Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Омской области
от 15 октября 2013 года N 255-п
Государственная программа Омской области
"Охрана окружающей среды Омской области"
23 июля, 13 октября, 17, 24 декабря 2014 г., 16 марта, 9 июня, 7 июля, 7, 15 сентября, 2 ноября, 9, 23 декабря 2015 г., 17 февраля, 2, 23 марта, 6 апреля, 11 мая, 23 июня, 6, 20 июля, 31 августа, 12 октября, 9, 23 ноября, 21 декабря 2016 г., 15 марта, 12 апреля, 31 мая, 4, 12, 19 октября, 14 ноября 2017 г.
Раздел 1 изменен с 16 ноября 2017 г. - Постановление Правительства Омской области от 14 ноября 2017 г. N 350-п
1. Паспорт государственной программы Омской области "Охрана окружающей среды Омской области"
Наименование государственной программы Омской области |
"Охрана окружающей среды Омской области" (далее - государственная программа) |
Наименование органа исполнительной власти Омской области, являющегося ответственным исполнителем государственной программы |
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области |
Наименование органов исполнительной власти Омской области, являющихся соисполнителями государственной программы |
Министерство промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области; Главное управление лесного хозяйства Омской области |
Сроки реализации государственной программы |
2014 - 2020 годы. Отдельные этапы реализации государственной программы не выделяются |
Цель государственной программы |
Повышение уровня экологической безопасности, сохранение природных систем, рациональное природопользование |
Задачи государственной программы |
1. Снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики и разумного природопользования, сохранение и восстановление биологического разнообразия. 2. Обеспечение охраны водных объектов, предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий в отношении водных объектов, а также сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения. 3. Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов. 4. Повышение среднегодового уровня воды и улучшение экологического и санитарного состояния реки Иртыш. 5. Предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. |
Подпрограммы государственной программы (далее - подпрограммы) |
- "Регулирование качества окружающей среды и биологического разнообразия"; - "Развитие водохозяйственного комплекса"; - "Развитие лесного хозяйства"; - "Строительство объектов Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш"; - "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами" |
Объемы и источники финансирования государственной программы в целом и по годам ее реализации |
Общий объем финансирования государственной программы составляет 8 227 266 472,89 руб. (без учета кредиторской задолженности в сумме 52 758 877,65 руб.), в том числе по годам: - в 2014 году - 2 804 557 514,03 руб.; - в 2015 году - 1 726 099 763,65 руб.; - в 2016 году - 895 367 647,05 руб.; - в 2017 году - 556 606 731,67 руб.; - в 2018 году - 569 489 212,84 руб.; - в 2019 году - 778 564 795,02 руб.; - в 2020 году - 949 339 686,28 руб. Из общего объема расходы областного бюджета за счет поступлений целевого характера составят 3 219 282 611,64 руб., в том числе по годам: - в 2014 году - 1 751 975 519,31 руб.; - в 2015 году - 289 465 292,33 руб.; - в 2016 году - 274 483 000,00 руб.; - в 2017 году - 264 289 100,00 руб.; - в 2018 году - 264 394 400,00 руб.; - в 2019 году - 254 145 300,00 руб.; - в 2020 году - 120 530 000,00 руб. Из общего объема расходы областного бюджета за счет налоговых и неналоговых доходов, поступлений нецелевого характера составят 5 007 983 861,25 руб. (без учета кредиторской задолженности в сумме 52 758 877,65 руб.), в том числе по годам: - в 2014 году - 1 052 581 994,72 руб.; - в 2015 году - 1 436 634 471,32 руб.; - в 2016 году - 620 884 647,05 руб.; - в 2017 году - 292 317 631,67 руб.; - в 2018 году - 305 094 812,84 руб.; - в 2019 году - 524 419 495,02 руб.; - в 2020 году - 828 809 686,28 руб. Прогнозируемый объем финансирования из местных бюджетов - 933 115,95 руб., в том числе по годам: 2016 год - 100 685,95 руб.; 2017 год - 832 430,00 руб.; 2018 год - 0,00 руб.; 2019 год - 0,00 руб.; 2020 год - 0,00 руб. Прогнозируемый объем поступлений из внебюджетных источников составит 2 645 544 564,45 руб., в том числе по годам: - в 2014 году - 313 897 500,00 руб.; - в 2015 году - 329 592 400,00 руб.; - в 2016 году - 427 633 164,45 руб.; - в 2017 году - 363 375 600,00 руб.; - в 2018 году - 381 544 300,00 руб.; - в 2019 году - 400 621 600,00 руб.; - в 2020 году - 428 880 000,00 руб. |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы (по годам и по итогам реализации) |
1) доля площади Омской области, занятой особо охраняемыми природными территориями всех уровней (2016 год - 6 процентов, 2017 год - 6,01 процента, 2018 год - 6,02 процента, 2019 год - 6,03 процента, 2020 год - 6,04 процента); 2) доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления (2016 год - 30 процентов, 2017 год - 31 процент, 2018 год - 32 процента, 2019 год - 33 процента, 2020 год - 34 процента); 3) лесистость территории Омской области (2016 год - 32,3 процента, 2017 год - 32,3 процента, 2018 год - 32,2 процента, 2019 год - 32,2 процента, 2020 год - 32,2 процента) |
Постановлением Правительства Омской области от 23 марта 2016 г. N 78-п в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития Омской области в сфере реализации государственной программы
Реализация государственной программы осуществляется в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Сфера охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов получила признание в качестве одного из важнейших факторов социально-экономического развития, осознана её роль в определении качества жизни.
