Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации г. Пыть-Яха от 27 марта 2017 г. N 75-па приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
Приложение
к постановлению
администрации г. Пыть-Яха
от 23 декабря 2015 г. N 373-ПА
Муниципальная программа
"Управление муниципальным имуществом муниципального образования городской округ город Пыть-Ях на 2016 - 2020 годы"
22 марта, 18 мая, 4 июля, 23 августа, 13, 26 октября, 29 ноября, 27 декабря 2016 г., 27 марта, 6 июня, 11 июля 2017 г.
Постановлением администрации г. Пыть-Яха от 11 июля 2017 г. N 181-па в паспорт внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт
муниципальной программы
1. Краткая характеристика текущего состояния в сфере управления муниципальным имуществом
Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Оно призвано решать и регулировать различные экономические, социальные, политические, экологические вопросы, возникающие на местном уровне. Реальность и эффективность местного самоуправления определяется, прежде всего, материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении муниципального образования и составляющими в своей совокупности финансово-экономические основы местного самоуправления.
Экономическую основу местного самоуправления муниципального образования составляют имущество, находящиеся в муниципальной собственности, средства местного бюджета, а также имущественные права муниципального образования.
Одной из важнейших задач управления муниципальной собственностью является повышение эффективности управления муниципальной собственностью.
Максимальная отдача от имеющихся в распоряжении местных органов власти имущественных активов муниципального образования позволяет решать текущие задачи социально-экономического развития территории, планировать целевые показатели экономического развития муниципального образования в будущем. В связи с этим эффективное управление муниципальной собственностью является условием социально-экономического развития муниципального образования и представляет одну из важнейших задач органов местного самоуправления.
Администрация города Пыть-Яха осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в собственности города Пыть-Яха, является органом, уполномоченным от имени муниципального образования осуществлять в полном объеме права собственника в отношении муниципального имущества, в том числе в сфере приватизации муниципального имущества, формирования муниципальной собственности в соответствии с процедурой разграничения имущества между органами власти Российской Федерации согласно наделенным полномочиям, организует учет муниципального имущества и ведение реестра объектов муниципальной собственности, принимает решение о создании, ликвидации и реорганизации муниципальных предприятий и учреждений, и в случаях, предусмотренных действующим законодательством, участвует в создании хозяйственных обществ. Порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Пыть-Яха, утвержден решением Думы города Пыть-Яха от 19.06.2012 N 156.
Стоимость имущества, числящегося в реестре муниципальной собственности г. Пыть-Ях, по состоянию на 01.01.2016, составляет 12 777 450, 9 тыс. руб.
По сравнению с 2013 годом балансовая стоимость муниципального имущества возросла на 3 872 830 тыс. руб. или на 30%. Увеличение количества и стоимости муниципальных объектов связано с приобретением муниципального имущества муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, строительством и вводом в эксплуатацию объектов социального и коммунального назначения, приемом в муниципальную собственность ранее бесхозяйных жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры (сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения), приемом имущества в муниципальную собственность из собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ХМАО - Югра) в рамках реализации национальных проектов в области здравоохранения и образования.
По состоянию на 01.01.2016 г стоимость муниципального имущества, переданного в оперативное управление муниципальным учреждениям составляет 7 754 087, 1 тыс. руб., в хозяйственном ведении унитарных предприятий находится имущество на сумму 2 221 033, 1 тыс. руб., стоимость имущества казны составляет 2 802 330, 7 тыс. руб.
По состоянию на 01.01.2016 года на территории муниципального образования осуществляло свою деятельность 31 муниципальное учреждение, из них казенных учреждений - 6, бюджетных - 10, автономных учреждений - 15, а также 4 муниципальных унитарных предприятия.
Таким образом общее количество организаций с участием муниципального образования городской округ город Пыть-Ях составило 31 (таблица 1).
Таблица 1
Сведения о количестве организаций с участием м.о. городской округ город Пыть-Ях за период 2013 - 2015 гг.
