Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Сфера социально-экономического развития Омской области, в рамках которой предполагается реализация подпрограммы, основные проблемы, оценка причин их возникновения и прогноз ее развития
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93, одной из стратегических задач является обеспечение сбалансированности областного бюджета, составной частью которого является повышение эффективности и качества управления региональными финансами в Омской области.
В рамках своих полномочий Министерство финансов на постоянной основе осуществляет работу по составлению проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, организации исполнения областного бюджета, установлению порядка составления бюджетной отчетности, управлению государственным долгом Омской области, обеспечению открытости бюджетных данных, автоматизации бюджетного процесса в Омской области, а также контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
С 2014 года составление проекта областного бюджета осуществляется на основе государственных программ Омской области. Государственные программы Омской области обеспечивают реализацию ключевых государственных функций, направленных на достижение приоритетов и целей социально-экономического развития региона.
В рамках реализации программного бюджетирования планирование бюджетных ассигнований областного бюджета производится в соответствии с расходными обязательствами Омской области, исполнение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств Омской области.
Также одним из направлений в системе совершенствования управления государственными финансами Омской области является управление доходной базой областного бюджета. В рамках реализации данного направления Министерством финансов до 2015 года при планировании областного бюджета осуществлялся расчет прогнозного объема поступлений налоговых и неналоговых доходов.
Начиная с 2016 года планирование налоговых и неналоговых доходов областного бюджета производится в соответствии с прогнозами главных администраторов доходов бюджета, рассчитанными по утверждаемой ими методике прогнозирования поступлений доходов в областной бюджет.
В 2014 году рост налоговых и неналоговых доходов областного бюджета по сравнению с 2013 годом составил 8,3 процента в основном за счет увеличения поступлений от налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц.
Эффективное управление государственным долгом Омской области осуществляется посредством сокращения долговой нагрузки областного бюджета с целью обеспечения необходимого уровня экономической безопасности.
В 2015 году Министерству финансов удалось сократить расходы на обслуживание государственного долга Омской области путем временного сокращения долговой нагрузки и досрочного рефинансирования кредитов, предоставленных кредитными организациями, за счет получения более дешевых бюджетных кредитов.
Все этапы бюджетного процесса в Омской области полностью автоматизированы. Планирование и исполнение областного бюджета, формирование бюджетной отчетности осуществляются в программном комплексе "Единая система управления бюджетным процессом Омской области" (далее - ЕСУБП).
В целях совершенствования информатизации бюджетного процесса в Омской области посредством использования электронных ресурсов Министерством финансов:
- введен в эксплуатацию программный комплекс "Web-консолидация", поддерживающий возможность формирования в электронном виде широкого перечня форм отчетности, регламентированных Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством, с учетом особенностей Омской области;
- обеспечивается модернизация программных модулей ЕСУБП в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, а также методическое сопровождение работы органов государственной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области, государственных (муниципальных) учреждений Омской области по работе с ними;
- проводится работа по использованию сервисных подсистем государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", предназначенной для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также для повышения качества их финансового менеджмента.
Ежегодно в целях стимулирования главных распорядителей средств областного бюджета (далее - ГРБС) к повышению эффективности расходования средств областного бюджета, качества бюджетного планирования и управления средствами областного бюджета Министерством финансов проводится мониторинг и оценка качества финансового менеджмента, осуществляемого ГРБС. Проведение данной оценки способствует не только улучшению финансовой дисциплины ее участников и стимулированию ГРБС к повышению качества осуществляемого ими финансового менеджмента, но и обеспечивает доступность и открытость информации о деятельности каждого ГРБС для граждан, проживающих на территории Омской области.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов в 2010 - 2015 годах ГРБС обеспечено выполнение расходных обязательств Омской области в полном объеме, а также решены задачи социально-экономического развития региона, при этом сохранено качество финансового менеджмента на уровне выше 70 процентов.
Обеспечение открытости бюджетных данных является одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации и приоритетным направлением деятельности Министерства финансов. Степень открытости бюджетных данных позволяет оценить уровень прозрачности областного бюджета, степень вовлеченности граждан в обсуждение вопросов, связанных с бюджетным процессом, актуальность размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о бюджетном процессе.
