Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Главного
управления финансового
контроля Омской области
от 22 июня 2015 года N 8
Методические рекомендации
по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
8 февраля 2016 г.
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью реализации основных требований статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части обеспечения единого подхода к организации и проведению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств).
II. Организация и осуществление внутреннего финансового контроля
2. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно руководителем главного администратора бюджетных средств, а в период его отсутствия - заместителем руководителя в соответствии с распределением обязанностей (далее - руководитель главного администратора бюджетных средств), иными должностными лицами главного администратора бюджетных средств, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения областного бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры) в его структурных подразделениях и подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - подведомственные ПБС) в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
1) составление и представление документов в Министерство финансов Омской области, необходимых для составления и рассмотрения проекта областного бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
2) составление и представление документов главному администратору бюджетных средств, необходимых для составления и рассмотрения проекта областного бюджета;
3) составление и представление документов в Министерство финансов Омской области, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам областного бюджета, расходам областного бюджета и источникам финансирования дефицита областного бюджета;
4) составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного администратора бюджетных средств;
5) составление и направление документов в Министерство финансов Омской области, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных администраторов бюджетных средств;
6) доведение лимитов бюджетных обязательств до подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств;
7) составление, утверждение и ведение бюджетных смет и свода бюджетных смет;
8) формирование и утверждение государственных заданий в отношении подведомственных государственных учреждений;
9) исполнение бюджетной сметы;
10) принятие и исполнение бюджетных обязательств;
11) осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в областной бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации);
12) принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в областной бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации);
13) принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в областной бюджет (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации);
14) процедура ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
15) составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
16) обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
17) исполнение судебных актов по искам к Омской области, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета, средства бюджетных и автономных учреждений Омской области, в соответствии с законодательством;
Приказом Главного управления финансового контроля Омской области от 8 февраля 2016 г. N 2 в подпункт 18 пункта 2 настоящего приложения внесены изменения
18) использование бюджетных ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета;
Приказом Главного управления финансового контроля Омской области от 8 февраля 2016 г. N 2 пункт 2 настоящего приложения дополнен подпунктом 19
19) иные внутренние бюджетные процедуры.
3. При осуществлении внутреннего финансового контроля производятся следующие контрольные действия (далее - контрольные действия):
1) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и правовых актов главного администратора бюджетных средств;
2) авторизация операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), подтверждающая правомочность их совершения;
3) сверка данных;
4) сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур;
5) контрольные действия по изучению фактического наличия и состояния объектов имущества (денежных средств, материальных ценностей), в том числе осмотр, замеры, экспертизы, инвентаризации, пересчет;
6) иные контрольные действия.
4. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные.
Визуальные контрольные действия осуществляются путем изучения документов и операций в целях подтверждения законности и (или) эффективности исполнения соответствующих бюджетных процедур.
Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц (например, автоматическая проверка реквизитов документов, контроль введенных сумм, автоматическая сверка данных).
Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
5. К способам проведения контрольных действий относятся сплошной и выборочный.
При сплошном способе контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
При выборочном способе контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции.
6. Внутренний финансовый контроль осуществляется в отношении внутренних бюджетных процедур в ходе самоконтроля, контроля по уровню подчиненности, контроля по уровню подведомственности.
7. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом каждого подразделения главного администратора бюджетных средств, осуществляющим внутренние бюджетные процедуры, в соответствии с картой внутреннего финансового контроля.
8. Контроль по уровню подчиненности осуществляется руководителем главного администратора бюджетных средств и (или) руководителем подразделения главного администратора бюджетных средств, иным должностным лицом, уполномоченным на осуществление внутреннего финансового контроля, сплошным способом или путем проведения проверки в отношении отдельных операций (группы операций) выборочным способом в соответствии с картой внутреннего финансового контроля.
9. Контроль по уровню подведомственности осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными ПБС в соответствии с картой внутреннего финансового контроля.
Руководитель, должностные лица уполномоченных подразделений главного администратора бюджетных средств осуществляют контроль по уровню подведомственности путем проведения в соответствии с картой внутреннего финансового контроля проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов главного администратора бюджетных средств.
При выявлении недостатков (нарушений) результаты таких проверок оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью на представленном документе.
10. Карты внутреннего финансового контроля составляются в подразделениях главного администратора бюджетных средств, ответственных за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
11. Под результатом выполнения внутренней бюджетной процедуры понимается сформированный документ, необходимый для реализации бюджетного полномочия главного администратора бюджетных средств, составленный в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов главного администратора бюджетных средств. К таким документам, например, относятся обоснование бюджетных ассигнований, реестр расходных обязательств, бюджетная смета, проект бюджетной сметы, бюджетная отчетность, заявка на кассовый расход, заявка на получение наличных денег.
12. Карта внутреннего финансового контроля формируется до начала очередного финансового года. Уточнение карт внутреннего финансового контроля необходимо проводить:
при принятии решения руководителем главного администратора бюджетных средств о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
в случае внесения в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, уточнений (дополнений), требующих изменения осуществления внутренних бюджетных процедур.
