Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2014 г. N 327-п в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
Раздел 2. Сфера социально-экономического развития Омской области, в рамках которой предполагается реализация подпрограммы, основные проблемы, оценка причин их возникновения и прогноз ее развития
В Омской области на постоянной основе осуществляются мероприятия в рамках реформирования региональных и муниципальных финансов. Основной целью проводимых преобразований является повышение эффективности и качества управления региональными финансами на территории Омской области.
В регионе с 2009 года успешно осуществлено внедрение в бюджетный процесс инструментов бюджетирования, ориентированного на результат: доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, обоснования бюджетных ассигнований, долгосрочные целевые программы, ведомственные целевые программы, государственные задания. Данные инструменты ориентированы на приоритеты стратегического социально-экономического развития Омской области. В настоящее время в регионе проводится активная работа по формированию программного бюджета. Начиная с областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, распределение бюджетных ассигнований областного бюджета формируется по государственным программам Омской области.
Министерством финансов на постоянной основе осуществляется работа по составлению проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, организации исполнения областного бюджета, установлению порядка формирования отчетности об исполнении областного бюджета и ее составлению, управлению государственным долгом Омской области.
Формирование областного бюджета осуществляется раздельно по действующим и принимаемым расходным обязательствам Омской области с представлением обоснований бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств областного бюджета. В целях определения приоритетных направлений расходования средств областного бюджета в Омской области проводится конкурсное распределение принимаемых расходных обязательств Омской области между субъектами бюджетного планирования Омской области.
Планирование областного бюджета осуществляется программно-целевым методом на основе системы взаимоувязанных целей, задач и результатов деятельности субъектов бюджетного планирования. Начиная с 2011 года доля программных расходов областного бюджета составляет более 90 процентов.
В целях стимулирования к повышению качества бюджетного планирования и управления средствами областного бюджета в регионе проводится мониторинг и оценка качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета.
В Омской области за последние 5 лет произведена полная автоматизация бюджетного процесса в части планирования и исполнения областного бюджета, в том числе ведения реестра расходных обязательств Омской области, сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей главных распорядителей средств областного бюджета. Кроме того, начиная с областного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, в регионе осуществлен переход на планирование областного бюджета на трехлетний период.
В 2012 году проведена работа по организационному и методологическому содействию органам местного самоуправления Омской области по вопросам перехода к составлению трехлетнего бюджета - на очередной финансовый год и плановый период. В результате местные бюджеты на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов сформированы по всем муниципальным районам (городскому округу город Омск) Омской области, а также по 87 сельским и городским поселениям Омской области.
В целях совершенствования методологии формирования межбюджетных отношений в Омской области Министерством финансов в 2013 году внесены соответствующие изменения в Законы Омской области "О межбюджетных отношениях в Омской области" и "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственными полномочиями по расчету и предоставлению дотаций поселениям Омской области на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности" в части усовершенствования методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городского округа город Омск) Омской области. В настоящее время в Омской области обеспечено выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городского округа город Омск) Омской области до единого уровня, исходя из объективных условий удорожания стоимости предоставления муниципальных услуг.
В рамках повышения эффективности расходов местных бюджетов, качества бюджетного планирования и управления средствами местных бюджетов в Омской области осуществляется оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных районах (городском округе город Омск) Омской области (далее - оценка). В целях поощрения органов местного самоуправления муниципальных районов (городского округа город Омск) Омской области, достигших наилучших результатов по итогам оценки, из областного бюджета им предоставляются соответствующие межбюджетные трансферты.
В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Омской области при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, эффективного использования бюджетных средств размещение информации о проводимых закупках всеми органами государственной власти Омской области, органами местного самоуправления Омской области, государственными и муниципальными учреждениями Омской области на сайте www.zakupki.gov.ru, а также на электронных площадках "РТС-тендер", "Сбербанк-АСТ" до 1 января 2014 года обеспечивалось в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". С 1 января 2014 года данная работа проводится в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон).
Министерство финансов, являясь органом исполнительной власти Омской области, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, использует информацию, размещенную на вышеуказанных сайтах, и обеспечивает размещение результатов проведения соответствующих контрольных мероприятий в единой информационной системе в сфере закупок.
В настоящее время актуальным вопросом является реализация мероприятий в рамках организации "Открытого бюджета". В целях обеспечения прозрачности и доступности информации о параметрах областного бюджета и проводимых на территории Омской области бюджетных реформах на официальном интернет-сайте Министерства финансов в государственной информационной системе Омской области "Портал Правительства Омской области" (http://mf.omskportal.ru) (далее - официальный сайт Министерства финансов) создан специализированный раздел для граждан "Открытый бюджет". В данном разделе сформированы соответствующие блоки информации в доступном для широкого пользователя виде (слайды, схемы, краткая информация). Интернет-сайт позволяет обеспечить постоянно действующий источник аналитической и нормативно-правовой финансовой информации для организаций, образовательных учреждений и различных категорий населения Омской области.
Также обеспечен доступ для общества к информации о региональных и муниципальных финансах на внешнем информационном ресурсе "Аналитический центр руководителя" (http://www.omsk.ifinmon.ru), в котором формируется аналитическая отчетность о состоянии консолидированного бюджета Омской области (результаты исполнения бюджетов, межбюджетные трансферты, долговые обязательства, структура доходов и расходов бюджетов), результаты оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса муниципальных образований Омской области.