В рамках обеспечения открытости и прозрачности региональных финансов в Омской области на официальном сайте Министерства финансов, а также на специализированном интернет-портале "Бюджет для граждан. Омская область" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.budget.omsk.ifinmon.ru) (далее - портал) на постоянной основе размещается максимально полная информация о бюджетном процессе в Омской области, организуются ежемесячные опросы и ежеквартальные форумы по бюджетной тематике, а также проводятся публичные слушания по проекту областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, а также по годовому отчету об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год.
Кроме того, обеспечен доступ граждан к информации о региональных и муниципальных финансах на внешнем информационном ресурсе "Аналитический центр руководителя", где формируется аналитическая отчетность о состоянии консолидированного бюджета Омской области (результаты исполнения бюджетов, информация о межбюджетных трансфертах, долговых обязательствах Омской области, структура доходов и расходов бюджетов), результаты оценки качества.
В целом работа Министерства финансов по открытости бюджетных данных сконцентрирована на совершенствовании подходов к раскрытию информации, а именно:
- увеличении количества бюджетных данных, подлежащих размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- повышении качества и понятности размещаемых материалов;
- использовании потенциала социальных сетей;
- повышении бюджетной грамотности граждан, проживающих на территории Омской области.
Министерство финансов, являясь органом исполнительной власти Омской области, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, при реализации соответствующих контрольных полномочий использует информацию, размещенную в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и на электронных площадках, а также обеспечивает размещение сведений о проводимых контрольных мероприятиях и их результатах в указанной системе.
Министерством финансов при реализации полномочий по контролю в сфере закупок в 2015 году проведено 42 проверки (в том числе 5 плановых проверок, 37 внеплановых проверок).
По результатам проведенных Министерством финансов проверок выданы обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), в отношении виновных должностных лиц заказчиков в установленном порядке возбуждено 105 дел об административных правонарушениях.
Одним из векторов государственной программы является формирование стабильной финансовой базы для исполнения расходных обязательств Омской области и муниципальных образований Омской области на основе современных принципов эффективного управления государственными финансами.
В Омской области достигнут высокий уровень транспарентности межбюджетных отношений, сформирована стабильная система межбюджетных трансфертов, способствующая повышению эффективности использования средств областного и местных бюджетов.
Для стимулирования улучшения качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Омской области Министерством финансов ежеквартально и ежегодно проводится оценка качества, позволяющая выявить лучшие результаты и (или) негативные тенденции в управлении муниципальными финансами, а также выработать предложения по устранению сложившихся негативных тенденций.
По результатам оценки качества по итогам исполнения местных бюджетов за 2015 год наилучшая оценка составила 96,1 процента от максимально возможной оценки, в то время как в 2014 году - 93,8 процента.
Неотъемлемым элементом системы управления региональными финансами является осуществление внутреннего государственного финансового контроля за использованием средств областного бюджета и соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (далее - бюджетное законодательство).
В настоящее время в Омской области сформирована и функционирует система органов внутреннего государственного финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Органом исполнительной власти Омской области, уполномоченным на осуществление последующего внутреннего государственного финансового контроля, является Главное управление.
Разделение контрольных функций между Министерством финансов (предварительный контроль) и Главным управлением (последующий контроль) позволило вывести организацию внутреннего государственного финансового контроля на новый уровень. В настоящее время на территории Омской области реализован принцип функциональной и организационной независимости органов внутреннего государственного финансового контроля.
Главным управлением в рамках осуществления внутреннего государственного финансового контроля ежегодно проводится более 100 контрольных мероприятий в год, из них более 40 процентов - внеплановые проверки. Дополнительно в рамках контрольных мероприятий ежегодно проводятся от 30 до 50 встречных проверок.
Объем проверенных средств областного бюджета и использования имущества Омской области ежегодно составляет более 14 000 000 000,00 рубля.