Примерная форма карты внутреннего финансового контроля с примером по ее заполнению приведена в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
13. Процесс формирования, актуализации карты внутреннего финансового контроля включает анализ предмета внутреннего финансового контроля и формирование перечня операций.
Анализ предмета внутреннего финансового контроля осуществляется в целях определения применяемых к нему методов контроля и контрольных действий.
Формирование перечня операций осуществляется с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций.
14. Перед составлением карты внутреннего финансового контроля в подразделении, ответственном за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, необходимо сформировать перечень операций (далее - Перечень).
Примерная форма Перечня с примером по ее заполнению приведена в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
15. При составлении Перечня оцениваются бюджетные риски, связанные с проведением указанной в Перечне операции, в целях ее включения в карту внутреннего финансового контроля или исключения из карты внутреннего финансового контроля, определения применяемых к ней контрольных действий.
16. Оценка бюджетных рисков состоит в идентификации рисков по каждой указанной в Перечне операции и определении уровня риска.
17. Идентификация рисков проводится путем проведения анализа информации, указанной в представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля, рекомендациях (предложениях) внутреннего финансового аудита, иной информации об имеющихся нарушениях и недостатках в сфере бюджетных правоотношений, их причинах и условиях, в том числе содержащейся в отчетах ведомственного финансового контроля, а также по результатам оценки качества финансового менеджмента.
18. Идентификация рисков заключается в определении по каждой операции возможных событий, наступление которых негативно повлияет на результат внутренней бюджетной процедуры (например, несвоевременность выполнения операции, ошибки, допущенные в ходе выполнения операции).
19. Каждый бюджетный риск оценивается по критерию "вероятность", характеризующему ожидание наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренних бюджетных процедур, и критерию "последствия", характеризующему размер возможного наносимого ущерба, потери репутации главного администратора бюджетных средств (снижение внешней оценки качества финансового менеджмента главного администратора бюджетных средств), существенность налагаемых санкций за допущенное нарушение бюджетного законодательства, снижение показателя результативности (экономности) использования бюджетных средств. По каждому критерию определяется шкала уровней вероятности (последствий) риска, имеющая не менее четырех позиций, например:
уровень по критерию "вероятность" - невероятный, маловероятный, средний, вероятный, ожидаемый;
уровень по критерию "последствия" - низкий, умеренный, высокий, очень высокий.
20. Внутренний финансовый контроль в структурных подразделениях главного администратора бюджетных средств осуществляется с учетом периодичности, методов контроля и способов контроля, указанных в картах внутреннего финансового контроля.
21. Данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) бюджетных нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения об источниках бюджетных рисков и о предлагаемых (реализованных) мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля и в отчетности о результатах внутреннего финансового контроля.
Ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется в каждом подразделении, ответственном за выполнение внутренних бюджетных процедур.
Примерная форма регистра (журнала) внутреннего финансового контроля приведена в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
22. Регистры (журналы) внутреннего финансового контроля подлежат учету и хранению в установленном руководителем главного администратора бюджетных средств порядке, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
23. По результатам внутреннего финансового контроля, уполномоченным структурным подразделением, составляется отчет о результатах внутреннего финансового контроля (далее - Отчет) в сроки, установленные регламентом, утвержденным правовым актом главного администратора бюджетных средств (далее - регламент).
24. Отчет составляется на основе данных регистров (журналов) внутреннего финансового контроля каждого подразделения, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур, и отчета о результатах ведомственного финансового контроля.
Примерная форма Отчета приведена в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
III. Организация и осуществление ведомственного финансового контроля
25. Ведомственный финансовый контроль осуществляется в рамках контроля по уровню подведомственности должностным лицом структурного подразделения, уполномоченным на осуществление внутреннего финансового контроля, путем проведения контрольных мероприятий в отношении подведомственных ПБС.
26. Контрольные мероприятия, связанные с осуществлением ведомственного финансового контроля, могут носить плановый и внеплановый характер.
27. Плановые и внеплановые контрольные мероприятия по осуществлению ведомственного финансового контроля проводятся в соответствии с требованиями Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 11 декабря 2013 года N 328-п.
28. При планировании контрольной деятельности рекомендуется учитывать следующие факторы:
1) включение в план контрольных мероприятий определенного объекта контроля по одной тематике и за один и тот же период не чаще чем один раз в год;
2) экономическая целесообразность проведения контрольных мероприятий;
3) объем выявляемых ранее нарушений;
4) наличие резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий;
5) другие факторы.
29. Методами осуществления главным администратором бюджетных средств ведомственного финансового контроля являются: проверка (камеральная, выездная, встречная), ревизия, обследование.
30. По результатам выездной, камеральной, встречной проверки, ревизии должностным лицом (должностными лицами) главного администратора бюджетных средств, осуществляющим контрольное мероприятие, составляется акт, по результатам обследования - заключение.
31. Должностным лицом структурного подразделения, уполномоченным на осуществление внутреннего финансового контроля, по результатам каждого контрольного мероприятия составляется отчет о результатах контрольного мероприятия.
