Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Омской области от 2 марта 2016 г. N 51-п в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
Раздел 2. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития Омской области в сфере реализации государственной программы
Социально-экономическое развитие Омской области в настоящее время происходит в условиях интенсивной конкуренции субъектов Российской Федерации за финансовые, материальные и кадровые ресурсы. Одной из первоочередных стратегических целей социально-экономического развития региона является повышение эффективности системы государственного управления. Достижению данной цели способствуют организация и проведение мероприятий, ориентированных на совершенствование государственного управления в сфере реализации государственной национальной политики на территории Омской области, повышение качества управления общественными финансами и собственностью Омской области, развитие государственной гражданской службы, государственно-правовых институтов на территории Омской области и внутреннего государственного финансового контроля.
В сфере управления региональными финансами, а также имуществом Омской области за последние годы достигнуты значимые положительные результаты. Планирование областного бюджета осуществляется раздельно по действующим и принимаемым расходным обязательствам Омской области с представлением обоснований бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств областного бюджета. В целях определения наиболее эффективных расходов в условиях ограниченности финансовых ресурсов планирование принимаемых расходных обязательств областного бюджета осуществляется на конкурсной основе.
Формирование областного бюджета осуществляется с помощью программно-целевого метода на основе четкой системы целеполагания субъектов бюджетного планирования Омской области, построенной по принципу иерархии целей и задач с их ориентированием на приоритеты социально-экономического развития региона. В Омской области в настоящее время доля программных расходов областного бюджета составляет более 90 процентов, что является одним из лучших показателей среди субъектов Российской Федерации.
В целях развития программно-целевых методов планирования бюджета в Омской области в 2013 году реализован комплекс мероприятий по внедрению в бюджетный процесс государственных программ Омской области и формированию на их основе программного бюджета, разработана соответствующая нормативно-правовая база.
В Омской области планирование областного бюджета начиная с 2010 года полностью осуществляется в единой автоматизированной системе управления бюджетным процессом на основе взаимоувязанных механизмов бюджетирования, ориентированного на результат.
В данной системе в автоматическом режиме осуществляется формирование:
- реестра расходных обязательств Омской области;
- данных на основе заполняемых в автоматизированной системе справочников целей и задач деятельности субъектов бюджетного планирования, а также перечня государственных услуг Омской области и государственного задания на их оказание;
- предложений по уточнению на очередной финансовый год и первый год планового периода и по определению на второй год планового периода объемов бюджетных ассигнований областного бюджета;
- проекта закона Омской области об областном бюджете и одновременных документов к нему.
В 2011 году в Омской области осуществлен переход от однолетнего к среднесрочному планированию и утверждению областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Кроме того, начиная с областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов планирование бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется в формате "скользящей трехлетки".
В настоящее время в Омской области достигнут высокий уровень прозрачности и предсказуемости межбюджетных отношений, выстроена устойчивая структура межбюджетных трансфертов, что в свою очередь способствует повышению эффективности использования расходов областного и местных бюджетов, а также укреплению доходной базы местных бюджетов.
С 2011 года в Омской области ежегодно увеличивается доля нецелевой финансовой помощи местным бюджетам. Так, по итогам 2010 года соотношение объема дотаций к объему субсидий (за исключением субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета) составило 6,1 процента, в 2013 году - 24,1 процента.
Кроме того, в соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации региональным законодательством ежегодно устанавливаются дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных образований Омской области.
Расчетный объем поступлений в местные бюджеты по данным нормативам увеличился с 2010 года в 2 раза.
В 2012 и 2013 годах одним из приоритетных направлений поддержки органов местного самоуправления Омской области (далее - ОМСУ) стало организационное и методологическое сопровождение бюджетного процесса в муниципальных образованиях Омской области в связи с переходом на составление местных бюджетов на три года, а также изменениями бюджетного законодательства.
Кроме того, в целях автоматизации процесса планирования местных бюджетов Министерством финансов в 2012 году проведены организационные мероприятия по переходу к формированию бюджетов муниципальных районов Омской области на 2013 - 2015 годы в программном комплексе "Бюджетирование, ориентированное на результат".
В рамках контроля за деятельностью ОМСУ в сфере управления муниципальными финансами, а также стимулирования к повышению качества управления муниципальными финансами Министерством финансов ежеквартально и по итогам года проводится оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных районах (городском округе город Омск) Омской области. Мониторинг позволяет выявить негативные тенденции в управлении муниципальными финансами и оперативно принять меры по их устранению. Результаты оценки несомненно свидетельствуют о повышении качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях Омской области. По итогам 2013 года процент достижения максимально возможной оценки в среднем по муниципальным образованиям Омской области составил 86 процентов (по итогам 2010 года - 80 процентов).
