Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Главного
управления финансового
контроля Омской области
от 27 октября 2014 года N 25
Методические рекомендации
по проведению главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств проверок эффективности использования средств областного бюджета и имущества Омской области
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях реализации статей 34, 158, 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и совершенствования механизмов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита проводимого главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, осуществляющими полномочия по внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту, в части проведения проверок эффективности использования средств областного бюджета и имущества Омской области.
I. Общие положения
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 2593-р "Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года" и переходом к программному бюджету происходит трансформация задач от ведомственного финансового контроля, осуществляемого главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, к внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту. При организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита акцент должен быть направлен на контроль за результатами, которые приносят экономический эффект, оценку результативности государственных программ и государственных заданий.
Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в части эффективности использования средств областного бюджета осуществляется органами исполнительной власти, в рамках установленных статьей 160.2-1 БК РФ бюджетных полномочий главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
Принцип эффективности использования средств областного бюджета, определенный статьей 34 БК РФ, заключается в составлении и исполнении бюджетов участниками бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий, исходя из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Получатель средств областного бюджета в рамках полномочий, определенных статьей 162 БК РФ, составляет и исполняет бюджетную смету, принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства, вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи, ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета) и обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, формирует бюджетную отчетность и представляет бюджетную отчетность получателя средств областного бюджета соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, исполняет иные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств в силу положений, определенных статьей 158 БК РФ, в части эффективности использования средств областного бюджета обеспечивают:
- результативность, адресность и целевой характер использования средств областного бюджета в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
- соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных БК РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Право на осуществление проверок главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, предоставившими субсидии из областного бюджета бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, рассчитанного с учетом нормативных затрат на оказание государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества и иные цели (далее - субсидии), а также субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями определено статьями 78 и 78.1 БК РФ.
II. Проверка эффективности использования средств областного бюджета
Контроль за эффективностью использования средств областного бюджета должен быть направлен на оптимизацию расходов бюджета и профилактику правонарушений в сфере бюджетного законодательства.
Нарушение участниками бюджетного процесса принципа эффективности использования бюджетных средств, определенного статьей 34 БК РФ, предлагается рассматривать как неэффективное использование средств областного бюджета, в том числе направленных на:
- ремонт и содержание не эксплуатируемого оборудования и имущества;
- приобретение за счет средств областного бюджета материальных ценностей (в том числе оборудования и имущества), не используемых с момента оплаты в течение года или по истечении срока предполагаемого начала использования;
- приобретение продукции, материалов, оборудования ненадлежащего качества, в том числе с истекшим сроком хранения (эксплуатации);
- оплату работ, проведенных с нарушениями при капитальном ремонте, строительстве и (или) реконструкции объектов (без проведения экспертизы достоверности сметной стоимости, проектно-сметной документации), не введенных в эксплуатацию или введенных после наступления утвержденного срока ввода объекта в эксплуатацию;
- приобретение материальных ценностей, не используемых при осуществлении деятельности учреждения или использование их в целях, не предусмотренных уставной деятельностью учреждения;
- приобретение сверхнормативных запасов материальных ценностей (мягкий инвентарь, строительные материалы и др.);
- оплату продукции, работ и услуг по завышенным ценам;
- дополнительное расходование средств на уплату юридическим и физическим лицам штрафов, пеней, неустоек, на возмещение причиненного им ущерба, в том числе в результате несвоевременной оплаты поставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) товаров, работ, услуг при наличии в момент образования кредиторской задолженности достаточных средств на лицевом счете;
- оплату вознаграждений по договорам гражданско-правового характера за выполнение работ, входящих в круг должностных обязанностей сотрудников, числящихся в штате учреждения;
- оплату налога на имущество организаций, за имущество, не учтенное на балансе учреждения и (или) неиспользуемое в деятельности;
- приобретение учреждением имущества за счет бюджетных средств в случае дальнейшей передачи его по договору безвозмездного пользования третьей стороне.
Главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств при выявлении в ходе контрольных мероприятий фактов непринятия руководителем объекта контроля мер к возмещению арендатором части расходов по оплате коммунальных услуг, произведенных за счет средств областного бюджета, рекомендуется считать невозмещенные расходы неэффективным использованием средств областного бюджета.
Выявленные вышеперечисленные случаи неэффективного использования средств областного бюджета у бюджетных и автономных учреждений, получающих субсидии, приводят к завышению расходов на выполнение государственного задания.
В целях формирования достоверной информации о мерах по повышению эффективности использования средств областного бюджета и результатах их реализации, главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств при осуществлении проверки эффективности использования средств областного бюджета, получателями средств областного бюджета рекомендуется проводить анализ соответствия показателей результатов принятых мер по повышению эффективности расходования средств областного бюджета, отраженных в разделе 2 пояснительной записки "Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств" (форма 0503160) к годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, фактически достигнутым результатам.
III. Проверка эффективности использования имущества
Основным фактором, влияющим на оценку деятельности главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, является использование имущества в соответствии с учредительными документами посредством оптимального расходования ресурсов.
Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества автономными, бюджетными и казенными учреждениями Омской области реализуется в рамках полномочий органов исполнительной власти, осуществляющих функции учредителя в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 6 апреля 2011 года N 56-п "Об утверждении Порядка осуществления контроля за деятельностью автономных, бюджетных и казенных учреждений Омской области" путем проведения проверок целевого использования, сохранности и эффективности управления имуществом, приобретенным за счет средств областного бюджета, переданным из областного бюджета и закрепленным на праве оперативного управления.
В ходе проверки эффективности использования имущества предлагается рассматривать вопросы фактического наличия и состояния имущества, наличия правоустанавливающих документов, выявления неиспользуемого, используемого не по назначению имущества, а также имущества, используемого для осуществления деятельности, не предусмотренной учредительными документами.
Установленные факты неиспользования имущества в течение года, использования его не по назначению рекомендуется рассматривать как неэффективное использование имущества.
В случае выявления излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, а также отсутствия правоустанавливающих документов информацию о результатах проверки рекомендуется направлять в уполномоченный орган исполнительной власти Омской области, обеспечивающий управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Омской области (Министерство имущественных отношений Омской области).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Главного управления финансового контроля Омской области от 27 октября 2014 г. N 25 "Об утверждении Методических... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.