутствия в Березовском районе автомобильных дорог с твердым покрытием между населенными пунктами и муниципальными образованиями, кроме того, в районе отсутствует железнодорожное сообщение.
Темпы роста расходов транспортных предприятий значительно превышают темпы роста их доходов. Компенсировать убытки и, соответственно, обеспечивать доступность для населения, надежность и безопасность основных социально значимых маршрутов позволяет субсидирование пассажирских перевозок. Получателями субсидий являются транспортные предприятия, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров по маршрутам муниципального сообщения на территории Березовского района.
Общий объем субсидий по перевозке пассажиров по всем видам транспорта ежегодно увеличивается. Это объясняется увеличением количества рейсов, повышением стоимости горюче-смазочных материалов, высоким износом основных производственных фондов.
Развитие транспортной системы является необходимым условием для улучшения качества жизни населения Березовского района.
Отсутствие круглогодичной сети наземных дорог, связывающей район с соседними регионами - Республикой Коми, Ямало-Ненецким автономным округом, другими районами Югры приводит к увеличению транспортных расходов.
2. Цели и задачи Концепции
Целями Концепции являются:
создание условий для обеспечения качественного и полноценного транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Березовского района;
развитие и сохранение дорожной сети Березовского района.
Задачами Концепции являются:
обеспечение надежности и безопасности пассажирских перевозок путем создания условий для поддержания пассажирского транспорта в технически исправном состоянии, надлежащей организации транспортного процесса и действенного контроля за соблюдением требований безопасности пассажирских перевозок перевозчиками всех форм собственности;
эффективное расходование средств бюджета Березовского района на обеспечение транспортного обслуживания населения района путем формирования муниципального заказа на социально значимые пассажирские перевозки и заключение договоров на его выполнение по результатам конкурсов с перевозчиками всех форм собственности.
3. Статистические данные населения Березовского района
На территории Березовского района расположены 26 населенных пунктов, численность населения в которых на 01 января 2015 года составила 24 280 человек, из них: г.п. Березово 7 868 человек, г.п. Игрим 8 409 человек, с.п. Саранпауль 3 630 человек, с.п. Приполярный 1 220 человек, с.п. Светлый 1 401 человек, с.п. Хулимсунт 1 752 человек. Численность пенсионеров в целом по району составила 7 969 человек.
Население Березовского района в разрезе населенных пунктов по состоянию на 01.01.2015 г.
Наименование населенного пункта |
Численность населения |
Численность детей 0-6 лет |
Численность детей 7-17 лет |
Березовский район |
24280 |
2815 |
3631 |
гп. Березово |
7868 |
959 |
1204 |
пгт. Березово |
7310 |
904 |
1122 |
п. Устрем |
25 |
- |
- |
д. Деминская |
20 |
- |
- |
д. Пугоры |
30 |
4 |
4 |
д. Шайтанка |
164 |
12 |
8 |
с. Теги |
320 |
39 |
70 |
г.п. Игрим |
8409 |
893 |
1202 |
пгт. Игрим |
7952 |
857 |
1137 |
п. Ванзетур |
338 |
35 |
65 |
д. Анеева |
110 |
1 |
- |
д. Новинская |
9 |
- |
- |
с.п. Саранпауль |
3630 |
459 |
555 |
с. Саранпауль |
2392 |
300 |
369 |
п. Сосьва |
820 |
106 |
165 |
д. Верхненильдина |
- |
- |
- |
д. Кимкьясуй |
82 |
14 |
6 |
с. Ломбовож |
188 |
21 |
9 |
д. Патрасуй |
- |
- |
- |
д. Сартынья |
29 |
3 |
- |
д. Щекурья |
95 |
15 |
6 |
д. Ясунт |
13 |
- |
- |
д. Хурумпауль |
11 |
- |
- |
с.п. Приполярный |
1220 |
134 |
195 |
п. Приполярный |
1220 |
134 |
195 |
с.п. Светлый |
1401 |
179 |
204 |
п. Светлый |
1401 |
179 |
204 |
с.п. Хулимсунт |
1752 |
191 |
271 |
д. Хулимсунт |
1271 |
138 |
193 |
д. Нерохи |
6 |
- |
- |
д. Усть-Манья |
29 |
- |
- |
с. Няксимволь |
447 |
53 |
78 |
Круглогодичным транспортным сообщением обеспечены все городские и сельские поселения Березовского района. Однако имеются ряд населенных пунктов, которые в силу своего географического положения, отдаленности и маленькой численности населения, не охвачены пассажирским транспортным сообщением. Однако данные населенные пункты зимний период обеспечены подъездными путями - автозимниками, на период навигации - водное сообщение. Удаленность населенных пунктов друг от друга от 7 до 420 км создает ряд неудобств при осуществлении пассажирских перевозок, одним из которых является длительность нахождения в пути до 12 часов.