Также большое внимание в регионе уделяется обеспечению открытости областного и местных бюджетов. При этом на официальных сайтах органов исполнительной власти Омской области на постоянной основе размещается актуальная информация о бюджетном процессе, основных параметрах бюджетов, об основных инструментах программно-целевого планирования. Также посредством использования программного комплекса "Аналитический центр руководителя" граждане и организации могут ознакомиться с данными в разрезе структуры доходов и расходов бюджетов всех уровней, межбюджетных трансфертов, долговых обязательств Омской области и о ходе их исполнения.
Внутренний финансовый контроль, являясь одним из этапов бюджетного процесса и одной из важных функций государственного управления, содействует успешной реализации государственной финансовой политики, соблюдению законности, целесообразности и эффективности использования бюджетных средств.
Одним из направлений управления региональными финансами Омской области является осуществление государственного финансового контроля. В Омской области построена система как внутреннего государственного финансового контроля, осуществляемого Министерством финансов (в части предварительного контроля) и Главным управлением финансового контроля Омской области (в части последующего контроля), так и внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемых органами исполнительной власти Омской области в отношении государственных учреждений Омской области.
В настоящее время на территории Омской области сформированы необходимые условия для осуществления внутреннего государственного финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Ежегодно в Омской области внутренним финансовым контролем охватывается более 30 процентов получателей бюджетных средств и иных организаций, получающих средства из областного бюджета, а также увеличивается объем проверенных средств и выявленных финансовых нарушений.
Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены значительные изменения в правовое регулирование государственного финансового контроля, в соответствии с которыми разграничены полномочия органов государственного финансового контроля, определены функции органов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также значительно расширен круг объектов контроля, ужесточена административная ответственность и введены бюджетные меры принуждения за нарушения бюджетного законодательства.
Данные изменения будут способствовать повышению эффективности осуществления контрольной деятельности органов финансового контроля, ответственности получателей бюджетных средств за целевое использование бюджетных средств, а также позволят предотвратить нарушения в финансово-бюджетной сфере при исполнении бюджетного процесса.
Одним из направлений внутреннего государственного финансового контроля является осуществление методологического обеспечения контрольной деятельности органов исполнительной власти Омской области. В целях повышения эффективности контроля за целевым и эффективным расходованием средств областного бюджета и соблюдением бюджетного законодательства были разработаны документы, способствующие повышению эффективности осуществления контроля за использованием бюджетных средств.
В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с 1 января 2014 года органы внутреннего государственного финансового контроля наделяются полномочиями по осуществлению контроля в сфере закупок в части обоснования цены и выполнения условий контрактов.
Сфера управления имуществом Омской области охватывает широкий круг вопросов: создание новых объектов собственности Омской области, безвозмездные прием и передача их на другие уровни собственности, приватизация и отчуждение по иным основаниям, передача во владение и пользование, реорганизация и ликвидация областных предприятий и государственных учреждений Омской области.
Уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики в сферах имущественных и земельных отношений на территории Омской области, является Минимущество.
Приращение собственности Омской области осуществляется за счет передачи объектов из федеральной и муниципальной собственности, формирования земельных участков, завершения строительства, приобретения и выявления новых объектов в результате инвентаризации областного имущества. За последние пять лет стоимость имущества, находящегося в собственности Омской области, увеличилась в 1,6 раза, с 46 млрд. руб. в 2009 году до 76 млрд. руб. в 2013 году.
Одним из важнейших условий эффективного управления областной собственностью является наличие правоустанавливающих и правоподтверждающих документов, ведение единого, полного учета объектов собственности.
За период 2009 - 2013 годов количество объектов, учтенных в Едином банке данных объектов собственности Омской области, увеличилось в 2,3 раза и составило около 18 тысяч единиц, количество земельных участков, зарегистрированных в областную собственность, увеличилось в 3,6 раза.
Минимуществом за пять лет получено более 8 тысяч свидетельств о государственной регистрации права собственности Омской области на объекты и земельные участки. Доля объектов, имеющих надлежаще оформленные документы и свидетельства о государственной регистрации, увеличилась с 91,8 процента в 2009 году до 96,2 процента в 2013 году.
В целях развития налогового потенциала муниципальных районов Омской области Минимуществом оказывается содействие в формировании имущественного комплекса ОМСУ в виде предоставления субсидий на оформление технической и кадастровой документации на объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности.
В рамках использования вышеуказанных субсидий количество объектов, учтенных в реестрах муниципальной собственности муниципальных районов, городских и сельских поселений Омской области, за пять лет увеличилось с 44,6 тысячи объектов в 2009 году до 49,5 тысячи объектов в 2013 году. Техническая и кадастровая документация оформлена на 62,8 процента объектов недвижимости, учтенных в реестрах муниципальной собственности. Осуществлена государственная регистрация права муниципальной собственности в отношении 59,6 процента объектов недвижимости, учтенных в реестрах.
