Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к указанию ФАСР
от 7 июня 1996 г. N 9/И
Методика
учета поправок к бортовым средствам измерения
числа М полета
Введение
Настоящая Методика разработана для создания единого подхода к учету поправок показаний бортовых указателей числа М на самолетах ГА с целью обеспечения выполнения требований продольного эшелонирования при использовании "Метода числа М".
В данной методике приведены основные требования экипажам воздушных судов (ВС), выполняющих полеты по трассам при использовании "Метода числа М".
Методика составлена применительно к самолетам Ил-62М, Ил-86, Ил-76, Т, ТД, МД, Ил-96-300, Ту-154А, Б, С, М, Ту-204, Ан-124.
1. Общие положения
1.1. Термин "Метод числа М" применяется для описания способа выдачи турбореактивным воздушным судам (ВС), выполняющим полет по одному и тому же маршруту, диспетчерских разрешений на выдерживание определенных значений числа М с целью сохранения необходимых интервалов продольного эшелонирования между последовательно летящими друг за другом ВС на одном и том же эшелоне, выполняющими набор или снижение высоты до этого эшелона и по расходящимся линиям пути.
1.2. Этот метод позволяет более рационально использовать воздушное пространство и обеспечить выполнение норм продольного эшелонирования между воздушными судами на участках маршрутов большой протяженности при минимальном вмешательстве службы управления воздушным движением (УВД).
1.3. "Метод числа М" рекомендуется применять в районах, для которых:
- на всем протяжении или части маршрута временно или постоянно отсутствует непрерывный радиолокационный контроль, а также возможны нарушения непосредственного радиообмена между диспетчером УВД и экипажем ВС;
- ВС в основном следуют по одним и тем же или расходящимся линиям пути, при этом на всем протяжении маршрута минимальные нормы продольного эшелонирования остаются постоянными;
- полеты, проводимые в данном районе, включают достаточно протяженные (например, не менее 1 часа) участки с установившимися режимами.
1.4. С целью точного измерения бортовыми средствами числа М полета, а также однотипности введения поправок к этим средствам, устанавливаются таблицы показаний к основным указателям числа М полета, учитывающие величины аэродинамических поправок.
1.5. Данная Методика применительна для самолетов: Ил-86, Ил-76, Т, ТД, МД, Ил-96-300, Ил-62М, Ту-204, Ту-154А, Б, С, М, Ан-124.
1.6. Для самолетов Ил-96-300, Ту-204, Ил-62М, Ту-154М (оборудованных ПНК "Жасмин") бортовые таблицы показаний к указателям числа М не составляются.
2. Расчет и составление бортовых таблиц показаний к
указателям числа М полета
Расчет бортовых таблиц к показаниям указателей числа М производится для крейсерских диапазонов чисел М полета по приведенным в настоящей Методике величинам аэродинамических поправок в единицах числа М.
Ниже приводится пример расчета бортовой таблицы к показаниям указателя числа М.
Таблица А
Расчет показаний к указателю числа М полета
с учетом аэродинамических поправок
Самолет: Ту-154Б N 85484
Указатель числа М: УМ-1К
Дата заполнения: 20.01.96 г.
М зад. | Аэродин. поправка Маэр. |
Показания указателя числа М с учетом аэродин. поправок |
0.80 0.81 |
-0.004 -0.003 |
0.805 0.815 |
Расчет показаний указателя числа М с учетом аэродинамических поправок производится по следующей формуле:
Мпр.испр. = Мзад. - Маэр.
где:
Мпр.испр. - показания указателя числа М с учетом аэродинамической поправки;
Мзад. - заданное значение числа М;
Маэр. - аэродинамическая поправка по числу М (с учетом знака).
Для заполнения графы 2 таблицы А используются данные о величинах аэродинамических поправок Маэр., приведенные в разделе 4 настоящей Методики.
Показания к указателю числа М полета в графе 3 таблицы А и бортовых таблицах, приведенных в разделе 5 настоящей Методики должны быть округлены с кратностью 0.005 ед. числа М (при величинах более 0,003 числа М).
