Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Омской области
от 15 октября 2013 года N 255-п
Государственная программа Омской области
"Охрана окружающей среды Омской области"
23 июля, 13 октября, 17, 24 декабря 2014 г., 16 марта, 9 июня 2015 г.
Постановлением Правительства Омской области от 9 июня 2015 г. N 161-п в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт государственной программы Омской области "Охрана окружающей среды Омской области"
Наименование государственной программы Омской области |
"Охрана окружающей среды Омской области" (далее - государственная программа) |
Наименование органа исполнительной власти Омской области, являющегося ответственным исполнителем государственной программы |
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области |
Наименование органов исполнительной власти Омской области, являющихся соисполнителями государственной программы |
Министерство здравоохранения Омской области; Министерство промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области; Главное управление лесного хозяйства Омской области |
Сроки реализации государственной программы |
2014 - 2020 годы. Отдельные этапы реализации государственной программы не выделяются |
Цель государственной программы |
Повышение уровня экологической безопасности, сохранение природных систем, рациональное природопользование |
Задачи государственной программы |
1. Снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики и рационального природопользования, сохранение и восстановление биологического разнообразия. 2. Обеспечение охраны водных объектов, предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий в отношении водных объектов, а также сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения. 3. Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов. 4. Повышение среднегодового уровня воды и улучшение экологического и санитарного состояния реки Иртыш |
Подпрограммы государственной программы (далее - подпрограммы) |
- "Регулирование качества окружающей среды и биологического разнообразия"; - "Развитие водохозяйственного комплекса"; - "Развитие лесного хозяйства"; - "Строительство объектов Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш" |
Объемы и источники финансирования государственной программы в целом и по годам ее реализации |
Общий объем финансирования государственной программы составляет 7 245 559 494,73 руб., в том числе по годам: - в 2014 году - 2 804 557 514,03 руб.; - в 2015 году - 1 085 320 485,58 руб.; - в 2016 году - 1 083 299 864,93 руб.; - в 2017 году - 418 521 076,65 руб.; - в 2018 году - 1 370 295 946,31 руб.; - в 2019 году - 267 291 587,11 руб.; - в 2020 году - 216 273 020,12 руб. Из общего объема расходы областного бюджета за счет поступлений целевого характера составят 3 924 840 861,64 руб., в том числе по годам: - в 2014 году - 1 751 975 519,31 руб.; - в 2015 году - 439 465 292,33 руб. - в 2016 году - 770 746 400,00 руб. - в 2017 году - 293 098 000,00 руб. - в 2018 году - 534 315 500,00 руб. - в 2019 году - 77 441 300,00 руб.; - в 2020 году - 57 798 850,00 руб. Из общего объема расходы бюджета за счет налоговых и неналоговых доходов, поступлений нецелевого характера составят 3 320 718 633,09 руб., в том числе по годам: - в 2014 году - 1 052 581 994,72 руб. - в 2015 году - 645 855 193,25 руб. - в 2016 году - 312 553 464,93 руб. - в 2017 году - 125 423 076,65 руб.; - в 2018 году - 835 980 446,31 руб.; - в 2019 году - 189 850 287,11 руб.; - в 2020 году - 158 474 170,12 руб. Прогнозируемый объем поступлений из внебюджетных источников составит 2 563 983 400,00 руб., в том числе по годам: - в 2014 году - 313 897 500,00 руб.; - в 2015 году - 329 592 400,00 руб.; - в 2016 году - 346 072 000,00 руб.; - в 2017 году - 363 375 600,00 руб.; - в 2018 году - 381 544 300,00 руб.; - в 2019 году - 400 621 600,00 руб.; - в 2020 году - 428 880 000,00 руб. |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы (по годам и по итогам реализации) |
1) увеличение объема платежей за негативное воздействие на окружающую среду в консолидированный бюджет Омской области до 134,1 млн. руб. (2014 год - 110,2 млн. руб., 2015 год - 113,2 млн. руб., 2016 год - 117,4 млн. руб., 2017 год - 120,3 млн. руб., 2018 год - 124,4 млн. руб., 2019 год - 129,0 млн. руб., 2020 год - 134,1 млн. руб.); 2) увеличение объема средств, поступающих в консолидированный бюджет Омской области от предоставления права пользования недрами и налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых, до 15,7 млн. руб. (2014 год - 14,4 млн. руб., 2015 год - 14,6 млн. руб., 2016 год - 14,7 млн. руб., 2017 год - 14,9 млн. руб., 2018 год - 15,2 млн. руб., 2019 год - 15,4 млн. руб., 2020 год - 15,7 млн. руб.); 3) увеличение доли площади Омской области, занятой особо охраняемыми природными