Минимуществом на постоянной основе проводятся работы по актуализации кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с действующим законодательством, что в свою очередь способствует установлению налогооблагаемой базы с учетом рыночной цены на землю, а также стимулированию собственников к рациональному использованию земельных ресурсов.
В настоящее время происходящие социально-экономические процессы диктуют определенные требования к структуре и методам управления регионом. Проводимые реформы государственного управления направлены на переоценку роли и сфер ответственности органов власти, устранение конфликтов интересов, дублирования функций, обеспечение прозрачности деятельности органов государственной власти. В данных условиях особую актуальность приобретают организация и проведение работ в рамках повышения эффективности государственной гражданской службы Омской области (далее - гражданская служба), направленные на создание необходимых условий обеспечения эффективности и результативности гражданской службы, профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Омской области (далее - гражданские служащие).
В рамках осуществления мероприятий по повышению эффективности гражданской службы в течение 2011 - 2013 годов:
- разработано и принято более 60 нормативных правовых актов Омской области, реализующих положения федерального и областного законодательства в сфере гражданской службы;
- созданы необходимые условия для конкурсного поступления на гражданскую службу;
- упорядочена и контролируется деятельность органов исполнительной власти Омской области по профессиональной переподготовке, повышению квалификации гражданских служащих;
- разработаны и внедрены методические рекомендации по организации деятельности в сфере гражданской службы.
В целях развития муниципальной службы в Омской области (далее - муниципальная служба) также приняты необходимые соответствующие нормативные правовые акты и организована работа по формированию базы данных муниципального кадрового резерва. Одной из приоритетных задач в сфере муниципальной службы является построение новой системы работы с кадровым резервом, включающей подготовку и переподготовку лиц, включенных в резерв управленческих кадров, а также дальнейшее привлечение в систему муниципального управления наиболее перспективных представителей резерва.
Важнейшим направлением государственного управления является сфера национальной политики. Обеспечение гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия, территориальной целостности, нейтрализация причин, способствующих возникновению социальных и межэтнических конфликтов, составляют основу государственной национальной политики и обеспечивают условия для социально-экономического, политического развития Омской области, удовлетворения национально-культурных и образовательных запросов ее населения.
Омская область относится к субъектам Российской Федерации, имеющим многонациональный состав населения, и на протяжении последних десятилетий характеризуется стабильным состоянием этноконфессиональных отношений. В регионе создаются благоприятные условия для деятельности общественных организаций, развития национальных культур, языков, реализуется комплекс мер, направленных на обеспечение конституционных гарантий свободы совести, свободы вероисповедания и равенства религиозных объединений перед законом. Действует Консультативный совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Губернаторе Омской области, Общественная палата Омской области, созданы консультативно-совещательные органы в сфере реализации государственной национальной политики при Главном управлении внутренней политики Омской области, Администрации города Омска, в муниципальных районах Омской области.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 602 "Об обеспечении межнационального согласия" в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 2 апреля 2014 года N 34 осуществляется мониторинг этноконфессиональных отношений и оперативного реагирования на проявления религиозного и национального экстремизма на территории Омской области, предусматривающий комплекс мер по получению, обработке и анализу данных о состоянии и прогнозировании происходящих на территории Омской области процессов в сфере этноконфессиональных отношений, а также по оперативному реагированию на проявления религиозного и национального экстремизма, проводимый в рамках межведомственного взаимодействия.
С учетом географических особенностей Омской области, этноконфессиональных аспектов актуальным является осуществление профилактической работы, направленной на укрепление гражданского и духовного единства российской нации, воспитание патриотизма, сохранение и развитие национальных культур и языков, интеграцию и социальную адаптацию мигрантов.
Совершенствование государственного управления в сфере реализации государственной национальной политики на территории Омской области обусловлено современными условиями деятельности органов государственной, муниципальной власти, обеспечения их взаимодействия с институтами гражданского общества в соответствии со Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, Концепцией государственной национальной политики Омской области, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 17 ноября 2011 года N 115, Законом Омской области "О развитии российского казачества на территории Омской области".
В условиях развития современных институтов гражданского общества в рамках совершенствования системы взаимодействия субъектов общественно-политических отношений и местного самоуправления по решению вопросов социально-экономического и общественно-политического развития Омской области реализуются следующие мероприятия:
- проведение Совета глав муниципальных образований при Губернаторе Омской области, семинаров с ОМСУ, форума институтов гражданского общества;
- предоставление субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, осуществляющим общественно полезную деятельность на территории Омской области по реализации социально значимых проектов (программ) в сфере социальной политики;
- проведение обучающих семинаров с ОМСУ по вопросам муниципальной службы и противодействия коррупции.