N |
Организации |
2013 |
2014 |
2015 |
1 |
Муниципальные учреждения, в том числе |
33 |
31 |
31 |
1.1 |
казенные учреждения |
5 |
6 |
6 |
1.2 |
бюджетные учреждения |
11 |
10 |
10 |
1.3 |
автономные учреждения |
17 |
15 |
15 |
2 |
Муниципальные унитарные предприятия |
5 |
4 |
4 |
3 |
Хозяйственные общества с участием муниципального образования |
2 |
2 |
1 |
Анализ динамики изменения количества организаций с участием муниципального образования за прошедшие 3 года, показанный в таблице 1, свидетельствует о том, что количество автономных учреждений уменьшилось на 2 ед., в связи с преобразованием путем присоединения, количество казенных увеличилось на 1 ед. в связи с образованием МКУ "Дума города Пыть-Яха", количество бюджетных уменьшилось на 1 ед. в связи с передачей в государственную собственность МБУЗ "Городская больница".
На 01.01.2016 стоимость муниципального имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями составляет 61% от общей стоимости муниципального имущества, стоимость имущества муниципальной казны - 22%, удельный вес стоимости имущества, переданного в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятием - 17%. Весомая доля стоимости муниципальной казны связана с учетом по рыночной стоимости объектов, числящихся в муниципальной казне, а именно, городских дорог, внутриквартальных проездов, принятых в муниципальную собственность, ранее бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, а так же приобретением квартир.
Структура реестра муниципальной собственности в период с 2013 - 2015 годы представлена в таблице 2.
Таблица 2
Анализ динамики структуры имущества, учтенного в реестре муниципального имущества, за период 2013 - 2015 гг.
|
2013 |
2014 |
2015 |
|||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
|
Имущество, находящееся в оперативном управлении |
5192 |
52 |
8293 |
65 |
7754 |
61 |
Имущество муниципальной казны |
2726 |
27 |
2322 |
18 |
2802 |
22 |
Имущество, находящееся в хозяйственном ведение |
2050 |
21 |
2156 |
17 |
2221 |
17 |
Всего балансовая стоимость имущества |
9968 |
100 |
12771 |
100 |
12777, 0 |
100 |
Общая площадь недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципального образования (за исключением земельных участков) составляет 587 726, 2 кв. м.
Состав имущества, принадлежащего городскому округу, постоянно меняется, в том числе по причине перераспределения имущества между муниципальным образованием, субъектом Российской Федерации - ХМАО - Югрой и Российской Федерацией, оптимизации сети муниципальных учреждений и предприятий, принятия в муниципальную собственность бесхозяйных объектов.
Кроме того, в целях приведения состава муниципального имущества в соответствие с наделенными полномочиями, администрацией города реализуется прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества.
В период с 2013 по 2015 год реализовано 9 единиц движимого имущества, в том числе автотранспортных средств - 8 единиц, объектов недвижимого имущества - 13, в том числе в рамках реализации Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - 8 объектов недвижимости. Доходы местного бюджета от приватизации муниципального имущества в период 2013 - 2015 годов составили 30 565 949, 85 руб.
Всего поступление доходов от управления муниципальной собственностью в 2013 году составило 134 260 184, 87 рублей, что на 73% меньше, чем в 2014 году и на 52% чем в 2015 году.
Динамика доходов от управления и распоряжения муниципальным имуществом за период с 2013 по 2015 годы представлена в таблице 3.
Обеспечение исполнения плановых показателей доходов от использования и продажи муниципального имущества отражает уровень эффективности управления имуществом и масштабы его приватизации.
Таблица 3
Доходы от управления и распоряжения муниципальным имуществом в 2013 - 2015 годах
Наименование дохода |
Руб. |
||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|
Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности |
134 260 184, 87 |
233 241 805, 5 |
203 897 832, 4 |
Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим городским округам |
128 302, 67 |
783 348, 96 |
632 767, 46 |
Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков |
112 691 400, 0 |
183 750 200, 0 |
155 551 600, 0 |
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений) |
5 698 097, 62 |
11 439 953, 61 |
19 123 467, 1 |
Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, созданных городскими округами |
60 930, 99 |
34 379, 97 |
24 978, 0 |
Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) |
120 351, 42 |
102 663, 28 |
921 421, 72 |
Доходы от продажи квартир, находящихся в собственности городских округов |
1 967 625, 21 |
9 306 787, 03 |
11 186 521, 05 |
Доходы от реализации иного имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в части реализации основных средств по указанному имуществу |
10 651 576, 96 |
12 229 895, 82 |
7 684 477, 07 |
Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов |
2 941 900, 0 |
9 812 300, 0 |
8 592 600, 00 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
0 |
5 782 276, 83 |
0 |
Доходы от возмещения ущерба при возникновении иных страховых случаев, когда выгодоприобретателями выступают получатели средств бюджетов городских округов |
0 |
5 782 276, 83 |
0 |
|
|
|
|
Управлением по муниципальному имуществу администрации города осуществляется ведение реестра муниципального имущества и учет имущества муниципальной казны городского округа с применением программно-технических средств. Активно проводится работа по оформлению государственной регистрации прав собственности городского округа на недвижимое имущество, планомерно осуществляются работы по формированию земельных участков, постановке объектов недвижимости на государственный кадастровый учет.