территориями всех уровней (2014 год - 5,9 процента, 2015 год - 5,95 процента, 2016 год - 6 процентов, 2017 год - 6,01 процента, 2018 год - 6,02 процента, 2019 год - 6,03 процента, 2020 год - 6,04 процента); 4) увеличение доли использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления (2014 год - 58 процентов, 2015 год - 29 процентов, 2016 год - 30 процентов, 2017 год - 31 процент, 2018 год - 32 процента, 2019 год - 33 процента, 2020 год - 34 процента); 5) увеличение добычи (вылова) водных биологических ресурсов на территории Омской области (2014 год - 850 тонн, 2015 год - 1500 тонн, 2016 год - 1700 тонн, 2017 год - 2000 тонн, 2018 год - 2500 тонн, 2019 год - 2700 тонн, 2020 год - 3000 тонн); 6) предотвращение эколого-экономического ущерба экономике региона в сфере обращения с отходами производства и потребления (2015 год - 16,1 млн. руб., 2016 год - 17,9 млн. руб., 2017 год - 18,9 млн. руб., 2018 год - 20,0 млн. руб., 2019 год - 21,0 млн. руб., 2020 год - 22,0 млн. руб.); 7) привлечение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сфере регулирования качества окружающей среды и биологического разнообразия (2014 год - 13,6 млн. руб., 2015 год - 10,9 млн. руб., 2016 год - 11,8 млн. руб., 2017 год - 12,8 млн. руб., 2019 год - 27,0 млн. руб., 2020 год - 29,1 млн. руб.); 8) увеличение численности наиболее ценной в охотхозяйственном отношении группы диких копытных животных (лосей, косуль, кабанов) (2014 год - 34 000 единиц); 9) снижение уровня незаконного использования объектов животного мира и среды их обитания физическими лицами (2014 год - 23 процента, 2015 год - 23 процента, 2016 год - 22 процента, 2017 год - 21 процент, 2018 год - 21 процент, 2019 год - 21 процент, 2020 год - 21 процент); 10) предотвращение экономического ущерба экономике региона в сфере водохозяйственного комплекса (2015 год - 86,4 млн. руб., 2016 год - 102,9 млн. руб., 2017 год - 124,0 млн. руб., 2018 год - 62,5 млн. руб., 2019 год - 165,8 млн. руб., 2020 год - 52,4 млн. руб.); 11) привлечение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сфере водохозяйственного комплекса (2014 год - 29,4 млн. руб., 2015 год - 15,3 млн. руб., 2016 год - 17,0 млн. руб., 2017 год - 17,0 млн. руб., 2019 год - 50,4 млн. руб., 2020 год - 28,7 млн. руб.); 12) обеспечение проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов (2014 год - 30,0 га (0,27 км), 2015 год - 2,36 км); 13) увеличение доли установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон водных объектов в протяженности береговой линии, требующей установления водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие) (2014 год - 30,75 процента, 2015 год - 37,41 процента, 2016 год - 44,08 процента, 2017 год - 50,75 процента); 14) уменьшение доли площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда (2014 год - 0,26 процента, 2015 год - 0,26 процента, 2016 год - 0,25 процента, 2017 год - 0,25 процента, 2018 год - 0,25 процента, 2019 год - 0,24 процента, 2020 год - 0,24 процента); 15) сохранение лесистости территории Омской области (2014 год - 32,3 процента, 2015 год - 32,3 процента, 2016 год - 32,3 процента, 2017 год - 32,3 процента, 2018 год - 32,3 процента, 2019 год - 32,3 процента, 2020 год - 32,3 процента); 16) сохранение доли площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда (2014 год - 88,8 процента, 2015 год - 88,8 процента, 2016 год - 88,8 процента, 2017 год - 88,8 процента, 2018 год - 88,8 процента, 2019 год - 88,8 процента, 2020 год - 88,8 процента); 16.1) увеличение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда (2014 год - 18,7 рубля, 2015 год - 19,2 рубля, 2016 год - 19,8 рубля, 2017 год - 20,3 рубля, 2018 год - 20,9 рубля, 2019 год - 21,5 рубля, 2020 год - 22,5 рубля); 16.2) увеличение фактического объема заготовки древесины по отношению к установленному допустимому объему изъятия древесины (2014 год - 17,8 процента, 2015 год - 19,4 процента, 2016 год - 19,9 процента, 2017 год - 20,3 процента, 2018 год - 20,7 процента, 2019 год - 21,1 процента, 2020 год - 21,5 процента) 17) ввод в эксплуатацию руслового водохранилища протяженностью 65 км и емкостью 123 млн. куб. м (2018 год - 1 единица); 18) привлечение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на строительство объектов Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш (2014 год - 1 425,28 млн. руб., 2015 год - 150,0 млн. руб., 2016 год - 450,0 млн. руб.); 19) уровень обеспеченности жилыми домами сотрудников службы эксплуатации (2018 год - 100 процентов); 20) строительная готовность Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш (ввод в эксплуатацию 1 объекта). Прогнозный объем налоговых доходов, уплачиваемых подведомственными Главному управлению лесного хозяйства Омской области специализированными автономными учреждениями в доход консолидированного бюджета Омской области за весь период реализации государственной программы составит 160 510 000,00 руб. Реализация мероприятий государственной программы позволит создать 899 новых рабочих мест, в том числе 840 - для обеспечения функционирования заводов по производству строительных материалов, 59 - для обеспечения функционирования судоходного шлюза Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш |
2. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития Омской области в сфере реализации государственной программы
Реализация государственной программы осуществляется в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Сфера охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов получила признание в качестве одного из важнейших факторов социально-экономического развития, осознана её роль в определении качества жизни.
Правительство Омской области уделяет большое внимание формированию и реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. В Омской области сформирован эффективный механизм государственного регулирования охраны окружающей среды, направленный на снижение негативного воздействия на природные экосистемы и сохранение здоровья населения. В Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93 (далее - Стратегия), значительное внимание уделено вопросам обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды.
В целях организации взаимодействия органов исполнительной власти Омской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления Омской области, хозяйствующими субъектами Указом Губернатора Омской области от 25 декабря 2009 года N 163 образована Межведомственная комиссия по координации деятельности в области обращения с отходами производства и потребления на территории Омской области.
Разработаны основополагающие документы:
1) схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Омской области - документ территориального охотустройства, осуществляемого в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направленного на обеспечение их рационального использования и сохранения;
2) комплексная схема обращения с отходами на территории Омской области, реализация которой позволит создать единую комплексную систему управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, благоприятные условия для становления, развития и устойчивого функционирования отходоперерабатывающей отрасли.
Несмотря на достигнутые положительные результаты, проблемы в сфере охраны окружающей среды остаются. Основными из них являются следующие:
1) значительность и сконцентрированность в областном центре антропогенного воздействия на атмосферный воздух, обусловленные тем, что 87 процентов всех выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения происходит в г. Омске, что формирует наибольший уровень загрязнения атмосферного воздуха по сравнению с другими муниципальными образованиями. Высоки темпы роста количества автомобильного транспорта - основного источника загрязнения атмосферного воздуха, 42,5 процента выбросов от автотранспорта приходится на г. Омск;
2) низкая плотность существующей государственной наблюдательной сети за состоянием окружающей среды, не соответствующая отечественным и международным стандартам;
3) экологическая опасность объектов размещения бытовых отходов, являющихся источниками загрязнения окружающей среды, отсутствие систем раздельного сбора и переработки отходов производства и потребления;
4) отсутствие эффективной системы развития особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - ООПТ). Современное состояние сети ООПТ характеризуется отсутствием программы развития и содержания ООПТ, а также проектов организации и деятельности ООПТ;
5) низкий уровень экологической культуры населения, наличие потребительского мышления по отношению к природе и окружающей среде, недостаточная эффективность системы экологического воспитания и образования детей и молодежи;
6) загрязнение, захламление твердыми бытовыми отходами прибрежных защитных полос, водоохранных зон водоемов Омской области;
7) негативное воздействие вод, в том числе затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты;
8) недостаточная эффективность системы управления, воспроизводства, охраны и защиты лесных ресурсов, влекущая за собой увеличение на территории Омской области земель лесного фонда непокрытых лесной растительностью;
9) стабильное снижение основных параметров гидрологического состояния реки Иртыш, в том числе снижение среднегодового расхода реки в районе г. Омска, повышение количества периодов с расходом реки меньше многолетнего среднегодового значения в 3,5 раза, нарушение нормальных условий работы водозаборов городского и сельского водоснабжения, портов, набережных, подводных переходов, деградация пойменных земель.