4. Оценка состояния транспортных перевозок в Березовском районе
4.1. Автомобильный транспорт
Перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по автозимникам выполняет Березовский филиал ООО "Северавтотранс" (далее - Предприятие). Предприятие обеспечивает перевозки по семи социально значимым маршрутам, в том числе по пяти межмуниципальным маршрутам.
Основными проблемами выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом являются: отсутствие дорог с твердым покрытием (перевозка пассажиров на муниципальных маршрутах осуществляется по зимним автомобильным дорогам и имеет ярко выраженный сезонный характер), убыточность пассажирских перевозок, отсутствие у Предприятия пассажирского автомобильного транспорта с малой вместимостью.
Возмещение недополученных доходов от пассажирских перевозок автомобильным транспортом позволяет сохранять фиксированные тарифы.
Проведенный анализ движения пассажирского автомобильного транспорта показывает, что действующая транспортная схема удовлетворяет потребностям населения. Однако, при использовании на муниципальных маршрутах автобусов малой вместимости приведет к удешевлению затрат на маршрутах, что позволит увеличить частоту выполнения рейсов на муниципальных маршрутах и увеличит загрузку. Так же необходимо отметить, что для обеспечения транспортной доступности для п. Светлый, п. Приполярный и с. Няксимволь необходимо строительство следующих автозимников: "Светлый - 540 км - Перегребное", "Светлый - Хулимсунт" и "Хулимсунт - Приполярный". Существующий вдольтрассовый проезд является ведомственным и не предназначен для проезда пассажирского транспорта.
В зимний период перевозка пассажиров осуществлялась по следующим маршрутам:
маршрут Березово - Теги выполнялся с частотой два рейса в неделю, перевезено 628 пассажиров и загрузка пассажирских кресел составила 31%;
маршрут Березово - Саранпауль (ч/з Игрим, Сартынью, Сосьву, Ломбовож) выполнялся с частотой один рейс в неделю, перевезено 380 пассажиров и загрузка пассажирских кресел составила 73%;
маршрут Березово - Кимкьясуй из-за низкой загрузки пассажирских кресел был отменен, однако было перевезено 83 пассажира, что составило 18% загрузки;
маршрут Игрим - Саранпауль (ч/з Сартынью, Сосьву, Ломбовож) выполнялся с частотой один рейс в неделю, перевезено 232 пассажира и загрузка пассажирских кресел составила 48%;
маршрут Игрим - Березово выполнялся с частотой три рейса в неделю, перевезено 1 352 пассажира и загрузка пассажирских кресел составила 81%;
маршрут Игрим - Анеева выполнялся с частотой два рейса в неделю, перевезено 492 пассажира, загрузка пассажирских кресел составила 35%.
Вследствие проведения ремонтных работ на газопроводе высокого давления, вдольтрассовый проезд для пассажирского транспорта был закрыт, маршрут Игрим - Няксимволь не выполнялся, однако загрузка пассажирских кресел в данном направлении составляла 19%, перевезено 75 пассажиров.