За период с 2013 по 2015 гг. на территории города были проведены торги в отношении 9 земельных участков, сформированных для многоэтажного жилищного строительства, 31 земельного участка, сформированных для индивидуального жилищного строительства, 12 земельных участков под объектами иного назначения, 1 земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
В целях реализации отдельных положений Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 03.05.2000 N 26-оз "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" и Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2005 N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" в период 2013 - 2015 гг. сформировано и предоставлено 65 земельных участков, предназначенных для бесплатной передачи в собственность граждан для целей строительства индивидуальных жилых домов.
С 2008 года начата работа по формированию земельных участков, подлежащих отнесению к муниципальной собственности. В период с 2013 по 2015 гг. сформировано 18 земельных участков под объектами муниципальной собственности. Преимущественно под объектами социальной сферы (детские сады, школы, объекты здравоохранения), а также под объектами промышленного производства (здания, строения, сооружения коммунального назначения), которые в последующем были предоставлены муниципальным учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования и в аренду коммерческим организациям.
Несмотря на динамичное осуществление администрацией города деятельности в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом и землями, организациями муниципальной формы собственности, по-прежнему, остается ряд проблем, которые необходимо решать как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективе:
- отсутствие однозначно определенных целей управления муниципальным имуществом, избыточность муниципального имущества с точки зрения исполнения полномочий, возложенных на органы местного самоуправления;
- отсутствие сформированного и исчерпывающего состава муниципального имущества и организаций, необходимого для выполнения органами местного самоуправления функций и полномочий, возложенных государством.
В связи с этим необходимо проведение работы по оптимизации состава муниципального имущества, которая достигается также путем осуществления проверок его сохранности и использования по назначению, оценки эффективности его использования, в целях изъятия излишнего или используемого не по целевому назначению и вовлечения его в хозяйственный оборот, а также проведения мероприятий, направленных на совершенствование правового положения муниципальных учреждений.
Президентом Российской Федерации в бюджетном послании Федеральному собранию от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" указано на необходимость осуществления оптимизации сети государственных и муниципальных учреждений: "Остается актуальной задача по оптимизации сети государственных и муниципальных учреждений. Необходимо реорганизовать учреждения, ориентированные на оказание преимущественно платных услуг, а также учреждения, деятельность которых не соответствует полномочиям органов государственной власти и органов местного самоуправления".
В связи с этим вносятся изменения в уставы муниципальных учреждений, исключающих необоснованное осуществление ими платной деятельности и деятельности, которая не соответствует полномочиям органов местного самоуправления.
Так же требуется ускорить темп приватизации объектов недвижимости, задействованных в конкурентных сферах экономики и не используемых для муниципальных нужд.
Имеются недостатки в обеспечении полного, своевременного и достоверного учета объектов муниципального имущества, основанного на правоустанавливающих документах. Необходимо активизировать и завершить работу по обеспечению государственной регистрации права собственности всего недвижимого имущества муниципального образования и его учету, так как рациональное управление муниципальным имуществом, оперативное принятие управленческих решений по его эффективному использованию возможно только при наличии полной и достоверной системы учета, содержащей актуальные сведения об объектах муниципальной собственности.
Имеется недостаточный уровень эффективности использования муниципального имущества, в том числе земель.
