Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния транспортной сферы социально-экономического развития Березовского района
Транспортный комплекс Березовского района сформирован автомобильным, воздушным и водным транспортом и включает в себя: сеть зимних автомобильных дорог, водные пути, автостанции, аэропорты и вертолетные площадки, пристани; различные организации, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров, грузов и функционированию транспортного комплекса.
В Березовском районе перевозки носят ярко выраженный сезонный характер, в зимний период по автозимникам, в летний речным транспортом. Единственный вид транспорта, осуществляющий перевозки круглогодично - это воздушный, который в свою очередь является самым затратным, как для населения, так и для бюджета района.
Данная транспортная схема сложилась из-за отсутствия в Березовском районе автомобильных дорог с твердым покрытием между населенными пунктами и между муниципальными образованиями, кроме того в районе отсутствует железнодорожный транспорт.
Темпы роста расходов транспортных предприятий значительно превышают темпы роста доходов. Компенсировать убытки и, соответственно, обеспечивать доступность для населения, надежность и безопасность основных социально значимых маршрутов позволяет субсидирование пассажирских перевозок. Получателями субсидий являются транспортные организации, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров по маршрутам муниципального сообщения на территории Березовского района.
Развитие транспортной системы является необходимым условием улучшения качества жизни населения района.
Отсутствие круглогодичной сети наземных дорог, связывающей район с соседними регионами - Республикой Коми, Ямало-Ненецким автономным округом, другими районами Югры приводит к увеличению транспортных расходов.
Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит так же к существенному росту расходов, снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности.
Отсутствие транспортной доступности для хозяйственного освоения новых территорий и возможности обеспечения необходимой подвижности населения и мобильности трудовых ресурсов, формирующих развитый территориальный рынок сдерживает экономический рост района.
1.1. Автомобильный транспорт
Перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по автозимникам выполняет Березовский филиал ООО "Северавтотранс". Предприятие обеспечивает перевозки по семи социально значимым маршрутам, в том числе по пяти межмуниципальным маршрутам.
Основными проблемами выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом являются: отсутствие дорог с твердым покрытием (перевозка пассажиров на муниципальных маршрутах осуществляется по зимним автомобильным дорогам и имеет ярко выраженный сезонный характер), убыточность пассажирских перевозок, отсутствие у Предприятия пассажирского автомобильного транспорта с малой вместимостью.
Возмещение недополученных доходов от пассажирских перевозок автомобильным транспортом позволяет сохранять фиксированные тарифы.
Динамика показателей автомобильного транспорта
|
2012 |
Темп роста в % |
2013 |
Темп роста в % |
2014 |
Темп роста в % |
Выполнено рейсов, единиц |
314 |
120 |
382 |
121 |
390 |
102 |
Пассажиропоток, человек |
3 323 |
217 |
3 384 |
101 |
3 242 |
95 |
Размер дотации на перевозки, тыс. рублей |
2 510,7 |
85 |
4 224,7 |
168 |
4 098,9 |
97 |
1.2. Воздушный транспорт
Перевозки воздушным транспортом осуществляет АО "ЮТэйр - Вертолетные услуги". Аэропортовое, наземное обслуживание воздушных судов осуществляет Березовский филиал ОАО "Аэропорт Сургут". Пассажирские авиационные перевозки охватывают практически все крупные населенные пункты Березовского района.
На территории района пассажирские авиаперевозки осуществляются на две посадочные площадки в гп. Березово и гп. Игрим, способные принимать самолеты и вертолеты, на восемь вертолетных площадок расположенных в поселениях района, осуществляющих прием, отправку пассажиров и грузов, с помощью которых обеспечивается более 60% всех пассажирских и грузовых перевозок в районе.
Основными проблемами пассажирских авиаперевозок на территории Березовского района являются: большие расстояния между поселениями, малонаселенность территории района, высокая себестоимость аэропортовых услуг, низкая интенсивность полетов и, как правило, убыточная деятельность авиапредприятий, высокий износ основных фондов наземной авиационной инфраструктуры (посадочных площадок), старение парка вертолетов и самолетов, выполняющих перевозки на муниципальных маршрутах, отсутствие необходимых типов воздушных судов меньшей пассажировместимостью.
Для пассажирских авиаперевозок на территории района характерна сезонность, то есть наибольшая востребованность возникает в период распутицы, летних отпусков и праздничных каникул. В такие периоды организуются и выполняются дополнительные рейсы по внутрирайонным маршрутам.
Растет размер субсидии на перевозку авиатранспортом. На ежегодный рост объема субсидий влияют: стоимость летнего часа, а также изменение тарифов и сборов по некоторым наименованиям услуг и удорожание топлива.
Предоставляемые субсидии из бюджета района позволяют сохранить уровень фиксированных тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом.