При этом результативность и качество проверок за последние 3 года возросли, нарушения бюджетного законодательства выявлены у каждого второго объекта контроля, и сумма выявленных нарушений ежегодно составляет не менее 500 000 000,00 рубля.
Одним из факторов, влияющих на качество контрольной деятельности, является устранение нарушений, выявленных по результатам контрольных мероприятий, и их предотвращение. В целях устранения и предотвращения нарушений бюджетного законодательства Главным управлением:
- руководителям проверенных учреждений и организаций направляются представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства и о возмещении причиненного ущерба, а также информационные письма в адрес ГРБС;
- органам и должностным лицам, уполномоченным принимать решения о применении бюджетных мер принуждения, направляются уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
- к административной ответственности привлекаются лица, допустившие нарушения бюджетного законодательства.
Прямым подтверждением действенности существующего механизма внутреннего государственного финансового контроля служит то, что объектами контроля, на которых при проверках были выявлены нарушения финансово-бюджетной дисциплины и которым были направлены представления с требованием их устранить, в дальнейшем подобные нарушения не допускаются, соблюдаются основные требования бюджетного законодательства и законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате принятых Главным управлением мер по результатам проверок предотвращено и устранено нарушений на сумму свыше 500 000 000,00 рубля. Ежегодно привлекаются к дисциплинарной ответственности от 40 до 80 должностных лиц.
Начиная с 2015 года в результате принятия мер к нарушителям бюджетного законодательства возбуждено и рассмотрено 81 дело об административном правонарушении. По итогам их рассмотрения в областной бюджет поступили штрафы на сумму 183 500,00 рубля.
В связи с изменением федерального законодательства в части регулирования правоотношений, связанных с проведением внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также в целях совершенствования механизмов осуществления внутреннего государственного финансового контроля Главным управлением разработаны и утверждены:
- Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- Порядок проведения анализа осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Кроме того, Главным управлением разработаны и рекомендованы для применения главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета (далее - главные администраторы средств областного бюджета):
- примерный порядок проведения проверок ГРБС получателей субсидий и Методические рекомендации по осуществлению контроля ГРБС за использованием средств областного бюджета получателями субсидий;
- примерный перечень операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) в целях унификации процедур внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Главным управлением в пределах компетенции с целью оказания консультационной и методологической помощи ежегодно проводятся семинары-совещания с представителями главных администраторов средств областного бюджета по вопросам внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, контроля в сфере бюджетных правоотношений, контроля в сфере закупок.
Осуществление данной функции реализуется с помощью внедрения единых методов контроля, а также координации контрольной деятельности органов государственной власти Омской области.
С учетом указанных новаций приоритетными направлениями развития и организации внутреннего государственного финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Омской области являются:
- разработка, утверждение и внедрение стандартов осуществления внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений;
- правовое регулирование и методическое обеспечение внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемого главными администраторами средств областного бюджета;
- развитие контроля в сфере закупок в рамках полномочий Главного управления;
- применение мер административной ответственности Главным управлением по выявленным фактам бюджетных нарушений, а также нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
- проведение Главным управлением анализа осуществления главными администраторами средств областного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
С учетом достигнутых положительных результатов в сфере реализации подпрограммы следует отметить актуальные вопросы, требующие решения.
В условиях расширения полномочий органов исполнительной власти Омской области по выполнению социальных задач, обозначенных в поручениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, не подкрепленных доходными источниками, актуальной задачей является обеспечение сбалансированности областного бюджета.
В рамках решения данной задачи деятельность органов исполнительной власти Омской области должна быть организована по следующим направлениям:
- эффективное управление долговыми обязательствами Омской области;
- снижение дефицита областного бюджета;
- сокращение просроченной кредиторской задолженности областного бюджета;
- совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета;
- обеспечение высокого уровня открытости бюджетных данных;
- совершенствование механизмов долгосрочного стратегического планирования;
- повышение уровня финансово-бюджетной дисциплины и качества внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Решение задач по вышеуказанным направлениям целесообразно осуществить в рамках подпрограммы, что позволит обеспечить планомерность и результативность работы в сфере реализации подпрограммы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.