В соответствии с земельным законодательством Российской Федерации собственники зданий, строений, сооружений обязаны сформировать земельные участки и оформить права на них. В целях исполнения п. 10 ст. 3, ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" необходимо сформировать земельные участки, в границах которых расположены объекты, находящиеся в собственности муниципального образования в полном объеме, и осуществить регистрацию права собственности на них. Эти меры позволят создать условия вовлечения земельных участков в гражданский оборот и решить социальные задачи муниципального образования в совокупности с увеличением налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов.
В соответствии с политикой, проводимой Правительством Российской Федерации, направленной на создание качественных условий жизнеобеспечения граждан, ресурсное энергосбережение, повышение доступности административных зданий и социальных объектов для маломобильных групп населения, расширяются требования к эксплуатационным характеристикам зданий, их пожарной безопасности, к несущей способности и допустимой степени деформации строительных конструкций и инженерных систем. Вместе с тем ужесточились санитарно-эпидемиологические требования, требования к применению энергоэффективных технологий, обеспечению безопасного уровня воздействия строительного сооружения на окружающую среду.
Одной из наиболее актуальных проблем остается высокая степень физического и морального износа объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности. На объектах с высокой степенью износа конструкции изнашиваются, разрушаются, вследствие чего эксплуатационные качества зданий ухудшаются, что нарушает условия труда и быта людей, использующих эти здания, создают угрозу жизни и здоровью граждан. Кроме того, вследствие потери качества происходит соответствующая утрата стоимости зданий и сооружений, восстановление же зданий с высоким уровнем физического износа является экономически нецелесообразным. Своевременное проведение ремонтно-строительных мероприятий позволит выявить и устранить нарушения указанных выше требований, улучшить качество оказываемых услуг, учитывая, что одним из направлений социально-ориентированной политики государства является создание условий для качественного и комфортного обслуживания населения.
Учитывая сроки и объемы финансирования, а также требования по сохранению природной среды при создании новых объектов, одним из путей обеспечения населения округа необходимой инфраструктурой является капитальный ремонт существующих зданий и сооружений, модернизация их инженерно-технического обеспечения.
Обеспечение сохранности, технического и эксплуатационного состояния муниципальных объектов зависит от своевременности проведения ремонта, обеспечения бесперебойной работы инженерного оборудования, надлежащего содержания, а также решения задач по модернизации и техническому переоснащению служебных зданий и объектов инженерной инфраструктуры, внедрение современных ресурсо-энергосберегающих технологий.
По состоянию на 01.01.2016 года в реестре муниципальной собственности числится 2945 объекта недвижимого имущества, их них 228 - закреплено на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями, 481 - находятся в хозяйственной ведении муниципальных унитарных предприятий, 2236 ед. числятся в муниципальной казне, в том числе 677 объектов муниципального жилищного фонда в капитальном исполнении общей площадью 29 715, 9 кв. м. и 1101 в деревянном исполнении общей площадью 38 747, 8 кв. м.
Работа по дальнейшему развитию имущественного комплекса требует совершенствования форм и методов повышения эффективности использования муниципального имущества. Использование программно-целевого метода для решения имеющихся проблем обусловлено необходимостью применения комплексного и последовательного подхода, обеспечивающего увязку реализации мероприятий по срокам и ресурсам с результатом.
Важнейшие преобразования в сфере управления муниципальным имуществом будут направлены на передачу объектов муниципального имущества наиболее эффективным собственникам, совершенствование механизмов учета и контроля. Одним из ожидаемых конечных результатов такого управления должно быть обеспечение органов муниципальной власти исключительно тем имуществом, которое необходимо им для исполнения закрепленных за ними публичных полномочий. При этом главным условием в отношении сохраняемого в муниципальной собственности имущества является повышение эффективности его использования с обеспечением оптимального уровня муниципальных расходов на его управление.
Администрацией города планомерно ведется работа по формированию земельных участков для целей многоэтажного и индивидуального жилищного строительства, в том числе предназначенных для бесплатного предоставления в собственность отдельным категориям граждан для строительства индивидуальных жилых домов, осуществляется формирование земельных участков под многоквартирными домами, а также под объектами муниципальной собственности, в целях регистрации по ним права муниципальной собственности.
Общая площадь земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, по состоянию на 01.01.2016 составляет 233 690 кв. м. на сумму 114 602 153, 99 рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.