32. Структурное подразделение, уполномоченное на осуществление ведомственного финансового контроля, составляет сводный отчет о результатах ведомственного финансового контроля в сроки установленные регламентом.
Примерная форма отчета о результатах ведомственного финансового контроля приведена в приложении N 5 к настоящим Методическим рекомендациям.
IV. Осуществление внутреннего финансового аудита
33. Внутренний финансовый аудит осуществляется должностным лицом (должностными лицами) главного администратора бюджетных средств, уполномоченным на проведение внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости, в целях:
1) оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
2) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
3) подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
34. При проведении внутреннего финансового аудита в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности могут рассматриваться:
1) наличие правовых актов, направленных на осуществление внутреннего финансового контроля;
2) наличие утвержденного главным администратором бюджетных средств плана;
3) полнота и своевременность выполнения мероприятий, предусмотренных планом;
4) соблюдение требований к организации и проведению контрольных мероприятий, в том числе к оформлению актов, заключений;
5) наличие материалов о проведенных контрольных мероприятиях (программа контрольного мероприятия, акт и др.);
6) своевременность рассмотрения обращений граждан и организаций по вопросам, связанным с проведением контрольных мероприятий;
7) устранение нарушений при осуществлении внутреннего финансового контроля, выявленных ранее в ходе проведения внутреннего финансового аудита.
Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, а также к повышению эффективности использования средств областного бюджета.
35. При проведении внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации, могут определяться:
1) соблюдение сроков подготовки бюджетной отчетности;
2) наличие и соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения областного бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета;
3) наличие расчетов по обоснованию объемов бюджетных ассигнований;
4) наличие первичных учетных документов по бюджетному учету;
5) квалификация работников, принимающих участие в осуществлении бюджетного учета и подготовке бюджетной отчетности;
6) наличие искажений в бюджетной отчетности;
7) наличие нарушений в бюджетном учете и отчетности;
8) последствия искажений в бюджетной отчетности;
9) наличие программно-технического комплекса для ведения бюджетного учета и его специфические особенности;
10) правильность ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета.
36. При проведении анализа и оценки деятельности объектов аудита по управлению финансами в целях подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств могут осуществляться:
1) анализ эффективности использования бюджетных средств, выявление финансовых резервов, а также направлений привлечения дополнительных финансовых ресурсов (средств от приносящей доход деятельности, участия в государственных программах Российской Федерации и др.);
2) анализ соответствия результатов реализации государственных программ Омской области указанным в них целям, задачам и ожидаемым результатам реализации;
3) анализ сроков разработки и принятия нормативных правовых актов Омской области, распоряжений органов исполнительной власти Омской области, иных документов главных администраторов бюджетных средств, необходимых для финансирования бюджетных обязательств и исполнения государственных заданий;
4) сравнительный анализ результативности и эффективности бюджетных расходов по подведомственным учреждениям;
5) подготовка предложений об экономической целесообразности предоставления государственных услуг, о расширении перечня государственных услуг и форм их предоставления;
6) подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств в зависимости от результатов проведенного анализа и оценки деятельности объектов аудита по управлению финансами.
37. По результатам проведения внутреннего финансового аудита оформляется заключение (далее - заключение по результатам аудита) в двух экземплярах (по одному экземпляру для главного администратора бюджетных средств и для объекта аудита), которое подписывается должностным лицом (должностными лицами) главного администратора бюджетных средств, уполномоченным на проведение внутреннего финансового аудита, и направляется в одном экземпляре руководителю объекта аудита способом, обеспечивающим фиксацию факта его получения, в течение 3 рабочих дней со дня его подписания.
38. Заключение по результатам аудита имеет сквозную нумерацию страниц и содержит следующую информацию:
1) дата и место его составления;
2) наименование главного администратора бюджетных средств;
3) дата и номер распоряжения о проведении аудита;
4) фамилия, инициалы, должность должностного лица (должностных лиц) главного администратора бюджетных средств, осуществляющего внутренний финансовый аудит;
5) наименование и реквизиты объекта аудита;
6) продолжительность проведения внутреннего финансового аудита;
7) фамилии, инициалы руководителя и главного бухгалтера объекта аудита, имеющих право подписи денежных и расчетных документов в проверяемом периоде;
8) цели и тема проведения внутреннего финансового аудита;
9) проверяемый период;
10) перечень вопросов, изученных в ходе проведения внутреннего финансового аудита;
11) результаты внутреннего финансового аудита, подтвержденные рабочей документацией (документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторского обследования).
39. Должностным лицом структурного подразделения, уполномоченным на проведение внутреннего финансового аудита, на основании каждого заключения по результатам аудита составляется отчет о результатах внутреннего финансового аудита.
40. Структурное подразделение, уполномоченное на осуществление внутреннего финансового аудита, составляет сводный отчет о результатах внутреннего финансового аудита в сроки установленные регламентом.
Примерная форма отчета о результатах внутреннего финансового аудита приведена в приложении N 6 к настоящим Методическим рекомендациям."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.