Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Состояние улично-дорожной сети Омской агломерации
Омск - административный центр и крупнейший по численности населения (1 178,1 тыс. человек) город Омской области, один из 15 городов-миллионников Российской Федерации. Омск является крупным транспортным узлом Западной Сибири.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93, формирование эффективной городской агломерации вокруг города Омска, а также модернизация города являются важнейшими предпосылками успешного социально-экономического развития региона.
На начало 2016 года в пределах Омской агломерации проживает более 1 544 тыс. человек, что составляет 78% от общего населения области. Основная масса ежедневных трудовых мигрантов осуществляет передвижение до Омска и обратно на общественном и личном автомобильном транспорте по дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения.
Протяженность опорной сети Омской агломерации составляет более 1 257,2 км, в том числе:
- автомобильные дороги федерального значения - 198,0 км;
- автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения - 509,4 км;
- автомобильные дороги местного значения города Омска - 549,8 км.
При этом общая протяженность дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения муниципальных образований, входящих в Омскую агломерацию, составляет 2 832,0 км, в том числе с твердым покрытием 2 124,0 км.
Значительная часть улично-дорожной сети города Омска построена в 70-е - 80-е годы прошлого века. Конструкция дорожной одежды рассчитывалась на осевую нагрузку 6 т. В настоящее время осевые нагрузки составляют 10,0 - 11,5 т, что превышает в 1,5 - 2 раза расчетную нагрузку. Кроме того, движение тяжелого общественного транспорта (троллейбусы, автобусы) также приводит к деформациям дорожного полотна в виде колейности.
При устройстве дорожного покрытия дорог регионального и межмуниципального значения использовался грунт, укрепленный битумом или цементом, который за период эксплуатации потерял свою несущую способность
Многолетняя эксплуатация автомобильных дорог Омской агломерации при многократно увеличившейся нагрузке и без достаточных финансовых вложений (при недовыполнении работ по их реконструкции, соблюдению межремонтных сроков) привела к ухудшению их технического состояния, в связи с чем доля опорных дорог Омской агломерации, соответствующих требованиям технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 827, не превышает 38%.
Омск является характерным примером линейного города. Планировочные районы следуют один за другим вдоль побережья реки Иртыш, что накладывает свой отпечаток на особенности дорожной сети. Основные маршруты автомобильного транспорта пролегают по трем продольным магистралям:
- просп. Мира - ул. Красный Путь - просп. Маркса;
- ул. Б. Хмельницкого - ул. Кирова - ул. Новокирпичная - ул. Светловская;
- ул. 2-я Солнечная - ул. Волгоградская - ул. 70 лет Октября - ул. Суворова.
Южный обход города Омска соединяет дороги федерального значения Р254 "Иртыш" и А320 "Омск - Черлак - граница с Республикой Казахстан".
При этом основной грузопоток следует по дороге федерального значения Р402 "Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск". Отсутствие Западного обхода приводило к тому, что через территорию города Омска проходило в сутки более 5 тыс. единиц транзитного автотранспорта.
После завершения в 2015 году строительства Западного обхода (участок Федоровка - Александровка) количество транзитного транспорта на улично-дорожной сети значительно снизилось.
Улицы, являющиеся продолжением внегородских магистралей, имеют недостаточную ширину, особенно в зонах исторического центра Омска, где по условиям сложившейся застройки невозможно их расширение. Технические параметры улиц часто не соответствуют уровню транспортной загрузки.
Данная проблема особенно заметна в центральной (исторической) и южной (вновь застраиваемой) частях Омска, где становится все более напряженным движение, что доставляет массу неудобств водителям и пешеходам. В значительной степени это связано с тем, что разработанная несколько десятилетий назад транспортная схема Омска не прогнозировала такого роста интенсивности личного и общественного автотранспорта, связанного с изменением экономических условий.
Протяженность перегруженных участков дорог составляет 151,5 км.
Перечень автомобильных дорог Омской агломерации и планируемые мероприятия на них для достижения целевых показателей изложены в приложении N 2 к программе.
Высокая загруженность городских автомагистралей, большая интенсивность движения, малая пропускная способность городских улиц и дорог и низкие скорости движения, заторы, неудовлетворительное транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог приводят к еще одной проблеме, связанной с транспортной инфраструктурой, - ДТП.
За 2013 - 2015 годы на дорогах Омской области произошло 9359 ДТП, в результате которых погибло 852 человека, ранено 12134 человека.
При этом наблюдается тенденция на снижение количества погибших в ДТП.
Состояние аварийности на территории Омской области в период с 2013 по 2015 год приведено в таблице N 1.
Таблица N 1
Период, год |
Количество ДТП, ед. |
Количество погибших в ДТП, чел. |
Количество пострадавших в ДТП, чел. |
2013 |
3027 |
319 |
4042 |
2014 |
2990 |
274 |
3909 |
2015 |
3342 |
259 |
4183 |
В городе Омске за 2015 год произошло 2591 ДТП (77% от всех ДТП), погибло 94 человека (36% от всех погибших), ранено 3175 человек (75% от всех раненых).
В результате анализа зарегистрированных в 2015 году на территории Омской области ДТП установлены основные виды ДТП:
- 37,6% от общего числа зарегистрированных ДТП составляют столкновения транспортных средств;
- 35,6% - наезд транспортного средства на пешехода. При этом вина водителей зафиксирована в 54% ДТП, вина пешеходов - в 46% ДТП.
32,8% от всех ДТП происходит в темное время суток.
Количество аварийно-опасных участков (мест концентрации ДТП) в 2016 году на территории Омской агломерации составило 70 мест, из них:
- на территории города Омска - 64 места;
- на дорогах регионального значения - 4 места;
- на дорогах федерального значения - 2 места.
Анализ ДТП по причинам возникновения показывает, что, наряду с основной причиной возникновения ДТП - нарушением правил дорожного движения участниками дорожного движения, за последние годы выросло число ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог (2015 год - 48,6%), которое в свою очередь связано с накопленным недоремонтом и интенсивным использованием улично-дорожной сети.
Выявление очагов аварийности и активные ремонтные работы по ликвидации причин ДТП приведут к снижению этого показателя. План мероприятий по ликвидации мест концентрации ДТП на территории Омской агломерации изложен в приложении N 3 к программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.