Неотъемлемым элементом системы управления региональными финансами является осуществление внутреннего государственного финансового контроля в Омской области за использованием средств областного бюджета и соблюдением бюджетного законодательства.
В настоящее время в Омской области сформирована и функционирует система органов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемого органами исполнительной власти Омской области, контрольная деятельность которых проводится в соответствии с полномочиями, закрепленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми нормативными правовыми актами Омской области.
В Омской области уполномоченным органом по осуществлению последующего внутреннего государственного финансового контроля является Главное управление.
Разделение контрольных функций между Министерством финансов (предварительный контроль) и Главным управлением (последующий контроль) позволило вывести организацию государственного финансового контроля на новый уровень. В настоящее время на территории Омской области реализован принцип функциональной и организационной независимости органов государственного финансового контроля.
Количество контрольных мероприятий Главного управления в рамках осуществления последующего внутреннего государственного финансового контроля за исполнением областного бюджета по прогнозной оценке итогов 2013 года составляет более 100 проверок с объемом проверенного расходования бюджетных средств и использования имущества, находящегося в собственности Омской области, на общую сумму более 20,0 млрд. руб., что превышает объем проверенных средств за последние 3 года более чем в 2 раза.
Объем нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере по результатам контрольных мероприятий Главного управления за 2013 год оценивается на общую сумму более 350,0 млн. руб., что больше суммы выявленных нарушений в предыдущие 2 - 3 года более чем на 100,0 млн. руб.
В целях устранения выявленных нарушений применяются бюджетные меры принуждения и привлечение к административной ответственности нарушителей в финансово-бюджетной сфере.
Руководителям проверенных учреждений и организаций направляются представления об устранении нарушений финансово-бюджетной дисциплины, а также информационные письма в адрес главных распорядителей средств областного бюджета.
В рамках мероприятий по реализации представлений об устранении нарушений финансово-бюджетной дисциплины за последние 2 года более 100 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
В ходе реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов Омской области на период до 2013 года в части совершенствования механизмов внутреннего государственного финансового контроля Главным управлением разработаны и утверждены Методические рекомендации по:
- организации внутреннего контроля, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета;
- совершенствованию механизма координации контрольной деятельности органов исполнительной власти при подготовке, планировании и проведении контрольных мероприятий;
- проведению органами исполнительной власти проверок эффективности использования средств областного бюджета и имущества, находящегося в собственности Омской области;
- по квалификации нарушений в финансово-бюджетной сфере в целях унификации выявляемых финансовых нарушений.
Осуществление данной правоприменительной функции способствует формированию единых принципов методологии контроля, а также координации контрольной деятельности органов исполнительной власти Омской области.
Кроме того, в рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в целях повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг (выполнения работ), обеспечения эффективности контроля за использованием субсидий государственных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений Омской области на выполнение государственного (муниципального) задания Главным управлением в 2013 году разработаны и утверждены Методические рекомендации по проведению органами исполнительной власти Омской области проверок использования субсидий, предоставленных из областного бюджета автономным и бюджетным учреждениям Омской области на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, и субсидий на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения ими государственного задания.
В связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" правовое регулирование государственного финансового контроля претерпело значительные изменения, способствующие дальнейшему развитию организации и проведения государственного финансового контроля.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом с 1 января 2014 года за органами внутреннего государственного финансового контроля Омской области закреплен контроль в отношении:
- соблюдения требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок;
- соблюдения правил нормирования в сфере закупок;
- обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
- применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
- своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
- соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
С учетом указанных новаций бюджетного законодательства приоритетными направлениями развития и организации государственного финансового контроля в Омской области являются:
- правовое регулирование и методическое обеспечение внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемого органами исполнительной власти Омской области;
- обеспечение взаимодействия Главного управления и Министерства финансов по применению бюджетных мер принуждения;
- проведение Главным управлением анализа осуществления органами исполнительной власти Омской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- применение мер административной ответственности органами внутреннего государственного финансового контроля Омской области по выявленным фактам бюджетных нарушений.
Учитывая достигнутые положительные результаты в сфере реализации подпрограммы, следует отметить актуальные вопросы, требующие решения.
В условиях увеличения полномочий бюджетов регионального уровня по выполнению социальных задач, обозначенных в поручениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, не подкрепленных доходными источниками, актуальной задачей является обеспечение сбалансированности областного бюджета.
В рамках решения данной задачи деятельность органов государственной власти Омской области должна быть организована по следующим направлениям:
- эффективное управление долговыми обязательствами Омской области;
- снижение дефицита областного бюджета;
- недопущение образования кредиторской задолженности областного бюджета;
- совершенствование финансового обеспечения оказания государственных услуг (выполнения работ) на основе государственных заданий;
- формирование единой методологической и методической базы обеспечения внутреннего государственного финансового контроля.
В целях дальнейшего совершенствования системы управления региональными финансами при переходе к формированию и исполнению программного бюджета на основе государственных программ Омской области в перспективе в регионе будет проведена работа по доработке автоматизированной системы управления бюджетным процессом. Также в условиях необходимости увеличения периода бюджетного планирования важной задачей является разработка долгосрочного бюджетного прогноза, учитывающего приоритеты стратегической социально-экономической политики. В сфере межбюджетных отношений основным приоритетом является совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета в рамках реализации государственных программ Омской области.
Решение задач по вышеуказанным направлениям целесообразно осуществить в рамках подпрограммы, что позволит обеспечить планомерность и результативность работы в сфере реализации подпрограммы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.