Правительство Омской области уделяет большое внимание формированию и реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. В Омской области сформирован эффективный механизм государственного регулирования охраны окружающей среды, направленный на снижение негативного воздействия на природные экосистемы и сохранение здоровья населения. В Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93 (далее - Стратегия), значительное внимание уделено вопросам обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды.
Разработан основополагающий документ - схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Омской области - документ территориального охотустройства, осуществляемого в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направленного на обеспечение их рационального использования и сохранения. В стадии разработки находится территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Омской области, реализация которой позволит создать единую комплексную систему управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, благоприятные условия для становления, развития и устойчивого функционирования отходоперерабатывающей отрасли.
Несмотря на достигнутые положительные результаты, проблемы в сфере охраны окружающей среды остаются. Основными из них являются следующие:
1) значительность и сконцентрированность в областном центре антропогенного воздействия на атмосферный воздух, обусловленные тем, что 87 процентов всех выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения происходит в г. Омске, что формирует наибольший уровень загрязнения атмосферного воздуха по сравнению с другими муниципальными образованиями. Высоки темпы роста количества автомобильного транспорта - основного источника загрязнения атмосферного воздуха, 42,5 процента выбросов от автотранспорта приходится на г. Омск;
2) низкая плотность существующей государственной наблюдательной сети за состоянием окружающей среды, не соответствующая отечественным и международным стандартам;
3) экологическая опасность объектов размещения коммунальных отходов, являющихся источниками загрязнения окружающей среды, отсутствие систем раздельного сбора и утилизации отходов производства и потребления;
4) отсутствие эффективной системы развития особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - ООПТ). Современное состояние сети ООПТ характеризуется отсутствием программы развития и содержания ООПТ, а также проектов организации и деятельности ООПТ;
5) низкий уровень экологической культуры населения, наличие потребительского мышления по отношению к природе и окружающей среде, недостаточная эффективность системы экологического воспитания и образования детей и молодежи;
6) загрязнение, захламление твердыми коммунальными отходами прибрежных защитных полос, водоохранных зон водоемов Омской области;
7) негативное воздействие вод, в том числе затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты;
8) недостаточная эффективность системы управления, воспроизводства, охраны и защиты лесных ресурсов, влекущая за собой увеличение на территории Омской области земель лесного фонда непокрытых лесной растительностью;
9) стабильное снижение основных параметров гидрологического состояния реки Иртыш, в том числе снижение среднегодового расхода реки в районе г. Омска, повышение количества периодов с расходом реки меньше многолетнего среднегодового значения в 3,5 раза, нарушение нормальных условий работы водозаборов городского и сельского водоснабжения, портов, набережных, подводных переходов, деградация пойменных земель.
Перечисленные проблемы в сфере охраны окружающей среды обусловлены как текущим негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, так и экологическим ущербом, нанесенным и накопленным в результате прошлой хозяйственной деятельности.
Важным фактором формирования неблагоприятной экологической обстановки на территории Омской области является недостаточная заинтересованность хозяйствующих субъектов в экологической модернизации производства и снижении негативного воздействия на окружающую среду. Основными рычагами воздействия на сложившуюся ситуацию являются:
1) экономическое стимулирование природопользователей путем совершенствования нормативно-правовой базы в части развития системы нормирования;
2) повышение экологической культуры населения как долгосрочный вклад в изменение устоявшихся схем природопользования и ведения хозяйственной деятельности, формирование бережного отношения к окружающей среде.
Повышение эффективности государственного регулирования воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду базируется на экологическом нормировании и контроле качества окружающей среды. Решение проблемы развития системы мониторинга окружающей среды приобретает особую актуальность в связи с необходимостью обеспечения экологической безопасности населения и оперативного реагирования на возможные чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения.