Бортовые таблицы к показаниям указателей числа М с учетом аэродинамических поправок оформляются единожды и не требуют переоформления при условии периодической проверки их наличия и правильности заполнения.
Технические службы авиационных предприятий при оформлении бортовых таблиц к показаниям указателей числа М используют данные, приведенные в разделе 5 настоящей Методики без проведения вышеуказанного расчета.
Форма, размеры и содержание бортовой таблицы к показаниям указателей числа М приведены в разделе 5 настоящей Методики.
Бортовые таблицы к указателям числа М должны располагаться в специальных кассетах в удобном для использования экипажем месте (например, в кармане кресла КВС или в столике члена экипажа).
3. Учет поправок к бортовым указателям числа М и особенности
выполнения полета при использовании "Метода числа М"
При полетах в регионах РФ, не обеспеченных средствами вторичной радиолокации, экипажи ВС должны выдерживать заданное значение числа М по указателям систем воздушных сигналов типа СВС.
Заданное число М полета на самолетах Ил-96-300, Ил-62М, Ту-204 и Ту-154М (оборудованных ПНК "Жасмин") выдерживать без учета поправок к указателям числа М, а для самолетов Ил-86, Ил-76Т, ТД, МД, Ту-154А, Б, С и М (не оборудованных ПНК "Жасмин"), Ан-124 необходимо учитывать аэродинамические поправки, приведенные в бортовых таблицах, показанных в разделе 5 Методики.
При подготовке полета в районах с применением "Метода числа М" экипажи ВС должны включать в план полета информацию о числе М, которое предполагается выдерживать на маршруте.
При выполнении полета экипажи ВС должны более точно сообщать время пролета пунктов обязательного донесения (ПОД).
Экипажи турбореактивных ВС выдерживают число М полета, установленное органом УВД, и запрашивают разрешение на какое-либо изменение этой скорости. В случае, если необходимо срочно изменить число М полета (например, вследствие турбулентности) необходимо как можно раньше уведомить орган УВД о том, что такое изменение произведено.
Если летно-технические характеристики ВС не позволяют выдерживать заданное число М при наборе высоты или снижении на маршруте, экипаж этого ВС информирует об этом орган УВД в момент запроса на набор высоты или снижение.
1.7. Для самолетов Ту-154А, Б, М (не оборудованных ПНК "Жасмин") составляются бортовые таблицы показаний к указателям числа М только на высотах более 10100 м.
4. Величины аэродинамических поправок Маэр. приемников
статического давления самолетов ГА на крейсерских
числах М полета
В таблице 4.1 приведены величины аэродинамических поправок Маэр. приемников статического давления самолетов Ту-154А, В, С, М и Ил-86, полученные по результатам статистического анализа материалов летных испытаний.
Таблица 4.1.
Тип самолета |
Заданные значения чисел М, ед.ч.М | ||||||
0.80 | 0.81 | 0.82 | 0.83 | 0.84 | 0.85 | 0.86 | |
Ту-154А,Б,М* Ту-154С Ил-86 |
-0.004 -0.005 -0.003 |
-0.003 -0.005 -0.003 |
-0.002 -0.004 -0.003 |
-0.001 -0.004 -0.003 |
0 -0.004 -0.004 |
0 -0.004 -0.004 |
- - -0.004 |
В таблице 4.2. приведены величины величины аэродинамических поправок Маэр. приемников статического давления самолетов Ил-76Т, ТД, МД и Ан-124, полученные по результатам статистического анализа материалов летных испытаний.
Таблица 4.2.
Тип самолета |
Заданные значения чисел М, ед.ч.М | |||||||
0.70 | 0.71 | 0.72 | 0.73 | 0.74 | 0.75 | 0.76 | 0.77 | |
Ан-124 Ил-76 Т,ТД,МД |
+0.009 0 |
+0.010 +0.001 |
+0.011 +0.002 |
+0.012 +0.002 |
+0.013 +0.002 |
+0.014 +0.003 |
+0.015 +0.004 |
+0.016 - |
5. Бортовые таблицы показаний к указателям числа М
Таблица 5.1. Таблица 5.2.