Перечисленные проблемы в сфере охраны окружающей среды обусловлены как текущим негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, так и экологическим ущербом, нанесенным и накопленным в результате прошлой хозяйственной деятельности.
Важным фактором формирования неблагоприятной экологической обстановки на территории Омской области является недостаточная заинтересованность хозяйствующих субъектов в экологической модернизации производства и снижении негативного воздействия на окружающую среду. Основными рычагами воздействия на сложившуюся ситуацию являются:
1) экономическое стимулирование природопользователей путем совершенствования нормативно-правовой базы в части развития системы нормирования и механизма корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду;
2) повышение экологической культуры населения как долгосрочный вклад в изменение устоявшихся схем природопользования и ведения хозяйственной деятельности, формирование бережного отношения к окружающей среде.
Повышение эффективности государственного регулирования воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду базируется на экологическом нормировании и контроле качества окружающей среды. Решение проблемы развития системы мониторинга окружающей среды приобретает особую актуальность в связи с необходимостью обеспечения экологической безопасности населения и оперативного реагирования на возможные чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения.
Проблемы в сфере обращения отходов являются следствием низкой эффективности организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, отсутствием раздельного сбора и, в большинстве случаев, их сортировки и переработки. Последнее приводит к изъятию из хозяйственного обращения значительных территорий для захоронения накопленных отходов, размещению отходов, содержащих токсичные вещества, на полигонах твердых бытовых отходов без предварительного обезвреживания. Проблема загрязнения окружающей среды отходами характеризуется значительным накопленным ущербом и не имеет на сегодняшний день положительных тенденций по решению, так как в Омской области на сегодняшний день отсутствует эффективная отходоперерабатывающая отрасль.
Угрозу сокращения видового состава и численности объектов животного и растительного мира, утраты природных комплексов создает возрастающая антропогенная нагрузка на окружающую среду. Данное обстоятельство определят важность развития системы ООПТ.
Проблемы, связанные с водными объектами на территории Омской области, обусловлены риском наводнений и иного негативного воздействия вод, который будет сохраняться и усиливаться в будущем в связи с ростом опасных гидрологических явлений в новых климатических условиях и продолжающимся антропогенным освоением территорий, что требует реализации мероприятий по строительству сооружений инженерной защиты и использованию принципиально новых подходов в рамках решения задач по защите населения и объектов экономики.
Основными причинами проблем в сфере лесного хозяйства являются:
1) несвоевременное проведение плановых лесоустроительных работ, которое не позволяет актуализировать таксационные и картографические базы данных предыдущего лесоустройства и, соответственно, вести обновленный государственный лесной реестр, необходимый для устойчивого управления лесами;
2) неконтролируемые выжигания растительных остатков на землях сельскохозяйственного назначения, несоблюдение населением правил пожарной безопасности в лесах и, как следствие, возникновение лесных пожаров;
3) незаконные рубки и вопросы, возникающие в процессе возмещения причиненного ими ущерба.
Итогом влияния перечисленных текущих и накопленных экологических проблем являются ухудшение качества окружающей среды, снижение качества жизни граждан и, как следствие, повышение заболеваемости и смертности населения, снижение темпов экономического роста. Реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в экологии.
Указанные проблемы определяют необходимость разработки системы мер, направленной на создание условий для устойчивого развития институтов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в Омской области.
3. Цель и задачи государственной программы
Целью государственной программы является повышение уровня экологической безопасности, сохранение природных систем, рациональное природопользование.
Цель соответствует стратегическими задачам и приоритетам, установленным в Стратегии, и направлена на решение ключевых проблем в сфере экологии.