Проблемы в сфере обращения отходов являются следствием низкой эффективности организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, отсутствием раздельного сбора и, в большинстве случаев, их обработки и утилизации. Последнее приводит к изъятию из хозяйственного обращения значительных территорий для захоронения накопленных отходов, размещению отходов, содержащих токсичные вещества, на полигонах твердых коммунальных отходов без предварительной обработки. Проблема загрязнения окружающей среды отходами характеризуется значительным накопленным ущербом и не имеет на сегодняшний день положительных тенденций по решению, так как в Омской области на сегодняшний день отсутствует эффективная отходоперерабатывающая отрасль.
Угрозу сокращения видового состава и численности объектов животного и растительного мира, утраты природных комплексов создает возрастающая антропогенная нагрузка на окружающую среду. Данное обстоятельство определят важность развития системы ООПТ.
Проблемы, связанные с водными объектами на территории Омской области, обусловлены риском наводнений и иного негативного воздействия вод, который будет сохраняться и усиливаться в будущем в связи с ростом опасных гидрологических явлений в новых климатических условиях и продолжающимся антропогенным освоением территорий, что требует реализации мероприятий по строительству сооружений инженерной защиты и использованию принципиально новых подходов в рамках решения задач по защите населения и объектов экономики.
Основными причинами проблем в сфере лесного хозяйства являются:
1) несвоевременное проведение плановых лесоустроительных работ, которое не позволяет актуализировать таксационные и картографические базы данных предыдущего лесоустройства и, соответственно, вести обновленный государственный лесной реестр, необходимый для устойчивого управления лесами;
2) неконтролируемые выжигания растительных остатков на землях сельскохозяйственного назначения, несоблюдение населением правил пожарной безопасности в лесах и, как следствие, возникновение лесных пожаров;
3) незаконные рубки и вопросы, возникающие в процессе возмещения причиненного ими ущерба.
Итогом влияния перечисленных текущих и накопленных экологических проблем являются ухудшение качества окружающей среды, снижение качества жизни граждан и, как следствие, повышение заболеваемости и смертности населения, снижение темпов экономического роста. Реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в экологии.
Указанные проблемы определяют необходимость разработки системы мер, направленной на создание условий для устойчивого развития институтов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в Омской области.
Постановлением Правительства Омской области от 23 марта 2016 г. N 78-п в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Цель и задачи государственной программы
Целью государственной программы является повышение уровня экологической безопасности, сохранение природных систем, рациональное природопользование.
Цель соответствует стратегическими задачам и приоритетам, установленным в Стратегии, и направлена на решение ключевых проблем в сфере экологии.
Достижение данной цели предполагается посредством решения следующих задач:
1) снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики и разумного природопользования, сохранение и восстановление биологического разнообразия;
2) обеспечение охраны водных объектов, предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий в отношении водных объектов, а также сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;
3) повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала;
4) повышение среднегодового уровня воды и улучшение экологического и санитарного состояния реки Иртыш;
5) предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Решение каждой задачи обеспечивается в рамках реализации соответствующей подпрограммы.
Постановлением Правительства Омской области от 23 июня 2016 г. N 181-п раздел 4 настоящего приложения изложен в новой редакции
4. Описание ожидаемых результатов реализации государственной программы по годам, а также по итогам ее реализации
Ожидаемыми результатами реализации государственной программы являются:
1) доля площади Омской области, занятой особо охраняемыми природными территориями всех уровней. Данный ожидаемый результат измеряется в процентах и рассчитывается по формуле:
,
где:
- доля площади Омской области, занятой особо охраняемыми природными территориями всех уровней в i-м году, процентов;
- площадь Омской области, занятой особо охраняемыми природными территориями всех уровней в i-м году, га;
Sрегиона - площадь Омской области, га.
Источником данных для расчета значения ожидаемого результата являются сведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, ведение которого осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Омской области в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19 марта 2012 года N 69;
2) доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления. Данный ожидаемый результат измеряется в процентах и рассчитывается по формуле:
,
где:
- доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов производства и потребления, процентов;
- масса использованных отходов производства и потребления в i-м году, т;
- масса обезвреженных отходов производства и потребления в i-м году, т;
- масса образовавшихся отходов производства и потребления в i-м году, т.
Источником данных для расчета значения ожидаемого результата являются данные годовой формы федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы), утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 28 января 2011 года N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления;";
Пункт 3 изменен с 14 октября 2017 г. - Постановление Правительства Омской области от 12 октября 2017 г. N 297-п
3) лесистость территории Омской области. Данный ожидаемый результат измеряется в процентах и рассчитывается по формуле:
L = Slr / So х 100,
где:
L - лесистость территории Омской области, процентов;
Slr - площадь покрытых лесной растительностью земель на территории Омской области, тыс. га;
So - площадь Омской области, тыс. га.