Движение автомобильного пассажирского транспорта по межмуниципальным маршрутам осуществлялось по направлениям: г. Ханты-Мансийск, п. Приобье, г. Советский.
Маршрут Березово - Игрим - Приобье - Ханты-Мансийск выполнялся с частотой два рейса в неделю, где загрузка пассажирских кресел составила 42%.
Маршрут Березово - Приобье выполнялся ежедневно, загрузка пассажирских кресел составила 21%.
Маршрут Игрим - Приобье выполнялся ежедневно, где загрузка пассажирских кресел составила 24%.
Вследствие проведения ремонтных работ на газопроводе высокого давления, вдольтрассовый проезд для пассажирского транспорта был закрыт, маршрут Игрим - Светлый - Приобье в 2015 году не обслуживался, при этом в 2014 году загрузка пассажирских кресел была на уровне 39%.
Маршрут Хулимсунт - Югорск выполнялся с частотой два рейса в неделю, где загрузка пассажирских кресел составила 40%.
Проведенный анализ движения пассажирского автомобильного транспорта по межмуниципальным маршрутам показывает, что существующая схема движения удовлетворяет потребностям населения, внесения изменений не требует.
4.2. Воздушный транспорт
Перевозки воздушным транспортом осуществляет ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр - Вертолетные услуги" на вертолетах МИ-8 вместимостью 22 кресла. Аэропортовое, наземное обслуживание воздушных судов осуществляет Березовский филиал ОАО "Аэропорт Сургут". Пассажирские авиационные перевозки охватывают практически все крупные населенные пункты Березовского района.
На территории района пассажирские авиаперевозки осуществляются на две посадочные площадки в гп. Березово и гп. Игрим, способные принимать самолеты и вертолеты, на восемь вертолетных площадок расположенных в поселениях района, осуществляющих прием, отправку пассажиров и грузов, с помощью которых обеспечивается более 60% всех пассажирских и грузовых перевозок в районе.
Основными проблемами пассажирских авиаперевозок на территории Березовского района являются: большие расстояния между поселениями, малонаселенность территории района, высокая себестоимость аэропортовых услуг, низкая интенсивность полетов и, как правило, убыточная деятельность авиапредприятий, высокий износ основных фондов наземной авиационной инфраструктуры (посадочных площадок), старение парка вертолетов и самолетов, выполняющих перевозки на муниципальных маршрутах, отсутствие необходимых типов воздушных судов меньшей пассажировместимостью.
Показатели пассажиропотока на внутрирайонных рейсах стабильные, с незначительным увеличением по годам. Для пассажирских авиаперевозок на территории района характерна сезонность, то есть наибольшая востребованность возникает в период распутицы, летних отпусков и праздничных каникул. В такие периоды организуются и выполняются дополнительные рейсы по внутрирайонным маршрутам.
Растет размер субсидии на перевозку авиатранспортом. На ежегодный рост объема субсидий влияют: увеличение количества рейсов, стоимость летнего часа, а также изменение тарифов и сборов по некоторым наименованиям услуг и удорожание топлива.
Предоставляемые субсидии из бюджета района позволяют сохранить уровень фиксированных тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом.
Проведенный анализ движения воздушного транспорта на муниципальных маршрутах показал, оптимальную сбалансированность и экономическую целесообразность выполняемых рейсов. Однако в целях улучшения транспортной доступности населения, необходимо внести ряд дополнений:
маршрут Игрим - Светлый - Сергино, выполняемый в летний период, отнести к межмуниципальным маршрутам, финансируемый из окружного бюджета, что позволит перераспределить бюджетные ассигнования на муниципальных маршрутах, для увеличения частоты выполняемых рейсов по маршрутам, где большой пассажиропоток:
увеличить частоту выполняемых рейсов по маршруту Березово - Саранпауль на летний период до четырех рейсов;
увеличить частоту выполняемых рейсов по маршруту Березово - Ванзетур - Игрим - Светлый - Сергино на период распутицы до четырех рейсов.