Динамика показателей воздушного транспорта
|
2012 |
Темп роста в % |
013 |
Темп роста в % |
2014 |
Темп роста в % |
Выполнено рейсов, по району, единиц |
569 |
108 |
583 |
102 |
549 |
94 |
Пассажиропоток, человек |
17 474 |
116 |
17 481 |
100 |
16 264 |
93 |
Размер дотации на перевозки, тыс. рублей |
104 736,01 |
130 |
110 745,24 |
105 |
104 762,18 |
94 |
1.3. Водный транспорт
Перевозку водным транспортом в период навигации осуществляет ОАО "Северречфлот".
На территории Березовского района по водным путям функционирует четыре маршрута.
Предоставление субсидий из бюджета Березовского района позволили сохранить стабильность выполнения социально значимых маршрутов.
Основные проблемы пассажирских перевозок водным транспортом в районе: значительный износ пассажирских судов, убыточность пассажирских перевозок, высокая себестоимость содержания пассажирского флота, отсутствие у Предприятия судов с меньшей пассажировместимостью.
Динамика показателей водного транспорта
|
2012 |
Темп роста в % |
2013 |
Темп роста в % |
2014 |
Темп роста в % |
Выполнено рейсооборотов, единиц |
223 |
81 |
203 |
91 |
234,5 |
115 |
Пассажиропоток, человек |
14 118 |
131 |
13 913 |
98 |
15 916 |
114 |
Размер дотации на перевозки, тыс. рублей |
24 663,7 |
150 |
29 352,4 |
119 |
36 533,2 |
124 |
1.4. Дорожное хозяйство
Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения в Березовском районе в соответствии с официальными данными Федеральной Службы государственной статистики по состоянию на 01.01.2015 года составляет 211,6 км, в том числе с твердым покрытием 148,9 км, удельный вес дорог с твердым покрытием в общей протяженности дорог составляет - 70,4 %.
Нормативный межремонтный срок автомобильных дорог составляет: на капитальный ремонт - 12 лет; на ремонт автомобильных дорог 4 - 6 лет. В настоящий момент складывается ситуация, когда значительная часть дорог, введенных в эксплуатацию более 10 лет назад, имеет недостаточные транспортно-эксплуатационные характеристики. По состоянию на начало 2015 года протяженность дорог, не отвечающих нормативным требованиям, составляет 4,9 км, что составляет 2,3% от общей протяженности автомобильных дорог в Березовском районе.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения в Березовском районе в разрезе городских и сельских поселений района представлена в таблице 1.
Таблица 1
Протяженность
автомобильных дорог общего пользования местного значения в Березовском районе в разрезе городских и сельских поселений на 1 января 2015 года
Поселение |
Протяженность автомобильных дорог, км |
|||
Всего |
в том числе: |
|||
С твердым покрытием |
С усовершенствованным покрытием |
Не отвечающих требованиям |
||
Городское поселение Берёзово |
75,9 |
40,3 |
35,6 |
0 |
Городское поселение Игрим |
63,8 |
40,1 |
21,5 |
0 |
Сельское поселение Саранпауль |
55,0 |
55,0 |
0 |
0 |
Сельское поселение Хулимсунт |
4,5 |
1,1 |
0 |
4,5 |
Сельское поселение Приполярный |
0,4 |
0,4 |
0 |
0,4 |
Сельское поселение Светлый |
12 |
12 |
0 |
0 |
Итого: |
211,6 |
148,9 |
57,1 |
4,9 |
Автомобильные дороги общего пользования местного значения подвержены влиянию окружающей среды, хозяйственной деятельности человека и постоянному воздействию транспортных средств, в результате чего меняется технико-эксплуатационное состояние дорог. Для их соответствия нормативным требованиям необходимо выполнение различных видов дорожных работ:
- содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;
- ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
- капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги, не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;
- реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляются изменения параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущие к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущие за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.
Состояние сети дорог общего пользования местного значения определяется своевременностью, полнотой и качеством выполнения работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту и реконструкции дорог и зависит напрямую от объемов финансирования и стратегии распределения финансовых ресурсов в условиях их ограниченных объемов.
Недофинансирование дорожной отрасли в условиях постоянного роста интенсивности движения, увеличение количества транспортных средств в населенных пунктах Березовского района приводит к несоблюдению межремонтных сроков, накоплению количества не отремонтированных участков, увеличению количества участков с уровнем загрузки выше нормативного и участков с неудовлетворительным транспортно-эксплуатационным состоянием, на которых необходимо проведение ремонтов.
Опережение темпов роста интенсивности движения на автомобильных дорогах по сравнению с увеличением пропускной способности автомобильных дорог приводит к росту уровня аварийности на сети автомобильных дорог общего пользования.
Учитывая вышеизложенное, в условиях ограниченных финансовых средств стоит задача их оптимального использования с целью максимально возможного снижения количества проблемных участков автомобильных дорог и сооружений на них.
Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом для муниципального образования Березовский район заключается в планировании деятельности по развитию автомобильных дорог местного значения, включая возможность получения субсидий из бюджета автономного округа. Утверждение данной программы позволит проводить целенаправленную долговременную политику по развитию дорожного хозяйства муниципального образования, повышению комфортности и мобильности транспортных потоков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.