Для расчета ожидаемого результата используются данные форм ведения государственного лесного реестра и форм отраслевой отчетности, утвержденных Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Значения ожидаемых результатов реализации государственной программы по годам, а также по итогам ее реализации представлены в разделе 1 государственной программы, приложении N 1 к государственной программе.
5. Сроки реализации государственной программы
Реализация государственной программы будет осуществляться в 2014 - 2020 годах. Отдельные этапы ее реализации не выделяются.
Раздел 6 изменен с 16 ноября 2017 г. - Постановление Правительства Омской области от 14 ноября 2017 г. N 350-п
6. Объем и источники финансирования государственной программы в целом и по годам ее реализации, а также обоснование потребности в необходимых финансовых ресурсах
Финансирование государственной программы обеспечивается за счет средств, предусмотренных законом Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Кроме этого, предполагается софинансирование мероприятий государственной программы из федерального, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования государственной программы составляет 8 227 266 472,89 руб. (без учета кредиторской задолженности в сумме 52 758 877,65 руб.), в том числе по годам:
- в 2014 году - 2 804 557 514,03 руб.;
- в 2015 году - 1 726 099 763,65 руб.;
- в 2016 году - 895 367 647,05 руб.;
- в 2017 году - 556 606 731,67 руб.;
- в 2018 году - 569 489 212,84 руб.;
- в 2019 году - 778 564 795,02 руб.;
- в 2020 году - 949 339 686,28 руб.
Из общего объема расходы областного бюджета за счет поступлений целевого характера составят 3 219 282 611,64 руб., в том числе по годам:
- в 2014 году - 1 751 975 519,31 руб.;
- в 2015 году - 289 465 292,33 руб.;
- в 2016 году - 274 483 000,00 руб.;
- в 2017 году - 264 289 100,00 руб.;
- в 2018 году - 264 394 400,00 руб.;
- в 2019 году - 254 145 300,00 руб.;
- в 2020 году - 120 530 000,00 руб.
Из общего объема расходы областного бюджета за счет налоговых и неналоговых доходов, поступлений нецелевого характера составят 5 007 983 861,25 руб. (без учета кредиторской задолженности в сумме 52 758 877,65 руб.), в том числе по годам:
- в 2014 году - 1 052 581 994,72 руб.;
- в 2015 году - 1 436 634 471,32 руб.;
- в 2016 году - 620 884 647,05 руб.;
- в 2017 году - 292 317 631,67 руб.;
- в 2018 году - 305 094 812,84 руб.;
- в 2019 году - 524 419 495,02 руб.;
- в 2020 году - 828 809 686,28 руб.
Прогнозируемый объем финансирования из местных бюджетов - 933 115,95 руб., в том числе по годам:
2016 год - 100 685,95 руб.;
2017 год - 832 430,00 руб.;
2018 год - 0,00 руб.;
2019 год - 0,00 руб.;
2020 год - 0,00 руб.
Прогнозируемый объем поступлений из внебюджетных источников составит 2 645 544 564,45 руб., в том числе по годам:
- в 2014 году - 313 897 500,00 руб.;
- в 2015 году - 329 592 400,00 руб.;
- в 2016 году - 427 633 164,45 руб.;
- в 2017 году - 363 375 600,00 руб.;
- в 2018 году - 381 544 300,00 руб.;
- в 2019 году - 400 621 600,00 руб.;
- в 2020 году - 428 880 000,00 руб.
Сведения о размере и направлениях расходования средств, направленных на финансовое обеспечение государственной программы и необходимых для ее реализации, содержатся в приложении N 6 к государственной программе.
7. Описание системы управления реализацией государственной программы
Управление реализацией, формирование отчетности о ходе реализации и проведение оценки эффективности реализации государственной программы осуществляются в соответствии с законодательством.
Реализацию государственной программы в целом и достижение утвержденных значений целевых индикаторов, формирование отчетности о ходе реализации государственной программы, проведение оценки эффективности реализации государственной программы обеспечивает ответственный исполнитель государственной программы, а также соисполнители государственной программы.
Постановлением Правительства Омской области от 23 марта 2016 г. N 78-п в раздел 8 настоящего приложения внесены изменения
8. Подпрограммы
Государственная программа включает в себя следующие подпрограммы:
1) "Регулирование качества окружающей среды и биологического разнообразия" (приложение N 2 к государственной программе);
2) "Развитие водохозяйственного комплекса" (приложение N 3 к государственной программе);
3) "Развитие лесного хозяйства" (приложение N 4 к государственной программе);
4) "Строительство объектов Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш" (приложение N 5 к государственной программе);
5) "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами" (приложение N 5.1 к государственной программе).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.