Письмо Государственной налоговой службы РФ от 24 июля 1997 г. N ВП-6-13/543
"О результатах выполнения пунктов 6 и 7 Национального плана проверок налогоплательщиков на 1997 год"
В соответствии с пунктом 6 Национального плана проверок налогоплательщиков на 1997 год, утвержденного Руководителем Госналогслужбы России 24 апреля 1997 года, и доведенного до налоговых органов письмом от 25 апреля 1997 г. N ВК-6-16/324 "О Национальном плане проверок налогоплательщиков на 1997 год", налоговыми органами осуществлена проверка отдельных убыточных предприятий и организаций различных форм собственности с целью установления влияния транспортных расходов, коммунальных услуг, арендной платы, платежей за электроэнергию, связь и других расходов на убыточность.
Проведена также проверка по п. 7 указанного плана отдельных предприятий и организаций по вопросу правильности проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1996 года, которая также оказывает влияние на убыточность предприятий.
Основной перечень проверяемых вопросов был сообщен в указаниях Госналогслужбы России от 12 мая 1997 г. N ВК-6-13/358.
Перечень и количество предприятий определялось налоговыми органами субъектов Российской Федерации, которые определены в Национальном плане. При этом дополнительно представлены материалы проверок госналогинспекциями Республик Адыгея, Бурятии, Кабардино-Балкарии, Коми, Мордовии, Чувашии, Челябинской области, г.Москвы, Ненецкого, Таймырского, Эвенкийского округов, что оказало положительное влияние на анализ положения дел по возникновению убыточности предприятий и организаций в результате роста цен от услуг предприятий-монополистов.
Полученные от налоговых органов материалы проверок были использованы при подготовке выступления Руководителя Госналогслужбы России на заседании Правительства Российской Федерации по вопросу: "О мерах по регулированию деятельности отраслей естественных монополий во II-ом полугодии 1997 года".
Анализ представленных материалов проверок свидетельствует о том, что отсутствие контроля со стороны государства за формированием цены предприятий-монополистов способствует диспропорции в ценообразовании и неконкурентноспособности производителей, в т.ч. малого бизнеса.
Из 500 проверенных предприятий убыточные составляют 42 процента, а в отдельных регионах свыше 60 процентов. В 1996 году и I-ом квартале 1997 года количество убыточных предприятий резко возросло против 1995 года.
Так, на 11 проверенных убыточных предприятиях Республики Бурятия спад объема реализации в 1996 году против 1995 года составил 40 процентов, а убытки возросли в 3,3 раза, в т.ч. почти в 2 раза увеличилась доля транспортных расходов, оплата коммунальных услуг, арендной платы, платежей за электроэнергию, услуги организаций связи.
Одновременно анализ работы убыточных предприятий не выявил истинной картины роста убыточности предприятий.
Например, исходя из статистических данных в 1996 году число убыточно работающих предприятий составило 42 процента, а по отрасли транспорт - свыше 50 процентов (в отдельных достигало 67 процентов), цветной металлургии - 62 процента, топливной - 44 процента. Эти факты не говорят о том, что в данные по выручке от реализации включались фактические суммы с учетом роста оплаты у потребителей.
Так, цены на электроэнергию, потребляемую проверенными предприятиями Челябинской области в 1996 году, возросли против 1995 года на 78 процентов, а уровень затрат на электроэнергию на ряде предприятий возрос до 4 раз.
Увеличение расходов на транспорт потребителями не сократило количество убыточных предприятий, оказывающих транспортные услуги, а наоборот по данным статистики число убыточных из них 65 процентов и при наличии у них кредиторской задолженности на 1 мая 1997 года на сумму 205,0 трлн. рублей (выше дебиторской на 22,0 трлн. рублей). В целом по народному хозяйству кредиторская задолженность превышает дебиторскую на 46 процентов.
Положительным моментом проверок предприятий является доначисление платежей в бюджет на сумму 58,4 млрд. рублей.
Из результатов проверки правильности проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1996 года следует, что большинство предприятий проводили переоценку индексным методом, что в дальнейшем привело к завышенным размерам износа основных фондов, занижению финансовых результатов при начислении налога на имущество, продаже и передаче неиспользуемых основных фондов.
Отдельные предприятия не провели переоценку основных фондов, несвоевременно отразили ее результаты и тем самым не создали источника для приобретения основных средств (ТОО "Фирма Веста", АОЗТ "ОПР и К", ТОО "Виста" и др.), занизили налог на имущество (Московский монетный двор, ТОО ТПП "Универсал 282", ЗАО "МФС-6" и т.п.).
Только по проверенным предприятиям Челябинской области доначислено в первом квартале 1997 года с учетом экономических санкций налога на имущество 31,2 млрд. рублей по причине невыполнения постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. N 1148 и приказа Минфина России от 19 декабря 1995 г. N 130 по переоценке основных фондов на 1 января 1996 года.
Имели место факты занижения стоимости налога на имущество предприятиями в результате необоснованного пересчета основных фондов после 15 февраля 1996 года в Кировской, Смоленской областях, Республике Коми и др.
Учитывая изложенное выше, налоговым органам при осуществлении контрольно-экономической работы следует обращать внимание на следующие вопросы:
1. Достоверность отражения данных по выручке от реализации продукции (работ, услуг), особенно при осуществлении зачетных операций.
Достоверность отражения данных по реализации товаров, продукции (работ, услуг) оказывает влияние на показатель финансовых результатов, а списание недостач и потерь на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий, - на неоприходование товарно-материальных ценностей при полном списании издержек производства (обращения).
2. Своевременность оприходования товаров и готовой продукции, формирования их цены.
3. Формирования и списания торговой наценки (скидки, накидки).
4. Возврат покупателями готовой продукции и товаров.
Государственный советник |
В.А. Павлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Государственной налоговой службы РФ от 24 июля 1997 г. N ВП-6-13/543 "О результатах выполнения пунктов 6 и 7 Национального плана проверок налогоплательщиков на 1997 год"
Текст письма официально опубликован не был