Достижение данной цели предполагается посредством решения следующих задач:
1) снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики и разумного природопользования, сохранение и восстановление биологического разнообразия;
2) обеспечение охраны водных объектов, предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий в отношении водных объектов, а также сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;
3) повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала;
4) повышение среднегодового уровня воды и улучшение экологического и санитарного состояния реки Иртыш.
Решение каждой задачи обеспечивается в рамках реализации соответствующей подпрограммы.
4. Описание ожидаемых результатов реализации государственной программы по годам, а также по итогам ее реализации
Описание ожидаемых результатов реализации государственной программы по годам, а также по итогам ее реализации, методика расчета каждого ожидаемого результата реализации государственной программы приведены в разделе 1 государственной программы, приложении N 1 к государственной программе, а также в соответствующих разделах подпрограмм.
5. Сроки реализации государственной программы
Реализация государственной программы будет осуществляться в 2014 - 2020 годах. Отдельные этапы ее реализации не выделяются.
Постановлением Правительства Омской области от 9 июня 2015 г. N 161-п в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Объем и источники финансирования государственной программы в целом и по годам ее реализации, а также обоснование потребности в необходимых финансовых ресурсах
Общий объем финансирования государственной программы из всех источников составляет 7 245 559 494,73 руб., в том числе по годам:
- в 2014 году - 2 804 557 514,03 руб.;
- в 2015 году - 1 085 320 485,58 руб.;
- в 2016 году - 1 083 299 864,93 руб.;
- в 2017 году - 418 521 076,65 руб.;
- в 2018 году - 1 370 295 946,31 руб.;
- в 2019 году - 267 291 587,11 руб.;
- в 2020 году - 216 273 020,12 руб.
Из общего объема расходы областного бюджета за счет поступлений целевого характера составят 3 924 840 861,64 руб., в том числе по годам:
- в 2014 году - 1 751 975 519,31 руб.;
- в 2015 году - 439 465 292,33 руб.;
- в 2016 году - 770 746 400,00 руб.;
- в 2017 году - 293 098 000,00 руб.;
- в 2018 году - 534 315 500,00 руб.;
- в 2019 году - 77 441 300,00 руб.;
- в 2020 году - 57 798 850,00 руб.
Из общего объема расходы областного бюджета за счет налоговых и неналоговых доходов, поступлений нецелевого характера составят 3 320 718 633,09 руб., в том числе по годам:
- в 2014 году - 1 052 581 994,72 руб.;
- в 2015 году - 645 855 193,25 руб.;
- в 2016 году - 312 553 464,93 руб.;
- в 2017 году - 125 423 076,65 руб.;
- в 2018 году - 835 980 446,31 руб.;
- в 2019 году - 189 850 287,11 руб.;
- в 2020 году - 158 474 170,12 руб.
Прогнозируемый объем поступлений из внебюджетных источников составит 2 563 983 400,00 руб., в том числе по годам:
- в 2014 году - 313 897 500,00 руб.;
- в 2015 году - 329 592 400,00 руб.;
- в 2016 году - 346 072 000,00 руб.;
- в 2017 году - 363 375 600,00 руб.;
- в 2018 году - 381 544 300,00 руб.;
- в 2019 году - 400 621 600,00 руб.;
- в 2020 году - 428 880 000,00 руб.
Сведения о размере и направлениях расходования средств, направленных на финансовое обеспечение государственной программы и необходимых для ее реализации, содержатся в приложении N 6 к государственной программе.
7. Описание системы управления реализацией государственной программы
Управление реализацией, формирование отчетности о ходе реализации и проведение оценки эффективности реализации государственной программы осуществляются в соответствии с законодательством.
Реализацию государственной программы в целом и достижение утвержденных значений целевых индикаторов, формирование отчетности о ходе реализации государственной программы, проведение оценки эффективности реализации государственной программы обеспечивает ответственный исполнитель государственной программы, а также соисполнители государственной программы.
8. Подпрограммы
Государственная программа включает в себя следующие подпрограммы:
1) "Регулирование качества окружающей среды и биологического разнообразия" (приложение N 2 к государственной программе);
2) "Развитие водохозяйственного комплекса" (приложение N 3 к государственной программе);
3) "Развитие лесного хозяйства" (приложение N 4 к государственной программе);
4) "Строительство объектов Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш" (приложение N 5 к государственной программе).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.