Пассажирские перевозки воздушным транспортом в районе выполняются по маршрутам:
маршрут Березово - Игрим - Хулимсунт - Няксимволь - Приполярный выполнялся круглогодично, перевезено 4 067 пассажира, загрузка пассажирских кресел составила 77%;
маршрут Березово - Ванзетур - Игрим - Светлый - Сергино выполнялся в период весенне-осенней распутицы, на летний период выполняется маршрут Игрим - Светлый - Сергино, загрузка пассажирских кресел на маршрутах составила 100%;
маршрут Березово - Саранпауль выполнялся круглогодично, перевезено 2 335 пассажиров загрузка пассажирских кресел составила 67%;
маршрут Березово - Теги выполнялся на период весенне-осенней распутицы, перевезено 192 пассажира загрузка пассажирских кресел составила 48%;
маршрут Березово - Сосьва - Саранпауль выполнялся круглогодично. Вертолетом Ми-8 перевезено 904 пассажира, загрузка пассажирских кресел на данном направлении составила 82%, самолетом Ан-2 перевезено 1 002 пассажира, загрузка пассажирских кресел составила 75%;
маршрут Березово - Сосьва выполнялся круглогодично. Вертолетом Ми-8 перевезено 38 пассажиров загрузка пассажирских кресел составила 86%, самолетом Ан-2 перевезено 359 пассажиров, загрузка пассажирских кресел составила 51%;
маршрут Березово - Светлый в 2014 году на летний период выполнялся самолетом Ан-2, где загрузка пассажирских кресел составила 62%, в 2015 году маршрут был отменен;
маршрут Игрим - Сосьва - Саранпауль в 2014 году на летний период выполнялся самолетом Ан-2, загрузка пассажирских кресел составляла 41%, в 2015 году маршрут был отменен;
маршрут Березово - Игрим выполнялся круглогодично, загрузка пассажирских кресел составила 51%.
Ввиду высокой стоимости летного часа самолета Ан-2, принято решение об отказе использовании данного типа воздушных судов на маршрутах района.
Существующая межмуниципальная схема движения воздушного транспорта района разработана таким образом, что имеются выходы на аэропорты г. Тюмени, г. Ханты-Мансийска, г. Сургута, г. Советский, г. Белоярский и п. Сергино.
Проведенный анализ показывает, что существующая маршрутная схема движения воздушного транспорта на межмуниципальный рейсах не требует изменений, но необходимо на летний период введения дополнительного прямого рейса по маршруту Тюмень - Игрим - Тюмень, с частотой один рейс в неделю, что существенно улучшит транспортную доступность для жителей района, в том числе и на маршруте Березово - Тюмень - Березово. На маршруте Сергино - Саранпауль возникают пиковые ситуации. Для решения данной проблемы необходимо увеличения частоты движения на данном направлении.
Вылеты на аэропорт г. Советского осуществляются из д. Хулимсунт, с. Няксимволь и п. Приполярный, с частотой четыре рейса на летний период и два рейса в неделю в весенне-осеннюю распутицу, загрузка пассажирских кресел составляет 75%. Данный маршрут удовлетворяет потребности населения.
Вылеты в аэропорт г. Ханты-Мансийска осуществляются из посадочной площадки пгт. Березово с частотой четыре рейса в неделю, из них два прямых и два транзитных, с посадкой в г. Белоярском и пгт. Игриме, загрузка пассажирских кресел составляет 66%. Рейс Игрим - Ханты-Мансийск выполняется с частотой один рейс в неделю, транзитный из пгт. Березово, загрузка пассажирских кресел составила 57%. Анализ загрузки пассажирских кресел показывает, что данная периодичность рейсов удовлетворяет потребность населения. Бывают пиковые ситуации, это период распутицы, когда нет альтернативного транспорта.