/---------------------------------\ /---------------------------------\
|Самолет: Ан-124 | |Самолет: Ту-154С |
|Указатель числа М | |Указатель числа М |
|Тип: УСИМ-1 | |Тип: УМ-1К |
|Дата заполнения: | |Дата заполнения: |
|---------------------------------| |---------------------------------|
| Заданное | Показания | | Заданное | Показания |
| значение | указ.числа | | значение | указ.числа |
| числа М | М с учетом | | числа М | М с учетом |
| | аэрод.попр. | | | аэрод.попр. |
|----------------+----------------| |----------------+----------------|
| 0.70 | 0.69 | | 0.80 | 0.805 |
|----------------+----------------| |----------------+----------------|
| 0.71 | 0.70 | | 0.81 | 0.815 |
|----------------+----------------| |----------------+----------------|
| 0.72 | 0.71 | | 0.82 | 0.825 |
|----------------+----------------| |----------------+----------------|
| 0.73 | 0.72 | | 0.83 | 0.835 |
|----------------+----------------| |----------------+----------------|
| 0.74 | 0.725 | | 0.84 | 0.845 |
|----------------+----------------| |----------------+----------------|
| 0.75 | 0.735 | | 0.85 | 0.855 |
|----------------+----------------| \---------------------------------/
| 0.76 | 0.735 |
|----------------+----------------|
| 0.77 | 0.755 |
\---------------------------------/
Таблица 5.3. Таблица 5.4.
/---------------------------------\ /---------------------------------\
|Самолет: Ил-76ТД | |Самолет: Ту-154Б |
|Указатель числа М | |Указатель числа М |
|Тип: УМС-1 | |Тип: УМ-1К |
|Дата заполнения: | |Дата проверки: |
|---------------------------------| |---------------------------------|
| Заданное | Показания | | Заданное | Показания |
| значение | указ.числа | | значение | указ.числа |
| числа М | М с учетом | | числа М | М с учетом |
| | аэрод.попр. | | | аэрод.попр. |
|----------------+----------------| |----------------+----------------|
| 0.75 | 0.745 | | 0.80 | 0.805 |
|----------------+----------------| |----------------+----------------|
| 0.76 | 0.755 | | 0.81 | 0.815 |
\---------------------------------/ \---------------------------------/
Таблица 5.5.
Самолет: Ил-86 Указатель числа М Тип: УСИМ-1 Дата заполнения: |
|
Заданное значение числа М |
Показания указ.числа М с учетом аэрод.попр. |
0.80 | 0.805 |
0.81 | 0.815 |
0.82 | 0.825 |
0.83 | 0.835 |
0.84 | 0.845 |
0.85 | 0.855 |
0.86 | 0.865 |
Примечание: 1. Величины аэродинамических поправок к бортовым указателям числа М используются только на значениях, которые приведены в бортовых таблицах.
2. Бортовая таблица 5.3. используется также и для самолетов следующих модификаций: Ил-76Т, ТД, МД. Бортовая таблица 5.4. используется также и для самолетов следующих модификаций: Ту-154Б, М (не оборудованных ПНК "Жасмин").
3. Бортовые таблицы вкладываются в специальные кассеты из оргстекла. На обратной стороне таблицы указывается фамилия заполняющего таблицу и ставится его роспись.
4. Размеры бортовых таблиц:
- ширина всех таблиц 70 мм;
- высота таблиц для указателей числа М
самолетов Ил-86, Ту-154С, Ан-124 - 120 мм;
самолетов Ил-76, Ту-154А, Б, М - 80 мм.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Федеральной авиационной службы РФ от 7 июня 1996 г. N 9/И "О введении в действие Методики учета поправок к бортовым... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.