В регионе постоянно совершенствуются механизмы организационного, информационно-аналитического обеспечения деятельности Губернатора Омской области. Так, ежегодно проводится свыше 150 мероприятий, направленных на организацию взаимодействия органов исполнительной власти Омской области, ОМСУ и общественного самоуправления Омской области, общественных объединений, иных организаций.
В целях поддержки и повышения эффективности общественно полезной деятельности в регионе из областного бюджета ежегодно предоставляются субсидии не менее чем 100 некоммерческим организациям Омской области, осуществляющим общественно полезную деятельность по реализации социально значимых проектов (программ) в сфере социальной политики.
За последние годы в регионе достигнуты значительные результаты в сфере управления общественными финансами и имуществом, развития государственных правовых институтов, что неоднократно отмечено на федеральном уровне. Начиная с 2009 года Омской области трижды присваивается I степень (высшая) качества организации бюджетного процесса по результатам мониторинга и оценки качества управления региональными финансами, ежегодно проводимых Министерством финансов Российской Федерации.
Несмотря на полученные положительные результаты в сфере управления региональными финансами, собственностью Омской области, развития государственной гражданской и муниципальной службы, совершенствования государственного управления, гармонизации национальных и межнациональных (межэтнических) отношений требуют решения задачи по следующим направлениям:
- обеспечение сбалансированности и устойчивости областного бюджета, а также проведение эффективной работы по управлению долговыми обязательствами Омской области. В рамках выполнения социальных задач, обозначенных в поручениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в условиях ограниченности доходных источников и увеличения дефицита бюджетов данное направление приобретает особую значимость;
- увеличение периода бюджетного планирования посредством составления долгосрочного бюджетного прогноза, учитывающего стратегические приоритеты социально-экономической политики Омской области;
- совершенствование системы межбюджетных отношений посредством консолидации отдельных видов межбюджетных трансфертов;
- повышение прозрачности и открытости областного и местных бюджетов;
- повышение эффективности проведения внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемого органами исполнительной власти Омской области;
- формирование имущества Омской области, необходимого для выполнения государственных функций органами исполнительной власти Омской области и государственными учреждениями Омской области;
- повышение эффективности управления имуществом Омской области, включая развитие конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности организаций с участием Омской области, определение целей и задач управления, повышение уровня корпоративного управления и информационной прозрачности организаций с участием Омской области;
- создание эффективной системы учета объектов собственности в Омской области;
- развитие земельных отношений и повышение эффективности использования земель в Омской области (в том числе формирование устойчивых источников поступлений доходов от использования и распоряжения земельными участками);
- анализ, классификация и оптимизация функций, осуществляемых органами исполнительной власти Омской области, включая функции по осуществлению контроля и надзора, и внедрение особых механизмов противодействия коррупции в органах исполнительной власти Омской области;
- внедрение инновационных методов и технологий при проведении кадровой работы;
- расширение круга участников общественно-политических отношений, ориентированных на решение вопросов социально-экономического и общественно-политического развития Омской области;
- повышение профессиональной и управленческой компетенции кадрового потенциала Омской области;
- совершенствование методов государственного регулирования в целях обеспечения межнационального и межконфессионального согласия в Омской области, создания условий для сохранения языкового и этнокультурного многообразия народов, проживающих на территории Омской области, формирования гражданской активности и духовной общности жителей региона;
- развитие системы мониторинга этноконфессиональных отношений и оперативного реагирования на проявления религиозного и национального экстремизма на территории Омской области;
- обеспечение государственной поддержки общественных инициатив в сфере реализации государственной национальной политики на территории Омской области;
- использование эффективных форм работы с молодежью по этнокультурному, патриотическому воспитанию, формированию идеологического иммунитета к агрессивным взглядам и течениям, развитию гражданской ответственности, межнационального общения, основанного на уважении национального достоинства граждан, традиционных духовных и нравственных ценностей народов Российской Федерации;
- осуществление работы по социальной и культурной адаптации мигрантов;
- распространение на территории Российской Федерации положительного опыта Омской области в сфере реализации государственной национальной политики;
- повышение международного имиджа региона, его социально-экономического и политического развития.
При решении поставленных задач и проведении работ по вышеуказанным направлениям возникает необходимость использования программно-целевого принципа ввиду того, что мероприятия, планируемые к реализации в рамках данных направлений, носят межведомственный характер и не решаются в пределах одного финансового года.
Перечень социально-экономических, организационных и других мероприятий, направленных на повышение эффективности государственного управления, управления финансами и имуществом в Омской области, предусматривается в рамках государственной программы, что обеспечивает комплексный подход к осуществлению разработанных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.