Вылеты в аэропорт г. Тюмени осуществляются из пгт. Березово с частотой пять рейсов в неделю, один из них транзитный с посадкой в пгт. Игриме, загрузка пассажирских кресел по направлению составила 80%. Рейс Игрим - Тюмень выполняется с частотой один рейс в неделю, также имеется возможность вылета через пгт. Березово. Загрузка пассажирских кресел в данном направлении составляет 83%. Есть проблема при вылете из пгт. Игрим, для ее решения на летний период 2016 года Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вводится дополнительный прямой рейс Игрим - Тюмень с частотой один рейс в неделю, что существенно разгрузит пассажиропоток в данном направлении, и частично высвободит места для пассажиров, вылетающих из пгт. Березово. Пиковая загрузка пассажирских кресел в данных направлениях - это период летних отпусков и осенняя распутица.
Вылет в аэропорт г. Сургута осуществляется с посадочной площадки Березово с частотой один рейс в неделю. Загрузка пассажирских кресел в данном направлении составляет 66%, что удовлетворяет потребность населения.
Маршрут Березово - Белоярский обслуживается круглогодично. Загрузка пассажирских кресел по данному маршруту составляет 60%, что удовлетворяет потребность населения.
Маршрут Саранпауль - Сергино в период летних отпусков выполняется с частотой два рейса в неделю, на период распутицы с частотой один раз в неделю. Загрузка пассажирских кресел в данном направлении составляет 64%.
4.3. Водный транспорт
Перевозку водным транспортом в период навигации осуществляет ОАО "Северречфлот" (далее - Предприятие).
На территории Березовского района по водным путям функционирует четыре маршрута.
Увеличение количества рейсов влияет на рост предоставляемых субсидий транспортным предприятиям. Предоставление субсидий из бюджета Березовского района позволили сохранить стабильность выполнения социально значимых маршрутов.
Основные проблемы пассажирских перевозок водным транспортом в районе: значительный износ пассажирских судов, убыточность пассажирских перевозок, высокая себестоимость содержания пассажирского флота, отсутствие у Предприятия судов с меньшей пассажировместимостью.
Проведенный анализ движения пассажирских судов на муниципальных маршрутах показывает, что существующая схема движения водного транспорта удовлетворяет потребности населения, при необходимости возможно внесение изменений. Однако, использование менее затратного, с меньшей пассажировместимостью, транспорта на маршруте Сосьва - Саранпауль и Березово - Устрем - Теги позволит решить проблему на этих маршрутах.
Перевозка пассажиров водным транспортом осуществляется по следующим направлениям:
маршрут Березово - Игрим - Березово выполнялся с частотой шесть рейсов в неделю, перевезено 9 389 пассажиров и загрузка пассажирских кресел составила 78%;
маршрут Березово - Сосьва выполнялся с частотой четыре рейса в неделю, перевезено 4 020 пассажиров загрузка пассажирских кресел составила 89%;
маршрут Сосьва - Саранпауль вследствие низкой загрузки пассажирских кресел на уровне 20% и высокой себестоимостью в 2015 году был отменен;
маршрут Березово - Теги вследствие низкой загрузки пассажирских кресел на уровне 35% в 2015 году был отменен. Однако для пассажиров имеется альтернатива, маршрут Березово - Салехард.
При больших уровнях воды в реках Березовского района, движение по маршруту Березово - Сосьва продлевалось.
Кроме того, в целях обеспечения комфортного (защищенного от атмосферных осадков и ветра) ожидания судов пассажирами на территории поселений, в местах причаливания судов установлены стоечные понтоны.
На межмуниципальных маршрутах перевозка пассажиров осуществляется водным транспортом в направлениях до: г. Ханты-Мансийска, г. Салехарда и пгт. Приобье с возможностью пересадки на железнодорожный, автомобильный транспорт.
Проведенный анализ показывает, что транспортная схема движения водного межмуниципального транспорта в полной мере удовлетворяет потребностям населения и не требует внесения изменений.
Движение теплохода "Метеор" по маршруту Березово - Нижние Нарыкары - Приобье - Ханты-Мансийск осуществляется ежедневно, загрузка пассажирских кресел на участке Березово - Приобье составляет 71%, Березово - Ханты-Мансийск 89,9%, Приобье - Нижние Нарыкары 75,5%.
Движение теплохода "Метеор" по маршруту Березово - Салехард осуществляется по нечетным числа, где загрузка пассажирских кресел составляет 86,5%.
На пристани Нижние - Нарыкары, в целях обеспечения безопасной посадки (высадки) пассажиров, а также комфортного пребывания транзитных пассажиров установлен дебаркадер, оборудованный залом ожидания и санитарными помещениями для пассажиров, приведен в нормативное состояние переходной мостик (стационарный трап) от дебаркадера на берег.
5. Финансовое обеспечение Концепции
В качестве финансового обеспечения исполнения Концепции выступают средства местного бюджета и предприятий транспортного комплекса.
В соответствии с формировавшейся маршрутной сетью, для обеспечения оптимальной транспортной доступности жителей Березовского района необходимо:
авиационным транспортом выполнить 549 рейсов и перевезти 16 264 пассажира;
водным транспортом выполнить 465 рейсов и перевезти 15 416 пассажиров;
автомобильным транспортом выполнить 390 рейсов и перевезти 3 242 пассажира.
Согласно действующему законодательству, фиксированные тарифы на перевозки пассажиров, устанавливаются государственными органами власти субъекта Российской Федерации, то есть орган местного самоуправления не участвует в данной процедуре. В связи с этим, в соответствии с установленными фиксированными тарифами, доходы от продажи билетов пассажирам значительно ниже фактических расходов предприятий, осуществляющих перевозку пассажиров, из чего следует, что возмещение недополученных доходов от пассажирских перевозок транспортных предприятий ложится на бюджет Березовского района.
Так, доля доходов, получаемых от населения при продаже билетов (относительно фактических расходов транспортных предприятий) составляет:
воздушный транспорт 14,6%;
водный транспорт 9,65%;
автомобильный транспорт 12%.
Анализ показателей внутрирайонных перевозок показывает, что для обеспечения транспортной доступности населения Березовского района всеми видами транспорта, возникает потребность в ежегодном увеличении бюджетных ассигнований в среднем на 7%, это обусловлено повышением стоимости горюче-смазочных материалов, высоким износом основных производственных фондов.
За предыдущий год объем бюджетных ассигнований на предоставление субсидий на возмещение недополученных доходов от пассажирских перевозок между поселениями в границах Березовского района достиг суммы 145 393,38 тыс. рублей.
6. Оценка действующей схемы пассажирских перевозок
За основу предлагается принять существующую схему организации пассажирских перевозок. Анализ маршрутной сети показал, что транспортная схема движения автомобильного, авиационного и водного транспорта оптимальная, с незначительными отклонениями в части объемов перевозок, и в основном удовлетворяет потребностям населения. Сокращение количества выполняемых рейсов и их частоты, в целях оптимизации бюджетных расходов на субсидирование пассажирских перевозок, может привести к ухудшению уровня и качества жизни жителей Березовского района и как следствие, к возможному росту социальной напряженности.
Так же в районе растет парк личного автотранспорта, что напрямую влияет на загрузку пассажирского транспорта.
7. Ожидаемый результат от реализации концепции
1. Обеспечение устойчивого, стабильного функционирования пассажирского транспорта на муниципальных и межмуниципальных маршрутах.
2. Улучшение качества и повышение комфортности предоставляемых транспортных услуг.
3. Повышение безопасности пассажирских перевозок.
4. Удовлетворение спроса жителей Березовского района в пассажирских перевозках.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 сентября 2015 г. N 1179... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.